Расчет кбм и скидки по осаго. Где в полисе осаго указан кбм. Когда можно воспользоваться скидкой

Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на . При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

На сегодняшний день установлено 15 классов водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.

Вопросы и ответы про КБМ

От чего зависит КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально или для собственника транспортного средства, при условии, что договор заключен на условии неограниченного использования транспортного средства, и влияет на стоимость договора ОСАГО. КБМ изменяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего, закончившегося не более года назад, договора обязательного страхования, по вине водителя, указанного в договоре транспортного средства.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Показатель КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ?

Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): .

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного класса аварийности (КБМ) в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно . Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через .

Порядок определения КБМ Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1). Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент КБМ учитывается только в том случае, если вписываемый водитель является собственником транспортного средства в отношении которого был заключен предыдущий договор.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 5 классу, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 2 классу, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим классом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый безаварийный стаж 4,5 года. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается класс 3 (КБМ = 1).

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается класс страхования 3 (КБМ = 1).

Изменение списка допущенных к управлению с «без ограничений» на «ограниченный» (одно и то же транспортное средство)

Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ТС), то предоставленные сведения учитываются только в том случае, если вписываемый водитель является собственником ТС.

  • Собственником транспортного средства заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования, класс собственника - 5 (КБМ = 0,9). Он планирует изменить условия на следующий год и заключить договор на условии управления ТС только указанными в полисе водителями на то же самое ТС. В случае если страхователь (собственник) вписывает себя водителем, класс для него будет сохранен и, при условии, что не было выплат по предыдущему договору, составит 6 (КБМ = 0,85).

У страхователя есть договор ОСАГО «без ограничений» на принадлежащее ему ТС. Его добавляют в качестве водителя, допущенного к управлению, в другой договор ОСАГО с ограниченным списком водителей

В данном случае у вписываемого водителя нет страховой истории как у водителя, следовательно, для него определяется начальный класс 3 (КБМ = 1).

  • Собственник транспортного средства, который на протяжении 5 лет заключал ОСАГО «без ограничений», хочет, чтобы его вписали в договор ОСАГО с ограниченным списком водителей. В этом случае, его класс как водителя - начальный, т.е. 3 (КБМ = 1).

Если водитель вписан в несколько договоров

Если водитель вписан в несколько договоров ОСАГО, класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения ОСАГО, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

Полис без ограничений

Общий порядок

КБМ присваивается собственнику относительно конкретного транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО. Если у одного собственника несколько ТС и на каждое из них заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством, то КБМ по каждому из договоров может быть разным.

  • Страхователь является собственником транспортных средств №1 и №2. Оба транспортных средства застрахованы по договору ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством. При этом транспортное средство №1 только из салона (новое), транспортное средство №2 - используется уже 3 года. Несмотря на то, что собственник один и тот же, значение КБМ будет разным.

Изменение списка лиц, допущенных к управлению, с «ограниченного» на «без ограничений»

При внесении изменения договор ОСАГО в связи с переходом с ограниченного списка лиц допущенных к управлению транспортного средства, на неограниченный, КБМ по договору в отношении собственника транспортного средства применительно к данному транспортному средству будет установлен равным 1 , т. к. в АИС РСА нет информации о КБМ собственника для данного транспортного средства.

  • Страхователь он же собственник транспортного средства, страховал на протяжении 3 лет свое транспортное средство на условии ограниченного списка водителей, допущенных к управлению. Его КБМ как водителя - 0,85. Затем он решил оформить полис на условии допуска водителей «без ограничений». В данном случае для расчета страховой премии будет использоваться его КБМ как собственника, равный 1.

Если предыдущий договор был досрочно расторгнут

При заключении нового договора ОСАГО, класс аварийности (КБМ) будет равным классу, который был определен при заключении последнего закончившегося не более года назад договора обязательного страхования.

  • У страхователя был полис ОСАГО с классом 5 (КБМ = 0,9). Он его расторгает (ДТП не было), покупает новое транспортное средство. Его класс не изменяется, а остается равным 5 (КБМ = 0,9).
Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то если:

  • договор был заключен на условии ограниченного использования указанными в договоре водителями - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП. В полис вписано 2 водителя: Водитель №1 и Водитель №2. Виновником ДТП является водитель №2. Класс водителя №2 будет снижен, при этом на КБМ Водителя №1 факт ДТП не скажется.
  • договор был заключен на условии допуска водителей «без ограничений» - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет уменьшен у собственника транспортного средства, при этом неважно, кто из водителей был виновником ДТП.
Перерыв в страховании 1 год и более

Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Если в течении более чем 1 года вы не участвовали в договорах ОСАГО, ни как водитель ни как собственник, то ваша страховая история «обнуляется» и при заключении договора будет использоваться 3 класс (КБМ = 1).

Согласно действующему закону «Об ОСАГО» (ФЗ №40 от 25.04.2002 г.), каждый собственник авто обязан заключить договор страхования автогражданской ответственности, обеспечивающий финансовую защиту на случай попадания в ДТП. При расчете страховки в учет принимаются самые разнообразные показатели, включая коэффициент за безаварийность, именуемый также КБМ. Какова максимальная скидка по ОСАГО за аккуратную езду и действительно ли она выгодна?

Благодаря применению КБМ в определении стоимости страховки, осторожный и опытный человек может получить довольно существенную скидку за безаварийную езду по полису ОСАГО, что ведет к дополнительной экономии средств.

Коэффициент «бонус-малус» представляет собой показатель того, насколько аккуратен автолюбитель за рулем. Данный параметр определяется, исходя из количества обращений в страховую компанию за выплатами при попадании в ДТП. Чем больше нарушений совершил страхователь, тем выше стоимость обязательной страховки. Безаварийная езда поощряется со стороны страховой компании путем назначения понижающего коэффициента «бонуса-малуса».
В зависимости от количества аварий и длительности безаварийного движения по дорогам, присваиваемый показатель может привести к увеличению затрат на страховку ОСАГО в 2,5 раза, либо уменьшить их наполовину.

Определить параметр можно только 1 раз за год, в дальнейшем перерасчет производится при оформлении нового страхового полиса.

Несмотря на то, что в расчетах используются данные из таблиц со множеством значений, узнать свой КБМ не составит труда. Дело в том, что при вычислении цены страхования автогражданской ответственности показатель берется из базы РСА, хранящей сведения обо всех автомобилистах России с 2011 года. Можно проверить класс водителя и определить свой параметр безаварийности.

Порядок присвоения класса водителя

Первоначально новоиспеченный страхователь получает 3-й класс вождения, вне зависимости от продолжительности действительного стажа вождения. Если человек не совершил ни одного нарушения, приведшего к страховой выплате в течение года, автомобилисту присваивается 4-й класс. При попадании в аварию, где страхователь стал виновником происшествия, при котором потерпевшей стороне понадобилась выплата по страховке, класс понижается до 1-го. В результате при определении стоимости следующей страховки будет использован повышающий коэффициент, увеличивая итоговые затраты.

Заключая страховой договор, распространяющийся на автогражданскую ответственность автомобилиста, компания должна использовать сведения только из объединенной базы РСА. В некоторых случаях информации о страхователе в базе нет (например, человек только что получил права и не имеет опыта вождения). В таком случае в расчетах будет применен показатель равный единице.

Влияние значения «бонуса-малуса» на стоимость страховки

КБМ назначается по результатам прошедшего года и информации о наличии/отсутствии аварий, в которых участвовал гражданин за предыдущие несколько лет. Если автострахование досрочно расторгается, стоимость следующего полиса определяется с КБМ равным единице.

Порядок назначения скидки и расчета полиса можно рассмотреть на следующем примере. Изначальный класс вождения равен 6-му, стоимость автострахования рассчитывается, исходя из соответствующего табличного значения КБМ, соответствующего классу водителя – 0,85. Данный коэффициент означает возможность снизить цену полиса на 15%.

Если в течение страхового периода происходит ДТП с выплатой премии, класс вождения изменится на 4-й. Впоследствии при получении полиса в расчетах будет участвовать КБМ, равный 0,95. Соответственно, стоимость по договору снизится всего на 5%. Таким образом, произошедшая авария привела к потере 10% скидки, если сравнивать с показателем прошлого года. Безаварийный год принесет автомобилисту повышение водительского класса до 7-го, что означает присвоение показателя «бонуса-малуса» в 0,8 и снижение стоимости на 20%.

Особенно сурово применение показателя «бонус-малус» для тех, кто не желает ездить по правилам. При двукратном попадании в ДТП с выплатой компенсаций пострадавшим, страхователю назначается самый высокий тариф с показателем коэффициента в 2,45. Штрафник при этом имеет класс «М». Чтобы вернуть себе коэффициент равный единице, потребуется ездить целый год, не допустив ни одного попадания в аварию.

Максимальная скидка за безаварийность

Самое выгодное применение КБМ у лиц, которые годами ездят без аварий и страховых ситуаций. Даже если шофер с многолетним безаварийным стажем допустил 1 страховую выплату, скидка не исчезнет полностью, а спустя год безаварийной езды, показатель будет исправлен.

По истечении 10 лет поездок без страховых случаев будет назначена максимальная скидка по ОСАГО за безаварийную езду. Расчет выглядит следующим образом:

  1. По водительскому стажу, назначаемому по прошествии 10-летнего безаварийного вождения, определяют 13-ый класс.
  2. При передвижении не должно быть перерыва в обязательном страховании более одного года.
  3. Каждый год, проведенный без аварии, снижает коэффициент на 0,05. Таким образом, за 10-летие максимальная скидка составит половину стоимости (50%).

Особенности скидки КБМ при ограниченном и неограниченном ОСАГО

Несмотря на то, что страховка оформляется на автомашину, при определении КБМ учитываются навыки вождения и статистика аварий по конкретному человеку, а не по транспортному средству. Причина кроется в том, что страховой случай, как правило, возникает именно в результате неправильных действий шофёра (в силу неопытности, или неаккуратного стиля вождения).

Если вождение осуществляет только 1 человек, порядок присвоения класса водителя не вызывает вопросов. Однако чаще всего в список лиц, допущенных к управлению автомобилем, в полисе обязательного гражданского страхования ответственности автомобилистов, входит более 1 человека, либо страховка дает неограниченный доступ к вождению. Данный нюанс также считается при определении цены полиса.

При ограниченном доступе в список вносят сведения конкретных лиц, а при определении стоимости начисляется расчетный КБМ, т. е. с учетом наименьшего класса водителя. Если один человек из установленного списка в прошлом допустил нарушение с выплатой страхового покрытия, снижается класс самого водителя и повышается коэффициент, вне зависимости от того, попадали ли в ДТП другие граждане, упомянутые в списке допуска.

При неограниченном допуске для гражданского страхования скидки начисляются по собственнику автомобиля. Значения «бонуса-малуса» при неограниченной страховке считаются согласно данным о выплатах предыдущих договоров страхования, истекших не ранее 1 года до момента обращения за новым полисом и класса, определенного по последнему действовавшему соглашению.

Как узнать свою скидку по ОСАГО

Для уточнения информации о скидке на конкретного водителя или автовладельца, рекомендуется использовать сведения из единой базы РСА (Союза автостраховщиков России). Только проверенная информация с официального портала будет применяться страховыми компаниями для произведения расчетов.

Водитель, который решил проверить сведения РСА, должен понимать, что введенная на стороннем непроверенном сайте информация может быть использована посторонними лицами, и не всегда их намерения бескорыстны.

Еще недавно страховые компании хранили информацию о своих клиентах в собственных архивах. После ввода единой базы РСА проверить свой КБМ и скидку на ОСАГО может каждый автомобилист в любое время и абсолютно бесплатно.

С помощью онлайн-калькулятора ОСАГО рассчитываются цены различных страховщиков, с начислением всех установленных законом показателей. Процедура проверки коэффициента бонуса-малуса выглядит следующим образом:

  1. Зайти на официальный портал РСА.
  2. Ввести информацию о полном ФИО человека, указать данные о рождении и номер водительских прав. Как правило регистрационный номер удостоверения включает также серию, которая может содержать буквы. Для корректного распознавания сведений в базе необходимо вводить серию английскими буквами.
  3. После завершения ввода контактной информации, указывают интересующую дату начала периода страхования по новому полису. Для проверки текущего значения и информации, какая скидка будет положена по следующему страховому периоду, достаточно указать дату по дню запроса.
  4. В целях безопасности потребуется ввести проверочный код.
  5. Далее нажимают кнопку поиска.

После обработки введенной информации пользователя перенаправят на новую страницу, на которой будет отражен действующий показатель «бонус-малус». На основании него фирма будет рассчитывать сумму полиса ОСАГО со скидкой.

Несмотря на наличие множества значений и столбцов, каждый автомобилист сможет самостоятельно понять, как узнать требуемые значения из таблиц, на основании которых определяют КБМ. Более простой вариант, как рассчитать значение «бонуса-малуса», подразумевает обращение на сайт Союза автостраховщиков и получение текущего показателя.

Что означает аббревиатура КБМ, должен знать каждый собственник транспортного средства. Ведь при расчете стоимости полиса ОСАГО такой показатель в обязательном порядке учитывается всеми страховыми компаниями.

Более того, при выполнении определенных условий, он может снизить цену страховки. Выясним, кто и в каких случаях может надеяться на получение скидки.

Если вы садитесь за руль автомобиля, то должны брать с собой ОСАГО – полис обязательного автострахования гражданского типа ответственности. Без такого документа вас ожидают на дороге неприятности, если, не дай Бог, вас остановит инспектор ГИБДД.

Приобретать полисы ОСАГО можно в любой страховой организации. А цена их варьируется с учетом нескольких факторов, одним из которых является безаварийная езда.

Что это такое

КБМ – коэффициент Бонус-Малус, который представляет собой скидку за езду без аварий. Возникло такое понятие еще в 2003 году. КБМ является одним из значений, которые отражаются на стоимости .

Учитывается аварийность, а значит, коэффициенты могут увеличить цену и понизить ее. Каждый КБМ имеет свой класс, актуальный на начало действия страхового контракта.

При реализации полисов страховщик должен пользоваться данными о коэффициентах такого типа из (российского союза автостраховщиков).

Если такая информация отсутствует, может использоваться при расчетах цены страховки КБМ, который равен 1.

не будет применяться или он будет равняться единице:

  • в транзитном полисе, который выдается только на время следования к месту, где проводится технический осмотр;
  • при страховании транспорта, который зарегистрирован за пределами Российской Федерации.

Страховыми организациями используется понятие:

  • КБМ водителя – коэффициенты, что определяются для каждого лица, которое будет водить транспортное средство;
  • КБМ владельца – коэффициент, что определяется для владельца автомобиля;
  • расчетные КБМ – коэффициенты, что используются на определения размера премии в соответствии с договором ОСАГО.

Скидка за безаварийную езду

КБМ присваивают на базе данных об аварийности по договорам обязательного страхования, что заключались ранее, и срок действия которых истек больше года назад.

Если такая информация о страховом прошлом автовладельца отсутствует, будет присвоено КБМ, что равен единице.

Класс водителей/собственников рассчитывают раз за время действия годовой страховки. Если есть выплаты по вине застрахованного лица, КБМ увеличивается только при составлении нового контракта.

Стоимость полиса будет определена с учетом скидки, независимо от того, продляется страховка в своей страховой компании, или гражданин решает перейти в другую фирму.

Возможность получить скидки есть у водителей/собственников транспорта, если при заключении новой страховки ОСАГО период действия старой страховки уже окончился.

Если заключен ограниченный договор ОСАГО, то есть, за руль имеют право садиться только определенные лица:

  • КБМ устанавливают на основании сведений относительно каждого лица, которое управляет транспортом;
  • в цене полиса учитывается расчетный КБМ, что был установлен относительно водителя, что имеет наименьший страховой класс. База РСА содержит сведения о классе всех автомобилистов;
  • скидку вправе получить не автотранспорт, а человек. Если транспорт сменен, КБМ останется таким же;
  • увеличивающие стоимость полиса коэффициенты на следующий год применимы только в отношении водителей, которые стали виновниками дорожно-транспортного происшествия.

Если предыдущей страховкой не предусматривалось ограничение по количеству допущенных к управлению лиц, и выплаты отсутствуют, при составлении нового договора будет установлено понижающие коэффициенты водителям, которые при действии неограниченного полиса являлись владельцами авто. КБМ владельца будет пониматься, как КБМ водителя.

В том случае, если за руль может садиться неограниченное количество автомобилистов:

  • класс будет присвоено исключительно владельцу транспортного средства;
  • коэффициент определяют по последним договорам, срок действия которых истек, если предыдущая страховка ОСАГО без ограничения и владелец транспортного средства не поменялся.

Если собственник сменился, или имел место полис с ограничениями, будет применяться коэффициент, что равен 1.

При досрочном расторжении договора водитель/владелец транспорта утрачивает скидку за такой период. Покупая новую страховку, будет применено такой же коэффициент, что и при заключении досрочно расторгнутого договора.

Если договор расторгается, перечисленные средства будут учтены при определении показателя КБМ для новой страховки обязательного характера.

Бывают случаи, когда водитель ни разу не попал в аварию, но его КБМ «обнуляется». В чем причина? Здесь может быть вина страховщика, который внес ошибочные данные в базу данных. Причина элементарна – невнимательность работника страховой организации.

В этом случае вы должны добиваться того, чтобы страховщик восстановил вашу безаварийность. Обычно такие вопросы удается решить только в судебном порядке.
Как действовать?

Сначала удостоверьтесь в том, что скидка действительно не предоставляется. После этого напишите заявление в РСА о восстановлении КБМ. Есть также возможность предоставления жалобы в ЦБ Российской Федерации.

Какие аварии учитываются при расчете

КБМ – скидка за безаварийную езду. А значит, чтобы ее получить, нельзя попадать в аварии. Полис ОСАГО оформляют на год, а значит и расчетным периодом безаварийности будет год.

Так, к примеру, при приобретении страховки на машину, работник страховой компании проверит, было ли ДТП и как много в предыдущем году.

Исходные данные для вычисления

На данный момент есть 13 классов КБМ. Если автомобилист приобретает полис ОСАГО впервые, он получает класс 3, а позднее такой класс или увеличивается, или уменьшается.

Таблица коэффициентов Бонус-Малус:

Формула

Разберемся, как рассчитывается стоимость ОСАГО с учетом КБМ.

Используется такая формула:

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,

Пример расчета

Приведем несколько примеров:

  1. Водитель впервые заключил договор и получил КБМ 1, класс 3. В середине года автомобилист попадает в дорожно-транспортное происшествие. Значит, при покупке следующего полиса будет присвоено класс 2, КБМ 1,4. Если будет производиться несколько выплат компенсаций, будет присвоено класс М и повышенное значение 2,45.
  2. В том случае, если страхователь получил 5 класс, КБМ 0,9, и попал в аварию, то при покупке следующего полиса ему будет присвоено 3 класс, КБМ 1. Если в течение года он ни разу не попадет в ДТП, то получит 6 класс, КБМ 0,85.
  3. Собственник автомобильного транспорта имел неограниченный полис. Помимо него машиной управлял еще один водитель. Езда была безаварийной и владельцу транспортного средства присвоено коэффициент 0,95, четвертого класса. Следующая страховка – с ограничениями. Транспортным средством будет управлять 2 лица.

Собственнику машины присваивается КБМ 0,9 и класс 5, а второму водителю КБМ 1 класса 3. Расчетный коэффициент – 1 (третий класс).

Как узнать свой коэффициент

Все данные об аварийности и страховых случаях есть в базе данных АИС. И выяснить такую информацию имеет право каждый водитель. Для этого можно воспользоваться интернетом, причем услуга является бесплатной.

Как узнать КБМ? Введите в соответствующие поля запрашиваемые данные о предыдущем страховом полисе. Система осуществит автоматический поиск по базе и выдаст результат.

Нужно ввести такие данные:

  1. Дату рождения;
  2. Серию и номер водительских прав.

Вот несколько примеров, как выглядит форма для заполнения на разных сайтах.

Учитывайте количество страховых случаев и получите результат. Приведем пример того, как пользовать таблицей. У вас был 3 класс и не зафиксировано ни одной аварии:

Разберемся, как пользоваться таблицей таблица КБМ по ОСАГО:

  • слева расположены классы водителя при приобретении полиса ОСАГО. В нашем примере водитель имеет 3 класс. А его можно получить при первичном страховании;
  • далее стоит определить, сколько раз за год вы попали в дорожно-транспортные происшествия. В нашем случае – 0, то есть выплаты страховыми компаниями не производились;
  • в столбце по количеству убытков выбираем класс, который будет присвоен при покупке следующего полиса. Это 4;
  • отыщите показатель коэффициента для 4 класса. Это 0,95.

Так как автомобилист покупал страховку впервые, его КБМ составлял 1. При заключении следующего договора КБМ составит 0,95, а класс – 4. Ежегодно (в случае безаварийной езды) коэффициент будет уменьшаться на 0,05 (то есть, 5 процентов).

Итак, чтобы снизить цену страхового полиса ОСАГО, достаточно ни разу не попасть в дорожно-транспортное происшествие в течение года. Имеются в виду аварии, где вы являетесь виновником. В таких случаях каждый год ваш полис будет дешеветь.

Максимальная скидка может составить 50 процентов. Согласитесь, неплохая мотивация, чтобы ездить аккуратно.

Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.

Безаварийная езда в ОСАГО позволяет получить скидку на страховую премию. Вы сможете экономить каждый год при заключении договора. Особенность этого бонуса в накопительной системе. Чем аккуратнее ездит водитель, избегая аварийной ситуации, тем большую скидку он получает. Максимальный размер бонуса составляет 50%, то есть вы сможете заплатить всего половину от страховой премии.

Откуда берется КБМ

Информация по безаварийной езде и скидкам по ОСАГО берется автоматически из АИС РСА. Эта база содержит всю необходимую информацию, чтобы поставить правильный коэффициент. В некоторых ситуациях, например, если за страховкой обращается начинающий водитель без стажа, КБМ приравнивается к единице. В этом случае страховая премия оплачивается по полной ставке.

Когда можно воспользоваться скидкой

В ОСАГО скидки за безаварийную еду положены во всех ситуациях, кроме:

  • транзитного страхования, когда автомобиль перевозится к месту регистрации или прохождения ТО;
  • страхования автомобилей, зарегистрированных в другом государстве.

Класс водителя или собственника транспортного средства рассчитывается только один раз в год, когда заключается страховой договор. Если за период его действия произошли ДТП по вине застрахованного лица, то на следующий период КБМ вновь пересчитывается.

Важно, что все лица, которые будут допущены к управлению ТС, должны быть вписаны в полис с самого начала его действия. Если они были добавлены позднее, то на них КБМ за неполный год не начисляется и коэффициент на следующий период будет равен 1.

Скидка, накопленная собственниками или владельцами, сохраняется вне зависимости от того, в какой страховой компании они заключают договор. То есть, если вы переходите от одного страховщика к другому, размер премии будет рассчитываться с учетом набранного коэффициента.

Особенности действия КБМ

При использовании ограниченного полиса, безаварийность по ОСАГО рассчитывается следующим образом:

  • учитываются показатели каждого водителя, допущенного до управления ТС;
  • коэффициент, применяемый к страховой премии, определяется по наихудшему классу из всех;
  • скидка сохраняется за человеком, а не транспортным средством, что позволяет сохранять ее при покупке другого автомобиля;
  • повышающий коэффициент применяется только в том случае, когда водитель попал в ДТП по своей вине.

Безаварийный коэффициент ОСАГО рассчитывается несколько иначе при неограниченном полисе. Когда договор не предусматривает ограничений по числу водителей и по нему не происходило выплат, владелец транспортного средства получает понижающий коэффициент и платит на следующий год меньше. Даже если один из водителей, управляющий машиной, имел КБМ выше, чем собственник.

Важные особенности действия КБМ

Скидка ОСАГО за безаварийную езду в 2017 году начисляется только в том случае, если договор не был расторгнут до момента его официального окончания. То есть, если водитель пользовался страховкой 362 дня, но в последние 3 дня разорвал договор с компанией, стаж безаварийной езды будет потерян. В результате при получении нового полиса к страховой премии будет применяться прежний коэффициент.

Следует отметить, что КБМ действует и в обратную сторону. Водителям, много попадающим в аварии, будет присвоен класс M. Он не только аннулирует скидку, но и устанавливает коэффициент 2,45. То есть стоимость страховой премии будет составлять 145% от изначальной.

Не допустив аварийных ситуаций за прошлый год, водитель вновь начнет получать классы за хорошее вождение. Но до нормальной стоимости ОСАГО, то есть коэффициента 1, потребуется безупречно водить 3 года.

Впервые страховой полис ОСАГО появился в начале прошлого века в Соединенных Штатах Америки. Чуть позже, в середине ХХ века, заключать подобные страховки начали уже в Европе, тогда как в странах СССР такое страхование поддержки не получило. В нашей же стране такой тип страховки начал широко применяться с 2003 года.

Суть страховки ОСАГО:

  • страхователем является водитель транспортного средства;
  • страховщиком выступает компания, фирма, учреждение, которое заключило соответствующий договор и имеет лицензию на ведение подобной деятельности;
  • получить компенсацию по полису ОСАГО (за счет страховки виновной в ДТП стороны) может то лицо, автомобиль которого пострадал во время аварийной ситуации на дороге.

Что же касается скидки, которую можно получить при заключении договора со страховой компаниям, то существует так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ), за счет которого и формируется скидка. Что же такое КБМ, как проверить его по базе РСА и как можно восстановить этот коэффициент по ОСАГО после наступления страхового случая?

КБМ: что это такое?

К сожалению, не все автолюбители интересуются, что же такое КБМ ОСАГО и как за счет этого коэффициента можно получить скидку, оформляя соответствующую страховку.

Как уже было сказано выше, КБМ влияет на ценообразование заключения договора о страховании автогражданской ответственности. Несмотря на то, что страховку ОСАГО оформляет подавляющее большинство автолюбителей, далеко не все их них попадают в ДТП, когда возникает необходимость возмещения ущерба пострадавшему вследствие аварии лицу.

Некоторые водители с долголетним стажем безаварийного вождения могут похвастаться своими навыками и умениями выходить из любой ситуации на дорожном полотне. КБМ как раз и предназначен для тех, кто хочет получить скидку на страховку в связи со своим безупречным водительским стажем.

КБМ определяется в соответствии с классом ОСАГО, который, в свою очередь, определяется на основании действующих правил. Узнать класс своего коэффициента можно по базе РСА. И, следовательно, по нему вы можете проверить, какую скидку вы получите при заключении страхового договора.

Проверяем КБМ по базе данных РСА

Проверить КБМ по базе РСА – это значить получить достоверную и надежную информацию о состоянии своего КБМ. А значит, отправляя к страховщикам, вы уже будете владеть нужной вам информацией и не допустите, чтобы вас обманули недобросовестные сотрудники страхового учреждения.

Категория ОСАГО может понижаться или повышаться в зависимости от изменений физических данных о водительском стаже. Нередко, возникают ситуации, когда страховая компания не в полной мере учитывает данные, полученные по запросу КБМ в РСА, и автолюбителю не удается получить скидку, которую на самом деле он заслуживает.

Чтобы проверить коэффициент «бонус-малус» по полису ОСАГО и правильность его начисления, достаточно получить информацию из действующей базы данных АИС РСА.

Что же кроется в этих данных? Все очень просто. Компании, которые имеют лицензию на оформление страховых договоров в нашей стране, ведут централизованную базу данных, в которой отображается вся информация о том, попадал ли этот водитель в дорожно-транспортное происшествие и какие страховые выплаты были произведены в соответствии с этим. Этой базой данных всецело занимается Российский Союз Автостраховщиков.

Можно ли проверить КМБ не выходя из дому?

Благодаря научному прогрессу, сегодня не представляет сложности проверить состояние КБМ в режиме реального времени, то есть онлайн.

Необходимо лишь зарегистрировать на официальном сайте фирмы, которая на законных основаниях занимается автострахованием, и заполнить имеющуюся там форму, подтвердив свои личные данные. Внеся информацию, которую потребует от вас сервис, вы сможете буквально за считанные минуты получить данные о состоянии вашего КБМ.

Как заполняется форма для онлайн-проверки КБМ?

Чтобы узнать, положена ли вам скидка по коэффициенту «бонус-малус», и в каком размере она будет вам предоставлена, большинство сервисов требует введения таких данных:

  1. Количество водителей, по отношению которых направляется запрос. Это можно сделать для одного, двух, трех и четырех из них.
  2. Ставим дату. Как правило, в электронном бланке указывается следующий день после окончания предыдущего страхового договора.
  3. Указываем личные данные каждого водителя, а именно:
    • дату рождения;
    • фамилию, имя и отчество;
    • серию и номер ВУ.
  4. Внеся все необходимые данные, нажимаем интерактивную кнопку «Показать КБМ».
  5. Если вы все правильно сделали и ввели ту информацию, которую требовал от вас сервис, то внизу страницы отобразится значение коэффициента.

Расчет скидки по полису ОСАГО

Как видите определить КБМ по базе РСА очень просто, но как же понять, на какую скидку можно рассчитывать, заключая новый страховой договор?

Получив значение КБМ, можно самостоятельно рассчитать размер скидки на страховку ОСАГО. Хотелось бы отметить, что эта база данных хоть и является довольно-таки надежной, но ошибки в ней все же возможны.

В первую очередь это может быть связано со случайными ошибками или неточностями, которые, как правило, возникают в тот момент, когда сотрудники страховой компании будут вводить данные по вашему водительскому стажу. Именно по этой причине автоюристы настоятельно рекомендуют контролировать правильность тех действий, которые касаются лично вас.

Существует специальная таблица, в которой можно по значению коэффициента определить размер класс ОСАГО. Именно от этого значения зависит размер скидки.

Класс на момент оформления договора страхования Значение КБМ Класс на момент закрытия страхового договора, на основании произведенных страховых выплат
0 1 2 3 4+
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1
1 1,55 2
2 1,4 3 1
3 1 4 1
4 0,95 5 2 1
5 0,9 6 3 1
6 0,85 7 4 2
7 0,8 8 4 2
8 0,75 9 5 2
9 0,7 10 5 2 1
10 0,65 11 6 3
11 0,6 12 6 3
12 0,55 13 6 3
13 0,5 13 7 3

Как только автовладелец оформляет страховку, то ему присваивается 3-й класс. Посмотрев на данные таблицы, можно понять, что ему соответствует КБМ равный единице. Что это значит? Все гораздо проще, чем кажется. Стоимость нового страхового договора будет умножаться на 1,0.

А это свидетельствует о том, что скидка, к разочарованию водителя, ему не положена. По окончанию действующей страховки владельцу транспортного средства присваивается определенный класс. Это делается на основании того класса, который был присвоен ему в начале страхового срока и того, насколько безаварийным (или аварийным) было его вождение. В результате его класс ОСАГО меняется согласно вышеуказанной таблице.

При составлении нового страхового договора именно этот коэффициент будет принят за базовый. Как вы уже поняли, после каждого года безаварийного вождения владелец может увеличить свою скидку дополнительно еще на 5%. Класс М, который указывается в табличке, характеризует автовладельца как очень аварийного водителя.

Особенности расчета КБМ

Несмотря на столь простой способ расчета скидки на страховку по КБМ, существует некоторые тонкости, которые будут интересны всем автолюбителям:

  1. Вышеуказанным способом расчета скидки можно пользоваться лишь в том случае, когда в страховку вписывается только один водитель. Если же в полисе вписано сразу несколько водителей, то в расчете учитывается коэффициент того, у которого он самый минимальный.
  2. Совсем недавно КБМ привязывался к транспортному средству, а значит при замене авто, он аннулировался. Сегодня же коэффициент привязан непосредственно к самому водителю, что значительным образом облегчает судьбу автовладельца.

Будьте бдительны на дорогах. Удачи!