«Умное» страхование имеет колоссальный потенциал. Телематика в автостраховании: что об "умной" страховке думают участники рынка13.04.2015 

По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру.

Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.

Кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.

Кто в России работает с телематикой

«АльфаСтрахование» . Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%. К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.

«Либерти Страхование» . На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан). Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.


«Ингосстрах» . С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.

«Тинькофф Страхование» . Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км. Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто. А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».


«Ренессанс страхование» . Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.

«Согласие» . Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.

«Росгосстрах» . 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.


«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.

Телематика и страхование в цифрах

Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.

Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа приходится на Великобританию, Италию и Германию. При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.



Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования.


Прогноз по Азиатско-Тихоокеанскому региону подготовила компания Future Market Insights. Правда, в ее цифрах содержатся данные не конкретно о страховании, а обо всем рынке автомобильной телематики. Он принесет странам этого региона ежегодный доход в $50 млрд. Прогноз по темпам роста можно назвать сдержанным, но этого не скажешь о цифре дохода.


Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.

Проблемы телематики в России


Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.

Адекватность оценки

Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.

Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.


«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.

Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.


Строгие ограничения

Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.

Плохие дороги

А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.

Представьте себе, зима

Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.

Неточность данных

Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.

Компания «Ингосстрах» планирует инвестировать в технологии с целью привлечения клиентов новым уровнем сервиса и выявления страхователей, склонных к мошенничеству, рассказал корреспонденту «Известий» Асе Корбут МИХАИЛ ВОЛКОВ.

Каким вы видите страхование через пять лет? Какие глобальные перемены произойдут, если оценивать ситуацию глазами потребителя?

В не самых благоприятных экономических условиях место страховой компании на рынке будет во многом определяться использованием информационных технологий. Мы ожидаем, что в ближайшее время почти каждый пятый клиент перейдет в онлайн-страхование, электронный канал станет одним из самых востребованных. В проблемных регионах увеличится доступность оформления полисов.

У «умного» страхования колоссальный потенциал. Если сейчас мы говорим о двух десятках тысяч таких полисов, то к 2020 году эта цифра, по разным оценкам, составит от 2 до 5 млн штук, доля проникновения «умного» страхования станет существенной. Что это значит для потребителя? Выбор услуги по индивидуальным запросам, упрощение оформления полиса, удобство и экономия. Количество доступных онлайн-продуктов с каждым месяцем увеличивается. Со временем рынок страхования станет надежнее и стабильнее за счет того, что на нем останутся только честные, добросовестные, финансово устойчивые игроки, в полной мере выполняющие обязательства перед клиентами.

Недавно вы сообщили о том, что «Ингосстрах» собирается стать самой технологичной компанией на страховом рынке. Что конкретно это означает, как будете оценивать «технологичность»?

- «Ингосстрах» прекрасно понимает, что будущее как финансовых, так и страховых услуг за цифровыми технологиями. Их внедрение - устойчивый тренд страхового рынка. У нас запущено несколько серьезных проектов, связанных с цифровыми технологиями, задачи интегрированы в операционную стратегию «Ингосстраха».

Мы также постоянно работаем над развитием своего веб-сайта. Теперь это не просто информационный ресурс, это - многофункциональный сервис. В дальнейшем мы планируем перевести в электронный вид все процессы, которые сейчас происходят в офисе, чтобы клиент имел возможность решать вопросы полностью в автоматизированном режиме. Когда эти нововведения будут реализованы, «Ингосстрах» рассчитывает занять лидерскую позицию в онлайн-среде.

Отдельная тема - это мобильные приложения. Мы наблюдаем рост мобильного трафика на сайте на 10-15% в год и планируем в ближайшее время перестроить свое присутствие на рынке мобильных приложений. Уже сейчас у нас несколько приложений на iOS, Android и на платформе Windows. Главное - IngoMobile: в нем доступны все возможности сайта. Специализированное приложение IngoView предназначено для агентов, но мы хотим открыть некоторые его функции для всех. Приложение IngoTravel разработано для путешественников. В нем можно не только купить страховку, но и построить маршрут в незнакомой стране, посмотреть курсы валют, погоду.

Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?

Курс 2017 года - персонализация процессов обслуживания (продаж, урегулирования, консультаций) в мобильных приложениях. Это позволит развивать предложения не по пути «добора» функционала с сайта и упростит жизнь клиентов. Планируем сделать наше присутствие в мобайле фактически уникальным.

Мы также внедряем новые и совершенствуем существующие технологии «умного страхования». Для примера возьмем каско с телематикой. Российские страховщики в этом продукте реализуют два принципа мониторинга вождения страхователя: Pay As You Drive (плати за столько, сколько проезжаешь) и Pay How You Drive (плати как ездишь).

«Ингосстрах» пошел дальше и использует новую страховую модель - Manage How You Drive (управляй стилем вождения). Помимо перечисленных видов скоринга она предоставляет водителю обратную связь для самостоятельного отслеживания параметров вождения и корректирования стиля управления автомобилем.

Телематический модуль, установленный на авто, работает в связке с мобильным приложением. Многие игроки страхового рынка пользуются сторонними программами, в то время как мы разработали собственное приложение IngoDrive. Через него водитель накапливает баллы, которые позволяют ему получить скидку на каско в следующий период страхования. Благодаря использованию мониторингового устройства «Ингосстрах» предлагает целый пакет бесплатных сервисов по диагностике и информированию клиента о неисправностях агрегатов автомобиля и навигации.

На рынке телематика давно и активно применяется в автостраховании. Удалось ли существенно снизить убыточность?

Страховая телематика - перспективный инновационный продукт для российского рынка. Пока доля договоров по каско с телематикой невелика, но мы видим, что интерес к этому виду страхования растет как со стороны Ь2Ь-клиентов, которые стремятся экономить в условиях кризиса, так и со стороны физических лиц, которые уже привыкли считать каско услугой премиум-сегмента. Это взаимовыгодный продукт, благодаря которому страховщик может более точно оценить риски наступления страхового случая, а аккуратный водитель - сэкономить до 40% стоимости полиса по риску «Ущерб». Средняя сумма выплат по убыткам в рамках программ с телематикой, по нашим ожиданиям, будет ниже обычной на 30-40%.

Как «Ингосстрах» подходит к работе с Big Data?

- «Ингосстрах» длительное время осуществлял работу по противодействию мошенничеству с помощью большого количества бизнес-правил, черных списков и других подобных инструментов, которые ужесточались с каждым новым выявленным случаем мошенничества или его потенциальных вариантов. Со временем мы пришли к выводу, что развитие собственных технологий наиболее эффективно с применением технологий Big Data в IT-инфраструктуре компании, а не только в бизнес-логике.

Сейчас через единый централизованный процесс проходит проверка договоров на предмет возможного мошенничества, а мы анализируем не только внутреннюю информацию по клиенту или объекту страхования, но и сведения из всех доступных внешних источников (интернет, кредитные бюро, внешние базы данных). Таким образом выявляем страхователей, склонных к мошенничеству и применяем к ним более тщательный подход при заключении договора и урегулировании убытков. Подобные технологии могут найти активное применение и в части оптимизации процессов, в выстраивании маркетинговых кампаний и повышении эффективности продаж.

В 2014 году страховой рынок России "загудел" о новых технологиях автомобильного страхования. Названий у них несколько: UBI-страховка, "умное КАСКО", телематическое страхование. Суть же нововведений – пилотных проектов от крупных страховых компаний – сводится к попытке снизить убыточность популярных программ.

"Умное страхование": как это работает?

Что это сулит страхователю? Чтобы ответить, надо разобраться в практике телематической технологии в принципе. Слово "телематика" – производное двух понятий "телекоммуникации" и "информатика". Телематический прибор – электронное устройство размером с мобильный телефон, которое монтируется в салон автомобиля с целью отслеживания места нахождения машины, поведения водителя (манера езды), состояния основных узлов автомобиля.

Функционал телематического устройства может быть разным, как и технологии передачи информации. Опробованы две модели:

  • передачи данных через спутниковую систему GLONASS;
  • мониторинга посредством технологий сотовой связи (проект МТС и Intouch).

По итогам собранного материала страховщик может снизить базовый тариф для страхователя или повысить его (все зависит от качества езды).

В погоне за Европой

Объединение телематики и страхования – попытка угнаться за продвинутой Европой. На Западе такая практика используется уже не первый год, и все исследования говорят об успехе ее применения. Почему? Ответ – сам алгоритм действий: на первом этапе страховщик за свой счет ставит телематический прибор в машину, по прошествии определенного периода анализирует качество ее езды (после демонтажа устройства) и предлагает соответствующий тариф.

В России кроме добровольной страховки "умные" технологии планируется использовать еще и в обязательном страховании авто . Цель:

  • сокращение стоимости автострахования для прилежных водителей;
  • снижение риска угона (место дислокации авто всегда можно отследить);
  • сокращение рисков и поддержка работоспособности машины.

Модели телематического страхования

Такую практику ценообразования в автостраховании европейские страховщики окрестили PAYD (Pay As You Drive – плати, как ездишь). В режиме PAYD страховщик следит за временем, которое машина проводит на дороге, популярными местами ее пребывания, качеством дорог, где она чаще бывает.

Есть и другая модель телематической страховки, нацеленной на сокращение убытков по автострахованию, – PHYD (Pay How You Drive). В целом обе модели похожи, даже переводятся одинаково. Отличаются только зоны внимания телематических приборов. В формате PHYD отслеживаются данные по качеству торможения, скоростным режимам, времени разгона, нарушению ПДД.

Что о телематике думают сами страховщики?

Обе модели действуют на российском рынке КАСКО и ОСАГО . Правда, без особого отклика со стороны страхователя. Большинство страховых компаний приостановили проекты по "умному страхованию" еще под занавес 2014 года. Но есть и те, кто продолжает попытки внедрить инновационную программу.

Чем страховщику так нравится эта идея?

  • Риск хищения авто де-факто становится безубыточным.
  • Считается, что наличие "ока слежения" будет дисциплинировать водителей.
  • Телематика действительно позволяет снизить стоимость КАСКО на объективных основаниях – через управление рисками.

Готов ли российский рынок к переходу на "умную автостраховку"?

Но, как показывают результаты опросов, страхователю идея "экзаменовки" его стиля вождения не понравилась. Если точнее, наотрез от телематической страховки (за 65-80% от стоимости ОСАГО или КАСКО) отказались больше 40% водителей.

Еще 30% выразили сомнение в полезности контроля для них самих. И только 20% выказали готовность опробовать на себе страхование со скидкой. Правда, 10% из них согласны, что за ними будут следить, только если скидку им предоставят сразу (раз страховщик может контролировать во время работы прибора убытки по КАСКО, он уже экономит, значит, и его клиент должен экономить). Еще 10% оставили вопрос без ответа. И все 100% респондентов подчеркнули, что платить за установку оборудования и за сам прибор не намерены.

Поскольку позволить себе парк телематических устройств страховщики пока не могут, многие из них отказываются от практики мониторингового ценообразования. Такие компании считают достойной альтернативой телематики (в рамках снижения тарифов):

  • пересмотр франшизы по договорам;
  • детализацию рискового содержания (с ее актуализацией для конкретных страхователей);
  • иная форма поощрения аккуратной езды – предоставление скидок на договоры страхования машины при условии безубыточной страховой истории.

Причиной отказа многих страховых компаний от телематики стала не только реакция клиентов. Проблема состоит еще и в "сырости" самой технологии. С одной стороны, гарантий конфиденциальности полученной информации пока никто предоставить не может. С другой, имеет место еще и ограничение действий автовладельцев. Что против изначальной цели (снижение аварийности) создает опасные ситуации.

По мнению страховщиков, в свое время РФ придет к инновационным технологиям мониторинга. Но – только после того, как модели PAYD и PHYD трансформируются в MHYD (Manage How You Drive – управляй своим вождением). По оптимистичным прогнозам, это случится лет через 5-7. До того же сэкономить на покупке КАСКО или ОСАГО можно с нашей помощью.

Мы работаем с лучшими страховщиками на условиях минимальных тарифов. У нас на сайте каждый может посчитать стоимость страхования , задав свои параметры, чтобы подобрать оптимальную программу. Обращайтесь, мы расскажем вам обо всех новинках страховых компаний, но не станем навязывать того, что может вас ограничить.

Умное страхование - не совсем корректный термин. Это не антоним классическому страхованию, которое как бы автоматически становится «неумным». Нет, это просто более взвешенный подход к оценке рискованности клиента, основанный на новых технологиях. Вероятно, словосочетание «умное страхование» со временем уступит место определению «страховая телематика». Но это непринципиально, дифиниционная чистота не влияет на суть: «умное страхование» действительно представляет собой новый инструмент в оценке страховых рисков. Модный, многообещающий, обоюдовыгодный. И если на Западе (в Европе и США) принцип pay-as-you-drive используется уже почти десять лет, в России оценка рисков посредством телематики только начинает внедряться.

В начале декабря в Москве прошла третья конференция, посвящённая умному страхованию. На её материалах удобно будет посмотреть, к чему пришла отрасль по итогам первого года реальной работы в этом направлении.

Главный вывод, предваряющий частные замечания, таков: внедрение в автомобиль средств страховой телематики как афтемаркета эффективно, но неидеально. Будет гораздо лучше и проще, если функцию отдельно подключённого прибора возьмёт на себя бортовой терминал , обязательный для новых (проходящих сертификацию после 1 января 2015 года) автомобилей. Тем более, что всё «железо» в терминале для этого есть, нужно только доработать софт и внести соответствующие поправки в техрегламент. При такой синергии услуга станет дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства. Попутно решится проблема массового внедрения. Однако серьёзных инициатив в данном направлении законодатели пока не проявляют и внесение необходимых поправок в ближайшее время маловероятно, государству бы справиться с внедрением самой Эры-ГЛОНАСС. Вот как раз Эре-ГЛОНАСС и был посвящён доклад Евгения Белянко, вице-президента некоммерческого партнёрства «Глонасс».


Евгений Александрович рассказал, что несмотря на вплотную приблизившийся срок начала работы системы, не всё ещё в порядке с её нормативно-правовым обеспечением, в работе пока находятся более 30 постановлений и приказов. Испытания системы показали её эффективность: из 5097 тестовых вызовов 95% обработано вовремя, время доставки информации о ДТП в среднем составило 10 секунд. Хуже всего, как ни странно «отработали» на Кавказе и в ЦФО.


НП Глонасс предлагает создать специальный фонд с потенциальным объёмом 5 млрд руб., из которого будут финансироваться новые проекты. К 2020 году возможно привлечь до 60 крупных компаний, половина из которых выйдет на зарубежные рынки. Кроме того, перспективным выглядит идея создания технопарков ГЛОНАСС в том числе и в Крыму.


Таким образом Россия станет лидером по внедрению Эры не только в рамках Таможенного Союза, но и всей Европы, ведь система e-Call начнёт работу только с 2017 года (в лучшем случае).

Для страховщиков Эра-ГЛОНАСС может упростить оформление ДТП по европротоколу, так как записывает характер ускорений, время и координаты происшествия.


Что касается собственно страховых услуг, то терминалы Эры способны анализировать использование автомобиля по всем основным параметрам, применяющимся в умном страховании.


Государством позиция НП Глонасс поддержана и уже внесены изменения в закон об ОСАГО и Правила предоставления информации о ДТП. Со следующего года информация об обстоятельствах ДТП будет передаваться в автоматизированную систему обязательного страхования.

Выводы, которые сделал Белянко, таковы: страховая телематика на базе терминалов Эра-ГЛОНАСС, снижает вероятность злоупотреблений, так как ведётся централизованное протоколирование событий. Кроме того, Эра-ГЛОНАСС - источник юридически значимой информации, что упрощает доказательство и снижает документооборот.

Андрей Маклецов из российского союза автостраховщиков…


…поведал о нюансах внедрения в России европротокола. У РСА есть ряд технических требований к устройствам фиксации. Вот они:


А вот критерии автоматической фиксации ДТП:


Много споров возникает по поводу порогового критерия ДТП, в частности, практической сложности дифференцировать мелкие «касательные» повреждения или ДТП с автомобилем с заглушенным двигателем. Но последние фиксируются на автомобиле-виновнике.

РСА провёл самостоятельные испытания терминалов, стендовые и натурные.


В целом, мнение Маклецова оптимистично: на рынке существуют устройства, полностью удовлетворяющие страховщиков. Осталось внедрить терминалы с расширенным функционалом и выработать чётки, универсальные критерии ДТП.

Александр Куканов из T-One Group…


…отметил, что раньше страховая телематика не приносила клиенту видимых выгод, а только помогала страховщику бороться с мошенничеством и угонами. Сейчас ситуация изменилась, система уже работает с выгодой для клиента. Теперь надо сделать умное страхование обоюдовыгодным. И вариант для СК избежать дополнительных затрат - всё та же интеграция сервисов в Эру-ГЛОНАСС.

Должно быть переформулировано само понятие выгоды. Если клиент ставит в машину устройство и получает преимущества не когда-то, а прямо сейчас, тогда будет понятнее, в чём выгода, мотивации будет больше. Бизнес-модель должна быть клиентоориентированной, а не законодательно обусловленной.

Ближайшее будущее страховой телематики видится Куканову в расширении скорринговой модели страхования на базе данных, полученных от потребителя. Вплоть до браслетов-пульсомеров. Клиент должен быть заинтересован в передаче о себе большого количества информации, на основе которой страховщик сделает предельно точный вывод о степени его надёжности.

Большим объёмом данных о клиенте располагают операторы сотовой связи (маршруты, интенсивность передвижения), их тоже можно задействовать. Всё это должно привести к постоянному и - что самое важное - позитивному контакту клиента с СК. Например, страховщик для уменьшения риска в определённых ситуациях может посоветовать вообще отказаться от поездки в обмен на скидку на такси - и это будет выгодно, допустим, в неожиданных гололёд, когда вероятность ДТП очень высока. Причём именно на маршрутах, регулярно задействованных страхователем. Для развития услуг на базе больших объёмов данных требуется вот что:


Сергей Масленков из Smart Insurance Consulting говорил о рисках развития страховой телематики.


По его прогнозу, в 2020 году в России будет оформлено 8,8 млн полисов Каско, из которых 4,7 млн - с применением страховой телематики. Продажи автомобилей оцениваются в 2020 году в 4,4 млн шт. Такой объём связан с риском не подстроиться вовремя под прогресс, упустить многие возможности.

И тут опять в дело вступает большой объём данных о клиенте. Некоторые СК уже имеют аналитические отделы и изучают поведение клиентов. Данные генерирует не только телематика, но и корпоративные парки. Начинает появляться модель «скоринговых балов». Которые позволяют предложить новые услуги по страхованию. Вопрос в том, насколько качественно происходит дифференциация.

Было бы перспективно предложить «ретротест»: что было с клиентом раньше? Что делать, если у него «плохие» баллы, но клиент неубыточен? Или наоборот?

К сожалению, все успешные проекты в этой области закрыты.

Масленков предложил свою систему оценки, условно названную В-А-Д-С:


Павел Козлов из Here (наследница Nokia Maps) предложил посмотреть н аумное страхование с точки зрения картографа.


Сейчас в мире наблюдается бум геолокационных услуг. Вообще страховая телематика вышла из ГИС. Сейчас это универсальный инструмент для страховщиков.


В будущем будут доступны уникальные сервисы, допустим, предложение от СК на мониторе автомобиля о страховании конкретной поездки. Более богатым станет и арсенал методов расчёта потенциальной аварийности - не только ускорения и торможения, скорость и частота использования автомобиля, но и привязка к текущей позиции на карте и уровню «пробочности».


Всё это, конечно, требует множества картографических атрибутов.


Павел делает прогноз: водить автомобиль станет всё дороже и это занятие со временем перейдёт к роботам. А там уже будут работать совершенно другие страховые модели. Пока же перспективная бизнес-модель выглядит так:


Кирилл Варламов из Альфастрахования…


…тоже порассуждал о перспективах. Уже на основе своего страхового опыта.

В последнее время происходит взрывной рост тарифов Каско. Это связано не только с ослаблением рубля, но и с ростом мошенничества, угонов и увеличением дорожного трафика, провоцирующего ДТП. Соответственно, растут и выплаты. Тем более, что в последнее время всё больше клиентов обращается в суд и отсуживает весьма значительные суммы. В этой ситуации СК вынуждены искать альтернативы традиционным методам работы. Это обучение аккуратному вождению, разделение рисков с клиентом, ограничение покрытия и фокус на безубыточных клиентах.

В 2010 году была сформирована идея уменьшения оплаты полиса для тех, кто мало ездит. Это первый шаг к умному страхованию. Продукт «Умное КАСКО» принёс с тех пор 1 млрд руб.

Существует две стандартные модели - скидка сразу и скидка потом (возврат части стоимости страховки).


В Альфе проанализировали все составляющие и решили, что первый вариант перспективнее.

Сейчас клиенту даётся оборудование на три месяца бесплатно, с ним он получает до 65% скидки на полис. Другой вариант: приобретение полиса на полгода со скидкой при условии установки оборудования. Потом анализ телематических показателей и вторые полгода почти бесплатно.


Есть мобильное приложение для оценки вождения, можно корректировать свой стиль. Оно даёт клиенту мотивацию к более аккуратному поведению на дороге.


Оценивая перспективы умного страхования в России, Варламов отметил главные негативные факторы - низкую осведомлённость клиентов о таком методе страхования и предубеждённость в отношении установки в автомобиль системы постоянного слежения. Сценариев развития может быть три, от неприятия рынком до массового внедрения. Но самый реалистичны - умное страхование долго останется нишевым продуктом.

Гораздо более оптимистичен Денис Гаврилов, гендиректор СК «Независимость» (торговая марка «Важно. Новое страхование»).


Он считает, что перспективы у умного страхования будут великолепными, если в основу поставить удовлетворённость клиента. Процесс урегулирования важнее продажи полиса! А он-лайн урегулирование с выдачей направления на ремонт в автоматическом режиме сильно облегчает взаимоотношения с СК.


«Важно» предлагает клиенту купить полис Каско вдвое дешевле, но с ограничением по пробегу и максимальной скорости.

Программа «Важно» запущена в третьем квартале 2014 года, но уже есть обнадёживающие результаты. Клиенты в совокупности наездили 1 млн км, всего несколько человек не захотело ограничивать себя скоростью в 110 км/ч (4,1% клиентов). Простой в пробках от общего времени составил 23,2%, а пробег в часы пик - 30,2%. Это подтверждает правильность выбранных ограничений.

«Важно» использует два типа терминалов - подключаемые к OBD-разъёму и непосредственно к АКБ. Преимущества и недостатки их таковы:


Можно добавить «от редакции»: подключение к АКБ несёт в себе риск «высаживания» последней при долгом простое. А устройство OBD не совсем легитимно, автопроизводителе не дают прямых запретов, но могут возникнуть вопросы у инженера по гарантии.

Варламов резюмирует: клиенты часто недовольны своим скорингом и пытаются его оспорить. Нужно быть к этому готовым. Нужна железная аргументация и развитие законодательства и судебной практики. Многое зависит от того, будет ли применятся телематика в качестве доказательства в суде.

Пётр Халипов из Уралсиба показал пример работы программно-аппаратного комплекса Raxel telematic. Это OBD-устройство, обработка данных и вывод, предоставляемый заказчику. По сути это услуга для СК по определению параметров клиента. Сейчас ей пользуются уже 4 страховых компании.

Статистика Raxel telematic такова:


Распределяя клиентов по уровню риска, СК может управлять маржинальностью бизнеса. А самоселекция клиентов даёт ощутимый эффект:

В среднем, клиент просматривает приложение, оценивающее его вождение, раз в два дня. Там он находит не только статистику, но и советы по уменьшению рисковости. Мобильное приложение - это один из каналов взаимодействия с клиентом плюс возможность заявить убыток он-лайн. Для этого аппаратура имеет всё необходимое.


Из зала докладчика спросили: а как быть с риском коррекции данных сотрудниками СК в свою пользу? Ведь технически такая возможность есть!

Да, есть, - согласился Халилов. Но СК важнее удержать клиента, чем навесить на него дополнительные прегрешения. А клиент, в свою очередь, может мониторить оценки чаще и обнаруживать искусственную коррекцию.

Интересный проект представила фирма Локарус из Челябинска в лице директора Андрея Щурова.


Это технология передачи данных DDF (Dynamic Data Flow — динамический поток данных). По сути это выбрасывание из передаваемой на сервер информации всех лишних байтов - точки трека, поля записи, период передачи данных… Передаётся только то, что несёт нужную для мониторинга информацию. Такая селекция позволяет значительно уменьшить объём передаваемых данных, что критично для мест с плохим покрытием сотовой связи. И расходы на передачу укладываются в минимально тарифицируемый объём.

На конференции выступали и другие докладчики - производители оборудования, страховщики. Все они говорили более-менее об одном: страховая телематика - продукт перспективный, с высоким потенциалом монетизации сервисов Эры-ГЛОНАСС. Развитие умного страхования непременно принесёт проблемы - защиту собираемых о клиентах данных, пропаганду новых сервисов, необходимость менять поведенческие модели во взаимоотношениях СК и клиентов.

Но прогресс не остановить: страховая телематика в 2014 году заявила о себе громко и безальтернативно.

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ). Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя. Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ).

Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле. Владельцам автомобилей такие системы помогают не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Одной из новых возможностей умного страхования для автовладельцев стало оформление ДТП в рамках Европротокола. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов. Кроме того, водитель, как только за ним начинают следить, становится намного аккуратнее и дисциплинированнее, повышая при этом свою безопасность движения и сокращая издержки страховых компаний.

Игорь Хереш, директор по развитию компании T-One Group (ГК «Ренова»), так оценил развитие страховой телематики в России: «В этом году произошел серьезный рывок, связанный с государственными инициативами в законодательном поле. Появилось такое слово как телематика в тех или иных продуктах. Например, Европротокол, где четко показано, что можно фиксировать расширенный Европротокол при помощи средств навигации, ГЛОНАСС и GPS. Это говорит о том, что если в предыдущие годы страховая телематика развивалась от желания страховщика быть инновационным и привлечь к себе клиентов, то теперь понятно, что страховая телематика неизбежна и об этом говорит государство. Все сообщество чувствует заинтересованность к этой теме, об этом свидетельствуют и мощные выступления на прошедшей, уже четвертый год подряд, Международной конференции «Умное страхование».

Рассматривая процедуру оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - Европротокол, Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского Союза Автостраховщиков, рассказал об использовании телематического оборудования: «В стандартном Европротоколе есть лимит выплаты - 50 000 рублей на сегодняшний день. Закон допускает, что если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях, то страховщик может заплатить больше в пределах общего лимита по ОСАГО (а это 400 000 рублей), если он получил данные о ДТП, зафиксированные определенными техническими средствами контроля. В ОСАГО не используются все сложности страховой телематики: обработка данных, стиль вождения, нарушения правил дорожного движения. В системе Европротокола есть сам факт ДТП и данные об ускорении или торможении за 3 секунды до него и 3 секунды после, чтобы можно было понять, что это настоящий удар, в котором имел место какой-то резкий контакт автомобилей. Эта «часть страховой телематики» приходит в соответствующую подсистему АИС РСА. По данным, которые похожи на данные страховой телематики, мы можем четко отличить настоящее ДТП от его имитации. К этому мы дополняем другую группу данных, которая касается фотографирования на месте события автомобильных повреждений, а следующим шагом будет автоматическая интеграция и проверка данных. Допустим, если данные об ускорении показали, что удар был с левой стороны, а при фотографировании показаны поврежденные детали с правой стороны, то, наверное, у страховщика будут вопросы. Это очень легко автоматически отследить, потому что в наших средствах, которые используются при фотографировании, предусмотрены подсказки в виде того, что нужно отмечать поврежденные детали. Мы близки к практическому воплощению нашей концепции для целей Европротокола».

«Для решения задач, стоящих перед автостраховщиками на современном уровне требуется некорректируемая информация о движении автомобиля и об обстоятельствах ДТП, все это может дать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» с расширенным функционалом - сообщил на конференции советник генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павел Бунин. «В настоящее время в автомобилях устанавливается целый ряд дополнительных устройств. Так, спутниковая навигация требуется для перевозок пассажиров и опасных грузов. Междугородние перевозки требуют установки тахографов, которые позволяют проводить мониторинг режима труда и отдыха водителя. Для проезда по платным дорогам транспортное средство должно быть оснащено платежными системами. Автостраховщики в свою очередь предлагают водителям устанавливать устройства, которые следят за стилем езды водителя для расчета страховки по системе «умного» страхования. С целью решения этих задач, планируется расширить возможности терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», - пояснил Павел Бунин.

Хотя рынок неизменно движется вперед, перед игроками рынка стоит еще достаточно нерешенных вопросов. Игорь Ямов, заместитель генерального директора, член Правления компании «Ингосстрах», высказал свое мнение о сдерживающих факторах для качественного скачка на российском рынке умного страхования: «На рынке страховой телематики существует несколько важных моментов. Первое - это крайне низкий кредит взаимного доверия между клиентами и страховым компаниями. Второе - очень быстрая динамика развития технических решений: только перешли от стационарных блоков к OBD 2, как появились смарт-телефоны. Если научиться их использовать, то будет снят первоначальный барьер инвестиций, и рынок уже развивается в эту сторону. Третий момент - это предоставление страховыми компаниями клиенту четкой модели ценностей, которую несет умное страхование. Как только решение этих проблем будет найдено, произойдет качественный прорыв».

Также насущной проблемой остается отсутствие единых стандартов рынка. Заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов, так выражает свое мнение по этому вопросу: «Никаких стандартов не существует! У каждой страховой компании своя скоринговая модель, свое оборудование. В этом, в том числе, существует проблема широкого выхода на потребительский рынок. Клиент (страхователь) получив услугу от одной компании и решив перейти в другую, вынужден будет опять покупать (или переустанавливать) оборудование и подстраиваться под новые критерии скоринга».

Андрей Коженков, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование», видит решение вопроса о единых стандартах: «Определяющими станут 2017-2018 годы, когда умное страхование перейдет из практики использования новаторами и ранними последователями, доля которых не превышает 15%, в практику использования раннего большинства. Как показывает практика, именно этот этап становится определяющим и является двигателем для органического развития рынка. Возможен альтернативный сценарий, когда государственные службы возьмут на себя большую роль в законодательном закреплении статуса умного страхования, в этом случае процесс введения единых стандартов ускорится на год».

Много внимания на конференции было уделено моменту недоверия клиентов страховым компаниям и страховому оборудованию, что подтверждал и вопрос автовладельца из зала. Все эксперты сошлись во мнении, что это направление, над которым нужно много работать.

«В условиях кризиса многие страхователи хотят сэкономить на стоимости полиса, а телематика дает непосредственную экономию, несмотря на то, что человеку приходится себя ограничивать. Мы, со своей стороны, провели исследование рынка и выпустили новое приложение - розничный продукт Drive Jornal. Нашим приложением мы даем клиенту не только информацию о том, где его автомобиль, о его здоровье и том, как он водит, но и на регулярной основе даем рекомендации по стилю вождения. В нашем прямом канале продаж, когда люди приходят к нам без полиса КАСКО, мы видим очень здоровый отклик от них. Соответственно, чем больше будет тарифов у страховых компаний по телематическому КАСКО, тем больше людей будет застраховано, и тем быстрее мы пройдем рубеж недоверия не только к страховщикам, но и к телематическим устройствам. Перспективы здесь очень большие. Мы ждем всплеска в 2016 году, прежде всего драйверами, будут дополнительные функции, которые дает приложение клиенту», - комментирует Алексей Касаткин, коммерческий директор R-Telematica. По вопросу о страхе автовладельцев устанавливать в автомобиль телематическое устройство он сказал, что последние нововведение со стороны его компании - это предложение экономии на автозаправочных станциях, автомобильных мойках и сервисах, а также при покупке автомобильной электроники. Таким образом, клиент начинает экономить от 3000-3500 рублей в месяц только благодаря тому, что он установил телематику, и тогда решение об установке становится очевидным.

В свою очередь страховые компании представили свои результаты пилотных проектов по «Умному страхованию», также говорящие о развитии этого вида услуг: «С момента запуска проекта «Важно. Новое страхование» реализовало уже более 13,5 тыс. полисов «Каско - Страховая телематика». По итогам 2015 года мы планируем реализовать 15 тыс. телематических полисов. В 2016 году «Важно. Новое страхование» планирует реализовать 20 тыс. полисов «Каско. Страховая телематика», доля «умного страхования» в портфеле автокаско по нашим подсчетам должна составить порядка 75%. Мы рассчитываем к концу 2016 года вывести данное направление в рентабельную зону. Сделав ставку на развитие направления страховой телематики и запуская проект, мы рассматривали 2015 год, как год стартапа, в рамках которого нам необходимо было сформировать существенный портфель по данному продукту, что в свою очередь позволит нам, реализовав программу оптимизации ряда бизнес-процессов, снизить стоимость для нас самих устройств, добиться новых более выгодных условий взаимодействия с производителями телематического оборудования и других дополнительных сервисов, а также операционных затрат, связанных с процессами урегулирования страховых случаев. Могу отметить, что относительно начала нашей работы по телематическому направлению мы уже существенно продвинулись в части снижения для нас стоимости формируемого телематического портфеля» - поделился Андрей Коженков.

По оценкам экспертов, 10-15% - это возможный прирост развития рынка страховой телематики в России на ближайшие 2-3 года. По мнению Петра Халипова, заместителя генерального директора Раксел Телематикс, у крупных игроков рынка этот процент может достигать более высоких значений, а основным технологическим драйвером развития станет «умное страхование» через мобильные приложения. «Как только в России появятся компании, предлагающие телематику без какого-либо оборудования - т.е. клиент скачивает приложение, устанавливает и дальше ему предоставляется скидка либо иные льготы от страховой компании - то это сразу будет иметь потенциальный рост», - говорит Петр.

Алия Валиуллина, руководитель направления разработки продуктов и клиентской лояльности INTOUCH, отметила, что рынок умного страхования развивается, но ему еще только предстоит стать общепринятой практикой: «По нашей оценке, рынок подобных услуг может вырасти в разы в течение ближайших 4-5 лет. Если говорить о страховании, то можно предположить, что это в первую очередь страхование жилья (телематические технологии уже активно применяются в "умных домах"), а также страхование жизни и здоровья, страхование от несчастных случаев (телематика может отслеживать местонахождение детей, пенсионеров, инвалидов). Однако пока это в большей степени предположения. Активно телематика используется скорее в логистике (перевозки грузов, мониторинг общественного транспорта)».

Про активное использование телематики на транспортных средствах и получение прибыли от этого сказал заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов: «Страховая телематика (Умное страхование) - это дополнительная прибыль автостраховщиков и, возможно, автострахователей. Более широкий смысл заложен в термине «Умная» навигация на основе принципа pay-how-you-drive, который верен не только для сегмента страхования автотранспорта, но и для всего рынка транспортных средств. Стиль вождения существенно влияет на расходы по конкретному транспортному средству и всему автопарку, если говорить о коммерческих компаниях, становится дополнительным потенциальным источником прибыли, независимо от темы страхования».

Все участники конференции пришли к мнению, что рынок умного страхования ждет рост, но для масштабного развертывания необходима работа по ориентации услуг на клиента и создание системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

В конце мероприятия Юлия Морозова, директор по развитию компании-организатора события «ПрофКонференции», дала следующие комментарии:

«По итогам ежегодных Международных конференций «Умное страхование» мы видим, как развивается рынок страховой телематики в России. Если еще несколько лет назад это было инновацией в сфере автомобильного страхования в принципе, то сегодня мы видим переход к этапу внедрения услуги в широком масштабе. Многие представители компаний, запустивших пилотные проекты по умному страхованию, представили и обсудили их результаты на конференции 7 декабря. Теперь перед игроками рынка открыты пути совершенствования и модернизации своих продуктов и предложений для широкого распространения».

В работе конференции приняли участие более 250 человек - представители 112 компаний.

  • Новые требования к специалистам пенсионного страхования
  • Первый рейтинг финансовой грамотности регионов представили на сессии в рамках Российского инвестиционного форума
  • Итоги II Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов
  • Медицинская компания «Доктор рядом» подвела итоги 2018 года в области цифровой медицины
  • В Минфине России состоялось первое заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности