География минеральных ресурсов мира. Минеральные ресурсы земли

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Земельные ресурсы. Из общей площади поверхности земли (510 млн кв. км) на долю суши приходится 149 млн кв. км, а остальное занимают моря и океаны. Общая площадь мирового земельного фонда (площадь суши за вычетом ледяных пустынь Арктики и Антарктиды) составляет 134 млн кв. км.

Структура мирового земельного фонда

11% - обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники);

23% - пастбища;

3% - антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии);

33% - малопродуктивные земли (пустыни, болота, экстремальные территории с низкой температурой или горы).

В мире отмечается ухудшение земель. Вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выводится 6-7 млн га. Серьезную угрозу земельному фонду в 60 странах мира представляет опустынивание прежде возделываемых земель, которое охватило территорию в 90 млн га, что примерно равно площади таких стран, как США или КНР. Деградация сельскохозяйственных земель вызывается и превращением их в антропогенные ландшафты.

Водные ресурсы. Общие запасы воды на Земле составляют 1386 млн кубических км, но 96,5% водных ресурсов планеты приходятся на соленые воды Мирового океана и 1% - на соленые подземные воды. На пресные воды приходится всего 2,5% общего объема гидросферы, а если исключить из расчета полярные льды, которые еще практические не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества на земле.

Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс квадратных км, а реально использовать можно менее половины этого количества.



Главный потребитель воды в мире – сельское хозяйство (69%), затем промышленность – 21%, коммунальное хозяйство – 6% и водохранилища. В России структура водопотребления заметно отличается от среднемировой: на первом месте – промышленность (55%), на втором – сельское хозяйство (20%), на третьем – коммунальное хозяйство – 19% общего потребления.

В мировом сельском хозяйстве сохраняется тенденция к увеличению спроса на воду. Считается, что именно недостаток воды, а не обрабатываемых земель, является причиной нехватки продуктов питания во многих развивающихся странах. В засушливых регионах живут более 1 млрд людей.

Лесные ресурсы. Мировые лесные ресурсы характеризуются прежде всего показателями лесистости, лесной площади и запаса древесины на корню. Показатель лесной площади отражает размер территории, покрытой лесами, в том числе на душу населения. Лесистость показывает отношение площади лесов к общей территории страны. Запасы древесины на корню обычно определяются умножением среднего количества древесины (в кубических метрах) с 1 кв. м на площадь, занятую лесами.

Покрытые лесом площади во всем мире достигают 401 млн га, из них в России – 81, Бразилии – 32, Канаде – 26, США – 20 млн га. Россия занимает первое место по запасам древесины – 23% мировых запасов.

Интенсивное развитие целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности негативно сказывается на состоянии мирового лесного фонда. В последние годы происходит быстрая вырубка тропических лесов, особенно в Африке и Латинской Америке. Только за последние 200 лет площадь лесов в мире сократилась в 2 раза. Уничтожение лесов имеет катастрофический эффект: уменьшается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект» (увеличение содержания углекислого газа в атмосфере), происходит общее потепление климата. Конференция в Рио-де Жанейро (1992 г.) – первое глобальное соглашение в отношении лесов, в котором учитывается многогранное их значение и необходимость их защиты. В настоящее время не ресурсные, а экологические функции лесов страны определяют планетарное значение лесного фонда.

Рекреационные ресурсы – это ресурсы, которые можно использовать для отдыха, лечения, туризма.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить потребности, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, доступные для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном порядке ограничений.

Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы.

Непосредственные

- национальное достояние – совокупность природных и антропогенных объектов, способных вызвать туристский интерес;

Города и исторические местности;

Лечебно-оздоровительная местность;

Природно-лечебные ресурсы: минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат.

Косвенные

Материально-технические;

Финансовые, трудовые.

Природные ресурсы распределены между странами крайне неравномерно. Только 20-25 стран имеют более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального сырья. Лишь несколько крупнейших стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. Фактически ни одна страна не располагает запасами всех необходимых для современной экономики видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта. Так, Россия при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительном их объеме вынуждена импортировать бокситы, олово, марганец. США полностью обеспечивают свои потребности лишь по 22 видам, в то время как по таким видам сырья, как уран, вольфрам, хром, марганец, зависят от импорта. В целом США импортируют 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого из минерального сырья.

Минеральные ресурсы планеты - это все полезные ископаемые, которые добывает человечество. Доступные и пригодные для промышленного использования ресурсы называют минерально-сырьевой базой. И на сегодняшний день используется свыше 200 видов минерального сырья.

Природные минералы становятся ресурсами лишь после того, как освоена их добыча и применение в промышленности, хозяйстве. Например, уголь люди стали использовать давно, но промышленное значение он получил лишь в конце XVII столетия. Нефть стали широко применять в промышленности лишь в XIX веке, а урановые руды и вовсе - только в середине прошлого столетия.

Карта минеральных ресурсов мира

(Нажмите на картинку, чтобы в разы увеличить изображение и скачать в полномасштабном размере 1600x1126 pxl)

Размещение минеральных ресурсов на планете неравномерно, и в большей степени связано с тектоническим строением. Ежегодно открываются и разрабатываются все новые залежи минералов.

Больше всего запасов содержится в горных районах. В последнее время активно ведется разработка залежей минералов на дне океанов и морей.

Виды минеральных ресурсов Земли

Единой классификации минеральных ресурсов нет. Существует достаточно условная классификация по видам использования:

Руды цветных металлов: алюминий, медь, никель, свинец, кобальт, цинк, олово, сурьма, молибден, ртуть;

Горно-химические: апатиты, соли, фосфориты, сера, бор, бром, йод;

Руды редких и драгоценных металлов: серебро, золото,

Драгоценные и поделочные камни.

Индустриальное сырье: тальк, кварц, асбест, графит, слюда;

Строительные материалы: мрамор, сланец, туф, базальт, гранит;

Существует еще одна классификация видов минеральных ресурсов:

. Жидкие (нефть, минеральные воды);

. Твердые (руды, соли, уголь, гранит, мрамор);

. Газообразные (горючие газы, метан, гелий).

Добыча и использование минеральных ресурсов в мире

Минеральные ресурсы - основа современной индустрии и научно-технического прогресса. Без них невозможно представить себе существование большинства отраслей промышленности: химической, строительной, пищевой, легкой, черной и цветной металлургии. Машиностроение с его многочисленными ответвлениями также базируется на использовании минерального сырья.

Огромное значение имеют топливные ресурсы. Они имеют осадочное происхождение и чаще всего располагаются на древних тектонических платформах. В мире 60% топливных минеральных ресурсов приходится на долю угля, 15% - природный газ, 12% - нефть. Все остальное - это доля торфа, горючих сланцев и прочих минералов.

Запасы минеральных ресурсов (по странам мира)

Соотношение разведанных запасов минеральных ресурсов и размеров их использования называют ресурсообеспеченностью страны. Чаще всего эта величина измеряется количеством лет, на которое должно хватить этих самых запасов. В мире только несколько стран, обладающих значительными запасами полезных ископаемых. Среди лидеров - Россия, США и Китай.

Крупнейшие страны по добыче угля: Россия, США и Китай. Здесь добывают 80% всего угля в мире. Больше всего угольных запасов в северном полушарии. Самые бедные углем страны находятся в Южной Америке.

Нефтеносных месторождений в мире исследовано свыше 600, еще 450 только разрабатываются. Самые богатые нефтью страны - Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Россия, Иран, ОАЭ, Мексика, США.

При современных темпах добычи нефти, по предположению геологов, запасов этого топлива в уже разработанных месторождениях хватит на 45-50 лет.

Страны, которые лидируют в мире по запасам газа, это Россия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Богатые месторождения газа обнаружены в Средней Азии, Мексике, США, Канаде и Индонезии. Мировой экономике запасов природного газа хватит лет на 80.

Все остальные минеральные ресурсы также распределены на планете весьма неравномерно. Железа больше всего добывают в России и Украине. ЮАР и Австралия богаты марганцевыми рудами. Никеля больше всего добывают в России, кобальт - в Конго и Замбии, вольфрам и молибден - в США и Канаде. Медью богаты Чили, США и Перу, в Австралии много цинка, а Китай и Индонезия лидируют по запасам олова.

Проблемы добычи и использования минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым природным запасам нашей планеты. Именно поэтому главная проблема - это истощение мировых запасов полезных ископаемых.

Чтобы рационально использовать минеральные ресурсы нашей планеты, ученые постоянно работают над совершенствованием способов добычи и переработки всех полезных ископаемых. Важно не только добыть как можно больше минерального сырья, но и использовать их по максимуму, и позаботиться о полной утилизации отходов.

(Самый большой алмазный карьер, посёлок Мирный, Якутия )

При разработке месторождений проводят целый комплекс работ, направленных на защиту окружающей среды: атмосферы, почвы, воды, растительности и животного мира.

С целью сохранения запасов минерального сырья разрабатывают синтетические материалы - аналоги, которыми можно заменить наиболее дефицитные ископаемые.

Чтобы создать потенциальные запасы минеральных ресурсов, большое внимание уделяют геологической разведке.

Минеральные ресурсы распределены неравномерно - одни страны богаты самыми разнообразными ископаемыми, другие обладают лишь отдельными их видами. Во многом именно наличие минерального сырья оказывает влияние на экономическое благосостояние страны.

Россия унаследовала от СССР статус самого обеспеченного по минерально-сырьевым ресурсам государства на Земле. Российская доля в мировых запасах газа составляет газа - 32%, нефти 13%, угля - 11, свинца, кобальта, цинка, никеля, железа от 10 до 36% и так далее.

Мировые ресурсы минерального сырья и топлива

Минеральные ресурсы включают в себя:

  • нефть, природный газ, каменный уголь;
  • черные и цветные металлы;
  • прочие неметаллические ископаемые.

Запасы всех видов минерального сырья изучены в разной степени, до сих пор нет общей классификации этих полезных ископаемых.

Российская классификация предполагает четыре категории запасов по степени разведанности:

  • А - в этой категории запасы разведаны предельно точно, известны площади и границы месторождений;
  • В - в этой категории запасы изведаны приблизительно, границы не точно определены;
  • С1 - запасы в этой категории известны лишь отдаленно, расчет произведен на основе известных месторождений;
  • С2 - запасы в этой категории неизвестны, их объем лишь приблизительно определен.

В западных странах используется другая классификация:

  • известные доподлинно на основе геологоразведочных работ и находящиеся в разработке;
  • точно определенные и доступные для извлечения;
  • прогнозируемые, которые определены лишь гипотезами или научными данными.

В целом мировые запасы минеральных ресурсов оцениваются примерно в 12,5 триллионов тонн. Больше половины из них - уголь, еще треть - нефть и газ. Оставшуюся часть занимают металлы и неметаллические ископаемые.

Страны богатые ресурсами разнообразного минерального сырья

Среди стран, в которых обнаружены значительные залежи минеральных ресурсов, можно назвать:

  • Россия - добывается природный газ, нефть, уголь, железная руда и прочие (валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн. долларов);
  • США - добывается уголь, нефть, газ;
  • Китай - нефть, уголь, руда;
  • Индия - уголь, руда;
  • Канада - природный газ;
  • Саудовская Аравия - нефть;
  • Норвегия - природный газ;
  • Бразилия - железная руда.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Отдельные страны обладают более обширными запасами минерального сырья, чем другие. Так, самые крупные запасы каменного и бурого угля располагаются в США, Китае, России, Австралии, Канаде, ЮАР, Польше, Индии. При этом в европейских странах, таких как Великобритания или Германия, залежи угля уже по большей части израсходованы, а добыча на слишком большой глубине зачастую оказывается невыгодна. Наиболее рентабельной считается добыча угля в Сибири, Австралии и Южно-африканской республике.

По запасам нефти лидирует Саудовская Аравия. Здесь находится около четверти всех мировых залежей. На втором месте Ирак и ОАЭ - в каждой из этих стран около одной десятой мирового запаса. Далее, идет Венесуэла, Россия, США и Китай.

В области природного газа признанным мировым лидером является России. В нашей стране располагается около 40% запаса газа со всего мира. В странах Западной Азии приблизительно одна третья часть запасов. Остальные залежи располагаются в Северной Африке, Северной Америке, Европе и Южной Америке.

Залежи железной руды, хотя и не являются топливом, также имеют немалое значение. Самые большие залежи этого природного ресурса располагаются в Бразилии, Австралии, России, Индии, Канаде и Швеции. Цветные металлы добываются преимущественно в Австралии, Венесуэле, Бразилии, в Новой Гвинее и на Ямайке.

Ресурсы минерального сырья и топлива

Один из самых важных показателей для минерального сырья - это его ресурс. Чем он больше, тем дольше человечество сможет использовать этот ресурс. Так, запасы угля, известные на сегодня, составляют более пяти триллионов тонн. При нынешних темпах добычи этого хватит еще на четыре сотни лет использования.

Запасы нефти гораздо ограниченнее. Разведанные залежи составляют около 140 миллиардов тонн. При сохранении темпов добычи этого может хватить лишь на 45 лет. В США собственных ресурсов хватит всего лишь на 10-12 лет, России - примерно на 22 года, а Саудовской Аравии - на 90 лет.

Запасы природного газа составляют около 150 триллионов тонн. Регулярно открываются новые залежи. Но ресурс природного газа можно сопоставить с показателями, рассчитанными для нефти. Темпы потребления позволяют предположить, что природного газа хватит еще на 40-50 лет использования.

Известные запасы железной руды составляют примерно 260 миллиардов тонн. Этого должно хватить на два с половиной века. Такие же показатели и в отношении цветных металлов. Исключение составляет медь - ее, как и нефти, хватит приблизительно на 50 лет.

Благородные (драгоценные) металлы

Минеральные ресурсы мира имеют различную ценность. Самыми дорогими из металлов (не считая редкоземельных) являются так называемые благородные: платина, золото, серебро. Золото - это плотный, мягкий и ковкий металл с ярко-жёлтым цветом и блеском. Является одним из наименее реакционноспособных химических элементов, твердый в стандартных условиях. Поэтому металл часто встречается в свободной элементарной (природной) форме, в виде самородков или гранин в горных породах, жилах и аллювиальных отложениях. Реже встречается в минералах. Раньше основной объём составляли самородки, которые искали старатели. Теперь большая часть золота добывается на специальных фабриках, на которых перерабатывается порода с большим содержанием ценного сырья.

Китай, Австралия, США, Южная Африка являются крупнейшими производителями золота на планете. А рудник Витватерсранд - ведущий золотодобывающий центр мира. Также к крупным районам производства относятся: Ранд Филдс, Кимберли, Ливингстон, мыс Доброй Надежды, Натал и другие. Канада также является значимым производителем золота. В России выделяются территории Уральских гор, Прибайкалье и Забайкалье, Ленский бассейн. Запасы Колымского региона значительно истощились. Много золота добывают в США (Аляска, Калифорния, регион Скалистых гор), Австралии (Калгурли, Ямпи, Маунт-Морган), Индии (Карнатака, Андхра-Прадеш).

Минеральные ресурсы мира: таблица

К ценным минеральным ресурсам относятся порядка 200 наименований металлов, углеводородов, минералов, технических и строительных материалов. Рассмотрим основные виды сырья и страны-лидеры по их производству:

Всего добыто

Железо (3000 млн тонн)

Китай (1300 млн тонн)

Австралия (525 млн тонн)

Бразилия (375 млн тонн)

Медь (15,5 млн тонн)

Чили (5,55 млн тонн)

Перу (1,19 млн тонн)

США (1,17 млн тонн)

Алюминий (54 млн тонн)

Китай (36,6 млн тонн)

Россия (7,6 млн тонн)

Канада (4,5 млн тонн)

Золото (2812 тонны)

Китай (369 тонн)

Австралия (259 тонн)

США (233 тонн)

Уголь (7100 млн тонн)

Китай (3520 млн тонн)

США (992 млн тонн)

Индия (588 млн тонн)

Нефть (85-90 млн бар/сут)

Саудовская Аравия (11,5 млн бар/сут)

Россия (10,6 млн бар/сут)

США (8,9 млн бар/сут)

Газ (3600 млрд м3)

США (681 млрд м3)

Россия (592 млрд м3)

Иран (160 млрд м3)

Добыча ресурсов должна проводиться «с оглядкой на будущее». Многие страны, выработав свои месторождения, столкнулись с так называемым ресурсным голодом. Для поддержания экономики они вынуждены экспортировать сырьё. Рациональное использование природных богатств - залог долгосрочного процветания.