Город где был построен первый небоскреб. История появления небоскребов

Несмотря на тот факт, что в сознании большинства людей слово «небоскреб» тесно связано с современными технологиями и модернистскими трендами в архитектуре, первые здания с высотой более 100 метров, появились задолго до изобретения высотных кранов и углеродного волокна. Фактически, первые в мире небоскребы были построены еще в Древнем Египте по приказу древних фараонов. А настоящая мода на высотные здания началась в Европе еще в средние века. Впрочем, не будем сразу выкладывать на стол все карты. О том, где и когда были построены первые в мире небоскребы , читайте далее в нашей статье.

Пирамида Хеопса (Гиза, Египет)

Самая высокая из египетских пирамид была построена по приказу фараона Хеопса приблизительно две с половиной тысячи лет до нашей эры. Структуру здания составили 2,3 миллиона известняковых блоков, каждый из которых весит около двух тонн. После окончания своего строительства пирамида Хеопса достигала высоты в 147 метров, что позволило ей более трех с половиной (!!!) тысяч лет оставаться самым высоким зданием на нашей планете. Впоследствии, правда, высота этого впечатляющего сооружения несколько уменьшилась в результате серьезного землетрясения, обрушившего гранитных пирамидион, венчавший пирамиду. В настоящий момент высота самого первого «небоскреба» в мире составляет 138,75 метра. Что примерно сопоставимо с высотой самого высокого здания Минска – жилого небоскреба «Ветразь».

Собор Девы Марии (Линкольн, Великобритания)

Высотный рекорд главной пирамиды Гизы был побит уже во времена Средневековья, когда на территории английского графства Линкольншир было завершено строительство впечатляющего Собора Девы Марии. Величественный готический собор строился с конца 11 века и за это время неоднократно обрушался. К счастью, честолюбивых англичан это не остановило. И в 1311-м году, спустя 239 лет после начала своего строительство, величественная святыня все-таки предстала перед жителями города во всей своей красе. В четырнадцатом веке высотный шпиль собора достигал высоты в 160 метров, что позволило ему на 238-мь лет стать самым высоким зданием планеты. Утратить пальму первенства первому высотному зданию Британии довелось только в 1549-м году, после того, как в шпиль собора ударила молния, и он, издавая оглушительный грохот, обвалился прямо на крыши близлежащих построек. После этого происшествия церковь, конечно, отремонтировали вновь, но высотный шпиль возводить уже так и не решились. Без него высота здания составила скромные 83 метра. Однако даже в таком виде один из первых небоскребов в мире остался действительно интересным и впечатляющим строением. Как отмечают некоторые ученые, именно Линкольнский собор послужил прообразом знаменитой башни Виктория в Вестминстерском дворце.

Церковь Святого Олафа (Таллинн, Эстония)


Когда был построен один из самых старых храмов Эстонии сегодня доподлинно неизвестно. Первое упоминание о знаменитой церкви Олевисте относится к 1267-му году, однако уже тогда храм часто называли «старым». В тот период собор принадлежал женскому цистерцианскому монастырю. Однако впоследствии главная церковь Эстонии довольно часто меняла своих владельцев и перестраивалась. Что же касается высоты, то здесь все несколько проще. Как отмечают историки, на рубеже 16 века, высота шпиля, венчающего центральную башню, достигала 159 метров, что позволяло Церкви святого Олафа оставаться одним из самых высоких зданий своего времени. В 1549-м году, после того, как шпиль Линкольнского собора был благополучно сбит молнией, таллиннская Олевисте выбилась в единоличные лидеры. Впрочем, оставаться в этом качестве ей довелось относительно недолго. В 1625-м году молния поразила уже эстонский храм, в результате чего строение загорелось.

Так, звание первого небоскреба мира перешло к Церкви Святой Марии в ганзейском городке Штральзунд.

Церковь Святой Марии (Штральзунд, Германия) и Страсбургский собор (Страсбург, Франция)

Церковь Святой Марии

Рассказать что-то интересное о двух последующих зданиях довольно сложно. Как и многие их предшественники, оба собора страдали от постоянных пожаров (как правило, возникавших в результате ударов молнии). Однако последующая судьба двух церквей была все-таки несколько разной. Немецкий храм из-за постоянных ненастий подвергся серьезной реконструкции, в результате чего здание стало ниже на 47 метров (со 151 м до 104 м).

Собор в Страсбурге

Страсбургский собор, известный благодаря своей ассиметричной форме, сохранился в своем первозданном виде до наших дней. В 1874-м году высоту его 142-метровой башни превзошла Церковь Святого Николая в Гамбурге.

Церковь Святого Николая (Гамбург, Германия)

Гамбургская церковь оставалась самым высоким строением на планете всего два года (с 1874 по 1876). Однако, несмотря на это, история и судьба этого сооружения поистине уникальна. Первое деревянное здание на месте современного собора было построено еще в 11 веке. Полтора века спустя на месте небольшой церквушки был возведен каменный собор. Но и он впоследствии был перестроен. Апогея своего величия Церковь Святого Николая достигла в 1874-м году, когда на месте прежнего здания была построена величественная готическая церковь. В этот момент гамбургский собор с остроконечной 147-метровой башней стал самым высоким строением земли. В 1876-м году его высоту превзошел Руанский собор (151 метр), а в 1880-м еще и Кельнский собор (157,5 метров). Однако по-настоящему трагические времена для Церкви Святого Николая настали в середине 20-го века. Во время антигитлеровской операции «Гоморра» собор был практически полностью разрушен. Как это ни удивительно, уцелеть довелось только той самой 147-метровой башне. Разрушение храма продолжилось и в пятидесятые годы. И лишь только 1990-м году разрушающуюся башню удалось спасти. В настоящее время остатки башни превращены в мемориал «Жертвам войны и произвола».

Недалеко от церкви оборудован небольшой музей.

Новое время

В 1884-м году самым высоким зданием мира стал Монумент Вашингтона (170 м). В 1889-м его достижение превзошла знаменитая Эйфелева Башня в Париже (312 м). В тридцатые годы 20 века эра «небоскребостроения» охватила Нью-Йорк. И с этого времени здания выше 300-та метров стали появляться на карте планеты одно за другим.


Однако, как это ни странно, самый первый небоскреб в мире (а вернее то строение, которое принято считать таковым) появился не в Нью-Йорке, а в Чикаго. При этом «здание-гигант» достигало в высоту скромных 55 метров. В настоящее время чикагская многоэтажка Home Insurance Building известна своей новаторской технологией строительства, а также тем, что сам термин «Skyscraper» был введен в оборот специально для нее. Впрочем, до наших дней первый в мире небоскреб так и не дожил. В 1931-м году технологически устаревшее здание было снесено.

Чикагская башня Home Insurance Building. Официально первый небоскреб в мире. фото chicagology.com

В середине пятидесятых годов высотные здания стали символом Соединенных Штатов Америки, а вместе с тем и всего нового времени. Впрочем, на самом деле «города небоскребов» существовали задолго до образования Манхэттена. Так, широко известны исторические башни Болоньи (около 90-100 метров), а также башни другого итальянского городка – Сан-Джиминьяно, расположенного в провинции Тоскана.

Зная об этих примерах, ответить на вопрос, когда были построены первые в мире небоскребы, становится намного сложней. О различных трактовках этого понятия ученые спорят до сих пор. Впрочем, может быть в будущем нас ждут новые интересные открытия?

Спасибо за внимание! Удачи и до новых встреч!

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

Но прежде чем продолжить, объясню, зачем я эту историю рассказываю. Мне кажется, что стартовой площадкой для любой ретрофутуристической фантазии должны быть реалии соответствующего периода. И трудно найти нечто более реальное, чем небоскреб. Буду очень рад, если кто нибудь нарисует альтернативный Нью-Йорк, в котором построена 139-метровая башня Aetna (эскизы, насколько мне известно, не сохранились). Или напишет роман, в котором самые драматические сцены развернутся на 30-м этаже этой башни...
Bona fide: я никогда не был в Нью-Йорке. Информация, которой снабжены снимки, собрана в результате рейда по американским историко-архитектурным сайтам.
А теперь - делу! Вернемся на 105 лет назад, в 1902 год. Самое высокое здание "Большого Яблока" - по-прежнему Park Row Building. Но в этом году закончили строительство другого небоскреба - пусть не самого высокого в городе, но очень и очень примечательного. Этот небоскреб стал одним из символов и Нью-Йорка, и нового века.

Его официальное название - Fuller Building , но куда больше он известен под фамильярной кличкой "Утюг" (Flatiron ). Построенный по проекту чикагского архитектора Дэвида Бернема на пересечении 5-й авеню и 23-й улицы, небоскреб занял целый квартал. Вот он - совсем новый. Снимок сделан в 1903 году:

Красавец, правда? Можете ознакомиться с целой галереей фотографий "Утюга" . Только имейте в виду, что при столь впечатляющей внешности он имеет всего 87 м в высоту.
Понятно, что мимо Flatiron"a было просто невозможно пройти. Но ничуть не менее интересен другой небоскреб, который недолго удерживал титул самого высокого в Нью-Йорке. Это Singer Building, построенный по проекту Эрнеста Флагга для Компании швейных машин Зингера.

Так его строили (фото 1907 г.). И построили всего за 20 месяцев.
Интересно, что Флагг небоскребы не любил. Зато любил Ренессанс и французское барокко. И оформил свое творение в стиле европейской дворцовой архитектуры, что хорошо видно на следующем снимке:

У нас этот стиль называют эклектическим, а американцы обычно именуют его Beaux-Arts ("изящные искусства" - фр. ). Впрочем, есть и более научный термин - "барокко Второй Империи".

Singer Building оставил далеко позади (точнее, внизу) не только все небоскребы, но и вообще все постройки за исключением Эйфелевой башни. Он обогнал по высоте и Ульмский собор, и пирамиды Гизы. 187 метров, 47 этажей - такого еще никто не строил! Взгляните на гравюру, где зингеровский небоскреб сопоставляется с новыми и древними зданиями:

Ни венецианская кампанилла (мы еще ее вспомним!) никакого сравнения не выдерживает, ни башня Филадельфийского муниципалитета, ни Айя-София... И прежний рекордсмен Park Row смотрится рядом с новым гигантом как-то бледно.

Здание на первом плане - City Investing Corporation, выстроенное в таком же стиле и почти вплотную примыкавшее к зингеровскому комплексу. Кстати, посмотрим на него внимательней:

Странная конфигурация объясняется тем, что владелец небольшого кирпичного дома (см. внизу слева) наотрез отказался продавать свой участок. Пришлось "вписывать" огромное здание в довольно сложную форму.

Вычурная башня Singer Building осталась только на рисунках и фотографиях - в конце 1960-х годов великолепное здание снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба US Steel (ныне One Liberty Place). Та же участь постигла и City Investing Corporation. Барокко Второй Империи сменил совершенно безликий стиль. А новое здание по габаритам оказалось ненамного больше старого:

Больше, конечно, но не во много раз:)
Да, чуть не забыл: зингеровская башня считается наиболее высоким зданием в истории, разрушенным легально и мирно (в отличие, скажем, от башен-близнецов WTC или от белградской телебашни).
Напоследок - самое интересное: Singer Building был самым высоким зданием Нью-Йорка и мира всего лишь один год. О его преемнике мы поговорим завтра. И не забудем о венецианской кампанилле!

На первом снимке - башня Singer Building, снимок 1940-х годов.
Все картинки (кроме первой) кликабельны!

Ровно 130 лет назад (1 мая 1884 года) было начато строительство самого первого небоскрёба в мире – чикагского 10-этажного здания Страховой компании Home Insurance Building. Существование этого «гиганта» закончилось в 1931 году. Но настоящая история небоскрёбов с этого только началась…

Строго говоря, история возведения домов и до первого официально признанного самого первого небоскрёба в мире знает случаи строительства многоэтажных, в том числе и узких, домов и постройку целых городов из таких зданий, как, например, Шибам в Йемене.

Или, например, итальянских башен Болонью (12 век нашей эры) —

Первый общепризнанный небоскреб (Home Insurance Building) был не очень высоким по нынешним меркам – имел всего лишь 10 этажей согласно первоначальному проекту, общая высота здания составляла 42 метра.

Через несколько лет у этого самого первого небоскрёба в мире появились еще 2 этажа, и тогда высота его была уже 54,9 м. Уильям Ле Барон Дженни, американский архитектор, при проектировании первого небоскреба реализовал новаторскую технологию строительства, заключающийся в использовании несущего каркаса. До него в качестве несущей конструкции использовались внешние стены. Архитектор сделал расчет на основании прочностных характеристик материалов, приняв во внимание удельную прочность стали, которая в 10 раз превышает удельную прочность самого качественного бетона, не говоря уже о каменной или кирпичной кладке. За счет применения металлического каркаса как несущей конструкции удалось уменьшить практически на треть общую массу сооружения. Но создатель проекта все-таки не смог решиться на полный отказ от других несущих конструкций, из-за этого самый первый небоскрёб в мире имел также гранитные колонны и несущая задняя стена.

Реализация перехода на несущий стальной каркас была осуществлена в 1891 году, когда была построена 11-этажная башня Уэйнрайта в Сент-Луисе, автором проекта которой стал Архитектор Луис Салливан. Так что это здание может по праву оспорить звание «самый первый небоскрёб в мире» у чикагского сооружения.

Ни один небоскреб не может функционировать в полной мере без такого архитектурного элемента, как лифт. В истории небоскрёбов самым первым офисным зданием, где стали использовать лифты, стало Эквитабл Лайф Билдинг, построенном в Нью-Йорке в 1870 году.

Первые лифты работали на гидравлическом приводе, что налагало ограничение относительно высоты здания – оно не могло быть выше 20 этажей. Но в 1903 году фирмой Отис была разработана новая конструкция лифта, имеющего электрический привод. В нем нашла применение идея об уравновешивании веса кабины, идущей верх, весом второй кабины, которая двигается вниз. Эти нововведения позволили снять ограничения высоты подъема. Интересным решением для снятия ограничений по высоте здания стало и применение подъема с пересадками.

Самые высокие небоскребы мира. Фото .

Как только появились самые первые небоскребы в мире, в их строительстве началась самая настоящая гонка в возведении самого высокого здания. Самыми напряженными годами в истории небоскрёбов можно считать 20-е годы прошлого века, когда в Нью-Йорке одно за другим взметнулись ввысь несколько высотных зданий, которые претендовали на звание «высочайшего здания мира».

В Нью-Йорке в 1913 году появился 57-этажный небоскреб Вулворт-билдинг, имевший высоту 241 метр и построенный в стиле неоготика, который характеризуется сочетанием новейших достижений науки и традиционной архитектуры. На протяжении 17-ти лет этот небоскреб носил звание самого высокого здания в мире самого высокого небоскреба мира (фото ниже), и до сих пор горожане испытывают к нему особую любовь.

Фото Вулворт-билдинг в 1913 году –

… и сегодня —

Темпы этой гонки заметно замедляются в начале 30-х годов. Это десятилетие можно охарактеризовать возведением двух небоскребов. Первый был простроен в 1930 году на средства Уолтера Перси Крайслера, разместившего в нем офисы своей фирмы. Оно так и называется – Крайслер-билдинг, имеет 77 этажей и высоту по крыше 282 метра, а вместе со шпилем – 320 метров.

Но его обошел Эмпайр-стейт-билдинг, торжественно открытый 1 мая 1931 года. Именно это здание стало мировым символом небоскребостроения практически на полвека.

Оно имеет 102 этажа, высота по крыше составляет 381 метр, а вместе с антенной — 443 метра. Простроенное всего лишь за 13 месяцев, строение не сдавало рекорд высоты до 1972 года.

***

История небоскрёбов в СССР.

В Советском Союзе в 1937 году приступили к постройке самого высокого в мире небоскреба, которое должно быть высотой 495 метров. Однако Великая Отечественная война не позволила закончить этот проект, и после ее окончания к проекту уже не возвращались.

Однако небоскребы в Москве были построены, ими стали знаменитые семь сталинских высоток. Среди них самое высокое здание – это МГУ, имеющее высоту 240 метров. Именно это сооружение вошло во все мировые рейтинги небоскребов. Однако не они были первыми небоскребами, возведенными в Москве.

Еще в начале века, в 1912 году, был возведен Дом дешевых квартир Нирнзее, имеющего высоту 40 метров. На заре история небоскрёбов в СССР в Москве такие сооружения именовали «тучерезами».

Но самым высоким дореволюционным гражданским сооружением было здание Телефонной станции, возведенное в Милютинском переулке в 1908 году и имеющем высоту 78 метров. Технологии, применяемые русскими инженерами, позволяли уже в те времена возводить здания в 100 и даже в 150 метров, но постройка тучерезов ограничивалась как эстетическими, так и религиозными соображениями. Поэтому до середины 50-х годов гордое звание самого высокого здания Москвы носило средневековое сооружение – колокольня Ивана Великого, доминируя над архитектурными сооружениями столицы. Высота колокольни составляет 81 метр.

***

Последняя треть XX века ознаменовалась новой гонкой в строительстве небоскребов. Сложностью определения самых высоких небоскребов мира (фотографии которых мы и рассматриваем в данной статье) стала сложность архитектурных форм. Потому эти звания постоянно оспариваются, исходя из замеров, которые проводятся как по крыше, так и с дополнительными шпилями и антеннами. У считавшейся самой высокой 110-этажной чикагской башни Сирс-Тауэр, носящей ныне имя Уиллис-Тауэр и имеющей высоту 442 метра…

…это звание перехватили в 1998 году башни Петронас, расположенные в Куала-Лумпере и имеющие следующие критерии – 88 этажей, 452 метра высоты.

***

Потом появился в 2004 году небоскреб Тайбэй 101, имеющий 509 метров высоты и насчитывающий 101 этаж. Но и тогда Уиллис-Тауэр спорил за звание самого высокого небоскреба мира (фото ниже), если принимать в расчет находящуюся на крыше здания антенну.

Споры прекратило возведение Дубайской башни Бурдж-Халифа, которая превысила все рекорды. Эта башня имеет высоту по крыше 643 метра, по шпилю 828 метров, а насчитывает 150 этажей.

Фотографии этого рекордсмена просто поражают воображение –

***

В 2013 году Китай заявил о возведении в городе Чанша 220-этажного небоскреба Скай-Сити, имеющего высоту 838 метров. При этом возведением этого здания намеревались побить и еще один рекорд, построив его в рекордно короткие сроки – 90 дней.

Правда, в эти 3 месяца не включались подготовительные работы. Однако дата начала строительства все время переносилась, и теперь торжественное открытие здания планируют в мае 2014 года.

Но и эта высота не является пределом, строители хотят взять высоту более чем в километр. Небоскребы такой высоты заложены в нескольких странах – в Бахрейне – 1022-метровый, 1400-метровый (по шпилю) в Дубае («Аль Бурдж» или «Накхил»)

— 1007-метровая башня в Саудовской Аравии («Kingdom Tower») —

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.