Приказ о проведении инвентаризации издается. Приказ о проведении инвентаризации: образец

Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

Каковы особенности проведения проверки кассы?

Инвентаризация кассы предполагает:
  • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
  • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
  • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
  • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
  • проверку наличия и сохранности денежных средств;
  • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
  • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
  • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.

Инвентаризация представляет собой масштабную проверку имущества, которое находится на балансе предприятия. Помимо фактического наличия имущества, во внимание принимается еще и объем существующих обязательств. Целью проведения такой проверки является своевременное выявление фактов утраты товарно-материальных ценностей, их порчи или хищения. Наличие материальных ценностей или имущества в сочетании с обязательствами компании дает возможность оценить ее текущее состояние и разработать комплекс мер по развитию.

Как составить приказ об инвентаризации?

Проведение указанной проверки осуществляется на основании приказа об инвентаризации. Данный приказ издается во всех случаях и определяет порядок проверки и ее объем. При этом каждая организация должна вести журнал контроля за выполнением приказов об инвентаризации.

Основными моментами, которые необходимо отразить в приказе, являются следующие:

  • Цель проверки. Следует точно определять задачи, которые ставятся перед проведением проверки. Ведь задействованные в ней лица должны четко понимать поставленные перед ними цели.
  • Объем проверки. Руководство может решить оценить все товарно-материальные ценности или только часть таких ценностей. Возможна проверка имущества на определенном складе или только тех ценностей, которые находятся в ведении того или иного филиала компании. В подобных случаях оценивается не наличие имущества в полном объеме, а только в той части, которая определена приказом;
  • Срок. Учреждение должно составить документ с указанием срока проведения мероприятий и их продолжительности. Это позволит разработать график и закончить проверку в установленное время.

Организация имеет право самостоятельно определять все важные моменты мероприятия. А приказ представляет собой внутренний документ, который может составляться с учетом текущей специфики работы организации.

Причина инвентаризации в приказе

Помимо указанных выше условий, документ должен содержать причину проведения мероприятия. Это важно поскольку проверка может быть плановой или внеплановой. Плановые проводятся несколько раз в год или реже. Это зависит от руководства организации. Но если имеются сведения об утрате имущества или других материальных ценностей, то такая информация способна стать поводом для внепланового мероприятия. Такой характер мероприятия обязательно должен быть отражен в документе.

Образец приказа о инвентаризации

Правильно составленный образец документа о проверке имущества и прочих материальных ценностей организации можно найти здесь. Это унифицированная форма, которая подойдет для любого предприятия.

Приказ на инвентаризацию материальных ценностей

Данный документ предполагает более узкий предмет исследования. В этом случае мероприятие будет проводиться только в отношении материальных ценностей. Наличие обязательств и их исполнение не входит в предмет исследования.

Инвентаризация в бюджетном учреждении

Причины проведения мероприятия в бюджетном учреждении могут быть различными. Как правило, такие действия проводятся в следующих случаях:

  • Смена руководства. Поэтому нужно выяснить фактическое наличие имущества и оценить его состояние. Это требуется для передачи материальных ценностей под ответственность нового руководителя;
  • Реорганизация. Если учреждение переходит в другое ведомство и меняет место нахождения, также требуется установить наличие нужного имущества. При этом происходит сверка имеющихся предметов с данными бухгалтерии о находящемся на балансе организации имуществе;
  • Указанные мероприятия проводятся ежегодно и отчетный период нередко закрывается только после проведения исследования.

В случае установления задолженности или недостачи, необходимо организовать дополнительную проверку. Вполне вероятно, что такие факты станут предметом разбирательства правоохранительных органов.

Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность также может являться предметом инвентаризации. В этом случае оценивается динамика задолженности перед компанией. В целом, увеличение ее объемов представляет собой признак роста предприятия и увеличения объемов оборота средств. Однако оценивать дебиторскую задолженность следует вместе с динамикой кредиторской задолженности. Проводить мероприятия следует как минимум один раз в год. Унифицированный образец документа можно найти тут.

Инвентаризация является одним из инструментов контроля организации за своими ценностями и обязательствами. Инвентаризация проводится на предприятии ежегодно для корректировки сведений учета. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов утверждаются приказами руководителя организации.

Порядок проведения инвентаризации

Регламент осуществления инвентаризации утвержден Методическими указаниями по инвентаризации (утверждены Приказом Минфина № 49 от 13.06.1995). Обязательность проведения инвентаризации ежегодно устанавливается Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 . Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливаются в каждой организации самостоятельно и фиксируются приказами директора.

Инвентаризация - это процедура ревизии имеющихся у предприятия имущества, ценностей, обязательств и сравнения с данными бухгалтерского учета. Итоги инвентаризации позволяют корректировать учетные сведения и налоговые обязательства. Выявление результатов инвентаризации происходит в несколько этапов.

Первоначально руководитель организации объявляет о начале проведения инвентаризации на предприятии и утверждает комиссию по инвентаризации. В состав комиссии могут входить:

  • члены администрации, представители руководства организации;
  • главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер по определенному участку на предприятии;
  • другие работники организации, являющиеся специалистами в отдельных сферах (например, юрист, работник финансового отдела и др.).

В состав комиссии не включаются лица, ответственные материально, однако они присутствуют при осуществлении ревизии. Комиссия по инвентаризации должна состоять не менее чем из двух человек. На нее будет возложена обязанность по оформлению итогов инвентаризации.

Перед осуществлением ревизии комиссия должна располагать последними приходными и расходными документами. Они позволяют зафиксировать остатки до начала инвентаризации. Расписки лиц, ответственных материально, фиксируют сдачу всех расходных и приходных документов в бухгалтерию и означают, что ценности, за которые они несли ответственность, оприходованы, а выбывшие из пользования - списаны.

В ходе своей деятельности комиссия исследует обозначенные руководителем имущество и обязательства.

Оформление результатов инвентаризации

По итогам инвентаризации комиссия заносит полученные в ходе процедуры сведения в инвентаризационные описи (акты). Засвидетельствовать информацию, отраженную в актах (описях), обязаны лица, ответственные материально. Так они подтверждают свое присутствие при осуществлении ревизии.

Для анализа результатов инвентаризации сведения, полученные в ходе инвентаризации, сличаются с данными бухгалтерского учета. В случае обнаружения недостач или выявления излишков заполняется сличительная ведомость. Она фиксирует расхождения, обнаруженные в ходе ревизии, в нее вносят данные по имуществу или обязательствам, по которым есть расхождения. Для подведения итогов инвентаризации по каждому из исследуемых участков существует установленная форма описи и ведомости (например, инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1 и сличительная ведомость инвентаризации основных средств ИНВ-18).

После сравнения данных инвентаризации и бухгалтерского учета проводится заседание комиссии по инвентаризации. В ходе заседания происходит определение результатов инвентаризации, предлагаются варианты урегулирования обнаруженных неточностей. Итогом собрания является протокол. Факт отсутствия расхождений либо их наличие и способы отражения в учете фиксируются в ведомости учета результатов. Рекомендованная форма ведомости ИНВ-26 установлена Постановлением Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Протокол и ведомость передаются руководителю организации. По итогам их рассмотрения будет принято окончательное решение.

Приказ по результатам инвентаризации (образец)

Руководитель предприятия рассматривает акты инвентаризации, сличительные ведомости, протокол заседания комиссии и ведомость учета результатов, которые были получены в ходе осуществления ревизии. На основании этих документов директор принимает окончательное решение в отношении итогов инвентаризации и утверждает его приказом об итогах инвентаризации.

В приказе указываются наименование организации, ее организационная форма, дата приказа, перечисляются документы, которыми руководствуется директор при принятии решения. Приказом утверждаются результаты инвентаризации, назначается исполнитель приказа и ответственный, контролирующий его исполнение. Обязательным реквизитом приказа об утверждении результатов инвентаризации является порядок устранения расхождений, установленных в ходе осуществления ревизии. Распоряжение руководителя подписывается им, а также визируется бухгалтером для подтверждения ознакомления. Приказ передается в бухгалтерский отдел для исполнения. Этот документ будет служить основанием для действий бухгалтерии в части списания недоимки на убытки либо оприходования излишков по установленной цене.

​ образец приказа об утверждении результатов инвентаризации

Почему итоги инвентаризации необходимо оформить документально

Документы, оформленные по результатам инвентаризации, являются первичными. Они применяются для проверки полноты бухгалтерского учета и достоверности отраженных в нем сведений. Применение документов позволяет комиссии по инвентаризации сделать вывод о том, насколько результаты инвентаризации соответствуют сведениям бухгалтерского учета. По итогам ревизии может быть выявлено значительное отклонение реальных данных от отраженных в учете.

В случае выявления недостач документирование итогов инвентаризации позволяет подтвердить вину лица, ответственного материально, и взыскать с этого лица убытки, которые обоснованы и подкреплены документами.

Фиксирование и документальное оформление результатов инвентаризации являются неотъемлемыми условиями, играющими важную роль как внутри предприятия, так и в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов.

Проведение инвентаризации – обязательная процедура любого предприятия, позволяющая обнаружить недостачи и найти ответственных за них лиц. Ни одна организация не может обойтись без проверки имущества, поскольку она обеспечивает достоверность бухгалтерских данных. Как правильно проводить инвентаризацию, какие нужно заполнять документы, кто ответственен за ход проверки?


Титульный лист журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Образец журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации – стр. 2.
Образец журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации – стр. 3.

Второй документ используется для регистрации приказов о проведении проверки, составленных по форме №ИНВ-22. Журнал необходим для записи информации о проведении инвентаризаций.

Приказ о проведении инвентаризации – бланк для заполнения вы можете скачать

Как правильно составить и заполнить формы документа?

  1. В шапке приказа прописывается полное наименование предприятия, как и в учредительных документах. Ниже указывается структурное подразделение, в котором будет осуществляться инвентаризация. Также указывается код организации (справа).
  2. Указывается порядковый номер документа и точная дата его составления. Прописывается объект проверки, например, основные средства.
  3. В приказ вносятся данные об участниках комиссии и председателе. Прописывается должность каждого проверяющего, фамилия и инициалы. В качестве председателя должно выступать руководящее лицо – директор или его заместитель.
  4. Далее конкретизируется объекты инвентаризации и место их нахождения (обычно дублируется структурное подразделение).
  5. После необходимо обозначить сроки проведения инвентаризации , когда проверка начнется и день окончания.
  6. Далее указывается причина проведения проверки – переоценка, контрольная проверка, смена ответственного лица и т. п.
  7. В конце ставится дата , когда необходимо предоставить в бухгалтерию результаты проверки и подпись руководителя.

Приказ о проведении инвентаризации – образец заполнения по предприятию:

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации.

Подготовка к проведению инвентаризации

Проводится инвентаризация на основании приказа руководителя предприятия, составленного в письменной форме. Далее собирается специальная комиссия, состав которой утверждает руководитель .

В нее входят не менее трех людей – , материально ответственное лицо и другие специалисты необходимого профиля. Все члены комиссии обязаны присутствовать при пересчете, в противном случае итоговые данные могут быть названы недействительными.

Если проведение проверки – требование правоохранительных органов, во время проведения инвентаризации может присутствовать их представительно, но в состав комиссии он не входит. При проведении документальной ревизии, в состав включается участник ревизионной группы.

Ответственность комиссии:

  • за соблюдение требований приказа руководителя;
  • за точность и своевременность подготовки результатов инвентаризации;
  • за полноту и правдивость указанных данных о фактических остатках материальных ценностей.

Перед началом проверки бухгалтерия выдает представителям комиссии учтенные данные (книжные остатки) по фактическому наличию проверяемых ценностей. Эта информация находится в отчетах о движении ТМЦ и регистрах бухгалтерского учета.

Узнать, как заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и скачать образец этого документа, вы можете

Комиссия проверяет измерительное и весовое оборудование, опечатывает места хранения материальных ценностей. После предлагает ответственному за МЦ лицу провести по учету все новые расходные документы, на каждом из них глава комиссии ставит подпись.

Если это предприятие розничной торговли, комиссия снимает кассу и определяет выручку. Завершающий этап подготовки – принятие расписки от материально-ответственного лица о том, что все приходные и расходные документы проведены и отдельно хранящегося имущества нет.

Процедура проверки ценностей и обязательств предприятия

При инвентаризации комиссия проверяет наличие инвентарных карточек, технических паспортов и другой документации. По результатам фактического наличия имущества составляется , где фиксируются все расхождения.

Для каждого вида обязательства или имущества имеется своя форма. В случае выявления несовпадений составляется сличительная ведомость.

По окончании проверки документы направляются в бухгалтерию. Результат инвентаризации отражается в бухгалтерском учете того месяца, когда была проведена проверка. Данные следует хранить не менее пяти лет.


Порядок проверки ценностей и обязательств предприятия во время инвентаризации.

Основные задачи и периодичность проведения инвентаризации на предприятии

Проверка фактического наличия имущества организации, ее финансовых задолженностей на установленную дату и сверка с данными бухучета – инвентаризация.

Главные цели проверки:

  • проверка отражения всех хозяйственных операций в БУ;
  • контроль за своевременностью , сборов, обязательствам и договорам;
  • выявление неиспользуемых материальных ценностей;
  • контроль сохранности имущества;
  • выявление допущенных ошибок;
  • проверка правильности отражения данных в БУ и т. п.

Основная задача проверки – выяснить совпадает ли фактическое имущество, суммы задолженностей с данными бухгалтерского учета.

Сроки проведения инвентаризации, их количество и объекты определяются руководителем предприятия и закрепляются приказом об УП организации. Помимо этого, законодательство предусматривает ситуации обязательных проверок.

Инвентаризация обязательно проводится:

  • при направлении имущества в арендное пользование, продаже, выкупе;
  • при реорганизации или закрытии организации;
  • при выявлении фактов злоупотреблений, порчи или кражи имущества;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при замене материально-ответственного лица или лиц;
  • в результате стихийных обстоятельств.

Также причинами проведениями инвентаризации могут стать:

  • требование судебно-исполнительных органов;
  • ревизии, аудиторские проверки;
  • изменение физических свойств товарно-материальных ценностей.

Иногда проводится инвентаризация имущества, не принадлежащего предприятию. Это объекты, взятые в аренду или находящиеся на хранении.

Инвентаризация проводится на предприятии не реже одного раза в двенадцать месяцев. Ее основная задача – проверка соответствия данных бухучета и фактического наличия имущества и обязательств. Для проверки руководитель составляет приказ, собирает комиссию.

О том, как правильно составить и заполнить журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля, вы можете узнать в

В процесс сверки данных места хранения материальных ценностей опечатываются. По окончании инвентаризации составляется акт, где зафиксированы результаты. Он подписывается всеми проверяющими и направляется в бухгалтерию.

О том, как провести инвентаризацию основных средств в программе в 1С Бухгалтерия, вы можете узнать в этом видео-ролике:

Большинство организаций проводят инвентаризацию, чтобы убедиться, что фактические ценности фирмы совпадают с указанными в документах. Ответственным является главный бухгалтер, который начинает действовать с момента получения приказа от руководителя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В каких случаях проводится

Приказом Минфина РФ №34н от 1998 года установлены причины инвентаризации. Закон практически не менялся, поэтому предприниматели вправе проверять предприятие, если:

  • требуется составить годовой отчет;
  • происходит назначение новых лиц, ответственных материально перед предприятием;
  • перед передачей собственности другим гражданам;
  • после любых чрезвычайных ситуаций, например, краж, пожаров, наводнений, т.д.

Распоряжение об инвентаризации бывает плановым и внеплановым. Ответственность за отчет лежит на бухгалтерии. Чтобы беспристрастно подсчитать материальные ценности, на предприятии формируется специальная комиссия.

Сотрудники ставят подписи об ознакомлении с внутренними правилами предприятия и берут ответственность за предоставление неверных данных.

Порядок процедуры

Целью проверки является сравнение ценностей и сопоставление их настоящих объемов с теми, которые указаны в документах. Сначала комиссия проверяет описи товаров и ценностей на предприятии, затем сравнивают их с цифрами на бумаге.

В конце оформляются документы с проверками. Зачастую отдельная бумага составляется в отношении каждого отдела или офиса организации. Если есть расхождения, они заполняются в учете результатов.

Законодательством не установлена единая форма, но за шаблон часто используют , выпущенный в 2000 году Госкомстатом.

В конце инвентаризации созывается специальное заседание, на котором составляется протокол. Утвержденного бланка нет, главное, чтобы были правильно указаны реквизиты приказа о начале инвентаризации, ФИО сотрудников комиссии полностью, результаты с цифрами и выявленными проблемами.

Если инвентаризация прошла без проблем, создается новый документ. Комиссия может предложить списать найденные излишки или недостатки или отразить их на балансе фирмы.

В протоколе разрешено фиксировать любые предложения комиссии, например, усилить охрану объекта, чтобы избежать возможных краж.

Для чего нужен приказ

С помощью приказа можно установить объем, содержание, время проведения и порядок инвентаризации. В документе отражается персональный состав, который ответственен за проверку предприятия. В комиссию входят сотрудники администрации, бухгалтерии и специалисты, которые могут оценить имущество. Разрешено привлекать специалистов со стороны.

В приказе требуется установить, какие объекты подлежат инвентаризации. В нем указываются дата начала и окончания процесса, и причины проведения.

Унифицированная форма ИНВ 22

Образец приказа о проведении инвентаризации был утвержден в 1998 году Госкомстатом РФ и представляет собой форму № ИНВ-22. Она используется для любых видов инвентаризации, в том числе полной, плановой и частичной.

Как составить и образец заполнения

Стандартный приказ должен содержать:

  1. Цель проведения, например, проверка основных средств, товаров, дебиторских задолженностей, всего имущества, активов.
  2. Перечисление офисов, филиалов или подразделений предприятия, где планируется провести инвентаризацию.
  3. Время проведения, в том числе сроки для предоставления результатов проверки.
  4. Состав комиссии, ФИО главного сотрудника, если есть, то основные данные сторонних аудиторов.
  5. Информация о приказе, в том числе:
    • дата;
    • номер;
    • информация о руководителе.

Когда приказ готов, его регистрируют в журнале учета. С приказом необходимо ознакомить каждого сотрудника под подпись. Руководитель обязан уведомить сотрудников подразделения, в котором проходит инвентаризация, о планируемой проверке.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации:

Дебиторской задолженности

В некоторых ситуациях достаточно провести проверку отдельных активов предприятия, или дебиторской задолженности.

Стандартными причинами для проведения проверки являются:

  1. Контрагенты в течение определенного периода накапливали долги, которые закреплены в договорах и других документах.
  2. На некоторых предприятиях дебиторская задолженность является основными активами. Например, когда компания инвестирует в любую деятельность или выдает ссуды организациям.
  3. Когда оборотных средств не хватает из-за того, что они остаются на счетах у контрагентов.
  4. Финансовые показатели сильно ухудшились, например, упал коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Имущества

Основными причинами инвентаризации имущества являются:

  • конкретизация существования основных средств;
  • сравнение информации после инвентаризации с той, которая указана в бухгалтерских отчетах;
  • внесение изменений и уточнений в бухгалтерские отчеты.

Внеплановая

Внеплановые инвентаризации требуются при внезапных ухудшениях показателей на предприятии или смене материально-ответственных лиц. Чаще всего приказ поступает без предупреждения.

В кратчайшие сроки собирается комиссия, документ регистрируется в журнале контроля.

В связи с увольнение сотрудника

При увольнении сотрудника инвентаризация проходит в соответствии с приказом №49 Минфина РФ. Можно передать закрепленное за специалистом имущество другому сотруднику. Отдел кадров также участвует в инвентаризации.

Основных средств

Основными целями проверки являются:

  • проверка операций бухгалтерии;
  • контроль над своевременным получением расчетам по выплате сборов, налогов и сумм по договорам;
  • проверка наличия неиспользованных ценностей;
  • проверка сохранности ценностей;
  • поиск возможных ошибок;
  • проверка правильности отчетов главного бухгалтера.

В бюджетном учреждении

Бюджетные учреждения могут решить множество задач при проведении инвентаризации, в том числе:

  • провести перепись и пересчитать имущество;
  • сверка информации по бухгалтерскому учету с результатами инвентаризации;
  • составление документации и поиск объектов, по которым результаты расходятся и требуют дополнительных проверок;
  • определение проблем, которые влияют на понижение эффективности учреждения.

С дебиторами и кредиторами

Комиссия должна следовать методическим рекомендациям организации и проверять:

  • количество обязательств дебиторов и кредиторов перед компанией;
  • проверить наличие долгов, срок которых истек;
  • обоснованность задолженностей.

Чтобы проверить задолженности дебиторов и кредиторов, комиссия должна проверить:

  • оригиналы документов;
  • информацию регистров бухгалтерского учета;
  • проверить расчеты с покупателями и контрагентами.

Как отменить

Отмена приказа проходит после издания нового документа. При этом применяются стандартные требования к оформлению. Требуется использовать организации, на котором указаны реквизиты фирмы и руководителя.

Документ следует внутреннему процессу оформления, составления и регистрации приказа. В тексте документа указываются причины, которые побудили отменить или изменить первоначальный приказ.

Если требуется отменить уже действующий приказ, то в новом документа ставится фраза «Признать потерявшим силу». Далее следуют реквизиты первоначального документа, дата его оформления, название фирмы.

Требуется полностью исключить неопределенность при отмене приказа, поэтому стандартной последовательностью при заполнении считается автор — дата — реквизиты — название.

В конце документа ставят дату отмены действия оригинального приказа. Если число не указано, документ потеряет силу сразу после издания второго приказа.

Некоторые приказы требуется отменять в день издания, например, которые еще не начали действовать. Во втором документе ставится фраза «Отменить приказ». Далее заполняют документ, в котором пишут реквизиты, название фирмы и ФИО ответственного сотрудника.

Приказ подписывает работодатель и сотрудники, которые состоят в комиссии. Ответственность за предоставление правильных отчетов лежит на бухгалтерии. Ошибки могут привести к снижению показателей организации, поэтому инвентаризация не дает допустить серьезных последствий.