Как начисляются пособия до 1 5 лет. Пособие по уходу за вторым ребенком

Согласно российскому законодательству, детское в форме страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию выплачивается в 2017 году лицу, находящемуся в (то есть прерывающему свою профессиональную деятельность), и перестает начисляться или со следующего месяца, когда ребенку исполнится полтора года.

Фактически получателем ежемесячной выплаты (пособия) не обязательно является мать - она может перечисляться , а также опекуну - но только одному человеку, осуществляющему уход за ребенком.

Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей ». Процедура расчета пособия до 1.5 лет учитывает множество факторов: факт трудоустройства, размер зарплаты до ухода в отпуск, количество предыдущих детей, регион проживания и другие.

Размер ежемесячного пособия до 1.5 лет

Вопрос о размере пособия до 1.5 лет стоит отдельно рассматривать для двух частных случаев:

  • - то есть если получатель пособия подлежит обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и материнству;
  • - то есть если за гражданина не уплачиваются страховые взносы Фонд социального страхования (ФСС).

Правильный расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком требует знания законодательной базы и бухгалтерских тонкостей. В размере выплаты учитывается доход заявителя, фактически отработанное им время, а также периоды нетрудоспособности, количество детей в семье и другие факторы.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - величина расчетная, зависящая от среднего заработка за 2 года, предшествующих оформлению отпуска по уходу, лица, претендующего на получение этого пособия. Однако законодательно устанавливаются и минимальные его значения, размер которых ежегодно пересматривается. Рассмотрим, как определяется и от чего зависит величина минимального пособия.

Исходные значения минимальных пособий и коэффициенты их индексации

В соответствии с абз. 2, 3 ч. 1 ст. 15 закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ базовый минимальный размер пособия составляет 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми. Эти значения установлены с 01.01.2007 и ежегодно (в 2008 году - 2 раза за год) индексируются исходя из прогнозного уровня инфляции. Согласно ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ размер и сроки, в которые происходит индексация, а также прогнозный уровень инфляции устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Действующую минимальную сумму пособия по уходу за ребенком можно рассчитать, последовательно умножив минимальный размер пособия на коэффициенты, которые применялись в предыдущие годы, а также на коэффициент текущего года.

С 01.02.2018 установлен коэффициент 1,025 (постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74).

С 01.02.2017 установлен коэффициент 1,054 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 1 ст. 4.2 закона «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов…» от 06.04.2015 № 68-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.01.2017 № 88).

С 01.02.2016 действовал коэффициент 1,07 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42).

В 2015 году действовал коэффициент 1,055 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 8 закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 № 384-ФЗ). В 2014 году действовал коэффициент 1,05 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 9 закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 № 349-ФЗ).

В 2013 году применялся коэффициент 1,055 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 10 закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 № 216-ФЗ).

В 2012 году был установлен коэффициент 1,06 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 10 закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 № 371-ФЗ).

В 2011 году применялся коэффициент 1,065 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 10 закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 № 357-ФЗ).

В 2010 году был установлен коэффициент 1,10 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 10 закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 № 308-ФЗ).

В 2009 году действовал коэффициент 1,13 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 11 закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008 № 204-ФЗ).

С 01.07.2008 применялся коэффициент 1,0185 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2.1 закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 № 198-ФЗ).

С 01.01.2008 был установлен коэффициент 1,085 (ч. 1 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ, ч. 2.1 закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 № 198-ФЗ).

О видах существующих отпусков по уходу за ребенком и порядке их оплаты читайте в статье .

Таблица минимальных размеров детских пособий на 2010-2018 годы

Период, с которого производится индексация

Минимальный размер пособия, руб.

по уходу за первым ребенком

по уходу за вторым и последующими детьми

(3 065,69 руб. × 1,025)

(6 131,37 руб. ×1,025)

(2 908,62 руб. × 1,054)

(5 817,24 руб. × 1,054)

(2 718,34 руб. × 1,07)

(5 436,67 руб. × 1,07)

(2 576,63 руб. × 1,055)

(5 153, 24 руб. × 1,055)

(2 453,93 руб. × 1,05)

(4 907,85 руб. × 1,05)

(2 326,00 руб. × 1,055)

(4 651,99 руб. × 1,055)

(2 194,34 руб. × 1,06)

(4 388,67 руб. × 1,06)

(2060,41 руб. × 1,065)

(4120,82 руб. × 1,065)

(1 873,10 руб. × 1,10)

(3 746,20 руб. × 1,10)

(1 657,61 руб. × 1,13)

(3 315,22 руб. × 1,13)

(1 627,50 руб. × 1,0185)

(3 255,00 руб. × 1,0185)

(1 500,00 руб. × 1,085)

(3 000,00 руб. × 1,085)

Как индексация от 01.02.2018 повлияла на размер остальных детских пособий, узнайте .

Важно учитывать, что предельный размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пособие, не индексируется.

Расчет минимальных пособий при уходе за несколькими детьми

В случаях, когда осуществляется уход за несколькими детьми в возрасте до полутора лет, предельные размеры пособия суммируются (ч. 3 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Например, в марте 2018 года при уходе за первым и вторым ребенком минимальный размер пособия равен 9 426,98 руб. (3 142,33 руб. + 6 284,65 руб.). А при уходе за вторым и третьим ребенком минимальный размер пособия составит 12 569,30 руб. (6 327,57 × 2).

При суммировании пособий, исчисленных исходя из среднего заработка, их общий размер не может превышать 100% среднего заработка. Но при этом пособие не может быть менее суммированного минимального размера пособия (ч. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ, ч. 3 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Пример

Бухгалтер ООО «Импульс» Караваева И. В. находится в отпуске по уходу за тремя детьми. Размер ежемесячного пособия на одного ребенка рассчитан в размере 6 800 руб. Следовательно, размер рассчитанного ежемесячного пособия на трех детей - 20 400 руб. Однако средний заработок Караваевой И. В. составляет 17 000 руб.

Размер суммированного минимального пособия на троих детей с февраля 2018 года составляет 15711,63 руб. (3 142,33 + 6 284,65 × 2.).

Поскольку общая сумма исчисленного пособия превышает средний заработок, который, в свою очередь, превышает минимальное пособие на троих детей, то выплате подлежит пособие в размере среднего заработка. Иными словами, Караваева И. В. будет получать пособие на детей в размере 17 000 руб.

О том, какие документы нужны для назначения пособия по уходу, читайте в материале .

Применение районных коэффициентов при расчете пособий

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, предельные размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ч. 2 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

ВНИМАНИЕ! Если пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается по среднему заработку, применять районный коэффициент не нужно, т. к. он уже был учтен при расчете заработной платы сотруднице (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Пример:

Артеменко А. М. работает бухгалтером в Республике Алтай, где установлен районный коэффициент в размере 1,4 для всех работающих граждан региона (постановление Правительства РФ от 29.05.1993 №512). С 15 февраля 2018 года сотрудница уходит в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. Среднедневной заработок (СДЗ) Артеменко за последние 2 года равен 1 000 руб.

Величина пособия, исчисленного исходя из СДЗ, составит 12 160 руб. (1 000 × 30,4 × 40%). Рассчитанный размер пособия превышает минимальную выплату, исчисленную с учетом районного коэффициента 4399,26 руб. (3 142,33 × 1,4). Следовательно, Артеменко ежемесячно будет получать сумму, исчисленную из СДЗ.

Итоги

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком ежегодно индексируется. Следите за изменением законодательства в нашей рубрике и оставайтесь в курсе последних новшеств в части назначения пособий.

Сотруднице организации ООО "Швейная фабрика" Зотовой Е.С. с 15.01.2016 по 15.11.2018 предоставляется отпуск по уходу за первым ребенком до достижения им возраста 3 лет. Также начисляются пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 15.01.2016 по 15.05.2017 (ребенок рожден 15.11.2015) и пособие по уходу за ребенком до 3 лет с 15.01.2016 по 15.11.2018. Для расчета среднего заработка пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Зотова Е.С. написала заявление о замене 2015 г. на 2013 г. (в связи с тем, что в 2015 г. она находилась в отпуске по беременности и родам).

Зотова Е.С. работает на предприятии ООО "Швейная фабрика" с 3 февраля 2015 г. Сотрудница предоставила справку от другого работодателя о сумме заработка за 2013 г., который составил 570 000 руб., и за 2014 г. - 630 000 руб., с указанием количества календарных дней приходящихся на периоды временной нетрудоспособности - 5 в 2014 г. и 10 в 2013 г.

Необходимо начислить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 .

Выполняются следующие действия:

  1. Настройка вида расчета.
  2. Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  3. Начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  4. Отражение в регламентированной отчетности сведений о начисленном пособии.

Настройка вида расчета

Для начисления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в плане видов расчета Начисления должен быть описан пользовательский вид расчета.

  • Раздел Зарплата и кадры - Справочники и настройки - Начисления.
  • Нажмите на кнопку Создать.
  • В поле Наименование заполните название вида расчета, в нашем примере - Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (рис. 1).
  • В поле Код укажите код расчета (он должен быть уникальным).
  • В разделе НДФЛ установите переключатель в положение не облагается. Так как согласно законодательству пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Флажок Доход в натуральной форме установите, если начисление не выплачивается сотрудникам на руки. В нашем примере, флажок устанавливать не нужно.
  • В разделе Страховые взносы выберите способ учета доходов сотрудников при исчислении страховых взносов. В нашем примере укажите Государственные пособия обязательного социального страхования, выплачиваемые за счет ФСС. Согласно законодательству на данное пособие не начисляются страховые взносы (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
  • В разделе Налог на прибыль, вид расхода по ст. 255 НК РФ установите переключатель в положение не включается в расходы по оплате труда, т.к. расходы на оплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не относятся к расходам на оплату труда.
  • В разделе Отражение в бухгалтерском учете укажите способ отражения начисления в бухгалтерском учете для формирования проводок по начислению. Значение выберите из справочника Способы учета зарплаты (раздел Зарплата и кадры - Справочники и настройки - Способы учета зарплаты). В данном справочнике задается только счет дебета (счет учета расходов по заработной плате). Если соответствующий способ отражения в справочнике отсутствует, то его необходимо добавить. Данное поле следует заполнять лишь в том случае, если начисление отражается в бухгалтерском учете одинаковым способом для всех сотрудников организации. Если данное поле не заполняется, то при начислении данного вида расчета используется способ отражения, который указан для сотрудника в регистре сведений Бухучет зарплаты сотрудников, либо (если не указан) способ отражения, который указан для организации в целом в регистре сведений Бухучет зарплаты организаций. В нашем примере выберите способ отражения Дт 69.01 Кт 70.
  • Флажок Входит в состав базовых начислений для расчета начислений "Районный коэффициент" и "Северная надбавка" необходимо снять, т.к. средний заработок при начислении пособия изначально исчисляется с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
  • Для сохранения нажмите на кнопку Записать или Записать и закрыть.

Рисунок 1.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В нашем примере Зотовой Е.С. назначается пособие до 1,5 лет с 15.01.2016 по 15.05.2017. Согласно условию нашего примера Зотова Е.С. для расчета среднего заработка выбрала заработок 2014 г. и 2013 г. (в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на соответствующий календарный год (на 2014 г. - 624 000 руб. и на 2013 г. - 568 000 руб.). В нашем примере средний заработок сотрудника за 2014 г. составляет 630 000 руб., что превышает предельную величину базы за 2014 г., и средний заработок за 2013 г. составляет 570 000 руб., что также превышает предельную величину базы за 2013 г. Поэтому для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет будет учитываться заработок с учетом предельных облагаемых взносами величин.

Средний заработок составляет: 624 000 руб. (заработок за 2014 г.) + 568 000 руб. (заработок за 2013 г.) = 1 192 000 руб.

Количество календарных дней в расчетном периоде составило 715, из них:

  • в 2013 г. - 355 календарных дней (365 дней - 10 дней);
  • в 2014 г. - 360 календарных дней (365 дней - 5 дней).

Среднедневной заработок составляет: 1 192 000 руб. / 715 дней = 1 667,13 руб., что меньше максимального размера среднедневного заработка для пособий по материнству в 2016 г. - (670 000 руб. + 624 000 руб.) / 730 = 1 772,60 руб.

На день наступления страхового случая МРОТ равен 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

Минимальный среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составил (6 204 руб. * 24) / 730 дней = 203,97 руб., что меньше фактического среднедневного заработка сотрудника. Поэтому для расчета пособия берется среднедневной заработок сотрудника.

Среднедневной заработок при расчете пособия до 1,5 лет составляет 1 667,13 руб.

Среднемесячный заработок составляет: 1 667,13 руб. * 30,4 = 50 680,75 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет: 50 680,75 руб. * 40% = 20 272,30 руб., что не превышает предельного размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2016 году 21 554,82 руб. Также сумма пособия выше законодательно установленного минимального размера пособия по уходу за первым ребенком. С 1 февраля 2016 г. минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 2 908,62 руб. (по уходу за вторым ребенком и последующими детьми 5 817,24 руб.).

Начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет необходимо начислять сотруднице ежемесячно в течение определенного периода времени. Вид расчета Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и сумма пособия (за полный месяц) могут быть назначены сотруднице в плановом порядке документом учета кадров Кадровый перевод (раздел Зарплата и кадры - Кадровый учет - Кадровый переводы) (рис. 2).

Рисунок 2.

Начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выполняется с помощью документа Начисление зарплаты (раздел Зарплата и кадры - Зарплата - Все начисления).

Если начисление назначено в плановом порядке (как в нашем примере), то при заполнении документа Начисление зарплаты по кнопке Заполнить в него будет автоматически внесена строка по виду расчета для начисления пособия до 1,5 лет. При этом к начислению будет предложен плановый размер пособия, который в случае необходимости корректируется вручную (рис. 3).

Так как за январь 2016 г. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается за неполный календарный месяц (с 15.01.2016 по 31.01.2016), то сумму начисления необходимо рассчитать вручную и скорректировать результат начисления в документе Начисление зарплаты. Сумма пособия до 1,5 лет за январь составляет: 20 272,30 руб. / 31 дней * 17 дней = 11 117,07 руб.

Если начисление не назначено сотруднику в плановом порядке, то строка по виду расчета Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и сумма пособия вводятся в документ Начисление зарплаты вручную.

Рисунок 3.

Отражение в регламентированной отчетности сведений о начисленном пособии

Для отражения в регламентированной отчетности по страховым взносам сведений о начисленном пособии по уходу за ребенком до 1,5 лет необходимо зарегистрировать документ Операция учета взносов. Данный документ применяется для учета пособий по социальному обеспечению и корректировки данных учета по страховым взносам.

  • Раздел Зарплата и кадры - Страховые взносы - Операции учета взносов.
  • Нажмите на кнопку Создать.
  • Поле Организация заполняется по умолчанию. Если в информационной базе зарегистрировано более одной организации, то необходимо выбрать ту организацию, в которой оформлен сотрудник (рис. 4).
  • В поле Дата укажите дату проведения документа.
  • В поле Сотрудник выберите сотрудника, которому было начислено пособие до 1,5 лет.
  • В поле Месяц расч. периода укажите месяц, в котором начислено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • На закладке Пособия по уходу за ребенком введите новую строку по кнопке Добавить:
    • в колонке Начало отпуска укажите дату начала отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. В нашем примере - 15.01.2016.
    • в колонке Вид занятости выберите вид занятости сотрудника: Основное место работы, Внешнее совместительство или Внутреннее совместительство. В нашем примере укажите Основное место работы;
    • в колонке На первого ребенка (Всего/За счет ФБ) укажите сумму пособия, выплаченная за счет ФСС РФ и за счет федерального бюджета, по уходу за первым ребенком (если пособие выплачено сверх установленных норм). В нашем примере сумма пособия составляет 11 117,07, т.к. у сотрудницы это первый ребенок;
    • в колонке На второго и посл. детей (Всего/За счет ФБ) укажите сумму пособия, выплаченная за счет ФСС РФ и за счет федерального бюджета, по уходу за вторым (последующим) ребенком (если пособие выплачено сверх установленных норм). В нашем примере данное поле не заполняется;
    • колонку Основание финасир. за счет ФБ в нашем примере заполнять не надо. В колонке указывается правовое основание доплаты, если пособие выплачено сверх установленных норм. Финансирование таких выплат производится за счет средств федерального бюджета в форме трансфертов ФСС РФ.
  • Далее нажмите на кнопку Провести и закрыть.

Рисунок 4.

Начиная с февраля 2016 г. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет начисляться в полном размере - 20 272,30 руб.

После окончания отпуска по беременности и родам на основании статьи 256 Трудового кодекса женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста до трех лет. Но только в течение первых 18 месяцев отпуска (до даты исполнения ребенку полутора лет) ежемесячно за счет средств соцстраха им выплачивается пособие по уходу за ребенком.

Кому положено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Из числа работающих пособие могут получать те, кто фактически ухаживают за ребенком и поэтому лишены возможности получать заработную плату или иной доход – мать, отец, другие родственники, опекуны. Они могут брать отпуск по частям. Например, сначала за ребенком ухаживает один из родителей, затем, в оставшуюся часть отпуска, – другой член семьи. Право на пособие имеют и те, кто трудится неполный рабочий день или на дому.

За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком трудовой стаж работника, а также стаж работы по специальности не прерывается.

Основанием для выплаты пособия служат:

  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия;
  • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
  • справка с места работы (учебы, службы) супруга работника о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособия;
  • при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу).

Полный список документов приведен в пункте 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

Документы для пособия по уходу за ребенком можно представить в электронном виде. Пособие назначается в течение десяти календарных дней со дня предоставления документов.

Если работник является совместителем, дополнительно понадобится от него справка о том, что по другим местам работы ему пособие не назначалось.

На основании Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, начиная с первого дня работы в России. При этом не важно, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории РФ.

Обратите внимание

Иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ
(за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет при условии, что работодатель оплачивал за них страховые взносы в течение минимум шести месяцев (ст. 2 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

При рождении ребенка начиная с 1 февраля 2016 года размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет:

  • для неработающих родителей:

– 2908,62 рубля по уходу за первым ребенком;

– 5817,24 рубля по уходу за вторым и последующими детьми. Величина пособия ограничена максимально возможным суммированным размером пособия – 11 634,48 рубля.

  • для работающих родителей (опекунов) – 40% среднемесячного заработка.

Размер пособия на одного ребенка ограничен:

  • минимальным размером (если 40% от среднего заработка оказались меньше минимального размера, то нужно платить минимальный размер):

– 2908,62 рубля – по уходу за первым ребенком;
– 5817,24 рубля – по уходу за вторым и последующими детьми;

  • максимальный размер не может быть выше среднего заработка, рассчитанного исходя из предельной величины дохода за соответствующий календарный год (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Как рассчитать сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Итак, фирмы-работодатели должны выплачивать пособия сотрудникам в размере 40% среднемесячного заработка (дохода, денежного довольствия) за последние два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Его рассчитывают делением суммы фактических доходов работника, облагаемых страховыми взносами в ФСС РФ, на количество календарных дней в расчетном периоде, принимаемых в расчет. Полученную сумму среднедневного заработка умножают на 30,4 (количество календарных дней в месяце, принятое для расчета детских пособий) и получают средний месячный заработок, от которого и рассчитывают 40%.

В 2016 году максимальный размер дневного заработка составляет 1772,60 рубля ((624 000 +
670 000) : 730). Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, рассчитанный из этой величины, – 21 554,82 рубля (1772,60 руб./дн. × 30,4 дн. × 40%).

При назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет следует учитывать нижнюю и верхнюю границы размера пособия. Оно не должно быть меньше фиксированного минимального и больше максимально возможного. Если пособие, рассчитанное из фактического заработка, оказывается меньше минимального, то платить нужно минимальное. Если больше минимального, но меньше фиксированного максимального, – то в полученном размере. Если оно оказалось больше максимально допустимого, то платить нужно максимально допустимое, рассчитанное из предельной величины среднего дневного заработка.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размеры пособий суммируют. Суммированные размеры пособий, рассчитанные исходя из среднего заработка, не могут превышать максимальной суммы пособия, рассчитанной исходя из максимальной величины среднего дневного заработка, и не могут быть меньше суммированного минимального размера пособий. Выплачивают пособие со дня оформления отпуска по уходу за ребенком (с даты окончания больничного) до дня, когда ему исполнится полтора года. То есть в месяцах назначения пособия и окончания выплаты пособия сумма рассчитывается пропорционально количеству календарных дней в этих месяцах.


ПРИМЕР РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ

В июле 2016 года женщина обратилась к работодателю за пособием по уходу за двумя детьми-близнецами. Дата их рождения – 10 марта 2016 года. Дата окончания больничного листа в связи с рождением детей – 19 мая 2016 года. Полтора года детям исполнится 10 сентября 2017 г.

Предположим, что заработок сотрудницы, облагаемый страховыми взносами в ФСС РФ, за два предшествующих календарных года составляет 250 000 руб. В 2015 году сотрудница находилась на больничном в общей сложности 20 календарных дней. Эти периоды нужно исключить из расчета.

Средний дневной заработок сотрудницы равен 352,11 руб./дн. (250 000 руб. : (730 дн. – 20 дн.)). Среднемесячный заработок для расчета пособия составит 10 704,14 руб. (352,11 руб./дн. ×
30,4 дн.).

Рассчитаем, какую сумму ежемесячно нужно выплачивать сотруднице.

Пособие на первого ребенка больше минимального фиксированного: 4281,66 руб.
(10 704,14 руб. × 40%) > 2908,62 руб., поэтому на первого ребенка необходимо выплачивать 4281,66 руб.

На второго ребенка сотруднице необходимо выплачивать фиксированное минимальное пособие, установленное для второго (и последующего) ребенка – 5817,24 руб.
(4281,66 руб. < 5817,24 руб.).

Суммируем пособия на двоих детей: 4281,66 руб. + 5817,24 руб. = 10 098,90 руб.

Это сумма месячного пособия (10 098,90 руб. < 21 554,82 руб.).

За первый месяц выплаты пособия (май 2016 г.) сумма составит: 10 098,90 руб. : 31 дн. × 12 дн. = 3909,25 руб.

За последний месяц выплаты пособия (сентябрь 2017 г.) сумма составит: 10 098,90 руб. :
30 дн. × 10 дн. = 3366,30 руб.

Если родившиеся близнецы стали бы вторым и третьим ребенком в семье, то мама получала бы сумму в размере удвоенного минимального пособия, полагающегося на второго ребенка.

Обратите внимание!

Величину пособия к выплате определяют по числу предыдущих детей только матери рожденного ребенка – количество детей у отца значения не имеет.

Обратиться за пособием по уходу за ребенком можно не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Независимо от даты подачи заявления пособие выплачивается за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им указанного возраста.

А. Соколова, эксперт бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»,
специальный корреспондент Бухгалтерия.ру

Электронные услуги

Полное название услуги

Назначение ежемесячного пособия на ребенка

Оформление услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    Физические лица,
    Прием запросов в электронной форме с использованием Портала от опекуна, попечителя, а также уполномоченного представителя заявителя не предусмотрен.

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    • Электронный образ документа удостоверяющий личность заявителя(для паспорта РФ: стр.2-3,5,14 (разворот с фотографией, место жительства, семейное положение))
    • Электронный образ свидетельства о браке (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ документа, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии)
    • Электронный образ документа свидетельства о рождении ребенка (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы) либо документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства)
    • Электронный образ решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу, либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (представляется по желанию заявителя)
    • Электронный образ документа, содержащего сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (в случае если сведения о многоквартирном доме, в котором проживает заявитель и (или) ребенок, не содержатся в Базовом регистре)
    • Электронный образ документа, подтверждающего изменение фамилии и (или) имени, и (или) отчества, в случае несоответствия фамилии и (или) имени, и (или) отчества в предоставляемых документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки, выданной организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.), подтверждающая место жительство в городе Москве
    • Электронный образ документа, подтверждающего фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка), а именно один из следующих:
      - Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации).
      - Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).
      - Справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса.
    • Электронный образ свидетельства о расторжении брака
    • Электронный образ свидетельства об установлении отцовства (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы)
    • Электронный образ справки об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце (матери) ребенка
    • Электронный образ свидетельства о смерти второго родителя
    • Электронный образ решения суда, вступившее в законную о признании кормильца умершим или безвестно отсутствующим
    • Электронный образ справки о доходах произвольной формы (при получении выплат, не облагающихся налогами: ежемесячное пособие по уходу за ребенком, стипендии, пособие по безработице, пенсии и т.д.)
    • Электронный образ справки по форме 2-НДФЛ
    • Электронный образ справки по форме 3-НДФЛ
    • Электронный образ выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии)
    • При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются электронные образы документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия доходов, а именно:
      - Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения).
      - Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством).
      - Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев). Электронный образ справки из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ справки из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в нем отца ребенка (до заключения контракта о прохождении военной службы) (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ одного из следующих документов (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка, родитель (родители) которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги):
      - Сообщение органа внутренних дел или справка судебного пристава-исполнителя о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено.
      - Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. -Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса в ОСЗН
    В общий срок предоставления государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги

    Срок и основание приостановления
    10 рабочих дней
    Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ - в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов на бумажном носителе.

    Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителя могут выступать: 1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга. 2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Оформляется по форме приложение 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 № 301-ПП. Представляется при обращении в МФЦ, в т.ч. и опекунами (попечителями) детей. При обращении на Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, заявитель заполняет интерактивную форму запроса, которая впоследствии распечатывается в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по форме приложения 22 к постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 № 301-ПП.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      Представляется паспорт гражданина Российской Федерации (вид на жительство для иностранных граждан).

      Документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), содержащий сведения о месте жительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется паспорт (вид на жительство для иностранных граждан).
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (оригинал и копия).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает второй родитель, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания второго родителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство о рождении ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы, а также документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства).
      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае если ГБУ МФЦ города Москвы не осуществляет, на основании соответствующего договора, функцию по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функцию по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель и (или) ребенок (дети), а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителя и (или) ребенка (детей), в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

      Свидетельство об установлении отцовства (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя, в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы.

      Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Необязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется по желанию заявителя.

      Свидетельство о заключении брака (при наличии) (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы.

      Документы, подтверждающие фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка) (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих: 1. Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации). 2. Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации).

      Справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются справки по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, а при их отсутствии - справки произвольной формы.

      Выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляются документы о последнем роде занятий, в т.ч. и договоры.

      При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются документы, подтверждающие уважительные причины отсутствия доходов (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения). 2. Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством). 3. Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев).

      Документы при обращении за предоставлением государственной услуги в отношении детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Справка из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу. 2. Справка из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в ней отца ребенка.

      Документы, представляемые для получения услуги на ребенка из семьи, в которой родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется один из следующих документов: 1. Сообщение органов внутренних дел либо справка органов Федеральной службы судебных приставов о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено. 2. Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. 3. Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов.

      Документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения в качестве заявителя единственного родителя, а именно один из следующих документов: 1. Справка о рождении по форме № 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 2. Свидетельство о смерти второго родителя (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы). 3. Свидетельство о расторжении брака (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы). 4. Решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).

      Документ, подтверждающий права лица (опекуна, попечителя, усыновителя), заменяющего родителей (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется один из следующих документов: 1. Решение (выписка из решения) об установлении над ребенком опеки, попечительства. 2. Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке) либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (представляется по желанию заявителя).

      Документ, подтверждающий изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (оригинал, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае несоответствия фамилии, и (или) имени, и (или) отчества в документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы).

      Документ, удостоверяющий личность уполномоченного заявителем лица (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного заявителем лица.

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае обращения уполномоченного представителя заявителя. Для уполномоченного заявителем лица, не являющегося законным представителем, документом, подтверждающим полномочия, является доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность, или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    • Сроки предоставления услуги

      10 рабочих дней

      Срок приостановки: 10 рабочих дней

      Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ – в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.20 Административного регламента предоставления услуги, на бумажном носителе.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Решение о назначении ежемесячного пособия на ребенка (оригинал, 1 шт.)

        Рабочий документ, на руки заявителю не выдается. Заявитель информируется о предоставлении государственной услуги по месту обращения или через Портал (при обращении в электронном виде).

    • Формы получения

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.

      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546- ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.

      3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:

      3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

      3.2. Требования от заявителя:

      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      3.4. Отказа заявителю:

      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

      Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

      5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      5.2. Через МФЦ.

      5.3. Почтовым отправлением.

      5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.

      5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      6. Жалоба должна содержать:

      6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

      6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

      6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      6.7. Требования заявителя.

      6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      6.9. Дату составления жалобы.

      7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

      9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      9.1. Отказа в приеме документов.

      9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

      11. Решение должно содержать:

      11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

      11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.

      11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).

      11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).

      11.11. Порядок обжалования решения.

      11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

      12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

      13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

      14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      14.4. Наличия:

      14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

      20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      При выявлении нарушений порядка предоставления государственной услуги города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе, но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы), если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

      5. Услуга уже предоставляется одному из заявителей, имеющих право на предоставление государственной услуги.

      6. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.

      7. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

      8. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала является истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги.

      Основания для отказа в приеме документов

      Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

      3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

      4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).

      5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).