Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации ТМЦ (товарно-материальных ценностей)

УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (наименование должности руководителя предприятия) ____________________________________ (Ф.И.О., подпись) "___"________ ___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств "__________________________________"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств "____________________" (далее по тексту - "предприятие") в соответствии с графиком, установленным учетной политикой предприятия.

1.2. Распоряжением о проведении инвентаризации имущества и обязательств является приказ Руководителя предприятия.

Распоряжение регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

1.3. Под имуществом понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

1.4. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества организации проводится в месте его нахождения по каждому материально ответственному лицу.

1.5. Основными целями инвентаризации являются:

Выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов;

Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

Проверка полноты отражения в учете обязательств.

2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

2.1. Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается Руководителем предприятия (его заместителем или главным бухгалтером) в приказе о проведении инвентаризации.

2.2. Проверка фактического наличия имущества проводится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы предприятия.

2.3. При проведении инвентаризации имущества предприятия инвентаризационной комиссией заполняются формы, утвержденные Госкомстатом для оформления порядка проведения и результатов инвентаризации.

2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают работники организации, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководство предприятия должно создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

2.8. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

2.9. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии.

2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

2.11. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, после ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

2.12. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 1 .

3. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

Инвентаризация основных средств.

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

3.2. При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.

3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Инвентаризация нематериальных активов.

3.5. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

Наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;

Правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений.

3.6. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

3.7. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

Правильность оформления ценных бумаг;

Реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

Сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

Своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

3.8. При хранении ценных бумаг на предприятии их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

3.9. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

3.10. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

3.11. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк - депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих специальных организаций.

3.12. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

3.13. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

3.14. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

3.15. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

3.16. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

3.17. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации.

В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3.18. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

3.19. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

3.20. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

3.21. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

3.22. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

3.23. Предметы спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

3.24. Тара заносится в описи по видам и целевому назначению.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов.

3.25. При инвентаризации незавершенного производства организации необходимо:

Определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

Определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

Выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

3.26. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации материально ответственным лицам необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

3.27. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) проводится путем фактического подсчета, взвешивания, измерения.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

3.28. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергающиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

3.29. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводится два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При необходимости могут привлекаться эксперты.

3.30. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

3.31. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.

3.32. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимость. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

3.33. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

3.34. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

3.35. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также в каждом месте хранения и у материально ответственных лиц.

3.36. Инвентаризация денежных средств в пути проводится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

3.37. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, проводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов.

3.38. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

3.39. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

3.40. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

3.41. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

3.42. Инвентаризационная комиссия должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

4.1. По результатам проведенной инвентаризации имущества составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается Председателем инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации имущества отражаются в акте, который передается на рассмотрение Руководителю предприятия.

4.2. По результатам рассмотрения Руководитель предприятия издает приказ, в котором отражается:

Результат проведения инвентаризации;

Указания бухгалтерской службе об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности;

Привлечение к ответственности материально ответственных лиц в случае недостач и излишков.

Главный бухгалтер: ________________/__________________________/

1 С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Распоряжение администрации г. Заволжья Городецкого района Нижегородской области от 26.10.2010 N 93-р

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях совершенствования методологии бюджетного бухгалтерского учета и отчетности, для установки единого порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в администрации города Заволжья и муниципальных учреждениях, финансируемых за счет администрации города Заволжья:

1. Утвердить прилагаемое Положение "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии".

2. Руководителям муниципальных учреждений, начальникам отделов учета и финансовой отчетности — главным бухгалтерам принять данное Положение к руководству и исполнению.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела учета и финансовой отчетности — главного бухгалтера О.Е. Вилкову.

Глава администрации С.Д.ДЕМИН

Утверждено распоряжением администрации г. Заволжья от 26.10.2010 N 93-р

ПОЛОЖЕНИЕ "О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Постоянно действующая комиссия при организации и проведении инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств руководствуется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также настоящим Положением о постоянно действующей инвентаризационной комиссии и Порядком проведения инвентаризации в учреждении.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Права постоянно действующей инвентаризационной комиссии:

2.1.1. Требовать от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений.

2.1.3. При отсутствии специалиста в составе комиссии по установлению характеристики имущества, пришедшего в негодность, комиссия дает предложение руководителю учреждения по обращению к услугам специализированной организации.

2.2. Обязанности постоянной действующей комиссии:

2.2.1. Своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения и соблюдение ее порядка.

2.2.2. Полное и точное внесение данных о фактическом наличии (остатках) имущества в инвентаризационные описи и сличительные ведомости.

2.2.3. Правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях).

2.2.4. Правильное и своевременное оформление результатов инвентаризации по каждому материально ответственному лицу.

2.2.5. Оценка состояния основных средств, нематериальных, материальных запасов как на стадии принятия на учет, так и находящихся в эксплуатации.

2.2.6. Определение срока полезного использования объектов нефинансовых активов, если он не установлен принимаемыми в целях бюджетного учета нормативными документами.

2.2.7. Определение рыночной стоимости неучтенного имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации.

2.3. Обязанности председателя инвентаризационной комиссии:

2.3.1. Председатель инвентаризационной комиссии перед началом инвентаризации обязан провести инструктаж и:

— ознакомить членов инвентаризационной комиссии с основными положениями нормативных правовых актов по вопросам организации и контроля финансово-хозяйственной деятельности, с нарушениями, выявленными в ходе предыдущей инвентаризации;

— довести под расписку до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства РФ об ответственности за сокрытие выявленных нарушений.

Расписка

Настоящим подтверждается, что в соответствии с приказом от ________ N "________" (Наименование приказа) каждый из подписавшихся ниже членов инвентаризационной комиссии несет согласно законодательству РФ ответственность:

— за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатков) объектов инвентаризации;

С положениями законодательства РФ, которые могут быть применены к членам инвентаризационной комиссии, ознакомлены:

┌───┬─────────────┬────────────┬────────────┬──────────┐ │ N │Фамилия, имя,│ Роспись об │ Дата │Примечание│ │п/п│ отчество │ознакомлении│ознакомления│ │ ├───┼─────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤ ├───┼─────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤ ├───┼─────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤ ├───┼─────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤ └───┴─────────────┴────────────┴────────────┴──────────┘

2.3.2. Получить от бухгалтерской службы инвентаризационные описи на объекты инвентаризации (ф. 0504053).

2.3.3. Вести Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации ИНВ-23 (ф. по ОКУД 0317019).

2.3.4. Передать в бухгалтерскую службу акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) по каждому материально ответственному лицу.

2.3.5. Рассмотреть результаты проведенной инвентаризации, оформить Протокол заседания инвентаризационной комиссии.

2.3.6. Осуществить комплекс мероприятий, необходимых для формирования пакета документов для ГРБС на списание основных средств.

2.3.7. При получении распоряжения от ГРБС на списание основных средств осуществить комплекс мероприятий по их утилизации.

3. СОСТАВ КОМИССИИ

3.1. Руководитель учреждения ежегодно в срок до 10 календарных дней до момента проведения инвентаризации:

— издает приказ "О проведении инвентаризации", в котором указываются срок проведения инвентаризации, объекты инвентаризируемого имущества (обязательств), срок представления Акта о результатах инвентаризации;

— утверждает персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочей инвентаризационной комиссии.

Приказ руководителя доводится под личную подпись председателю и членам инвентаризационной комиссии.

3.2. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия состоит из штатных сотрудников учреждения в количестве — не менее 5 человек: председатель комиссии — 1 человек, члены комиссии — не менее 4 человек.

3.3. В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии включаются специалисты, знающие технологию хранения материальных ценностей и бюджетного учета, техническое состояние основных средств. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

3.4. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые действуют только в период проведения инвентаризации.

3.5. Рабочие комиссии подотчетны постоянно действующей инвентаризационной комиссии и обязаны выполнять ее распоряжения и указания.

Об утверждении Положения "О постоянно действующей инвентаризационной комиссии"

Количество рабочих комиссий и их персональный состав утверждается в основном приказе руководителя учреждения "О проведении инвентаризации".

3.7. Изменения в состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочих комиссий вносятся приказом руководителя учреждения.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИССИИ

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия несет ответственность:

— за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатках) объектов инвентаризации;

— правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);

— сокрытие выявленных нарушений;

— правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Положение по инвентаризации

Образец положения об инвентаризации

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. 3.37. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банков. Инвентаризация расчетов. 3.38. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении? 4 этапа проведения в 2018

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация в бюджетных учреждениях (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Инвентаризация в бюджетных учреждениях «Обзор: Основные изменения законодательства в 2018 году для бухгалтера бюджетной организации (КонсультантПлюс, 2018)» Для учреждений изменились инвентаризационные формы Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49(ред. от 08.11.2010)»Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях

Внимание

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. 2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

Инвентаризация: готовимся к составлению годовых отчетных форм

Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается Руководителем предприятия (его заместителем или главным бухгалтером) в приказе о проведении инвентаризации. 2.2. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы предприятия. 2.3. При проведении инвентаризации имущества предприятия инвентаризационной комиссией заполняются формы, утвержденные Госкомстатом для оформления порядка проведения и результатов инвентаризации.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 3.13. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Положение об инвентаризационной комиссии

3.14. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.

Положение по инвентаризации образец в казенном учреждении

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают работники организации, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. 2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. 2.6.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта.
Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся: Этап Описание Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход.
Hафа фб-4ГxЯ╠б=ФМДя`d iИ╬°*F╢РЕш╙╨gIТ7%UH▐ФT!ySRЕфMI√кВ-╔╥РЗHВфН│╨»Т7оД╓)YRrдdI╔СТ%%GJЦФ~ВЯ├OЁs° ~?┴╧с’°9№?ПЯрчё№<~ВЯ╟OЁє° nЬ/ъs*╘ўqМ! б4 Ю3аэ┬чЬ·A┼]╧;√+└є№` endstream endobj 129 0 obj <

Организация должна проводить инвентаризацию своих активов и обязательств (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). Ведь только в результате инвентаризации, путем сопоставления фактического наличия соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета могут быть подтверждены наличие, состояние и оценка имущества и обязательств (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 26 Положения , утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Соответственно, можно быть уверенным, что бухгалтерская отчетность, составленная по данным учета, подтвержденного результатами инвентаризации, сможет обеспечить достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств.

А нужно ли разрабатывать Положение о проведении инвентаризации на предприятии?

Составляем Положение о проведении инвентаризации в организации

Законодательство не обязывает организацию утверждать какие-либо отдельные положения о порядке проведения инвентаризации. Обычно вопросы инвентаризации включаются отдельным разделом в . В то же время при необходимости организация может принять, например, отдельное Положение о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей или разработать общее Положение, раскрывающее особенности проведения инвентаризации в отношении всех учетных объектов. Соответственно, Учетная политика организации должна содержать отсылку к такому Положению.

Структуру и содержание Положения по инвентаризации каждая организация выбирает для себя самостоятельно. Оно обычно включает в себя, в частности, общие правила проведения инвентаризации, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок оформления результатов инвентаризации. Применяемые при инвентаризации формы первичных учетных документов могут утверждаться в составе приложений к Положению по инвентаризации.

В Положении по инвентаризации указываются случаи и сроки проведения инвентаризации отдельных видов активов и обязательств. При этом важно помнить, что в отдельных случаях проведение инвентаризации является обязательным, а в иных — ее необходимость определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Так, проводить инвентаризацию нужно всегда (п. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н):

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Положение об инвентаризации обычно разрабатывается главным бухгалтером, а затем утверждается руководителем организации. С Положением об инвентаризации необходимо ознакомить под роспись лиц, ответственных за ее проведение и оформление результатов инвентаризации. В частности, членов инвентаризационной комиссии, сотрудников бухгалтерии, материально ответственных лиц.

Приведем для Положения о проведении инвентаризации образец его заполнения.

Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путём подсчёта, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учёта и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации утверждён приказом Минфина РФ от 13 июня1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний инвентаризации имущества и финансовых результатов».

Основными целями инвентаризации являются:

§ выявление фактического наличия имущества;

§ сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;

§ проверка полноты отражения в учёте обязательств.

Инвентаризации подлежит всё имущество организации, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учёте на забалансовых счетах.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств различают полную и частичную инвентаризацию.

Инвентаризации могут быть плановыми и внезапными.

Количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (кроме инвентаризации ОС – один раз в три года и библиотечных фондов – один раз в пять лет);
  • при смене МОЛ;
  • при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
  • в случае стихийных бедствий;
  • при ликвидации организации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должна быть обработаны и записаны в регистры аналитического учёта. От МОЛ необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам или товарным отчётам, с указанием «До инвентаризации», что должно служить для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учётным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии МОЛ. Результаты подсчёта, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации , составляемые не менее чем в двух экземплярах. Они подписываются всеми членами комиссии.


Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки..(обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, мерной тарой).

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности указаны.

Исправление ошибок во всех экземплярах описей производится корректурным способом.

На последней странице описи незаполненные строки прочёркиваются и должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших проверку.

На тару, имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учётной документации, представленные в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых результатов.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие с данными бухгалтерского учёта. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учёта и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссия оформляет протоколом, утверждаемом руководителем. После этого результаты инвентаризации отражаются в учёте.

Выявленные при инвентаризации расхождения отражаются на счетах бухучёта в следующем порядке:

1. излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (Дебет 01, 04, 10, 41, 43 – Кредит 91.1);

2. недостача имущества и его порча (Д-т 94 – К-т 01, 04, 10, 41, 43) в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (Дебет 22, 26, 44 – Кредит 94), сверх норм – на виновных лиц (Дебет 73.2 – Кредит 94);

3. при стихийных бедствиях недостачи сразу списываются на уменьшение прибыли (Дебет 99 – Кредит 01, 04, 10, 41, 43).