Годовая инвентаризация. Положения по бухгалтерскому учету (пбу)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации

(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

Наименование ПБУ

Дата утвержденияприказом Минфина РФ

Номер приказа

Минфина РФ

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

События после отчетной даты

Условные факты хозяйственной деятельности

Доходы организации

Расходы организации

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Учет финансовых вложений

Информация об участии в совместной деятельности

Изменения оценочных значений

В положение по бухгалтерскому учету, как правило, входят следующие элементы:

    название и номер ПБУ;

    общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    порядок учета (описывается порядок учета наличия, изменения и выбытия соответствующего объекта учета);

    состав информации, подлежащей раскрытию в составе, информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета одного и того же объекта.

Третий уровень (методический) составляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические указания, рекомендации, инструкции иные аналогичные документы третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся методические указания, приказы, письма Министерства финансов и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета (Госкомстат России, Центральный банк России, Министерство экономического развития и торговли России и т. д.).

Важнейшими документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План счетов бухгалтерского учета (систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета) представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Действующий в России (с 1 января 2001 г. и в настоящее время) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов было разрешено осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

На основании типового Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации имеют право (по согласованию с Министерством финансов) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая потребности в анализе и контроле ее деятельности. Кроме того, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы для отражения фактов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основании положений Инструкции по применению Плана счетов и иных нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п.).

Четвертый уровень (организационный) составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Рабочие документы экономического субъекта определяют порядок организации бухгалтерского учета и особенности его веденияна микроуровне.

Основными рабочими документами организации являются:

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

    утвержденные руководителем формы первичных и иных документов;

    утвержденные руководителем графики документооборота;

    утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов» рабочий План счетов). Подобные организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами законодательства по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (директором).

При этом утверждаются:

    рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учётной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала Финансового года.

Ведение бухгалтерского учета в российских компаниях подчинено строгой регламентации законодательно утвержденных положений. Аббревиатура ПБУ стала привычной для любого бухгалтера, а содержание этих документов – определяющим фактором в осуществлении грамотного учета практически во всех областях применения. РСБУ, прописанные в положениях регулируют порядок ведения учета активов (оборотных и внеоборотных), обязательств, фондов, операций/событий в основной или подсобной деятельности каждого отечественного предприятия.

Утверждаются ПБУ Министерством финансов, и законодательный характер этих нормативных документов требует неукоснительного и детального выполнения представленных в них методик и рекомендаций. ПБУ по бухучету, актуальные для финансистов в 2017 году, насчитывают 24 документа. Познакомимся с самыми распространенными из них.

ПБУ по бухучету: применение в учете МПЗ, ОС, НМА

Каждое предприятие, определяя методы вырабатывания учетной политики и ведения учета, МПЗ , начисления амортизации внеоборотных активов и результатов деятельности формирования, опирается на рекомендации, представленные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика».

Учет материальных ценностей обширен и разнообразен. Поэтому законодателями утверждено несколько положений по бухучету, регулирующих самые разные стороны жизни компании. К примеру, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» устанавливает общие правила отражения в учете информации о производственных запасах – материалов, сырья, готовой продукции или товаров. Различная специфика деятельности предприятий, в частности, работающих с активами, стоимость которых выражается в зарубежной валюте, предполагает применение особой методики формирования учета, рекомендованной в ПБУ № 3/2006.

Особенности учета, начисления амортизации , постановки на консервацию или ликвидации объектов недвижимости и имущества, срок использования которого превышает год, трактует ПБУ 6/01 по учету основных средств. В последнее время важнейшей составляющей в успешном имидже компании являются такие факторы как деловая репутация, секреты технологий (ноу-хау), товарные марки или уникальные программные продукты, т.е. нематериальные активы. Учет НМА определяет ПБУ № 14/2007.

Учет расходов, расчетов и обязательств в ПБУ

Для строительных организаций, специализирующихся в подрядной деятельности, актуально ПБУ 2/2008 по ведению и учету договоров подряда. Порядок учета финансовых вложений в российских организациях устанавливает ПБУ 19/02, а правильное распределение расходов по полученным кредитам и займам – ПБУ 15/2008.

Компании, получающие и использующие государственную помощь, опираются на Положение по бухучету 13/2000 «Учет государственной помощи», определяющее правильность формирования поступления и расходования бюджетных средств.

Корректное отнесение расходов по научно-исследовательской, технологической и конструкторской деятельности предприятия рассматривает ПБУ 17/02, а особенности расчетов по налогу на прибыль – ПБУ 18/02.

Генерирование доходов и расходов компаний регламентируют ПБУ 9/99 и 10/99, стандартизирующие алгоритмы хозяйственных операций.

ПБУ в составлении финансовой отчетности

Отчетность предприятий составляется в соответствии с ПБУ 4/99, устанавливающим структуру, содержание и методику формирования. Наряду с общими требованиями к оформлению отчетности законодательно принято ПБУ 23/2011, объясняющее правила составления приложения к балансу – отчета о движении денежных средств.

Все ПБУ по бухучету на 2017 год дополняют положения, регулирующие действия бухгалтера при различных нестандартных ситуациях. Например, ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибочных записей в бухучете , а ПБУ 7/98 определяет алгоритм действий при возникновении важного для компании факта хозяйственной деятельности после наступления отчетной даты.

Отметим, что в настоящее время законодателями разрабатываются проекты новых федеральных стандартов по учету ОС, НМА, запасов и долговых инструментов.

Полный перечень положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на 2014 год

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
    Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
    Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда. Определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов.
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
    Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
    Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии.
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта.
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты
    ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
    Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении.
  • ПБУ 9/99 Доходы организации
    Это положение по бухгалтерскому учету устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций). Документ раскрывает перечень и состав доходов организации, утверждает их классификацию.
  • ПБУ 10/99 Расходы организации
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
    Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
    Положение применяется организациями (кроме кредитных) при формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
    Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
    Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
    ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
    Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
    Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
    Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
    Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
    Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
    Настоящий документ устанавливает правила правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
    Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.

Михайленко Анна Васильевна Управляющая, компания "Ариадна"

Воспользовались услугами данной компании по рекомендации партнёров. Отчетность сдали без проблем! Всё чётко и оперативно. Не один наш вопрос не остался без ответа. Всё объяснили буквально «на пальцах». Надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Андрей Николаевич ЗАО «СМУ-47»

Отличная компания. Отличное сочетание: цена-качество! Выручают в любой момент, как консультацией по телефону, так и личным участием.

Спасибо за Вашу работу. 5+ .

Иванова М. И. Ген. директор, ООО "ГДК"

Хотелось поблагодарить Вашу компанию за отличную работу. Не первый раз пользуемся услугами Ваших специалистов и, кстати, рекомендуем знакомым, как профессионалов высокого уровня! Нас всё очень устраивает, и подход и расценки!

Отдельное спасибо, лично, Насте Галибиной, с которой работаем уже более двух лет, никаких нареканий!

Андреев М. А. АН "Ланс"

Регулярно пользуемся услугами компании «Казначей» для сопровождения налоговых проверок и квартальных отчетов. Неоднократно убеждались в их профессионализме и компетентности. Сопровождающий бухгалтер знает своё дело и готов к любым непредвиденным ситуациям. Команда профессионалов.

Спасибо за помощь!

Антонова М.А.

Невероятно удобный сервис для ИП. Специалисты могут, как проконсультировать по телефону, причем очень грамотно и на доступном языке, так и выехать по адресу и провести всю работу на месте, а так же подать все отчётные документы в ФНС.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество)

Антонина Рогова Комм. директор ООО «ТрубАрм»

Выражаем благодарность ООО «Казначей», и непосредственно Захаровой Екатерине. За профессионализм, оперативность и просто человеческое участие. Давно сотрудничаем с Вашей компанией и Екатериной лично.

Очень довольны качеством предоставляемых услуг!

Зорина А. Н. Компания «Apartum»

Около месяца назад мы обратились в Вашу компанию за консультацией по вопросам, связанным с НДС. Консультант довольно оперативно разобрался в специфике нашей ситуации, и порекомендовали несколько путей решения. Дали профессиональные рекомендации по ведению бухучета, благодаря чему мы самостоятельно составили и отправили отчётность в налоговую.

В будущем, непременно, планируем регулярно обращаться к Вашим специалистам.

Литовский Андрей Юрьевич ген. директор ЗАО «Юнитрейд»

При выборе партнера по ведению бухгалтерской отчетности для меня основополагающими факторами является:
Оперативность обслуживания
— «Прозрачность»
— Надежность
Всё вышеперечисленное безоговорочно присутствует у «Казначеев», и что немаловажно они всегда объяснят, что нужно сделать, а чего не следует, переводя с «бухгалтерского языка» на человеческий))

Ежова Виктория Торговый Дом "Модная среда"

Около шести лет пользуюсь услугами этой компании и за эти годы у нас уже сложились довольно теплые, дружеские отношения.

Меня полностью всё устраивает, своевременная сдача отчетности (причем бухгалтер сама напоминает о тех или иных обязательствах), а так же возможность получения консультации в любое время.
Я всегда в полной уверенности в том, что мои бухгалтерские документы в полном порядке. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций, они всегда дадут правильный совет, помогут разобраться со всеми нюансами и, что немаловажно, поддержат морально.

Маркелова Е. А. ООО «Галеон»

Хотелось бы выразить благодарность ООО «Казначей» за ведение бухгалтерской отчетности нашей компании на протяжении 4 лет. Как надежному партнёру, профессионалу и эксперту в сфере бухгалтерских услуг.