Проблема внешнего долга в современной мировой экономике. Мировая долговая проблема и устойчивое развитие глобальной экономики

Одна из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы - кризис международной задолженности 1980-1990-х годов и рост международных долгов в эти и последующие годы. Внешние заимствования оказывают положительное влияние на экономическое развитие до определенного уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы.

Кризис внешней задолженности начался в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам и объявили о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление.

Появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд условий:

  • 1. Широкое кредитование развивающихся стран частным сектором в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования.
  • 2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства, особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов.

Основная доля международного банковского кредитования приходилась на страны Латинской Америки (более 50%).

  • 3. Способность обслуживать долг зависит от величины долга, от условий заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран.
  • 4. Образование кризиса внешней задолженности сопровождался бегством капитала за границу. По оценкам, только за1976-1985 гг. страны с высокой задолженностью в результате бегства капитала потеряли 200 млрд. долл.

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников.

Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.

В результате в 1980-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

Попавшие в долговой кризис страны в елях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.

Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный процесс, в котором участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки.

На первом этапе 1983-1988 гг. происходило ужесточение позиций стран-кредиторов. Правительства и ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.

В 1988г. Были объявлены предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги не могут быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию.

Состояние международных долгов за 1990-2000-е годы изменилось. Общий объем внешних долгов значительно увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП.

1990-е годы характеризовались новыми ситуациями в динамике международных долгов: появилась новая группа крупных должников страны - СНГ. В 1999 г. Их внешний долг достиг 222,8 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран.

В тяжелом положении оказались многие беднейшие страны. В связи с этим, в 1999 г. Развитые страны стали снижать долги беднейших стран, находящихся в тяжелом положении до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза.

В 2005 г. норма обслуживания долга снизилась до 15%.

Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран - Аргентины, Бразилии. В 2000 г. Величина обслуживания долга - 52%, в 2005 г. - понизилась до 35,6%.

Страны Тропической Африки имели саму высокую долга - она превышала 70%. В результате списания долгов и оживления экономической деятельности бремя внешних долгов африканских стран снизилось до 11,2% в 2005 г.

Отправить другу



Структура мирового долга



Мировая экономика восстанавливается после мирового системного кризиса значительно медленнее, чем ожидалось два года назад. Оценка феномена «длительного застоя» глобальной экономики необходима для разработки механизмов, стимулирующих рост мирового хозяйства. Отмечая снижение инвестиционной активности на фоне переизбытка ликвидности, международные организации периодически пересматривают прогнозы темпов развития мировой экономики в сторону понижения.

Согласно прогнозу МВФ низкие темпы роста глобального ВВП, составившие 3,1% в 2015 г., могут сохраниться в последующие два года. Еще менее оптимистичной выглядит оценка перспектив восстановления роста в глобальной экономике, содержащаяся в подготовленном ЮНКТАД докладе о торговле и развитии - 2015. Согласно прогнозу этой международной организации темпы роста мировой экономики в 2016 г. должны составить 2,5% вместо 4% в докризисном 2007 г. В 2016 г. повышение темпов роста на 2,4% экономики США, 1,7% - стран ЕС и 0,9% - Японии не позволяет развитым странам придать существенный импульс развитию мировой экономики. Умеренное снижение темпов роста в развивающихся странах с 7,8% в 2010 г. до 4,5% в 2014 г. и 4,1% в 2015 г. происходит одновременно с более глубоким падением в странах с переходной экономикой с 4,7 до -2,6% за этот же период, что также не способствует ускорению темпов роста мирового хозяйства.

Причины стагнации мировой экономики
На фоне замедления темпов роста всего мирового хозяйства более заметным выглядит прогнозируемое оживление экономики США до 2,6% в 2016 г. Однако этот рост осложняется рядом социальных проблем и рисков.

При объяснении причин стагнации мировой экономики чаще других приводится точка зрения, согласно которой основными факторами падения темпов роста глобального мирового хозяйства является замедление экономического роста в Китае, повлекшее снижение спроса на многие виды сырья. Кроме того, переход китайской экономики на новую модель развития, в основе которой лежат внутреннее потребление и расширение использования собственных ресурсов, тормозит общемировое экономическое развитие. Вдобавок к этому низкая эффективность глобального регулирования мировой экономики. Начатые реформы в международной валютно-финансовой системе постепенно прекратились, чему наглядным подтверждением служит саммит МВФ и Мирового банка в Лиме в октябре 2015 г., на котором лишь констатировалось, что мировую экономику ожидает вторая волна кризиса. Намеченная пять лет назад 14-я корректировка квот стран-членов в уставном капитале и голосах МВФ осуществилась только в декабре 2015 г., однако, несмотря на увеличение совокупной квоты стран БРИКС, так и не удалось существенно повысить их роль в принятии решений МВФ.

Согласно экспертной оценке ЮНКТАД более высокие риски, препятствующие восстановлению стабильности и достижению экономического роста, возникают по мере углубления мировой долговой проблемы в результате наращивания внешней задолженности в первую очередь развивающимися странами.

Теоретическую связь между уровнем долга и темпами роста экономики страны обосновали профессора Массачусетского технического института Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт, показав, что при росте дефицита государственного бюджета происходит падение ВВП, снижается доверие инвесторов, увеличивается бегство капитала, особенно в период экономического кризиса. Для выхода из сложившейся ситуации они рекомендовали перейти к политике жесткой экономии и ограничению расходов.

Очевидно, что если экономика страны переживает кризис, деловая активность бизнеса идет на убыль, и вслед за сокращением доходов падает спрос на продукцию и услуги, выручка производителей становится меньше, что влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет. Это вызывает повышение ставок налогов и введение новых платежей в целях уменьшения дефицита бюджета, что в свою очередь осложняет положение бизнеса и населения. В результате происходит свертывание производства, рост безработицы, увеличение социальной напряженности в обществе, в итоге - еще большее углубление кризиса.

Потребительский спрос и глобальная задолженность
Эксперты ЮНКТАД видят выход из застоя, сложившегося в мировой экономике, в восстановлении потребительского спроса. Начавшееся с середины 1980-х гг. снижение удельного веса оплаты труда в ВВП развитых стран в среднем на 10 процентных пунктов привело не только к углублению неравенства в доходах, но и уменьшило потребительский спрос и инвестиционную активность. В современных условиях развитые страны не только не отказались от дальнейшей либерализации денежно-кредитного регулирования, но возлагают наибольшие надежды на привлечение дешевых иностранных капиталов путем расширения заимствований на глобальном финансовом рынке. Так, в целях стимулирования экономического роста 22 января 2016 г. Европейский центральный банк объявил о запуске программы количественного смягчения - покупок гособлигаций еврозоны на сумму около 1,1 трлн евро, что должно снизить стоимость заимствований в ЕС и риск затяжной низкой инфляции.

Опробованная ФРС США политика количественного смягчения для выхода из финансового кризиса привела к росту долларовых заимствований развивающихся стран и превращению их в нетто-должников.

Структура мирового долга
Наращивание задолженности в мире с 21 трлн долл. США в 1984 г. до 142 трлн долл. США к концу 2007 г. создает особые риски для восстановления устойчивого развития глобальной экономики. Причем в условиях преодоления кризиса рост долгового бремени не только не сократился, но и при отсутствии механизма эффективного урегулирования совокупный внешний долг достиг более 200 трлн долл. США в 2014 г. Как отмечается в 16-м ежегодном докладе Международного центра денежно-кредитных исследований, в последние пять лет происходит постоянное наращивание долговой нагрузки в мировой экономике. При уменьшении долговой нагрузки финансового сектора развитых стран в 2014 г. до 121% ВВП по сравнению с 138% в 2009 г. общий суммарный долг достиг 385% их ВВП. Несмотря на определенный прогресс и сокращение долга финансового сектора и домохозяйств в США и Великобритании, риск роста долговой нагрузки государственного сектора не исключается. Например, в Великобритании, несмотря на сокращение задолженности частных финансовых компаний, банков и домохозяйств, но с учетом роста государственного долга общий долг достиг в 2014 г. 495%. Общий объем долга в США оценивается в 363% ВВП.

В докладе, подготовленном экспертами консультационной компании McKinsey в феврале 2015 г. на основе данных, полученных из 47 стран, подчеркивается, что именно выросший мировой долг стал предпосылкой мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. По данным компании McKinsey, мировой долг в 2000 г. составил 246% мирового ВВП, а ко времени начала финансового кризиса в 2007 г. увеличился до 269% мирового ВВП. Постепенно меняется структура мирового долга. Если в предкризисный период и во время мирового финансового кризиса он увеличивался за счет заимствований финансового сектора и домашних хозяйств, то в 2014 г. более быстрыми темпами росла государственная и корпоративная задолженность.

В то же время имеются различия в подходах развитых и развивающихся стран к структуре и целям увеличения долговой нагрузки на экономику. Если в развитых странах рост государственного долга сопровождается поддержанием низких процентных ставок в целях стимулирования деловой активности и внутреннего спроса, а также для того, чтобы компании и домовладения могли обслуживать свои долги и избегать банкротства, то рост заимствований развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые уже в 2013 г. достигли 151% от их ВВП, связан в первую очередь с рефинансированием прежних задолженностей корпоративного сектора экономики, который не в состоянии выполнить прежние обязательства. Об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся в Китае, где в результате либерализации валютной политики из общего долга в 217% от ВВП в 2014 г. корпоративный долг составляет 168%. Учитывая высокую закредитованность китайской экономики, дальнейшее наращивание корпоративного долга создает угрозу банкротств, которые могут иметь последствия не только для китайских производителей, но и для всех их иностранных партнеров.

По оценке компании McKinsey, китайское совокупное долговое бремя выросло до 28 трлн долл. США, что в 1,5 раза превышает ВВП США. Замедление китайской экономики в сочетании с наращиванием долговых проблем не позволяет рассматривать Китай в ближайшем будущем как генератор экономического роста в глобальной экономике.

Финансиализация глобальной экономики и ее устойчивый рост
Россия вышла на мировой финансовый рынок как заемщик в условиях углубления процессов финансиализации мировой экономики, при которой дается предпочтение заимствованию ресурсов на мировом финансовом рынке с последующим их инвестированием под более высокую процентную ставку. Именно углубление финансиализации в глобальной экономике, по экспертной оценке ЮНКТАД, создает условия для наращивания задолженности и увеличивает риски для устойчивого развития как экономики отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Росту финансовых спекуляций во многом способствуют новые качества современной глобальной финансовой системы, сформировавшиеся в условиях либерализации национальных валютно-финансовых систем за последние два десятилетия.

В условиях чрезмерной финансиализации в мировой экономике происходят существенные изменения: во-первых, в результате интернационализации национальных валютных рынков беспрецедентно вырос среднесуточный объем операций на валютном рынке, который в 2013 г. достиг 5,3 трлн долл. США в сутки по сравнению с 4 трлн долл. США в 2010 г., т.е. на 32% по сравнению с 19% за предшествующее трехлетие - с 2007 по 2010 г. Большая часть валютных операций перестала быть связана с обслуживанием обмена результатами производства на основе международного разделения труда и представляет собой финансовые трансферты и спекулятивные сделки;

Во-вторых, за последние десятилетия сформировалась качественно новая архитектура глобальной валютно-финансовой системы, в основе которой находится постоянно расширяющаяся сеть транснациональных коммерческих и инвестиционных банков, деятельность которых на валютном рынке дополняется стремительно растущим числом институтов небанковского характера, включая страховые компании, пенсионные и трастовые фонды, а также и хеджфонды. Функционирование новой глобальной инфраструктуры мирового валютно-финансового рынка обеспечивает доминирование частной ликвидности;

В-третьих, усиление спекулятивной составляющей мирового валютного рынка стало возможно в результате углубления взаимосвязи валютного и фондового сегментов мирового финансового рынка. Использование производных финансовых инструментов - фьючерсов, опционов и других финансовых деривативов - при отсутствии какого-либо контроля на этом рынке позволило осуществлять спекулятивные операции в многократные превосходящие по стоимости операции с реальными активами. К началу мирового финансового кризиса 2008 г. объем внебиржевых финансовых инструментов достиг 516 трлн долл. США, а с учетом биржевых контрактов на 750-800 трлн долл. США уже десятикратно превышает мировой ВВП;

В-четвертых, следствием растущей конкуренции на валютном и финансовом рынках стало расширение не только различного рода транснациональных финансовых услуг на базе использования информационных систем, но и применение сложных технологий и инновационных торговых систем, таких как высокочастотный трейдинг, требующий создания дорогостоящей роботизированной торговой системы, работающей круглосуточно и обеспечивающей максимальную доходность торговли иностранными валютами;

В-пятых, сохранение господства доллара на валютном, финансовом и инвестиционном рынках, увеличение с 2013 г. его использования в операциях на валютном рынке обеспечивается не только изменениями в денежно-кредитной политике ФРС США, но и снижением доверия со стороны инвесторов к другим резервным валютам.

На фоне крайне низкого экономического роста в Японии и в еврозоне наметившийся рост американской экономики и небольшое повышение процентной ставки ФРС, покупка американских облигаций и долларовое кредитование предприятий США рассматриваются участниками как выгодное, особенно если процент по долларовым облигациям продолжит расти. В то же время в результате ослабления курса валют развивающихся стран к укрепляющемуся доллару вернуть их заимствования становится все труднее;

В-шестых, в результате процесса интернационализации отдельных национальных валют - например, китайского юаня, стало возможным их более широкое использование в операциях на международных валютно-финансовых рынках. С одной стороны, расширение присутствия банков на мировых валютно-финансовых рынках, меры по либерализации регулирования валютного рынка Китая способствовали интернационализации юаня. Но, с другой стороны, в условиях либерализации валютной политики китайские компании, получившие кредиты в долларах, конвертировали их в юани и давали взаймы на внутреннем кредитном рынке под более высокий процент. Однако после укрепления курса китайской валюты последовавшая девальвация не позволила осуществить прибыльную обратную конвертацию юаневого дохода в доллары и превратила китайские компании в крупнейших должников.

Таким образом, в результате углубления финансиализации мировой экономики и расширения процесса интернационализации национальных валют при рискованных операциях сформировались условия для наращивания долларовой задолженности всех участников мирового валютно-финансового рынка.

Внешний долг России и устойчивость российской экономики
Введение финансовых ограничений с 31 октября 2014 г. со стороны Запада в отношении российских институтов развития, коммерческих банков и компаний-экспортеров с участием государства, по мнению Еврокомиссии, должно не просто ограничить доступ россиян на финансовые рынки, но и сделать более дорогостоящим долгосрочное финансирование для российской экономики. Беспрецедентное санкционное давление западных стран в отношении России, зависящей от внешних финансовых ресурсов, проявило системные недостатки российской экономики, в том числе возникла необходимость оценки возможности погашения внешнего долга на фоне хронической недостаточности капитальных и финансовых ресурсов. С позиций достижения устойчивого роста российской экономики наибольшие риски создает задолженность российских корпораций, которая была накоплена ими в период дешевых внешних источников. Погашение долга и необходимость своевременного его обслуживания существенно сокращают инвестиционные возможности государства и частных инвесторов, что может стать существенным препятствием для ускорения темпов роста российской экономики.

В структуре российского внешнего долга преобладает задолженность российских корпораций, которая стала стремительно нарастать с 2005 г. и увеличилась со 100 млрд до 425 млрд долл. США к 1 января 2008 г., включая 38,5% банковских заимствований и 61,4% задолженности корпораций. Если в начале кризисного периода рост долга несколько затормозился, а у банков в 2009 г. даже сократился до 127 млрд долл. США, то нефинансовый долг продолжал расти. К «лидерам» по общему объему задолженности относились «Газпром» - 27,5 млрд долл. США, «Роснефть» - 26,3 млрд долл. США, Сбербанк России 16,3 млрд долл. США. В целом около 37% внешнего долга корпораций приходится на компании и банки с более чем 50%-ной долей государственного участия.

В валютной структуре заимствований банков более быстрыми темпами росла их долларовая часть, увеличившаяся на 46,0 млрд долл. США, в то время как у корпораций существенно выросла не только долларовая часть долга на 74,8 млрд долл. США, но и их рублевая составляющая на сумму, эквивалентную 34,0 млрд долл. США. На конец 2014 г. среди наиболее крупных должников выделяется компания «Роснефть», чистый долг которой составлял 42,8 млрд долл. США.

Существенная девальвация рубля с декабря 2014 г., когда Банк России отпустил его в свободное плавание, увеличила стоимость обслуживания внешнего долга российских банков, корпораций и госструктур. По итогам 2014 г. сумма выплат российских заемщиков достигла 163,1 млрд долл. США. В 2015 г. выплата по внешнему долгу России составляет 65 млрд долл. США. Существенная нагрузка ляжет на плечи крупнейших корпораций-экспортеров. По оценке рейтингового агентства Fitch, в 2016 г. предстоят значительные выплаты по обслуживанию долга у корпораций, имеющих самые крупные задолженности, достигающие в нефтегазовой отрасли 70% и металлургическом производстве - около 50%. О возможных трудностях у российского нефинансового сектора с обслуживанием внешнего долга в 2015 г. предупреждало агентство Moody"s, учитывая необходимость в ближайшие четыре года погасить или рефинансировать 112 млрд долл. США.

Для оценки риска существующего размера внешнего долга - 515,3 млрд долл. США на 1 января 2016 г., необходимо рассмотреть структуру и размер имеющихся резервов, включая в первую очередь золотовалютные резервы.

Если в предкризисный период Россия обладала международными резервами, превышающими внешнюю задолженность, то в период кризиса часть резервов была израсходована на поддержание курса рубля и на предоставление валютных средств на возвратной основе банкам-резидентам.

После произведенной по итогам 2014 г. переоценки официальных российских резервов с учетом обесценения рубля, повышения курса доллара на мировом валютном рынке и снижения мировой цены на золото их объем существенно сократился и на 1 января 2015 г. составил 385, 5 млрд долл. США, что уже вызывает сомнение в возможности своевременно оказать поддержку российским заемщикам, совокупный долг которых на эту же дату достиг 597,3 млрд долл. США. При продолжении снижения объемов российских международных резервов возникает угроза финансовой устойчивости экономики. В обществе формируются негативные ожидания - дальнейший рост цен на продукты, медикаменты, медицинские услуги, услуги ЖКХ, т.е. падает доверие к отечественной валюте.

Ограничение возможностей привлекать необходимые ресурсы на мировом финансовом рынке ставит перед российской экономикой задачу по разработке программы финансирования устойчивого развития российской экономики в первую очередь за счет внутренних ресурсов, введения мер валютного контроля, позволяющих наполнять рынок необходимой ликвидностью. Этой цели должна служить не только денежно-кредитная политика Банка России, но и валютная политика, направленная на стабилизацию курса рубля, ограничение спекулятивных операций, формирование достаточных официальных валютных резервов.

ПЛАТОНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, - д-р экон. наук, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета

Внешний долг - это общая сумма задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты.

Показателем внешней задолженности может служить абсолютный размер долга страны в денежном выражении. Однако для международных сравнений он не является показательным. Индикаторам внешней задолженности в международной практике служат относительные показатели, к которым относятся:

- отношение внешнего долга к ВВП страны (критическое значение показателя - 0,5 или 50%);

- коэффициент обслуживания внешнего долга - отношение суммы платежей по обслуживанию долга к доходам страны от экспорта товаров и услуг (критическое значение показателя - 0,5);

- отношение внешнего долга к суммарного экспорта страны (достижения коэффициентом значение 1,5 расценивается как кризис внешней задолженности);

- отношение ежегодного прироста внешнего долга относительно изменений в чистом экспорте (критическое значение показателя - 0,3).

Странами со средним уровнем внешней задолженности считаются страны, в которых два показателя из четырех превышающих критическую черту, к странам с высоким уровнем внешней задолженности относятся страны, которые имеют превышение критического значения по трем показателям.

К началу 1970-х гг. размеры внешней задолженности стран мира были относительно незначительными. Внешний долг основных заемщиков - стран, возрастал умеренными темпами. В некоторых странах (Франции, Чили, Аргентине, Индонезии, Заире) вникали незначительные вспышки кризисов неплатежеспособности . Нефтяные шоки 1970-х гг. в корне изменили ситуацию, став прологом к мировому кризису задолженности.

Резкое повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 гг. вызвало появление значительных дефицитов платежных балансов стран-импортеров и значительных активов у стран-экспортеров нефти. Страны-экспортеры нефти (прежде всего государства Ближнего Востока) размещали огромные суммы в международных и оффшорных банках европейского континента, а те занимали деньги странам третьего мира. Кредиты предоставлялись под очень низкие проценты, так что реальные ставки были отрицательными. Большинство заемщиков считали, что в связи с ростом цен на сырье, традиционно экспортируемой из этих стран, у них не будет проблем с оплатой долга. Банки перестали учитывать риски кредитования иностранных государств и часто предоставляли в кредит суммы, которые превышали их собственный капитал. Правительства некоторых стран-заемщиц способствовали иностранному кредитованию при условии, что этими средствами они будут оплачивать экспортируемые из стран-кредиторов товары. Правительства многих стран также стали крупными должниками Всемирного банка и других международных финансовых организаций, которые в этот период значительно расширили список целевых кредитов.

Однако в начале 1980-х гг. мировые процентные ставки резко повысились в связи с проведением в развитых странах сдерживающей антиинфляционной политики. В это же время упали цены на сырьевые ресурсы, которые экспортировали в страны-должники. Это существенно ухудшило торговые балансы развивающихся стран. Поскольку займы предоставлялись на условиях гибкого процента и выплаты были привязаны к процентных ставок мирового рынка на момент их осуществления, они должны были платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам. Долговой кризис развертывался на фоне экономического кризиса и особенно поразила страны, которые имели значительные суммы внешнего долга и несли тяжелое бремя его обслуживания (прежде всего, африканские и латиноамериканские страны третьего мира).

Начало мирового кризиса внешнего долга датируют августом 1982 г., когда правительство Мексики объявило о своей неспособности исполнять обязательства по погашению долгов по графику платежей. После этого десятки стран, которые имели значительные размеры накопленного внешнего долга (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Нигерия, Югославия и др.) немедленно заявили о трудности в обслуживании долга. Кризис угрожал разорением не только края-нам-должникам, но и крупным коммерческим банкам, которые занимали средства. Весь финансовый мир охватила паника.

Возникновение долгового кризиса определялось многими факторами, среди которых основную роль сыграли международные, в частности повышение мировых процентных ставок. В то же время в значительной степени долговой кризис стал результатом внутренней экономической политики государств-должников, которая определяла направления, а следовательно - и эффективность использования заемных средств. Доступность внешних кредитов позволила ряда правительств увеличивать бюджетные расходы, не вводя новых налогов и безинфляционного финансирования. В некоторых странах Латинской Америки только на обслуживание кредитов, предоставленных МВФ, направлялось более половины государственного бюджета . В некоторых странах (Бразилии, Мексике) были разработаны инвестиционные программы развития энергетики, которые субсидировались из государственного бюджета. Аргентина значительно увеличила свои оборонные расходы . Пытаясь заручиться поддержкой населения, правительства проводили популистскую политику, реализуя крупные государственные программы, даже когда в них не хватало средств. Национальные олигархи, которые получали значительную часть национального дохода, давили на правительства с целью избежать повышения уровня налогообложения. В то же время огромная часть населения жила в нищете и требовала увеличения государственных расходов на социальные нужды. Поддержка развития экономик требовала все больше средств, а иностранное кредитование с накоплением задолженности сокращалось. Страны Латинской Америки придерживались антиекспортної политики, через что доля экспорта в ВВП росла медленно. Во многих странах были завышенные обменные курсы национальных валют, что также не стимулировало экспорта. Обслуживание внешнего долга не могло осуществляться за счет экспортной выручки, а требовало сокращения импорта, что стало дополнительным фактором снижения уровня жизни. В Восточной Азии, где распределение доходов было более равномерным, а внешнеторговый режим - более либеральным, страны значительно легче пережили кризис, в частности благодаря росту доли экспорта в ВВП. Южная Корея и Индонезия, которые девальвировали национальные валюты, также лучше справились с кризисом.

Совместное влияние рассмотренных факторов привело к резкому сокращению совокупного спроса в странах-должниках. Иностранные кредиты позволяли странам-должникам жить не за собственными ресурсами и потреблять больше, чем производилось. Когда кредиты прекратились, у них не было другого выхода, как резко сократить потребление, в том числе и за счет сокращения импорта. При этих обстоятельствах необходимо было изменить структуру производства, но приспособление к новым условиям было очень драматичным - безработица достигла высокого уровня, больше всего пострадали строительный сектор и сектор услуг, в результате темпы прироста ВВП падали, а доля долга в ВВП росла.

Сокращение иностранного кредитования повлекло уменьшение внутренних инвестиций, что также сократило текущий внутренний спрос. Чтобы иметь возможность оплатить счета, правительства прибегли к инфляционному налогу. Темпы инфляции в Латинской Америке оказались самыми высокими за всю ее историю. Значительная часть долгов развивающихся стран приобрела репутации безнадежных. Однако большинство стран-должников не требовали списания долгов, а продолжали их платить прежде всего за счет сокращения социальных программ. В целом процесс приспособления экономики к долговому кризису был связан с огромными социальными потерями, возник значительный разрыв в темпах экономического роста между странами, которые пережили долговой кризис и теми, которым удалось ее избежать.

в то же Время иностранные займы, особенно во время финансовых кризисов, часто играли роль „спасательного круга" для многих стран мира. В частности, когда в 19941995 гг. глубокий валютно-финансовый кризис поставил Мексику на грань банкротства, преодолеть ее удалось лишь благодаря внешним займам. В 1997 г., когда начался финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия, Филиппины, Япония и др.), монетарные меры правительств не смогли ее прекратить. Национальные валюты знецінювались, страны теряли свои золотовалютные резервы. Ситуацию спасли лишь огромные кредиты, предоставленные этим странам МВФ и Всемирным банком. Эти „спасительные кредиты" между тем отчетливо подчеркнули противоречия, связанные с политикой МВФ и других международных финансовых организаций. Мероприятия этих учреждений направлены прежде всего избавление иностранного капитала, а не предотвращения кризисов в финансовой сфере. Инвесторы вывозят свои капиталы из развитых стран в менее развитые, чтобы получить самые высокие доходы, а в случае неблагоприятных ситуаций им на помощь приходят международные финансовые организации. Много стран, которые следовали рекомендациям МВФ, в том числе и Украина, так и не преодолели своего отставания и зависимости от кредитов международных финансовых организаций, в то время как страны, которые вовремя отказались от них, достигли ощутимых успехов в развитии.

Для Украины проблемы, связанные с привлечением иностранных кредитов и появлением внешней задолженности, возникли с первых лет независимости и в дальнейшем только увеличивались. После распада Советского Союза межреспубликанские хозяйственные связи переведены на принципы межгосударственной торговли, что привело к возникновению значительного дефицита торгового баланса и задолженности Украины перед странами бывшего СССР (88% общей суммы долга), прежде всего перед Россией(74,6%) . С 1994 г. начинается освоение займов международных финансовых организаций - Всемирного банка, МВФ, ЕБРР, которые становятся и до сих пор остаются главными кредиторами Украины. В 2000 г. валовой внешний долг Украины составил 61,1% от ВВП, государственный внешний долг - 33,3%. Оба показателя до 2005 года имели тенденцию к уменьшению - соответственно 47,4% и 15,9% .

Согласно исследованиям специалистов МВФ, максимально допустимой суммой внешнего долга для стран с низким и средним уровнем доходов является сумма на уровне 49,7% ВВП, при превышении этого уровня вероятность финансовых кризисов составляет около 70% . В динамике валового внешнего долга Украины, как свидетельствуют данные НБУ, за последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция к росту. Объем валового внешнего долга Украины в 2010 г. вырос до 104 млрд. долл. США и составил 88,9% ВВП, значительно превысив критическую отметку. Украина заняла вторую позицию в мире по размеру задолженности перед МВФ. По размеру долга (9,25 млрд. SDR или 14,12 млрд. долл.) она уступала лишь крупнейшему должнику МВФ - Румынии (9,8 млрд. SDR). В 2011 г. на Украину приходились примерно каждые два из девяти долларов задолженности всех стран перед МВФ по стандартным кредитным программам . На 1.01.2013 г. валовой внешний долг Украины в абсолютном выражении вырос до 135 млрд. долл. США, уменьшившись относительно ВВП до 76,6% .

Структура внешнего долгосрочного долга Украины отражает не только основные направления использования иностранных кредитов, но и в определенной степени является отражением эффективности их использования. Наибольшую долю (39,3%) составляют кредиты на финансирование дефицита государственного бюджета и поддержание равновесия платежного баланса. Значительной является доля долговых обязательств перед странами СНГ по расчетам за энергоносители (34,7%). Относительно незначительными являются привлеченные государством инвестиционные кредиты (12,7%) и еще меньше есть привлеченные частным сектором кредиты развития (6,8%) . Структура долгосрочного долга Украины является свидетельством того, что внешние финансовые ресурсы не служат непосредственно развития национального производства, а прежде всего создают возможности для выживания существующих правительств. Средства, полученные от внешних заимствований, направляются преимущественно на потребление, на расширение социальных программ в русле популистской политики правительств и политических сил, меняющихся у власти. Практика их нерационального использования закрепилась и стала на преграде крайне необходимых структурных изменений.

Согласно данным Министерства финансов Украины, за годы реформ в Украине на нужды производства было выделено всего 18,3% сумм всех иностранных кредитов, в том числе: на производство оборудования - 2,5%, на выплавку и обработку металлов - 14,6%; на химическую промышленность - 1,2%. Данные Счетной палаты Украины свидетельствуют, что в 2007 г. наибольшая доля средств, полученных за счет иностранного кредитования, была направлена в пищевую промышленность (20,1%), в торговле (18,8%), тогда какой отрасли машиностроения поступило лишь 9% иностранных кредитов, на науку и научное обслуживание - только 0,6% . По данным Кабинета Министров Украины из общего объема кредитов, предоставленных МВФ в 2009 году, 4,5 млрд. долл. (46%) были зачислены в резерв НБУ для поддержания платежного баланса и стабилизации гривны, 3,3 млрд. долл. (34%) направлены на покрытие дефицита бюджета (выплату зарплат работникам бюджетного сектора и пенсий), 1,9 млрд. долл. (20%) использованы на расчеты по внешним долгам . На развитие науки и технологий, модернизацию отраслей, которые в перспективе могли бы обеспечить реальное покрытие внешнего долга, не было использовано ни процента с полученных займов. Существующая структура использования иностранных кредитов не только не устраняет структурных деформаций отечественной экономики - прежде всего преобладание низкотехнологичных ресурсоемких отраслей, низкого удельного веса высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных экспортно-ориентированных отраслей, но и консервирует и углубляет их.

Итак, риски негативных последствий иностранного кредитования, в частности, рост внешней задолженности, значительно повышаются за неэффективного использования внешних кредитов, направление их на текущие нужды, а не на долгосрочные цели. Опыт многих стран мира показывает, что ставка на иностранные капиталы в долгосрочной перспективе приводит к усилению уязвимости национальных экономик от внешних воздействий - изменения конъюнктуры на мировых рынках, проявлений мировых финансовых и экономических кризисов, повышает зависимость стран-реципиентов от экономических интересов стран-доноров.

Решение проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Наиболее радикальные из них является объявление дефолта и списание долга.

Объявление дефолта означает принятие правительством страны-должника решение об отказе от выполнения своих долговых обязательств. Кредиторы в этом случае ограничены в своих официальных возможностях повлиять на заемщика. Они не могут взыскать долги в судебном порядке, как сделали бы это в случае признания собственной неплатежеспособности физическим или юридическим лицом. Непосредственной выгодой страны-должника является освобождение от необходимости выплаты процентов и основной суммы внешнего долга. Потери возникают от применения к ней экономических и политических санкций, таких как арест зарубежных активов, исключение из международного рынка капиталов, ограничения участия в международной торговле и др. В целом объявление дефолта лишь временно снимает давление долга на государственный бюджет страны-должника, однако имеет долгосрочные негативные последствия, связанные с сокращением объемов иностранных инвестиций в экономику страны, уменьшением объемов внешней торговли, невозможностью новых заимствований, что неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста.

Списание долга - это аннулирование кредиторами части долга, которое применяется в случаях, когда заемщики имеют критические или близкие к ним уровни кредитных рисков; исключает выход на частные рынки капитала и представляет угрозу политическому и экономическому суверенитету страны.

наиболее Распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга. Реструктуризация внешнего долга - это переоформление долговых обязательств, по которым наступил или просрочен срок платежа, изменение первоначального графика или формы обслуживания долга.

На международном уровне процесс реструктуризации долгов институционализированный. В нем принимают участие правительство страны-должника, правительства стран-кредиторов, организаций кредиторов (Парижский и Лондонский клубы) и международные финансовые организации (МВФ, группа Всемирного банка). При этом внешний долг перед МВФ и Всемирным банком не подлежит реструктуризации в соответствии с их уставом. Правительство, которое стремится осуществить реструктуризацию внешнего долга, прежде всего должен согласовать с международными финансовыми организациями политику стабилизации и структурной адаптации. Эта политика предусматривает соблюдение страной-должником условий „Вашингтонского консенсуса" - макроэкономической политики, которая требует выполнения 10 рекомендаций: поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); приоритетность в государственных расходах здравоохранения, образования и инфраструктуры; снижение предельных ставок налогообложения; либерализация финансовых рынков для поддержания реальной процентной ставки по кредитам на низком уровне; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; дерегулирование экономики; защита прав собственности. Получив от международных финансовых организаций согласие на сотрудничество и финансирование, которые рассматриваются как гарантия будущей платежеспособности, правительство страны-должника, может начать переговоры с Парижским или Лондонским клубом.

Парижский клуб представляет собой созданную в 1956 г. неформальную организацию правительств стран-кредиторов, которая обеспечивает надзор за государственной задолженностью и организацию переговоров со странами-должниками по реструктуризации государственных долгов. Лондонский клуб является консультативным комитетом крупнейших при частных банков-кредиторов, заседания которого посвящены переговорам с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частных долгов. Изначально соглашения между Клубами и заемщиками предусматривали реорганизацию только основной части долга (погашение суммы консолидированного долга в течение 7 лет с 3-летним льготным периодом). Позже стандартный инструментарий переоформления задолженности был дополнен системой „согласованного кредитования" - предоставление новых займов банками-кредиторами. Таким образом, финансирование стран-должников приобрело у двух форм: реструктуризации долга с преобразованием краткосрочных долговых обязательств в долгосрочные и дополнительного кредитования.

С середины 1980-х гг., когда мировой кризис внешней задолженности стала составлять реальную угрозу нормальному функционированию мирового рынка ссудных капиталов и мировой валютной системы, возникла необходимость в разработке новых программ смягчения долгового бремени. Самыми известными проектами долгового урегулирования стали правительственные программы стран-кредиторов, разработку которых возглавляли министры финансов США Дж. Бейкер и Н. Брэйди. Они представляли собой два крайних варианта решения проблемы.

План Бейкера (1985 г.) не предусматривал переговоров по снижению долгового бремени, однако позволял странам-должникам и банкам вести переговоры относительно отсрочки уплаты долгов, а также предусматривал дополнительную финансовую поддержку должников со стороны МВФ и Всемирного банка.

План Брейди (1989 г.) исходил из необходимости списания большей части долгов для нормализации функционирования экономик стран-заемщиц и повышения вероятности возврата остатков долга и предусматривал урегулирование коммерческой задолженности за помощью рыночных механизмов. Однако сокращение долга гарантировалось только тем странам, которые соглашаться проводить внутренние реформы для уменьшения государственной собственности и повышение открытости экономики. В частности в 1991 г. было достигнуто согласия кредиторов сократить долги для Мексики, Коста-Рики, Венесуэлы, Эквадора; для Египта и Польши Парижский клуб сократил их долги на 50%.

Согласно „Плану Брейди" кредиторы имели:

Право обратного выкупа, по которым правительство страны-должника мог выкупить свои долговые обязательства по согласованной цене ниже номинала;

Возможность обмена дисконтных долговых обязательств перед кредиторами на облигации, что приносят доход на уровне ниже рыночных процентных ставок;

Возможность в случае предоставление стране-должнику новых финансовых ресурсов, конвертировать часть долга в облигации, которые покупаются в обмен на долговые обязательства по сниженной процентной ставке, имеют полное обеспечение относительно основной суммы кредита и частичное обеспечение процентных платежей.

Эти новейшие методы уменьшения внешней задолженности стали составляющими механизма конверсии долга. Конверсия (преобразование) долга осуществляется в формах выкупа долга, капитализации долга - обмена долговых обязательств на собственность (акции компаний государства-должника), замены существующих долговых обязательств новыми с изменением их условий (конверсия „долг - долг").

Несмотря на существующие механизмы урегулирования долгового кризиса, ни один из них не является универсальным, а долговая проблема остается одной из острейших проблем международной экономики.

Выводы

Международное заимствование и кредитование представляет собой предоставление и получение экономическими субъектами разных стран валютных и/или товарных ресурсов в долг на определенный срок с уплатой процента за их использование.

Теоретические модели показывают, что свободное межгосударственное перемещение кредитных ресурсов сопровождается чистой выгодой для мировой экономики, а также для тех кредиторов и заемщиков, финансовые возможности которых свобода движения ссудного капитала расширяет, и одновременно наносит урон тем субъектам, для которых эта свобода оборачивается жесткой конкуренции за кредитные ресурсы.

Анализ международного заимствования и кредитования с позиций теории багатоперіодної экономики (міжчасової торговли) показывает, что благодаря существованию международных финансовых рынков как страны-заемщики, так и страны-кредиторы повышают уровень общественного благосостояния. Они имеют возможность не ограничивать потребление объему дохода соответствующего периода, а оптимизировать полезность потребления текущего и будущего периодов за счет его перераспределения во времени.

К положительным последствиям межгосударственного перемещения кредитных ресурсов относят возможности увеличения объемов международной торговли, расширения и модернизации производства, структурной перестройки экономик. Негативными последствиями международного заимствования и кредитования является усиление диспропорции производства и внешней торговли стран-заемщиц, влияние кредиторов на их национальную экономическую политику, развитие инфляционных процессов как следствие кредитной экспансии, дестабилизирующее влияние кредитов на динамику валютных курсов и процентных ставок, накопление внешней задолженности и возникновения долгового кризиса.

Внешний долг является общей суммой задолженности страны по внешним займам, которую составляют непогашенные кредиты и неуплаченные по ним проценты. Основными индикаторами внешней задолженности в международной практике служат показатели отношения внешнего долга к ВВП страны и коэффициент обслуживания внешнего долга.

Урегулирование проблемы международной задолженности обеспечивается несколькими путями. Радикальными является объявление дефолта и списания долга. Наиболее распространенным в международной практике механизмом урегулирования проблемы внешней задолженности является реструктуризация долга.

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования , но одновременно формируется внешняя задолженность . Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов , заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования . Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами . Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг . Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом , а увеличение внешних заимствований ведет к росту по , увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе , которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за путем сокращения расходов и увеличения и , отказ от индексации ставок , поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны . Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике . Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков .

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация , т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений .

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой "долговой экономики", основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Долговой кризис (дефолт) является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов), недостаток собственных средств, утечка капитала (капиталы, переводимые их владельцем из одной страны в другую в нарушение существующего законодательства), неправильная внутренняя и внешняя политика.

Начиная с середины 1970-х годов основные платежи и выплаты процентов стали обгонять прирост привлеченного ссудного капитала. Расцвет международных финансовых рынков, их значительное расширение, увеличение доступности финансовых ресурсов породили серьезные трудности и противоречия. Международные валютно-кредитные отношения стали источником серьезных кризисов, которые все более превращались в кризисы мирового хозяйства.

Так произошло и с кризисом внешней задолженности. Начало его обычно датируют августом 1982 года, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Обращает на себя внимание тот факт, что кризис задолженности является хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. Так со времени получения независимости в начале 19 века Аргентина заявляла о своей неспособности платить по долгам не менее 6 раз; Гватемала отказывалась осуществлять выплаты по зарубежным обязательствам 12 раз. Попытаемся разобраться, почему международный кредит оказывается менее стабильным, чем внутренний.

С точки зрения американского экономиста П. Линдерта, международный кредит часто выходит из состояния равновесия по причине несовершенства прав собственности. Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получатели займов являются сами правительства (они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратится в суд или наложить арест на активы таких должников). В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средства по обслуживанию накопленной суммы долга (выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей, сославшись на какое-либо обстоятельство.

Тем более что, как правило, правительства, намеривающиеся отложить платежи или отказаться от них, - это не те правительства, которые договаривались о займах, а значит, всегда есть еще одно "оправдание": долги брали их расточительные предшественники, вот пусть они по ним и отвечают.

Таким образом, фундаментальная проблема состоит в том, что желание должника отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, если его активы не могут быть "заморожены" кредиторами.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный (накопленный) долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов - настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд. долл., а в 2005 г. Он уже превышал 13 трлн. Долл. (13 392 млрд. долл.), а сейчас и того более.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран - должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг., было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг., (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. В России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

В 2009 перед угрозой дефолта оказались Латвия, Венгрия, Украина, Болгария и Румыния. В затруднительном положении после мирового финансового кризиса 2008 г. также оказались Португалия, Ирландия и Греция.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Такие организации как Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.