Особенности современной экономики великобритании. Смешанная экономика великобритании

Экономика Великобритании , ведущей торговой державы, и одного из финансовых центров мира, является третьей крупнейшей в Европе после Германии и Франции. За последние два десятилетия правительство сильно уменьшило количество государственной собственности. Сельское хозяйство в стране интенсивное, высокомеханизированное, и эффективное по европейским стандартам; эта отрасль удовлетворяет около 60% потребности в продовольствии, и в ней занято менее 2% рабочей силы. В Великобритании есть большие запасы угля, природного газа, и нефти, но запасы газа и нефти в стране уменьшаются, и Великобритания стала нетто-импортером энергоресурсов в 2005 году. Услуги, особенно банковские услуги, страховые услуги, и бизнес-услуги, являются главными двигателями роста ВВП Великобритании. Производство, с другой стороны, стало менее важным, однако оно все же составляет 10% от экономического результата страны. После восстановления от рецессии в 1992 году, экономика Великобритании испытывала самый длительный в истории период подъема, во время которого рост экономики страны превосходил рост всех стран Западной Европы. Однако в 2008 году мировой финансовый кризис сильно ударил по экономике, из-за важности финансового сектора страны. Падение цен на жилье, высокий потребительский долг, и глобальный экономический спад – все эти факторы увеличили количество экономических проблем Великобритании, и из-за них экономика ушла в рецессию во второй половине 2008 года, что вынудило правительство Брауна предпринять ряд мер по стимулированию экономики и стабилизации финансовых рынков; эти меры включали национализацию части банковской системы, временное снижение налогов, приостановку правил заимствования в государственном секторе, и увеличение государственных расходов на капитальные проекты. Из-за растущего дефицита государственного бюджета и растущего долга, коалиционное правительство под руководством Кэмерона начало пятилетнюю программу, цель которой – уменьшить дефицит бюджета Лондона с 11% от ВВП в 2010 году до почти 1% в 2015 году. В ноябре 2011 года канцлер казначейства Джордж Осборн объявил о дополнительных мерах вплоть до 2017 года, главным образом, из-за долгового кризиса еврозоны. Правительство Кэмерона повысило налог на добавленную стоимость от 17,5% до 20% в 2011 году. Обещалось, что это повышение сократит ставку налога на корпорации до 21% к 2014 году. Банк Англии реализовал программу покупки активов на сумму в 605 миллиардов долларов в декабре 2013 года. Во время экономического кризиса Банк Англии координирует процентную ставку с Европейским центральным банком, однако Великобритания остается вне европейского Экономического и валютного союза. В 2012 году слабые потребительские расходы и низкие инвестиции в бизнес оказали отрицательное влияние на экономику Великобритании, однако, в 2013 году ВВП вырос на 1,4%, неожиданно увеличив рост во второй половине года, из-за увеличившихся потребительских расходов и восстановления рынка жилья. Дефицит бюджета уменьшается, но все еще остается на уровне примерно 7%, а государственный долг продолжает увеличиваться.

Хозяйство. Великобритания является одной из самых развитых стран мира, ведущей торговой страной, мировым финансовым центром. Страна выстраивает свою рыночную модель хозяйственного развития, имеет следующие особенности: минимум государственного вмешательства и максимум частной инициативы. Великобритания занимает ведущее место в научно-технических разработках, в развитии новейших технологий.

Структура хозяйства Великобритании в общих чертах повторяет немецкую. В ней на сферу услуг приходится более 73%, а на промышленность и сельское хозяйство соответственно лишь 25% и около 2%.

Промышленность. По объемам промышленного производства Великобритания занимает пятое место в мире. Как и в других странах Западной Европы, в Великобритании существуют области, которые всячески поддерживаются правительством. Это прежде металлургическая промышленность. Сейчас сохранилось пять металлургических районов. Однако изменилась география размещения металлургической промышленности.

Такой же отраслью является текстильная промышленность, география которой сохранилась с эпохи промышленного переворота. Хлопковая промышленность сосредоточена в Ланкашире, шерстяная - в Йоркшире, льняное - в Северной Ирландии, а трикотажная - в Восточном Мидленде.

Достаточно сильны позиции Великобритании в энергетической, нефтехимической, пищевой отраслях промышленности и многоотраслевом машиностроении. Хотя машиностроительный промышленный комплекс подвергся кризиса и значительных структурных изменений, его доля на протяжении последних лет возросла. Наиболее значимые позиции в машиностроении имеет производство двигателей, самолетов и космического оборудования, производство компьютеров, телефонов, средств связи, радиоэлектронного оборудования, а также автомобилей. При этом значительно уменьшились объемы судостроения, однако Великобритания остается одним из крупнейших в мире производителей военных и специализированных судов.

Крупнейшим центром развития электроники и электротехники Лондонская агломерация, однако, возрастает роль и Глазго, Эдинбурга и Данди, которые справедливо называют "Силиконовой долиной Шотландии". Авиаракетно отрасль находится в Лондоне, Бристоле и Восточном Мидленде. Станкостроение и приборостроение приуроченные Бирменгена, а тяжелое машиностроение - в металлургических районов Северо-Востока Англии.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство характеризуется наличием крупных землевладельцев (лендлордов), которые сдают свои земли в аренду, особенно на юго-востоке страны. В структуре отрасли преобладает животноводство, что обусловлено наличием круглогодичных продуктивных пастбищ. Основными отраслями животноводства, как и в других странах Западной Европы, является разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство. В растениеводстве треть земель охвачена зерновыми культурами, среди которых ведущими являются пшеница и ячмень. На половине пашни выращивают многолетние травы, незначительные участки отведены под выращивание картофеля, сахарной свеклы, овощей и ягод. великобритания энергетический машиностроение

Сфера услуг. Учитывая островное положение страны, важной отраслью сферы услуг является транспорт, представлен всеми видами. После ввода в эксплуатацию Трансламаншського тоннеля, протяженностью более 50 км, страна получила прямой выход к континентальной транспортной системы. Великобритания занимает одно из первых мест в Европе по развитию морского транспорта. Она владеет одной из крупнейших авиакомпаний мира ("Бритиш Эйрвейз"), которая по протяженности авиалиний является абсолютным лидером в Европе, однако по торговым оборотом уступает немецкой "Люфтганзы".

Достаточно сильны позиции Великобритании в области телекоммуникаций, банковском секторе, концентрация и централизация в котором привела к формированию мощных финансовых групп. Доля британских банков в международном кредитовании превышает 20%.

Великобритания играет значительную роль в сфере туризма. Она является страной преимущественно делового, познавательного, спортивного и образовательного туризма. Кроме Лондона, привлекательными для туристов молодежный центр страны Ливерпуль, университетские города Оксфорд и Кембридж, шотландские города Эдинбург и Глазго - центры искусства и проведение фестивалей, Кардифф - столица Уэльса, которая собирает поклонников памятников средневековья, а также курортные районы на юге Англии (Боримут).

Уровень развития хозяйства в отдельных районах Великобритании неодинаков, что обусловлено как историческими факторами, так и современными тенденциями. Ведущие позиции в развитии хозяйства страны занимают районы Южной Англии, среди которых Юго-Восток. Районы Центральной Англии больше других зависят от развития обрабатывающих отраслей промышленности. Северные районы Англии отличаются насыщенностью древних традиционных отраслей хозяйства. Районы национальной окраины, включающие Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию, из депрессивных превратились в территории интенсивного промышленного и сельскохозяйственного развития.

Внешнеэкономическая деятельность. Как и большинство стран Западной Европы, Великобритания значительное внимание уделяет внешней торговле, доля которой в мировой торговле составляет около 6%. Основными промышленными товарами, которые страна поставляет на внешние рынки, является продукция машиностроения, химической и химико-фармацевтической отраслей. Чрезвычайно конкурентоспособными на мировом рынке являются пищевые концентраты, кондитерские изделия, табак и разнообразные напитки. Основными статьями импорта являются промышленное оборудование, технологии, топливо, продукты питания.

Страна осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерско-консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания является мощным мировым инвестором. Значительная часть инвестиций приходится на страны ЕС, в частности на Германию (особенно Восточной). А в самом Королевстве высока доля инвестиций из СПИА.

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок.

Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля.

Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. Самые крупные угольные бассейны - Йоркширский, Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный. Однако нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта высококачественной сырой нефти и нефтепродуктов. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии - главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает - 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт. Больше всего энергии потребляет черная металлургия. Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией "Бритиш стил". Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии - Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер. Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из Швеции, Либерии, Канады, металлургические центры сместились в сторону побережий - Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др. Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания - поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. Главные районы цветной металлургии - Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и Шотландия. Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это - "Алкан ивдастриз" и "Бритиш алю-миниум". В машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрс-пейс". Вертолеты выпускаются фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры судостроения - устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др. Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией - "Дженерал электрик" (Большой Лондон). Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн "ИКИ". Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен. Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка - в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– структура ДНК;

– суперпроводимость;

– компьютерная томография;

– озоновая дыра;

– радиоастрофизика;

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

– «первичный сектор», включающий сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство – 1,8% ВВП и 1,1% общей численности трудовых ресурсов;

– «вторичный сектор» – обрабатывающая промышленность и строительство – 31,4% ВВП, 18,7 занятых;

– «третичный сектор» – сфера услуг – 66,8% ВВП и 80,2% занятых.

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

6,3 млрд куб. м идет на экспорт. Добыча ведется на 37 месторождениях. Крупнейшие из них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм (1/2 объема добычи). Великобритания сохраняет импорт природного газа из Алжира, Катара и Норвегии. Добычу газа ведет государственная компания «Бритиш ГАЗ».

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

В 1970 г. в Великобритании было закончено строительство единой системы электропередач «Супергрид».

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

Крупнейшими производителями стали в Великобритании являются транснациональные корпорации «LNM» – 4-е место в мире и «Бритиш Стил» – 6-е место в мире по производству стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд. Крупными центрами отрасли являются Ливерпуль, Лондон, Соунси. Алюминий производят на заводах, расположенных у ГЭС в Шотландии. Три завода по выплавке алюминия расположены на о. Англси. Господствуют в отрасли две компании: «Бритиш алюминиум» и «Алкан индастриз».

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

Электротехника и электроника заняли первое место в структуре машиностроения по стоимости продукции. Наиболее динамично развивается электроника, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования и средств связи («Бритиш Телеком», «Ракал Электроникс», «Сименс-Плесси»).

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

В автомобилестроении 85% объема производства приходится на следующие фирмы: «Ровер групп» (бывшая английская компания, приобретена в 1994 г. немецкой компанией «БМВ»), «Нисан», «Хонда», «Тайота», «Форд», «Дженерал моторс», «Талбот» (филиал французской компании «Пежо-Ситроен»). В 2000 г. произведено 4,8 млн легковых и грузовых автомобилей, это восьмое место в мире.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Быстро растет выпуск продукции в авиаракетостроении. По доле продукции на мировом рынке Великобритания занимает четвертое место (после США, Германии, Франции). Отрасль производит также продукцию военного назначения. Ведущие позиции в отрасли занимает приватизированная компания «Бритиш аэроспейс», специализирующаяся на выпуске широкого спектра различных самолетов, в том числе и военного назначения (тактический истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер», самолет «Торнадо», вертолеты «Си-Кинг», «Линкс» и др.), космических аппаратов, ракет. Английская компания «Роллс-Ройс» является одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей.

В этой отрасли широко развита кооперация. Созданный европейский консорциум «Эйрбас индастри» включает компании «Бритиш аэроспейс», «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» (ФРГ), «КАСА» (Испания). В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Велики успехи Великобритании в развитии гражданской авиации. Английская авиакомпания «Бритиш Эйрвейс» является крупнейшей авиакомпанией мира, а Лондонский аэропорт «Хитроу» – крупнейшим международным аэропортом.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство (62% стоимости сельскохозяйственной продукции). Выращивается крупный рогатый скот (около 12 млн голов), свиньи (8 млн голов), овцы (43,6 млн голов). Развитию этой отрасли в 1990-е гг. огромный ущерб нанесли эпидемии губчатого энцефалита и болезнь Крейцвальда-Якобса («коровье бешенство»).

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Краткая экономическая характеристика Великобритании

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, входит в первую пятерку наиболее развитых государств мира. По запасам энергоресурсов Великобритания занимает 1-е место в Европе и является крупным производителем нефти и газа

Главной особенностью макроэкономического развития страны является то, что Великобритания выбрала неолиберальную, «англосаксонскую» модель развития. Для нее характерно преобладание свободного частного предпринимательства (более 80% общего объема производства). Частный сектор обеспечивает свыше 75% всех рабочих мест. Политика британского правительства направлена на создание максимально благоприятных возможностей для развития частного бизнеса. Однако при общем повышении жизненного уровня населения в стране наблюдается значительная поляризация доходов, когда 10% населения владеют 54% национального богатства.

Великобритания в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Вывоз промышленных товаров и экспорт «услуг» для развития экономики Великобритании имеет исключительное значение, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Великобритания, потеряв почти все свои колонии, утратила многие экономические преимущества: контроль над богатейшими мировыми месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты.

Будучи должником США и их «младшим» партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/5 ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море - также американские.