Лимиты по страховым взносам в. Страховые взносы и регресс. Предельная база по пенсионным взносам


С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ . При этом НК РФ дополнен новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации" и новой главой 34 "Страховые взносы".

В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ . Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Но следует отметить, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые также, как и сейчас будут регулироваться отдельными законами.

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов

К налоговым органам переходят полномочия по:

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ ;

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года;

- осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по решениям ПФР и ФСС;

- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;

- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

У ПФР и ФСС сохраняются полномочия по:

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);

- приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Кроме того, у ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение "зачетного" механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохраняются полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и физических лиц не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика, медиатора осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Плательщики страховых взносов

Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ ;

2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;

3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;

4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ , сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;

8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации

- индивидуальные предприниматели

- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями

2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Однако, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель, имеет работников, то он обязан заплатить страховые взносы как за себя, так и с выплат в пользу своих работников.

Объект обложения страховыми взносами

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):

1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

База для исчисления страховых взносов

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22%, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% сверх указанной величины.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Кроме того, на период 2015-2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное* ежегодно увеличивается установленные на соответствующий год повышающие коэффициенты:

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

в 2017 году - 1,9;

в 2018 году - 2,0;

в 2019 году - 2,1;

в 2020 году - 2,2;

в 2021 году - 2,3.

База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода).

Тарифы страховых взносов

Для основной категории плательщиков страховых взносов на период до 2018 года включительно сохранен тариф страховых взносов в размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1% на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10%.

Тарифы в 2017-2018 годах (в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ*

В отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины базы

Свыше установленной предельной величины базы

________________
* За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.

** В целях исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.


При этом основной тариф страховых взносов все также заявлен в размере 34% (26% - в ОПС в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на ОСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% - на ОМС без установления указанной предельной величины), то есть после окончания действия вышеупомянутого тарифа 30% + 10% плательщики страховых взносов перейдут на уплату страховых взносов по тарифу 34%.

Для отдельных категорий плательщиков на определенный переходный период сохранены пониженные тарифы страховых взносов.

К таким плательщикам относятся:

- представители малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфере, аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, благотворительные организации и социально ориентированные некоммерческие организации на УСН, которые применяют до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в размере 20%, который полностью идет на ОПС;

- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности; плательщики, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне; плательщики, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, которые до 2017 года включительно применяют тариф страховых взносов в размере 14%, в 2018 году - 21% и в 2019 - 28%;

- плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0%;

- участники проекта "Сколково", которые в течение 10 лет с момента получения ими статуса участника такого проекта применяют тариф страховых взносов в размере 14% который полностью идет на ОПС;

- плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток, которые в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса имеют право на применение пониженных тарифов в размере 7,6%.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9%.

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 -18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ , (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

Вредный

Допустимый

Оптимальный

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

- в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 14%;

- в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - 6,7%.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов практически не изменился.

Они также ежемесячно должны производить исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов остался прежним: не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов, как и в настоящее время, будет определяться в рублях и копейках и исчисляться отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом, как и сейчас, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, после 1 января 2017 года сохранится зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик также сможет уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения будут направляться налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 года поменяются коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

В случае, если доход плательщика не превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес.

В случае, если доход плательщика превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

1 МРОТ х 5,1% х 12

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (26%) и на обязательное медицинское страхование (5,1%), увеличенное в 12 раз.

В случае, если КФХ состоит из нескольких членов, то сумма фиксированного размера страхового взноса подлежит умножению на количество членов КФХ, включая главу КФХ.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

НК РФ в статье 430 сохранил для самозанятых плательщиков освобождение от уплаты страховых взносов за периоды:

1. прохождения ими военной службы по призыву;

2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

6. за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

При этом обязательного условия о представлении документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, данная статья уже не содержит.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года - для фиксированного платежа и 1 апреля года, следующего за расчетным - для 1% с сумм дохода свыше 300000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Представление отчетности

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44141).

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru
по состоянию на 13.12.2016

Некоторые бухгалтеры сталкиваются с превышением базы для начисления страховых взносов в 2017 году . Проконсультируем, как действовать в этом случае в отношении тех или иных отчислений в фонды.

Как формируется

Под базой в отношении страховых взносов понимают общую сумму доходов физического лица (сотрудника), с которой делают отчисления в государственные фонды. Ее расчёт ведут с начала финансового года и соответствующим образом обнуляют в новом периоде. При этом доходы учитывают, как в денежном выражении, так и в его эквиваленте. Кроме того, есть определённые виды доходов, которые в базу включать нельзя. Среди них – материальная помощь, компенсации, пособия от государства и т. д.

В российской практике выплаты сверх базы имеют место, когда официальная «голая» заработная плата подчиненного довольно большая:

  • точно не меньше 63 000 рублей – для взносов по болезням и декретам;
  • точно не меньше 73 000 рублей – применительно к пенсионным отчислениям.

Как повлияли главные изменения

Пожалуй, самое главное новшество 2017 года – это возврат контроля над уплатой основной части страховых взносов к налоговикам. Однако эти изменения никак не отразились на превышении базы для начисления страховых взносов в 2017 году .

В основном, поменялась лишь нормативная база, которая регулировала отчисления в фонды. Так, главный Закон о страховых взносах № 212-ФЗ упразднён. На смену ему пришла новая глава 34 Налогового кодекса.

Размеры

В 2017 году лимит базы для отчисления взносов по болезням и материнству установлен на уровне – 755 000 рублей (постановление Правительства РФ № 1255 от 29.11.2016 г.).

Согласно этому же документу, стабильно растет и база по отчислениям на пенсии. Ее предел в 2017 году – 876 000 рублей. В следующем году она снова будет повышена, потому что размер коэффициентов ее роста определён вплоть до 2021 года.

По болезням и материнству взносы считают по тарифу 2,9% и перестают начислять при превышении 755 000 рублей.

Как было уже сказано, в отношении обязательного медстраха не установило пределов, поэтому начисление ведут по ставке 5,1% от дохода с любой базы.

Так же поступили по взносам в ФСС на травматизм: в зависимости от класса профессионального риска и установленной для него ставки тарифа отчисления делают со всей базы.

Напомним, что «травматизм» остался единственным страховым элементов, полностью подведомственным Фонду соцстраха. Все остальные взносы перечисляют по новым КБК новому администратору – ФНС России.

Для наглядности представим тарифы после превышения базы в виде таблицы.

Предельные лимиты для начисления страховых взносов в 2017 году утверждены Постановлением Правительства от 29.11.2016 №1255 . Покажем в таблице, какая действует для страховых взносов в 2017 году предельная база:

Напомним, что предельная величина базы страховых взносов в 2017 году, впрочем как и ранее, применяется каждым конкретным работодателем к конкретному физлицу в течение года. И даже если один и тот же работник в 2017 году уволится, а потом будет принят к тому же работодателю вновь, выплаты, начисленные такому работнику до увольнения, не теряются и будут учтены при сравнении с лимитом базы для начисления страховых взносов в 2017 году.

Величина предельной базы по взносам в 2018 году, как ожидается, составит 1 021 000 рублей для пенсионного страхования и 815 000 рублей для соцстрахования.

Взносы с превышения предельной базы 2017

Большинство плательщиков страховых взносов с базы сверх предельной величины уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 10% (ст.426 НК РФ). А плательщики, имеющие право на пониженные тарифы, сверх предельной базы по взносам отчисления на обязательное пенсионное страхование не производят (ст.427 НК РФ).

Что касается взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то такие взносы в 2017 году больше платить не нужно, если окажется превышена предельная база страховых взносов 2017.

Куда платим взносы с превышения предельной базы

Не важно, превышена предельная база для начисления взносов 2017 или взносы начисляются в пределах ограничения, уплачивать их организация должна по одним и тем же .

Согласно стат. 421 предельные суммы для начисления страховых взносов в 2017 году устанавливаются в целях правильного исчисления налоговых платежей по ОПС (пенсионному страхованию) и ВНиМ (временной нетрудоспособности и/или материнству). НА ОМС эти правила не распространяются. В следующем году налогоплательщиков ожидает повышение лимитов с обязательной ежегодной индексацией в зависимости от увеличения среднего заработка в России. При превышении указанных величин, рассчитанных нарастающим способом, налоги перестают взиматься.

База для вычисления сумм налоговых платежей рассчитывается индивидуально по каждому сотруднику-физлицу нарастающим методом. Точный размер Правительство РФ установит в конце декабря 2016 г. Регламентируется в обязательном порядке размер лимита для ОПС, ФСС в части ВНиМ, а по ОМС – данный порядок не применяется. Если величина вознаграждения не превышает законодательного размера, налоги уплачиваются по общим ставкам; в случае же превышения – по пониженным.

Предел базы для начисления страховых взносов 2017

Как уже говорились, индексация предельных величин будет проводиться чиновниками ежегодно. Установлено, что база для ОПС приравнивается к средней зарплате, повышенной в 12 раз, а полученная цифра перемножается на специальный коэффициент, значение которого на 2017 год равно 1,9. Медицинские начисления и отчисления по профтравматизму осуществляются без учета лимитов. Планируемые по информации Минтруда предельные лимиты для начисления страховых взносов в 2017 году сведены в табл. № 1.

Таблица № 1

Повышающие коэффициенты, используемые при арифметических расчетах максимальных величин, установлены п. 5 стат. 421 НК на 2017-2021 г.г., с 2022 г. планируется введение ежегодного индексирования в целях определения ОПС. Отправной чертой остается средний заработок по стране. Точные значения коэффициентов сведены в табл. № 2.

Таблица № 2

Год/период 2017 2018 2019 2020 2021
Значение коэффициента 1,9 2 2,1 2,2 2,3

Когда не применяется лимит базы для начисления страховых взносов в 2017 году:

  1. При использовании установленных в стат. 428 дополнительных тарифов.
  2. При дополнительном обеспечении отдельных специалистов летной авиации и угольной промышленности по стат. 429.

Обратите внимание! Если предприятие производит выплаты сотрудникам в натуральной форме, следует исходить из рыночной стоимости выданной продукции. Формирование цены включает акцизы и НДС, исключает денежную оплату физлица за полученные им товары/продукцию или услуги.

Основные правила расчетов

Как же следует практически применять лимиты начисления страховых взносов в 2017 году? При начислении налогов следует помнить о том, что предельная база обычно округляется до каждой полной тысячи по правилам арифметики (от 500 руб.). Заработки складываются индивидуально по сотрудникам, начиная с января отчетного периода. Полученные величины сравниваются с актуальными значениями принятых на год Правительством лимитов. Все доходы свыше максимума либо не облагаются совсем, либо подлежат налогообложению по уменьшенным тарифам. Пример математических расчетов детально описан ниже.

Страховые взносы в 2017 году – пример подсчета предельной базы

Предположим, что Мирошниченко А.Н. трудится генеральным директором в производственном предприятии «ЖБИ-5». В качестве исходных данных возьмем информацию за 2017 год. За январь-сентябрь он получил доход по своей трудовой деятельности в размере 774 000 рублей (зарплата за 9 мес., исходя из оклада 85 000 рублей в месяц). За октябрь было начислено 115 000 рублей. Рассчитаем взносы за октябрь.

Доход всего с начала 2017 года составил 889 000 рублей = 774 000 + 115 000 рублей. Превышение максимальных лимитов: по ОПС = 889 000 – 876 000 = 13 000 рублей; по ВНиМ = 889 000 – 755 000 = 134 000 рублей. За октябрь следует начислить: по ОПС по ставке 22 % с 102 000 (876 000 – 774 000) = 22 440 рублей, по ставке 10 % с 13 000 (889 000 – 876 000) = 1 300 рублей; по ФСС = 0, лимит превышен, взносы начисляются только с 755 000 рублей. Медицинское страхование, как и травматизм, начисляется с общего дохода.

Как оптимизировать переход на новый налог

Основной целью такой предельной базы для начисления страховых взносов в 2017 году является усовершенствование алгоритма начисления налоговых платежей в предстоящие годы. Восстановление накопительной части в ближайшее время не предвидится, а застрахованные лица гарантированно получают возможность не беспокоиться о пенсионных выплатах и правах. Поступающие деньги аккумулируются на индивидуальных счетах граждан, защитой от инфляции выступает механизм расчета ЕССН, регламентированный глав. 34.

Обратите внимание! Для удобства и облегчения взаимодействия налогоплательщиков и ИФНС в части нормативных нововведений разработаны переходные положения. В соответствии с ними ФНС получает полномочия по обязательствам до 1 янв. 2017 года – при приеме уточненных расчетов, перерасходе целевых средств; назначению камеральных и выездных проверок; контролю по взысканию задолженности, пеней, штрафных санкций в части рассрочек и реструктуризации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С каких сумм платить страховые взносы

Страховые взносы рассчитываются с суммы всех выплат физическому лицу, такие образом выплаты являются базой для исчисления страховых взносов.

Лимиты для исчисления страховых взносов 2019

Если начисленные с начала года выплаты (нарастающим итогом) не превышают определенный размер, то страхователи должны исчислить и уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды. Предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2019 год утверждена в соответствии со статьей 421 НК РФ . Новые значения утверждены постановлением Правительства РФ от 18.11.2018 № 1426 .

База для расчета страховых взносов 2019

Предельная база до 2015 года была единой для всех страховых взносов. Каждый год предельная сумма выплат и вознаграждений индексировалась, что позволяло устанавливать предельную величину базы для начисления страховых взносов в соответствии с текущей экономической ситуацией. База страховых взносов 2011–2019 годах изменялась следующим образом:

Год ПФР ФСС ФМС
2011 463 000 463 000 не уст
2012 512 000 512 000 не уст
2013 568 000 568 000 не уст
2014 624 000 624 000 не уст
2015 711 000 670 000 не уст
2016 796 000 718 000 не уст
2017 876 000 755 000 не уст
2018 1 021 000 815 000 не уст
2019 1 150 000 865 000 не уст
Ставки 22% (сверх лимита 10%) 2,9% (сверх лимита-взносы не уплачиваются) 5,1%

Пример расчета страховых взносов в 2019 году

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 100 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 200 000 руб. (100 000 х 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2019 года.

ПФР : 1 150 000 руб. х 22% = 253 000 руб. – взносы с сумм в пределах лимита. (1 200 000 руб. – 1 150 000 руб.) х 10% = 5 000 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2019. Итого в ПФР: 253 000 руб. + 5 000 руб. = 258 000 руб.

ФСС: 865 000 руб. х 2,9% = 25 085 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 335 000 руб. (1 200 000 – 865 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ФОМС : 1 200 000 руб. х 5,1% = 61 200 руб. – взнос на медстрахование за 2019 год начисляется на весь доход работника.

Всего страховые взносы в ПФР+ФСС+ФОМС: 258 000+25 085+61 200=344 285 руб.

Фирммейкер, ноябрь 2016 (актуализировано в январе 2019)
Анастасия Чижова (Конатова)
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter