Ндс налоговый агент аренда муниципального имущества проводки. Проводки по начислению ндфл по договору аренды с физическим лицом. Какой может быть аренда в образовательном учреждении

Организация или ИП может выступать в нескольких случаях. Один из них - это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ , Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713);
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ , ).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Исчисление НДС

НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на . Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:

Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.

Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333).

Счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Уплата исчисленного НДС агентом

Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1 , пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 - 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.

Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС

Если налоговый агент является , то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

  • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
  • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
  • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.

Представление декларации

Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

Налоговые агенты - это организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны исчислить, удержать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислить налог в бюджет (ст. 24 НК РФ ).

Следовательно, за лиц, не являющихся плательщиками НДС, уплачивать НДС в бюджет не нужно.

В то же время обязанности налогового агента должны исполнять даже те лица, которые сами плательщиками НДС не являются (например, применяют специальные налоговые режимы или освобождены от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ ).

Обязанности налогового агента по НДС возникают:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах (п.п. 1 , 2 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде федерального имущества, имущества субъекта РФ или муниципального имущества непосредственно у органов государственной власти и/или местного управления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при приобретении казенного имущества (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации на территории РФ уполномоченными организациями или индивидуальными предпринимателями конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Кроме того, к такому имуществу относится также имущество, реализованное по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при приобретении имущества и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ);
  • oпри реализации на территории РФ товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена. Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 календарных дней с момента такого перехода права собственности (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Рассмотрим на примере аренды муниципального имущества, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия предприятия 8 (ред.3.0)» операции от принятия на учет арендованного имущества и до принятия к вычету суммы агентского НДС.

Аренда (или имущественный наем) - договор, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) какое-либо имущество во временное владение и (или) пользование за определенное вознаграждение.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, которые управомочены законом или самим собственником (ст. 608 ГК РФ).

Арендная плата может устанавливаться как за все арендованное имущество в целом, так и отдельно по каждой из его составных частей. При этом порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ).

В целях бухгалтерского учета расходы по арендной плате признаются ежемесячно на последнее число текущего месяца в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 , п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99) и отражаются по дебету затратных счетов.

В целях налогового учета арендные платежи признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ . Дата признания расходов определяется в соответствии с условиями заключенных договоров или по дате предъявления налогоплательщику документов для расчетов, либо на последнее число месяца (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При аренде федерального имущества, имущества субъекта РФ или муниципального имущества у органов государственной власти и/или органов местного самоуправления арендатор признается налоговым агентом по НДС согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ . Он определяет налоговую базу по НДС в момент оплаты аренды, т.к. данной статьей прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог из средств, уплачиваемых арендодателю (см. также письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5402), отдельно по каждому арендованному объекту имущества и исходя из суммы арендной платы с учетом налога. При этом сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118, которая указывается в счете-фактуре (п. 4 ст. 164 НК РФ).

На исчисленную сумму налога налоговый агент должен составить счет-фактуру, который выписывается не позднее пяти календарных дней, считая со дня оплаты. Счет-фактура налогового агента составляется в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж. Далее, в момент вычета НДС, этот счет-фактура регистрируется в книге покупок.

Для бухгалтерского учета расчетов по НДС налоговым агентом в плане счетов "1С:Бухгалтерии 8" предусмотрены специальные счета 68.32 "НДС при исполнении обязанностей налогового агента" и 76.НА "Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента".

В целом в программе необходимо отразить следующие группы проводок:

Операция

Документ в 1С

Принято на учет арендованное имущество

Операция (бухгалтерский и налоговый учет)

Регистрация оплаты аванса арендодателю

Регистрация счета-фактуры налогового агента

Счет-фактура выданный

Регистрация оплаты НДС в бюджет

Начислена арендная плата за месяц

Учтен входящий НДС

Начислен НДС при исполнении обязательств налогового агента

Зачтен аванс

НДС принят к вычету

1.Принято на учет арендованное имущество

Для создания операции необходимо создать новый элемент в журнале «Операции (бухгалтерский и налоговый учет)». Открыть журнал операций можно из раздела «Учет, налоги, отчетность» в группе «Ведение учета»

Затем необходимо в открывшемся журнале добавить новую операцию и заполнить ее, как показано на рисунке

2.Регистрация оплаты аванса арендодателю

После оформления операции по принятию на учет арендованного имущества необходимо оформить выплату аванса арендодателю.

Для этого необходимо оформить документ «Списание с расчетного счета». Данный документ необходимо открыть в разделе «Банк и касса» в группе «Банк»

При создании документа необходимо указать вид операции равный значению «Оплата поставщику» и указать все обязательные для заполнения реквизиты

При заполнении документа по списанию денежных средств необходимо корректно заполнить параметры Договора аренды. Пример заполнения договора аренды муниципального имущества ниже

После проведения документа будут сформированы проводки по оплате аванса арендодателю

3.Регистрация счета-фактуры налогового агента

Чтобы сформировать Счет-фактуру налогового агента, необходимо на основании документа «Списание с расчетного счета» ввести документ «Счет-фактура выданный»

Программа автоматически заполнит основные и обязательные для заполнения реквизиты. Необходимо будет только визуально проверить документ и провести его.

При проведении будет сформирована проводка по начислению задолженности перед налоговыми органами.

При необходимости можно вывести на печать форму счета-фактуры агента

4.Регистрация оплаты НДС в бюджет

Для оформления операции по оплате задолженности перед налоговыми органами необходимо сформировать документ по «Списание с расчетного счета» с видом операции равным значению «Перечисление налога»

При проведении документа сформируются проводки по погашению задолженности перед налоговыми органами

5.Регистрация операций по начислению НДС при исполнении обязательств агента

С помощью документа «Поступление товаров и услуг» регистрируются операции:

  • Начисления арендной платы за месяц
  • Учета входящего НДС
  • Начисления НДС при исполнении обязанностей налогового агента
  • Зачета аванса поставщику (если была предоплата)

Документ «Поступление товаров и услуг» необходимо добавить из журнала Поступления товаров и услуг. Данный журнал находится в разделе «Покупки и продажи» в группе «Покупки»

После заполнения основных параметров документа необходимо его провести. При проведении будут сформированы следующие проводки

6.НДС принят к вычету

После проведения документа по начислению арендной платы за месяц необходимо провести зачет входного НДС.

Для этого необходимо заполнить и провести документ «Формирование записей книги покупок».

Данный документ необходимо открыть из раздела «Учет, налоги, отчетность» в группе «НДС/Регламентные операции НДС»

Добавив новый документ, необходимо заполнить закладку «Вычет НДС по налоговому агенту»

После проведения документа будут сформированы проводки по вычету входного НДС

По итогам регламентных операций с НДС можно заполнять Декларацию по НДС - программа автоматически заполнит соответствующие разделы

С помощью таких простых действий необходимо отразить в программе операции по агентскому НДС и сформировать Декларацию по НДС.

С наилучшими пожеланиями,

Коллектив компании «АркНет»

Скачать вервию Статьи в формате или

При заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества - движимого и недвижимого, в том числе земли.

Организации признаются налоговыми агентами, если они арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления. (Письмо ФНС Российской Федерации от 14 февраля 2005 года №03-1-03/208/13 «О налогообложении НДС аренды помещений»).

Поэтому даже неплательщики НДС освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Они признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функций по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Поэтому, заключая , проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет (пункт 4 статьи 173 НК РФ). Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически удержана не из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Налоговые агенты обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость независимо от того, производилась уплата арендной платы или нет. Порядок и сроки уплаты НДС установлены налоговым законодательством и не могут быть изменены сторонами (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 июня 2004 года по делу №А26-128/04-29).

Пример 1.

Организация для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором не позднее 10 числа отчетного месяца. Организация является плательщиком НДС и уплачивает налог в бюджет ежемесячно.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера вносится арендная плата за месяц, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражен НДС по арендной плате

Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы (11 800/118*18)

Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога

Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах

Вариант 2 . Предположим, что организация перечислила в бюджет НДС в размере 1 800 рублей, удержанный из суммы арендной платы, 20 числа месяца следующего за отчетным, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные статьей 174 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

Отметим, что с 1 января 2006 года условия применения вычетов у налоговых агентов не изменились и производятся при уплате налога налоговыми агентами (пункт 3 статьи 171 НК РФ).

В бухгалтерском учете отчетного месяца отражаются проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Признаны расходы по аренде за текущий месяц

Отражен НДС по арендной плате

В бухгалтерском учете месяца следующего за отчетным отражаются проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Признаны расходы по аренде за текущий месяц

Отражен НДС по арендной плате за текущий месяц

Перечислена арендная плата за месяц без учета НДС

Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога за январь

Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах в январе

При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур. В то же время по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры. Можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру в единственном экземпляре на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 11 800 рублей, с указанием налога в размере 1 800 рублей. Ставка налога - 18/118.

Окончание примера.

Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат также первичные документы, подтверждающие принятие к учету услуг по аренде и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Такой порядок регламентирован пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Приведем пример из нашей консультационной практики:

Пример 2. Из консультационной практики ЗАО « BKR -Интерком-Аудит».

Вопрос.

Фирма А является субарендатором у фирмы Б, которая, в свою очередь, арендует помещение у Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (выступает от имени собственника федерального имущества). Помещение находится на территории научно-исследовательского института, который является балансодержателем.

Кому следует уплачивать НДС с арендной платы фирме А: фирме Б, научно-исследовательскому институту, в бюджет?

Ответ.

Договор субаренды является производным от основного договора (договора аренды), поэтому в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 615 ГК РФ к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом арендатор по основному договору становится арендодателем по отношению к субарендатору.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При сдаче федерального или муниципального имущества в субаренду НДС с доходов по субаренде исчисляется субарендодателем в общеустановленном порядке. Субарендатор (фирма А) перечисляет денежные средства непосредственно субарендодателю (фирме Б), который исчисляет с полученного дохода НДС. Одновременно он (субарендодатель - фирма Б) выполняет обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. При этом, на субарендатора нельзя возложить обязанность исполнять функции налогового агента, поскольку такие функции возлагаются на организацию, непосредственно арендующую федеральное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

Такой порядок применяется при условии наличия у арендатора разрешения на сдачу имущества в субаренду.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися арендных отношений, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Аренда».

как правильно учитывать и какие проводки сделать по аренде муниципального имущества. Мы на упрощенном режиме, в данном случае выступаем как налоговые агенты по НДС. Как правильно рассчитать НДС, нам указали сумму арендной платы в год без НДС, НДС мы должны самостоятельно учитывать. Я на сумму арендной платы, например 10000 начисляю 18 %, -1800, Правильно? или я должна перечислить 10000-1800. у меня арендная плата составляет 16 тыс, без НДС.с какой ставкой и с какой суммы рассчитывать НДС? с суммы 16 тыс+18%?

Ответ

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Если в договоре аренды муниципального имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Следовательно, в сумму 16 000 рублей НДС уже включен. При перечислении арендной платы из этой суммы нужно исключить НДС по расчетной ставке 18118 и уплатить в бюджет на дату перечисления арендной платы.

Проводки будут следующие:

  1. Дт 60 (76) Кт 68 – удержан НДС
  2. Дт 60 (76) Кт 51 – перечислена арендная плата (аванс)
  3. Дт 68 Кт 51 - перечислен в бюджет НДС.
  4. Дт 20 (26,44) Кт 60 (76) – учтена арендная плата в расходах (включая НДС).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.*

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в , в письмах Минфина России , ФНС России и .

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ , постановления ФАС , Восточно-Сибирского округа , ).

С 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в .

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие в договоре не прописано, платить налог арендатору придется за счет собственных средств.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен пункта 3 статьи 161 и статьи 164 Налогового кодекса РФ.*

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается .*

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Уральского округа , ).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение ().

После уплаты сумму удержанного НДС .

Ольга Цибизова ,

2. Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:*

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете ();
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления ();
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями ();
  • при приобретении имущества или имущественных прав должников, признанных банкротами (). При этом, согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ и контролирующих ведомств, . Платить НДС в такой ситуации должны продавцы.

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Ольга Цибизова ,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья: Как упрощенцу считать НДС при аренде госимущества

Арендатор на УСН должен исполнять обязанности налогового агента по НДС, если он арендует имущество:

  • у органов государственной власти;
  • у органов местного самоуправления.*

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Особенности уплаты и учета НДС

При аренде государственного или муниципального имущества арендатор должен исчислить, удержать из доходов арендодателя в виде арендной платы НДС и перечислить его в бюджет (). НДС перечисляется в бюджет по местонахождению упрощенца ().

НДС, уплаченный в составе арендной платы, учитывается в расходах по УСН (). А к вычету этот налог не принимается, так как арендатор на УСН не является плательщиком НДС ()*

Как оформить договор аренды и счет-фактуру

Подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такого условия в договоре нет, платить налог арендатору придется за счет собственных средств.

Арендатор на УСН сам должен выписать счет-фактуру с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». Это нужно сделать в течение пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы ().

Декларацию нужно заполнить в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Приложению № 3 к Порядку, утвержденному .

Декларацию сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации – налогового агента ().

Правовая электронная энциклопедия «Упрощенка»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение


В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, налоговым агентом в 2014 году считается лицо, которое является посредником между плательщиком налога и государством. При этом данное лицо может не являться плательщиком налога на добавленную стоимость, либо получить освобождение от обязанности налогоплательщика и, согласно гл. 26.1 — 26.3 НК РФ, применять специальные режимы налогообложения.

Основная обязанность, которую должен выполнять налоговый агент – это своевременное и правильное исчисление и удержание у налогоплательщика НДС при аренде муниципального имущества или при приобретении товаров и услуг у иностранных лиц.

Законодательной базой российского государства предусмотрен ряд случаев, когда физическое или юридическое лицо могут считать налоговым агентом:

  • организация или индивидуальное предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ;
  • данное лицо арендует муниципальное или же государственное имущество;
  • реализация данным предприятием по поручению государства скупленного, конфискованного либо бесхозного имущества;
  • организация вступает в роли посредника и реализует продукцию (или работы и услуги) иностранного предприятия, что не зарегистрировано в России;
  • предприятие приобретает непосредственно у органов власти права на государственное или муниципальное имущество;
  • по решению суда фирма реализует имущество или конфискат.

Исчисление налоговой базы и определение ставки в 2014 году

Независимо от вида операции, в налоговую базу в обязательном порядке всегда должен быть включен налог на добавленную стоимость. Размер налоговой ставки рассчитывается, как процентное соотношение ставки налога согласно п. 2 или 3 ст.164 НК РФ и налоговой базы, что условно принята за 100 и увеличена на размер этой ставки.

Данный порядок утвержден в п. 4 ст. 164 НК РФ.
Налоговый агент в 2014 году обязан предоставить в контролирующий орган декларацию не позже двадцатого числа месяца, идущего следующим за отчетным. В случае, когда на протяжении трех месяцев ежемесячный доход не превышает 1 миллиона рублей, декларация подается раз в квартал.

В данной декларации обязательным к заполнению является титульный лист, а также разделы 1.1 и 2.1. Дополнительно заполняется раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом». Если предприятие не осуществляла операция, что облагаются НДС в данном отчетном периоде или же применяла специальный режим, то в указанных разделах проставляются прочерки.

При аренде государственного или муниципального имущества налоговой базой является та сумма арендной платы, которая перечисляется органу местного самоуправления или государственной власти.

Налоговый агент исчисляет налоговую базу отдельно по всем арендованным объектам. В декларации эта сумма будет отражаться в разделе 2.2 по строке 090, а также в итоговых строчках 050 и 170.

При удержании НДС у зарубежной компании, налоговой базой в 2014 году считается сумма выручки от продажи, которая перечисляется налоговым агентом своему партнеру. Ее величина определяется отдельно по каждой операции, то есть с каждого перечисления иностранному лицу налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в государственный бюджет НДС.

В п. 3 ст. 45 НК РФ говорится, что уплата налога осуществляется только в национальной валюте России. Поэтому при выплате иностранному контрагенту дохода в иностранной валюте должны быть произведены расчеты НДС в российских рублях по официально действующему на момент выплаты курсу Банка России.

В декларации объем выплаченного иностранному лицу дохода и исчисленный из этих сумм объем налога на добавленную стоимость отражается в разделе 2.2 по строчкам 070 или 080, а также в итоговых строках 050 (или 060) и 170.

Строки 130 и 140 будут заполняться в том случае, когда налоговый агент перечисляет иностранному контрагенту авансовые платежи в счет будущих операций. Данные суммы включаются в раздел 2.2 лишь в момент выплаты, то есть один раз, иначе может произойти задвоение в лицевом счете и у предприятия возникнет необоснованная задолженность перед государственным бюджетом.

При реализации конфискованного имущества налоговая база будет равна стоимости данного имущества (с НДС) и акцизов. Стоимость имущества должна рассчитывается, исходя из ст. 40 НК РФ.

Полученная сумма отражается в разделе 2.2 декларации по строкам 100-120 и в итоговых строчках 040-060, 170. Строки 15-20 и 160 предусмотрены для отображения авансовых платежей.

Также следует обратить внимание на то, что суммы, которые перечисляются за товары (работы, услуги) иностранному лицу или органам власти, не должны быть включены в показатели, что отображены в разделе 2.1 декларации.

В процессе выплаты денежных средств органам власти или иностранным контрагентам выписывается счет-фактура. Данный документ составляется в единственном экземпляре и остается у физического или юридического лица, которым выполняются функции налогового агента. В случае, когда покупателем иностранной продукции или арендатором вносятся авансовые платежи, счет-фактура также заполняется, однако при фактическом оприходовании (выполнении) товаров (работ, услуг) этот документ не выписывается повторно.

Выписанный счет-фактура обязательно регистрируется в книге продаж. Записи в книге покупок производятся только тогда, когда все условия, что предусмотрены для вычета, будут выполнены.

Уплата НДС в 2014 году

Объемы налога на добавленную стоимость, что были удержаны посредством налогового агента, перечисляются в бюджет по его месту нахождения.

В случае если у иностранного предприятия была приобретена продукция, местом реализации которой была признана Россия, то удержанные сумы уплачивают в государственный бюджет в сроки, что были установлены для уплаты налогоплательщиками НДС п. 1 ст. 174 НК РФ. При приобретении в иностранных компаниях работ или услуг сумма налога перечисляется в бюджет одновременно с перечислением средств иностранному контрагенту. При этом в банк предоставляется два платежных поручения: одно из них – на перечисление средств за товары (работы, услуги) иностранному предприятию, а второе – на уплату НДС в бюджет.

При операциях по реализации конфискованного имущества или взятии в аренду муниципального и государственного имущества одна обязанностей налогового агента — это перечисление удержанных сумм в такие же сроки, что и перечисление НДС по своей непосредственной деятельности.

Код бюджетной классификации (КБК) в 2014 году

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики российского государства является бюджетная классификация. В соответствии с п. 1 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», она предусматривает присвоение соответствующих кодов объектам классификации для обеспечения единства формы бюджетной документации.

Применение КБК в Российской Федерации осуществляется согласно Указаний Минфина России, принятых на основании Закона № 115-ФЗ. Использование КБК предусмотрено при заполнении расчетной документации на перечисление платежей. Эти правила распространяются и на налогового агента. Каждый платеж зачисляется на соответствующий внесенному КБК (в графе «Назначение платежа» платежного поручения) счет учета доходов государственного бюджета.

Для указания какой-либо дополнительной информации в платежном поручении существует показатель «Примечание», который, так же как и код бюджетной классификации, несет информацию виде налога. В случае, если эти два показателя содержат различную информацию, кредитное учреждение будет руководствоваться КБК. Поэтому оформление платежного поручения требует особого внимания.

Для уплаты НДС по реализуемым на внутреннем рынке страны товарам (работам, услугам) в 2014 году предусмотрен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот КБК применяет как налоговый агент, так и налогоплательщик.

При неверно указанном КБК вся ответственность по не зачислению налога на добавленную стоимость по его назначению возлагается на плательщика. Также Контролирующий орган может счесть неисполненной обязанность по уплате налога.

За невыполнение этих обязанностей законодательством предусматривается ответственность в виде взыскания штрафа в размере двадцать процентов от подлежащей удержанию и уплате суммы НДС. Но из этой ситуации существует выход — в случае, когда в платежном документе налоговый агент указал неправильный КБК, то он вправе подать заявление о допущенной ним ошибке с просьбой внести уточнения типа платежа и его принадлежности.

К такому заявлению следует приложить подтверждающие перечисление НДС документы. Далее проводится совместная сверка перечисленных объемов, после чего контролирующий орган уточняет платеж на день его фактического осуществления и пересчитывает размеры пени.

Налоговые вычеты в 2014 году

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент вправе включить в налоговые вычеты удержанную и уплаченную в бюджет сумму НДС. Однако налогоплательщики, что осуществляют деятельность, указанную в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права включать объемы налога по этим операциям в вычеты. По операциям, что перечислены в ст. 161 НК РФ вычеты предусмотрены только тогда, когда имущественные права или товары (работы, услуги) приобретались для деятельности, что подлежит обложению данным налогом и при их покупке он был уплачен.

Основанием для осуществления вычетов в 2014 году является подтверждающая уплату налога документация, а также документы на приобретение продукции.

Вычеты производятся в доле, не превышающей объемы НДС, что были исчислены при отгрузке продукции, передаче имущественных прав или оказания услуг и выполнения работ. Налоговый агент имеет полное право на вычет объема НДС в том периоде, в котором данная сумма была фактически уплачена в государственный бюджет.

Основные бухгалтерские проводки по НДС в 2014 году

Налоговый агент при учете операций, связанных с налогом на добавленную стоимость отражает его следующим образом.

Если предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ:

  • Дт 41 — Кт 60 – поступление товаров (без НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 – НДС по поступившим товарам (без НДС);
  • Дт 60 — Кт 52 – перечисление поставщику денежных средств;
  • Дт 76,60 — Кт 68 – удержан НДС из выручки иностранного лица;
  • Дт 68 — Кт 51 – уплата НДС в государственный бюджет;
  • Дт 68 — Кт 19 – принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС.
  • При аренде муниципального и государственного имущества налоговый агент делает такие проводки:

    Ежемесячное начисление аренды:

    • Дт 20,23,44,26,25 Кт 60, 76 – начисление аренды;
    • Дт 19 — Кт 60,76 – отражение суммы приобретенного налога, в соответствии с договором аренды;

    При перечислении арендной платы арендатор (налоговый агент) делает следующие записи:

    • Дт 68 — Кт 51 – перечисление НДС налоговым агентом;
    • Дт 60,76 — Кт 68 – удержан НДС из доходов арендодателя;
    • Дт 68 — Кт 19 – принят к возмещению НДС.