Реальные доходы населения и методика их расчета. Личный доход и его расчет

Совокупным называется доход, который включает все средства лица, полученные за определенный промежуток времени вне зависимости от источника поступления. Для расчета совокупного дохода можно учитывать квартал, месяц, полугодие, год (к примеру, при заполнении деклараций о доходах необходимо годовое исчисление). Как правило, рекомендуют складывать доходы, полученные тем или иным лицом за период под названием налоговый год.

Совокупный доход лица

Интересно, что к понятию относится и зарплата, и пенсия, и прибыль от любой частной предпринимательской работы, направленной на извлечение дохода, и средства, возникшие в результате наследования, дарения, выплат , продажи различного рода движимого и недвижимого имущества. Даже займы, предоставленные банковскими и другими подобными кредитными организациями, объединены под словосочетанием «совокупный доход». При исчислении совокупного дохода принято суммировать доходы и в денежном, и в нематериальном эквиваленте, которые, согласно принятым нормам и правилам, измеряются в официальных ценах государства, а при отсутствии таковых, в сформировавшихся рыночных ценах.

Семейный совокупный доход

В масштабах отдельно взятой семьи совокупным доходом принято считать сумму доходов каждого члена семьи. При его расчете, согласно закону, нет надобности упоминать социальную помощь и субсидии, полученные из госсртуктур, бюджетные средства, выраженные в виде матпомощи, алименты, выплаченные детям. Подобные расчеты зачастую используются для отнесения семей к разряду малообеспеченных и получения ими прав на всевозможные льготы и субсидии, связанные с многочисленными программами социальной поддержки.

Совокупный доход юридического лица

Для предприятий под совокупным доходом принято понимать общий объем выручки, заработанный юридическими лицами за истекший период. В общем случае он равен произведению сформированных ценовых показателей на объемы уже реализованного товара или услуги.

Основной статьей совокупного дохода любого государства является прибыль, полученная от перечислений налогоплательщиков, зарегистрированных на его территории, помимо всего прочего, к доходам страны принято относить всевозможные трансферы и перечисления, сделанные иными государствами и различными международными организациями и спецфондами, доходы от ведения любой внутренней деятельности, работ и услуг, направленных на получение средств из-за границы. Под совокупным доходом в масштабе страны считается общий объем средств, полученный всеми ее гражданами, или, как их еще называют, резидентами.

В некоторых случаях необходима объективная оценка финансового состояния и платежеспособности не отдельного человека, а всей его семьи, в составе которой он проживает. Это может потребоваться, например, для получения кредита или разного рода субсидий, в том числе, на оплату жилищно-коммунальных услуг. В этих случаях в качестве такого критерия используется ежемесячный совокупный доход семьи.

Из чего складывается совокупный доход

Если речь идет о совокупном ежемесячном доходе семьи, он является суммой ежемесячных совокупных доходов всех ее членов, достигших совершеннолетнего возраста. Среднее значение этого дохода в расчете на одного члена семьи является объективным критерием, позволяющим судить о благосостоянии этой семьи. Семья в некоторых вопросах, связанных с денежными обязательствами, например, с получением и выплатой кредита, рассматривается как единое целое.
Для получения ипотечного кредита в банке требуется, чтобы величина ежемесячного платежа не превышала 35% от совокупного дохода семьи.

При определении совокупного дохода каждый ее член должен учесть все денежные поступления, полученные им. В общую сумму должны войти:
- заработная плата с учетом полученных за месяц надбавок, доплат, денежных премий и вознаграждений и даже материальная помощь, с суммы которой обычно не выплачивается даже налог на доходы физических лиц;
- все полученные за месяц пособия – выходное, на ребенка, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на период отпуска по уходу за ребенком и по безработице;
- полученные алименты, стипендии, пенсия, денежное довольствие военнослужащих, ежемесячные страховые выплаты;
- доходы от любого вида коммерческой деятельности;
- суммы, ежемесячно выплачиваемые гражданам в рамках социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и квартиры;
- суммы, полученные в виде процентов по вкладам в банки;
- доходы от сдачи в аренду имущества, а также от продажи недвижимости и другого имущества: ценных бумаг, автомобилей и пр.;
- выплаты из региональных и местных бюджетов;
- доходы по авторским и договорам подряда;
- денежные суммы, которые были получены в качестве подарка или по наследству.

Ежемесячный совокупный годовой доход рассчитывается с учетом коэффициентов и надбавок, которые выплачиваются по закону за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями.

Какие суммы не войдут в совокупный доход

В совокупном доходе вы можете не учитывать те средства, которые вы выручили от продажи жилья, находящегося в вашей собственности, если эти средства были потрачены на реконструкцию того жилья, где вы проживаете, строительство или покупку нового. В том случае, когда вами были получены дотации или пособия из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках программы «Ветхое жилье», вы тоже можете не включать их в совокупный доход.
  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.

    Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным).

    Доход людей, не владеющих ни одним из факторов производства (дети, престарелые, инвалиды), являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размер зависит от соц. политики государства.

    Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.Денежные доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

    Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованиеминдекса потребительских цен. Иногда реальные доходы населения определяют через показательпокупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.

    Величина определяется множеством усл.: факторами, унаследованными чел.: природной одарённостью, физ. и интел. Способностями, первоначально наделённой собственностью; накопленным в течении жизни чел.капиталом, зависящим от образования, трудолюбия, опыта; родом, видом деят-ти, отраслевой принадлежностью предприятия, усл.труда; типом эк.сист. и уровнем её развития; везение, удача, обстоятельства.

    54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

    Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость. Соотношение 80: 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий. На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда. В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы

    Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов между домохозяйствами. С этой целью применяют прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем группируют.

    Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

    Коэффициент дифференциации доходов, коэф. фондов – соотношение между ср.доходами 10% самых богатых(d10) и 10% наименее обеспеченных(d1): Kg=d10/d1. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.

    Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20 и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

    Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между домашними хозяйствами можно, построив кривую распределения доходов, названную по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся на самую необеспеченную часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения - 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения доходов, чем сплошная кривая. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества.

    С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

    В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. Объективная бедность - состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым. Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам.

    В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности. Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина - набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в. определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране.

    Крайним проявлением бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.

    В валовых доходах преобладают денежные доходы , представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

    1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

    2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

    3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

    4) прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.

    Соотношение между этими тремя источниками резко менялось: в условиях административно-командной системы с государственной собственностью основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внуков. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания – в городе или в сельской местности.

    В Казахстане денежные доходы от трудовой деятельности в общих денежных доходах составляли в 2010 г. 81%; из объема доходов от трудовой деятельности доходы от работы по найму составляли 70,9%.; от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности 9,5%; социальные трансферты – 15,5%; доходы от собственности – 0,7%; материальная помощь от родственников и прочие доходы – 3,4%.

    Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

    Доход от наемной занятости – заработная плата; все виды поощрительной оплаты, надбавки к заработной плате; гонорары; премии; выплаты: от прибыли, по больничным листам, выходных пособий; компенсация за медицинские расходы, получаемые от работодателя, в денежной и натуральной форме.

    Доход от самостоятельной занятости – доходы от предпринимательской деятельности в денежной и натуральной форме.

    Социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, дополнительные льготы, благотворительная помощь.

    Доход от собственности – дивиденды и выигрыши по акциям и другим ценным бумагам; проценты по вкладам, за пользование суммами, предоставленными в виде долга; выигрыши по вкладам; доходы от сдачи в аренду жилья, транспортных средств, техники, земельных участков.

    Доход от продажи – доход от продажи недвижимости, различных изделий и товаров; продуктов питания, полученных из личного подворья (подсобного хозяйства); оказанных на сторону различных услуг.

    Прочие источники дохода – алименты, поступления от родственников и знакомых.

    Располагаемые денежные доходы – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.

    Реальные денежные доходы – денежные доходы с учетом изменения потребительских цен.

    – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с учетом изменения потребительских цен.

    Денежные доходы могут быть номинальными (до уплаты налогов и обязательных платежей) и располагаемыми (после осуществления указанных выплат). Реальные денежные доходы –денежные доходы с исключением изменения потребительских цен. Исчисляются путем деления денежных доходов на индекс потребительских цен. Реальные располагаемые денежные доходы –денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с исключением изменения потребительских цен.

    В основу классификации доходов положены разные признаки.

    1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

    Заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;

    Доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных

    Арендную плату за переданное во временное пользование имуще-

    Страховое возмещение;

    Доходы от реализации имущества;

    Выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюд-

    жетных фондов);

    2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

    Регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

    Случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имуще-

    3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:

    Гарантированные (государственные пенсии, доходы по государст-

    венным займам);

    Условно-гарантированные (оплата труда);

    Негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

    В Казахстане наблюдается значительная дифференциация по среднедушевым доходам, использованным на потребление. Соотношение максимального и минимального их значения по регионам в расчете за год: в 2005 году – 4,8 раза, в 2010г. – 3,7 раза. Дифференциация же прожиточного минимума гораздо меньше, хотя также достаточно велика – 1,4 раза.

    Рост доходов, использованных на потребление, составил в 2010г. – 22,5%. Однако величина прожиточного минимума в 2010г. возросла на 6,5%, то есть реальный прирост доходов, использованных на потребление, составил 16%.

    В 2005 г. среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения составили 15,8 тыс. тенге, в 2010г. – 40,5 тыс. тенге, что на 2,5 раз выше, чем 2005 г. Реальные денежные доходы за 2010 г. выросли за год на 10,2%. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 2005 г. составила 34,06 тенге, в 2010 г. 77,5 тыс. тенге, увеличившись на 14,6% к предыдущему году, а реальная – на 7,0%. Постоянно низкой остается заработная плата у работников сельского хозяйства – 41,3% от средней по стране; у работников финансовой сферы заработная плата превышает среднереспубликанский уровень в 2,0 раза; в промышленности – в 1,3 раза; сохраняются различия в гендерном аспекте: средняя заработная плата у мужчин в 1,3 раза выше, чем у женщин. Значителен также разрыв по регионам – в 3,2 раза

    Из-за специфики экономического развития сложились различия в уровне и структуре доходов городских и сельских домашних хозяйств денежные доходы, используемые на потребление, городского населения в 1,45 раза выше, чем у сельского (30,5 тыс. тенге против 21,0 тыс. тенге); бедность больше распространена в сельских районах – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в городах – 3,7%, в сельской местности – 10,1%.

    В 2005 году доходы превышали прожиточный минимум в среднем в 2,6 раза, в 2010 г. – в 3 раза.

    Учитывая, что трудовые доходы составляют почти три четверти всех денежных доходов населения, а в их числе более двух третей – доходы наемных работников, следует признать, что безработица может играть значимую роль в величине доходов. Расчеты показывают, что между уровнем безработицы и бедностью населения относительно прожиточного минимума существует заметная связь по коэффициенту корреляции. Сокращение безработицы на 1 процентный пункт вызывает сокращение бедности на 3 процентных пункта.

    Доходы домашних хозяйств - общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

    Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления, сбережения и обязательных платежей, т.е. осуществления расходов (см п. 14.3). Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

    Доходы домашних хозяйств можно разделять по разным критериям. Прежде всего можно выделить доходы в денежной и натуральной формах. К последним относят потребляемые в домашнем хозяйстве продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит в целях реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

    В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском , поэтому денежные доходы, безусловно, доминируют над натуральными. К сожалению, статистические исследования позволяют определить общий уровень только денежных доходов домашних хозяйств. В отношении натуральных доходов проводятся выборочные исследования по отдельным продуктам и их группам. В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, например, по картофелю, овощам, фруктам и ягодам была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем, что значительная часть занятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несоразмерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном счете отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле — основная сфера приложения труда. Вместе с тем и здесь общественно целесообразен перс- ход к фермерскому ведению хозяйства, т.е. главным образом товарному производству.

    Денежные доходы подразделяют чаше всего по источникам поступлений (табл. 14.1).

    Таблица 14.1. Структура денежных доходов населения (%)*

    В структуре денежных доходов принято выделять следующие основные источники:

    • заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
    • пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
    • доходы от предпринимательской деятельности;
    • доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

    Необходимо принимать во внимание то, что различаются понятия заработанных доходов , т.е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налоги на прибыль организаций. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это трансфертные платежи, которые включают в себя выплаты по социальному обеспечению и при наступлении несчастных случаев, пособия по безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства.

    В приведенной ранее классификации не учтены случайные доходы граждан, например, выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной России очень распространены. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например, от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т.п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

    Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов.

    Под совокупными доходами следует понимать общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

    Для населения, однако, более существен показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть ВВП, которая расходуется на потребление и накопление.

    Располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей.

    Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные и фактически полученные номинальные доходы. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это произошло в России в 90-х гг. XX в. в период массовой задержки выплаты заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

    Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

    Реальные доходы — определяются количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы.

    В России реальные доходы населения в первые годы экономических преобразований сокращались. Так, по официальным данным, они составляли в 1995 г. 50% уровня доходов 1991 г. Однако в последние годы в целом наблюдается рост реальных доходов населения, что свидетельствует о более высоких темпах роста номинальных доходов в сравнении с ростом потребительских цен, и реальные доходы выросли по сравнению с 1991 г. на 23,5%.

    Для оценки субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МП Б) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продуктов питания, предметов санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг) и рассчитывается в соответствии с прожиточным (физиологическим) минимумом дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, и в 2008 г. величина прожиточного минимума составила 4646 руб. Таким образом, в БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной подразумевается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в разных формах. При номинальном росте дохода в виде оплаты труда в общем объеме денежных доходов его доля за 10 лет снизилась на 5% и в 2008 г. составила 68,6% (см. табл. 14.1). В соответствии с системой национальных счетов к оплате труда относят:

    • начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
    • выплаты за работу в особых условиях;
    • доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, выходные и праздничные дни;
    • премии и единовременные поощрительные выплаты;
    • плату за выслугу лет;
    • оплату ежегодных и дополнительных отпусков;
    • доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);
    • командировочные расходы и подъемные;
    • стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

    Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, основная, идет на содержание домашнего хозяйства, включая содержание членов семьи.

    Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам

    Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. В связи с этим их начисление и выплата в существенной степени зависят от законодательных норм. В период экономических реформ в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время, в связи с чем нельзя механически воспринимать конкретные нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей), приведенные в данном разделе. Вместе с тем доля социальных выплат в обшей сумме доходов населения с 2000 по 2008 г. несколько уменьшилась (см. табл. 14.1). Отметим, что страховые и социальные поступления неоднородны. Можно выделить тс из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако основная часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, имеет чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Существуют «промежуточные» выплаты между чисто безвозмездными и теми, которые связаны с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, предоставляемых гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большая часть пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам в целях стимулирования безработного к обучению какой-либо специальности.

    Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций.

    Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

    Существуют и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

    Распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются следующим образом:

    • пособие но беременности и родам;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет;
    • ежемесячное пособие на ребенка.

    Пособие по беременности и родом выплачивается в зависимости от места работы, службы или учебы женщины, а также для безработных и уволенных женщин соответственно в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, денежного довольствия, стипендии и минимального размера оплаты труда.

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в размере МРОТ, установленного федеральным законом надень предоставления отпуска по беременности и родам.

    Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного МРОТ, установленного федеральным законом надень рождения ребенка.

    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 2 МРОТ, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Это пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.

    Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% МРОТ, установленного федеральным законом. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% величины прожиточного минимума в субъекте РФ, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Устанавливаются законодательно также размеры увеличения рассматриваемого пособия для одиноких матерей и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.

    Важное место в системе социальной зашиты населения занимают пособия, предоставляемые из бюджета. Государство гарантирует:

    • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
    • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
    • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

    Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения, или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т.п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует понесение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи — нежелательные события для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий. Ввиду специфического характера страховых возмещений здесь они не рассматриваются.

    К доходам от предпринимательской деятельности домашних хозяйств относятся любые формы доходов, которые возникают как результат ведения частного бизнеса. К ним можно также отнести: доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого имущества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне; другие доходы. Эти формы возможны в рамках как организованного (зарегистрированные предприятия, в частности индивидуальные частные предприятия, малые предприятия), так и неорганизованного ведения бизнеса. Среди форм неорганизованного бизнеса как основные можно выделить частную неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание частных услуг. Доходы от реализации части продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах граждан, также могут при определенных условиях рассматриваться в качестве доходов от предпринимательской деятельности. Такими условиями выступают регулярный характер производства этой продукции и ориентация части или всего производства на рыночную реализацию. Эпизодические, случайные продажи и оказание услуг вряд ли правомерно считать формой предпринимательской деятельности, поскольку они, как правило, бывают вынужденной мерой для домашних хозяйств и не предполагают организацию соответствующего вида бизнеса.

    В России при низком уровне оплаты труда предпринимательская неорганизованная деятельность домашних хозяйств- хорошее подспорье для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаше всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В частной практике наибольшее распространение получили наиболее доходные услуги, которые пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз.

    Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банки, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты. Это вполне правомерно, поскольку доходы рассматриваемой группы появляются у домашних хозяйств как следствие первичных инвестиционных расходов. Кратко охарактеризуем другие формы инвестиций домашних хозяйств.

    Операции с имуществом — это, в первую очередь, продажа и сдача в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также продажа земельных участков. Как уже отмечалось, продажа представляет собой менее выгодную форму получе- ния дохода, поскольку она разовая и приводит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имущества. Кроме того, арендная плата позволяет частично защитить доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домашние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества, например, подержанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми и ювелирными изделиями. Однако с насыщением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж постепенно вытесняются.

    В экономической науке существуют разные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

    • краткосрочные расходы;
    • среднесрочные расходы;
    • долгосрочные расходы.

    К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает в себя расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.

    Автор данной классификации исходит из реальных доходов домашнего хозяйства, поэтому в ней не учтены обязательные платежи домашних хозяйств. Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т.д.).

    Классификация расходов домашних хозяйств

    Расходы домашних хозяйств - расходы на покупку товаров и услуг, обязательные платежи и взносы, приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.

    В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами , некоторые экономисты делят их на следующие основные группы:

    • а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);
    • б) налоги и другие обязательные платежи;
    • в) денежные накопления и сбережения.

    Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства целесообразно использовать классификацию, которая позволяет объединить два рассмотренных ранее критерия.

    Современная статистика выделяет в расходах домашних хозяйств четыре основных раздела:

    • покупка товаров и услуг;
    • обязательные платежи и взносы;
    • приобретение недвижимости;
    • прирост финансовых активов (денежные сбережения).

    Структура денежных расходов населения показана в табл. 14.2.

    Таблица 14.2. Структура денежных расходов населения*(%)

    Показатель

    Денежные расходы и сбережения — всего

    В том числе:

    Покупка товаров и оплата услуг

    Обязательные платежи и разнообразные взносы

    Приобретение недвижимости

    Прирост финансовых активов

    Из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения

    * Россия в цифрах — 2009 г. Федеральная служба государственной статистики.


    ^ Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

    ^ Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получение мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.
    Принципиальная схема формирования доходов населения име­ет следующий вид:

    ^ I. Номинальные доходы:

    Денежные доходы;

    Натуральные доходы;

    Материальные затраты учреждений, бесплатно об­служивающих население.

    Оплату услуг;

    Обязательные платежи и налоги.

    ^ Равно: II. Реальные доходы населения

    Вычесть:

    Добровольные платежи и взносы;

    Прирост сбережений;

    Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

    ^ Равно:III. Конечные (реально используемые) доходы. Индекс цен и тарифов

    IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопо­ставимых ценах и тарифах, всего: в том числе:

    На душу населения;

    Индекс роста (падения) доходов.

    Большое значение в регулировании уровня жизни имеет про­гнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего.

    Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим эле­ментом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП-А-КН. При этом берется во внимание то обстоя­тельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД =Фп + Фн + Фр (где: Фп - фонд потребления, Фн - фонд накопления и Фр - фонд резервов).

    В этом случае логика прогнозирования доходов населения в лю­бом году перспективного периода может иметь следующий вид:

    I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется
    по прогнозным таблицам СНС, МОБ (межотраслевого баланса).

    II.Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным
    таблицам СНС и МОБ)

    прибавить:

    Платные услуги;

    + накопление в домашних хозяйствах; вычесть:

    Износ жилищного фонда;

    Материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

    равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населе­нием.

    вычесть - IV. Конечные (реально используемые) доходы насе­ления в базисном году.

    равно = V. Общий прирост ресурсов потребления. Вычесть - VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабиль­ного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

    равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

    VII а. Использование ресурсов:

    а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.:

    Повышение минимального уровня оплаты труда;

    Повышение среднего уровня оплаты труда;

    Снижение налогового бремени

    б) на увеличении объема трансфертных платежей:

    Повышение уровня пенсий;

    Увеличение других выплат.

    Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом перио­де могут осуществляться по такой схеме:

    1. Денежные доходы - всего в т.ч.:

    Заработная плата;

    Доходы от собственности;

    Поступления из финансовой системы;

    Пенсии и пособия;

    Стипендии;

    Другие доходы;

    2. Денежные доходы, не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего: в т.ч.:

    Налоги, сборы и другие обязательные платежи;

    Взносы в общественные организации;

    Приобретение лотерейных билетов;

    Приобретение ценных бумаг;

    Выплата процентов за кредит:

    Другие нетоварные расходы.


    1. Изменение сбережений у населения.

    2. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
    Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от пред­приятий и организаций.

    Материальное потребление в сфере общественного обслужи­вания.

    Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

    Конечные (реально используемые) доходы - (4+5+6±7).

    Численность населения - млн. чел.


    1. Реальные доходы на душу населения - тенге.

    2. Динамика реальных доходов:
    + рост реальных доходов (%),

    Падение уровня реальных доходов (%).

    В связи с тем, что в общей сумме доходов населения подавля­ющая часть приходится на оплату работников наемного труда, боль­шое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ве­дутся по следующей принципиальной схеме:


    1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

    2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

    3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1-2).

    4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами на­емного труда в прогнозируемом году по отношению к отчетно­му (%).

    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)


    1. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной спо­собности тенге отчетного года (3:4).

    2. Индекс роста заработной платы.
    В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) ба­ланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наем­ных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

    Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных дохо­дов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, ис­числяются реальные и номинальные доходы и покупательная спо­собность населения, рассчитываются показатели распределения на­селения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам полу­чения средств и направлением их расходования.

    Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

    Схема баланса денежных доходов и расходов населения


    Доходы

    Расходы и сбережения

    1. Оплата труда.

    1. Доходы рабочих и служащих
      от предприятий и организаций,
      кроме оплаты труда.

    2. Дивиденды.

    3. Поступления от продажи про­дуктов сельского хозяйства.

    4. Пенсии и пособия.

    5. Стипендии.

    6. Поступления из финансовой системы: всего, в том числе:
    а) страховые возмещения;

    б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и дру­гие цели;

    в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

    г) проценты по вкладам;

    д) выигрыши и погашения по займам;

    е) выигрыши по лотереям;

    ж) изменение задолженность
    населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьше­ние -);

    з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляю­щим деятельность без образова­ния юридического лица (при­рост ±, уменьшение -);

    и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

    8. Прочие поступления:

    а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

    б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельско­хозяйственные заготовки);

    в) другие доходы.

    9. Деньги, полученные по пере­водам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

    ^ Всего денежных доходов

    Превышение расходов над доходами

    Баланс


    1. Покупка товаров и оплата ус­луг, всего:

    в том числе:

    а) покупка товаров во всех ка­налах реализации;

    б) оплата услуг и другие рас­ходы, всего:

    в том числе:

    Оплата жилья и коммуналь­ных услуг;

    Оплата бытовых услуг;

    Услуги системы образования;

    Расходы на путевки в сана­тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

    Расходы на кино, театры и другие зрелища;

    Расходы на все виды транс­порта;

    Оплата услуг связи;

    Прочие расходы

    2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

    в том числе:

    а) налоги и сборы;

    б) платежи по страхованию;

    в) взносы в общественные кооперативные организации;

    г) возврат ссуд;

    д) приобретение лотерейные билетов;

    е) проценты за товарный кредит;

    ж) обязательные страховые взносы

    в пенсионный фонд;

    з) страховые взносы в част­ные

    пенсионные фонды.

    3. Прирост сбережений во вкла­дах и ценных бумагах, всего:

    в том числе:

    а) прирост вкладов в учреж­дениях сберегательного банка;

    б) прирост вкладов в коммер­ческих банках; в) приобретение облигаций государственного внутреннего займа;

    г) приобретение облигаций
    Государственного сберегатель­ного займа;

    д) приобретение сертифика­тов Республики Казахстан;

    е) прирост (уменьшение) средств

    физических лиц, депо­нированных в банках для расче­тов с использованием пластико­вых карт;

    ж) приобретение акций пред­приятий.

    Расходы и сбережения

    Покупка жилых помещений.

    Расходы населения на приоб­ретение иностранной валюты.

    Деньги, отосланные по пере­водам (за вычетом полученных сумм).

    ^ Всего денежных расходов и сбережений

    Превышение доходов над расходами

    Баланс

    Важным инструментом государственного регулирования и стра­тегического планирования доходов населения является определе­ние величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда.

    Под величиной прожиточного минимума по­нимают показатель абсолютного измерения низких доходов насе­ления, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

    В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов;


    1. Статистический (прожиточный) минимум устанавливается на уровне доходов,
    которыми располагают 10-20% самых малоиму­щих граждан страны).

    1. Нормативный (определяется по фактической стоимости по­требительских товаров и услуг, входящих в потребительскую кор­зину).

    1. Комбинированный или нормативно статистический (питание оп­ределяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах).

    2. Субъективный (на основе социологических опросов населе­ния о необходимом минимальном доходе).
    Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспе­чить прожиточный минимум).

    Медианный (здесь порогом бедности считается величина, рав­ная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населе­ния)).

    Метод условных расчетов (в основном применяется в США, состо­ит в оценке уровня стоимости специально сконструированного про­довольственного набора и далее, исходя из условного соотноше­ния между величиной прожиточного минимума и стоимостью про­довольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

    Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

    В Казахстане при расчетах прожиточного миниму­ма используется принятый в международной практике комбини­рованный или нормативно-статистический метод.

    В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограни­чения и обеспечивающий минимально необходимое количество ка­лорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

    Продовольственный набор для расчета прожиточного миниму­ма разработан специалистами Института питания АМН Республики Казахстан. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в Казахстане особенности потреб­ления продуктов.

    В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединен­ных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, ово­щи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопро­дукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обес­печивает полное удовлетворение потребности в основных пище­вых веществах и энергии по всем социально-демографическим груп­пам при минимальной стоимости «продовольственной корзины». Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную диф­ференциацию по интегральному показателю условий жизни насе­ления.

    Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по доле аналогичных затрат в бюд­жете низкодоходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
    ^ Проблема бедности и возможности её разрешения на плановой основе.

    Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов, так как с неравенством тесно связана проблема бедности. Понятие бедности – это сложное понятие, которое для стран постсоветского пространства возникло в 70-х годах, когда были введены пособия для малообеспеченных семей. В советское время к бедным относился достаточно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возраст, здоровье, утрата кормильца, повышенная иждивенческая нагрузка на работающего. Масштабы бедности измеряются показателем подушного учета в целом по стране (например, он составляет 43, это значит, что 43% людей имеют уровень потребления ниже прожиточного уровня).

    Существует понятие «глубина бедности», «разрыв бедности», который в целом по республике равен 9%. Это значит, что средний показатель потребления у бедного населения на 9% ниже размера минимальной потребительской корзины. В крупных городах разрыв бедности - 7,6%, а в сельской местности – 11,2%.

    Бедность – это относительное понятие, определяется через введение «черты бедности».

    В настоящих условиях считается целесообразным решением правительства за критерий для установления черты бедности принимать абсолютный её уровень и определять продовольственную черту бедности на уровне потребительской корзины. Натурально-вещественный состав и размеры потребления минимальной продовольственной корзины должны определяться по научно-обоснованным нормам потребления основных продуктов питания, разработанным Институтом питания Министерства Академии наук Республики Казахстан в 1998 году. Энергоценность научно-обоснованного минимального продуктового набора составляет 2137 ккал. в день при безопасном уровне минимального потребления белка 69,76 граммов в день.

    В мире существует две концепции по поводу бедности: абсолютная и относительная.

    В первом случае уровень бедности определяется размером минимального потребительского бюджета, здесь производятся доплаты семьям, доходы которых ниже биологического (физиологического минимума). Вторая концепция, получившая развитие в послевоенный период, рассматривает бедность как относительную категорию и причисляет к бедным те семьи, чьи доходы существенно ниже среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические статистические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами.

    В Италии, например, бедные – это те, чей средний доход на человека в семье составляет менее половины этого показателя по стране; в Канаде – 70% этого показателя. В США размер доходов семьи, официально признаваемый за порогом бедности, с 60-х годов определяется исходя из того, что каждая американская семья в среднем тратит треть своих доходов на питание. Минимальный бюджет на питание в денежном выражении умножался на три, и получалась величина прожиточного минимума, которая была признана официальным порогом бедности в США, физический порог бедности ежегодно корректируется в зависимости от роста индекса цен.

    Впервые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в 1883 году Бисмарком.

    В развитых странах государство выделяет средства на различные социальные программы, в том числе и по борьбе с бедностью:

    Трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, субсидии малообеспеченным слоям населения,

    Регулирование цен на социально-значимую продукцию (например, на медицинские препараты через установление в РК 25%-ной скидки между производителем и аптекой.);

    Индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции (в РК-6%);

    Установление обязательного минимума заработной платы на уровне прожиточного минимума (в РК- менее 10%);

    Прогрессивное налогообложение (в РК отменено с 01.01.01 г.)

    Эти меры представляют собой попытку «осправедливить» рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос- справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, ибо дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных (поддержит государство), ни у богатых (все равно отнимут). Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией. Выбор между равенством и неравенством доходов- это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.

    Примером является скандинавская модель общества равных возможностей, где борьба с бедностью направлена увеличение покупательской способности малообеспеченных слоев населения, без уменьшения стимулов к труду. Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством представляет собой трудноразрешимую проблему рыночной экономики.

    Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет также и к сокращению робертсонианского лага (интервала времени воздействием и его эффектом)- в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями - либо покупки, либо сбережения.

    Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством. Формами перераспределения являются налоги (с больших доходов) и трансферты для малоимущих.

    Налоговая система только формируется, но в сфере налогообложения физических лиц довольно развитое законодательство, хотя оно непрерывно корректируется как в связи с появлением новых форм дохода (депозиты, акции с существенно растущей реальной стоимостью), так и в связи с высокой инфляцией, требовавшей непрерывного повышения границ налогооблагаемой базы.

    Для уменьшения дифференциации в доходах необходимо:

    Увеличить налогообложение расточительных и богатых, например через акцизы;

    Увеличивать трансферты: их индексацию, носящую компенсационный характер по отдельным видам доходов;

    Пенсионерам - индексация или компенсация,

    Стипендии - индексация,

    Индексирование заработной платы работников бюджетной сферы и государственных предприятий,

    Изменение уровня минимальной заработной платы,

    Субсидии на оплату жилья,

    Компенсации на детей в малообеспеченных семьях.

    Однако система трансфертных платежей несовершенна, поскольку существует множество выплат. Более эффективным является введение негативного подоходного налога, т.е. системы социальных вычетов, когда средства, использованные на обучение, здравоохранение (но не более 125 тыс. тенге в год) подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Такую же природу имеют имущественные вычеты (не более 3 млн. тенге в течение жизни).

    Любая социальная помощь бедным всегда означает перераспределение доходов и сокращение дифференциации условий жизни. Но повышение налогов свыше некоторой критической точки (кривая Лаффера) уменьшает экономическую активность и предприимчивость и приводит не только к замедлению экономического роста, но и к сокращению поступлений в государственный бюджет, что неизбежно ведет к сворачиванию социальных программ. Кроме этого, экстенсивная социальная помощь способствует распространению иждивенческих установок, что также снижает способность общества к дальнейшему развитию.

    На официальном уровне во всех странах Запада применяется принцип измерения бедности, разработанный в середине 60-годов М.Оршански. Это подход в какой-то мере соединил в себе обе концепции бедности. Продуктовый набор определяется как минимальная по стоимости диета, удовлетворяющая биологические потребности людей в питании, а расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей,- с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги.

    Как известно, при росте благосостояния доля расходов на питание в общем потребительском комплексе уменьшается (при росте абсолютного размера удельных расходов на него) – это одна из основных закономерностей динамики коэффициентов эластичности.

    В мировой практике существуют несколько методов определения бедности:

    Нормативный - определяющий минимальный потребительский бюджет;

    Статистический – когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% населения, получающих самые низкие доходы;

    Стратификационный – когда к бедным относятся люди, неспособные сами себя обеспечить (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей и т.п.);

    Эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

    Экономический – когда помощь бедным ограничивается возможностями государства, и, исходя из этого, определяется: кто является бедным.

    Существует три количественных показателя бедности, которые основываются на индексе Фостера, Гриэра и Торбеке.

    Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами:


    1. уровнем дохода на душу населения;

    2. степенью неравномерности его распределения.
    Неравенство в распределении доходов влечет за собой недоедание, плохое здоровье, бедность. Суточное потребление человеком протеина используется как показатель измерения недоедания.

    Существует два основных показателя распределения дохода. Это распределение по факторам производства. Распределение дохода по абсолютному размеру происходит так: вначале население делится на группы по 10% или 20% (децили и квантили) по мере возрастания размера дохода, затем происходит соизмерение доходов, т.е. сколько процентов национального дохода приходится на каждую группу.

    Показатель неравенства доходов рассчитывается как отношение доходов 40% населения, самого бедного к доходам 20% населения, самого богатого. Можно сравнить доходы части населения, относящейся к очень бедным, с доходами наиболее обеспеченных десяти процентов населения, расположенных, образно говоря, на другом полюсе.

    В 1994 году номинальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы наименее обеспеченного населения в 7 раз, а в 1995 году- в 6,4 раза (в РК, к примеру, эта разница составила 13,3 раза).

    Совокупный доход- это сумма средств, полученных за отчетный период членами домашнего хозяйства в виде доходов от их производственной деятельности, доходов от собственности и текущих трансфертов.

    Доходы от производственной деятельности складываются от заработной платы в денежной и натуральной форме (стоимостная оценка), доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, доходов от личного подсобного хозяйства.

    В доходы от собственности включаются проценты, дивиденды, полученная арендная плата за землю, изъятия дохода владельцами и совладельцами предприятий.

    К текущим трансфертам относятся пенсии стипендии, пособия, страховые возмещения, компенсационные выплаты текущего характера (материальная помощь, пособия переселенцам и др.), благотворительная помощь.

    Бедность является отражением глубинного неравенства в распределении власти и ресурсов в обществе. Бедность как противоположность материальному достатку характеризует низкий уровень жизни и отсутствие доступа к средствам существования.

    Существуют понятия абсолютной и относительной бедности. Абсолютная бедность может быть определена как черта минимального физиологического комфорта, неспособность удовлетворить минимальный уровень проживания. При относительной бедности порог может быть определен в соответствии с теми целями, которые необходимо достигнуть. Ее характер и оценка должны рассматриваться в контексте конкретной страны.

    Можно выделить несколько видов бедности:

    Экдемическая;

    Циклическая;

    Связанная с отдельными социально-экономическими группами или рисками;

    Индивидуальная.

    Имеются также в мировой практике понятия первичной и вторичной бедности. Первичная бедность предполагает, что любой доход бедных слоев населения расходуется «оптимально». Вторичная бедность допускает тот факт, что люди не всегда руководствуются региональными мотивами.

    Лицо бедности в Казахстане имеет свои специфические черты. Во-первых, здесь есть большая категория бедствующих людей с вынужденными сбережениями из-за задержки в выплате зарплаты в трансформационный период. Во-вторых, качественный состав бедных включает в себя квалифицированных рабочих, образованных служащих, политически активные группы.

    Для реализации закона «О государственной адресной помощи» утверждены правила назначения выплаты государственной адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь рассчитана на временно нетрудоспособных людей, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе устойчивый источник дохода. Адресная социальная помощь должна представляться только тем, кто по объективным причинам не может трудиться. Специальная рабочая группа изучает поступающие предложения по определению совокупного дохода. Предполагается делать это с учетом особенностей региона, причем нормативы могут корректироваться по решениям акимов областей и городов. Мы готовы к совместной работе, чтобы в конечном итоге выстроить четкую систему оказания адресной помощи нуждающимся.

    Искоренение бедности достигается через создание условий для реализации потенциала страны так же, как для каждого человека. Это означает формирование посредством нормального государственного и общественного управления, устойчивой экономики, эффективной социальной системы развитие демократических институтов. Мобилизация политической воли, разработка и проведение в жизнь долгосрочных стратегий борьбы с бедностью, связанных с взаимодействием экономического роста и справедливой социальной политики, способны преодолеть экономическое и социальное неравенство и предоставить людям возможность наиболее достойно прожить жизнь.