Машину продал, а налог приходит: что делать, куда обращаться. Кто может не платить налог на машину: категории граждан освобожденные от выплат и способы снизить налоговую ставку законными методами

Транспортный налог россияне платят уже почти век, при этом качество дорог в стране остаётся на невысоком уровне, особенно в отдалённых от центра страны регионах и, кроме того, правительство ввело топливные акцизы, что сделало горючее дороже для потребителя, хотя во многих странах стоимость бензина, солярки уже включена в транспортный сбор. Такое двойное налогообложение вызывает у многих вопросы, а также желание снизить или уйти от уплаты налога. Некоторые категории граждан освобождены от пошлины, другие могут уменьшить ставку. Как не платить налог на машину и сделать это законно, читайте в данной статье.

Чтобы понять, как уменьшить или вовсе не платить транспортный налог, нужно понимать, когда возникает обязанность платить налог, от чего зависит сумма и как рассчитывается пошлина. Во-первых, если гражданин поставил свою машину на учёт в органы ГИБДД, т.е. зарегистрировал автомобиль, то с этого собственник обязан уплачивать сбор. Поэтому совершенно неважно, существует ли авто в действительности или оно сгорело, утонуло, исправна ли техника, разобрана ли на части, стоит в гараже или эксплуатируется постоянно владельцем, «продана по генеральной доверенности»/передана в аренду, есть ли страховка, техосмотр и т.д. Во всех перечисленных (и неперечисленных случаях) налог начисляется тому лицу, на чьё имя осуществлена регистрация авто.

Во-вторых, сумма платежа, по российскому законодательству, регулируется на региональном уровне, поэтому даже в соседних субъектах федерации ставка разнится. Величина пошлины в нашей стране формируется на основании нескольких критериев:

  • мощности двигательного агрегата;
  • стоимости транспортного средства;
  • места регистрации техники;
  • льготной категории водителя (если льгота есть).

Из этого следует схема расчёта транспортного налога. Можно воспользоваться онлайн-калькулятором или посчитать всё самостоятельно по следующей схеме:

  1. Определить налогооблагаемую базу по количеству лошадиных сил или кубических метров, указанных в свидетельстве о регистрации машины.
  2. Найти на сайте Федеральной налоговой службы ставку транспортного сбора в регионе, где автомобиль зарегистрирован.
  3. Рассчитать налоговый период. Если машина была куплена в начале июля, то сбор владелец средства заплатит только за полгода.
  4. Проверить наличие подтверждённых льгот, уменьшающих сумму налога.
  5. Применить повышающий коэффициент, если машина обошлась в три миллиона и выше, при этом соответствует модели, включённой в список Минпромторга.
  6. Сумма налога равна произведению налоговой ставки на количество лошадиных сил, повышающий коэффициент и период владения средством передвижения, выраженный в полных годах.

Оплата налогов является обязательной для любого гражданина РФ. В случае просрочки или неуплаты ИФНС направит налогоплательщику уведомление с требованием оплатить налог в ближайшее время. Через полгода судьбу неплательщика будет уже решать суд, а затем судебные приставы, которые истребуют всю сумму долга с начисленными на него ежедневной пеней и штрафами.

Когда не надо платить пошлину?

  1. Машина не поставлена на учёт в ГИБДД или снята с него, при этом причина, почему так сложилось, не важна и не влияет на то, что гражданин не платит транспортный налог.
  2. Если налогоплательщик владеет автомобилем, которая была угнана или похищена (при предоставлении соответствующего документа из правоохранительных органов), сбор не начисляется со следующего за угоном месяца.
  3. Когда в ПТС, на основании которого рассчитывается налог, указаны сведения, не соответствующие действительности. В такой ситуации владелец может оспорить необходимость оплаты сбора, представив доказательства в ИФНС или доказывать ненужность платежа через суд. Отдельно отметим, что намеренно вносить неправильные данные в документ не стоит: ложь рано или поздно вскроется, что приведет к уголовному делу и штрафу.
  4. Если россиянин является индивидуальным предпринимателем, при этом использует в работе арендованный транспорт или его сотрудники ездят на личном транспорте, зарегистрированном на них.
  5. В случае наличия у автовладельца федеральной или региональной льготы, согласно которой собственник техники освобождён от уплаты сбора.

Кто освобождён от уплаты транспортного сбора?

Категория 1. Льготные категории населения. Федеральным законодательством к ним отнесены инвалиды I и II группы, включены в перечень и многодетные родители, у которых детей от трёх и больше, и граждане, несущие военную службу, и ветераны Великой Отечественной войны, и ликвидаторы аварий на атомных электростанциях (в Чернобыле, на «Маяке») и др.

В субъектах федерации перечень категорий льготников варьируется: к примеру, в Кемеровской области в отношении одного легкового транспортного средства с мощностью двигателя до 250 л.с. освобождаются от уплаты пошлины пенсионеры по старости, инвалиды третьей группы, различные общественные организации, в Ярославле – малоимущие семьи с большим количеством детей; в Карелии для получения освобождения необходимо быть социальным или военным пенсионером, а в Томске – собственником транспортного средства пневматического или гусеничного типа. Чтобы узнать, входит ли владелец машины в число льготников, необходимо на сайте Федеральной налоговой службы выбрать нужный регион и город.

Категория 2. Владельцы следующих транспортных средств (их полный список представлен в статье 358 Налогового кодекса РФ (часть 2)) – весельных лодок; предназначенных для инвалидов «легковушек» с двигателем до 100 л.с.; морских или речных судов, используемых для рыболовства; поставленной на учёт сельхозтехники (тракторов, ското- и молоковозов и т.д.); техники, участвующей в ремонте дорог.

Категория 4. Владельцы большегрузной техники: освобождение от налога действует с 2015 года до 2019 г.. Льгота распространяется как на физлица, так и на организации. Под неё подпадают машины от 12 тонн и тяжелее, внесённые в налоговый реестр техники, приносящей урон автодорогам, при этом собственники таких машин платят утверждённые взносы, сумма которых за налоговый период обязана быть больше, чем начисленный налог.

Категория 5. Иностранец – владелец автомобиля, на котором установлены номера другой страны (т.е. автомобиль поставлен на учёт не в России). Эта ситуация возможна у тех жителей нашего государства, кто имеет вид на жительство или иное гражданство.

Категория 7. Владелец машины, находящейся в лизинге (пошлину платит компания-лизингодатель, в собственности которой и находится техника во время действия договора). Правда, стоит помнить, что транспортный налог, скорее всего, уже включён в сумму каждого лизингового платежа, причём с процентом.

Категория 8. Гражданин, пользующийся автомобилем по доверенности. Исключение: если о факте передачи и соответствующего разрешения уведомлена налоговая, то обязанность платить сбор перекладывается на доверенное лицо.

Если автолюбитель попадает в категорию льготников, то нужно заполнить заявление об освобождении от налога, отнести его в налоговую по месту регистрации собственника. Оповестить о наличии льготы нужно до первого апреля будущего года.

Видео — Кто имеет льготы при оплате транспортного налога?

Если поставить на учёт автомобиль в ГИБДД соседнего региона…

Если поставить на учёт автомобиль в ГИБДД соседнего региона, где налоговая ставка ниже, то сэкономить в большинстве случаев не получится. Как мы писали выше, сумма транспортного сбора зависит от места регистрации собственника. На сегодня самые высокие налоги – в двух столицах России: за зарегистрированное в Москве авто с двигателем в 150 л.с. житель региона заплатит 35 рублей за 1 силу, в Ярославле – 28, в Кемеровской области – 14, а Чукотском автономном округе – 7 рублей.

Но, несмотря на то, что по действующим законам разрешено поставить на учёт автомобиль в любом регионе России, не привязываясь к месту жительства собственника, всё равно эти сведения будут отправлены в ИФНС по месту прописки собственника, поэтому и налог рассчитывается из той ставки, которая установлена в регионе официального проживания автовладельца. Следовательно, такой вариант подходит только россиянам, у которых родные проживают в привлекательном по уровню налога городе, при этом не стоит забывать, что в случае смерти «подставного» собственника, права на автомобиль переходят к его наследникам.

Если машина дорогая…

Если машина дорогая, то можно предпринять попытку уменьшить пошлину. При так называемом налоге на «роскошь», если за авто гражданин заплатил более 3 млн. рублей, при расчёте сбора ИФНС учитывает не только вышеперечисленные критерии, но и марку, год выпуска машины, применяя коэффициент повышения к обычной ставке. Такая практика установлена в 2015 году. Минпромторг ежегодно 1 марта публикует список дорогостоящей автотехники, для которой налоговый сбор будет более высоким.

В списке 909 моделей, год назад в него входили 708 автомобилей. К примеру, сбор на Ford Explorer Sport — 2015 (мощность двигателя — 345 лошадиных сил) вместе с повышающим коэффициентом составит в столице почти 57 тысяч рублей. Для кабриолета BMW М6 трехлетней давности ставка налога увеличилась в два раза, и он обойдётся владельцу в 150 000 рублей. Rolls-Royce Dawn (2014) имеет повышающий коэффициент 3, и поэтому пошлина на это авто одна из самых больших — 257 000.

Таблица 1. Повышающие коэффициенты для дорогих машин

Средняя стоимость легкового авто Год выпуска легкового автомобиля
02.03.2017 01.02.2017 не более 1 г. не более 5 не более 10 не более 20
от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно 1.1 1.3 1.5 - - -
от 5 млн. до 10 млн. рублей включительно - - - 2 - -
от 10 млн. до 15 млн. рублей включительно - - - - 3 -
от 15 млн. рублей - - - - - 3

В данном перечне не учитывается техническое состояние автомобиля и его договорная цена, чиновники включают в список иногда даже несуществующие модели (например, пятилетнюю Audi РС6, хотя эта модель не выпускается с 2010 года). Если автомобиль стоит меньше трех миллионов или попадал в серьёзное ДТП, но он внесён в список, налог всё равно будет рассчитываться с повышенным коэффициентом.

Эксперты прогнозируют повышение перечисленных в законе коэффициентов, что связано со стабильной инфляцией, а значит, увеличением стоимости автомобилей, поэтому, если стоимость авто превышает три миллиона рублей, можно воспользоваться следующими способами снизить налог на «роскошь»:

  1. Проверить перед покупкой автомобиля его наличие в министерском списке (покупаемой модели там может даже не быть, несмотря на большую стоимость, но, тем не менее, 1 марта следующего года, когда министерство опубликует новый перечень, марка там может уже появиться);
  2. Выбрать машину годом старше, можно не с таким мощным двигателем. Если все-таки роскошное авто — ваша мечта, нужно заранее посчитать пошлину и запланировать её в годовом бюджете семьи;
  3. Зарегистрировать транспорт на родственника — льготника. Но, если мощность двигателя превышает 100-150 л.с. (таков порог практически для всех льготных категорий граждан в различных регионах), налог будет начисляться на каждый лишний куб или лошадиную силу сверх указанного лимита.

Как ещё снизить сумму транспортного налога?

Если автомобиль гражданина не входит в список люксовых авто (по версии Минпромторга), есть несколько способов сократить государственную пошлину, уменьшив, во-первых, мощность двигателя, так как именно от этой величины зависит ставка налога в регионах. Выясняя официальную мощность автомобильного мотора в год выпуска машины, необходимо сложить простые числа, указанные на агрегате, и полученную сумму поделить на 8,5. Для определения параметров двигателя в киловаттах, количество л.с. нужно либо поделить на 0,735, либо умножить в 1.35962.

  1. Проверить цифры в учётных документах – вдруг там обнаружатся неточности в большую сторону: такое случается довольно часто. Метод можно применить, если 1) сотрудники учреждения, выдавшего паспорт, допустили в бумагах ошибку, или 2) мощность двигателя изменилась за эксплуатационный период. В первом случае нужно составить официальный запрос дистрибьютору (дилеру) или производителю техники о проведении специальной процедуры диагностики или обратиться в экспертное учреждение, уполномоченное проводить такие исследования (если ГИБДД будет сопротивляться и не примет ответа официального изготовителя техники). В втором случае обращаться нужно сразу к независимым специалистам, уполномоченным проводить такие исследования. Во время оценки состояния автомобиля эксперты обозначат и укажут не только реальную мощность двигателя, но и уровень износа и ожидаемый период последующей эксплуатации. После проведённых расчётов экспертная организация подготовит заключение, где будут указаны этапы и алгоритм проведённой диагностики мотора, расчётные формулы, дополнительные замечания специалиста; конечные выводы с описанием полученных во время анализа числовых данных. Получив заключение, его нужно предоставить в отдел, занимающийся регистрацией автотранспорта, и после проверки внести изменения в ПТС и сервисную книгу, затем осуществить контроль по передаче данных в налоговую инспекцию. Судебных споров в этом случае практических не бывает.
  2. Конструктивно изменить двигатель — снизить мощность ДВС, модифицировать электронное управление. Разумеется, чтобы провести подобную операцию необходимо предварительно запросить разрешение в отделении ГИБДД, а после этого обратиться на станцию техобслуживания, имеющую лицензию на проведение таких процедур и выдачу заключений о внесении технических изменений в автомобиль.
  3. Произвести замену мотора на менее мощный. Безусловно, предварительно придётся купить новый у официальных производителей (дилеров), при этом двигатель должен иметь всю необходимую документацию для регистрации. Поэтому для покупки агрегата стоит взять с собой знающего человека, который сможет оценить и подлинность сертификата изготовителя, и соответствие нового двигателя модельной линейке авто/наличия официального разрешения производителя для замены мотора иной марки, и соблюдение при эксплуатации природоохранного законодательства. Учитывая все эти сложности, после официальной замены двигателя и снижении налоговой нагрузки некоторые автолюбители устанавливают прежние двигатели, так как всё равно при остановке транспорта сотрудники ДПС не проводят проверку соответствия серийных номеров мотора и сопутствующей документации, и, тем более, не сверяются с налоговой. Новый двигатель остаётся в запасе, и, если снова возникнет потребность предъявить автомобиль в регистрационный отдел ГИБДД, то мотор быстро устанавливают обратно.
  4. Дефорсировать двигатель, то есть технически его модифицировать по заводской схеме. Отметим, что подобная операция производится только с официального разрешения Госавтоинспекции и в автосервисах, сертифицированных на осуществление этого вида деятельности.

Во-вторых, путешествовать по городским дорогам на «транзитках», то есть поставить на автомобиль транзитные номера, сняв его с учёта в местной ГИБДД. Однако у данного метода есть множество недочётов. Транзитные номера водитель получает на срок от 5 до 20 дней, их нужно продлевать. Чтобы это сделать, нужно обратиться с соответствующей просьбой к начальнику отделения ГИБДД. Но продление действия «транзиток» не обязанность, а право руководителя, поэтому, если нет веских причин, скорее всего, в продлении гражданину откажут, а отсутствие номеров грозит административным взысканием.

В Интернете можно найти ещё несколько расхожих советов по уменьшению государственной пошлины. Рассмотрим их.

Если инспекция не прислала уведомление на оплату налога…

Если инспекция не прислала уведомление на оплату налога, то его всё равно лучше оплатить, узнав сумму транспортного налога лично или отправив письменный запрос в инспекцию. Во-первых, бывает так, что уведомление направляется бывшему владельцу, или вообще не тому лицу, или документ просто бросают в ящик соседа. Во-вторых, стоит помнить, если открыт личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, то бумажные уведомления ему не придут.

ИФНС очень редко «забывает» о налогоплательщиках, а, если и забыла, то с 2015 года физлица должны сами сообщать в налоговую службу о наличествующем у них движимом или недвижимом имуществе, а следовательно, своевременно заплатить налоги тоже в интересах собственника. Поэтому, если гражданин не получает уведомление о налоге, при этом его автомобиль зарегистрирован на нем более года, это повод обратиться в налоговую, чтобы узнать, не является ли владелец должником. Впоследствии может сложиться ситуация, что собственнику машины отправят уведомление о налоге за несколько лет с пеней и штрафами, а судебная практика по таким вопросам спорная. Безусловно, можно дождаться истечения срока исковой давности по взысканию налога (три года), но и в этой ситуации, прежде, чем стать законопослушным плательщиком, придётся заплатить транспортный сбор за три года.

Образец заполненной декларации по ТН (титульный лист)

Образец заполненной декларации по ТН (раздел 1)

Образец заполненной декларации по ТН (раздел 2)

Если автомобиль принадлежит несовершеннолетнему…

Если автомобиль принадлежит несовершеннолетнему, то налог будут платить его законные представители родители, усыновители, опекуны, попечители) после регистрации транспортного средства в ГИБДД.

Такое разъяснение даётся в письмах Минфина России 18.05.2015 № 03-05-06-01/28396, от 28.08.2008 № 03-05-06-01/27. При этом закон не ограничивает возможность переоформления автомашины на несовершеннолетнего. От налога гражданин сможет уйти только тогда, когда ребенок относится к льготной категории, освобождённой от уплаты налога, например, является инвалидом первой или второй группы.

Если продать автомобиль, то…

Если продать автомобиль, то начисление налога на прежнего владельца будет происходить до тех пор, пока новый собственник не перерегистрирует машину на себя или предыдущий не прекратит регистрацию на своё имя. Как это сделать? Через десять суток после продажи автомобиля прежнему владельцу нужно прийти в ГИБДД с договором передачи права собственности и написать заявление. Проданная машина перестаёт числиться за ним, а новые данные передаются в ИФНС.

В заключение отметим, что в автосфере законодательство находится в стадии разработки, поэтому постоянно меняется. Например, в скором времени депутаты предлагают прибавить к вышеуказанным критериям начисления налога ещё учёт экологического класса автомобиля. С октября 2016 года действуют правила контроля налогообложения, по которым ответственность за действия, которые повлекли за собой неуплату пошлины, незнание новых норм, передачу неверных сведений о месте пребывания, законотворцы возложили на собственника машины. Поэтому лучший вариант для любого автовладельца — это интересоваться изменениями в этой правовой отрасли и в случае возникновения спорной или конфликтной ситуации обратиться к налоговому консультанту.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
№12223/10 от 15.12.2011

Уплата транспортного налога с утилизированных автомобилей

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

  • председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  • членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании приняли участие представители:

  • от заявителя - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 - Водовозов А.А., Званков В.В., Кузьмина Ю.В., Мелякин М.Ю.;
  • от открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» - Золотарев В.В., Кудрявцева Т.А., Семенова Т.Б.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» (далее - общество) за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 01.08.08 № 52-22-15/92, возражений общества по акту и документов, представленных им к возражениям, инспекция вынесла решение от 03.10.2008 № 52-22-14/874 (далее - решение инспекции), которым обществу доначислена недоимка по налогам, начислены пени и штраф за неполную уплату налогов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе по пункту 6.2 решения (транспортный налог).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев апелляционную жалобу общества, решением от 30.04.2009 № 9.1-08/00092@ изменила решение инспекции в части.

На основании указанных актов инспекция выставила обществу требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 14.05.2009, в том числе требование № 900/1, включающее в себя уплату 3 2 054 944 рублей недоимки по транспортному налогу, 276 508 рублей пеней и 410 989 рублей штрафа.

Общество, полагая доначисление налогов, начисление пеней и штрафов неправомерным, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительными названных решения и требований инспекции об уплате налога, сбора, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа обществу в удовлетворении требования о признании недействительными решения инспекции по пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.5, 4.1, 4.2, 6.2 и соответствующих им требований отменил, решение и требования в части доначисления налогов, пеней и штрафов по пунктам 1.1, 1.2 (налог на прибыль по амортизационным отчислениям), 2.5 (налог на добавленную стоимость по ликвидированным скважинам), 4.1, 4.2 (регулярные платежи за пользование недрами) признал недействительными. В отношении эпизодов, указанных в пункте 2.1 (налог на добавленную стоимость по основным средствам), в пункте 6.2 (транспортный налог) решения инспекции и в соответствующих требованиях об уплате налога, пеней и штрафа, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

По итогам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 в удовлетворении заявления о признании недействительными решения инспекции (пункты 2.1 и 6.2) и 4 соответствующих требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафа в оспариваемой части отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.04.2011 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в части отказа в признании недействительным решения инспекции по пункту 6.2 о доначислении 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменил; решение инспекции в указанной части признал недействительным; в остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 25.04.2011 о признании недействительным пункта 6.2 решения инспекции в части доначисления 777 607 рублей транспортного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и оставить решение суда первой инстанции от 11.10.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в этой части без изменения.

В отзыве на заявление общество просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части и признавая решение инспекции недействительным в отношении доначисления недоимки по транспортному налогу в размере 777 607 рублей, начисления соответствующих пеней и штрафа, исходил из того, что по смыслу статей 38 и 358 Кодекса для признания установленным факта наличия объекта обложения этим налогом необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством, то есть соответствовал определенным физическим характеристикам и был зарегистрирован в установленном порядке; при этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствия спорных транспортных средств у общества не является основанием для возникновения у него обязанности исчисления и уплаты транспортного налога.

По мнению суда кассационной инстанции, поскольку транспортные средства у общества отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом; сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Однако такой вывод суда кассационной инстанции не соответствует системному толкованию норм главы 28 Кодекса, регулирующих данные правоотношения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества о признании недействительными решения инспекции (пункт 6.2) и требования № 900/1 в обжалуемой части, исходил из того, что спорные транспортные средства являются объектом налогообложения; в проверяемом периоде транспортные средства были зарегистрированы на общество, однако транспортный налог обществом не исчислялся и не уплачивался; обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации (списания) транспортных средств юридическое лицо, за которым они зарегистрированы, обязано снять их с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту их регистрации.

Поскольку списание транспортного средства в предусмотренном законодательством порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД, а представленные обществом акты о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а отметки о снятии транспортных средств с регистрации в органах ГИБДД не содержат, суд констатировал, что документы, подтверждающие снятие объектов с учета, отсутствуют и общество документально не подтвердило факты утилизации транспортных средств.

Суд также отметил, что указание в актах по форме № ОС-4а на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и на нерентабельность их восстановления само по себе не может служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии у общества транспортного средства. При этом суд обратил внимание на то, что при снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства; как следствие, документы, представленные обществом, не могут являться основанием для списания транспортных средств с учета.

Довод об отсутствии на балансе транспортных средств в связи с их списанием (утилизацией), что, по мнению общества, исключает их эксплуатацию и, следовательно, обязанность уплачивать транспортный налог, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, указав, что документы, представленные обществом для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

При названных условиях принятый судом кассационной инстанции судебный акт нарушает в оспариваемой части единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 03.10.2008 № 52-22-14/874 по пункту 6.2 о доначислении открытому акционерному обществу «Саратовнефтегаз» 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по указанному делу в отмененной части оставить без изменения.

В остальной части оспариваемый судебный акт оставить без изменения.


Председательствующий А.А. Иванов

Комментарий эксперта

Транспортный налог: утилизированные авто

Суть дела была такова. По результатам выездной налоговой проверки предприятию были доначислены транспортный налог и пени по утилизированным транспортным средствам. По мнению проверяющих, факт отсутствия у налогоплательщика зарегистрированного на него транспортного средства, если им не исполнена обязанность по снятию объекта налогообложения с регистрации в соответствующих государственных органах, не освобождает его от уплаты налога. Списание утилизируемого транспортного средства для целей бухгалтерского учета возможно только при условии соответствующей регистрации в органах ГИБДД.

В данном случае надлежащие документы о списании (утилизации) автотранспортных средств предприятием не были представлены, а имеющиеся акты по форме № ОС-4а не являются допустимыми и достаточными доказательствами, поскольку не содержат отметки о снятии с учета транспортных средств в органах ГИБДД. Документы о снятии транспортных объектов с учета в указанных органах также отсутствуют, в силу чего у Общества не имелось оснований полагать, что спорные транспортные средства не являются объектами налогообложения.

Налогоплательщик посчитал такой подход не справедливым и оспорил решение инспекции в суде. Суды первой и апелляционных инстанций отказали в удовлетворении этих требований. Однако ФАС Московской области признала решение инспекции недействительным, сославшись на то, что по смыслу статей 38 и 358 НК РФ для признания установленным факта наличия объекта налогообложения необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством (соответствовал определенным физическим характеристикам) и был зарегистрирован в установленном порядке. При этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствии спорных транспортных средств у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Судом было обращено внимание и на то обстоятельство, что инспекцией не отрицался факт отсутствия спорных транспортных средств на балансе у предприятия.

Инспекция не согласилась с таким решением и подала заявление в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Коллегия судей согласилась с налоговиками и передала дело для рассмотрения в Президиум. Тройка судей отметила, что как показало изучение судебной практики по спорам, связанным с исчислением и уплатой данного налога, правовые позиции судов по настоящему делу отражают сложившиеся подходы в толковании и применении норм главы 28 Кодекса.

Первый подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций в настоящем деле, выражен в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2011 по делу № А56-19155/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу № А29-2848/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 по делу № А33-13239/07-Ф02-871/09, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 № А71-10092/07 и сводится к тому, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на котором зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определние объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Второй подход, отраженный в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу, применен также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу № А56-20453/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009, ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 по делу № А65-21847/2006-СА1-19. Он базируется на том, что сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновение обязанности по уплате транспортного налога. В обоснование такой позиции приводится ссылка на положение пункта 1 статьи 358 НК РФ, согласно которому объектом налогообложения является именно транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, а не факт внесения регистрационной записи о транспортном средстве, поэтому в случае отсутствия последнего у налогоплательщика (например, в связи с уничтожением, утилизацией и т.п.), транспортный налог не подлежит исчислению и уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения.

Заключение Президиума ВАС РФ

В итоге Президиум ВАС РФ разрешил спор в пользу налогового органа. Он указал, что вышеописанный нами второй правовой подход к разрешению таких споров не соответствует системному толкованию норм главы 28 НК РФ, регулирующих правоотношения по уплате транспортного налога.

Президиум ВАС согласился с доводами, что документы, представленные налогоплательщиком для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, заключил высокий суд, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога , поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Данное дело в отношении одного из объектных (имущественных) налогов на наш взгляд является достаточно показательным. Так как исходя из описания объекта налогообложения и правил его определения с учетом норм смежных отраслей права налогоплательщик должен четко понимать когда государственная регистрация жестко увязана с налоговыми обязательствами, а когда нет. В случае с транспортным налогом ВАС РФ высказался за такую жесткую привязку. А вот в случае с налогом на имущество, он же опираясь на правила бухгалтерского учета, пришел к обратному выводу. Так, в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 148 от 17.11.2011 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ» указано: «В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.»

Аудитор Рюмин С.М.

ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Чтобы не допустить спорных ситуаций с налоговой инспекцией по транспортному налогу, при списании транспорта с баланса стоит снять его с регистрационного учета в ГИБДД.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 362 НК РФ организации, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах. Кроме того, необходимо проинформировать о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, и обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сделать это нужно в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации, и по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

В ст. 357 НК РФ говорится, что налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые ст. 358 НК РФ объектом налогообложения (если иное не предусмотрено настоящей статьей).

Но исчислять и тем более оплачивать транспортный налог организация не должна, так как нет объекта налогообложения, т. е. имущества, имеющего стоимостную, количественную или физическую характеристику, на основании которого у налогоплательщика и возникает обязанности уплаты налога (ст. 38 НК РФ).

Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих либо связанных с налогообложением.

В п. 3 ст. 3 НК РФ говорится, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Конституционный суд Российской Федерации в определении от 14.12.2004 г. № 451-О указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. В отношении транспортных средств – это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

Учитывая, что объектом налогообложения по транспортному налогу (п. 1 ст. 358 НК РФ) являются именно транспортные средства, то сам по себе факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, при отсутствии у налогоплательщика объектов налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога.

Андреевских Елена

нефтяная компания, юрисконсульт

Статья 38 НК РФ гласит, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Объект налогообложение – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Для транспортного налога, объект налогообложения установлен в ст.358 НК РФ, определяющим для которого является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.2 этой же статьи приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Этот перечень закрытый. Утилизированные транспортные средства здесь отсутствуют.

Таким образом, окружной суд расширил положения статьи 358 НК РФ, определяющий основной элемент налогообложения транспортным налогом.

Подобное толкование может привести к злоупотреблению со стороны налогоплательщиков, когда составив, по сути, внутренний акт, можно уклоняться от уплаты транспортного налога.

В части определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества следует учитывать, что в комментируемом письме Минфина РФ, речь идет об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Порядок определен в п.2 ст.288 НК РФ, согласно которой доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения организаций в целях уплаты авансовых платежей определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Дело в том, что изменение первоначальной стоимости основных средств в результате капвложений установлен п.2 ст.257 НК РФ.

При этом, ст.256 НК РФ выделяет капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя в отдельный вид амортизируемого имущества (абз.4 п.1 ст.256 НК РФ). А ст.259.1 НК РФ определяет отдельный порядок начисления амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты основных средств, которые в соответствии с настоящей главой подлежат амортизации (п. 3 ст.259.1 НК РФ).

Судя по всему из анализа приведенных норм и исходило финансовое ведомство.

Юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры», Адвокат

Пока с учета транспортное средство не снято – извольте платить налог. Именно из ГИБДД сведения поступают в налоговый орган и именно на основании этих сведений происходит начисление налога. Самостоятельно перестать платить налог нельзя, так как при наличии документов и утилизированный автомобиль можно эксплуатировать. Так же при предполагаемом выбытии автомобиля на утилизацию сначала следует поставить в известность ГИБДД, а уже затем снимать с баланса.

Уведомляет налоговую инспекцию о продаже машины ее владелец (лицо, указанное в паспорте ТС) .

Стороны заключают договор купли-продажи, затем новый владелец снимает автомобиль с учета, регистрируя ее на себя. Об этом Налоговую инспекцию уведомляет ГИБДД .

Но бывают ситуации, когда владелец продал машину, а налог приходит ему. Что делать в таком случае и куда обращаться?

Как уведомить налоговую, нужно ли подавать декларацию?

Причины

В 2013 году вышел закон, регламентирующий процедуру регистрации транспортного средства. Для продажи машины теперь нужно только составить договор купли-продажи, подписать его, оплатить покупку, забрать у бывшего владельца ключи.

Но иногда бывает так, что налог на проданную машину пришел. Поговорим, что делать тогда. Главная причина: юридически владелец ТС остался прежним, поэтому все претензии по автомобилю адресуются ему .

Но бывают и другие причины. Например, Вы продали автомобиль в 2015 году, но уведомление о необходимости уплаты налога на ТС пришло в следующем году.

Обратите внимание на сумму. Если она меньше, чем обычно, не стоит беспокоиться. Налог для физических лиц начисляется ежегодно, за налоговый период, предшествующий предыдущему.

Это означает, что в 2016 году Вы будете платить за те месяцы 2015 года, которые предшествовали продаже автомобиля. Поэтому сумма будет меньшей, а в 17 году налог на проданную машину не придет.

Все гораздо сложнее, если ТС продано, но налог приходит уже не первый год.

Большинство проблем, которые связаны с налогообложением, создают сами хозяин и продавец . Самая частая причина - отсутствие процедуры смены собственника машины, продажа без снятия автомобиля с учета.

Если автомобиль продан, но не снят с учета, кто платит транспортный налог? Все пошлины и штрафы будут приходить на имя бывшего владельца, и он должен будет их оплатить.

Если авто продал, а новый владелец не поставил машину на учет, и пришел налог, виновником является покупатель машины.

По новым правилам переоформления ТС процедуру снятия авто с учета изъяли из процесса, и личное присутствие продавца при перерегистрации более не требуется.

Он лишь ставит подписи, обязательные по договору купли-продажи, передает необходимые документы по машине и получает деньги.

А покупатель должен переоформить машину на себя в десятидневный срок после покупки. Если он этого не делает, налог так и будет приходить прежнему владельцу.

Для уточнения проблемы следует обратиться в ГИБДД . Вам предоставят выписку автомобилей, которые зарегистрированы на Ваше имя. Если в этом перечне будет указан давно проданный автомобиль, нужно связаться с новым владельцем.

Если связь потеряна, нужно подать ТС в розыск . Машина будет арестована и отправлена на спецстоянку. Тогда покупатель объявится и попросит снять арест.

Требуйте, чтобы он оплатил налог или возместил Вам сумму, уплаченную за госпошлину, и перерегистрировал автомобиль на себя.

Если просто игнорировать налоги, судебные приставы будут предъявлять претензии к Вам, так как автомобиль все еще зарегистрирован на Вас.

Передача ТС по доверенности - не самый удачный вариант. Владелец создает себе проблемы своими руками. Любая доверенность (генеральная и даже с правом перепродажи) дает право на использование автомобиля, не на его владение.

При передаче ТС по доверенности его владелец неизменен, смены собственника не происходит . Он и будет получать уведомление о налогах, просрочках уплаты, штрафах и авариях. А вот покупка предоставляет все права на владение машиной.

Нужно знать, что в законодательстве РФ не существует понятия «продажа по доверенности» . Под продажей подразумевается переход автомобиля в собственность, а доверенность только разрешает им пользоваться.

Такая проблема может возникнуть и по вине отделения ГИБДД, если сотрудники не подали информацию о перерегистрации автомобиля в ФНС или не успели внести данные в базу.

Тогда необходимо представить договор купли-продажи и копию паспорта ТС, и на его основании регистрация на автомобиль будет оформлена на нового владельца.

Ошибиться могут и сотрудники налоговой службы . Если Вы точно знаете (Вы проверяли этот момент в ГИБДД лично), что новый владелец перерегистрировал автомобиль, или указанная в налоге дата не соответствует сроку пользования Вами ТС, отправляйтесь в налоговую с экземпляром договора купли-продажи, пишите заявление о перерасчете налога.

Иногда налоговые тоже совершают ошибки и присылают уведомление об уплате налога за тот период, когда Вы уже не являлись владельцем этой машины.

Помните, что уведомление о транспортном налоге налоговая направляет по адресу, указанному в регистрационных документах на ТС, когда его ставят на учет в ГИБДД.

Нужно проверить, насколько он совпадает с текущим почтовым адресом и местом пребывания.

Узнаем, как оспорить транспортный налог на проданную машину.

Автовладелец, который продал свою машину, но продолжает получать уведомления об уплате налога за период, следующий после заключения сделки, должен исправить это недоразумение. Иначе ему придется уплачивать налог или получать штрафные санкции за уклонение от уплаты.

Если требование незаконно, обратитесь в налоговую службу или МРЭО ГИБДД для обоснования отказа уплачивать налог за проданный автомобиль. Если извещение было направлено по ошибке ИФНС или ГИБДД, нужно написать заявление с просьбой привести данные в соответствие.

Если покупатель не перерегистрировал машину на себя:

Если машину переоформили:

  • в ГИБДД берут справку, которая подтверждает факт перерегистрации;
  • с этой справкой идут в налоговую инспекцию;
  • пишут заявление с указанием даты сделки и данных нового хозяина ТС;
  • к заявлению прикладывают копию договора купли-продажи, который Вы заключали с покупателем.

Независимо от того, мирный путь решения проблемы Вы выберете или радикальный, нужно как можно скорее добиться того, чтобы недобросовестный покупатель оформил купленную машину на себя.

Видео: Что делать, если налог приходит на проданную машину

Игнорирование поступления платежей - не выход, а усугубление и так непростой ситуации. Если бывший хозяин автомобиля не будет реагировать на уведомления из налоговой, на него заведут дело об уклонении от уплаты госпошлины.

Такая ситуация по закону будет грозить нарушителю удержанием 30% от его зарплаты, блокировкой счетов. Ему могут закрыть выезд за границу.

Если заявления на нарушителя будут копиться, он перейдет в статус злостных неплательщиков налогов, и его дело передадут судебным приставам. Тогда мирное решение проблемы не поможет.

Придется длительное время доказывать свою правоту, собирать различные справки, что будет сопровождаться значительными финансовыми затратами.

Но Налоговый кодекс ограничивает срок направления извещений на транспортный налог: он направляется не более чем за 3 налоговых периода, которые предшествуют году его направления.

Владелец не обязан уплачивать налог за более ранние периоды . Т.е. срок исковой давности по транспортному налогу составляет 3 года. Но сотрудники налоговой инспекции постоянно отслеживают срок давности.

Обычно они не упускают момент, когда еще можно взыскать с автовладельца пошлину.

ИФНС может отправлять документы на уплату не позднее:

  • трех месяцев со дня обнаружения факта просрочки платежа (сумма задолженности 500 рублей и выше);
  • год с момента обнаружения факта неуплаты (сумма составляет менее 500 рублей).

На погашение задолженности выделяется 8 рабочих дней с момента получения требования должником, если в извещении не указано иного срока.

Если требование оплатить долг будет игнорироваться автовладельцем и дальше, налоговики пойдут в суд на протяжении:

  • полугода с момента окончания срока требования при долге более 3 тысяч рублей;
  • трех лет с момента окончания требования при долге менее 3 000 рублей (если сумма задолженности вырастет и перевалит за эту отметку, правило 6 месяцев будет действовать с момента превышения).

Узнаем, как вернуть транспортный налог за проданный автомобиль.

Если Вы оплатили налог за проданную машину, предпринимайте следующие действия:

  • обратитесь в ГИБДД с договором купли-продажи авто, получите справку;
  • отправляйтесь в налоговую, пишите соответствующее заявление, приложите договор, справку.

Если Вы продали машину по доверенности, фактическим владельцем является тот, кто прошел регистрацию в ГИБДД . Он же будет налогоплательщиком. Тогда нужно будет оплатить налог, разыскать покупателя, взыскать с него оплаченную сумму.

После обратитесь в ГИБДД, предоставьте договор, добейтесь переоформления машины на имя нового владельца. После вернуть оплаченную пошлину в ИНФС не составит труда.

Уклонение от уплаты налога имеет весьма серьезные последствия для того, кто получает уведомления . Если пришел налог на проданную машину, вопрос нужно решить незамедлительно, иначе оплачивать пошлину придется в течение месяца после получения уведомления.

Своевременное устранение проблемы поможет бывшему хозяину ТС отстоять свои права.

Продавайте автомобиль только согласно действующим нормативным актам .

При продаже не жалейте денег на оформление полного пакета документов, так как в дальнейшем они будут гарантировать правоту продавца при возникновении спорных вопросов со службами ГИБДД, налоговой инспекцией или с недобросовестным покупателем.

После продажи не забудьте убедиться в том, что новый владелец в течение 10 дней дошел до ГИБДД и перерегистрировал свое приобретение на себя.

Вас заинтересует:


13 Comments

    Машина продана салону в январе 2016, они обещали сами снять авто с учета, но не сняли, пришел налог за весь 2016 год. Я сняла с учета авто в ноябре 2017. Налог 15 000 в год. Как истребовать деньги за 11 месяцев 2016 и потом за 11 мес 2017?

    В далеком 2007 году снял машину с учета в утиль, сдал в ГИБДД номера стс и птс, выполнил все действия согласно закону, также взял справку на высвободившейся агрегат (двигатель), а в 2017 приходит уведомление из налоговой за последние три года типа плати. За что? Я законопослушный гражданин выполнил все действия согласно закону, вопрос -почему теперь я должен что-то кому-то доказывать, бегать собирать справки итд, тратить свое время? разве ошибки налоговой и ГИБДД исправлять должен я, типа пострадавший должен доказать свою невиновность??? бред, действует ли презумпция невиновности????

    • Продал автомобиль 15.05.17 по договору купли-продажи.Новый владелец не поставил авто на учет, о чем я узнал из уведомления о штрафе за превышение. 04.09.17 года обратился в ГИБДД и снял с себя авто.сейчас уже 2018год пришло письмо из налоговой с налогом за 10 месяцев хотя я был юридическим владельцем 5 месяцев.Поход в налоговую успехом не увенчался по хамский ответили что по 208 статье я обязан оплатить за 10 месяцев. Должен ли я платить налог за 5 месяцев после продажи авто?

      Продал мотоцикл ИЖ-Юпитер в 1995 году, новый владелец не оформил документы, у него вроде как угнали(точно не знаю). Спустя 23 года приходит налог, плати за 2017год. Да я не помню ни мотоцикла, ни владельца, уже 23 года прошло! Что делать?, идти куда? что за... ... ...?

      Здравствуйте.

      Подскажите пожалуйста:

      Я продал машину в 2014 году, сразу не пошел в гаи и не снял с учета по договору.

      спустя 2 года я увидел, что продолжает приходить налог и авто висит на мне. Я кинулся искать договор но он был уже утерян и с новым хозяином я уже потерял контакт. Я пошел в гаи и снял с учета,в справке написано " снято с учета в связи с утратой (неизвестно место нахождения транспортного средства или при невозможности пользоваться транспортным средством).

      Через 1,5 года объявляется человек (новый хозяин но он не тот кому я продавал машину и он в итоге примерно 4 владелец и найти того, которому я продал не представляется возможным) и хочет оформить машину на себя.

      В гаи говорят, что я теперь должен поставить обратно на учет на себя, восстановить все документы и продать машину этому человеку.

      Вопрос: должен ли я платить налог за тот период времени — когда снял с учета и когда спустя 1,5 года опять поставил на учет и продал.