Отпевание умерших

Огромное значение отпеванию усопшего в церкви уделяют христиане в православии и католицизме. Считается, что без этого ритуала душа умершего человека не сможет обрести покой и будет обречена на вечные скитания между двумя мирами.

Для чего это необходимо?

Согласно христианской традиции, перед смертью человек должен успеть раскаяться в своих грехах. Это увеличивает вероятность того, что душа усопшего войдет в Царствие Небесное. В некоторых случаях умирающий не имеет возможности раскаяться. Будучи молодым и здоровым, человек не задумывается о бренности бытия. Смерть же может прийти неожиданно. Ежедневно тысячи людей гибнут в автомобильных авариях, во время грабительских налетов на свои жилища и т. д.

Отпевание усопшего - это благословение церкви, которое дается душе человека. Суть этого обряда состоит в том, чтобы Высшие силы простили только что умершего и позволили ему найти вечный покой. Церковь призывает родных и близких покойного, прежде всего, молиться о душе того, кто был любим и дорог, а не устраивать богатые похороны или пышные поминки. Таинство смерти (так часто называют отпевание) намного нужнее новопреставленному, чем красивые венки и дорогие памятники на кладбище.

Ритуал нужен не только покойному, но и его близким людям.

Находясь рядом с ушедшим родственником или другом, человек невольно задумывается о недолговечности всего земного. Люди понимают, что смерть ожидает каждого, что из этого мира рано или поздно придется уходить. Для многих уход близких становится настоящим потрясением, которое заставляет задуматься и о собственной душе, пересмотреть свою жизнь, отказаться от греховных действий.

Обряд желательно проводить в храме, который считается святым местом. Вполне допустимо приглашать священнослужителей на дом. Церковь разрешает заочное проведение ритуала, если останки покойного не найдены и не могут быть похоронены. Иногда транспортировка тела в храм невозможна. Если и священник не сможет посетить дом усопшего, родные покойного должны просить церковь о .

Священнослужители обычно идут на уступки. Родственникам дают землю, листок с разрешительной молитвой и венчик. Церемония будет проведена заочно. Венчик надевают покойному на лоб. В правую руку умершего следует вложить листок с молитвой.

Тело посыпают землей крестообразно: от головы до ног, затем от правого плеча до левого.

Существует 5 видов отпевания:

  1. Для младенцев. К младенцам относятся не только новорожденные. Церковь так называет всех детей, которые умерли, не достигнув семилетнего возраста.
  2. Для мирских людей.
  3. Пасхальное. Отпевания не проводят на пасхальной неделе. Церемонии совершаются в первую седмицу Пасхи.
  4. Для монахов и иеромонахов.
  5. Для иереев и епископов. Ритуалы отличаются большей торжественностью, чем обряды простых монахов.

Обязательно ли это делать?

Верующие люди зачатую ведут себя слишком высокомерно по отношению к тем, кто не является соблюдающим христианином или не верит в Бога вообще. Верующие полагают, что достаточно регулярно посещать церковь и выполнять все ритуалы для того, чтобы попасть в рай. В отпевании они видят гарантию входа в Царствие Небесное.

Еще при жизни они заботятся о том, чтобы после их ухода родные заказали в храме этот обряд.

Таинство смерти не гарантирует, что христианин войдет в Царствие Небесное. Существует 7 церковных таинств, среди которых покаяние, крещение и некоторые другие. Каждый из обрядов что-то гарантирует верующим. После покаяния люди могут считать, что их грех будет прощен, если только они не имеют намерения продолжать грешить дальше. После крещения человек может называть себя христианином, а христианскую церковь - своим заступником перед Богом.


Отпевание не относится к церковным таинствам, несмотря на то, что его иногда называют таинством смерти. Не следует думать, что закоренелый грешник, который умышленно причинял вред ближним и вел неправильный образ жизни, войдет в рай только потому, что его отпели. Известны случаи, когда праведные люди, отошедшие от мирского, завещали бросить свое тело в помойную яму или отдать на растерзание собакам. Таким образом они хотели показать свое пренебрежение к бренному телу, которое считали нечистым. Праведный Артемий Веркольский был убит молнией. Такая смерть была признана карой Всевышнего. Самого праведника стали считать грешником. Его не только не отпели, но и не . Тело было оставлено в безлюдном месте и прикрыто хворостом. Почти 30 лет спустя его обнаружили. К удивлению верующих, тело осталось нетленным. Чудо было свидетельством того, что Артемий - Божий человек.

Несмотря на то что обряд отпевания не является обязательным условием вхождения в Царствие Небесное, не стоит забывать о таинстве смерти. Проведение ритуала связано с немалыми затратами, что заставляет верующих отказываться от отпевания умершего. Покойный, если он вел относительно праведную жизнь, стремился быть настоящим христианином и каялся в своих грехах, будет награжден после смерти. Родственники, для которых единственная причина отказа от обряда - материальные затраты, будут жестоко наказаны. Если у человека не было родственников, позаботиться о его душе должны те, с кем он близко общался при жизни, или те, кому он завещал свое имущество.

Отсутствие родственных связей не снимает ответственности с живых.

Когда проводится таинство?

Отпевание в храме осуществляется до обряда погребения. Церковь оставляет за близкими право провести его уже после похорон. Но воспользоваться этим правом можно в исключительных случаях. Допустимо заочно отпеть солдата, который был убит на войне и похоронен далеко от дома. В последние десятилетия специальные поисковые группы находят останки воинов, погибших в годы ВОВ. Тела перезахоранивают на кладбище и проводят ритуал.

Необходимость провести обряд после погребения может быть вызвана и с тем, что в свое время покойный не был захоронен по христианской традиции из-за идеологических соображений. Некоторые представители старшего поколения, родившиеся в Советском Союзе, не были отпеты. Сегодня религия не подвергается гонениям, как в середине прошлого века. Дети, внуки и правнуки должны позаботиться о душах своих умерших родителей и прародителей. Не имеет значения, сколько времени прошло с момента смерти человека.

Искренняя молитва за него будет принята всегда.

Если причиной отпевания после похорон стали обычные бытовые неудобства (свадьба, отпуск, работа), на живых ложится грех, за который им придется отвечать и в этой жизни, и на том свете.

Когда можно получить отказ?

В определенных случаях для проведения обряда требуется особое разрешение. Умершего могут не отпеть, если он:

  1. Самоубийца. Самостоятельное сведение счетов с жизнью рассматривается церковью как один из самых тяжких грехов, который трудно замолить. Самоубиенных обычно не отпевают. На Руси такого человека даже не хоронили на кладбище рядом с праведниками. Тем не менее исключения все-таки возможны. Если человек был душевнобольным, церковь не может спрашивать с него как с психически здорового. Родственникам необходимо представить заключение врача о том, что покойный был болен и не контролировал свое поведение. Приходской священник не имеет права принимать решение о проведении отпевания. Этот вопрос решается только архиереем. Обращаться с просьбой нужно в епархию.
  2. Некрещеный. Церковь не может проводить в последний путь человека, который ей не принадлежал. Чин отпевания младенцев, которых не успели окрестить, может быть дозволен. Новорожденный не виноват в том, что родители вовремя не ввели его в лоно церкви. Зачастую и самих родителей обвинять в этом нельзя. Смерть наступает неожиданно, и к ее приходу редко бывают готовы. Для проведения обряда может потребоваться разрешение. Однако если усопший, будучи уже в сознательном возрасте, отказывался от таинства крещения, снисхождения к нему не будет. Ему откажут в отпевании в церкви. Задача близких состоит в том, чтобы уговорить некрещеного пройти обряд, особенно если он смертельно болен и велика вероятность того, что он скоро умрет.
  3. Безбожник или закоренелый грешник. Человек, который вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму, организовывал гонения на религию и не раскаялся в своих деяниях перед смертью, не может быть отпет по христианскому обряду.

Вопрос о том, можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков, остается открытым. Большинство священнослужителей сходится во мнении о том, что делать это необходимо. Церковь должна не выносить грешнику суровый приговор, а пытаться оправдать его перед Богом. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как болезнь, а больного нельзя осуждать. Часто люди впадают в грех неосознанно, начинают пить от горя, пытаясь забыть свои проблемы.

До недавнего времени существовал запрет на отпевание кремированных.

Тело христианина должно быть предано земле. Однако запрет был снят, поскольку кремация стала более актуальной. В некоторых случаях она даже необходима.

Как проводится церемония?

Родным покойного необходимо прийти в храм и договориться со священником. Сделать это надо сразу же после того, как было получено известие о смерти. Ежедневно в церквях проводится много обрядов. Работники храма должны определить время для каждой церемонии. О том, что нужно иметь при себе родным и близким в церкви, заранее сообщит священник. Обычно к обязательным ритуальным предметам относятся свечи, погребальный венчик, нательный крест покойного, малая икона, погребальное покрывало и листок с разрешительной молитвой.

На протяжении всей церемонии каждый провожающий должен держать в руках горящую свечу. Гроб вносят в церковь без крышки. Венчик, который кладут на лоб покойного, символизирует венец земного пути, который умерший прошел с честью. Священник читает псалмы и Священное Писание. Певчие поют специальные погребальные стихиры и тропари. После этого должно быть провозглашено свидетельство о прощении прегрешений. Считается, что новопреставленной душе будут прощены грехи, в которой она успела раскаяться во время своего пребывания на земле. Но и в тех случаях, когда человек умер без покаяния, обряд снимает с него часть грехов.

Церемония завершается разрешительной молитвой.

Следующим этапом становится прощание с умершим. Родные и близкие подходят к гробу и отдают земные поклоны. По традиции необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем венчик. Тело накрывают покрывалом. Гроб закрывают крышкой и заколачивают. После этого проходит церемония погребения. В среднем таинство смерти длится 40–50 минут. Сказать заранее, какой именно будет длительность, очень сложно. Все зависит от целого ряда обстоятельств.

Как вести себя родным и близким?

Несведущие не знают, как вести себя при отпевании покойного, как одеться и т. д. Присутствующие на церемонии чаще всего надевают траурную черную одежду. Это не считается правильным. Когда человек умирает, ему предстоит пройти путь от смерти к новой жизни. Гибель бренного тела становится освобождением для бессмертной души, которая направляется в лучший мир и видит свет впереди. Отпевание для священника - это повод надеть белые облачения, как при проведении таинства крещения. Обе церемонии являются самыми важными в жизни человека: сначала его принимают в этот мир, а затем провожают в лучший.

Как бы странно это ни звучало, но похороны не следует рассматривать как повод для скорби. Родные покойного не должны приходить в церковь в черном. Это светская, а не церковная традиция. Уход дорого человека воспринимается как трагедия. Если на погребение или отпевание кто-то из родных или знакомых придет в светлой одежде, участники церемонии отнесутся к этому с негодованием.

Мирские люди не знакомы с церемонией отпевания и не знают, как она будет происходить. Придя в храм, они не отходят от гроба. Однако таинство смерти предназначено для молитв за усопшего. Молиться должны не только священнослужители, но и родные и близкие покойного. Не зная священных текстов, можно просто вслушиваться в то, что читает святой отец, или прислушиваться к певчим. Следует мысленно повторять услышанное.

Духовное должно занимать не меньше места в жизни, чем мирские заботы. Современный человек проводит время в ежедневной суете, тратя отпущенное время на работу или развлечения. Между тем не стоит забывать о том, что наше бытие не ограничено только видимым нам миром. О своей душе и о душах своих близких нужно начинать заботиться еще при жизни, а не после смерти.

Отпевание

Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание - это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания - «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины - Церковь может его напутствовать.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание - это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Кому может быть отказано в отпевании?

Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.

Можно ли отпевать самоубийц?

Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Как проходит отпевание?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что означает венчик на голове покойного?

Бумажный венчик - это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

В какие дни отпевания не совершаются?

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?

Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании - это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет - это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом...

В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:

«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.

Но эти свечи говорят еще о другом. Свет — это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».

ООО «РИТУАЛ СИТИ» окажет комплекс ритуальных услуг жителям Москвы и Московской области.

Мы понимаем вашу растерянность и горе, а потому возьмем на себя все хлопоты по организации и проведению похорон. Наш агент приедет к вам на дом, чтобы в спокойной обстановке вы смогли обсудить все организационные вопросы в соответствии с вашим бюджетом.

  • Оформление разрешительных документов.
  • Заказ катафалка и иного транспорта.
  • Помощь по захоронению или кремации.
  • Сопровождение траурной процессии.
  • Выбор похоронных и религиозных товаров.
  • Бронирование зала для прощания.
  • Организация поминальной трапезы.

Наш центр ритуальных услуг окажет помощь при любой ситуации. В случае смерти близкого дома, в больнице, на работе или общественном месте, а также за пределами Московской области и за границей. Мы окажем юридическую и психологическую поддержку. Соберем необходимые для погребения документы, займемся организацией похорон.

Последняя дань уважения

Многое сотрудники агентства «Ритуал Сити» в Москве могут выполнить самостоятельно. Например, доставить в морг документацию, одежду, религиозные принадлежности. Проконтролировать выдачу тела, кремацию в отсутствии заказчика. Получить прах, оформить заказ на родственное захоронение. Но есть моменты, в которых участие родственников необходимо - это выбор гроба (мусульманского ящика), памятника, венков. Возможно, именно эта процедура станет последней данью уважения к усопшему, его прошедшей жизни, его останкам.

Выбирайте в бюро похоронных услуг любой автомобиль: дорогой катафалк или более скромным, отвечающим запланированному бюджету. Заказанный транспорт можно украсить траурными лентами, цветочными композициями. На сайте ритуальных услуг можно заказать траурные принадлежности: ленты, подушки, покрывала, одежду, тапочки для усопшего. В каталоге присутствуют универсальные и религиозные модели, подходящие православным, мусульманам, иудеям. Воспользуйтесь опытом церемониймейстера. Закажите оркестр, отпевание или арендуйте сингуматор, оборудование для опускания гроба в могилу.

02.11.2013

Сейчас в Церкви обсуждается проект соборного документа «О христианском погребении усопших». Заочное отпевание - одна из церковных практик, которая вызывает дискуссии. Мы попросили высказать свое мнение об этом виде отпевания священников из Москвы, Киева, Тобольска и Лиссабона.

Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московской епархии, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, Москва:

− Практика заочного отпевания совершенно необходима, потому что не всегда у родных есть возможность организовать обычное отпевание.

Если человек утонул, погиб при пожаре, во время каких-то стихийных бедствий или умер в отдалении, за рубежом, у родственников нет возможности предать его земле так, как они бы того хотели и как бы это подобало сделать. Но если они знают, что он был православный христианин и сами хотят вознести о нем молитвы, возможностьсовершения заочного отпевания исключать никак нельзя.

Другое дело, нельзя допускать, чтобы заочные отпевания были поставлены «на поток», когда их заказывают, например, только из-за того, что дорого и проблематично везти тело усопшего в храм. Это совсем другая ситуация.

Но есть и худшее явление: когда при моргах случайные лица, которые запрещены в служении или которые никогда не были в сане, предлагают совершить отпевание, чтобы родные не тратились на дорогу до храма. Русский народ доверчивый, видя человека в облачении, люди думают, что перед ними священник, и соглашаются, а в итоге над усопшим совершается не отпевание, а какое-то невнятное бормотание. И это явление намного хуже,чем практика заочных отпеваний.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

− В обсуждаемом документе сказано о практике заочного отпевания абсолютно правильно, но слишком абстрактно. Действительно, это наследие советского прошлого, когда люди боялись открытого исповедания, боялись, что узнают о том, что усопший и его родственники – «тайные» верующие и т.д. В исключительных случаях это вполне правомерно. У меня, как и у многих священников, был опыт заочного отпевания. Например, один из прихожан нашего храма был летчиком-испытателем, который сгорел вместе с самолетом на испытании. Родственники заказали отпевание, и у меня не было аргументов, чтобы им отказать.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора в Елохове, Москва:

− Документ о христианском погребении усопших мы обсуждали со священниками нашего благочиния, и у нас оказалось много вопросов по поводу возможности категорического запрета совершать заочные отпевания.

Безусловно, такой запрет не может иметь места, потому что у нас до сих пор имеют место случаи, когда человек гибнет в море, при пожаре или во время альпинистского восхождения. Есть люди, которые пропали без вести и о которых понятно, что они не вернутся домой живыми. Если у нас не будет заочного отпевания, как мы сможем их отпеть?

К сожалению, сегодня практика заочного отпевания принимает порой неблагочестивые формы и превращается в некий «обряд с заговоренной землей».Как известно, после совершения обычного отпевания покойного предают земле, а после заочного родственникам отдают немного земли, над которой священник произнес молитвы. И часто можно услышать такой диалог: «Можно заказать у вас заочное отпевание?» − Можно». – «А когда прийти за землей?». Человеку неинтересно присутствовать на отпевании, участвовать в нем, его цель – получить эту «заговоренную землю», чтобы, как говорят люди, «запечатать гроб», обставить правильно некий обряд. В связи с этим чин заочного отпевания обрастает массой суеверий, словно это какое-то магическое действо, а ведь цель отпевания – собрать любящих людей, друзей, родственников у гроба усопшего, чтобы они могли услышать как бы последнее обращенное к ним слово покойного (ведь часть погребальных песнопений говорится от лица усопшего), вместе помолиться, примириться с человеком за то, что не уделяли ему должного внимания, долго не видели, позволяли вмешиваться в отношения с ним ошибкам, обидам и ссорам… Это в какой-то степени чин прощения, которое испрашивают у усопшего у его гроба.

А сегодня родственники в очень редких случаях собираются, чтобы помолиться на заочном отпевании.

И так как отпевание приходится совершать священнику одному в пустом храме, возникает порочная практика, когда он копит заочные отпевания, чтобы совершить их одним списком, а бывает, ждет реального «очного» покойного, чтобы к его отпеванию присовокупить имена заочных.Все это совершенно убивает смысл отпевания, а ведь когда-то монашеская братия именовала отпевание Таинством.

Бывает, человек заказывает заочное отпевание, потому что покойный стал ему сниться. И когда спрашиваешь, в чем цель, оказывается, что ему хочется просто чтобы покойный от него отстал, перестал являться и мучить. То есть человек стремится облегчить существование не покойному, а себе.

Отдельная группа проблем, о которых также должно быть сказано в документе, касается отпеваний в моргах. Недавно ко мне обратилась женщина, которая заказала отпевание мамы при морге, и пришла в ужас, потому что отпевание совершалось молниеносно быстро, так что, когда оно началось, стало ясно, что это совсем не отпевание. Отпевания при моргах часто превращаются в своеобразный марафон: непонятно кто отпевает покойных за 10-12 минут. Женщина, которая пришла ко мне, была в совершенно расстроенных чувствах, и, выслушав ее, я надел епитрахиль, взял кадило и совершил заочное отпевание ее усопшей мамы.

Игумен Арсений (Соколов), настоятель храма Всех святых, Лиссабон:

− Хорошо известно, что это новая традиция, не соответствующая общему церковному преданию. Ее начало восходит к послевоенному времени, когда родственники погибших отчаялись ждать пропавших без вести солдат. Думаю, заочное отпевание допустимо только в тех случаях, когда невозможно очное, когда неизвестно, где находится тело покойного христианина. Я уже много лет живу на берегу океана. Очень часто сообщается о погибших в водной стихии, и не всегда спасательные службы находят их тела. Что делать, если родственники попросят отпеть утонувшего и не найденного? Это тот случай, когда заочное отпевание допустимо. Заочное отпевание − крайнее исключение, оно не должно быть нормой.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора Киевской духовной академии по учебно-методической работе, клирик академического храма Рождества Богородицы, Киев:

− Появление проекта документа, который посвящен христианскому погребению усопших, очень своевременно, ведь общеизвестно, сколько недопустимых искажений понимания этого действия имеет место не только среди мирян, но даже среди духовенства.

В проекте документа указываются две практики, требующие внимательного рассуждения, − так называемое «заочное отпевание» и кремация.

Сразу следует уточнить, что в идеале ни того, ни иного быть не должно, но реалии жизни вносят свои коррективы, и задача священнослужителей состоит в том, чтобы свести к минимуму всевозможные неверные мнения и практики, касающиеся погребения.

Когда речь идет о заочном отпевании, считаю важным разъяснить верующим, что отпевание не носит магический характер: отпел – душа упокоилась, не отпели – душа мучается. При таком подходе, кроме неверного понимания сути обряда, само отпевание понимается как обязательное, но все-таки частное дело родственников умершего. От этого теряется осознание того, что у верующего, члена Церкви, не может быть частного дела, ибо все, что происходит в Церкви, – общее дело, объединяющее, а не разделяющее.

Принцип единения пронизывает всю жизнь Церкви. В последованиях многих Таинств, особенно Крещения, видно, что соборный разум Церкви мыслит совершаемое не как частное событие, но как дело всей общины, всей Церкви. Такое понимание распространяется и на отпевание умершего. Достаточно вчитаться в текст чина погребения, чтобы понять насколько этот текст не согласуется с заочным отпеванием! Призыв посмотреть на умершего, понять значение человека, осознать человеческую слабость, которая появилась в силу грехопадения, и засвидетельствовать веру в Бога, который воскресит всех в судный день – вот смысл этих строк. При заочном отпевании слова звучат как бы в пустоту. Они становятся беспредметными.

Нередко бывает вопиющие неблагоговение: люди просят совершить заочное отпевание кого-то из своих родственников, но сами при этом не остаются!

«Заочное отпевание» должно быть исключением. Это вынужденная практика, которая должна совершаться только в тех случаях, которые очень верно указаны в проекте документа.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора, Киев :

− На мой взгляд, практика заочного отпевания допустима исключительно в тех случаях, когда не было возможности совершить чин отпевания над телом покойного. В обсуждаемом документе эти моменты как раз оговорены. Кроме того, в современной практике заочное отпевание порой благословляется совершать в отношении лиц, самовольно ушедших из жизни, если архиерей сочтет это возможным, − как правило, это касается тех случаев, когда руки на себя накладывает душевнобольной или человек в состоянии тяжелого аффекта. Хотелось бы, чтобы в документе была дана оценка и этой практике.

Из пастырских соображений мне видится правильным акцент документа на важности собирания родственников и близких покойного за заочное отпевание. Это отпевание называется заочным по причине отсутствия тела покойного, но не родственников! Учитывая обстоятельства нашей действительности, когда большинство населения крайне редко посещает храм и еще реже слышит проповедь священника, каждое отпевание является во многом уникальной возможностью для священника донести евангельское слово до круга родственников и близких покойного. Следует прилагать все усилия, чтобы проповедь на отпевании звучала не формально, но чтобы священник искал слова, которые помогут «достучаться» до сердец собравшихся людей.

Протоиерей Михаил Денисов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, настоятель храма Семи отроков Эфесских, Тобольск:

− В настоящее время полностью отказаться от практики заочного отпевания невозможно, потому что у нас пока нет храмов в каждом населенном пункте, и у православных не всегда есть возможность пригласить священника на отпевание. Присутствие родственников, конечно, желательно, но не всегда возможно. Бывают случаи, когда человек одинок, родственников нет, его похоронили, а отпеть просят сердобольные соседи. Или, например, человек умер в доме престарелых…

Заочное отпевание также оправдано, когда воцерковившийся человек просит отпеть своих давно умерших родственников, погребенных без отпевания. В Сибири это часто бывает, потому что храмов при советской власти здесь было крайне мало, а во многих районах вообще не было.

Подготовила Ольга Богданова

Как помочь умирающему?

Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.

Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди , Причастия и Соборования .

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Первые дни после смерти

Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.

Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.


Сорокоуст о упокоении

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.

Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).

Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.

Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Когда и где совершается отпевание?

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Что означает «венчик» на лбу

Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи.

О чем молятся при отпевании

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным

После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Панихида

Панихида начинается обычным возгласом: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Затем читается Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся...псалом 90-й: "Живый в помощи Вышняго...". В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: "Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его". Верная душа говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю".

Что «гарантирует» отпевание

Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.

Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Как отпевают младенцев?

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14) .

Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.

Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.

В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Свеча о упокоении

В православном храме свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу),зажечь свечу можно от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку.
При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Напротив, те, кто сознательно ставит заупокойные свечи «на смерть» живущим, навлекают на себя гнев Господень, потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте. Кто творит подобные волхвования и кто в них верит - живут не по духу, а по плоти. О таких апостол Павел сказал: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:5 - 7).

Что происходит с душой после смерти?

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Как правильно поминать усопших?

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.

Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?

Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.

Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.