Отчисления в медицинский фонд. Страховые тарифы для ИП. Кто должен платить страховые взносы

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:
  • оплата определенных медицинских процедур (экспериментальное лечение, стоматологические услуги и протезирование, услуги окулиста, процедуры, проводимые при лечении рака и т. д.);
  • оплата косвенных расходов (потеря заработка из-за нетрудоспособности, транспортные услуги, отпуск по уходу за детьми и т. д.).

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
  • финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

Уплата взносов в ПФР и на мед. страхование обязательна для всех работодателей и предпринимателей. Чтобы перечислять взносы на медицинское страхование, нужно знать КБК и процентную ставку. В статье рассмотрим, каковы же в ФФОМС ставка и процент отчислений.

Как рассчитать ставку взноса

Большинство работодателей рассчитывают ставку ФФОМС по действующему тарифу 5,1%. Для этих страховых взносов не установлено максимальной величины. Независимо от того, какую сумму заработал за год работник, с каждой выплаты необходимо делать отчисление на мед. страхование. Взносы зависят от минимальной оплаты труда, поэтому расчет не составит труда.

На примере взносов ИП за «себя» рассмотрим, какая сумма по обязательному страхованию в 2017 году:

  • Пенсионный — 7 500 * 26% * 12 = 400 рублей.
  • Мед. страхование взносов коммерсанта — 7 500 * 5,1% * 12 = 4 590 рублей.

Итак, страховые взносы для коммерсантов, которые платят за себя, составляют в 2017 году 27 990 руб. Данная сумма обычно делится на четыре квартала. По окончании квартала коммерсанты обязаны уплачивать единый взнос в сумме 6 997,5 рублей. Ежемесячная ставка составляет 2 332,5 рублей.

Зная годовую сумму, эти взносы можно уплачивать как единым платежом, так и ежеквартально. Ежеквартальные платежи делают практически все коммерсанты. Они фиксированные для предпринимателей, не имеющих сотрудников. Для всех работодателей страховой взнос и его ставка зависят от выбранной системы налогообложения, от суммы, которая начислялась работнику в течение года.

Страхователи, которые имеют работников , делают отчисления по следующим тарифам:

  • ПФР - 22%. Эта сумма колеблется и зависит от опасности работ на предприятии. Могут быть установлены дополнительные взносы, о чем в отдельном извещении фонд сообщает руководителю.
  • ФСС - 2,9%. Начисляются взносы на опасность и травматизм. Размер этого взноса определяется для каждого предприятия отдельно.
  • ФФОМС - 5,1%.

Если же компания находится на упрощенке и в тоже время занимается «льготным» видом деятельности, то размер страхового взноса будет иным.

Чтобы воспользоваться льготным взносом, нужно проверить, относится ли код экономической деятельности к «льготникам», перечень которых был установлен на основании ФЗ № 212. Для таких компаний и предпринимателей взносы в ПФР составляют 20%, а страховые взносы в мед. страх 5,1%.

Если пенсионный взнос может достигать предела и уменьшаться, то медицинская ставка не имеет предельного значения, поэтому отчисления 5,1% действуют весь год.

Ставка взноса в ФФОМС в 2017 году

Изменения, которые коснутся всех налогоплательщиков в 2017 это, прежде всего, передача полномочий от одних контролирующих органов другим. Заниматься теперь проверками правильности начисления и уплаты будут налоговые органы. Федеральный закон теперь действовать не будет, на смену ему придет НК.

Проверка деятельности предпринимателей и организаций будет осуществляться на основании нового законодательства. Это единственное и главное изменение в 2017 году. Каков процент отчисленияв ФФОМСнас ожидает, можно увидеть в таблице:

Как мы видим, страховые тарифы не изменятся и останутся на прежнем уровне. Понижение взносов контролирующие органы не отменили, просто теперь воспользоваться смогут не все работодатели. Изменения по размеру страхового взноса ощутят на себе коммерсанты, платившие за себя.

Повышение МРОТ на 7 500 рублей приведет к увеличению суммы налогов на обязательное страхование.

Кто не платит взносов

Кто может не платить взносы? Сюда относятся:

  • Аптеки, коммерсанты, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности.
  • Организации, занимающиеся сферой социального обслуживания граждан.
  • Благотворительные организации.
  • Компании, занимающиеся исследовательскими разработками.

Для этих организаций предусмотрена тарифная ставка 0%.

Ставкой 4% по начислению страховых обязательных взносов в ФФОМС могут воспользоваться следующие страхователи:

  • Компании, которые занимаются информационными технологиями.
  • Коммерсанты и организации, которые занимаются изобретениями и научными разработками.
  • Туристические организации.

Таким образом, процентная ставка для уплаты взноса напрямую завит от вида деятельности предпринимателя и организации. Насколько активна структура в государственном и благотворительном финансировании, настолько понижается и ставка взносов.

Платить страховые взносы в 2017 году надо по новым правилам. В ПФР, ФСС РФ и ФОМС перечислять взносы не надо. Они переданы налоговикам. КБК тоже изменились. За ФСС остались только взносы на травматизм.

С 1 января 2017 года страховые взносы вернулись в Налоговый кодекс. Появилась новая глава 34 НК РФ. Администрировать уплату взносов станут налоговики, но это не значит, что компаниям не придется больше взаимодействовать с фондами. Рассмотрим, какие ведомства с 1 января 2017 года контролируют процессы, связанные со страховыми взносами, какую отчетность, куда и как сдавать.

Какие полномочия налоговиков

Администрирование означает, что в компетенцию налоговых органов попадут только четко определенные функции, часть из них по-прежнему оставлена за фондами. Круг полномочий налоговиков довольно широк. Теперь они вправе:

  • контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов;
  • принимать расчеты по страховым взносам, начиная с расчета за 1 квартал 2017 года. Помните, что представить расчет нужно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день сдачи придется на выходной или нерабочий день, срок переносится на ближайший рабочий день. Проще говоря, расчет за 1 квартал нужно представить не позднее 2 мая 2017 года;
  • проводить зачет/возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов. Это касается и периодов, истекших до 1 января 2017 года. Решения по ним вынесены ПФР или ФСС и преданы в ФНС для исполнения.

Предоставлять рассрочки или отсрочки по страховым взносам, взыскивать недоимки, пени и штрафов, в том числе возникшие до 1 января 2017 года, тоже будут налоговые органы.

Что делать с остатками

Информацию по остаткам, которые образовались у страхователей на 1 января 2017 года, налоговые органы получат от ПФР и ФСС. Сведения налоговикам фонды направят через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Чтобы не возникло недоразумений, всем плательщикам страховых взносов не помешает провести сверку расчетов с фондами. Тогда получение требования о погашении недоимки не окажется сюрпризом. Заодно можно будет понять, на возврат какой суммы подавать заявление в фонд, если имеется переплата.

Как платить взносы с нового 2017 года

Платить взносы и представлять расчеты нужно будет по месту нахождения и организации, и обособленного подразделения, которое самостоятельно начисляет выплаты и вознаграждения физическим лицам. Это значит, что расчеты не будут принимать по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (в МРИ). Не нужно сдавать расчеты и по месту нахождения каждой обособки (по аналогии с 6-НДФЛ). Расчеты представляют только подразделения, которые самостоятельно начисляют заработную плату. Причем не требуется наличия отдельного баланса. Условие о нем имеется в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, но с 1 января 2017 года этот закон прекращает действие.

У организаций появляется новая обязанность - сообщать в налоговые органы о наделении обособок полномочиями начислять выплаты и вознаграждения физическим лицам. На основании такой информации подразделения поставят в налоговой инспекции на учет в качестве плательщика страховых взносов.

Как отчитываться

Форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и электронный формат утверждены приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551. Расчет содержит в себе не только информацию в целом по плательщику страховых взносов, но и персонифицированные сведения по каждому физическому лицу, состоящему в трудовых отношениях с плательщиком.

Важный вывод можно сделать, изучив норму пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Страхователям разумно еще до начала отчетной компании за 1 квартал 2017 года выверить по всем работникам соответствие ФИО-СНИЛС-ИНН (если есть у работодателя). Дело в том, что при расхождениях хотя бы по одному физическому лицу налоговики не примут весь расчет. Страхователю направят уведомление об отказе. На исправление в этом случае отводится 5 дней с момента отправки уведомления.

Кстати, подготовить и сдать отчетность Вы легко можете с помощью онлайн-сервиса «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Получить бесплатный доступ к сервису можно по ссылке .

Чем займутся ПФР и ФСС

Некоторые функции по администрированию взносов остаются по-прежнему за ПФР РФ и ФСС. Так, фонды продолжат принимать расчеты по взносам, в том числе уточненных, за периоды до 1 января 2017 года.

  • проводить камеральные и выездные проверки, в том числе повторные, выносить решения по их результатам;
  • выносить решения о возврате излишне уплаченных или взысканных страховых взносов (затем их передадут налоговикам). Заявления о возврате переплаты, образовавшейся на 1 января 2017 года, нужно подавать в ПФР и ФСС по месту учета;
  • списывать невозможные к взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.

Полномочия ПФР

    • ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
    • прием сведений о застрахованных лицах и контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Кто ведет персонифицированный учет

Пенсионный фонд ведет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. Сдавать сведения по форме СЗВ-М по-прежнему нужно в территориальные отделения фонда. Срок сдачи СЗВ-М изменился. Отчитаться нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. С учетом переноса срока сдачи отчетности, последний день для СЗВ-М за декабрь 2016 года - 16 января 2017 года.

Сдавать сведения о стаже застрахованных лиц в отделения ПФР нужно ежегодно, не позднее 1 марта следующего года. Сведения о стаже по новой форме, разработанной ПФР, нужно представлять не только по окончании года, но и если работник обратится с заявлением о назначении пенсии. На это отведено три дня с даты подачи заявления.

ПФР продолжает сбор реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателем. При этом форма ДСВ-3 представляется не позднее 20 дней со дня окончания квартала.

Сведения о выплатах и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (для отражения на счетах застрахованных лиц) ПФР получит от налоговых органов. На это отпущено 5 дней, когда расчеты представлены в электронном виде, или 10 дней - для сведений, поданных на бланках. Если обнаружатся ошибки или несоответствия, то фонд вернет сведения налоговым органам. Те, в свою очередь, пришлют плательщикам уведомления о предоставлении корректировок.

Когда обращаться в соцстрах

Фонд социального страхования, как и раньше, будет контролировать исчисление и уплату взносов на травматизм. Значит, по-прежнему будет принимать расчеты по этому виду взносов. Новую форму 4-ФСС нужно представлять в фонд не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на бумаге и до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде.

Правильность заявленных расходов на выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонд теперь проверит по данным расчетов, переданным налоговиками. И туда же, в налоговые органы, сообщит об итогах проверки.

В регионах, которые не участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам пособий из ФСС, отделения Фонда по заявлениям от страхователей возмещают превышение расходов на выплату страхового обеспечения над начисленными взносами. Если требуется возместить средства за периоды после 1 января 2017 года, нужно учитывать изменения в перечне подаваемых документов. Вместо формы 4-ФСС вместе с заявлением нужно будет подать справку-расчет. Бланки нужных документов приведены в письме ФСС России от 7 декабря 2016 г. № 02-09-11/04-03-27029.

Как заполнять платежные документы

Пока новая система взаимодействия контролирующих органов окончательно не устоялась, есть риски неверного зачисления платежей или их отражения в базе данных налоговых органов. Поэтому организациям рекомендуется уделить особое внимание заполнению реквизитов платежных поручения.

«ИНН и КПП получателя». Указывайте ИНН и КПП налогового органа, который администрирует ваши платежи.

«Получатель» - сокращенное наименование органа Федерального казначейства, а в скобках - сокращенное наименование налогового органа, который администрирует платеж.

«Код бюджетной классификации». Первые три знака обозначают код главного администратора доходов бюджетов, то есть должны принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба.

Коды КБК, которые с 1 января 2017 года нужно использовать для уплаты страховых взносов утверждены приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н (находится на регистрации в Минюсте). При заполнении кодов будьте особенно внимательны с подвидами доходов: они отличаются в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы. И обязательно указывайте, за какой именно период производится уплата.

Внимание!

С 1 января 2017 года платите взносы только по новым КБК, даже если это платежи за декабрь. Новые коды мы привели в таблице ниже. В декабре платите взносы по старым КБК.

Таблица. Новые КБК по взносам на 2017 год

Вид платежа

КБК

взносы за декабрь "2016

взносы за январь, февраль и т.д.

Взносы с выплат работникам

Пенсионные взносы

Взносы

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Пени

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 2110 160

Штрафы

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 3010 160

Взносы по временной нетрудоспособности и материнству

Взносы

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Пени

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 2110 160

Штрафы

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 3010 160

Взносы на травматизм

Взносы

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 1000 160

Пени

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 2100 160

Штрафы

393 1 02 02050 07 3000 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Взносы на обязательное медицинское страхование

Взносы

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

Пени

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

Штрафы

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Елена Кулакова

Для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей социальное страхование — это обязательный элемент ведения бизнеса . Один из государственных внебюджетных фондов, взаимодействие с которым должно осуществляться — ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Законодательная база

До конца 2016 года вопросы социального страхования регулировались Федеральным законом №212, на смену которому пришла глава 34 Налогового кодекса РФ , в которой описаны следующие моменты :

  • статья 419 определяет плательщиков;
  • статья 420 указывает объекты обложения;
  • статья 421 определяет базу для начисления;
  • статья 423 говорит об отчетных периодах;
  • статья 425 определяет тарифы.

Кроме этого, НК РФ отражает прочую информацию, например порядок исчисления и другие организационные вопросы.

Кто должен платить

Согласно статье 419 Налогового кодекса, лица, осуществляющие выплаты физическим лицам, и те, которые не производят подобных операций, должны уплачивать страховые взносы. Таким образом, к тем, кто обязан платить, можно приравнять организации, ИП, а также физических лиц.

Кроме этого, согласно НК РФ, плательщиками признаются лица, занимающиеся частной деятельностью (нотариусы, практикующие врачи, оценщики и т.д.).

Нередко плательщик может быть приравнен к нескольким вышеописанным категориям. В подобных случаях страховые выплаты должны быть перечислены, учитывая каждое из оснований. Некоторые плательщики имеют льготные условия для социальных выплат. Так, организации, находящиеся в , благотворительные организации и другие предприятия могут производить отчисления по сниженным тарифам или вовсе освобождаться от выплат.

Что считается объектом обложения и базой исчисления

Как и утративший силу №212-ФЗ, глава 34 признает объектом обложения страховыми взносами любые выплаты, предназначающиеся физическим лицам. Вознаграждения могут быть получены на основании трудовых договоров или взаимоотношений гражданско-правового характера.

Кроме этого, к тому, что облагается взносами, относятся вознаграждения, возникшие вследствие договоров авторского заказа, отчуждения произведений искусства или науки.

Объектом обложения для лиц, не осуществляющих каких-либо выплат другим лицам, признаются МРОТ и в определенных случаях доход предприятия. Также стоит отметить, что согласно Налоговому кодексу не могут быть признаны объектом обложения:

  • вознаграждения от перехода права собственности;
  • выплаты в пользу иностранцев;
  • добровольные выплаты в рамках пожертвований;
  • выплаты по договорам, заключаемым с FIFA (в рамках ЧМ по футболу 2018 года).

Базой для начисления взносов является сумма выплат за определенный период времени для каждого застрахованного лица. Соответственно, для предпринимателей, не производящих оплаты, база будет определяться по МРОТ.

Тарифы 2018 года

Тарифы социальных выплат в 2018 году не изменились и для ФФОМС остались на уровне 5,1%. Что касается льготных тарифов, то в ряде случаев требования стали более подробными.

Плательщик ОКВЭД Тариф
Предприятия на упрощенной системе налогообложения, с доходом не менее 70% общего дохода, но не выше 79 млн. руб/год 13-16 и прочие Освобождаются от выплат
Организации фармацевтической направленности применяющие ЕНВД 46.18.1, 46.46.1, 47.73 Освобождаются от выплат
Предприниматели на ПСН 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и пр. Освобождаются от выплат
Некоммерческие предприятия на упрощенной системе, кроме государственных, занимающихся научными разработками, здравоохранением, искусством, массовым спортом, социальным обслуживанием 37, 86-88, 93 и пр. Освобождаются от выплат
Благотворительные фонды на упрощенной системе 64.9, 88.10 Освобождаются от выплат
Предприятия специализирующиеся на цифровых технологиях 62, 63 4
Предприятия на упрощенной системе налогообложения, которые специализируются на внедрении разработок научного характера 72 4
Предприятия особой экономической зоны 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и пр. 4
Предприятия, перечисляющие взносы за участников экипажей судов, состоящих в международном реестре 50 Освобождаются от выплат
Предприятия-участники проекта «Сколково» 72.1 Освобождаются от выплат
Предприятия, являющиеся участниками свободной экономической зоны на полуострове Крым Любые, за исключением 05-08, 09.1, 71.12.3 1/10
Организации, базирующиеся на территории опережающего развития 1/10
Участники особой портовой зоны «Владивосток» 1/10

В связи с изменениями в сфере социальных отчислений, изменился и порядок уплаты. Потому как взносы теперь необходимо перечислять в Федеральную налоговую службу, изменился код бюджетной классификации.

Для каждого из типов социальных взносов существует свой КБК. Для перечисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования следует использовать КБК 182 1 02 02103 08 1013 160 .

Рассмотрим, каким образом производится расчет страховых взносов в ФФОМС. В качестве примера возьмем отдельного сотрудника организации. Допустим, что за март месяц его зарплата составила 25 000 рублей, из которых 20 000 — это его оклад, а остальные 5000 – оплата больничного. Сумма, которую необходимо перечислить в ФФОМС за данного работника в текущем месяце, определяется следующим образом:

(25 000 — 5000) * 5,1% / 100% = 1020 рублей

Как видно, зарплата, с которой высчитываются социальные выплаты, была уменьшена на сумму оплаты больничного, потому как выплаты такого характера не могут включаться в базу для начислений.

В качестве другого примера приведем индивидуального предпринимателя, который не имеет наемных рабочих, однако также обязан производить отчисления в ФФОМС. Например, оценщик получил доход за год в размере 2 млн. рублей. Сумма, которую он обязан перечислить на медицинское страхование будет рассчитываться как:

11 163 * 12 * 5,1% / 100% = 6832 рублей, где

11 163 – МРОТ, 12 – количество месяцев в году, 5,1% — действующий тариф.

Как видно, отчисления в ФФОМС не зависят от уровня дохода и определяются на основании минимального размера оплаты труда.

Последний пример позволит рассмотреть, каким образом исчисляются социальные выплаты по льготным тарифам. Так, предприятие, занимающееся научными исследованиями и являющееся резидентом проекта «Сколково», будет обязано произвести социальные выплаты в следующем размере:

30 000 * 0,1% / 100% = 30 рублей, где

30 000 — это заработная плата научного сотрудника.

Перечислять взносы за сотрудников необходимо ежемесячно, тогда как при отчислениях за себя индивидуальные предприниматели могут производить выплаты раз в год. Однако, при некоторых схемах налогообложения выгодней производить отчисления частями в течение года, потому как это способствует уменьшению начисленных налогов.

Для того чтобы исполнить обязанность по социальному страхованию, достаточно заполнить квитанцию и посетить ближайшее отделение банка. В отличие от пенсионных отчислений, где можно заполнить квитанцию с помощью онлайн-сервиса, квитанция для оплаты в ФФОМС должна быть заполнена самостоятельно. Для этого необходимо знать реквизиты получателя и плательщика.

Производя оплату страховых взносов с расчетного счета, необходимо правильно заполнить . Для этого понадобятся , КБК, реквизиты ФНС. Кроме этого необходимо корректно указать , например «страховые взносы в ФФОМС» или «страховые взносы в Пенсионный фонд в фиксированном размере».

Порядок расчетов в отношении страховых взносов, в том числе сроки перечисления, регулируются статьей 431 НК РФ . Страховые отчисления должны быть уплачены не позднее 15 числа . В случае если конец срока попадает на выходной или праздник, последним сроком будет считаться ближайший рабочий день. Так, за март и июнь 2019 года необходимо будет перечислить взносы не позднее 15 апреля и июля соответственно .

Предприниматели, не имеющие рабочих, должны перечислить страховые взносы за себя не позднее конца года. Если годовой доход превысил сумму в 300 000 руб, к выплате необходимо добавить процент от суммы, превышающей этот предел, и произвести отчисления не позднее начала апреля. Это правило справедливо для пенсионных отчислений, тогда как для выплат в ФФОМС величина остается неизменной при любом уровне дохода.

За нарушение сроков оплаты организациям и предпринимателям грозят штрафы в 20% согласно статье 122 Налогового кодекса . Если плательщик умышленно не производит отчисления в ФФОМС или нарушает правила расчета, ему может грозить штраф до 40% от неуплаченной суммы.

Кроме этого существуют санкции в отношении плательщиков, которые не предоставляют сведения об отчислениях в положенный срок. За это нарушение может вменяться наказание в размере 500 или 1000 рублей за каждого сотрудника в зависимости от того, каким образом подавалась отчетность, на бумажном носителе или в качестве электронного документа.

Начисление и уплата взносов, отчетность — в данном видео.

Страховые взносы обязаны отчислять за своих сотрудников все организации и ИП - работодатели. ИП, как с работниками, так и без них, уплачивают еще и страховые взносы за себя. Неисполнение этой обязанности грозит страхователю штрафом.

Наша статья об одном из видов страховых взносов – взносах на обязательное медицинское страхование. Рассмотрим размер отчислений для различных категорий плательщиков, выясним, кто может не платить взнос на медстрахование, и какие ставки ожидают страхователей в новом 2017 году.

Кто платит взносы в ФФОМС

До конца 2016 года начисление и уплата страховых взносов регулируется законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а контроль за взносами ФОМС осуществляет ПФР. С 1 января 2017 года курировать страховые взносы будет налоговое ведомство , а вместо закона № 212-ФЗ начнет действовать новая глава НК РФ , нормы которой в основном повторяют его положения.

Согласно ст. 5 закона № 212-ФЗ, к плательщикам взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС относятся:

  • работодатели, которые платят зарплату и прочие вознаграждения физлицам. Это юрлица, ИП и физлица, не являющиеся ИП. При этом взносами по действующему тарифу облагаются выплаты работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (ст. 7 закона № 212-ФЗ).
  • ИП и частнопрактикующие лица (адвокаты, нотариусы и т.п.). Эти категории страхователей должны уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС «за себя» в фиксированной сумме . Размер годового взноса зависит от действующего минимума оплаты труда на начало года и равен 12-кратному МРОТ, умноженному на тариф взноса в ФОМС (ст. 14 закона № 212-ФЗ).

Размер страховых отчислений в ФФОМС

  • организации и ИП, доход которых на 70% состоит из поступлений от льготируемой деятельности. Ставка 0% действует пока их доход не «перешагнет» предел в 79 млн.руб.;
  • некоммерческие организации, деятельность которых связана с соцобслуживанием, образованием, здравоохранением, культурой и искусством, массовым спортом;
  • благотворительные организации.

Также взносы на ОМС не платят:

  • работающие на «вмененке» аптеки и ИП, занимающиеся фармацевтикой;
  • ИП на некоторых видах патента, при начислении взносов ОМС за работников;
  • организации из проекта «Сколково»;
  • организации, делающие выплаты экипажам судов, зарегистрированных в Российском реестре, в части таких выплат.

Взносы в ФФОМС в 2017 году

В 2017 году размеры ставок страховых взносов для всех категорий страхователей останутся на уровне нынешнего 2016 года . Закон № 212-ФЗ утратит силу с 01.01.2017 г., и с этого момента начнет действовать глава 34 Налогового кодекса о страховых взносах.

Узнать более подробно о том, какими будут ставки на ОМС и другие виды страховых взносов в новом году, можно из статьи «