Функции налогов и принципы налогообложения. Понятие и функции налогов, основные принципы налогообложения

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т ) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

Справедливость и равенство налогообложения;

Эффективность налогообложения;

Простота и доступность для исчисления.



Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Принципы и функции налогообложения отражают его социальное назначение. Оно выступает в качестве инструмента стоимостного перераспределения доходов. Вместе с тем на практическом уровне формируют совокупность средств, используя которые власть поддерживает баланс между бюджетными поступлениями и затратами. Все эти свойства являются предметом исследования многих финансистов. Рассмотрим далее, какие задачи выполняет налогообложение. Функции, виды налогов также будут описаны в статье .

Общая характеристика

Налогообложение представляет собой изъятие материальных ценностей, которое основывается на властном подчинении. Оно может выражаться в разных формах. В некоторых случаях налогообложение сопровождается применением силы. Однако, как правило, изъятие является результатом консенсуса между подчиненными и властными субъектами взамен на некоторые преференции, получаемые первыми от вторых. Если говорить о государственной структуре, то налогообложение выступает как ее деятельности. Оно осуществляется за счет средств субъектов, которые признают власть и принимают ее защиту.

Возмездность и добровольность

По сути, налогообложение - часть взаимоотношений властных и подчиненных субъектов. Вместе с тем некорректно говорить о его безвозмездности и принудительности. Последняя выступает в качестве понуждения исполнения определенной обязанности. Принудительность зависит от природы отношений. Однако в любом случае выполнение обязанности не бывает безвозмездным. Например, вассал выплачивает своему патрону дань. Отчасти это вынужденное действие. Однако оно всегда возмездное. Взамен дани патрон обязан не нарушать и даже защищать интересы вассала. При этом последний зачастую выбирает властного субъекта вполне осознанно, то есть добровольно соглашается платить. Если говорить о современной государственной структуре, налогообложение выступает как совокупность аналогичных взаимоотношений. В них субъект, уплачивая установленную сумму, обеспечивает выполнение обязательств, принятых властью. Другими словами, налогообложение - это предмет определенного договора между государством и населением. Подчиненность имеет второстепенное значение. Обусловливается это тем, что субъект может самостоятельно выбирать власть и вручать ему соответствующие полномочия.

Фискальная функция налогообложения

Fiscus в переводе с латинского буквально значит "корзина". В Древнем Риме фиском именовалась военная касса. В ней хранили деньги для выдачи. В конце 1 в. до н. э. этот термин использовался для обозначения частной казны императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с провинций. В IV в. н. э. фиском стали называть единый общегосударственный центр империи. Сюда стекались поступления разного вида, здесь распределялись средства. Основная функция налогообложения заключается в мобилизации и формировании финансов властных структур. Она обеспечивает аккумулирование средств в бюджете на реализацию различных программ. Все прочие функции системы налогообложения можно называть производными от нее.

Социальная задача

Эта заключается в перераспределении общественных поступлений между разными категориями субъектов. Посредством реализации этой задачи обеспечивается поддержание социального баланса. За счет распределительной изменяется соотношение между поступлениями отдельных групп населения для сглаживания между ними неравенства. Такое мнение поддерживается разными экспертами, в числе которых, например, профессор Ходов.

Реализация

Выполнение социальной функции налогообложения обеспечивается посредством передачи средств в пользу незащищенных, более слабых граждан. Это достигается за счет возложения бремени на сильные категории лиц. Как отмечает шведский финансист Эклунд, большая часть производства и услуг осуществляется на средства, полученные от налогов, и распределяется практически всегда бесплатно среди населения. Это, в частности, касается образования, медицины, воспитания детей и некоторых других сфер. Целью в данном случае выступает обеспечение более-менее равномерного распределения активов. Соответственно, осуществляется изъятие средств у одних субъектов и передача их в пользу других. В качестве примера реализации этой можно привести акцизы. Они устанавливаются на некоторые типы товаров, предметы роскоши. В ряде социально ориентированных государств (например, в Швейцарии, Норвегии, Швеции) практически на официальном уровне признано, что налоги выступают как плата высокодоходных субъектов менее платежеспособным за стабильность в общественном положении.

Регулирующая задача

Об этой высказался в свое время Он считал, что устанавливаемые властью обязательные платежи существуют исключительно для регулирования отношений в народнохозяйственном комплексе. В этом плане проявляется экономическая функция налогообложения . При этом она может быть стимулирующей, воспроизводственной или дестимулирующей. Рассмотрим их отдельно.

Стимулирование

Оно направлено на поддержание определенных экономических процессов. Стимулирование осуществляется посредством льгот и послаблений. В настоящее времяпроявляются таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия работы предприятиям, на которых заняты инвалиды, организациям, осуществляющим капвложения в производство, благотворительную деятельность, сельское хозяйство и пр. Для этих и некоторых других объединений устанавливаются специальные льготы, "каникулы" и прочие преимущества.

Дестимулирование

Оно, наоборот, направлено на формирование препятствий для развития тех или иных процессов. Например, государство применяет и устанавливает высокие ввозные пошлины. Препятствия могут создаваться и для внутренних субъектов. Например, для владельцев казино предусмотрена повышенная ставка налога с прибыли.

Противоречия

Как отмечает Горский, регулирующая и фискальная функции противопоставляются друг другу. При этом они сами по себе являются весьма противоречивыми. Например, фискальный элемент имеет стабилизирующее значение, когда влечет снижение Это может осуществляться только посредством перераспределения бремени между плательщиками. Это, в свою очередь, требует учета регулирующих инструментов изъятия. Вместе с тем налог не направлен на разрушение своей основы. Он существует для получения активов и не может уничтожать источник их поступления. Налог не предназначен для конфискации, запрещения, ограничения или наказания. В частности, введение пошлин на ввоз обуславливается протекционистской политикой, а высокие ставки для игорного бизнеса связаны с платежеспособностью субъектов, а не стремлением ликвидировать эту сферу деятельности.

Особенности регулирования

По мнению ряда экспертов, роль налоговых механизмов в сфере управления экономикой несколько преувеличено. Некоторые авторы считают, что установленные властью обязательные бюджетные отчисления являются практически единственным регулятором всех финансово-хозяйственных процессов в стране. Но развитие тех или иных экономических сфер подчинено собственным закономерностям. При этом отчислениям в бюджет там отводится достаточно скромная роль. В том смысле можно вполне согласиться с Пепеляевым, который считает, что в современных условиях налог устанавливают для получения дохода в казну. Соответственно, воздействие, которое оказывается на плательщика для получения того или иного результата, не может выступать как основная его цель. Если же какие-то отчисления выполняют только регулирующую функцию, без фискальной составляющей, то они, строго говоря, перестают являться налогами.

Практические сложности

Стимулирующая функция налогообложения, как считают некоторые эксперты, воздействует на экономическое поведение косвенно, опосредованно, через отдельные мотивационные аспекты. Установленная обязанность отчислять определенную сумму в бюджет не активизирует желание зарабатывать. Налог - только часть полученной прибыли. Если бизнес изначально неэффективен, то ему не помогут никакие послабления. К примеру, отечественному сельскому хозяйству всегда предоставлялись самые разные льготы почти по всем платежам. Однако это не способствовало прогрессу и процветанию аграрного сектора. Не принесет результата стимулирование инвестиций в отрыве от прочих экономических факторов. Это связано с тем, что вкладывание средств обусловливается не налоговыми льготами, а нуждами производства, потребностями в расширении бизнеса. В этом плане можно считать справедливым утверждение Потапова о том, что налоговый стимулятор является вторичным механизмом.

Негативные последствия

Регулирующая функция обложения действует непосредственно и сразу при дестимулирующем подходе. Не подлежит сомнению правдивость утверждения о том, что все, на что накладывается бремя, убывает. Высокие всегда влекут производственный спад в связи с потерей эффективности. В частности, непосильное бремя в 30-е годы прошлого века привело к ликвидации крестьянства всего за несколько лет. Сравнительно недавно после введения 70-процентной ставки отчисления с прибыли от деятельности, связанной с видеопоказами, видеосалоны исчезли. Дестимулирование импорта посредством установления высоких ввозных пошлин также приводит к резкому сокращению поступления товаров.

Контроль

Используя налогообложение, государство обеспечивает надзор за финансово-хозяйственными операциями, осуществляемыми гражданами и предприятиями, следит за источниками доходов и расходами субъектов. Денежная оценка обязательных отчислений в бюджет позволяет количественно сопоставить показатели прибыли с потребностями страны в ресурсах. За счет (налогообложения) власть получает информацию о перемещении денежных потоков. При анализе данных определяется необходимость корректировки бюджетной политики.

Принципы налогообложения

Впервые они были сформулированы А. Смитом. Он вывел 4 ключевых :

  1. Равенство и справедливость. Этот принцип предполагает, что всем гражданам предписано участвовать в формировании финансовых активов страны в соответствии с их доходами и возможностями.
  2. Определенность. Налог, подлежащий выплате, должен быть четко установлен. Населению должно быть понятно, в какое время следует осуществлять отчисление, в каком размере, каким способом.
  3. Экономность. Каждый конкретный платеж должен быть максимально эффективным. Экономность выражается в минимальных затратах власти на сбор налогов и обеспечение деятельности контрольных органов.
  4. Удобство. Налоги должны взиматься такими способами и в такое время, чтобы не нарушать привычной деятельности плательщиков. Это правило предполагает упрощение процесса отчисление, устранение формальностей.

Адам Смит не просто сформулировал, но и научно обосновал указанные положения. Он заложил фундамент теоретической разработки основ налогообложения.

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

· дестимулирующая подфункция имеет цель - через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

Таким образом, относительное равновесие функций позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно.

На современном этапе принципы налогообложения -- это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяется два уровня (вида) принципов налогообложения:

· экономические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (пробируются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, в результате их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права). Экономисты к экономическим принципам налогообложения относят, как правило, принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий;

· юридические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития юридической науки, и в первую очередь налогового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права).

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, которые представляют собой экономические гипотезы, закрепленные законодательстве как юридические принципы налогообложения. Заметим, что законодательством различных стран воспринимаются разные, признаваемые необходимыми для налоговой системы конкретной страны экономические идеи. Универсального набора принципов налогообложения не существует. Каждое государство выбирает и закрепляет в законодательстве те принципы, необходимость применения которых обусловлена его историческими, социально-экономическими, политическими особенностями, а в отдельных случаях -- определенными задачами, стоящими перед налоговой политикой на конкретном историческом отрезке. Например, не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (их содержание упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается, сегодня этому критерию не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

Напомним, что важные для финансовой науки экономические гипотезы о должном порядке осуществления налогообложения (например, так называемый принцип экономического основания налогообложения) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) становятся принципами налогообложения только в случае их восприятия правом.

Следовательно, в конкретной налоговой системе будут реализованы (или, согласно К. Марксу, "будут существовать") только экономические принципы налогообложения, закрепленные в регулирующих эту налоговую систему правовых нормах. Тогда эти экономические принципы налогообложения станут юридическими принципами налогообложения (и одновременно принципами налогового права). Соответственно, экономические принципы налогообложения, не закрепленные в налогово-правовых нормах, в конкретной налоговой системе не используются (а значит, отсутствуют). Из вышесказанного можно сделать такой вывод: не воспринятые налоговым правом экономические гипотезы отмирают.

Таким образом, налогообложению присущи только юридические принципы (экономические гипотезы, воспринятые налоговым правом), ибо только они реально определяют порядок осуществления налогообложения и содержание налоговых правоотношений.

Указанные выше и иные принципы, закрепляясь в нормах налогового законодательства, из сугубо экономических становятся юридическими. Объясняется это тем, что налогообложение является процессуальным явлением экономического характера, не существующим вне очерченных законом границ.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1723--1790) в его труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Важнейшими из них являются:

1. Принцип справедливости. Налоги -- законная форма изъятия части собственности налогоплательщика, для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и несправедливо для того, у кого отнимают.

Известно, что справедливость -- категория чрезвычайно тонкая и сложная для определения. Недаром это распространенное понятие не является юридически определенным. Сточки зрения права "справедливость" -- чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае.

Поэтому тип понимания справедливости зависит от исторического периода, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. А. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами "соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства". Таким образом, согласно Смиту, справедливость налогообложения -- это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискальнообязанных лиц.

Естественно, справедливость налогообложения напрямую увязана с равенством налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложением налоговых тягот. На практике абсолютное равенство налогового бремени невозможно, прежде всего, в силу различий в доходах и имущественном положении налогоплательщиков.

Справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В странах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение "наказывает" экономически эффективные предприятия. Тогда, как иронично замечает лауреат Нобелевской премии в области экономики М. Алле, "разоряться становится выгоднее, чем процветать... Ведь нас, слава богу, еще не обязывают платить налоги с наших долгов".

Принцип определенности налогообложения. Смит так изложил содержание этого принципа: "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -- все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица", ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения.

Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, что налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить налог.

Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический, связанный с построением налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы на взимание налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который он приносит. Согласно Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что "каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".

К основным принципам налогообложения относятся:

1) принцип законности налогообложения;

2) принцип всеобщности и равенства налогообложения;

3) принцип справедливости налогообложения;

4) принцип взимания налогов в публичных целях;

5) принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

6) принцип экономического основания налогов (сборов);

7) принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

8) принцип определенности налоговой обязанности;

9) принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;

10) принцип единства системы налогов и сборов.

Ниже приведены основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему:

· во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (быть экономически обоснованными в целях развития налоговой системы страны);

· во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве);

· в-третьих, в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в вышеприведенную систему может выступать то, что он (этот принцип) не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Рассмотрим действующие в настоящее время принципы налогообложения более подробно.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государственных нужд). Заметим, что НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Этотпринцип -- конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Кроме того, ч. 2 ст. 6

Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог в соответствии с общим правилом уплачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная -- федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В РоссийскойФедерации до принятия части первой НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 Постановления КСРФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности, к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов".

Впоследствии данный принцип был закреплен ив п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): "При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога". То есть налоги должны быть справедливыми. Причем справедливость налогов и налогообложения рассматривается сквозь призму догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".

4. Принцип взимания налогов в публичных целях. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран. Прямо или косвенно данный принцип закреплен в конституциях многих стран мира (в США -- в конституциях большинства штатов).

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц-налогоплательщиков и общества в целом. "Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества".

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление налогов в ином порядке противоречит ст. 57 и ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств - путем введения специальной (более жесткой) процедуры внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

6. Принцип экономического основания налогов (сборов). Налоги "сборы не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, кроме того, они должны обязательно иметь экономическое основание, другими словами, не быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ, где указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Данныйпринцип установлен в п. 6 ст. 3 НК РФ, который звучит так: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги(сборы), когда и в каком порядке он должен платить".

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права связано с унификацией налоговых изъятий собственности. Как указанно в абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства, с другой стороны. Поэтому закрепленный в налоговом законодательстве РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

финансовый бюджет налог платеж

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные плате-жи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сро-ков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения де-ятельности государства и органов местного самоуправления. Функции налогов :

1. Фискальная - состоит в том, чтобы обеспечивать гос-во денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов гос-ва, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

2. Распределительная - обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

3. Стимулирующая (регулирующая) - через налоги регулируется платежеспособный спрос населения, темпы развития экономики страны, развитие внутреннего рынка (таможенные пошлины).

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов (поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды). Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Основные виды косвенного налога - акцизы, НДС, а также отдельные виды пошлин и сборов. По каналам поступления налоги подразделяются на федеральные, областные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов - подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, водный налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным: земельный налог, налог на имущество физ. лиц.

Налоговая система должна отвечать следующим основным принципам :

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно.

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и гос-ва должны носить правовой характер.

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

4. Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.

5. Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков.

6. Существует равенство налогоплательщиков перед законом.

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.

8. Нейстральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности.

9. Доступность и открытость информации по налогообложению.

10. Соблюдение налоговой тайны.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за-кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по-требностей. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Функции налогов

Виды налогов

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по целевой направленности;
  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • соблюдение налоговой тайны.

Функции налогов

Основная функция налогов - фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реали-зуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов госу-дарства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с по-мощью налогов средства расходуются государством на содержание админис-тративно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциа-ции условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение эконо-мических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может ус-танавливать разные условия налогообложения для различных категорий пла-тельщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдель-ных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способс-твовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повы-шать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зави-сит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социаль-ной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообло-жения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирую-щей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объ-яснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы. (12, с. 19-21).

Виды налогов

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налогове-дение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:

  1. по плательщикам;
  2. по объектам обложения;
  3. по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
  4. по адресности зачисления налоговых платежей;
  5. по целевой направленности;
  6. периодические и разовые налоги;
  7. регулярные и чрезвычайные налоги.

В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:

  • налоги, уплачиваемые физическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
  • налоги на определенные виды расходов;
  • налоги на совершение определенных операций;
  • налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятель-ности.

1.4. Принципы налогообложения

  • налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться меж-ду категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплатель-щика;
  • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
  • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов эконо-мической деятельности;
  • доступность и открытость информации по налогообложению;
  • соблюдение налоговой тайны.
  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значе-ние, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрез-мерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны проти-воречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опублико-ванных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый изменен-ный текст.