Что годные остатки. Стоимость годных остатков. Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные, и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты, передок/задок или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.

Детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий, к которым относятся, в частности:

наличие на детали шпатлевки;

наличие на детали видимой остаточной деформации в результате ее правки, рихтовки;

наличие на деталях следов их пайки, сварки, склеивания в зонах, где указанные воздействия не предусмотрены заводом-изготовителем;

отсутствие следов точечной сварки кузовных элементов в местах, где технологией изготовления кузова завода-изготовителя предусмотрено их наличие, и наоборот.

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится в соответствии с требованиями глав 2 , , настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

где:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

Кз - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

Кв - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Годные остатки - это исправные и пригодные к использованию компоненты (детали, узлы) автотранспортного средства, получившего значительный ущерб вследствие дорожно-транспортного происшествия или любой иной аварии, считающейся страховым случаем С достоверным расчётом точной суммы материальных средств, которые получится выручить при продаже таких деталей, и призвана помочь наша оценка стоимости годных остатков. Процедура позволяет определить ту реальную цену, по какой компоненты удастся реализовать с учётом всех издержек.

Остатки не могут считаться допустимыми к реализации, если их невозможно демонтировать или реализовать в рамках вторичного рынка из-за тех или иных нюансов последнего. Кроме того, годными не могут называться агрегаты со слишком длительным сроком эксплуатации. С законодательной точки зрения последние не более ценны, чем простой металлолом, поскольку определяются стоимостью лома цветных металлов с опорой на заключения компаний, обладающих компетентностью в соответствующей сфере. Если в качестве своего материала остатки имели не металл, их оценка игнорируется.

Если рассматривать компоненты машины с точки зрения эксплуатационных характеристик, то оценка стоимости годных остатков проводится только в отношении тех деталей, которые соответствуют следующим требованиям:

  • агрегат обязан обладать необходимым функционалом в полной мере;
  • часть не должна иметь механических повреждений, трещин;
  • объект обязан соответствовать тому состоянию, в какой он был выпущен производителем (подразумевается аналогичность формы и свойств);
  • компонент должен ремонтироваться впервые, не может содержать следов коррозии.

Определение слишком длительного срока эксплуатации разнится в зависимости производителя транспортного средства:

  • для отечественных машин актуальность компонентов истекает после семи лет использования;
  • для импортных машин актуальной признано считать ту деталь, которая применялась не более пятнадцати лет.

Если износ агрегата превышает восемьдесят пять процентов, получить с него прибыль после аварии также может быть проблематично.

Как осуществляется оценка стоимости годных остатков?

Согласно официальной документации, данная процедура допустима и целесообразна лишь в одном случае - тотальная гибель автомобиля. Под последними словами может подразумеваться два сценария:

  1. Стоимость осуществления ремонтных работ с учётом износа автомобиля превышает восемьдесят пять процентов от его рыночной стоимости непосредственно на момент дорожно-транспортного происшествия;
  2. Проведение ремонтных работ по восстановлению повреждённого транспортного средства в сложившейся ситуации признано неосуществимым правилам приёмки машин в ремонт.

Оценка стоимости годных остатков базируется на относительно простой формуле и предполагает умножение стоимости автомобиля на сумму процентного соотношения стоимости компонентов и узлов, допустимых для будущего использования В формуле также присутствует несколько коэффициентов, позволяющих сделать поправку на множество параметров, включая срок эксплуатации объекта. Более подробно относительно используемой формулы клиент сможет уточнить у наших специалистов при необходимости.

Какие бумаги потребует оценка стоимости годных остатков?

  1. Копия паспорта транспортного средства (либо свидетельство о регистрации транспортного средства).
  2. Документ, свидетельствующий о проведении осмотра АМТС либо заказ-наряд на услуги станции технического обслуживания.
  3. Данные о стоимости осуществления ремонтных работ по полному восстановлению транспортного средства.
  4. Перечень основных данных заказчика, включая Ф.И.О, регистрационное и фактическое место жительства, контактный телефон, электронную почту и прочее.
  5. Документ, служащий формальным доказательством наличия у автомобиля значительных повреждений. Это может быть справка от государственной инспекции безопасности дорожного движения или заключения других организаций, допущенных до осуществления данного вида деятельности.

Остаточная стоимость транспортного средства

Остаточная стоимость транспортного средства высчитывается за несколько последовательных шагов.

  1. Происходит определение цены нового транспортного средства, формирующейся с учётом установившихся в конкретном регионе цен на автомобили первичного рынка, реализуемых либо дочерними организациями производителя, либо его посредниками.
    В тех же ситуациях, когда имеющийся автомобиль в данный момент более не производится, определение цены нового транспортного средства происходит с учётом коэффициента приведения, вследствие чего стоимость покупки автомобиля аналогичных параметров может быть умножена на коэффициент в пределах от 0,8 до 0,95.
  2. Из полученного результата вычитается сначала физический износ транспортного средства в денежном эквиваленте, затем пробег и интенсивность эксплуатации автомобиля.
    Значение физического износа транспортного средства формируется напрямую за счёт срока эксплуатации последнего.
    За значение пробега принимаются либо данные с одометра, либо полученные путём вычисления среднегодового значения результаты. Ко второму способу прибегают при неисправности прибора или обоснованного недоверия имеющимся показателям.
  3. Из полученного результата вычитается стоимость проведения ремонтных работ по полному восстановлению транспортного средства.

Как только вышеописанные процедуры были осуществлены, последний результат проходит поправку на утрату товарной стоимости.

После этого эксперт получает значение остаточной стоимости транспортного средства.

Какая документация потребуется для определения остаточной стоимости?

  1. Копия паспорта автомобиля (или свидетельства о его регистрации).
  2. Документ, служащий формальным доказательством наличия у автомобиля значительных повреждений.

Если клиент пожелает заключить с нами договор об осуществлении данной услуги, потребуются также его паспортные данные.

Оценка стоимости годных остатков и некоторые нюансы

Опираясь на статьи положения Банка России от 19.09.2014 N 434-П, рассмотрим некоторые нюансы процедуры.

В ситуациях, когда страховая компания с согласия пострадавшей стороны реализовала и оплатила замену составных автомобиля, под годными остатками следует подразумевать компоненты, поставляемые исключительно в сборе и подлежащие оплате страховой компанией в сборном перечне, из коего лишь некоторые составные пригодны к эксплуатации во время проведения ремонтных работ К годным остаткам также относятся детали, которые не подлежат восстановлению усилиями конкретной ремонтной компании, но теоретически подлежат полной починке путём использования уже существующих на рынке технологий. В обозначенных ситуациях стоимость данных компонентов автотранспортного средства задаётся с опорой на письменные материалы заказчика.

Во всех прочих случаях стоимость годных остатков автомобиля формируется с учётом информации, полученной со спецторгов, занимающихся публичной продажей машин, переживших дорожно-транспортное происшествие или иную аварию. Если по некоторым причинам данные со спецторгов получить не удаётся или спецторги не проводятся в текущий момент, допустимо опираться на показания торговых площадок в сети интернет. Площадка такого рода должна иметь соответствующую специфику и базироваться на продаже подержанных или повреждённых автомобилей. Оценка стоимости годных остатков может проводиться и расчётными способами, о которых уже было упомянуто ранее, однако к данной методике страховщик зачастую прибегает лишь в ситуациях, когда два предыдущих варианта неосуществимы в пределах ближайших пятнадцати суток.

Какими этапами сопровождается оценка годных остатков?

  1. Клиент связывается с нашими экспертами, сопровождая заявку детальным описанием возникшей ситуации и имеющихся проблем.
  2. Происходит предварительное обсуждение стоимости предстоящих работ.
  3. Выбирается удобное время для встречи, проведения всех необходимых процедур.
  4. Подписывается договор на осуществление оценки годных остатков, оплачивается стоимость работ.
  5. Нашими экспертами проводятся все необходимые процедуры, решаются возникшие трудности, клиенту проводятся исчерпывающие консультации по мере необходимого.
  6. В течение нескольких дней (вопрос уточняется со специалистом) заказчик получает на руки итоговое заключение с указанием всех необходимых данных. Документом можно оперировать в рамках споров, судебных разбирательств.

Был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть "годные остатки" потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих "годных остатков" из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

Нормы права

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему...

Примеры из судебной практики:

Если годные остатки остались у потерпевшего

"...Суд апелляционной инстанции, установил, что "годные остатки" поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, "годные остатки" автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор " (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков - 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 - 252 000 - 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

Как следует из представленных материалов и учтено судами, "годные останки" (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал "годные остатки", стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

согласно единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО утвержденной Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014.

Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

где:
Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
К 3 - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
К в - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
К оп - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
C i - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, (К 3) рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.
Величина коэффициента К в, учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.
Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства (К оп), а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства (C i) определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

Калькулятор:

1. Введите стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент ДТП *:

* Стоимость транспортного средства на момент ДТП определяется по данным публичной оферты на тематических сайтах продаж автомобилей. Советуем определять стоимость Вашего автомобиля исходя из средних цен предложений.

2. Введите дату начала эксплуатации Вашего транспортного средства *:

* Датой начала эксплуатации является дата выдачи ПТС транспортного средства, если дата выдачи ПТС не известна, то за начало срока эксплуатации условно принимается первый день года выпуска (обычно первое января года выпуска). В случаях, когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца.

3. Введите дату ДТП:

0 руб.

Для упрощения примерных расчётов мы приняли величину коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства (К оп) равным 0,8, а процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства (C i) равным 0,9. При определении стоимости годных остатков опытным экспертом, эти коэффициенты будут точно определены исходя из конкретных повреждений. В большинстве случаев эти коэффициеты будут меньше, что позволяет говорить, что в нашем калькуляторе реализован расчёт годных остатков по максимальной цене. При реальном расчёте эксперта стоимость годных остатков скорее всего будет меньше.
Данный калькулятор стоимости годных остатков транспортного средства предназначен для примерного расчёта, точный расчёт может быть выполнен только экспертом с учётом индивидуальных особенностей автомобиля и глубокими знаниями методики расчёта.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2 , , настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

Коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

Коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента , учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства , а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.