Размер взносов во внебюджетные фонды. Начислены взносы во внебюджетные фонды

Введение

Сущность внебюджетных фондов

1 Источники формирования внебюджетных фондов

2 Сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

Механизм исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды

1 Общие условия установления и взимания взносов

2 Механизм исчисления и уплаты взносов

Анализ налоговой реформы в формировании внебюджетных фондов

1 Сравнительный анализ социального налогообложения в 2011 и 2012 годах в России

2 Сравнительный анализ социального налогообложения в России и за рубежом

Заключение

Введение

Президентом РФ подписаны законы: № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Данные законы предусматривают переход с 1 января 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам и целый ряд изменений в порядке финансирования выплат, которые осуществляются в настоящее время за счет средств Фонда социального страхования.

В настоящее время порядок уплаты страховых взносов регулируется федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Целью курсовой работы является изучение страховых взносов во внебюджетные фонды, действующий механизм исчисления и уплаты, провести анализ влияния налоговой реформы на формирование внебюджетных фондов.

В рамках данной цели в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:

изучены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

изучено правовое обеспечение.

Объектом данной курсовой работы являются страховые взносы. Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования страховых взносов.

При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

1. Сущность внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

1.1 Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях. Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На тот период общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ.

1.2 Сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

страховой взнос внебюджетный уплата

Среди платежей, которые обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, особо следует выделить страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Отчисления во внебюджетные фонды, строго говоря, не являются налогами, однако в связи с обязательностью их уплаты их для целей нашего пособия вполне допустимо приравнять к налогам.

В настоящее время порядок уплаты страховых взносов регулируется федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Плательщики страховых взносов делятся на две категории:

Плательщиков взносов, относящихся к данной категории условно можно назвать "работодателями", т.к. большая осуществляемых ими выплат физическим лицам является заработной платой работников. Поскольку наше пособие ориентировано на людей, интересующихся вопросами бизнеса, особенности уплаты взносов обычными гражданами мы рассматривать не будем, и все сказанное ниже в отношении плательщиков категории 1 будет касаться уплаты страховых взносов только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Объект обложения страховыми взносами в целом аналогичен объекту налогообложения ЕСН: это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. При этом выплаты включаются в базу для расчета страховых взносов, независимо от того, отнесены ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, в отличие от ЕСН страховые взносы никак не связаны с правилами налогового учета, а это неизменно повлечет за собой увеличение количества видов выплат, с которых должны начисляться страховые взносы. Взносы начисляются, в частности, на выплаты, предусмотренные трудовым договором. К выплатам, указанным в трудовом договоре, можно приравнять выплаты, которые закреплены в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте работодателя (например, положении об оплате труда). Этот вывод следует из норм части 3 статьи 43, части 5 статьи 57, частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ. Таким образом, если в указанных документах не значится обязанность работодателя перечислять в пользу работников какие-либо выплаты, то, руководствуясь буквальной трактовкой законодательства, на эти выплаты можно не начислять страховые взносы.

2. Механизм исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды

2.1 Общие условия установления и взимания взносов

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование в 2012 г. в основном остается прежним.

Обложению страховыми взносами подлежат любые выплаты, произведенные в пользу работников организации, независимо от:

характера конкретной выплаты: заработная плата, гарантия, выплата социального назначения;

упоминания непосредственно в условиях трудовых договоров.

И наоборот, не образуют обложения страховыми взносами выплаты, произведенные:

в пользу лиц, не состоящих с организацией - плательщиком страховых взносов в трудовых отношениях и не заключавших с ней договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг;

в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К числу договоров, выплаты в рамках которых не образуют объект обложения страховыми взносами, относятся: договоры аренды, договоры дарения;

в рамках любых отношений, не предполагающих выполнения физическим лицом каких-либо действий. Например, не облагается страховыми взносами материальная выгода, возникающая в виде экономии на процентах при пользовании заемными средствами, дивиденды (выплаты в пользу акционеров или участников, в том числе состоящих в трудовых или иных отношениях с обществом).

Объект обложения страховыми взносами возникает независимо от источника выплаты и порядка учета выплаты в целях налогообложения прибыли.

Принимая на работу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, все организации применяют по отношению к выплатам, произведенным в пользу указанных лиц, следующие ставки:

в Пенсионный фонд Российской Федерации - 16 процентов;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,9 процента;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - исключена.

Пониженные тарифы страховых взносов на 2011 г. для отдельных категорий плательщиков, число которых увеличено, установлены статьями 58 и 58.1 закона N 212-ФЗ. К сожалению, многие субъекты малого и среднего бизнеса не дождались льготного тарифа страховых взносов.

Установлен порядок уточнения платежа в случае неверного заполнения поручения на перечисление взносов: если допущенные при заполнении платежного поручения ошибки, не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда, то страхователь вправе уточнить платеж (ч. 8 ст. 18 закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2011 г. зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов производится контролирующими органами самостоятельно. Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты (ч. 7 ст. 26 закона N 212-ФЗ). При этом новый порядок не мешает страхователю обратиться с заявлением о возврате излишне перечисленных взносов (ч. 6 ст. 26 закона N 212-ФЗ).

2.2 Механизм исчисления и уплаты взносов

Индивидуальное задание № 2.

Городская поликлиника выплатила врачу-стоматологу А.Г.Федорову (1962г.р.) в первом квартале заработную плату за счет бюджетных средств в сумме 20000 руб. в месяц, а за оказание платных услуг пациентам в той же поликлинике - 25000 руб. в месяц.

Кроме того, он получил 5000 руб. за прочитанную лекцию, а также 1000 руб. за статью, опубликованную в научно-популярном журнале.

Сотрудник данной поликлиники П.С.Петров (1970г.р.) в первом квартале ежемесячно получал заработную плату в размере 13000 руб. и ежемесячную премию в размере 1500 руб. В феврале он получил единовременную материальную помощь в сумме 2000 руб., а также возмещение командировочных расходов в пределах нормы в размере 5000 руб.

Сотруднице поликлинике А.С.Семеновой была выплачена заработная плата в размере 17000 руб. ежемесячно. В январе ей была выплачена премия по итогам предыдущего года в размере 26000 руб. Кроме того, поликлиника оплатила в феврале А.С.Семеновой абонемент на посещение бассейна в течение года в сумме 18000 руб., а также полис добровольного медицинского страхования в сумме 50000 руб. сроком на 1 год. В день юбилея в марте А.С.Семеновой был вручен подарок стоимостью 16000 руб.

В.И.Петрову, работающему в поликлинике по трудовому договору, была выплачена заработная плата в размере 25000 руб. в месяц. По итогам работы предыдущего года была выплачена премия в размере 9600 руб., а также в январе ему был приобретен годовой абонемент на посещение теннисного корта в сумме 15000 руб. За 3 месяца была произведена оплата мобильного телефона, используемого для производственных (50%) и личных (50%) нужд в сумме 6000 руб. Был оплачен полис добровольного медицинского страхования (срок страховки - 12месяцев) в сумме 36000 руб. У В.И.Петрова поликлиника выкупила компьютер для производственных нужд на сумму 60000 руб.

Определите сумму страховых взносов. Заполните расчет по страховым взносам в ПФ и ФОМС за расчетный период.

(ставки на основании ст.58 п.3.4 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ)

Федорову А.Г. (1962г.р.)

НБ = 60000+75000+5000+1000 = 141000 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 141000*20% = 28200 руб.

ПФ = 141000*20% = 28200 руб.

Стр.ч. = 28200 руб.

Петрову П.С. (1970г.р.)

Возмещение командировочных расходов 5000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 39000+4500+2000 = 45500 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 45500*20% = 9100 руб.

ПФ = 45500*20% = 9100 руб.

Стр.ч. = 45500*14% = 6370 руб.

Накоп.ч. = 45500*6% = 2730 руб.

Семеновой А.С. (1966г.р.)

По больничному листу 11000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 51000+26000+18000+3060+16000 = 114060 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 114060*20% = 22812 руб.

ПФ = 114060*20% = 22812 руб.

Стр.ч. = 22812 руб.

Петрову В.И. (1967г.р.)

Оплата мобильного телефона 6000р., для производственных нужд (50%) и выкуп компьютера у Петрова В.И. 36000р. (в соотв. со ст.9 ФЗ № 212-ФЗ)

НБ = 75000+9600+15000+3000+4500 = 107100 руб. (в соотв. со ст. 7 212-ФЗ)

Сумма страховых взносов = 107100*20% = 21420 руб.

ПФ = 107100*20% = 21420 руб.

Стр.ч. = 107100*14% = 14994 руб.

Накоп.ч. = 107100*6% = 6426 руб.

НБобщ = 141000+45500+114060+107100 = 407660 руб.

Σстр.вз.общ. = 28200+9100+22812+21420 = 81532 руб.

3. Анализ налоговой реформы в формировании внебюджетных фондов

3.1 Сравнительный анализ социального налогообложения в 2011 и 2012 годах в России

Максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34 до 30 процентов. Изменения в тарифах коснутся, в первую очередь, льготных категорий работодателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. С 1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах*.

Напомню, что в предыдущем году совокупный тариф страховых взносов составлял 34%. Из них 26% работодатели платили в ПФ Российской Федерации, 2,9% - в ФСС РФ, 3,1% и 2% - в ФФОМС и ТФОМС соответственно.

Начиная с этого года, тариф страховых взносов в ПФР на период 2012-2013 гг. уменьшился с 26% до 22%. При этом была проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тысяч рублей. Если выплаты в пользу работника превысят 512 тысяч рублей в 2012 году и 573 тысяч рублей в 2013 году, работодатель уплатит дополнительные взносы в Пенсионный фонд. Они составят 10 % от суммы превышения.

Тариф страховых взносов в ФСС в 2012 году не изменился и остался на уровне 2011 года. С 1 января 2012 года страховые взносы в ТФОМС больше не будут уплачиваться, при этом, совокупный тариф страховых взносов в ФФОМС составил 5,1% и остался на уровне 2011 года.

В отношении взносов в Пенсионный фонд РФ, предусмотрено разделение на страховую и накопительную часть (16% и 6% соответственно для лиц 1967 года рождения и моложе, а для тех, кто родился 1966 году и ранее - 22% на страховую часть). Но теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную часть тарифа страховых взносов (ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). Для лиц, родившихся в 1966 году и ранее, из 22 процентов 6 процентов идет на солидарную часть, а 16 процентов - на индивидуальную часть тарифа. Для работников, которые родились в 1967 году и позже, накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части страхового тарифа (6%), а страховая (16%) делится на солидарную часть (6%) и индивидуальную часть (10%).

С начала 2012 года изменился и список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, благотворительные организации и некоммерческие организации, работающие в социальной сфере, а также в сфере образования и науки. Также меньшие взносы заплатят организации, оказывающие инжиниринговые услуги, и аптечные организации, применяющие специальные режимы налогообложения.

Помимо этого расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. Теперь к ним относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, с которыми заключены трудовые договоры сроком не менее 6 месяцев.

Исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность. Остальные плательщики страховых взносов будут в 2012 году по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отчетность в ПФР необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в 2012 году становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. Ежеквартально надо будет сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР и ФФОМС, но и сведения по персонифицированному учету.

Работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составили более 50 человек, должны, как и прежде, представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с учетом изменений и дополнений)

3.2 Сравнительный анализ социального налогообложения в России и за рубежом

Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи. В мировой практике современные государства уже с середины XX века активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В, условиях современного финансового кризиса, регулирующая и -социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима. Без полноценного финансового обеспечения системы социальной защиты, невозможно выполнение государством стоящих перед ним социальных и экономических задач.

Экономические реформы в России вызвали реструктуризацию источников финансирования социальной сферы. Процесс реформирования сегодня сопровождается переходом на страховые методы финансирования социальной защиты за счет страховых взносов работодателей, добровольных отчислений работодателей и работников, косвенного финансирования в виде налоговых льгот. Из многочисленных источников финансирования социальной защиты населения выделяется один из наиболее весомых - это социально ориентированные налоговые платежи и взносы, или, по другому, социальное налогообложение. Однако, его роль как источника доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов в России пока явно занижена. В тоже время, социальные налоговые платежи составляют в развитых странах значительную 1 долю в совокупных налоговых доходах: в Японии - 38%, в Германии - 37%, в Англии - 18%, во Франции - 41%, а в России около 8%.

ВнастоящеевремястраныОЭСРтратятнапенсиивсреднем9%ВВПиданныезаметноразличаютсяпостранам.Например,вАвстриирасходынагосударственныепенсиисоставляютоколо15%,вИталии-14%,воФранции-13%,вСША-6,5%,Японии-5%иКанаде-4,5%ВВП.

Вбольшинстверазвитыхстраннаодногочеловекастарше65летприходится4-5человектрудоспособноговозраста,нок20-25годамэтосоотношениесоставитвстранахЕвропы1:2,5,вСША-1:3,5.СогласнорасчетамэкспертовОЭСР,расходынапенсиивпервыедесятилетиябудущеговекаповысятсядо14-20%ВВПвЯпонииигосударствахЕвропы.

Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении пенсионными планами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственной распределительной (солидарной) пенсионной системе (приложение 1).

В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе "Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту" (1994 г.) содержится оценка функционирующих в мире пенсионных схем и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев; разработаны концептуальные подходы к пенсионному реформированию; обобщены практические действия отдельных странах в этой области (табл. 1, рис. 3.1 и 3.2)

Таблица 1 - Сравнение размера страховых взносов по странам

СтранаОбщая ставка взносов, %Расходы на выплату пенсий, % ВВПИталия32,715,4Австрия22,813,6Чехия2813,3Франция1512,8Швеция16,712,7Германия19,912,4Великобритания17,511,5Финляндия25,99,6Венгрия26,58,6Эстония228,5США12,47,2РОССИЯ206

Рисунок 1 - Общая ставка страховых взносов, %

Рисунок 2 - Расходы на выплату пенсий, % ВВП

По результатам исследования опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что страны Западной Европы являются одними из наиболее передовых в области развития социальной защищенности людей. Несмотря на ряд различий, система государственного страхования в этих странах имеет достаточно много общих черт.

США и Япония также имеют развитые системы государственного социального страхования, характер которых зависит от национальных особенностей и наиболее подходит для конкретной страны.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, рассмотрены направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, изучено правовое обеспечение.

Переход от ЕСН на страховые выплаты позволит сбалансировать пенсионную систему РФ. Т.к. при сегодняшнем прогнозе социально-экономического развития РФ, будет оставаться минимальный дефицит, связанный с накопленными обязательствами пенсионной системы, однако он будет незначительным.

снизить налоговые ставки по специальным налоговым режимам;

с участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов;

предусмотреть меры экономического стимулирования, направленные на сохранение и развитие корпоративных пенсионных систем;

предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;

рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.

Каких правил стоит придерживаться при отчислении страховых взносов во внебюджетные фонды? Рассмотрим, какие тарифы и формулы действительны в 2019 году, когда и куда производится оплата.

Страховые взносы платятся всеми лицами, что ведут предпринимательскую деятельность, как за себя, так и за своих сотрудников.

Но не каждый знает, что относят к таким платежам, сколько стоит перечислить, какие сроки для этого предусмотрены.

Рассмотрим информацию, что содержится в законодательной базе о страховых взносах, кратко обрисуем особенности уплаты.

Что же такое внебюджетные фонды, которые находятся на слуху у каждого предпринимателя и организации. Что собой представляют взносы?

Определения

Основной источник финансовых ресурсов государственного социального внебюджетного фонда – платежи обязательного характера. Они формируют сами фонды, содержат программы.

Здесь также стоит уяснить, что понимается под специальными обязательными страховыми взносами. Это суммы:

  • что зачисляются в ПФ России на пенсионное страхование;
  • что направлены на обязательное страхование от несчастного случая при производственном процессе и профзаболевания, перечисляемые в ФСС;
  • что направляются на медстрахование и т. д.

Целью является пополнение ресурса внебюджетных фондов. Такие суммы вносятся в бюджет в соответствии с регламентированными тарифами. Страховые взносы носят добровольный характер.

Под таким выражением понимают обязательные платежи, что взимаются с предприятий и физлиц по тарифу в соответствии с правилами, отраженными в нормативной документации.

В системе могут быть включены не только обязательные налоговые суммы, но и другие средства, что являются обязательными страховыми платежами, нюансы уплаты которых регулируются законодательством РФ.

Характеристика страховых взносов

Рассмотрим виды страховых взносов:

Вид Описание
ЕСН Единый социальный взнос. Это налог федерального уровня, что уплачивается на территории всех субъектов России. Зачисления осуществляется в установленных нормативными актами долях в федеральную казну и два внебюджетных фонда: ФСС и ФОМС. Такой взнос не изменяет способов формирования и применения средств фондов. Они формируются страховыми методами
На медицинское страхование обязательного характера
На обязательный вид пенсионного страхования Что уплачивается в Пенсионный фонд. Это самостоятельный источник. Платежи осуществляются в индивидуальном порядке на возмездной основе. Назначение – обеспечить права граждан на получение пенсионных выплат в тех размерах, что являются эквивалентными суммам страховых взносов, и которые учитывались на индивидуальных лицевых счетах. Этот вид платежа не может считаться страховым в полной мере – он имеет характеристики и налога, и сбора
На обязательный вид страхования от несчастного случая на производстве и профболезней Это взнос, что рассчитывается с учетом тарифов, скидок и надбавок к тарифам, которые страхователи должны перечислить страховщикам

Кто плательщики?

Плательщиком страховых взносов может быть:

  • компания со статусом юридического лица;
  • физическое лицо;
  • физлицо, что имеет статус ИП.

Условие – такие лица перечисляют средства в виде вознаграждений, зарплаты и других платежей своим работникам.

Перечислять такие суммы могут также предприниматели, в том числе те, что занимаются частной практикой – нотариус, адвокат, которые не производят выплат физическому лицу.

Нормативная база

Порядок уплаты страховых взносов оговорен в . Платежи осуществляются в отдельности в каждый из фондов.

Объект начислений страховых сумм, что перечисляются работодателями и лицами, что платят только за себя, один и тот же.

Все перечисления работникам будут облагаться взносом в том случае, если начисление осуществлено в соответствии с:

Уплату стоит производить относительно того вида страхования, по которому лицо застраховано согласно нормам документа от:

Базу определяют нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 8, 10 закона № 212-ФЗ). При превышении установленного лимита средства от суммы, что сверх пределов, не будут взиматься.

Каждый год доход индексируется в соответствии с постановлениями властей, исходя из роста заработка. В базу будут включены средства, что платятся физлицам, не учитывая тот факт, относятся ли они на затраты, что уменьшают базу по налогу на доход.

К налогооблагаемым относятся такие выплаты:

  • компенсации за неиспользованные отпуска;
  • матпомощь, что платится семье погибшего работника;
  • средства, что уплачиваются работникам, которые имеют тяжелые условия труда;
  • цена спецодежды;
  • цена проездных льгот, что были предоставлены тем, что учится и воспитывается.

Таблица ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

В 2019 году действуют такие тарифы:

Условие ПФР ФОМС ФСС
Предельные нормы установлены ст. 58 частью 1 закона № 212-ФЗ и составляют 670 тыс. рублей в ФСС, 711 тыс. – в ПФР 22% 5,1% 2,9%
Тариф, что установлен сверх лимита 10% 0% 0%
IT-компании 8% 4% 2%
Фирмы, что платят зарплату или вознаграждения члену экипажа судна (пункт 9 той же статьи) 0% 0% 0%
НКО, аптечные сети, предприятия-упрощенцы 20% 0% 0%
Участники проекта «Сколково» 14% 0% 0%
Участник свободной экономической зоны 6% 0,1% 1,5%
Резидент в рамках опережающего социального экономического развития 6% 0,1% 1,5%

Доптарифы в ПФР устанавливаются с учетом класса условия работы (после проведения специального оценивания).

Тариф взноса с перечислений иностранному работнику:

За какое лицо осуществляется платеж ПФР ФОМС ФСС
За лицо, что считается резидентом страны и не является высококвалифицированным специалистом 22% 5,1% 2,9%
За лицо, что проживает на временной основе в рамках страны и не является квалифицированным специалистом 22 5,1 2,9%
За лицо, что временно находится в России и не относится к категории высококвалифицированного персонала 22 01 1,8%
За высококвалифицированного работника-резидента 22 0 2,9%
За иностранцев, что временно проживают в России и считаются высококвалифицированными сотрудниками 22 0 2,9%
За временно пребывающих иностранцев, относящихся к высококвалифицированным специалистам 0 0 0%

Тарификация и правила перечисления страховых сумм на обязательный вид страхования от несчастного случая и профболезней установлены с 2006 года (согласно ).

Величина взносов будет зависеть от того, какой класс деятельности осуществляется (утверждено ).

Льготы по страховым взносам в отношении сотрудника-инвалида в пределах 60% от общего тарифа, могут использоваться и ИП ().

Общая сумма отчислений во внебюджетные фонды – 30%.

Как производится расчет (формула)?

Расчетную базу определяют по такой формуле:
Полученные результаты должны округляться. Страховой взнос, что должен быть перечислен в фонд в расчетном периоде рассчитывают так:

Сумму отражают в рублях с копейками. Главное при расчете суммы страховых взносов – подсчитать в пропорциональном соотношении месяцам и дням, когда деятельность велась.

Если деятельность велась неполные месяцы, то ориентируйтесь на такую формулу:

Пример

Ситуация 1. Компания использует основные тарифы. В начале 2013 году работник Смирной Л.Ф. (1975 г.р.) получил зарплату в размере 30 тыс. рублей.

Суммируем показатели:

6,2 тыс. + 1530 + 870 = 9 тыс.

Ситуация 2. Фирма использует общие тарифы. В начале 2013 года сотруднику Иванову (1970 г.р.), который занят в деятельности, относящейся к категории вредных, начислено зарплату в размере 20 тыс.

Дополнительно работодатель должен начислить 2%. Проведем расчеты:

Общая сумма перечислений во внебюджетные фонды:

Ситуация 3. За 2012 год работнику, который имеет оклад 40 тыс., начислено 3 премии, общая сумма которых составляет 50 тыс., материальную помощь при использовании отпуска – 10 тыс., материальную помощь при рождении ребенка – 60 тыс.

Рассчитаем годовой доход по зарплате:

Доля материальной помощи, что облагается взносами – 6 тыс. (10 тыс. – 4 тыс.).

База налогообложения по матпомощи на ребенка:

Суммируем показатели:
Сумма взносов во внебюджетные фонды социального назначения будет рассчитываться по ставке 2,9% (в ФСС) с лимита 512 тыс. (это 14 848 рублей) и 10% с остатка (546 тыс. – 512 тыс. = 34 тыс., то есть 3,4 тыс.).

Проводки при перечислении сумм

Необходимо использовать счет 69:

По дебету открываются такие счета:

Видео: семинар «Страховые взносы во внебюджетные фонды»

Актуальны такие проводки:

Сдаваемая отчетность по страховым взносам

Платежи во внебюджетные фонды должны осуществляться в сроки, установленные государственными структурами. Но если последним дней оказался выходной, то уплату можно произвести в первый рабочий день после выходного.

Это же касается отчетной документации. Отчетными периодами являются квартал, 6 мес., 9 мес.; налоговый период – календарный год.

Оплата же производится ежемесячно, не позже 15 числа в следующем месяце после отчетного. Работодатели должны в отношении каждого работника вести учет средств страховых начислений.

Отчетность предоставляется в ПФР и ФСС. Расчеты по пенсионному страхованию должны подаваться до 1 числа во втором месяце, что следует за отчетным.

Отчетная форма, которую работодатели должны заполнять – , что была утверждена . Форма, что предоставляется в фонд по соцстрахованию – .

Дополнительно компании, у которых есть сотрудники, должны подавать .

Если предприятие прекращает вести свою деятельность, то расчет по страховым взносам необходимо подать одновременно с заявлением о снятии с учета (часть 15 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Для того чтобы не пропустить срок подачи отчетности и уплаты страховых сумм, можете ориентироваться на такой календарь:

Период Вид отчета Сроки предоставления отчета в бумажном виде Сроки для электронной отчетности
1-й квартал 4-ФСС 20.04.2015 25.04.2015
2-й 4-ФСС 20.07.2015 25.07.2015
3-й 4-ФСС 20.10.2015 25.10.2015
4-й 4-ФСС 20.01.2016 25.01.2016

Особенности исчисления во внебюджетные фонды

Еще с 2010 года вступил в силу закон № 212-ФЗ, в котором описаны правила начисления и перечисления в государственные внебюджетные фонды страховых взносов.

Но таким нормативным актом не регулируется исчисление и уплата суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Для расчетов страховых перечислений прибыль по , что связана с интеллектуальной собственностью, может уменьшаться на затраты, которые подтверждаются документами.

Если такие доказательства отсутствуют, то прибыль может уменьшаться на нормативные вычеты. Взносы платятся в установленном размере, что ежегодно индексируется чиновниками.

Со средств, что превышают допустимые нормы, страховые суммы не перечисляются. В базе при начислении сумм не будут включаться средства, что получены по договору гражданско-правового, лицензионного, авторского типа.

В этом году плательщикам не нужно разделять сумму на накопительную и страховую часть – уполномоченные органы самостоятельно выполнят такую процедуру. А значит, вы можете предоставить один расчет.

Стоит помнить и о том, что физические лица со статусом ИП, которые платят за себя, не должны исчислять суммы в ФСС. Остальные платежи осуществляются на общих основаниях.

Такие лица должны рассчитывать размер страховых взносов, учитывая стоимость страхового года. Это произведение МРОТ и тарифов. Результат должен умножаться на 12 месяцев.

Страховые взносы во внебюджетные фонды – это платежи, от которых никуда не деться.

А значит, в ваших интересах, разобраться в нормативной документации, которая содержит правила исчисления и уплаты таких сумм в уполномоченные органы.

Внимательно проводите расчеты взносов и своевременного перечисляйте средства за сотрудников а, при необходимости, и за себя.

В конце 2011 года в ряд законодательных актов о страховых взносах были внесены значимые изменения. Новые положения должны применяться с 1 января 2012 года. В статье Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, анализирует нововведения, относящиеся к пенсионному, социальному страхованию работников (в том числе от несчастных случаев на производстве). Приводится актуальная информация об индексации «детских» пособий, а также о порядке взимания и суммах возможных штрафов.

Предельная величина базы для начисления

Правительство РФ установило предельную величину базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012 год. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 сумма будет увеличена по сравнению с 2011 годом (463 тыс. руб.) в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб.

Тариф снизится с 34 % до 30 %, но будет регрессивным

Напомним, что в 2011 году страховые взносы уплачивались теми, кто не имел льгот по ставке 34 процента (в ПФР - 26 %, в ФСС - 2,9 % и в ФОМС - 5,1 %). Предельная величина облагаемых страховыми взносами выплат в пользу работника, исчисленная нарастающим итогом, - 463 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не взимались.

ст. 3 Закона № 167-ФЗ

Пониженный (льготный) тариф

ст. 58 Закона № 212-ФЗ

подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , ):

  • от 12.04.2010 № 61-ФЗ );

ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Увеличиваются штрафы

ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

ст. 46.1 Закона № 212-ФЗст. 15.33 КоАП РФ).

С 2012 года страховая часть пенсии будет состоять из (ст. 3 Закона № 167-ФЗ): солидарной части страховых взносов; индивидуальной части взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16 %. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была нераспределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

Пониженный (льготный) тариф

Напомним, что в 2011 году льготные категории (ст. 58 Закона № 212-ФЗ) платили страховые взносы по ставке 26 %. Для плательщиков, применявших в 2011 году льготный тариф в размере 26 %, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды понизится до 20 %. Тарифы составят в ПФР - 20 %, в ФСС - 0 % и в ФОМС - 0 %. При этом не надо будет начислять взносы на выплаты, превышающие 512 тыс. руб. Как будут оплачиваться больничные при этом, пока не ясно, потому что никаких изменений в законодательство об оплате пособий по временной нетрудоспособности не внесено. Возможен возврат к старому порядку, когда больничные оплачивал работодатель на УСН, а не ФСС РФ.

В состав льготников, которые будут платить взносы по ставке 20 %, дополнительно вошли (новые подпункты я.8 - я.10 в п. 8 , 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • субъекты малого предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности которых является транспорт и связь, либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, либо производство гнутых стальных профилей, либо производство стальной проволоки;
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться и в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности для следующих субъектов:

  • аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности (новый п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В случае потери права на применение льготных тарифов в течение расчетного периода «упрощенцам» не надо будет платить пени по доначисленным взносам. То же касается и льгот для средств массовой информации (ч. 1.3 и 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Уточнены критерии для права применения льготного тарифа для СМИ. Если ранее порядок подтверждения основного вида деятельности должен был прописываться Правительством РФ, то теперь этот порядок прописан в самом Законе № 212-ФЗ (ч. 1.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Взносы в ПФ РФ для самозанятых

«Самозанятыми» являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др., которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в ПФР и ФОМС.

Тарифы, по которым рассчитываются взносы предпринимателей «за себя», остались прежними, т. е. ПФР - 26 %, ФОМС - 5,1 %. Все изменения по уменьшению тарифов, принятые для работодателей, «самозанятых» лиц не касаются. О применяемых ставках для расчета этих взносов даже внесли пункт в , т. к. этот вопрос возникал при расчете взносов, исчисляемых исходя из стоимости страхового года.

Изменен срок уплаты взносов при прекращении предпринимательства физлица, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочия нотариуса. Теперь окончательный расчет по взносам в ПФР и ФОМС надо производить в срок 15 календарных дней включительно со дня госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Следует внимательно ознакомиться с нововведениями, в том числе лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (). С его помощью фонды смогут присылать акты и решения по проверкам, требования об уплате недоимки, о представлении документов на ревизию, решения о взыскании. Компании также смогут подавать документы на проверку по каналам связи. Для этого фонды должны утвердить порядки представления документов.

Увеличиваются штрафы

Рядом поправок вводятся штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Вводится штраф за нарушение электронной формы расчета (РСВ-1) - 200 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

За несообщение фондам о счетах в банках штраф составит 5 000 руб. (новая ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ). До сих пор за это могли оштрафовать лишь должностных лиц на 1 000-2 000 руб. (ст. 15.33 КоАП РФ).

Также в пункте 2 статьи 48 увеличен штраф за отказ или непредставление в установленный срок документов (с 50 руб. до 200 руб. за каждый документ).

С 2012 года отменяется штраф за опоздание с расчетом на 180 дней: будет общий штраф за просрочку независимо от ее продолжительности.

Теперь в статье 46 Закона № 212-ФЗ установлено, что непредставление в срок РСВ-1 влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Иными словами, минимальный штраф за несдачу отчета составит 1 000 руб. (сейчас 100 руб.). А максимальный штраф составит 30 % (сейчас процент не ограничен), сам штраф будет считаться от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода.

Выплата пенсионных накоплений

Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ установлено, что накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер.

В некоторых случаях накопления можно будет получить единовременно. Сделать это смогут все застрахованные, получающие трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, а также лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости. Порядок единовременной выплаты определяется Правительством.

Накопления, которые сформированы за счет взносов по госпрограмме софинансирования, а также материнского капитала, разрешено выплачивать в срочном порядке - не менее 10 лет. Этот порядок будет единым для ПФР и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Кроме того, эти два вида накоплений, хотя и сформированных во многом за счет государственных средств, разрешено наследовать. Правопреемниками накоплений, полученных за счет добровольных взносов по программе софинансирования, остается тот же круг «первой очереди» (переживший супруг, дети, родители), что и по «личным» накоплениям. Что касается накопленных материнских денег - тут круг правопреемников сужен до ближайших членов семьи, которым и предназначался семейный капитал, - то есть супругу и детям.

Рассчитываться накопительная пенсия будет с учетом так называемого «ожидаемого периода выплаты». На этот показатель, выраженный в месяцах, делится вся сумма накоплений, и в итоге получается размер ежемесячной выплаты. Сначала предполагалось, что НПФ этот показатель будут рассчитывать самостоятельно, а для ПФР он будет равен 19 лет. В итоге решено, что этот показатель будет единым и для ПФР, и для НПФ: в 2012 году - 18 лет. Начиная с 2013 года, его будет определять отдельный федеральный закон на основании официальных статданных по продолжительности жизни пенсионеров.

Кроме того, создается выплатной резерв для накопительной части пенсии. И решено, что ежегодно эти выплаты будут корректировать.

Взносы на страхование от НС и ПЗ

Тарифы сохраняются

Тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве сохраняются на прежнем уровне. Напомним, что всего установлено 32 страховых тарифа (от 0,2 процента до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Закон также сохраняет льготы по уплате страховых взносов в размере 60 % от существующих тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов.

Работодатели, допустившие несчастные случаи, будут расплачиваться за это три года

Страховой взнос «от несчастных случаев» платят в ФСС РФ все страхователи. Размер тарифа зависит от отрасли, к которой относится предприятие (чем опаснее направление деятельности, тем выше тариф), и от индивидуальных показателей работы.

Федеральный закон от 06.11.2011 № 300-ФЗ внес изменения в статьи 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

С 1 января 2012 года работодатель обязан предоставлять в ФСС РФ информацию об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона № 125-ФЗ в новой редакции). Порядок предоставления сведений будет прописан в правилах установления скидок и надбавок к страховым взносам. Эти сведения будут использоваться для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу (ст. 22 Закона № 125-ФЗ). При этом расчет будут производить по итогам работы организации за три года с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест). В настоящее время при расчете принимаются сведения за предшествующий год.

Как и ранее, размер надбавки или скидки не может быть более 40 %.

Но если произошел страховой случай со смертельным исходом, скидка страхователю устанавливаться не будет на протяжении трех лет. Смысл нововведений в том, чтобы создать условия, когда работодателю будет выгоднее обеспечить безопасные условия труда, чем потом платить штрафы и повышенные тарифы.

Кроме того, пункт 3 статьи 17 Закона № 125-ФЗ дополнен положениями, согласно которым в порядке, определяемом Правительством РФ, будет утверждаться и порядок предоставления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах, а также правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Ранее порядок утверждения указанных правил ежегодно устанавливался федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и плановый период.

"Детские" пособия

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ установлено, что пособия, которые выплачивает работодатель, подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2).

В частности, индексации подлежат:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком.

Федеральный Закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ст. 10) установил, что с 1 января 2012 года будут проиндексированы на коэффициент 1,06 госпособия гражданам, имеющим детей. В частности, с 1 января 2012 года детские пособия, выплачиваемые работодателем, равны:

  • 465,20 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (в 2011 году - 438,87 руб.);
  • 12 405,32 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (в 2011 году - 11 703,13 руб.);
  • 2 326,00 руб. и 4 651,99 руб. - минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за первым и вторым и последующими детьми соответственно (в 2011 году - 2 194,34 руб. и 4 388,67 руб.).

Материнский капитал

Размер материнского (семейного) капитала пересмотрен с учетом темпов роста инфляции и также установлен Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ . В 2012 году он составит 387 640,30 руб.

На сегодня существует несколько разновидностей страховых взносов :

  • пенсионные;
  • медицинские;
  • на социальное страхование при возникновении факта временной недееспособности либо по причине материнства;
  • страхование от возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний при осуществлении своей трудовой деятельности (стоит отметить, что этот взнос называют «на травматизм»).

Первые три вида до недавнего времени регулировались Федеральным законом №212-ФЗ, но уже с января 2017 года они находятся под контролем главы 34 Налогового кодекса РФ .

Последний взнос «на травматизм» регулируется Федеральными законами №125-ФЗ и №179-ФЗ .

Начисление

Плательщиками страховых взносов выступают:

  1. Компании, которые осуществляют выдачу заработной платы своим сотрудникам либо же оплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам.
  2. Индивидуальные предприниматели, у которых на балансе числятся наемные сотрудники и при этом им начисляется заработная плата. Также речь может идти и о подрядчиках – физических лицах.
  3. Физические лица (у которых отсутствует статус «ИП»), начисляющие заработную плату своим сотрудникам либо же платят определенное вознаграждение подрядчикам.
  4. Индивидуальные предприниматели либо же граждане, которые осуществляют частную практику (к примеру, это могут быть адвокаты, нотариусы и так далее). Говоря простыми словами – граждане, осуществляющие трудовую деятельность исключительно «на себя».

Часто можно встретить ситуации, когда лицо может подходить одновременно под несколько вышеуказанных параметров. Если такие обстоятельства имеют место быть, то возникает необходимость уплачивать взносы несколько раз (по каждому параметру отдельно).

Одним из примеров можно указать ИП, который совершает свою трудовую деятельность «на себя». Ему стоит уплачивать взносы за себя, и за наемного сотрудника.

Подрядчикам

Начисления пенсионных и медицинских взносов производятся на выплаты в пользу граждан, не состоявших официально в штате сотрудников, если они были сделаны в пределах авторских либо же гражданско-правовых соглашений. Но стоит также помнить о некоторых нюансах : заказчики работ или услуг могут освобождаться от обязанностей в начислении взносов лишь в тех случаях, когда подрядчики имеют статус «индивидуального предпринимателя» и оплачивают необходимые взносы «за себя».

Помимо этого, под данные взносы не могут попадать начисления, выданные физическим лицам за приобретенное либо реализуемое имущество, в том числе и имущественных прав. К примеру, взносы не начисляются на сумму, полученную при сдаче в аренду транспортного средства.

Взносы по страхованию на возможное возникновение временной недееспособности либо же при материнстве не начисляются на вознаграждения по любым подписанным гражданско-правовым соглашениям.

Взносы по несчастным случаям («на травматизм») с вознаграждения, полученного по результатам подписания гражданско-правового соглашения, могут быть начислены исключительно в том случае, если они предусмотрены этим же документом.

Сотрудникам

Работодатели (вне зависимости от того, компании это либо ИП) производят начисление взносов на вознаграждения, направленные своим наемным сотрудникам в пределах трудовых соглашений.

К таким выплатам относят:

  • должностной оклад;
  • премиальные выплаты по окончанию рабочего месяца, квартала, года;
  • отпускные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск.

В пользу иностранцев и лиц без гражданства

Начисления Взносы в ПФР Взнос в ФФОМС Взносы по вопросу временной недееспособности и материнства Взносы “на травматизм”
Иностранные граждане проживают на территории РФ, на постоянной основе либо временно
да да да да
да да нет да
Иностранные граждане находятся на территории РФ временно
В пределах трудового соглашения да нет да да
В пределах гражданско-правового подписанного соглашения да нет нет да
Иностранные граждане осуществляют свою трудовую деятельность в иностранных филиалах российских предприятий либо оказывают услуги за границей по соглашениям подряда
нет нет нет нет

Кому не положено

На сегодня существует так называемый закрытый перечень выплат , по которым не могут быть начислены какие-либо . Итак, взносы не положены гражданам, которые получили:

  • пособие по больничному листку;
  • предусмотренные действующим законодательством различные компенсации, командировочные.

Стоит отметить, что существует также перечень выплат, по которым не начисляется исключительно взнос «на травматизм». Подробно об этом рассказано в статье 20.2 Федерального закона №125-ФЗ. Он мало чем отличается от предыдущего.

Как показывает практика, немало споров возникает по различным выплатам, которые не относятся к трудовым обязательствам. Это касается:

  • премиальных выплат при юбилее;
  • доплата к себестоимости путевок, оплаченных за средства прямого работодателя и так далее.

По мнению самих страхователей, взносы на эти выплаты начислять нет необходимости, но сотрудники внебюджетных фондов настаивают на противоположном.

Расчет базы, отчетность и учет

Компании, включая ИП, определяют базу по каждому наемному сотруднику по отдельности. База по взносам возможной временной недееспособности либо же материнству не может превышать предельного размера. Он ежегодно подлежит индексации и в 2018 году составляет порядка 815 000 рублей .

База по вопросу пенсионных взносов не лимитируется, однако для возможного начисления сверх предельной сумму законом предусматривает понижающий тариф, который в 2018 году начинает действовать по достижению суммы в 1 021 000 рублей .

База по вопросу взносам в ФФОМС либо же на возможное получение производственной травмы также не подвержен лимиту, причем здесь даже не предусматривается понижающий тариф. Конечный размер определяется путем умножения облагаемой базы на страховой тариф.

Какая отчетность

Отчеты, предоставляемые в Пенсионный фонд, а также в соцстрах должны быть предоставлены до 1-ого числа того месяца, который является последующим за отчетным . Сама форма отчета установлена на законодательном уровне еще в ноябре 2009 года – .

Дополнительно к этой форме предприятия обязаны предоставить справку о численности своего штата наемных сотрудников. В ситуации, когда организации прекращает осуществлять свою трудовую деятельность, то произведенные расчеты по всем страховым взносам необходимо будет предъявлять совместно с соответствующим заявлением о снятии с учета.

Проводки

На сегодня актуальными проводками являются следующие.

Разновидность проводки Толкование осуществляемой операции
Дт 26 Кт 69 Произведено начисление взносов в фонд социального страхования
Дт 69 Кт 51 Произведена уплата во внебюджетные фонды
Дт 20 Кт 69 1 – 1 Было произведено начисление размера взносов в фонд по социальному страхованию
Дт 20 Кт 69 1 – 2 Было произведено начисление “на травматизм”
Дт 69 – 2 – 1 Кт 51 Была переведена определенная сумма в Пенсионный Фонд
Дт 69 – 3 – 1 Кт 51 Была перечислена определенная сумма в ФФОМС федерального уровня

Отражение уплаты

Следует использовать код 69.

При дебете будут открыты следующие счета.

Тарифы

Некоторым налогоплательщикам изначально установлены понижающие тарифы .

К примеру, для тех кто находится на с определенным видом деятельности (изготовление пищевых продуктов и так далее), уплачивают в 2018 году исключительно взносы в ПФР – 20%, по остальным им установлено – 0%. Это возможно для тех, у кого годовая прибыль не превышает 79 миллионов рублей .

Для некоторых наемных сотрудников установлены также и повышающие тарифы по взносам в ПФР. По отношению к прибыли наемных сотрудников, работающих под землей, в горячих цехах либо в другом месте с вредными условиями труда установлен тариф, который искусственно увеличен на 9%. При этом эта ставка может применяться и к той прибыли, которая превышает установленный лимит.

Тарификация взносов «на травматизм» определяется исключительно от того, какой класс наличия профессионального риска. К примеру, для оптовиков установлен тариф в 0,2%.

Ежемесячные обязательные взносы должны быть перечислены до 15 числа каждого месяца , который следует за тем, за который был сформирован платеж. К примеру, если платежка была сформирована за октябрь, уплатить нужно до 15 ноября и так далее.

Для каждого взноса должна быть сформирована в обязательном порядке своя платежка. Это базовое правило, которое распространяется на взносы по вопросу социального страхования. К примеру, для перечисления взносов на возможное возникновение производственной травмы или на временную недееспособность (включая материнство) формируется несколько независимых друг от друга платежных поручений.

При этом на взносы пенсионной направленности (на накопительную и страховую части) нужно будет сформировать один платежный документ с указанием в ней КБК, который предназначен исключительно на страховую часть пенсионных выплат. Получив необходимые взносы, сотрудник Пенсионного фонда собственноручно производит распределение между страховой и накопительной частью.

ИП производят уплату в такие периоды:

  • до 300 000 рублей – до 31 декабря текущего года;
  • свыше 300 000 рублей – до 1 апреля следующего года включительно;
  • медицинские взносы – до 31 декабря;
  • по временной недееспособности и «травматизму» – до 31 декабря включительно.

Стоит помнить, что если последний день является выходным либо же праздничным, оплата переносится на первый рабочий день, следующий после выходных/праздничных. Все взносы не округляются до целого, а перечисляются в точности до копейки.

Семинар по начислению страховых взносов во внебюджетные фонды представлен ниже.

Государство должно действовать в интересах граждан, поэтому оно ведет соответствующую политику (демографическую, экологическую, социальную, экономическую и другие). В качестве средства при этом используется ценовой и финансово-кредитный механизм.

Включает в себя отношения, которые связаны с накоплением материальных средств. Хранятся деньги во внебюджетных фондах, которые призваны обеспечить эффективное выполнение функций государства. Происходит это в виде ежегодного изъятия определенной части ВВП в форме налогов.

Во выплачивают:

Все работники, создающие собственным трудом нематериальные и материальные блага, получающие с этого доход;

Предприниматели, в том числе инвесторы.

Всего внебюджетных фондов четыре:

Социального страхования;

Занятости;

Пенсионный;

Медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее страховые взносы во внебюджетные фонды. Пенсионный фонд РФ подотчетен правительству страны. Данное учреждение следит за полным и своевременным поступлением взносов. Размер тарифа установлен следующий:

Для большей части работодателей (производство, торговля, оказание услуг) - 28% от всех доходов, например, работы по договору поручения, подряда;

Для совхозов, колхозов, в том числе предприятий, работающих в сфере производства сельхоз продукции - 20,6% от заработной платы;

Для фермерских, крестьянских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, семейных общин народов Крайнего Севера, адвокатов, нотариусов, частных охранников, детективов - 5% от суммы дохода;

Для учреждений и предприятий, которые выплачивают авторские гонорары - 26% от полученной суммы;

Для граждан, которые покупают труд работников по найму в личных целях (ремонт, постройка дома и т.п.) - 28% к сумме оплаты.

Начисление страховых взносов в Социальный Фонд происходит в обязательном порядке для всех работодателей. Денежные накопления не могут быть перемещены в состав бюджетов РФ. Управляет им правительство России.

Установлен для учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйств в размере 5,4% от оплаты за работу. Данный взнос также платят граждане, использующие наемный труд в личном хозяйстве, фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонд занятости предназначен для оплаты мероприятий, которые связаны с реализацией политики трудоустройства населения. Он образуется за счет:

Взносов работодателей;

Платежей с заработка работников;

Ассигнований из местных и республиканского бюджета.

Плательщиками являются различные организации и прочие хозяйства. Размер тарифа - 1,5% от зарплаты. Взнос не платят граждане, купившие труд наемных специалистов для собственных целей, предприниматели и другие граждане, которые официально не являются работодателями. Страховые взносы во внебюджетные фонды производят также фермерские, крестьянские хозяйства и семейные общины народов Крайнего Севера.

Фонды медицинского страхования аккумулируют средства, находящиеся в собственности государства. Создаются они органами местного управления.

Медицинское обязательное страхование в РФ подлежит уплате в размере 3,6% от зарплаты. Из них в Федеральный фонд - 0,2%, остальные 3,4% - в территориальные.

Платят взносы:

Организации, представительства и филиалы иностранных юридических лиц;

Фермерские, крестьянские хозяйства, семейные общины народов Крайнего Севера;

Граждане, которые купили наемный труд;

Частные детективы, охранники, нотариусы, адвокаты;

Лица профессий, связанных с творчеством.

Страховые взносы во внебюджетные фонды подлежат обязательной уплате всеми уполномоченными субъектами рынка.