Кредитные рейтинги стран снг остаются низкими. Рейтинг стран СНГ: почему Беларусь и Казахстан оказались россиянам ближе

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2019 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера - газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане - 48 %, в Беларуси - 16 %, в Азербайджане - 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и .
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон - от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта - 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых - 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств - членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Российские чиновники неоднократно критиковали тройку американских рейтинговых агентств за то, что те не учитывают финансовую мощь России. Несколько лет назад даже была идея создать собственное российское рейтинговое агентство.

Но агентства настаивают: все что инвесторам нужно знать об экономиках других стран, их рейтинги отражают точно. Экономисты Standard & Poors во главе с Аной Йеленкович объяснили, почему рейтинги стран СНГ остаются низкими.

Ни одна из стран, входящих, в СНГ, не попала в группу "А" - самых надежных кредиторов в мире. Ближе всего к этой группе приблизился Казахстан, имеющий, по версии S&P, рейтинг "BBB+". Россия отстает от него на одну ступень - "BBB". Самый низкий суверенный рейтинг у Белоруссии - "B-" с отрицательным прогнозом. Она вот-вот попадет в группу высокорисковых заемщиков вместе с европейскими должниками.

Standard & Poors разделило имеющие рейтинг страны СНГ (плюс Грузию, которая СНГ покинула) на две группы:

1. Группа экспортеров энергоносителей: Россия (BBB), Казахстан (BBB+) и Азербайджан (BBB-). У этой группы рейтинг, позволяющий привлекать инвестиции, положительный торговый баланс и лучшие финансовые показатели.

2.Группа импортеров: Беларусь (B-), Украина (B+) и Грузия (ВВ-). У них слабый торговый счет и неважные показатели бюджета.

Однако экономическая и политическая ситуация во всех шести странах схожа: развиваться (и получать высокие рейтинги) им мешают одни и те же причины.

В первую очередь, сдерживают рост рейтингов стран СНГ политические риски. В отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, ни одна из шести стран не прошла до конца весь путь рыночных преобразований и уменьшения централизации власти. Все шесть стран - либо сильные президентские, либо "суперпрезидентские" республики, причем некоторые властители, например, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, находятся у власти с начала или середины 1990-х годов.

В большинстве стран продолжает углубляться социальная пропасть между правящими элитами и населением. Чем богаче страна, тем большее недовольство вызывает неэффективная власть и отсутствие системы сдержек и противовесов. В большинстве стран оппозиции как таковой нет: она раздроблена и слабо влияет на события, происходящие в стране.

Как следствие, процесс принятия решений, в том числе сфере бизнеса и бюджета, в этих странах, как правило, непрозрачный и непредсказуемый. Государство во всех этих странах активно участвует в экономике, особенно это касается группы экспортеров. По мере роста цен на нефть, в них развился "ресурсный национализм". Государство стремится увеличить свои доходы от роста цен на сырье в ущерб остальной экономике.

В Белоруссии на долю частного сектора приходится 20-25% экономики.

В Казахстане 400 государственных компаний после кризиса были объединены в "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - он полностью контролируется руководством страны. В этом году будут проданы небольшие пакеты акций госкомпаний, но вряд ли правительство решится на крупномасштабную приватизацию, особенно в добывающем секторе.

Российское руководство эксперты S&P также упрекают в излишнем контроле над экономикой - фактически оно взяло на себя принятие всех ключевых решений.

S&P также указывает инвесторам, что Россия взяла на себя дополнительные риски, искусственно усилив влияние на постсоветском пространстве. Наиболее ярким примером этой зависимости является Белоруссия, живущая на кредиты от России и ЕврАзЭс, а также Украина, зависящая от российских энергоносителей. По Грузии ударили экономические санкции и запрет на экспорт части продуктов - когда он будет снят, платежный баланс Грузии заметно улучшится. Таможенный союз и другие инициативы увеличивают влияние России, а вместе с ним - и сопутствующие риски.

В России вряд ли будут проведены структурные реформы экономики и либерализация, а также власти не смогут существенно улучшить инфраструктуру, уверены в S&P. В 2012-2014 годах средние темпы роста России не превысят 3,8% (в этом году будет 3,5%). Принятая в России модель госкапитализма, отсутствие конкуренции и плохая демография помешают развитию не только самой страны, но и всего региона.

Рис. 1. Темпы экономического роста в странах СНГ

Шесть экономик различаются по темпам роста. В 2011 году в среднем ВВП стран вырос на 4%. Однако в Казахстане рост составил 7%, в Азербайджане - лишь 0,1%, а Белоруссия пережила экономический спад. Ни одна из шести экономик не будет расти так же быстро, как до кризиса, уверены в S&P. Среднегодовые темпы роста Казахстана, например, снизятся до 6%, и это без падения цен на нефть, которое может ухудшить ситуацию, особенно с бюджетом, который у стран из группы энергоэкспортеров исполняется с профицитом.

Единственной из исследованных стран, серьезно снизившей расходы бюджета, стала Грузия. Дефицит бюджета сократился с 9,2% ВВП в 2009 году до 3,7% в 2011 году, а к 2015 году у Грузии есть шанс снизить дефицит до 3%. И это при том, что бюджетные показатели страны ослабил конфликт с Россией и последовавший за ним кризис.

Остальные страны, включая Украину, получившую помощь МВФ, расходы бюджета увеличивают. От вновь избранного президента Владимира Путина экономисты рейтингового агентства ожидают того же: из-за снижения поддержки населения он не решится на сокращение расходов.

До 2007 года агентство постоянно повышало рейтинги России и других стран СНГ: с 2000 года по 2006 год рейтинг России вырос на семь ступеней с "частичного дефолта" (SD) до "BBB+".

Повышение рейтингов, главным образом, связано с ростом цен на нефть: за 2000-е годы они выросли с $20 за баррель до $130 перед кризисом 2008 года. От этого выиграли рейтинги России и Казахстана - лидеров группы.

Переломным для стран СНГ стал 2007 год. Ухудшение ситуации в мировой экономике, последующее падение цен на нефть и снижение притока капитала привели к быстрому снижению рейтингов.

После 2008 года на одну ступень рейтинга опустились Россия, Казахстан и Грузия. Россия поплатилась за массовый отток капитала и "побег" инвесторов, а Казахстан - за плохие показатели бюджета.

В 2011 году на две ступени выросли рейтинги Грузии и Казахстана, а также на одну ступень - Азербайджана. В Грузии на S&P произвело впечатление согласие Грузии на вступление России в ВТО, а также готовность правительства проводить реформы.

На основании данных Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств составили рейтинг стран СНГ по разрыву зарплат между столицами и регионами. Рейтинг фактически отражает уровень диспропорции в распределении доходов внутри страны.

Государства, которые характеризуются наибольшей разницей в зарплатах между столицей и остальной территорией, заняли в рейтинге ведущие позиции.

Первое место в рейтинге заняла столица Таджикистана город Душанбе, где номинальные зарплаты по итогам 2010 года в среднем на 97% больше, чем в целом по стране. В данном случае причина такого результата вероятно не в том, что работать в Душанбе очень выгодно, а скорее в том, что за пределами столицы уровень зарплат крайне низок и основу жизнеобеспечения страны составляет подсобное хозяйство. Второе место достаточно предсказуемо заняла Москва - в этом городе зарплаты также почти в 2 раза (на 91%) выше, чем в целом по России. Как следствие, для жителей всей остальной страны Москва является очень привлекательным местом работы. Третье место заняла столица Украины город Киев, однако с уже гораздо более скромными показателями. В этом городе зарплаты «только» на 53% превышают среднеукраинские.

На последнем месте в рейтинге расположился город Ереван, где разрыв в зарплатах со средним показателем по Армении составил необычно низкую величину - всего 10%. Далее следуют Кишинев и столица Беларуси Минск, где зарплаты в большей части экономики регулируются государством.

В целом можно отметить, что большой или маленький разрыв в доходах столиц и регионов не является свидетельством уровня развития государства. Скорее, данный показатель демонстрирует внутреннюю структуру распределения доходов. В некоторых странах географическая концентрация денежных потоков вокруг столиц высока, а в других меньше. За пределами СНГ так же нет однозначной закономерности. Например, в Париже зарплаты сопоставимы со среднефранцузским показателем, в Лондоне почти в полтора раза выше, а в финансовой столице мира Нью-Йорке зарплаты превосходят среднеамериканский показатель в несколько раз.

Отметим, что во временном разрезе разрыв в зарплатах меняется очень незначительно, поэтому представленные в рейтинге результаты 2010 года дают представление о ситуации на ближайшие годы вперед.

Если посмотреть на абсолютную величину зарплат, то в 2010 году самый высокий уровень номинальной заработной платы был в Москве - 40.5 тыс. руб., далее с большим отрывом следовала Астана (23.3 тыс. руб.), замыкал тройку Баку (17.4 тыс. руб.). Самый невысокий уровень зарплат при этом наблюдался у лидера рейтинга Душанбе - только 4.9 тыс. руб.

После распада СССР государства, получившие независимость, начали свой самостоятельный экономический путь развития. Перспективы, на тот момент кажущиеся радужными, не в каждой стране были реализованы. Есть общие и отличающиеся моменты развития.

Расположение участников Содружества Независимых Государств

Между странами регулярно подписываются определенные договоренности. Например, в рамках СНГ существует множество соглашений, которые объединяют совместные действия по различным вопросам экономики и культуры в постсоветских странах.

Например, вопросы пенсии регулируются Соглашением, гарантирующим права граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения пенсионными выплатами. Но на данном этапе культурного и экономического развития по уровню денежных окладов и пенсий страны СНГ имеют существенные различия, которые определяют потоки мигрантов между ними.

Уровень жизни в странах СНГ на данный момент имеет расхождения по таким показателям:

  • Денежным доходам населения (минимальная и средняя зарплата).
  • Социальному обеспечению населения.
  • Уровню безработицы.
  • Уровню преступности.
  • Экологическому состоянию.
  • Развитию культуры.
  • Политической стабильности.
  • Удовлетворенности жителей развитием своей страны.

Например, у каждой из стран, входящих в состав СНГ, существуют собственные законы, которые защищают потребителей. Первые такие законы были приняты в Республике Казахстан и Украине. С 1992 года в России действует закон «О защите прав потребителей».

Работа в странах СНГ оплачивается по-разному. Лидирует в СНГ по . Довольно хорошо и высокая . Хуже всего обстоят дела с и Таджикистане (Таблица 3).

С можете ознакомиться на нашем сайте.

Таблица 3. Размер средней зарплаты в странах СНГ, западных государствах, США

Страна Средняя зарплата Страна Средняя зарплата (долл. США)
нац. валюта долл.
Россия 36 000 р. 557 США 3800
Молдова 6000 леев 300 Канада 3100
Украина 6475 гривен 233 Великобритания 5700
Армения 221 835 драмов 458 Германия 34 000
Азербайджан 499 манатов 312 Франция 3833
Киргизия 20 000 сомов 283 Швеция 4500
Казахстан 151 000 тенге 455 Австралия 6400
Беларусь 720,7 бел. руб. 372 Норвегия 6000
Узбекистан 1,3 млн сумов 166
Таджикистан 1150–1350 сомони 115–135
Туркменистан 617 манатов 185

Регулирование пенсионных вопросов

Часто интересует, могут ли они получать пенсию на территории РФ. В этом случае обычно руководствуются законами , которые оговаривают все вопросы в данном направлении.

Пенсионное законодательство подтверждает то, что гражданам, прибывшим из СНГ и имеющим гражданство одной из его стран, должны назначаться пенсии.

Однако это происходит только в том случае, если они получили . При этом международные договоры говорят о другом. Они дают иностранным гражданам больше прав на назначение пенсии (в сравнении с законами России).

Граждане стран СНГ, согласно Соглашению 1992 года, прибывающие в РФ, имеют возможность получать пенсионные выплаты согласно рабочему стажу, приобретенному на территории СССР до 13.03.1992, или после этой даты на территории стран, участвующих в Соглашении. Рабочий стаж, полученный на территории государств, подписавших Соглашение, приравнивается к страховому стажу.

Размер пенсий в странах СНГ

На первом месте по средним размерам пенсий находятся Россия, Узбекистан и Беларусь. Граждане отдельных стран не получают даже 100 долларов. Больше всего людей, получающих пенсионные выплаты в расчете на 1000 человек, - в России, Украине и Беларуси. Возраст возможного выхода на пенсию колеблется от 55 до 63 для женщин и от 60 до 63 для мужчин (Таблица 1).

Таблица 1. Размер пенсий и количество пенсионеров в станах СНГ

Кто имеет право получать пенсию в странах СНГ?

  • Лица, достигшие определенного возраста.
  • Лица, потерявшие кормильца.
  • Инвалиды.
  • Военные, врачи, полицейские и другие категории населения по выслуге лет.
  • Граждане, которые имеют особые знаки почета за заслуги перед государством (Таблица 2).

Таблица 2. Среднемесячная пенсия в России

На начало 2019 года составил 2480 гривен (86 долл.). Осенью 2017 года была проведена пенсионная реформа, и в 2019 году запланировано очередное повышение. В апреле 2018 года на 3 % повысили социальные пенсии, которые на данный момент составляют около 158 долл.

В Азербайджане социальная пенсия выплачивается в размере 60 долл., - 45 долл., - 33 долл., в Беларуси - 112 долл.

Цены на жилье в странах СНГ

По ценам на жилье среди стран СНГ лидируют Туркменистан и Россия. Самое дешевое жилье в Таджикистане (Таблица 4).

Таблица 4. Цены на жилье в странах СНГ и в западных странах (за 1 кв. м)

Страна В рублях В долларах США Страна В рублях В долларах США
Россия 70 225 1016 Канада 154 000 2400
Молдова 57 000 900 США 96 000 1500
Украина 44 748 711 Испания 118 000 1870
Армения 42 000 669 Швеция 254 000 4000
Азербайджан 39 000 626 Великобритания 244 000 3800
Киргизия 41 000–51 000 650–800 Германия 179 000 2858
Казахстан 63 000 1000 Франция 239 000 3800
Беларусь 68 620 1091 Австралия 262 000 4000
Узбекистан 34 000–51 000 533–800
Таджикистан 22 000–32 000 350–500
Туркменистан 95 000 1500

Самые лучшие города для жизни в странах СНГ: Алматы, Москва, Минск, Баку и Бишкек. По общим показателям величины налогов, недвижимости с высокой прибыльностью, уровня образования, стоимости медпомощи в лидеры выходит город Алматы. По уровню доходов жителей первая тройка городов - Москва, Алматы и Минск. Об читайте на нашем сайте.

Ситуация на рынке труда наиболее благоприятная в Минске. Здесь всего один процент безработных. В городе Бишкеке наиболее дешевая медицина. Здесь за прием у врача-терапевта придется заплатить около 6 долл., а, например, в Москве - около 15 долл.

Соблюдение прав потребителя в СНГ

Все страны СНГ, за исключением Республики Беларусь, решили возложить права защиты потребителей на уже существующие структурные подразделения. Только в Беларуси были созданы новые госструктуры по защите потребителей.

Примером гармоничного антимонопольного законодательства в сфере прав защиты потребителей является Украина. Хозяйственный кодекс этой страны определяет, что как государство она должна защищать права и интересы субъектов хозяйствования и потребителей.

Цены на продукты питания

Среднестатистические цены на продукты питания в странах СНГ (в переводе на курс доллара) не имеют существенной разницы (Таблица 5). Но если рассматривать их с точки зрения средней зарплаты, то ситуация получается немного другая (Таблица 3 в разделе Уровень средней зарплаты в СНГ и таблица 5).

Таблица 5. Цены продуктов питания (по курсу 2019 года)

Страна буханка хлеба десяток яиц литр молока один кг куриного мяса один кг гречневой крупы один кг сахара
долл. США
Россия 0,6 1 0,9 3,2 1,1 0,7
Молдова 0,6 1,1 0,95 3,2 1 0,9
Украина 0,5 0,9 0,9 3 1 0,75
Армения 0,6 1,1 0,9 3,1 1 0,8
Азербайджан 0,55 1 0,95 3 1 0,85
Киргизия 0,45 0,95 0,9 2,9 0,95 0,75
Казахстан 0,45 0,9 0,85 2,9 1 0,8
Беларусь 0,5 0,9 0,9 3,1 0,95 0,75
Узбекистан 0,45 0,95 0,9 3 0,95 0,75
Таджикистан 0,5 1 0,9 3,2 1 0,8
Туркменистан 0,55 0,95 0,9 3 0,95 0,75

Рейтинги уровня жизни в странах СНГ

Существует множество рейтингов, которые показывают уровень жизни в постсоветских странах. Но нет универсального рейтинга, который бы мог показать среднегодовой уровень счастья определенной группы людей в конкретной стране. Люди, составляющие рейтинги, часто ориентируются на разные показатели и иногда пытаются «вытянуть» страну, в которой живут или на правительство которой работают.

При составлении рейтинга одни больше учитывают экономический фактор, другие - социальное обеспечение, третьи - культурное развитие. Но в каждой стране есть бедные и богатые люди с несопоставимым уровнем жизни. А также есть разные части определенных стран с совершенно разным уровнем развития.

Говорить при этом, что страна полностью соответствует тому месту по уровню жизни, которое ей отвели в рейтинге, было бы ошибкой. Тем не менее можно привести несколько общих рейтингов уровня жизни стран СНГ.

Авторитетное финансовое издание Global Finance опубликовало список богатейших и беднейших стран мира, составленный на основе данных Международного валютного фонда. Рейтинг позволяет составить представление о том, какого прогресса сумели достичь республики бывшего СССР за 25 лет, прошедшие после распада союза, и насколько теперь отличаются их экономики.

В качестве основного показателя Global Finance, следуя устоявшейся международной практике, использует данные по размеру валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, исчисленные по паритетам покупательной способности валют (ППС). В отличие от номинального ВВП, который отражает объем экономики в текущих ценах и зависит от колебаний курсов национальных валют, ВВП по ППС дает более адекватную картину, учитывающую стоимость товаров и услуг внутри страны. В расчете на душу населения этот показатель служит достаточно достоверным индикатором общего уровня экономического развития страны. Вместе с тем он не полностью отражает реальный уровень жизни, для которого используются другие показатели (уровень доходов, потребления, обеспеченность жильем и т.п.).

Все республики бывшего СССР, входящие в СНГ (учтем здесь и Грузию, входившую в Содружество до 2009 г.), по уровню подушевого долларового ВВП, исчисленного по ППС, можно разделить на четыре группы. К первой из них относятся страны с ВВП на душу населения в размере более 20 тыс. долларов США, ко второй - от 10 до 20 тыс., к третьей - от 10 тыс. до 5 тыс., а к четвертой - менее 5 тыс. Как и любая другая классификация, она является условной и не учитывает, в частности, различия внутри одной группы, где могут оказаться государства с очень разным уровнем развития, и уже тем более не отражает такие критически важные показатели, как отраслевая структура экономики, структура экспорта, производство товаров с высокой добавленной стоимостью и т.п. Тем не менее такая классификация дает общее представление о том, какое место на сегодняшний день занимают постсоветские государства в мировой экономической табели о рангах и насколько велики различия между ними по уровню развития экономики.

В первую группу стран входят лидирующие по уровню подушевого ВВП Россия (26 109 долл.) и Казахстан (25 669). Ко второй группе относятся Азербайджан (17 688), Белоруссия (17 496), Туркмения (17 347) и Грузия (10 099), к третьей - Армения (8 881), Украина (8 229), Узбекистан (6 452) и Молдавия (5 217), к четвертой - Киргизия (3 467) и Таджикистан (2 982). В этой классификации можно заметить следующую закономерность: более высокий уровень подушевого ВВП имеют государства, экономика которых основана на экспорте углеводородов. Не является исключением в этом плане даже Белоруссия, львиную долю экспорта которой составляет продукция Мозырского и Новополоцкого НПЗ, работающих на российской нефти.

Среди 189 стран мира, включенных в рейтинг Global Finance, по уровню подушевого долларового ВВП Россия и Казахстан занимают соответственно 52-е и 54-е места, Азербайджан, Белоруссия и Туркмения - 72, 73 и 74-е, Грузия - 108-е, Армения и Украина - 114-е и 116-е, Узбекистан - 127-е, Молдавия - 136-е, Киргизия - 148-е, а замыкающий список Таджикистан - 157-е место. К слову, первые места в этом списке занимают отнюдь не лидирующие по общему объему экономики США, Китай, Германия, Япония и Великобритания, что связано с высокой численностью их населения, особенно заметной в случае со Штатами и КНР. В пятерку лидеров входят Катар, Люксембург, Словения, Сингапур и Бруней. США же занимают лишь 13-е место, Германия - 19-е, Великобритания - 27-е, а Япония - 30-е. В пятерку аутсайдеров входят исключительно страны Африки южнее Сахары - Нигер, Либерия, Бурунди, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика.

Для того чтобы осознать место, занимаемое республиками бывшего СССР в мировой экономической табели о рангах, стоит сопоставить их подушевой ВВП с другими странами мира. Результаты этого сравнения весьма любопытны. Так, входящие в первую группу Россия и Казахстан имеют подушевой ВВП, сопоставимый с Португалией, Малайзией, Венгрией и Грецией, которые по меркам Запада можно отнести к государствам со средним уровнем развития. Страны второй группы, включая союзную России Белоруссию, а также богатые нефтью и газом Азербайджан и Туркмению, по уровню экономического развития сопоставимы с Ираном, Черногорией и Таиландом, опережая при этом Китай. Третья группа постсоветских государств очень разнородна. Армения и Украина по уровню подушевого ВВП сравнимы с Марокко, Белизом, Бутаном и Гватемалой, Узбекистан - с Индией, Вьетнамом и Мьянмой, а Молдова - с Никарагуа, Гондурасом и Пакистаном. Экономики стран четвертой группы сопоставимы главным образом с государствами Черной Африки. Так, Киргизия по размеру подушевого ВВП соответствует уровню Папуа Новой Гвинеи, Джибути и Кении, а Таджикистан - Микронезии, Вануату и Чада.

Важно понимать, что подушевой ВВП, рассчитанный по покупательной силе валют, является адекватным, но условным показателем, поскольку в «обычной» жизни его не существует. Если взять номинальный подушевой ВВП, исчисляемый по текущим ценам, картина будет совсем другой. По данным МВФ, в пятерку лидеров по нему за 2015 г. входят Люксембург, Швейцария, Катар, Норвегия и США. Китай по номинальному подушевому ВВП занимает, опять-таки из-за численности населения, только 32-е место в мире. Казахстан по этому показателю в 2015 г. занял 61-е место и опередил Россию, которая из-за резкого падения рубля опустилась на 66-е место. Туркмения, Азербайджан и Белоруссия заняли соответственно 79, 80 и 81-е места, Грузия и Армения - 116, 117-е, Узбекистан - 133-е, а Украина - только 134-е. Тот факт, что за два постмайданных года она скатилась ниже всех закавказских и большинства среднеазиатских республик бывшего СССР, особенно показателен. К беднейшим странам СНГ относятся Молдавия, Киргизия и Таджикистан, занимающие 140, 153 и 160-е места.

Еще более значительными являются различия по абсолютному размеру ВВП, который также может измеряться как номинальный и по покупательной силе валют. По данным МВФ за 2015 г., в пятерку лидеров по номинальному объему ВВП входят США, Китай, Япония, Германия и Великобритания. Россия при этом занимает 12-е место, Казахстан - 53-е, Украина, которая на момент распада СССР входила в десятку промышленно развитых стран мира - 63-е, Узбекистан - 69-е, Белоруссия и Азербайджан - 75 и 76-е, Туркмения - 93-е, Грузия - 116-е, Армения - 130-е, Таджикистан - 140-е, а Киргизия - 143-е. При пересчете данных по покупательной силе валют картина заметно меняется, но в основном для верхней части списка. Мировым экономическим лидером будет уже Китай, а США займут второе место. Из пятерки лидеров выпадет Великобритания, которая переместится с 5-го сразу на 9-е место. Зато в число лидирующих по объему ВВП стран мира войдет Индия, которая сразу же займет 3-е место. Заметно повысится и вес России, которая становится шестой экономикой мира, опережая Бразилию, Британию, Францию и Италию. Более высокими окажутся также позиции Казахстана и Украины, которые займут 42-е и 49-е места.

Главной особенностью интеграционных процессов в ЕАЭС, отчетливо заметной на этом фоне, является то, что объединенные в рамках Союза экономики относятся к совершенно разным весовым категориям, причем как по абсолютному, так и относительному размеру ВВП. Если взять деление государств ЕАЭС на основе их подушевого ВВП (по ППС) на четыре группы, то Россия и Казахстан принадлежат к первой из них, Белоруссия - ко второй, Армения - к третьей, а Киргизия - к четвертой. По абсолютному размеру ВВП безусловным лидером является Россия, на которую приходится более 80% всей экономики ЕАЭС, за ней следуют Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

В наличии безусловного лидера в лице РФ заключается принципиальное отличие евразийской интеграции от европейской, где изначально объединялась группа стран с более или менее схожим уровнем развития экономики. Причем присоединение к ЕС после распада Совета экономической взаимопомощи и СССР значительно менее развитых восточноевропейских стран стало одной из причин кризиса Евросоюза, преодолеть который он не может до сих пор. ЕАЭС следует извлечь из этой «разновесовой» интеграции уроки с тем, чтобы чужих ошибок не повторять.