Смешанная экономика: основные признаки системы. Смешанная экономика - плюсы и минусы современной смешанной экономики

Каждая страна выстраивает собственную систему национального хозяйства. Власти стараются делать экономику конкурентоспособной, выполнять социальные обязательства перед гражданами. Есть модели рыночной, смешанной экономики, есть и чисто командно-административные форматы вмешательства государства в хозяйственные процессы. Каковы особенности каждой из них? Насколько сильно различаются принципы экономического строительства в западных странах?

Какие есть модели экономики

Экономики стран мира работают в рамках различных моделей. Критериев, определяющих свойства каждой из них, достаточно много. В современной научной среде популярны два - преимущественная форма собственности на ресурсы, лежащие в основе экономического развития, и механизмы координации субъектов хозяйственной деятельности. Исходя из этих двух критериев, выделяют несколько групп моделей экономики. Перечислим их.

1. Модели командной экономики

Характеризуются преобладанием государственных на хозяйственные ресурсы. Деятельность основана на административно-командных директивах, издаваемых органами власти. Ключевые механизмы, определяющие то, что производить, как распределять и посредством каких каналов вести обмен, формирует государство. Командной считалась экономика СССР. Из числа существующих стран такой моделью обладает, по оценке ряда экспертов, Северная Корея.

2. Модели рыночной экономики

Характеризуются тем, что ресурсы в большей части представлены частной собственностью, есть свобода формирования цен. Государство не влияет на ключевые экономические процессы и не участвует активно в распределении каких-либо ресурсов.

Исследователи отмечают, что рыночная или командная модели в чистом виде сегодня встречаются достаточно редко. Так или иначе, государство вмешивается в дела бизнеса практически в любой стране, которая активно пропагандирует ценности свободного рынка. В свою очередь, даже в Северной Корее находится место хоть и нелегальному, но все же имеющему признаки частного бизнесу.

Модели смешанной экономики сегодня, как считают эксперты - самые распространенная в мире. Вопрос лишь в том, насколько велика и чем характеризуется роль государства в хозяйственной системе отдельно взятой страны. Кроме того, в ряде случаев большое значение имеет не столько степень вмешательства властей в дела бизнеса, сколько политический режим.

Что такое смешанная экономика

Прежде чем изучать модели в разных странах, изучим общие характеристики подобного рода хозяйственных систем. Основной критерий здесь - то, что роли государства и частного сектора в одинаковой степени важны. Кроме того, присутствуют в сопоставимой пропорции обе формы собственности. Однако основные хозяйственные механизмы все же определяются рынком. Государство же дополняет их посредством внесения изменений в регулирующее законодательство.

Какова целесообразность вмешательства государства в дела рынка? Почему бы не отпустить бизнес в свободное плавание? Некоторые экономисты объясняют это тем, что при чистом рынке есть риск того, что значительная часть граждан останется социально незащищенной, они не смогут найти работу. Причем это не на пользу частным бизнесам, многим из которых нужны платежеспособные клиенты. Лучше будет, если кто-то обеспечивает им доход (пусть это будут госпредприятия), да и рынок сбыта при этом расширяется. Есть версия, что подобным образом работает российская модель смешанной экономики. В ней государство, обеспечивая работу миллионам граждан в бюджетной сфере, которая имеет мало общего с предпринимательством и свободным рынком, стимулирует их покупательную способность, за счет чего функционируют, в свою очередь, "чистые" бизнесы, такие как, например, розничная торговля, фастфуд, автомобильный ритейл.

Другая точка зрения относительно роли государства в смешанной экономике базируется на проблематике свободного ценообразования. Дело в том, что рынок в чистом виде очень спекулятивен. Многие его игроки не способны договариваться об умеренной политике в аспекте увеличения отпускных цен, а если и проявляют подобные инициативы, то, как правило, с целью сговора против конкурентов, в результате чего разгоняется инфляция (как это было, например, в России в начале 90-х, да и во многих других странах бывшего социалистического блока). Вследствие этого экономика погружается в кризис. Государство же посредством разумного вмешательства в дела рынка может регулировать ход ценообразования, что может способствовать замедлению инфляции.

Основные концепции смешанной экономики

Рассмотрим, какие есть основные модели смешанной экономики, исходя из их фундаментальной природы. Эксперты выделяют следующие.

1. Неоэтатистская модель

Основной ее признак - национализация ключевых отраслей, а также влияние на рынок с тем, чтобы возможности отдельных игроков были примерно одинаковыми. В ряде случаев в экономическую политику включаются антимонопольные механизмы.

2. Неолиберальная модель

Характеризуется меньшим вмешательством государства в дела рынка, чем при неоэтатистском сценарии. Власти стараются влиять на качество функционирования хозяйственных институтов, но не на сам конкурентный процесс. Вместе с тем антимонопольный компонент также может быть задействован - с целью защиты свободной конкуренции.

3. Модель согласованного действия

В ее основе - принцип нахождения компромисса между различными субъектами хозяйственного процесса - бизнесами, правительством, обществом (часто в лице профсоюзов). Характеризуется достаточно высокими налогами (обычно выше, чем в тех странах, где практикуется неолиберальная модель), часто исчисляемыми по прогрессивной шкале. Конечная цель властей - обретение ресурсов для поддержания равенства социального положения граждан.

Таковы самые распространенные модели смешанной экономики. Безусловно, по мере естественного хода хозяйственных процессов приоритеты в тех или иных государствах могут меняться. Национальные модели смешанной экономики, как считают эксперты, склонны эволюционировать, адаптируясь к социально-политической действительности, внешней конъюнктуре, развитию технологий, появлению новых рынков.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие.

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой - нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет - если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же "платит" за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Как появилась смешанная экономика?

Интересен тот факт, что "прогрессивная", по мнению многих экспертов, рыночная модель появилась раньше, чем смешанная. Так получилось, что к началу ХХ века "чистый рынок" в виде капитализма без значимого государственного вмешательства оказался не таким эффективным, как того ожидали субъекты хозяйственных отношений. Рынок стал регулироваться властями. При этом попытки отклониться от этой модели и вернуться к "чистому рынку" стали, как считают многие эксперты, причиной кризиса в США в начале 30-х. Экономисты осознали, что оптимальное функционирование экономики все-таки должно подразумевать значимую роль государства. Таким образом, смешанная модель национального хозяйственного строительства появилась в 30-40-е годы. В годы войны приоритеты государств были несколько иными в силу необходимости оказания ресурсной поддержки армиям, однако по окончании Второй мировой страны Запада стали внедрять принципы смешанной экономики особенно активно. Сегодняшние хозяйственные модели в этих государствах - результат поступательного внедрения принципов, обеспечивающих компромисс между частным и государственным капиталом.

Смешанная экономика в США

Как функционируют в разных странах модели смешанной экономики? Кратко рассмотрим соответствующие особенности на примере наиболее мощных экономических держав. Начнем с модель смешанной экономики, как считают многие эксперты, характеризуется минимальным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Соответствующего вида собственность занимает сравнительно небольшую ролью в сравнении с частной. Ведущую роль в экономике США играет негосударственный капитал, однако его направленность регулируется властными структурами - посредством издания законов, связанных с отчетностью, социальными обязательствами, уплатой налогов и иных сборов. Роль властей в экономике США может быть заметной в сегменте государственных заказов, в основном оборонного и научного характера. Как известно, военный бюджет США - это более 500 млрд долларов.

Многие экономисты считают, что американская модель смешанной экономики направлена на стимулирование гражданской предпринимательской активности. На практике это может выражаться в минимальном количестве формальностей при открытии бизнеса. Также меры социальной поддержки малообеспеченных групп американцев не столь масштабны, как во многих других западных странах. Пособия по безработице и льготы способны обеспечить разве что минимальные потребности при тех ценах, что присутствуют в США. Поэтому граждане и стремятся найти работу или организовать собственный бизнес.

Модель смешанной экономики в ФРГ

Чем характеризуется германская модель смешанной экономики? Эксперты называют главной ее характеристикой как раз-таки выраженную социальную ориентированность. И это отличает немцев от американцев. Те же самые пособия в Германии обеспечивают нормальный уровень жизни. Власти ФРГ стараются выстраивать регулирование экономики так, чтобы был компромисс между приоритетами бизнеса и общества. С одной стороны, предприятия должны быть эффективными, способствовать росту ВВП и развитости экономики в целом. С другой - социальная справедливость должна быть обеспечена.

Германская модель смешанной экономики обладает следующими характерными особенностями.

Во-первых, это справедливая конкурентная среда. Каждый субъект хозяйственного процесса, исходя из политики властей ФРГ, должен иметь равные возможности для реализации своего предпринимательского потенциала.

Во-вторых, немецкая модель смешанной экономики подразумевает справедливое Это может выражаться как в стимулировании бизнесов к выстраиванию сбалансированных тарифных сеток в аспекте начисления зарплаты по должностям, так и, например, в прямом участии государства в выравнивании социального положения граждан, труд которых оплачивается неодинаково. В частности, посредством предоставления жилищных льгот, поддержки в страховании, образовании.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики очень специфична. Прежде всего стоит отметить, что в ней сильны национальные традиции, влияние которых прослеживается на многих участках хозяйственного процесса. Это и специфика взаимоотношений руководства и подчиненного, это и сохраняющийся институт наследственности в аспекте профессии и выбора предприятия, на котором работать. Другая особенность, которой характеризуется японская модель смешанной экономики - значительно более выраженное, чем, скажем, в США, вмешательство государства в хозяйственные процессы. Наиболее сильно это выражается в определении ключевых векторов развития национальной экономики, принципов взаимодействия с зарубежными игроками. Немаловажную роль в японской экономике играет та же социальная справедливость.

Шведская концепция

Рассмотрим то, чем характеризуется шведская модель смешанной экономики. Как считают эксперты, в Швеции построено общество, близкое по характеристикам к типично социалистическим идеалам. Меры финансовой и материальной поддержки гарантированы практически всем категориям граждан, независимо от наличия или отсутствия работы, стажа, профессии. Есть даже термин "скандинавский социализм". Разумеется, в рамках функционирования такой модели экономики на бизнес возлагается большая налоговая нагрузка.

Взамен, вместе с тем, он получает клиентов с гарантированно высокой покупательной способностью, а также защищенность - в аспекте банковских платежей и справедливых судов, то, о чем мы говорили выше, перечисляя аспекты "социального партнерства" между государством и бизнесом. Вместе с тем в среде экономистов бытует мнение, что шведская модель смешанной экономики имеет слишком большой "социалистический" уклон. Многим предприятиям становится сложно вести дела при условии жесткого налогового бремени.

Китайская модель

Рассмотрим то, как функционирует рыночная хозяйственная система коммунистической страны. Как такое возможно при том, что в СССР все было под контролем государства? Как устроена китайская модель смешанной экономики?

Все дело в том, что, начиная с 70-х годов, Компартия КНР решила открыть для внешних инвесторов с тем, чтобы использовать огромный производственный потенциал страны. Были либерализированы законы, касающиеся открытия филиалов зарубежных корпораций. Но политическая система при этом осталась неизменной. Иностранцев завлекала дешевизна кадровых ресурсов в КНР, и они охотно инвестировали в экономику коммунистического государства, решившего открыть себя рынку. В результате этого сегодня Китай - одна из ведущих промышленных держав. При этом, в силу того, что политический режим не менялся, власти КНР имеют возможность командно-административными методами задействовать этот ресурс так, как считают нужным. Например, использовать его в целях повышения уровня жизни граждан, их социальной защищенности. Которая сейчас, как признают многие эксперты, не на очень высоком уровне.

Стоит также отметить, то в Китае хорошо развит институт мелкого предпринимательства. Многие китайцы открывают пусть и небольшие, но приносящие доход торговые точки, рестораны, транспортные компании. Получается, что при коммунизме в КНР присутствует весьма развитый капитализм.

Сравнение моделей

Попробуем "визуализировать" вышеописанные модели смешанной экономики. Таблица сравнения национальных концепций может выглядеть примерно так. Оценки, конечно, очень относительные, но общее представление об особенностях экономических систем по странам у нас будет.

Признак / Страна

Германия

Япония

Швеция

Китай

Социальная защищенность

Вмешательство государства

Умеренное

Налоги

Умеренные

Умеренные

Умеренные

Собственность предприятий

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Значительная

государственной

Какие выводы можно сделать? Несмотря на то что во всех названных государствах - модели смешанной экономики, таблица показывает, что различия прослеживаются во множестве аспектов.

Смешанная экономика - это рыночная экономика, регулируемая государством. Смешанная экономика - это основанная на различных формах собственности экономическая система, в которой хозяйственное развитие регулируется свободными рынками, централизованными решениями государства и традициями. Современная экономика практически всех стран носит смешанный характер в том смысле, что не только рынок регулирует экономику, но и значительную роль в ее регулировании играет государство (правительство).

Государство в рыночной экономике выполняет следующие основные функции:

  • 1. Правовая. Она заключается в защите частной собственности и свободного предпринимательства. Сюда же относится и обеспечение выполнения контрактов, договоров между экономическими субъектами.
  • 2. Защита конкуренции. Современная экономика и сама конкуренция объективно ведут к концентрации производства, а следовательно, к вытеснению конкуренции. Поэтому конкуренция нуждается в защите и поддержке со стороны государства в виде антимонопольной политики.
  • 3. Перераспределение доходов. Опыт показал, что рынок в ходе конкуренции вырабатывает механизм эффективного производства, однако приносящий в жертву многих людей в виде неравенства и доходов. Через прогрессивные налоги и государственный бюджет государство должно сглаживать социальную несправедливость.
  • 4. Производство общественных благ. Каждое общество помимо индивидуальных потребностей имеет и общественные (коллективные), которые рынок или не способен удовлетворить или лишь частично способен удовлетворить. К этим коллективным потребностям относятся: образование, оборона, здравоохранение и т.д. Коллективные потребности в отличие от индивидуальных не знают принципа исключения, т.е. поскольку продукт коллективного пользования произведен, то все получают доступ к нему. Тогда как, чтобы использовать индивидуальное благо, надо купить, заплатить за него. Коллективное благо фактически, наделе исключает выбор предпочтений индивидов. И поскольку рынок не способен удовлетворить коллективные потребности, то государство берет на себя эту функцию.
  • 5. Стабилизации экономики. Рыночная экономика носит циклический характер, фазы подъема, процветания сменяются фазами спада и депрессии. А государство своей налоговой политикой, политикой своих расходов может или сдерживать чрезмерный экономический рост, вводя более высокое налогообложение, или стимулировать экономическую активность, снижая налоги.

Опыт показал, что на основе господства государственной собственности оказалось невозможным включить рынок как эффективный механизм регулирования экономики. Хотя рынок и существовал, тем не менее не удалось обеспечить оптимальное (эффективное) сочетание плана и рынка. На основе господства частной собственности индустриальным странам удается рационально сочетать взаимодействие рыночных сил и элементов государственного регулирования, в том числе и планирования. Сущность государственного регулирования состоит во вмешательстве государства в воспроизводственный процесс, когда правительство активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны. Современное государство индустриальных стран является и довольно крупным собственником и особенно крупным потребителем ВНП (табл. 1.1). Смешанная экономика состоит из двух секторов - государственного и частного.

Таблица 1.1

Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., %

Германия

Франция

Велико

британия

Италия

Япония

СССР/РФ

Однако сочетание рыночного и государственного регулирования - это в общем и закономерность, и возможность, которой непросто умело воспользоваться. Опыт современной России это подтверждает.

В современных условиях социально ориентированная рыночная экономика является исходной, базовой моделью экономического развития. Экономические модели - это теоретические построения, которые используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, упрощая их и делая доступными для анализа. Модели современных экономических систем содержат как общие, так и специфические черты. Общепризнанными моделями экономических систем являются: американская, японская, шведская и немецкая модели, а китайская модель представляет интерес как модель реформирования экономики любой страны.

Для американской модели характерны следующие особенности:

  • размеры государственной собственности невелики;
  • преобладают частный предпринимательский сектор и его поддержка;
  • правительство и государственный сектор обслуживают экономику, а не руководят ею;
  • высоко развит механизм конкуренции и рыночного ценообразования;
  • высоки различия в доходах населения.

Японскую модель отличает:

  • активная роль государства в модернизации экономики;
  • мощная поддержка государством предпринимательских структур;
  • значительная роль планирования в отдельных сферах экономики;
  • ориентация на сбережение, производство и экспорт при определенном отставании уровня жизни населения от роста производительности труда;
  • социальная ориентация фирм (пожизненный наем, партнерство, коллективная ответственность).

Шведская модель отражает:

  • развитый государственный сектор;
  • партнерство работников и предпринимателей при посредничестве государства;
  • преобладающую роль государственного бюджета в перераспределении доходов населения;
  • сужение рыночного ценообразования за счет вмешательства государства.

Немецкая модель определяется, как социальное рыночное хозяйство, отличающееся:

  • высокой степенью ответственности государства за обеспечение социальной стабильности;
  • значительной долей государственной собственности;
  • большими объемами государственных расходов в ВВП;
  • поддержкой мелких и средних предприятий, фермерских хозяйств;
  • активным влиянием государства на цены, пошлины и технические нормы.

Китайскую модель характеризует:

  • наличие двух противоположных секторов в экономике: рыночного и административного;
  • система свободных экономических зон;
  • значительная роль домашнего хозяйства;
  • слабая дифференциация в доходах;
  • высокая доля накопления и развития за счет иностранных инвесторов.

Перечисленные модели современных экономических систем и их содержание несут в себе лишь наиболее общие черты и не раскрывают всех тайн национального «чуда». По какому сценарию пойдет развитие мировой экономики? По мнению представителей мировой науки, XXI в. - это век экологии и психологии. Следовательно, эти две доминанты и будут формировать новые экономические модели.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принци­пах свободного предпринимательства (многообразие форм собствен­ности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства - его пост­индустриальной стадией, которая определила необходимость укруп­нения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и соци­альных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исто­рической традицией населения, материально-технической базой об­щества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный ка­питал, развитие которого регулируется институциональными струк­турами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государ­ственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

Система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществ­ление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему пе­рераспределяется основная масса бюджетных средств;

Обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

Главное воздействие на экономику государство осуществляет че­рез косвенные рычаги - госбюджет, кредитно-денежную систе­му, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: соци­альное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и по­мощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государ­ственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в пол­ной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфе­ре значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель. Смешанная экономика Великобритании фор­мировалась под воздействием активной роли государственного регу­лирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспече­ния. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

В обеспечении частного сектора правительственными заказами;

В развитии ВПК;

В финансировании НИОКР;

В финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективно­сти хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это по­требовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980-1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных пред­приятий, в том числе естественных монополий - телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась так­же политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель. Система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция - единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послево­енный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирова­ния. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государ­ства из экономики.

Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии - это свое­образный вариант западноевропейской модели, который характеризу­ется:

Обширным государственным сектором;

Высокоразвитым крупным частным бизнесом;

Укладами, оставшимися от раннего капитализма;

Большим удельным весом малого бизнеса;

Развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные ре­формы не внесли радикальных изменений в положение государствен­ного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характери­зуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с ве­сомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существен­ную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, бан­ковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализа­ции экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить актив­ную социальную политику. Шведская модель смешанной экономи­ки весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии - оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастер­скую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля хол­дингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в ре­зультате которой 80% помещичьих земель за выкуп передано крестья­нам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важ­ным источником гибкости японской экономики служит широкое раз­витие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии харак­терна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми стра­нами. Особенностью японской модели смешанной экономики явля­ется ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомо­гательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненно­го найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. XX в., когда стала давать плоды экономи­ческая программа, разработанная рядом видных немецких экономи­стов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхс­марки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последо­вала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса - «основы благосостояния для всех», которому обеспечива­лись максимально благоприятные условия. Вмешательство государ­ства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в де­сятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построе­ние общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состо­ит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалисти­ческой доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономи­ческих реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим за­дачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китай­ской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобще­ствления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране нача­лась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь за­тормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической систе­мы Китая. Ее характерная особенность - сверхцентрализация. Госу­дарство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономи­ка. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор де­лался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформи­рования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сво­дился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность пред­приятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустар­ных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начал­ся курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна выш­ла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

Модель экономики - или экономическая система - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики - самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

Командная модель экономики

Командно-административная модель экономики - это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность .

Основные черты:

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Основные характеристики рыночной модели экономики:

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС - это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора - развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Отличительными характеристиками германской модели являются:

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

Латиноамериканская модель

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

Африканскую модель характеризует:

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

Теория модели экономики будущего

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

2. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.


1. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
· прогнозирование в системе государственного регулирования;
· внутрифирменное планирование;
· коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
· регулирующий механизм федерального правительства;
· механизм штатов и местных органов власти;
· государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
· аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.
Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений - это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.


3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов , что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.
· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.1
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.