Все что вам надо знать о сводном исполнительном производстве. Что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту

Сводное по должнику возбуждается в случаях, когда в отношении субъекта открыто несколько дел о взысканиях имущественного характера. Также допускается объединять процессы, в которых участвуют субъекты, несущие в пользу единственного кредитора. Рассмотрим подробно, что собой представляет сводное исполнительное производство. Комментарии к нормативным актам, регламентирующим его осуществление, также будут приведены далее.

Общая характеристика

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

  1. Законности.
  2. Уважения достоинства и чести лиц.
  3. Своевременности совершения надлежащих действий и применения принудительных мер.
  4. Неприкосновенности минимального объема имущества, необходимого для нормального существования должника и его близких.
  5. Соотносимости размеров требований кредитора и принудительных мер.

ФССП осуществляет деятельность в целях своевременной и правильной реализации актов госорганов и должностных лиц, а также иных документов, предусмотренных законодательством для защиты интересов, свобод, прав организаций и физлиц, в том числе вытекающих из международных договоров. Законные требования приставов являются обязательными для структур власти, граждан, предприятий. Они должны выполняться на всей территории РФ. При уклонении от погашения установленной задолженности служащий ФССП вправе применить принудительные меры.

Соединение требований

229-ФЗ допускает объединение нескольких дел по взысканию денежных средств в одно. Основным предназначением этой процедуры выступает установление очередности удовлетворения требований. Особенно актуально это в ситуациях, когда имущества лица недостаточно для погашения всех обязательств.

Очередность взыскания

Она определяется ст. 111 229-ФЗ . Согласно положениям, если взысканная с субъекта сумма недостаточна для погашения всех обязательств, присутствующих в ИЛ, она распределяется между кредиторами, предъявившими документы, в следующем порядке:

  1. Алиментные требования, требования, связанные с компенсацией вреда, нанесенного здоровью, возникшего в связи с гибелью кормильца, причиненного уголовным деянием. В первую очередь также возмещается моральный ущерб.
  2. Требования по предоставлению выходного пособия, зарплаты гражданам, работавшим (работающим) на основании трудового договора. Во вторую очередь также взыскиваются суммы вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности.
  3. Обязательные и в бюджет.
  4. Прочие требования.

Специфика погашения

При распределении денежной суммы, взысканной с субъекта, требования следующей очереди удовлетворяются после совершения предыдущих выплат в полном объеме. Если для этого денег должника недостаточно, погашение обязательств осуществляется пропорционально размерам отчислений, положенных каждому кредитору по Если удовлетворение требований осуществляется с участием банковской либо другой кредитной организации, очередность списания денег со счетов устанавливается ст. 855 ГК.

Статья 34

В ней устанавливаются основные правила объединения нескольких дел. В норме, в частности, определено, что несколько требований имущественного характера, предъявленных одному субъекту, а также направленные на нескольких лиц, несущих солидарную ответственность, соединяются в. В некоторых случаях документы в отношении обязанного лица (или нескольких солидарных) подаются в разные подразделения территориальных органов ФССП. В таких ситуациях открывается в том отделении, которое будет определено главным приставом РФ. Он же осуществляет контроль ведения такого дела. Статья 34 допускает передачу этого полномочия одному из заместителей, главному приставу региона или старшему служащему территориального подразделения ФССП. Аналогичное правило действует и в отношении дел, открытых на субъектов, несущих солидарную ответственность.

Нюансы

Документы, в которых содержатся имущественные требования к лицу, в отношении которого открыто сводное исполнительное производство, а также возбужденные в иных подразделениях ФССП процессы взыскания по нему передаются приставу, ответственному за взыскание по объединенному делу. Об этом извещаются обязанный субъект, кредиторы, а также инстанция, выдавшая ИЛ. В рамках сводного производства применяются принудительные меры и совершаются надлежащие действия на территории, на которую полномочия пристава не распространяются. При этом служащий руководствуется положениями ч. 11-13 33 статьи Закона.

Классификация

Каким может быть сводное исполнительное практика различает процедуры:

  1. Объединяющие несколько дел по взысканию с одного субъекта. При этом кредиторов также может быть больше 1-го.
  2. Объединяющие несколько дел, открытых в отношении солидарных должников. В данном случае кредитор один.
  3. Сложные. Они объединяют дела, включенные в сводное производство, возбужденное в отношении одного из субъектов, несущих солидарную ответственность в пользу 1-го кредитора, и открытые по этому же должнику в пользу нескольких (или одного) взыскателей.

Место ведения

Решение, касающееся определения подразделения, которое будет вести , принимается главным приставом РФ, региона. Основаниями для этого служат сведения о ведении дел в отношении одного обязанного лица в различных территориальных отделениях ФССП. Они могут быть представлены в:

  1. Служебных записках.
  2. Обращении.
  3. Базе данных.
  4. Актах госорганов, в том числе судебных.

Указанные сведения могут быть получены от участников производства, инстанции, выдавшей ИЛ, служащих ФССП. Решение принимается в десятидневный срок с даты поступления соответствующей информации.

Ходатайства

Участники производства вправе направить заявление об определении места ведения дела. Согласно ст. 64.1 Закона, ходатайства граждан рассматриваются в десятидневный срок с даты поступления. Исчисление периода осуществляется с учетом положений ст. 15 Продление срока рассмотрения ходатайства, полученного по правилам ст. 64.1, не предусматривается.

Принятие решения

Место производства определяется в постановлении уполномоченного лица. По итогам рассмотрения ходатайства, поданного по правилам ст. 64.1, при наличии оснований заявление субъекта подлежит удовлетворению. Соответствующее решение оформляется постановлением. В удовлетворении ходатайства при наличии к тому оснований может быть и отказано. В этом случае также издается постановление. Любое из принятых решений не позже дня, который идет за датой вынесения, отправляется участникам производства.

Дополнительно

При определении места возбуждения (ведения) производства решение, связанное с возложением контроля на соответствующее уполномоченное лицо, закрепляется в постановлении. Надзор за процессом осуществляет главный пристав региона и старший служащий структурного подразделения в территориальном органе ФССП. При выполнении контрольных функций следует руководствоваться ч. 6 Методических рекомендаций.

Описание:

процесс, регулируемый в РФ ст. 30. "Возбуждение исполнительного производства" Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах;

7) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Исполнительное производство – комплекс мероприятий, процессуальных и фактических, необходимых для надлежащего исполнения судебных постановлений в случаях, когда сторона, обремененная обязательствами, не желает их выполнять. Носит принудительный характер. В пределах РФ ведение данной процедуры ведется силами ФССП. Разбор материалов и взаимодействие со всеми участниками производства возложены на приставов-исполнителей.

Необходимость в принудительных мерах является результатом неразрешенного конфликта двух заинтересованных сторон: «взыскателя» и «должника». Игнорирование должником судебных предписаний позволяет использовать в отношении него:

  • принудительное выселение из места проживания;
  • принудительное вселение в предусмотренное для таких случаев жилое помещение
  • отчуждение имущества, в том числе того, что находится у третьих лиц;
  • удовлетворение условий, перечисленных в исполнительном документе, от имени должника без получения его на то согласия.

Требования взыскателя могут быть удовлетворены несколькими способами:

  • назначение обязательства в виде периодических выплат;
  • передача ему прав владения на спорное имущество;
  • погашение задолженности за счет продажи движимой и недвижимой собственности.

Если в процессе урегулирования конфликта были задействованы механизмы принуждения к исполнению обязательств, должника так же обязуют выплатить исполнительный сбор, составляющий 7% от суммы основного взыскания.

Отказ в начале судопроизводства

При определенных условиях заявителю могут отказать в праве возбуждения принудительного взыскания долга. Причины отказа описаны в статье 31 Федерального закона №229-ФЗ и включают предъявление исполнительного документа или судебного акта:


  1. не содержащего заявления взыскателя, его подписи или подписи доверенного лица. Исключениями могут быть лишь случаи, в которых начало производства возможно без наличия заявления;
  2. не по месту совершения исполнительных действий. Обратное возможно, если взыскателю неизвестно подразделение суда, в котором должно быть начато производство;
  3. не вступившего в свою законную силу;
  4. не подлежащего исполнению ввиду противоречию законодательству РФ;
  5. потерявшего свою законную силу ввиду:
    а) истечения срока предоставления его суду;
    б) отмены штрафа/судебного решения, являвшегося законным основанием требований взыскателя;
    в) принадлежности к уже закрытому судопроизводству;
    г) смерти ответчика;

Постановление об отказе принуждения осужденного к погашению задолженности направляется заявителю и органу, принявшему соответствующее решение, на следующий день после его утверждения. Если причины, приведшие к отказу в начале судопроизводства по принудительному погашению долга, будут устранены в допустимые сроки, исполнительный документ может быть использован повторно.

Как проверить введено ли исполнительное производство?

Обязует ФССП вести базу данных, содержащую актуальную информацию о задолженностях граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей. Банк данных в исполнительном производстве доступен и в электронной форме на сайте ФССП, однако обеспечивает доступ лишь к общедоступной части сведений, что регламентируется пунктом 3 статьи 6.1, запрещающей располагать определенные постановления в сети «Интернет».

Открытая часть содержит:

1) дату принятия судебного акта;

2) вид и номер принятого документа, наименование выдавшего его органа;

3) дату постановления о начале исполнительного производства и его номер, сведения о его прекращении/окончании;

4) сведения о личности должника: имя, фамилию, дату и место рождения. В случае организации, указывается её название и юридический адрес;

5) требования и сумму задолженности, предъявленные заявителем, если их обнародование в сети «Интернет» не нарушает законы РФ;

6) адрес подразделения ФССП, в котором ведется производство;

7) сведения о том, находится ли данный должник в розыске.

Для получения доступа к сведениям банка данных необходимо ввести данные интересующего контрагента. Поиск физического лица требует указания территориального органа, которому он принадлежит, фамилии и имени. Для поиска юридического лица необходимо указание территориального органа и наименование предприятия. Для проверки индивидуального предпринимателя требуется знать номер исполнительного производства.

Возбуждение процедуры по отношению к должнику

Для принуждения обвиняемого к выполнению взятых обязательств, заявитель (или имеющий доверенность представитель) должен предоставить отделу ФССП по месту проживания должника исполнительный документ, подтверждающий законность выдвигаемых требований, и заявление о желании возбудить соответствующую процедуру. В заявлении также может быть предоставлена информация о материальном положении должника, источниках дохода и прочие сведения, способные ускорить ход процедуры. Судебный пристав получает переданные на рассмотрение документы в течение трех дней с момента их предъявления заявителем.

Судебный пристав, основываясь на полученных документах и при отсутствии причин для отказа в запуске процедуры, возбуждает исполнительное производство в течение трех дней с момента поступления к нему заявления. Взыскатель, должник и орган, выдавший соответствующий судебный акт, получают копии постановления в течение двух дней , включая день принятия постановления.

В том случае, если исполнительный документ оказался в ФССП впервые, задолжавшей стороне отводится срок для добровольного исполнения постановления, не превышающий пяти дней . Отсчет начинается со следующего дня после получения извещения. По его истечении, пристав-исполнитель уполномочен принудить задолжника к исполнению обязательств через обращение взыскания на его имущество (используются механизмы ареста, изъятия и дальнейшей принудительной реализации).

Ход процедуры

По завершении подготовительной стадии, включающей рассмотрение исполнительного документа и заявления, и уведомления о постановлении ФССП всех причастных сторон, начинается основная стадия производства, предполагающая устранение задолженности.

Согласно статье 446 ГПК РФ №138-ФЗ, в отношении физических лиц, отказавшихся выплачивать задолженность в добровольном порядке, действует специальный перечень, в котором указаны категории имущества, не подлежащего взысканию. В него входят:

  • жилое помещение, которое должно быть единственным доступным местом проживания, находящимся в распоряжении должника. Если же данное имущество – предмет ипотечного кредитования, оно не входит в перечень;
  • земельный участок, на территории которого расположено единственное доступное место проживания;
  • элементы интерьера и обихода, вещи личного пользования, за исключением предметов роскоши;
  • государственные награды и памятные призы;
  • предметы и оборудование, необходимые для продолжения профессиональной деятельности (кроме тех, чья стоимость превышает сто установленных федеральным законом МРОТ);
  • денежные средства и продукты питания на сумму не менее прожиточного минимума для должника и всех лиц, находящихся на его иждивении;
  • специальное оборудование и транспорт, положенные по инвалидности.

Этот перечень применяется и по отношению к лицам, род занятий которых включает предпринимательскую деятельность, однако официально признанных банкротами ввиду невозможности погашения долгов.

Организации отвечают всем, что находится в праве их владения: денежными средствами, интеллектуальной собственностью, активами других компаний, предметами интерьера и т.д. При недостаточности наличествующих денежных средств, выплата производится за счет иных ресурсов: движимого и недвижимого имущества, не участвующего в процессе производства, готовой продукции и имущественных прав. Если юридическое лицо не способно расплатиться со своими кредиторами без привлечения основных средств, жизненно необходимых для своей деятельности, оно объявляет о . Все . Вырученные средства идут в счет погашения долга.

Ответственность сторон

Исполнительное производство, будучи правовым средством решения возникших противоречий, имеет соответствующие нормы ответственности, регулирующие и упорядочивающие взаимодействие участников конфликта. Юридическая ответственность сторон – механизм, призванный упразднить неправомерную деятельность, которая может повлечь за собой усложнение и замедление всего производственного процесса, путем использования мер ответственности личного, имущественного и организационного характера. Последствия могут быть как административными, так и уголовными, что напрямую зависит от тяжести совершенного правонарушения.

Административные меры ответственности в случае создания помех работе приставов-исполнителей зачастую ограничиваются денежным взысканием, хотя могут быть применены и иные способы оказания давления.

К административным правонарушениям относят:

  • неисполнение постановления в срок без уважительных на то причин;
  • неисполнение предписаний пристава-исполнителя;
  • утрата судебного акта или несвоевременное его отправление;
  • предоставление сведений об имуществе должника, не соответствующих действительности;
  • несообщение должником о смене места постоянного проживания, увольнении и устройстве на другую работу.

Штрафная ответственность направлена на возмещение убытков, причиненных одним участником процесса другому. Утверждение постановления о наложении штрафа находится в юрисдикции старшего судебного пристава. Срок возможного обжалования – десять дней .

Судебный пристав, совершивший дисциплинарный проступок, не защищен от привлечения к административной ответственности. Статьей 57 Федерального закона №79-ФЗ , в случае ненадлежащего исполнения приставом возложенного на него долга, за представителем нанимателя закрепляется право применения мер дисциплинарного взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение.

Данные меры жестко регламентированы, другие виды наказания по отношению к приставам недопустимы. Судебный пристав, считающий свое привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным, имеет право обжаловать решение о взыскании в суде.

В определенных случаях законодательство об исполнительном производстве предусматривает уголовную ответственность. Возможность привлечения правонарушителя предусмотрена в случаях, когда:

1) исполнение судебного постановления возложено на государственного служащего, сотрудника муниципального учреждения, представителя власти;

2) должник уведомляется о том, что неуплата штрафа в установленный срок будет считаться злостным уклонением от назначенных обязательств, которое повлечет за собой смену характера наказания с административного на уголовный;

3) должник продолжительное время уклоняется от предписанной судом выплаты алиментов;

4) в действиях лица, участвующего в процедуре исполнительного производства, наличествует признаки состава преступления.

Порядок завершения процедуры исполнительного производства

Прекращение процедуры исполнительного производства означает немедленную отмену всех принятых постановлений. Заявитель отказывается от взыскания долга, имущество должника «размораживается». Предусмотрено в следующих случаях:

  1. прекращение судом:а) смерть взыскателя/должника или признание одного из них без вести пропавшим, тогда как переход требований/обязательств к правопреемникам не представляется возможным;
    б) отказ взыскателя от своих претензий;
    в) в случае, когда выполнение условий исполнительного документа больше не представляется возможным;
    г) иные причины, предусмотренные законодательством РФ.
  2. прекращение судебным приставом-исполнителем:а) достижение мирового соглашения;
    б) потеря законной силы документа или судебного акта, бывшего основанием для производства;
    в) отзыв взыскателем своих претензий по собственной инициативе;
    г) потеря законной силы выданного приставом исполнительного документа на основании принятия судом соответствующего акта;
    д) исключение организации (взыскателя или должника) из государственного реестра по учету юридических лиц;
    е) прекращение судопроизводства в порядке, установленном федеральным законом.

Следует заметить, что в случае изменения обстоятельств, которые послужили основанием прекращения процесса судопроизводства, инициатива пристава-исполнителя либо заявление взыскателя являются достаточными для возобновления дела.

Случаи, предусматривающие завершение судом исполнительного производства:

  1. выполнение требований, описанных в судебном акте;
  2. исполнение требования солидарного взыскания, описанного в исполнительном документе, с одного/нескольких должников;
  3. возвращение исполнительного документа, выданного судом или другим уполномоченным органом, в случае возникновения подобного запроса;
  4. признание организации-должника себя банкротом либо полная её ликвидация;
  5. направление по месту работы должника копии судебного постановления для удержания присужденных к выплате периодических платежей;
  6. истечение срока давности исполнения и потеря законной власти постановления суда или другого уполномоченного органа;
  7. возвращение заявителю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Федерального закона №229-ФЗ.

В исполнительном документе приставом-исполнителем делается пометка о полном исполнении описанных требований. Копии постановления о завершении судопроизводства отправляются всем участникам и причастным организациям в течение двух дней, начиная со дня его вынесения. Параллельно процессу окончания процедуры исполнительного производства, пристав-исполнитель возбуждает дополнительное производство по взысканию с должника расходов, затраченных на исполнительные действия, если на это есть основания.

​Возбуждение исполнительного производства по кредиту (ИП) означает, что банк обратился в суд с требованием о взыскании кредитной задолженности, а суд, в свою очередь, принял решение удовлетворить иск. Судебное решение может иметь форму судебного приказа (упрощенная форма) или решения. В первом случае приказ является также и исполнительным документом. Во втором случае для возбуждения ИП требуется, помимо решения, исполнительный документ, выданный судом, принявшим решение о взыскании. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту.

Вопросы взаимодействия с приставами

Приставы обладают широким набором полномочий для принятия мер принудительного взыскания долга. Однако, как правило, ответчику дается некоторое время для добровольного погашения задолженности, причем нередко немного превышающее установленный законом срок. В любом случае, если ИП уже возбуждено, можно действовать следующим образом:

  1. Прийти к приставу, в производстве которого находится дело, и обсудить сложившуюся ситуацию. Это более эффективный вариант, чем начинать переписку или, вообще, избегать контактов. При визите к приставу, скорее всего, с вас будет взято объяснение по обстоятельствам дела и готовности/неготовности добровольно погашать долг. У пристава можно получить необходимые пояснения, разъяснение прав и обязанностей, а также копию постановления о возбуждении ИП - предоставить все это сотрудники ФССП обязаны.
  2. Если возможности сразу погасить задолженность нет, следует настраивать себя на конструктивный диалог с приставом и решать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения долга.
  3. Для получения рассрочки/отсрочки следует обратиться в суд, принявший решение по делу, с соответствующим заявлением. Само по себе обращение в суд может дать некоторое время на то, чтобы решить финансовые проблемы. Обычно суды идут на удовлетворение просьбы должников, если последние представят убедительные доказательства трудного материального положения, наличия временных финансовых сложностей и тому подобных ситуаций, не позволяющих погасить весь долг сразу. Хорошим результатом обращения в суд можно назвать отсрочку или рассрочку, установленную на 6-12 месяцев. Правда, многое зависит от суммы долга и убедительности доводов. При желании получить рассрочку необходимо заранее продумать схему платежей и ее обоснование. Для получения отсрочки целесообразно подготовить убедительные аргументы в пользу того, что через определенный срок вы сможете погасить долг в полном объеме.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Что делать, если приставы приступили к принудительному взысканию

Если приставы начали активные действия по взысканию долга, необходимо исходить из того, какие именно меры они приняли. Но в любом случае у должника есть право:

  1. Заявлять приставу ходатайства, делать заявления с просьбой приостановить или прекратить применение определенной меры взыскания, обеспечения его исполнения или ограничения прав должника.
  2. Подавать жалобы на действия (бездействие), решения пристава его руководству или в вышестоящую инстанцию.
  3. Обжаловать (оспаривать) действия (бездействие), решения пристава в судебном порядке.

Конечно, если действия приставов законны, изменить что-либо невозможно. Необходимо заранее быть готовым, к тому, что на имущество, денежные средства, в том числе на банковских счетах, будет наложен арест . Приставы могут ограничить выезд за рубеж, временно лишить водительских права, принять меры к удержанию части средств в счет погашения долга из зарплаты. Фактически не почувствовать каких-то особых для себя перемен в жизни смогут только те, у кого нет имущества, которое можно было бы арестовать, либо получающие неофициальный доход.

Если в вашем отношении возбуждено исполнительное производство по кредиту, и вы не знаете, как поступить в данной ситуации, чтобы выйти из нее с минимальными потерями, то наш дежурный юрист онлайн готов бесплатно вас проконсультировать. Описать свою ситуацию и задать вопрос вы можете в форме ниже.

Опыт показывает, что взыскатели порой имеют весьма туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам.

Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некого нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство» и т.п.

На самом деле, сводное исполнительное производство это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены,прекращены, приостановлены при наличии законных оснований.

К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства, в случая их окончания или прекращения.

Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству отзывается взыскателем исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.

Сложней ситуация, когда оспариваются действия и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства. Если же оспаривается что-то касающееся конкретного исполнительного производства (например – законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.

В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия. Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается). Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 Закона об исполнительном производстве.

В каких случаях исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство

Исполнительные производства могут объединяться в сводное исполнительное производство по должнику или взыскателю (статья 34 Закона об исполнительном производстве).

То есть, если имеется несколько исполнительных производство по взысканию с одного должника в пользу нескольких разных взыскателей, то данные исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство (такому производству присваивается индекс – СД).

Если же имеются несколько исполнительных производств в отношении разных должников в пользу одного взыскателя, то данные исполнительные производства также объединяются в сводное (такому производству присваивается индекс — СВ). Объединению по взыскателю чаще всего на практике может производиться при взыскании солидарного долга с заемщика, поручителей, залогодателя и т.п. в пользу одного взыскателя (кредитора). Здесь объединение исполнительных производств в сводное помогает эффективно контролировать взысканную сумму с солидарных должников, чтобы не было превышение общей взысканной суммы с солидарных должников в пользу взыскателя.

В сводное исполнительное производство объединяются исполнительные производства только имущественного характера (часть 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, исполнительное производство, обязывающее должника совершить определенные действия (например, — ремонт) или воздержаться от их совершения (например,- не препятствовать в пользовании имуществом), к сводному исполнительному производству не присоединяются.

Процессуально в сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением. Если исполнительные производства находятся в разных территориальных отделах одного субъекта РФ, то место ведения определяет главный судебный пристав субъекта путем вынесения постановления. На практике, это будет тот отдел, где предстоит совершить большую часть исполнительных действий (обращение взыскания на имущество и т.п.). Если исполнительные производства находятся в разных субъекта РФ, то место их ведения определяет главный судебный пристав РФ руководствуясь теми же принципами.

Зачем объединяют в сводное исполнительное производство?

Объединение производится в следующих целях:

(1) процессуальная экономия;

(2) Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга по всем исполнительным производствам в отношении одного должника или в пользу одного взыскателя с нескольких должников;

(3) распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований (статья 111 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотрим каждую цель в отдельности.

Процессуальная экономия

В случае объединения исполнительных производств в сводное, нет необходимости в описательной части процессуальных документов (актов, постановлений и т.д.) перечислять все исполнительные производства и суммы взыскания по каждому исполнительному производству. В каждом процессуальном документе делается ссылка – по сводному исполнительному производству № 12525/45/-СД.

Иными словами, суть сводного исполнительного производства заключается в том, что при взыскании с одного должника в пользу нескольких взыскателей судебный пристав производит действия не по каждому исполнительному производству в отдельности, а по сводному исполнительному производству в целом.

Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга

В случае объединения в сводное исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель может (и обязан) наложить арест на имущество должника на общую сумму долга по сводному исполнительному производству и обратить впоследствии взыскание. Аналогично, постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника выносятся на всю сумму долга по сводному исполнительному производству.

Распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований

Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена строгая очередность удовлетворения требований взыскателям, в случае если взысканной суммы с должника недостаточно для погашения всех требований взыскателей.

В первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов, вторую – заработная плата, в третью – налоги и внебюджетные фонды, в четвертую – все остальные взыскатели (подробней см. статью закона).

Если в сводном исполнительном производстве находятся взыскатели одной очередности, например четвертой, то распределение взысканной суммы будет производиться пропорционально сумме долга. Например, у должника три взыскателя, у первого взыскателя требование 1000 руб., у второго 2000 руб., у третьего 7 000 руб. Общий долг 10 000 руб. С должника взыскано 100 руб. Первому взыскателю будет перечислено 10 руб., второму 20 руб., третьему 70 руб.

Сводные исполнительные производства не очень любят профессиональные взыскатели (коллекторы), так как они активно помогают судебному приставу-исполнителю в розыске и аресте имущества должника, и получаются, что они работают фактически на всех взыскателей.

Особенности ознакомления с материалами сводного исполнительного производства

На практике встречаются случаи отказа взыскателю ознакомиться со всеми материалами сводного исполнительного производства. При этом судебные приставы ссылаются на конфиденциальность данных по другим исполнительным производствам, где взыскатель не является стороной исполнительного производства.

Вопрос является весьма спорным, так как в соответствии со статьей 50 Закона об исполнительном производстве, только сторона имеет право знакомиться с материалами конкретного исполнительного производства. О сводном исполнительном производстве закон ничего не говорит.

Представляется, что взыскателю безоговорочно должен быть представлен доступ ко всем документам сводного исполнительного производства, которые затрагивают его права и законные интересы.

Например, это будут — акт описи и ареста имущества по сводному исполнительному производству, отчеты об оценке арестованного имущества и т.п. Что же касается персональных данных физических лиц взыскателей, то в представлении такой информации взыскателю по сводному исполнительному производству может быть отказано, так как данная информация никак не затрагивает его права законные интересы.

Несколько иного мнения придерживается судебная практика , из которой следует, что взыскатель может знакомиться с материалами всего сводного исполнительного производства без каких-либо ограничений. Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания возможности ограничения прав взыскателя по ознакомлению с материалами исполнительного производства в полном объеме, независимо от того, является ли исполнительное производство сводным или нет, апелляционный суд пришел к выводу, что взыскатель имеет право на ознакомление со всеми материалами исполнительного производства. При этом судебный пристав-исполнитель не должен дублировать свои действия, направленные на установление имущества должника и исполнение исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство .

Проблема множественности судебных приставов-исполнителей

Общей проблемой в службе судебных приставов является ведение в отношении одного и того же должника исполнительных производств разными судебными приставами-исполнителями. Исполнительные производства не объединяются в сводное исполнительное производство по разным объективным и субъективным причинам.

Например, должник ранее проживал по одному адресу, впоследствии переехал. Как результат исполнительные производства находятся на исполнении в разных отделах судебных приставов. Кроме того, исполнительное производство может быть возбуждено и месту нахождения имущества должника (часть 1 статьи 33 Закона об исполнительном производстве). Здесь активно могут воздействовать на ситуацию взыскатели, направляя главному судебному приставу ходатайства об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производства. Однако это не всегда выгодно взыскателю (подробней см. выше)

Подведомственность судов при рассмотрении жалоб на судебных приставов при ведении сводных исполнительных производств

Еще одним важным аспектом сводного исполнительного производства является определение правил подведомственности рассмотрения жалоб на должностных лиц службы судебных приставов.

В Постановлении Пленума ВС РФ №50 разрешен вопрос о подведомственности рассмотрения споров, возникающих при исполнении сводных исполнительных производств.

В том случае, если в сводном исполнительном производстве имеются исполнительные документы, выданные как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами, то споры, затрагивающие все сводное исполнительное производство, рассматриваются в суде общей юрисдикции вне зависимости от того, каким судом выдан исполнительный документ (п. 4 Постановления).

Так, например, жалоба на арест имущества должника по сводному исполнительному производству в пользу всех взыскателей будет рассматриваться в суде общей юрисдикции.

Но в то же время вопрос правопреемства по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, будет рассматриваться арбитражным судом (ст. 48 АПК РФ).