Национальный рейтинг субъектов рф. Инвестрейтинги регионов: все к лучшему

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации.

В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них - Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь - оценивались вне рейтинга.

В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, по результатам которого 51 регион, в том числе Волгоградская область, продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом.

2 июня 2017 года на площадке Петербургского международного экономического форума был представлен топ-20 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Руководители всех регионов получили подробные «карточки» с данными Национального рейтинга по всем показателям.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».

Андрей Белоусов, Помощник Президента России

Комиссия (проектный офис) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Четыре рабочие группы при комиссии (проектном офисе) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлениям "регуляторная среда"; "институты для бизнеса"; "инфраструктура и ресурсы"; "поддержка малого и среднего предпринимательства".

Тюменская область опередила Республику Татарстан и Москву в тройке лидеров в 2018 году. Обновленную двадцатку регионов 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2018) представила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Тюменская область поднялась на 5 позиций и заняла первую строчку в интегральном рейтинге 2018 года. Москва переместилась с третьего на второе место, а Татарстан впервые с 2015 года уступил место лидера, замкнув тройку призеров.

Большой рывок в 2018 году совершил Санкт-Петербург, показавший рост сразу на 13 позиций и переместившийся на четвертую строчку. Свое место в пятерке сохранила Тульская область.

Топ-20 регионов в 2018 году

Регион Место
в рейтинге
2018
Место
в рейтинге
2017
Изменение
позиции
2018-2017
Тюменская область
Москва
Республика Татарстан
Санкт-Петербург
Тульская область
Краснодарский край
Воронежская область
Чувашская Республика
Московская область
Ульяновская область
Белгородская область
Ленинградская область
Калужская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Калининградская область
Тамбовская область
Ярославская область
Хабаровский край
Новосибирская область
Свердловская область

Двадцатку лучших в 2018 году покинули Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая и Ростовская области, Республики Башкортостан и Мордовия. Их место в топ-20 заняли Белгородская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская и Ярославская области, Хабаровский край и Ханты- Мансийский автономный округ - Югра.

«Часть показателей - в основном регуляторика - находится в зоне совместной ответственности регионов и территориальных органов федеральной власти. В целом они не оказали влияния на лидеров рейтинга, но в ряде регионов - например, в Мордовии, Коми, Ростовской области - ситуация по этим показателям стала хуже. Надо разобраться, почему так произошло», - отметила Светлана Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что в 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов, и озвучила список наиболее успешных из них.

«Очень сильно продвинулись Тюменская область, Калининградская область, Новгородская область, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, - сказала Светлана Чупшева. - В сентябре прошлого года президент поручил обеспечить попадание субъектов Дальнего Востока в топ-30 рейтинга к 2020 году. Хабаровский край уже в двадцатке. Заметно выросли Камчатский край и Сахалинская область».

Лидеры роста: Сахалинская область (+42 позиции), Камчатский край (+36), Республика Бурятия (+35), Калининградская область (+24), Новгородская область (+24), Курганская область (+22), Рязанская область (+22), Хабаровский край (+22), Орловская область (+21), Республика Кабардино-Балкария (+21), Республика Адыгея (+19), Самарская область (+17).

Основные направления оценки

  • Регуляторная среда - процедуры по подключению к сетям, получению разрешений на строительство, регистрации права собственности.
  • Институты для бизнеса - те сервисы и возможности, которые созданы для предпринимателей.
  • Инфраструктура и ресурсы - дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры.
  • Поддержка малого предпринимательства - субсидии и прочие меры поддержки, площадки, образовательные программы.

Лидеры по направлению «Регуляторная среда» - Ульяновская область, Краснодарский край, Тульская область, Республика Башкортостан, Новгородская область.

«У нас по некоторым процедурам в среднем по стране фактический результат лучше целевого. Срок получения разрешения на стройку – уже 105 дней, а не 129. За год удалось сэкономить предпринимателям две недели. Время подключения к сетям - 73 дня, а не 90 (минус 10 дней по сравнению с прошлым годом)», - отметила Светлана Чупшева.

Лидеры по направлению «Институты для бизнеса» - Тюменская область, Ленинградская область, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург и Воронежская область.

«Предприниматели положительно оценили работу инвестпорталов, выросли оценки организаций по привлечению инвестиций. Несколько лет подряд мы проводили контрольные закупки и видели, что во многих регионах эти организации созданы для галочки и ограждены от потенциальных инвесторов заборами в буквальном смысле», - прокомментировала глава АСИ произошедшие за год изменения.

Лидеры по направлению «Инфраструктура и ресурсы» - Ростовская область, Белгородская область, Республика Дагестан, Тюменская область и Республика Башкортостан.

По словам Светланы Чупшевой, респонденты недовольны трудовыми ресурсами, качеством телекоммуникаций и автомобильных дорог. «На необходимость решения инфраструктурных проблем обратил внимание и президент в указе о национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года. Так что направления для дальнейших действий заданы», - добавила она.

Лидеры по направлению «Поддержка малого предпринимательства» - Москва, Тульская область, Тюменская область, Хабаровский край и Смоленская область.

«Тут вырос целый ряд показателей, но знаковый, на мой взгляд, - это доля госзакупок у малых предпринимателей. В 2015 году цифра была смешной - 0,3 %. В 2017 году - уже 36 %. В абсолютных числах это почти триллион рублей», - сообщила Светлана Чупшева.

Справка

Составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все регионы и позволил оценить качество инвестклимата в динамике (в 2016 году исследование также проводилось во всех субъектах РФ, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга).

Текст: Наталья Макаркина | Редакция сайта АСИ

Презентация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России – традиционное мероприятие Санкт-Петербургского экономического форума. В 2017 году его результаты будут представлены на ПМЭФ уже в третий раз и впервые позволят оценить динамику заложенных в него показателей по всем регионам страны.

Рейтинг составляется Агентством стратегических инициатив (АСИ) вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватит все регионы и позволит оценить качество инвестклимата в динамике (в 2016 году исследование также проводилось во всех субъектам Федерации, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга).

  • Регуляторная среда (качество предоставления государственных услуг)
  • Институты бизнеса
  • Инфраструктура и ресурсы
  • Поддержка малого предпринимательства

Предыдущие исследования позволили выявить устойчивых лидеров (в 2015-2016 годах в тройку победителей входили Татарстан, Белгородская и Калужская области), а также определить главные проблемы, мешающие формированию благоприятной бизнес-среды. Одна из них – недостаточно эффективное правоприменение. Эта тема активно обсуждалась на презентации результатов рейтинга на ПМЭФ-2016, и была отмечена президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию: «Мы серьёзно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение – и прежде всего на местах».

В феврале 2017 года на основе опробованных лучших практик правительство утвердило для регионов 12 целевых моделей упрощения ведения бизнеса. В частности, речь идет об улучшении ситуации по ключевым параметрам рейтинга Всемирного банка «Doing Business». Это сокращение сроков регистрации недвижимости, выдачи разрешений на строительство и подключение к электросетям, контрольно-надзорная деятельность, а также поддержка малого и среднего бизнеса и т.д. На основании этих моделей регионы напишут свои «дорожные карты» по улучшению инвестклимата. Первые результаты должны быть представлены до конца 2017 года.

Качество бизнес-среды становится одним из главных критериев оценки работы губернаторов и их команд. В 2016 году Владимир Путин предупредил, что, если в регионе не начнут прослеживаться изменения к лучшему, будут приниматься кадровые и административные меры.

Улучшение инвестиционного климата в конкретных регионах приближает выполнение задачи, поставленной в указе президента Владимира Путина еще в 2012 году: подняться в рейтинге Всемирного банка со 120-й строчки в 2011 году до 20-й - в 2018 году. За это время Россия существенно улучшила свои позиции: в 2016 году она заняла в рейтинге «Doing Business» 51-е место, в том числе, став одним из лидеров по числу проведенных реформ (5), направленных на повышение комфортности бизнеса. В 2017 году Россия заняла 40-ю строчку.

В прошлую пятницу автор этих строк уже приготовился писать материал: «Только что объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Республика Карелия с сорок четвертого место опустилась на … Это стоит охарактеризовать как объективную оценку, данную федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), тем усилиям, которые предпринимались в республике по фактическому ухудшению условий ведения бизнеса. Будучи знакомым с процедурой ранжирования регионов, могу заключить, что выставленные оценки по ключевым факторам и интегральный ранжир беспристрастно представляют фактическое положение дел.»

Вот только АСИ решило фактически закрыть результаты нацрейтинга. Были объявлены всего лишь топ-20 регионов. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Эту новость стоит трактовать двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – администрация Александра Худилайнена показателей по Карелии не представила. Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Поэтому постараемся разобраться сами: что объективно сделано в Карелии?

До настоящего времени не утвержден план мероприятий («дорожная карта») Республики Карелия по внедрению лучших практик Национального рейтинга-2015! А ведь прошел ровно год с того момента, когда на площадке Петербургского международного экономического форума прошла его презентация.

В 2016 году Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия не собирался ни разу, что прямо противоречит требованию пункта 10 Положения о Совете (утвержденном Указом Главы РК от 17 июня 2013 года), в соответствии с которым «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца в соответствии с планом работы Совета».

Работа по четырем направлениям оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – оказалась за пределами приоритетов внедрения так называемого «проектного управления» в республике.


За внедрение «проектного управления» в Карелии отвечает вице-премьер Юрий Савельев, который также входит в Совет по улучшению инвестиционного климата в республике. Фото: gov.karelia.ru

Очевидно, что существуют определенные обстоятельства, направленные на установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми процессами. Превращая анализ данных обстоятельств во взаимосвязанные вопросы, их надлежит сформулировать следующим образом. Означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учетом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?

Для того, чтобы приступить к ответам на эти вопросы, в качестве начального положения стоит принять слова генерального директора АСИ Андрея Никитина: «Успешность региональной политики во многом зависит от того, насколько руководитель субъекта может сформулировать, каким он видит регион через десять лет. Наличие у региональной команды ясного образа будущего и доверие между бизнесом и властью – вот основные составляющие успешности инвестиционной политики».


Проблема доверия между бизнесом и властью – ключевой элемент предпринимательского климата в республике. И это не только лёгкость и простота ведения бизнеса. Невозможно недооценивать долгосрочные негативные последствия факта возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Анны Поздняковой, генерального директора «Корпорации развития РК».


Бесспорно, существует фактор регионального политического режима. В топе представленного рейтинга есть несколько регионов, в которых инвестиционный климат определяется, прямо говоря, возможностью заключения неформального контракта с лицами, принимающими первостепенные политические решения. Если инвестор договорился с таким губернатором, то длительность административных процедур занимает считанные дни. Однако очевидно, что в таком регионе доминирует режим «ручного управления» – ни регуляторная среда, ни качество институтов не нацелены на системную работу по привлечению и сопровождению инвестиций.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата создает дискурс. Правила высказывания. Он определяет не только то, что обсуждается сегодня и будет обсуждаться завтра, но и то, как проходят обсуждения. Ведь уже на следующей неделе будут составляться очередные правительственные планы с формулировками: обеспечить движение вверх по строчкам рейтинга-2017. Какой от них прок в отдельно взятой Карелии? – Национальный инвестрейтинг ориентируется на другое – на так называемое «доверие инвестора», и республике понадобятся годы и годы очень интенсивной работы большого количества людей по формированию новой институциональной среды, заточенной под обеспечение этого доверия.