Краткая история переписей населения. Переписи населения в россии

Несмотря на то, что одним из ключевых источников информации о социально-демографических характеристиках населения России является система записи актов гражданского состояния, которую ведут органы ЗАГС, именно перепись позволяет получить наиболее точные сведения.

Задачи переписи населения и ее законодательная база

Важность проведения переписи населения в стране обусловлена характером той информации, которую она позволяет получить о гражданах, а также ее всеобщим охватом. Так, помимо учета численности населения при проведении переписи осуществляется сбор информации о гражданах, позволяющий оценить распределение популяции по территории страны, ее национальный и языковой состав, образовательный уровень и другие важные характеристики. Эти задачи, а также порядок организации и проведения переписи населения зафиксирован в основном документе, регулирующем вопросы проведения переписи в Российской Федерации - Федеральным законом № 8-ФЗ от 25 января 2002 года «О Всероссийской переписи населения».

При этом при проведении каждого мероприятия издается большое количество основных и дополнительных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к его проведению. Так, основные положения, касающиеся последней переписи 2010 года, были зафиксированы в Постановлении Правительства РФ № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года».

Периодичность проведения переписи

Этот же нормативно-правовой акт устанавливает и периодичность проведения переписи населения в Российской Федерации. Так, статья 3 закона «О Всероссийской переписи населения» определяет, что это мероприятие должно проводиться не реже, чем 1 раз в 10 лет. При этом, однако, датой образования Российской Федерации официально считается 25 декабря 1991 года, когда был принят Закон РСФСР от 25 декабря № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», согласно которому наше государство получило новое имя. При этом первая перепись населения в стране была проведена в октябре 2002 года.

В дальнейшем, однако, сроки ее проведения были приведены в соответствие с действующим законодательством. Так, проведение следующей переписи состоялось уже в октябре 2010 года, то есть с опережением графика - через 8 лет после проведения предыдущего мероприятия. Предполагается, что следующая перепись пройдет в Российской Федерации в строгом соответствии с законом - в 2020 году. При этом в 2015 году планируется провести микроперепись, участниками которой станут менее 1% домохозяйств.

Перепись населения и её значение.

По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Перепись населения это специальное научно-организованное обследование с целью получения информации о численности и составе населения. Это важнейшее государственное дело в плане познания закономерностей демографического развития.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Программа переписи населения - перечень сведений, собираемых при переписи. В переписной лист включается ряд вопросов, позволяющих получить необходимую информацию. Например, адрес, демографические признаки - (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики, религия, образование и т.д.

Есть срочная перепись населения - это перепись, организованная в короткие сроки (от 2 до 11 дней). Для неё характерны централизованное руководство сбором и разработкой данных, строго ограниченная цель и краткая программа наблюдения (1-5 вопросов), а также оперативный способ передачи данных.

При проведении переписей различают три основных категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

Наличное население - всё население, на критический момент переписи находящееся на обследуемой территории, включая временное население.

Постоянное население - население, постоянно проживающее на обследуемой территории (сроком более 6 месяцев или 1 года).

Юридическое население - население, юридически закрепленное на данной территории.

Основными принципами переписи населения являются:

    Всеобщность. Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.

    Одномоментность. Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются.

    Единая программа переписи. Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист.

Переписной лист – основной документ переписи населения. Представляет собой бланк для записи ответов на напечатанные в нем вопросы, соответствующие программе переписи. В зависимости от метода переписи, способов опроса и последующей разработки материалов переписи применяются переписные листы различной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений об одном человеке.

    Поимённость. Поимённость, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

    Самоопределение. С поимённостью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений. Применение принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

    Конфиденциальность. Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов». Результаты переписи публикуют только в виде сводных данных (принцип конфиденциальности)! Не публикуются никакие данные об одном определенном человеке, семье, домохозяйстве. Никто из проводящих организаторов перепись – от переписчика до руководителя Росстата – не имеет права разглашать персональную информацию согласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

    Строгая централизация управления переписи. Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).

    Регулярность проведения переписи. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должна проводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

Методы проведения переписи.

опрос - при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

самосчисление - переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) - при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу.

История переписей населения

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее четверть, десятина). В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные переписи (1646 г., 1678 г., 1710 г., Ландратская перепись1715-1717 г.). Указом Петра I от 26 ноября1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа1920 г. (на территориях, не охваченных гражданской войной), на 15 марта1923 года (городская), а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря1926 года, на 6 января1937 года, на 17 января1939 года, на 15 января1959 года, на 15 января1970 года, на 17 января1979 года и на 12 января1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России, согласно постановлению правительства, должна быть проведена в октябре 2010 года.

Учёт населения в XIII-XVI веках. Писцовые книги

На Руси регулярный подтверждённый учёт населения начался во времена татаро-монгольского нашествия. Учёт в то время был похозяйственным: подсчитывались для обложения данью дома, или «дымы». Первая перепись, произвёденная монголами относится к 1245 году. Вслед за ней было произведено ещё три переписи: в 1257, 1259 и 1273 годах. Переписи не были всеобщими, так как они не включали часть населения, освобождённую от обложения. Летописи древнейшего периода подчёркивают, что хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», то есть ту привилегированную категорию населения, которая была освобождена от взимания дани.Необходимость превращения похозяйственных записей в юридический документ обуславливала собой правильность записей, подтверждением со стороны облагаемого дома-хозяйства. Далеко не всегда в «числах» правильно воспроизводились элементы хозяйства и по признанию летописца, «творяху бо себе бояре добро, а меньшим бе зло», что вызывало протесты облагаемых и необходимость повторных описаний.В России в XIV-XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк - от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озёрах рыбы. Тем не менее писцовые описания всё же не были учётами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов.Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.Писцовые книги занимают почётное место в ряду предшественников современной статистики. В них можно найти массу интереснейших сведений о хозяйстве России того времени. Конечно, данные их плохо систематизированы. Необычна и форма изложения: абзацы распространяются на несколько страниц, вызывая желание остановится и передохнуть.

Подворные переписи XVII века

В XVII веке единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учёты населения именуются подворными переписями. Хотя такие описания проводились часто, но они носили географически ограниченный характер, охватывали небольшую территорию и определялись задачами локального порядка. Уже тогда глубокий кризис хозяйства, оскудение казны и крайняя неравномерность податного обложения в различных частях страны вызывала мысль о производстве переписи во всех частях государства по единому образцу. Идея эта не была осуществлена, хотя попытки предпринимались в конце 20-х и 40-х годов XVII столетия.Почти каждая перепись населения оставляет о себе память. Иногда это легенды, а чаще, особенно в новое время, зафиксированные на бумаге итоги подсчётов. Результаты их с большей или меньшей полнотой описывают жизнь общества в период, когда проводился учёт.Но память о переписи сохраняется и благодаря документам другого рода. Сейчас такие документы назвали бы «инструктивным материалом» или «заявлениями граждан», а в XVII веке они носили название наказов и челобитных. Одна из таких челобитных, поданная лета 7153 (а по современному календарю - в 1645 году) на имя 16-летнего царя Алексея Михайловича, сыграла важную роль в истории переписей.Составлявшие её дворяне, конечно, меньше всего думали о переписных делах. Заботило их совсем другое - то, что они «от служеб обедняли, и от олжали великими долги и коньми опали, а поместья их и вотчины опустели и домы их оскудели и разорены без остатку от войны и от сильных людей». Случилось, однако, так, что челобитная эта послужила поводом для серьёзных изменений в организации учёта населения.«Сильные мира», о которых говорилось в челобитной, были наиболее крупными землевладельцами - боярами, владевшими порой тысячами крестьянских дворов. Они нередко захватывали и укрывали крестьян, принадлежавших их более слабым соседям, а по прошествии «урочных лет» - искового срока давности в отношении сыска беглых - записывали крестьян за собой.Не посчитаться с требованиями бояр было нельзя. «Сильным людям» пришлось идти на уступки. Одной из них и стало решение о проведении в 1646 году переписи.Правительственный наказ ясно определил крепостнические цели переписи. «Как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, - говорилось в нем, - по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без урочных лет… А которые люди, после той переписки, учнут беглых крестьян принимать и за собой держать, а вотчинники и помещики тех крестьян, по суду и по сыску и по тем переписным книгам, отдавать…».Перепись 1646 года в отличие предыдущих писцовых описаний была прежде всего учётом населения. Переписчики записывали всех облагаемых податями лиц мужского пола, включая детей (последних - указанием возраста). Результаты переписи сослужили тогда двойную службу - стали юридической основой для еще большего закрепощениякрестьян и базой для взимания налогов. Следующая перепись была проведена в 1676-1678 годах.Сохранилось немало документов, позволяющих воссоздать атмосферу, в которой проводились переписи, обрисовать портреты переписчиков, выяснить отношение населения к переписям. По ним можно представить себе, как проходил учёт населения в РоссииXVII столетия.Перепись велась прежде всего силами писцов и подьячих, служивших в московскихприказах - органах центральной власти, ответственных за тот или иной участок государственных дел. Наиболее высокопоставленные подьячие занимали важные административные должности, обязанностью остальных было составление многочисленных приказных бумаг."Государство дворянское, - писал академик М. Н. Тихомиров, - в значительной мере опиралось на эту приказную компанию, которую, надо сказать, жгуче ненавидело население. От них шла возможность изменения в приказных документах, они производили различного рода волокиту, которая в XVII веке даже в царских документах носила название «московская волокита»… Подьячих часто разоряли во время восстаний, иногда они и гибли. С XVII века они носили очень поэтическое название - «крапивное семя» (Тихомиров М. Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973).Для проведения переписи в том или ином уезде туда направлялся писец и несколько его помощников - подьячих, которые делились на «старых» (старших) и молодых. Работа писца была сложной, требовала специальных знаний. Поездка ожидалась длительная, и к ней серьёзно готовились.Прежде всего, писец снабжался наказом - инструкцией о том, как проводить перепись. Кроме того, ему вручались «приправочные книги» - копии материалов предыдущих описаний местности, в которую направлялся писец. В качестве «приправочных» во время переписи 1676-1678 годов использовались, например, переписные книги 1646 года. Понятно, что «приправочные книги» служили для писца большим подспорьем - они были и своеобразным путеводителем по местности, и образцом составления новых книг, и, наконец, средством сопоставления получаемых результатов с данными прошлых лет, а, следовательно, орудием контроля.Местный воевода обязан был содействовать переписчикам, прибывшим в его уезд, назначить им помощников из числа местного населения и обеспечить всем необходимым, начиная с продовольствия. В 20-е годы XVII века переписной комиссии полагалось, например, выдавать «по туше бараньей, по курёнку, да луку, чесноку, яиц и масла в скоромный день, а в постный… где какая рыба лучится».Непосредственная работа переписчиков начиналась с того, что, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, они должны были «в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…». «Сказками» в данном случае называли отчёты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе. Но сказки зачастую не отражали объективной картины, их составители сознательно искажали истинное положение дел.Тяглое население, разумеется, пыталось всеми силами уменьшить размер податей, которыми оно облагалось на основе результатов переписи. Для обмана переписчиков существовали различные способы, и они были хорошо известны, перечислялись в наказах писцам, но это мало помогало. Самый простой способ, позволявший «дворы жилые писать пустыми», заключался в том, что посадские люди на период переписи просто уходили к своим родственникам или вообще на время уезжали из города, оставляя двор пустым.Что касается дворян, то в принципе они, конечно, не могли не поддерживать проведение переписей, однако, когда дело доходило до их собственных поместий, ситуация резко менялась. Чтобы уменьшить число дворов, облагаемых податью, крестьян «из многих дворов в один переводили», огораживали два двора одной изгородью, а иногда просто скрывали дворы от переписчиков.Подворные переписи были чрезвычайно ограничены по кругу регистрируемых признаков и не имели определённой формы и единообразных понятий не только для счета населения, но и для имущественного и хозяйственного положения лица. Длились они от года до 10 лет, производились иногда лицами совершенно не грамотными, сопровождались поборами и порождали массовые утайки, искажения и бегство от регистрации. К этому присоединялись систематический недостаток в писцовых книгах и отсутствие единого управляющего центра деятельности писцов.