Джон Мейнард Кейнс – биография, основные идеи Кейнсианства, цитаты. Основные идеи кейнсианского направления в экономической теории

Кейнсианство – это совокупность различных теорий о том, как агрегированный показатель спроса (потребление всех субъектов) оказывает сильное влияние на производство в краткосрочной перспективе, особенно во время рецессий. Зарождение этой школы связано с именем известного британского экономиста. В 1936 году Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он противопоставил свое учение классическому предложение-ориентированному подходу к регулированию национального хозяйства, этот подход почти сразу был применен на практике. На сегодняшний день кейнсианство – это уже не одна школа, а несколько течений, каждое со своими особенностями.

Общая характеристика

Представители кейнсианского подхода рассматривают агрегированное (совокупное) предложение как показатель, который равнозначен производственной мощности экономики. Они считают, что на него влияют множество факторов. Поэтому совокупный спрос может расти и падать хаотично, оказывая влияние на общий выпуск, занятость и инфляцию. Такой подход к национальному хозяйству впервые применил британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Доминирующие в то время ориентированные на предложение представления не отвечали потребностям времени, будучи не в состоянии решить проблему последствий Великой депрессии.

Особенности теории

Кейнсианство – это направление, которое выступает за активное вмешательство государства в экономику. Его представители считают, что решения в частном секторе являются причиной неэффективности в национальном хозяйстве. Поэтому единственным «лекарством» является активная монетарная и фискальная политика со стороны центрального банка и правительства. Именно от последних зависит стабилизация циклов деловой активности. Кейнсианцы выступают за смешанную экономику. Преимущество отдается частному сектору, но во время рецессий государство активно вмешивается в национальное хозяйство.

Исторический контекст

Кейнсианство в экономике развитых стран было стандартной моделью в конце Великой депрессии, во время Второй мировой и в период послевоенного роста (1945-1973 гг.). Однако оно утратило свое доминирующее положение после энергетических кризисов и стагфляции в 1970-х годах. В настоящее время мы можем наблюдать повторное увеличение интереса к этому направлению. Это связано с неспособностью классических рыночных моделей справиться с последствиями финансового кризиса 2007-2008 годов. Новое кейнсианство – это школа, которая предполагает рациональность ожиданий домохозяйств и фирм, а также существование «провалов» рынка, для преодоления которых необходимо вмешательство государства. На особенностях мы остановимся в конце данной статьи.

Кейнсианство: представители

Многие ученые придерживались взглядов этой экономической школы. Среди них:

  • Джон Мейнард Кейнс (1883-1946);
  • Джоан Робинсон (1903-1983);
  • Ричард Каан (1905-1989);
  • Пьеро Сраффа (1898-1983);
  • Остин Робинсон (1897-1993);
  • Джеймс Эдвард Мид (1907-1995);
  • Рой Ф. Хэррод (1900-1978);
  • Николас Калдор (1908-1986);
  • Михал Калеки (1899-1970);
  • Ричард М. Гудвин (1913-1996);
  • Джон Хикс (1904-1989);
  • Пол Кругман (1953 -).

Вклад ученого в науку

Экономическая школа, которая выступает за вмешательство государства в национальное хозяйство, особенно во время рецессий, названа по имени ее основателя и главного апологета. Идеи, которые изложил Джон Мейнард Кейнс, изменили теорию и практику современной науки. Он разработал свою теорию причин цикличности, и считается одним из самых влиятельных экономистов 20 века и современности. Кейнсианство в экономике стало настоящей революцией, ведь оно посмело опровергнуть классические идеи «невидимой руки» рынка, которая может самостоятельно решить любые проблемы. В 1939-1979 годах взгляды этой экономической школы доминировали в развитых странах. Именно на них основывалась политика их национальных правительств. Однако только после второй мировой войны удалось взять достаточное количество займов, чтобы ликвидировать безработицу. По мнению Джона Кеннета Гелбрейта, который отвечал за контроль инфляции в США в этот период, трудно было найти другой более удачный период для демонстрации возможностей применения подхода кейнсианства на практике. Идеи Кейнса были настолько популярны, что его называли новым Адамом Смитом и основателем современного либерализма. После Второй мировой войны Уинстон Черчилль попытался построить свою предвыборную кампанию на критике этого направления и проиграл Клементу Эттли. Последний как раз выступал за экономическую политику, основанную на идеях Кейнса.

Концепция

Теория кейнсианства занимается пятью вопросами:

  • Зарплаты и расходы.
  • Чрезмерные сбережения.
  • Активная фискальная политика.
  • Мультипликатор и процентные ставки.
  • Модель инвестиции-сбережения (IS-LM).

Кейнс считал, что для решения проблем, связанных с Великой депрессией, нужно стимулировать экономику (поощрять инвестиции) с помощью комбинации двух подходов:

  1. Уменьшение процентных ставок. То есть применение элементов монетарной политики центральным банком страны (Федеральным резервом США).
  2. Инвестирование правительства в создание и обеспечение инфраструктуры. То есть через искусственное увеличение спроса за счет государственных расходов (фискальной политики).

«Общая теория занятости, процента и денег»

Эта самая известная теория Кейнса была опубликована в феврале 1936 года. Она считается ключевой работой в сфере экономики. «Общая теория занятости, процента и денег» заложила основы терминологии и сформировала современную теорию. Она состоит из шести частей и предисловия. Главная идея этой работы заключается в том, что занятость определяется не ценой на труд как фактор производства, а расходами денег (совокупным спросом). По мнению Кейнса, предположение о том, что конкуренция на рынке в долгосрочной перспективе приведет к полной занятости, так как последняя – непременный атрибут равновесного состояния, которое устанавливается, если государство не вмешивается в экономику, а все идет своим чередом, неверное. Напротив, он считал, что безработица и недостаточность инвестиций – это в порядке вещей при отсутствии грамотного управления со стороны правительства. Даже понижение зарплат и увеличение конкуренции не приносит должного эффекта. Поэтому Кейнс в своей книге отстаивает необходимость вмешательства государства. Он даже допускает, что можно было не допустить Великой депрессии, если бы в тот период все не было отдано на откуп свободному и конкурентному рынку.

Современное кейнсианство

После мирового финансового кризиса наблюдается повторное увеличение интереса к рассматриваемому направлению. Новое кейнсианство, представители которого все больше усиливают свои позиции в экономическом сообществе, появилось еще в конце 1970-х годов. Они настаивают на существовании «провалов» рынка и невозможности совершенной конкуренции. Поэтому цена на труд как фактор производства является негибкой. Поэтому она не может сразу подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры. Таким образом, без вмешательства государства состояние полной занятости является недостижимым. По мнению представителей нового кейнсианства, только действия государства (фискальная и монетарная политика) могут привести к эффективному производству, а не принцип laissez faire.

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи сты этого направления являются сторонниками рыночной эко номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. "Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий ного рыночного механизма и причин государственного вмеша тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша тельства; в) определение направлений, форм и методов госу дарственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле мы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква-лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци альной справедливости. К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд ших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон кретные формы и методы государственной экономической по литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак тике государственного регулирования экономики получили те ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк турным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на-правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Ос новными ее инструментами являются государственный бюд жет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулиро вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы сить как производственный, так и потребительский спрос Такова система государственных мер, стимулирующих рас ширение производства в условиях спада. В периоды же начина ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис пользовались правительствами всех развитых капиталистичес ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве стиций. Из методов регулирования решающее значение прида ется государственным расходам, расширение которых обеспе чивается в определенной степени дефицитным финансирова нием. Основная цель роста государственных расходов - увели чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе ний. Важнейшие направления государственных расходов, со гласно этой концепции, - научные исследования, производст венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономи ки отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди намике национального дохода, занятости и потребления. Меха низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз никает цепная реакция, в результате которой происходит воз растание национального дохода, обеспечивается полная заня тость ресурсов труда и капитала. Использование кейнсианских концепций в практике госу-дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви-детельством тому был мировой экономический кризис середи ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без работицей, и неравенством, и другими нежелательными по следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по литики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму лирование экономического роста, социальная политика, обес-печение социальной справедливости в распределении.

Еще по теме 2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика:

  1. 20.5. Спрос на деньги. Монетаристская и кейнсианская теории спроса. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Психологические мотивы хранения сбережений в денежной форме

Кейнсианство: теория, усовершенствованная и расширенная на основе теории экономики Кейнса. Школы мысли, связанные с данной теорией, рассматривают капиталистическую экономику как по своей природе нестабильную, поскольку в капиталистической экономике возможно достичь равновесия со значительной безработицей или высокой инфляцией .

Что такое кейнсианская экономика?

Основной принцип этой школы мысли состоит в том, что вмешательство правительства может стабилизировать экономику.

Насколько важны деньги? Мало кто отрицает, что они играют ключевую роль в экономике. Во время Великой депрессии 1930-х годов экономическая теория не смогла объяснить причины серьезного мирового экономического краха или обеспечить адекватное государственное политическое решение для запуска производства и повышения занятости.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс возглавил революцию в экономическом мышлении, которая опрокинула преобладающую на тот момент идею о том, что свободные рынки автоматически обеспечивают полную занятость . Основной аспект теории Кейнса – это утверждение о том, что совокупный спрос, измеряемый как сумма расходов домашних хозяйств, предприятий и правительства, является самой важной движущей силой в экономике. Кейнс далее утверждал, что свободные рынки не имеют механизмов самобалансировки, которые приводили бы к полной занятости. Кейнсианские экономисты оправдывают вмешательство государства посредством государственной политики, направленной на достижение полной занятости и стабильности цен.

Предыстория

Кейнсианская модель экономики получает свое название, теорию и принципы от британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который считается основателем современной макроэкономики. Его самая известная работа Общая теория занятости, процента и денег была опубликована в 1936 году. Но ее предшественник 1930 года Трактат о деньгах часто считается более важным для экономической мысли. До тех пор экономика анализировала только статические условия – по существу делая подробное исследование моментального снимка быстро движущегося процесса. Кейнс в Трактате создал динамический подход, который превратил экономику в исследование потока доходов и расходов. Он открыл новые перспективы для экономического анализа.

В Экономических последствиях мира в 1919 году Кейнс предсказал, что условия Версальского мирного договора, поставленного Германией на прекращение Первой мировой войны, приведут к еще одной европейской войне.

Он помнил уроки Версаля и Великой депрессии, когда возглавлял британскую делегацию на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, в которой были установлены правила, обеспечивающие стабильность международной финансовой системы и способствовавшие восстановлению народов, опустошенных Второй мировой войной. Наряду с главой министерства финансов США Гарри Декстером Уайтом Кейнс считается интеллектуальным основателем Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были созданы в Бреттон-Вудсе.

Революционная идея

Кейнс утверждал, что неадекватный общий спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Выпуск товаров и услуг экономики представляет собой сумму 4-х компонентов:

1. потребление

2. инвестиции

3. государственные закупки

4. чистый экспорт (разница между продажей и покупкой страны за рубежом).

Любое увеличение спроса должно исходить от одного из этих четырех компонентов. Но во время рецессии спрос часто сокращается, поскольку расходы снижаются. Например, во время экономического спада неопределенность часто подрывает доверие потребителей, заставляя их сокращать свои расходы, особенно на товары второстепенной важности, такие как автомобиль и второй телевизов. Это сокращение расходов потребителей может привести к меньшему инвестиционному расходу бизнеса, поскольку фирмы реагируют на ослабленный спрос на свою продукцию. Задача по увеличению объема производства лежит на плечах правительства. Согласно теории Кейнса, вмешательство государства необходимо для смягчения бумов и спадов в экономической деятельности, иначе называемых бизнес-циклами.

В кейнсианском описании того, как работает экономика, должны действовать 3 основных принципа:

1. На совокупный спрос влияют многие экономические решения - государственные и частные. Частные решения секторов иногда могут приводить к неблагоприятным макроэкономическим последствиям, таким как сокращение потребительских расходов во время рецессии. Рыночные провалы иногда требуют активной политики со стороны правительства, такой как пакет налоговых стимулов. Поэтому кейнсианская экономика поддерживает смешанную экономику, ориентированную главным образом на частный сектор, но частично управляемую правительством.

2. Цены и особенно заработная плата медленно реагируют на изменения спроса и предложения, что приводит к периодическим дефицитам и излишкам, особенно рабочей силы.

3. Изменения в совокупном спросе, ожидаемом или непредвиденном, оказывают наибольшее краткосрочное влияние на реальный объем производства и занятость, а не на цены. Кейнсианцы считают, что, поскольку цены трудно изменить, колебания в любом компоненте расходов или потребления, инвестиций или государственных расходов – приводят к изменению производства. Если государственные расходы увеличиваются, например, и все остальные компоненты расходов остаются постоянными, то объем производства будет увеличиваться. Кейнсианские модели экономической деятельности также включают эффект мультипликатора; то есть производство напрямую зависит от расходов, вызвавших это изменение. Если фискальный мультипликатор больше единицы, то увеличение государственных расходов на один доллар приведет к увеличению выпуска более одного доллара.

Стабилизация экономики

Из этих трех принципов не следует никаких политических предписаний. То, что отличает кейнсианцев от других экономистов, - это их вера в активную монетарную политику, чтобы уменьшить амплитуду бизнес-цикла .

Вместо того, чтобы рассматривать несбалансированные государственные бюджеты как неправильные, Кейнс выступал за так называемую антициклическую фискальную политику, которая действует против направления делового цикла. Например, кейнсианские экономисты будут защищать дефицитные расходы на трудоемкие инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать занятость и стабилизировать заработную плату во время экономических спадов. Они повысили бы налоги, чтобы охладить экономику и предотвратить инфляцию, когда наблюдается значительный рост спроса. Денежная политика может также использоваться для стимулирования экономики, например, путем снижения процентных ставок для поощрения инвестиций , кроме случаев нехватки ликвидности, когда увеличение денежной массы не снижает процентные ставки и, следовательно, не увеличивает выпуск и занятость.

Кейнс утверждал, что правительства должны решать проблемы в краткосрочной перспективе, а не ждать, пока рыночные силы исправят ситуацию в долгосрочной перспективе, потому что, как он писал: В конечном итоге мы все мертвы . Это не значит, что кейнсианцы выступают за коррекцию политики каждые несколько месяцев, чтобы сохранить экономику в полной занятости.

Кейнсианство развивается

Несмотря на то, что идеи Кейнса были широко приняты еще при жизни самого экономиста, их также тщательно изучили и оспаривали некоторые современные мыслители. Особого внимания заслуживают его доводы в Австрийской школе экономики, чьи сторонники считают, что спады и бумы являются частью естественного порядка , и что вмешательство правительства только ухудшает процесс восстановления.

Кейнсианство доминировало над экономической теорией и политикой после Второй мировой войны до 1970-х годов, когда многие страны с развитой экономикой страдали как от инфляции, так и медленного роста – стагфляция. Популярность кейнсианской теории уменьшилась тогда, потому что она не предлагала надлежащего ответа на стагфляцию. Экономисты сомневались в способности правительств регулировать бизнес-цикл с помощью фискальной политики и утверждали, что разумное использование денежно-кредитной политики (в основном контролирующей предложение денег для влияния на процентные ставки) могло бы смягчить кризис . Представители монетаристской школы также утверждали, что деньги могут оказать влияние на ВВП в краткосрочной перспективе, но полагают, что в конечном счете стимулирующая денежно-кредитная политика приведет только к инфляции. Кейнсианские экономисты в значительной степени приняли эти критические замечания, добавив к исходной теории идею о том, что изменение запаса денег влияет только на номинальные переменные в экономики, такие как цены и заработная плата, и не влияет на реальные переменные, такие как занятость и ВВП.

Кейнсианцы и монетаристы ушли на второй план с появлением новой классической школы в середине 1970-х годов. Новая классическая школа утверждала, что монетарная политика неэффективна, потому что отдельные участники рынка могут предвидеть изменения и действовать заранее. Новое поколение кейнсианцев, возникшее в 1970-х и 1980-х годах, утверждало, что, несмотря на то, что индивидуумы могут правильно предвидеть направление денежной политика, совокупный рынок не может мгновенно отреагировать , поэтому фискальная политика все еще может быть эффективной в краткосрочной перспективе.

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок - механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

"Провалы рынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.

Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.

Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.

К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Преодоление "провалов рынка" требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расширения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос.

Такова система государственных мер, стимулирующих расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства.

Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно благодаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

И теории роста, и антициклическое регулирование экономики отводят главную роль государственному воздействию на инвестиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.

Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации.

И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис середины 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи - ликвидировать "вредные" для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и безработицей, и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффективность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.

Является одним из трех величайших экономистов мира. Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил экономическое и математическое образование, слушал лекции А. Маршалла .

Кейнс был не только ученым, но и функционером: заместителем канцлера казначейства, членом Совета директоров Английского банка, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые были приняты Бреттон-Вудской конференцией (1944) и привели к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом .

Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), - кейнсианством .

По мнению Кейнса, государственному регулированию подлежат такие макроэкономические показатели, как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, занятость, сбережения и инвестиции . Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению Кейнса, совокупный спрос. Он определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными расходами. Поэтому кейнсианскую экономическую политику часто называют концепцией управления спросом.

В противоположность неоклассическому направлению интерес к кейнсианству обостряется в кризисные периоды, которыми после Великой депрессии 1929-1933 гг . были отмечены 50-е гг. XX в. (восстановление разрушенной в результате Второй мировой войны экономики) и 70-е гг. (мировой экономической кризис). На каждом из этих этапов кейнсианство обогащалось новыми идеями, модифицировало и уточняло свое название. Так, в восстановительный период (50-е гг. XX в.) развернувшаяся в Европе НТР потребовала найти новые государственные рычаги долгосрочного роста экономики.

Теория Кейнса такие рекомендации не содержала, так как давала советы не на перспективу, а на кратковременный период вывода экономики из кризиса. Направление, содержащее новые идеи, стало называться неокейнсианством . На следующем этапе, в результате мирового экономического кризиса 1974-1975 гг. сложилось посткейнсианство . Оно достаточно эклектично, так как содержит в себе концепцию Кейнса, положения классической школы Смита и Рикардо , некоторые идеи экономической теории К. Маркса. Вместе с тем посткейнсианство выступает против фундаментальных положений неоклассической школы: теорий предельной полезности и предельной производительности.


Беглый обзор кейнсианства позволяет сделать ряд выводов:

1. В отличие от своих предшественников кейнсианская теория разработала макроэкономический метод исследования экономики.

2. Обосновала необходимость и назвала конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу.

3. Циклическое развитие экономики (спад, оживление, подъем) объясняла не объективными законами, а психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости.

Борьба неоклассической и неокейнсианской школ за претворение в жизнь своих идей идет постоянно, наряду с этим предпринимаются попытки соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства. Это течение получило название «неоклассического синтеза» и считается основным в современной западной науке.