Социальные проблемы современной россии

Нация и национальность

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными.

Существует такое понятие как глобализация.

В современном обществе существует множество национальных проблем.

Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.

Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.

Часто национализм сочетается с расизмом.

Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.

Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.

Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:

1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.

2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.

Национальные проблемы России возникли в 80-90 годы. Конечно, еще при царизме господствовала политика неравноправия, но проблема не была такой острой.

СССР: добровольное объединение равноправных народов. Но во время правления Сталина происходило упрощение этнической структуры государства путем переселения народов.

Современные проблемы России:

1. нерегулируемая этническая миграция, в основном за счет стран СНГ, Китая, Кореи).

2. проблема коренных малочисленных народностей. Они получили статус автономных округов, их население вымирает от алкоголизма.

Также существуют межэтнические противоречия между национальностями. Также существует этнофобия русских, например, на территории Прибалтики.

Также существенной проблемой является сокращение численности населения, в основном за счет русских.

Реферат

по предмету:

Социология

На тему:

«Национальные проблемы»

Работу выполнила

студентка гр. Э-34 Саваровская Жанна

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России…………………….4

2. Причины национальных противоречий……………………………………………...5

3. Русские в ближнем зарубежье. Проблемы миграции………………………………...9

4. Сравнительное исследование положения русских в Эстонии и Узбекистане………11

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………………14

Введение

Россия представляет собой уникальное многонациональное образование. На «бескрайних просторах» сформиро­валась одна из наиболее сложных многонациональных систем, отличающаяся исключительным разнообразием своих элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существо­вания, так и по специфичности, своеобразию их национально-исторической культуры. К национально-структурным компонентам относятся и русские, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, и такие этни­ческие группы, как ороки (179 человек) и энцы (198 чело­век). Общее же число народов России достигает 150.

Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет националь­но-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа - татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа - буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа - эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северо-кавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, ады­гейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).

Во-вторых, это народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. республик бывшего Союза); представленные на тер­ритории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся ук­раинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, мол­даване, грузины, узбеки и другие группы людей опреде­ленной национальности.

В-третьих, выделяемые специалистами мелкие под­разделения этносов, которые в большинстве живут за пре­делами России. Это - евреи, турки-месхетинцы, асси­рийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.

В феномене национальной культуры происходит одновременно противоречивый процесс (способный при определенных условиях привести к этнокультурному конфликту) постоянного воспроизводства органичных для каждого народа способов его функционирования и развития в традиционно-охранительных формах.

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России

Национальная культура - это пространственная локализация и «персонификация» в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного социального коллектива. Члены данного коллектива идентифицируются между собой не только единством языка с его внутриобщественными коммуникативными функциями, но и исторически сформировавшимися ценностями и нормами, воспринятыми в качестве обязательных для всех. В своем реальном существова­нии как общественный феномен национальная культура есть форма проявления содержания общечеловеческой культуры, соотносясь с ней как часть с целым.

Каждый этнический коллектив, на протяжении столетий живущий в заданных природой климатических условиях (экологической нише) с набором тех или иных естественных ресурсов, влияющих на формирование структуры его производственной деятельности, вырабатывает в себе и определенный стереотип видения и воспроизводства действительности в присущих ему формах культурного освоения действительности. Причем для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэтническом окружении и обладающих относительной ограниченностью внутриэтнической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других - инонациональных культур.

Самобытность национальной культуры в системности ее характеристик выражается в единстве содержания и формы.

Национальные культуры разделены по видам и жанрам, в них преобладающую роль играет профессионально-специализированное культур­ное творчество, национальные культуры присущи круп­ным социально-этническим коллективам (от сотен тысяч до десятков миллионов людей), в которых обязательно наличие слоя интеллигенции. Они вбирают в себя дости­жения науки и технического производства, вытесняют местные диалекты и функционируют на основе обще­национального литературного языка. Крупные нации обладают дифференцирован­ным общественным сознанием с присущими ему предмет­ными формами с интегрирующей ориентацией в различ­ных сферах жизнедеятельности.

Различия между культурами оказы­вают большое влияние на возникновение и развитие кон­фликтных ситуаций во взаимодействии народов в Россий­ской Федерации.

В процессах этнокультурного взаимодействия народов России, других стран СНГ прослеживаются, усиливаясь особенно в последние годы, две взаимопротивоположные тенденции: прежде всего дифференциации, изоляции культур, возрастающего стремления сохранить свою куль­турно-языковую самобытность, роста национального самосознания и, с другой стороны - идущая снизу, от масс населения тенденция перехода культур, взаимокультурного смешения различ­ных элементов, интернационализации различных пластов куль­туры. Эти противоречия общесоци­ологического характера в нынешней российской действи­тельности и действительности всех стран СНГ переплелись с противоречиями конкретно-исторического содер­жания, указывающими специфику современных меж­национальных конфликтов.

2. Причины национальных противоречий

Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия куль­тур, связано с широким спектром причин, наиболее сущест­венными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, это причины национально-исторического п орядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов су­ществования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно из­менилась этнополитическая ситуация в соотношении рус­ских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими стра­нами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.

Из 27 млн. человек нерусской национальности около 10 млн. - это представители так называемых «титуль­ных» народов, давших название российским республикам, автономным округам и автономной, области, причем во многих из них русские занимают численное большинство. Вместе с тем своеобразие исторического развития Рос­сии не дает основания считать наличие в этнополитической структуре России национально-республиканских и других компонентов «неудачным» решением националь­ного вопроса, а высказываемые предложения переиме­новать население Российской Федерации в «российскую нацию» являются необоснованными.

В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Зна­менитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кав­каза: на Востоке - Чечне и Дагестане, и на Западе - на­селенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Нико­лаем I «важнейшая» задача - «покорение горских наро­дов или истребление непокорных». В этническом само­сознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отноше­нию к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у че­ченцев, например, в массовом сознании как бы спрессо­валось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление на­рода к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.

Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизво­диться чувство «исторической несправедливости», явил­ся возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенно­го национального государства, «родного» для себя Казан­ского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российс­кого царства».

В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады куль­туры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, суже­ния сферы употребления родного языка, особенно мало­численных народов.

Поэтому не случайно, что исторические причины со­временных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административно­го, культурно-автономизационного характера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.

На наш взгляд, попытки «выбить» для себя националь­но-государственный статус связаны не только с желаниями тех или иных этнократов приобрести должность «президентов» и ковровые дорожки в аэропортах, как об этом заявляют федеральные чины, но также со стремлением таким путем сохранить свою этнокультурную и языковую самобытность. При отсутствии закона о культурно-наци­ональных автономиях, в условиях продолжающейся не один год дискуссии о местном самоуправлении, не существует пока иного, чем наличие национально-административного суверенитета, действенного механизма защиты национальной атрибутики, даже несмотря на принятый в 1991 г. Закон «О языках народов РСФСР», в котором декларируется «создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов РСФСР.».

В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.

К третьей группе причин межнациональных конфликтов мы относим национально-психологические, которые синтезируют в себе сложные механизмы формирования национального са­мосознания, выделения себя в качестве самостоятель­ного субъекта по принципу «мы - они». Острота межнациональных противоречий и конфликтов нередко обусловлена уровнем действительных интересов и возможностью их реализа­ции в сферах национального развития. Искаженные формы национальных интересов превращаются в национальную идею. Массовое ослеп­ление, убежденность в абсолютной значимости такой национальной идеи порождают агрессивные формы поведения, провоциру­ют различные группы людей определенной националь­ности на стремление доказать приоритет именно «своих» национальных интересов над всеми другими.

Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.

К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.

При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.

Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

погашение задолженности работникам по заработной плате;

расширение источников финансирования социальных услуг;

внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

Сувора Антон Николаевич,4 курс, направление Государственное и муниципальное управление, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г.Тихорецк[email protected]

Научный руководитель: Кузнецова Ирина Васильевна,доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г.Тихорецк[email protected]

Основные социальные проблемы России и пути их решения

Аннотация.В статьерассмотрены и проанализированынаиболее актуальные на сегодняшний день и приоритетные в рейтинге по необходимости их решения,основныесоциальныепроблемы Российской Федерации, а также определенынеобходимыепреобразованияв социальной сфере направленныена решениепроблем.Ключевые слова:социальные проблемы, социальная политика, проблемы России,социальноэкономические проблемы, современная Россия, социальная поддержка, бедность, безработица, алкоголизм, наркомания, ВИЧ, коррупция,вымирание населения, миграция.

В современном обществе, существует множество различных взглядов на понятие социальной проблемы, объединив которые можно утверждать, чтопонимание всех социальных явлений связанных с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами, и есть социальные проблемы. Их появление обычно связывают с функционированием социальных систем и изначально они могут не проявлять себя, не вызывать опасений и дискомфортау кого либо. В более узком смысле социальную проблему можно представить как разрушение стабильных социальных связей, в таком случае проблема находится на стадии когда речь идет о социальной напряженности, столкновении интересов и разногласиях.В таком случае для обнаружения социальной проблемы объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Отсюда видно, что при любом пути социальная проблема является частью социального процесса, её содержание носит социальныйхарактер, а форма проявления личностна. Немного разобравшись с понятием, постараемся выявить ряд основных социальных проблем, существующихна сегодняшний день в Российской Федерации и дать им оценку. Органы государственной власти регулярно отчитываются о наиболее важных социальных проблемах нашей страны, определяя основные приоритеты их решения, особенно заметно это в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию, а так же в позициях лидеров политических партий. Таким образом, можно вообразить некий официальный «Рейтинг особо важных социальных проблем». Социальные проблемы сортируются по важности,т.е.степени срочности их решения.Говоря об этом, несомненно, стоит отметить тот факт, что значимость социальных проблем напрямую зависит от целей и интересов руководства страны. Очень часто мнение может розниться, однако в большинстве своем оно диктуется под влиянием информационнопропагандистской деятельности органов власти, в результате чего данные социологических опросов у населения и статистические данные заметно отличаются, а истинные причины беспокойства людей, отличаются от тех, что по их представлениям, значимы для страны в целом.На первое место среди ряда наиболее волнующих обществопроблем,препятствующих развитию Россииможно вынести бедность населения.К бедным обычно относят людей ввиду сложившейся непростой жизненной ситуаций, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребление, в России он определяется как прожиточный минимум и выступает в качестве некого порога бедности. За 2016 год по данным Росстатав нашей стране насчитывалось22,7 миллиона человек с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, что говорит о явном росте по сравнению,с предыдущим годом цифры которого составляют 14,4 миллионачеловек.Проблема бедности формирует серьезную угрозу социальноэкономической безопасности и независимости, и касается, как уже говорилось ранее, не отдельного человека, но общество в целом. Оно охватывает все более и более широкие слои населения, и если сейчас мы не наблюдаем конфронтаций между неимущими группами и людьми, живущими в достатке, это не значит, что ситуация в ближайшем обозримом будущем не изменится. Устойчивое мнение о том, что бедность –это рок общества, чтото практически природное и естественное, ведет к оправданию бедных как неспособных справиться с этой «социальной болезнью», к снисходительному отношению к проблеме.Официальный уровень минимального размера оплаты труда в России примерно в десять раз меньше, чем в более развитых Европейских странах и составляет всего 121,42 евро, в тоже время вГерманиинапример эта цифра составляет 1473евро, в Люксембурге1922,96евро, в Бельгии1501,82евро. К тому же минимальные доходы, предоставляемые государством, исчисляются «прожиточной корзиной», предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимумалишь както помогали предотвращать вымирание бедных слоёв населения.Не менее острымисоциальнымипроблемамисовременной России являютсяалкоголизация населенияи наркомания. Ряд исследований различного порядка деформаций в обществе, вызывающих массовое избыточное употребление алкоголя, таких как медицинские, социологические и психологические начались с середины XIXвека. На сегодняшний день уровень потребления алкоголя считается одной из основных проблем в области общественного здравоохранения в мировых масштабах.По цифрам ООН, душевное потребление 8 литров алкогольной продукции в год уже приводит к деградации нации, однако в России эта цифра по официальной статистике составляет 15 литров на человека, но по неофициальным данным она в два раза выше и находится на уровне 30 литров чистого спирта на человека в год (включая новорождённых)Ежегодно растущая алкоголизация населения Российской Федерации создает реальную угрозусоциальной и правовой защищенности граждан и чтобы оценить её уровень стоитвзглянуть на цифры и рейтинги официальной статистики. Сегодня Россия расположена на 4омместе в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя. По данным опроса фонда «Общественное мнение», каждый четвертый Россиянин никогда не пил алкогольные напитки, однако 42% несколько раз в год позволяют себе выпить, 19% выпивают до 3х раз в месяц, 12% несколько раз в неделю. Количество зарегистрированных алкоголиков в России превышает отметку в 5 млн.человек, это примерно 3,4% от всего населения. Алкоголизм стал причиной смерти 1/3 всех мужчин и 15% процентов женщин и если все это перевести в цифры то можно увидеть, что за год от алкоголя смертность составляет 500000 человек. С алкоголизацией в России напрямую и косвенно можно связать 62,1% самоубийства,72,2% убийства, 60% смертей от панкреатита, 67,7% от цирроза и 23,3% от сердечнососудистых заболеваний. Каждый год регистрируется более 40 тыс.случаев отравления суррогатным алкоголем, в том числе и смертельных. Одним изглавныхфакторов роста алкоголизма принято считать «Контрафактную (теневую, левую) водку»,которая производится без уплат акцизов и других налогов. Продается она нелегально и приносит производителям примерно 23 миллиарда долларов в год,являясь при этомодним из источников огромных нелегальных доходов. Такая водка благодаря своей относительной дешевизне(примерно 100 рублей за литр),на фоне народной нищеты, бедности и безработицы становится довольно популярной и пользующейся спросом. Проблеманаркоманиисреди социальных проблем стоящих сегодня перед российским обществом, признается как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.По заявлению ФСКН РФ, на 2016 год рынок наркопотребителей России составляется 7,3 млн. человек (включает регулярное и эпизодическое потребление), что на 1,2 млн. меньше 2014 года. Можно заметить сокращение потребления наркотиков, но работы в этой сфере предстоит еще немало.Согласно независимым организациям учета и статистики, каждый месяц в России умирает порядка 7080 тыс. человек. Россия занимает первое место по потреблению героина согласно ООН. Смертность от наркотиков в 12 раз больше по сравнению с Европой. Около 70% всех наркоманов подростки и молодежь.

Попытки государства бороться с этой проблемой далеко не всегда оказываются действенными, ведь для наркомана не составит труда преступить закон.Наркомания и преступность зависимы друг друга. Мало того что наркотики нелегальны, наркоманы идут на любые способы, чтобы их достать кражи, убийства и разбои. Несмотря на излечимость наркомании, основная проблема заключается в том, что большинство наркоманов отказываются от лечения, а большинство себя таковыми не считают.Рост алкоголизмаи наркоманиив России несет ряд непоправимых угроз, и являютсяфакторами,влияющими такжена возникновения многих социальных проблем,одной из которых является распространениеболезниВИЧ/СПИД. Прогрессирование ВИЧинфекции напрямую связанно с частым и чрезмерным употреблением алкогольных напиткови употреблением наркотических веществ. По причине ВИЧэпидемии,на 2016 год в нашей странезарегистрированоболее 1 млн. человек ВИЧинфицированных, из них по данным форм мониторинга Роспотребнадзора «Сведенияо мероприятиях по профилактике ВИЧинфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ», умерло по разным причинам 225992 человека.Несмотря на то,что основным источников распространения ВИЧинфекции является потребление инъекционных наркотиков 62%, 1/3 часть заболевших 34% получают инфекцию во время половых контактовгетеросексуального типа, при этом увеличивается число детей, которые заразились от ВИЧинфицированных матерей. Корни проблемы ВИЧзаболеваний находятся в самом обществе, и является не столько медицинской, сколько социальной.В нашем обществе существует целый ряд социальных проблем связанных с ВИЧинфекцией, большая часть которых возникает изза банальной нехватки информации о самом вирусе,дискриминации людей с данной болезнью и иззанедостаточной государственной поддержки.

Стигма является негативной ассоциацией с чемлибо позорным, непрестижным, отталкивающим и направленным в отличие от стереотипов на качества человека. Стигма является основной причиной дискриминации в обществе, нарушением прав человека и напрямую связанно с этой неприятной болезнью, так как её корни лежат среди гомосексуалистов, потребителей инъекционных наркотиков и работников коммерческого секса,благодаря чему и складывается негативный образ СПИДа.Стигма и дискриминация являются одними из самых главных препятствий для профилактики и лечения ВИЧинфекций. В современной России наличие ВИЧинфекции у человека, делает его уязвимым для различного роданарушения прав. Тайное обследование на ВИЧ без согласия человека, раскрытие информации одиагнозе, увольнение с работыбез законных причин, гоненияи дискриминация. И это только малая частьтех проблем, с которыми может столкнуться ВИЧинфицированный.Бедность, алкоголизация населения, развитие ВИЧзаболевания порождают в себе еще одну из основных социальных проблем –вымирание населения. Безусловно, решение этих проблем, может улучшить демографическую ситуацию нашей страны, но не решит её полностью, к тому же это довольно длительный процесс.

По официальным прогнозам, к 2025 году население России сократиться до 120 млн. человек. Россия является единственной среди развитых стран, население которой вымирает в мирное время. Основными причинами всего этого являются болезни, убийства, самоубийства, смерти вследствиеДТП, алкогольные и наркотические отравления и т.д.Как пример можно привести данные «Росстата», за2016 год в России:1. Родилось 1893256 человек (на 50880 человек меньше, чем за 2015 год);

2. Умерло1887913 человек (на 23500 человек меньше, чем за 2015 год);3. Прирост 5343 человека (в 2015 году прирост 32723 человека);4. Миграционный прирост составил 261948 человек.Основной рост населения происходит благодаря миграции населения из других стран и,казалось бы, делая упор на миграцию вровень с увеличением рождаемости, можно решить проблему вымирания населения, однако миграция таит в себееще однудовольно оструюсоциальнуюпроблему. Замещаякоренное население Россииона,провоцируетразмытие этнокультурного баланса, рост этнической преступности и бандитизма, всплеск социальнообусловленных заболеваний, обострение «дружбы народов» и качественное упрощение, примитивизацию рынка труда.Еще одной главной социальной болезнью общества считают коррупцию.В современной России коррупция является однойиз самых серьезных проблем. Несмотря на заметное снижение коррупции за последнее десятилетие, проблема остается актуальной. По причинекоррупции,довольно серьезно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие,как крупные стройки или масштабные закупки. Немалый вред онаприносит росту некоторых отраслей бизнеса. Как социальная проблема коррупция подрывает авторитет страны, наносит ущерб демократическим основам управления обществом, ограничивает конституционные права и свободы человека, нарушает принципы верховенства права, разрушает моральные и общественные ценности, дискредитирует государство на международном уровне. Огромное влияние коррупция оказывает на доверие к действиям и решениям властных структур.Состояние России на сегодняшний день, при котором она отстает во многих сферах от более развитых держав по причине неэффективного ведение управленческой деятельности, по большей частиобъясняется наличием коррупции и связанных с ней правонарушенийСогласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, это взятка, а каждый третий служащий –взяточник. По данным прессслужбы Следственного комитета России, за предыдущий год в России возбуждено более 20 тыс. дел по обвинениям в коррупции, в суд направленно около 12 тыс.дел.Принимаемыемеры по борьбе с коррупцией, со стороны нашего правительства, приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается. По данным международной аудиторской и консультационной компании EYв России за последние годы значительно снизился уровень коррупции. Согласно исследованиям, с 2015 года коррупция стала ниже среднемирового значения на 5 пунктов по сравнениюс США.Все рассмотренные выше социальные проблемы России, являются наиболее актуальными на сегодняшний деньи приоритетными в рейтинге по необходимости их решения.К сожалениюэто далеко не всё и в реальности существует немало других социальных проблем, к которымможно отнести: рост цен на товары и услуги, безработицу, ситуацию в сфере здравоохранения, пенсионное обеспечение, положение молодежи, социальное сиротство, задержки выплат заработных плат, терроризм, экстремизм, фашизм, отношения со странами СНГ и многие другие.Для того чтобы предотвратить гибельные для страны тенденции, необходимоповышение эффективности государства с усилением социальной направленности.Решение требует долгой и плодотворной работы,особого подхода к каждой из проблем, с учетом основных принципов социальноориентированного государственного управления. Преобразования в социальной сфере должны быть направленны на достижение определенных целей, таких как:1)обеспечение эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, по причине их неспособности самостоятельно решать социальные проблемы и нужде в государственнойподдержке;2)обеспечение доступности и высокого качества базовых социальных благ в основном, конечно же, медицинского обслуживания и общего образования;3) создание экономических условий, которые позволяли бы гражданам за счет собственных доходов, обеспечивать более высокий уровень социального потребления, сюда входят –комфортное жилье, наиболее высокий уровенькачествауслуг в сфере здравоохранения и образования, достойныйуровень жизни при выходе на пенсию;4) формирование в социальнокультурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий и далее для более эффективного их использования, а также на них основываясь обеспечения высокого качества и возможностей, широкого выбора предоставляемых социальных благ и услуг.

Таким образом, общество хочет не просто не быть нищим –оно хочет вернуть себе утраченную зажиточность и достойную жизнь, тем более что сами требования к качеству жизни существенно повысились.И еще, общественное мнение –это результат информационнопропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения –их непоказываютпо телевизору.

Ссылки на источники1.Кузнецова И.В. Критерии бедности и эффективность социальной политики // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 15. –С. 1746–1750. –URL: http://ekoncept.ru/2016/96268.htm.2.Официальный сайт фонда «Общественное мнение» // Электронный ресурс / http://fom.ru (дата обращения 13.03.2017).3.Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Электронный ресурс / http://www.fskn.gov.ru4.Измайлов З.А., Морозов Д.П., ВалитовМ.Р. ВИЧинфекция в современной России и возможные пути решения сложившейся ситуации // Молодой ученый. 2016. №12. С. 491493.5.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Электронный ресурс / http://www.gks.ru(дата обращения 13.03.2017).6.Официальный сайт Русский эксперт// Электронный ресурс / http://ruxpert.ru (дата обращения 13.03.2017).