Камеральная налоговая проверка физических и юридических лиц: что это. Камеральная налоговая проверка - порядок и сроки проведения, цели и оформление результатов

Налоговые проверки всегда навевают ужас на предпринимателя. Но, как говорится, «Хочешь жить – умей вертеться». А вертеться часто приходится даже не самим предпринимателям, а их бухгалтерам. Если вы - предприниматель, то рано или поздно с проверками все-таки придется столкнуться. Проверки бывают выездные и камеральные. – самый распространенный вариант.

Что такое камеральная проверка? Камеральная проверка – это проверка уже сданных деклараций и другой отчетности в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику. производится на основании статьи 88 НК РФ.

Специального разрешения для проверки декларации не требуется. Камеральная проверка не может превышать срока 3 месяца, и начинается с момента предоставления деклараций и отчетности в налоговые органы.

Что проверяют налоговые органы при камеральной проверке?

  1. Своевременность предоставления деклараций.
  2. Арифметическую правильность расчетов.
  3. Полноту предоставления документов.
  4. Правильность оформления документов: указание реквизитов, наличие печати, подписей, четкость цифр.
  5. Правильность определения налоговой базы.
  6. Правильность использования налоговых ставок и льгот.

Часть камеральной проверки в Налоговых инспекциях делается автоматически:

  1. Сопоставляются показатели отчетности текущего и предыдущего периодов.
  2. Проверяются данные декларации или отчетности по одному налогу с данными в сопоставимых декларациях и отчетности по другим налогам (например, база выручки в отчетности (форме 2) должна соответствовать базе по НДС).
  3. Делается анализ информации по всем налогам и выводы о ее достоверности.

На основании этого налоговый работник делает вывод о качестве и полноте информации.

Если ошибок не обнаруживается, то на этом камеральная проверка и заканчивается.

В каких случаях камеральная проверка обязательна?

  1. Если налогоплательщик применяет льготы.
  2. Если в декларации указана сумма к возмещению.
  3. Если деятельность предприятия и начисление налогов связаны с использованием природных ресурсов.
  4. Если декларация сопровождается подтверждающими документами.

Если подается уточненная декларация, проверка декларации прекращается до ее окончания (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ). При сдаче уточненной декларации, проверка начинается вновь.

Какие документы предоставлять в налоговую?

При проведении камеральной проверки налоговый инспектор может потребовать дополнительные документы (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

  1. Документы, подтверждающие право на льготы.
  2. Приложения, не учтенные при сдаче декларации.
  3. Документы, подтверждающие право на возмещение налога.
  4. Документы по налогам при использовании природных ресурсов.
  5. Документы, подтверждающие разницу между данными налоговой инспекции и сданной отчетности.

Конкретного перечня запрашиваемых документов нет. Налоговые же требуют все и много.

Сроки предоставления документов.

Для получения подтверждающих документов налоговая отправляет в организацию или ИП требование, где указан перечень документов и сроки подачи. По законодательству документы предоставляются в течение 10 дней с момента получения требования. Если вы не укладываетесь в срок, то не позднее следующего дня со дня получения требования в налоговую инспекцию направляется запрос о продлении сроков и указанием причины.

В налоговую предоставляются копии документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером и печатью. А также на каждом экземпляре должно быть написано: «Копия верна». Все документы описываются в перечне и предоставляются в 2 экземплярах, 1-в налоговую, 1-вам.

При проведении встречных проверок документы подаются в течение 5 дней. Если вы не укладываетесь в срок, то в любой из этих 5 дней нужно написать уведомление в налоговую с просьбой о продлении сроков и указанием причины.

Налоговая может затребовать только те документы, которые предусмотрены законодательством. Никаких сводных табличек, справок для налоговой в законодательстве не предусмотрено.

Если с вас требуют документы, уже учтенные в прошлых проверках, вы их предоставлять не обязаны (пункт5 статьи 93 НК РФ). Подтверждением данного факта является сопроводительное письмо или опись документов, сданных в налоговую и подписанных налоговым инспектором. Если они затерялись, придется все копии делать заново.

Если в результате проверки нарушений не выявлено, то налоговая не уведомляет об этом предпринимателей. Исключением составляет декларация по НДС к возмещению.

Если при камеральной проверке выявлены нарушения?

Если при проверке обнаружены нарушения, то инспекция в течение 3 рабочих дней обязана уведомить вас, выслав требование исправить документы. Исправление должно быть сделано в течение 5 рабочих дней.

Если при проверке выявлена недоимка, то в течение 10 дней с момента окончания проверки налоговая составляет акт с выявленными нарушениями. Акт вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней.

Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции, он в течении 15 дней со дня получения акта, может предоставить в налоговую письменные возражения.

В течение 10 дней после окончания срока для возражений выносится окончательное решение по итогам проверки. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 рабочих дней и вступает в силу через 10 рабочих дней с момента его получения налогоплательщиком.

Налоговая может запросить документы в рамках дополнительного контроля, срок которого не более одного месяца (пункт 6 статьи101 НК), но только после составления акта о выявленном нарушении.

В действительно сроки обычно нарушаются со стороны налоговой инспекции. Для вас же, если вы не вовремя сдали документы, чаще всего ничего страшного не происходит. Сдадите позже. У налоговиков, кроме вас, волокиты хватает. Хотя, как говорится, на кого нарвешься. Желательно позвонить в налоговую и договориться о новых сроках.

Камеральная проверка не так страшна, как кажется. Это наиболее для вас удобный вариант – вы успеете подготовить недостающие документы.

И еще часто налоговики требуют какие-то несуществующие документы. Не торопитесь их делать. Предоставляйте в налоговую только те, которые, по вашему мнению, доказывают правильность сумм в ваших отчетах. Чем меньше документов – тем лучше для вас.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

ФНС - ведомство, которое в силу специфики своей деятельности часто устраивает регулярные проверки деятельности предприятий. Они проводятся в силу необходимости осуществления налогового контроля, мониторинга исполнения предписаний плательщиками норм закона. В числе самых распространенных типов процедур, о которых идет речь, - камеральные проверки. С какой периодичностью они могут проводиться? К каким выводам может прийти ФНС по факту проведения таких проверок?

Камеральная проверка: определение

Исходя из формулировок НК РФ, камеральная налоговая проверка - это процедура, проводимая территориальным органом ФНС России, направленная на изучение деклараций и иных документов плательщика, ведущего деятельность по месту нахождения структуры ведомства.

Цель - контроль над соблюдением законодательства, регулирующего исчисление и уплату соответствующих сборов в казну. Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев с момента, когда плательщик предоставит в ФНС декларацию и прилагаемые к ней документы.

Формальности

По итогам процедуры могут составляться документы, свидетельствующие о нарушении соответствующих законов. Как правило, это сформированный по особой форме акт. Если проблем не выявлено - такие источники составлению не подлежат. Вместе с тем, если камеральная налоговая проверка выявила, что предприниматель допустил ошибки в декларации и иных документах, то в его адрес выносится предписание: в течение 5 дней внести в источники соответствующие корректировки. Если плательщик отказался рассмотреть соответствующий запрос, то, в свою очередь, сотрудник ФНС вправе составить акт, о котором сказано выше.

Акт налоговой проверки

Какова может быть структура соответствующего документа, о котором идет речь выше? Как выглядит акт камеральной налоговой проверки? Образец данного источника в части ключевых формулировок мы сейчас рассмотрим.

Согласно типовой форме, по которой составляются акты камеральных проверок, нас будут более всего интересовать пункты 2 и 3 соответствующего документа.

В пункте 1 акта, как правило, указываются формальные сведения - адрес организации, наименование, тип проверки и т. д.

В пункте 2 ФНС излагает перечень нарушений. Это может быть, например, формулировка вида "установлено, что декларация подписана лицом, не имеющим отношения к деятельности фирмы".

В пункте 3, в свою очередь, излагаются выводы и рекомендации (предложения) ФНС по устранению нарушений. В нашем случае это, вероятно, будет формулировка вида "внести исправления в декларацию".

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры - распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом "выездная" проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.

Как мы уже сказали выше, камеральная налоговая проверка допускает составление только акта о нарушениях процедуры исчисления и уплаты сборов в казну. В случае с выездным форматом вариантов для действий ФНС может быть больше. Налоговики могут потребовать проведения различных экспертиз, запрашивать информацию у зарубежных структур и проводить иные дополнительные действия.

Камеральная проверка: порядок проведения

Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:

  • корректности определения налоговой базы;
  • правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
  • законности заявляемых вычетов;
  • корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;

В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).

Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.

Действия налоговиков

Собственно, как только сотрудник ФНС обнаруживает ошибки в источниках, предоставленных плательщиком, он обязан составить докладную на имя руководства своего территориального отдела. В ней излагаются факты, которые свидетельствуют о возможном нарушении человеком налогового законодательства. Там же, в докладной записке, сотрудник ФНС отражает рекомендацию принять какое-либо решение. Как правило, одно из следующих:

  • привлечь плательщика к ответственности (или отказаться от этой процедуры);
  • инициировать дополнительные мероприятия, связанные с налоговым контролем.

Интересный факт: если плательщик, получив рекомендации от ФНС по исправлению неверных сведений в декларациях и иных документах, не произвел необходимых действий, то налоговики имеют право инициировать уже не камерального типа процедуру, а выездного. Это - плановая проверка. Налоговая может включить предприятие в соответствующий перечень.

Если налоги недоплачены

ФНС может установить, изучив декларации и иные сопутствующие документы, что предприниматель необоснованно занизил суммы сборов, подлежащие исчислению и уплате. То есть, осуществляя не только выездные, но и камеральные проверки налоговых органов, сотрудники ведомства вправе устанавливать подобные факты. В этом случае в течение 10 дней после проведения соответствующей процедуры руководитель территориального подразделения ФНС выносит предписание о привлечении плательщика к ответственности в соответствии с нормами НК РФ. После этого предприниматель уведомляется о необходимости доплатить в бюджет недостающую сумму сборов, включая пени, а также внести корректировки в документы.

Обработка документов

Камеральная проверка - что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления - в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап - внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап - проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, - подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Сроки

Важнейший аспект такой процедуры, как камеральная налоговая проверка, - сроки. Выше мы только обозначили, что предельный временной интервал, которым обладает ФНС для завершения исследования поданных предприятием документов, - 3 месяца. Теперь же мы рассмотрим нюансы, связанные со сроками, более подробно.

Как таковой, отсчет отведенного периода времени на проверку начинается с момента поступления документов предпринимателя в распоряжение структуры ФНС. Например, если подразумевается камеральная налоговая проверка по НДС, то ее началом будет считаться предоставление соответствующей квартальной декларации.

Важный нюанс, касающийся сроков, - они могут быть продлены. Но на то у ФНС должны быть существенные основания. Какие, например? Как правило, такие случаи возможны, если проверяются документы самых крупных плательщиков по региону (согласно критериям, установленным ФНС). Также увеличение сроков проверки возможно, если сотрудники ведомства выявили неточности или противоречия в информации, предоставленной компанией, которая может свидетельствовать о прямом нарушении законодательства. Еще один возможный повод - ФНС посчитала необходимых провести дополнительные процедуры в рамках налогового контроля.

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто - главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример - в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано - это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС - акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные - компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .

Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию . Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения , но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года . Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности. При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы или .
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней . В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица . Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Ответственность за проведение мероприятий лежит на камеральных отделах ИФНС. Внутри этой структуры имеется несколько отделов, разделенных функционально по налогам. Наибольшую численность проверяющих имеют отделы камерального контроля по НДС.

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Работа предприятия сводится к подготовке документов по заявленному списку. Подготовленные согласно правилам бумаги представляются в территориальный орган ИФНС и передаются проверяющему инспектору через отдел приема входящей корреспонденции.

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт . Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается. При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней . Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.