Какой статус налогоплательщика при оплате страховых взносов. Статус налогоплательщика в платежном поручении

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов

Платежка — это особый финансовый документ, который позволяет организациям осуществлять переводы денежных средств в пользу контрагентов, сотрудников или производить расчеты с бюджетом. От достоверности реквизитов в платежном поручении зависит правильность зачисления средств на счет получателя. Один из таких важных реквизитов документа — это статус плательщика. В статье расскажем, как правильно определить его значение для разных платежей.

Особый реквизит

Указывая статус в платежке, бухгалтер идентифицирует:

  • вид платежа и назначение: за счет каких средств осуществляются расчеты и целевое направление платежа;
  • категорию организации-плательщика: к какой группе относится организация, которая совершает платеж;
  • группу получателей: в какую категорию попадает получатель денежных средств.

Значение следует вносить в специальное поле 101, которое отмечено на рисунке:

Поле 101 Бюджетный статус плательщика обязателен для заполнения! То есть, при расчетах с бюджетами всех уровней, данное поле должно быть заполнено в обязательном порядке. Отметим, что для остальных видов расчетов этот реквизит не заполняется.

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Назначение

Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Не заполнять

Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале « ». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: « ».

Статусы для НКО и других юрлиц

Помимо бюджетных учреждений, платежные поручения на оплату обязательств составляют коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, частные практики и обычные физлица. Но использовать вышеприведенные реквизиты для данных категорий плательщиков недопустимо. Например, проставить статус плательщика ИП 01, при перечислении страховых взносов будет ошибкой.

Для НКО и прочих организаций чиновники определили свои коды.

Статус плательщика 09, что это? Код «09» следует проставлять, если налогоплательщик — это индивидуальный предприниматель. То есть, если ИП уплачивает страховые взносы и иные платежи в пользу ФНС, то в поле 101 проставляем «09».

Статус «10» указываем при свершении аналогичного вида расчетов, но если налогоплательщик — это нотариус, ведущий частную практику.

Статус «12» используют частные адвокаты.

Статус плательщика 13, что это? Если платеж, в пользу налоговой инспекции осуществляет физическое лицо, то в 101 поле проставляется значение «13». Например, если гражданин самостоятельно уплачивает взнос на обязательное медицинское страхование (ОМС), или же самостоятельно уплачивает страховое пенсионное обеспечение.

Исключением являются платежи в ФСС. В таком случае проставляется код 24. Следовательно, статус плательщика 24, что это? Это код, идентифицирующий перечисление денежных средств в пользу ФСС, проводимых напрямую от физических лиц.

Статус плательщика 08, что это? Это шифр, который определяет, что платеж в пользу Фонда социального страхования совершает юридическое лицо или ИП.

Нельзя путать код «24» и «08»!

Какой статус плательщика указывать в поле 101 платежного поручения на уплату страховых взносов с 2017 года? Действительно ли код 08 больше не нужно использовать? Можно ли применять код 01? Что делать, в случае неправильного заполнения поля «статус плательщика»? Давайте разбираться.

Форма платежного поручения в 2017 году

С 2017 года произошло огромное количество налоговых и бухгалтерских изменений. См. « ».

Однако в целях уплаты налогов и страховых взносов в 2017 году следует, как и раньше, применять привычные всем бухгалтерам бланки платежных поручений. Форма платежки, номера и названия его полей приведены в приложении 3 к Положению, утвержденному Банком России от 19.06.2012 383-П. Форма платежного поручения предусматривает, что в нем нужно указывать статус плательщика.

Статус плательщика – это поле 101 платежки. В это поле списывают специальный код, который состоит из двух цифр. Этот код указывает на то, кто именно и какой платеж осуществляет.

Статус плательщика указывают в платежном поручении, если перечисляются налоги, страховые взносы или другие обязательные платежи. Если оплата производится в пользу контрагента, то поле 101 не заполняется.

Правила заполнения платежных поручений в 2017 году

Правила заполнения платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Эти правила продолжают действовать и в 2017 году.

Однако с 2017 года вместо налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов налоги и взносы могут уплачивать третьи лица: организации, ИП или обычные физические лица (п.1 ст. 45 НК РФ). При заполнении платежек третьи лица также обязаны следовать правилам, утвержденным Приказом Минфина России от 12.11. 2013 № 107н. См. « ».

Статус плательщика: что указывать в 2017 году

Коды статуса плательщика утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н (приложение 5 к этому приказу). Согласно этому приказу до 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в поле 101 платежного поручения нужно было указывать код 08.

Вместе с этим, в 2016 году Минфин России обнародовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Этот документ был разработан, в частности, в связи с тем с 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. См. « ».

Названный проект приказа Минфина, в том числе, предусматривает, что при перечислении в 2017 году страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование за сотрудников вместо кода 08 нужно показывать код 01. То есть, платежки по страховым взносам с 2017 года нужно оформлять так же, как и по налогам. Разница только в КБК и назначении платежа.

Также с 2017 года появились новые статусы плательщиков, который должны применять организации или физические лица, уплачивающие налоги и страховые взносы «за других»: статусы 29 и 30. Перед вами обновленная таблица статусов плательщика с 2017 года, основанная на проекте приказа Минфина:

Статус плательщика при заполнении платежного поручения в 2017 году.xlsx
Номер поля Код поля Значение кода поля
101 1 Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо
2 Налоговый агент
6 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
8 Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
9 Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
24 Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
27 Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему
28 Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика
29 Иные организации
30 Иные физические лица

Статус плательщика для ИП

Как видно из приведенной выше таблицы, индивидуальные предприниматели в 2017 году в целях уплаты страховых взносов как за наемный персонал должны указывать код статуса плательщика “14”. Если же страховые взносы ИП платит «за себя» следует указывать код статуса плательщика – 09.

Если организация или ИП выступают в качестве налогового агента и уплачивают, например, НДФЛ за работников, то в статусе плательщика в поле 101 в 2017 году указывается код 02. Он не изменился. Такой код применялся и в 2016 году.

Образец платежного поручения: новый статус

Официальное подтверждение от ФНС

При заполнении поля 101 «Статус плательщика» платежного поручения на перечисление страховых взносов организации должны ставить значение «01», а индивидуальные предприниматели -«09». Это подтверждается письмом ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931.

Налоговикам стало известно, что программное обеспечение банков не разрешает принимать «платежки» от организаций на уплату страховых взносов со статусом «14». Поэтому банки попросту отказываются принимать платежные поручения с таким статусом и возвращают их как ошибочные. Переработка банковских программных продуктов может потребовать определенного времени у ЦБ РФ (больше полугода). Поэтому ФНС рекомендует указывать в поле 101 платежных поручений, в частности, на уплату страховых взносов, такие статусы:

  • «01» - для юридических лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • «09» - для индивидуальных предпринимателей;
  • «10» - для нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • «11» - для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;
  • «12» - для глав крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • «13» - для физлиц.

С 2017 года в поле 101 платежного поручения при перечислении страховых взносов нужно указывать код 01. Иными словами, платежные поручения на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование нужно заполнять как по налоговым платежам. Приведем образец платежного поручения 2017 года на уплату пенсионных взносов, в котором указан новый статус плательщика.

Как видно, в платежном поручении на перечисление пенсионных взносов указан новый статус плательщика (вместо 08 указан код 01). Кроме этого:

  • в поле ИНН и КПП получателя средств – указаны ИНН и КПП налоговой инспекции, администрирующей платеж по взносам;
  • в поле «Получатель» – указано сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование ИФНС, администрирующей платеж;
  • в поле КБК – указан код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр). При этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, должен принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба. См. « ».

Спорный момент

Теперь коснемся главного спорного момента, связанного с изменениями в кодах статуса плательщика с 1 января 2017 года. Итак, как мы уже сказали, обозначенные изменения основаны на проекте приказа Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н. Однако, по нашей информации, по состоянию на 1 января 2017 года этот проект так и не был утвержден, официально опубликован и, соответственно, не вступил в силу. А если так, то никаких изменений в заполнении поля 101 платежных поручений «Статус плательщика» не произошло и можно сделать следующие выводы:

  • даже после 1 января 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в качестве статуса плательщика, по-прежнему, нужно указывать код 08;
  • при уплате страховых взносов за декабрь 2016, а также за месяца, относящиеся к 2017 году (январь, февраль, март и т.д.) статус плательщика нужно указывать как 08;
  • указание кода 08 при перечислении страховых взносов не влечет за собой возникновения недоимки по взносам;
  • банки не вправе требовать, чтобы при уплате страховых взносов организации с 1 января 2017 года в качестве статуса плательщика указывали код 01.

Если в статусе плательщика ошибка

Предположим, что изменения в заполнении «Статуса плательщика», все же, произошли. Если так, то в начале 2017 года возможна путаница: одни бухгалтеры при уплате страховых взносов в статусе плательщика, как и раньше, будет указывать 08, другие – 01. Не исключено, что один из этих вариантов налоговики расценят ошибочным. И тогда может возникнуть недоимка по страховым взносам. Дело в том, что платежи по платежным поручениям, в которых указаны разные статусы плательщика, ИФНС разносят на разные лицевые счета. То есть, платеж со статусом 08 налоговики могут принять как «другие обязательные платежи», а не страховые взносы. Может получится, что по «другим платежам» возникнет переплата, а по страховым взносам – задолженность. А на сумму недоимки налоговая инспекция, как известно, может начислить пени и штрафы (ст. 75, 122, 123 НК РФ). Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10.10.2016 г. № СА-4-7/19125). К заявлению приложите копию платежного поручения. Такое заявление будет основанием для переноса перечисленной суммы в счет страховых взносов. Приведем пример заявления об уточнении статуса плательщика в 2017 году.

Что говорят в ФНС

В 2017 году в поле 101 платежного поручения по страховым взносам за работников организациям и ИП Федеральная налоговая служба советует проставлять код 14. Такую информацию можно найти на официальном сайте ФНС. Если же ИП платит страховые взносы «за себя», то следует показывать код 09. Такая информация в январе 2017 года появилась на официальном сайте ФНС . Потом было издано совместное письмо ФНС, ПФР и ФСС с такой же позицией. Вместе с этим, по нашей информации, если организации и предприниматели ранее перечислили страховые взносы с кодом 01, то инспекция расценивает такой платеж правильным и недоимки не возникнет. Более того, в более поздних разъяснениях в письме ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931 сказано, что при уплате страховых взносов организациям нужно ставить именно код 01, а предпринимателям – 09

Статус плательщика при уплате взносов «на травматизм»

Страховые взносы «на травматизм» под контроль ИФНС не перешли. Этот вид взносов, как и раньше, администрирует ФСС. В связи с этим, в целях уплаты этого вида страховых взносов, в 2017 году в поле 101 платежного поручения, как прежде, нужно указывать код 08.

При расчетах налогоплательщиков с госструктурами обязательно указание статуса отправителя в платежках. Причем имеются нюансы, обусловленные предписаниями Минфина. Как указывать статус в 2019 году в платежных документах?

Статус плательщика идентифицирует организацию или физлицо, осуществляющих платеж. Потому в платежном поручении указание статуса обязательно.

Как указать его правильно? Что такое статус в платежке? Какой код статуса плательщика в платежном поручении 2019 года нужно указывать?

Основные моменты

Налоговое законодательство РФ обязует всех плательщиков налогов оформлять платежные поручения согласно правилам, учрежденным Минфином РФ.

Показатель 101 заполняется в соответствии с и приложением №5 к оному.

Заполнять реквизит следует при осуществлении платежей, касающихся обязательных выплат в бюджет или внебюджетные фонды. Заполняется поле 101 числовым значением из двух цифр.

Это позволяет определить организационно-правовую форму плательщика, его направление деятельности и предназначение платежа.

Особо характеризуются налоговые платежи, оплата страховых взносов и прочее. То есть этот реквизит содержит сведения о том, кто платит и за что.

Что это такое

Статусом налогоплательщика именуется цифровой код, позволяющий идентифицировать плательщика, получателя платежа и непосредственно платеж. Указание статуса при заполнении платежки обязательно. Ранее существовало двадцать значений статуса.

После корректировки законодательных положений учреждено двадцать шесть статусов в зависимости от типа плательщиков, а именно:

Налогоплательщики, являющиеся юрлицами 01
Субъекты, выступающие налоговыми агентами 02
«Почта России» по некоторым платежам физлиц 03
Физлица, юрлица, ИП, импортирующие и экспортирующие товары 06, 16, 17
Плательщики страховых взносов во внебюджетные фонды 08
ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, выплачивающие налоговые платежи за себя 09, 10, 11, 12
Физические лица 13
Налогоплательщики, выплачивающие средства физлицам 14
Выплачивающие страховые взносы физлица 24
Финорганизации, банки, «Почта России» по обобщенным платежам физических лиц 15
Юрлица, выплачивающие налоговые долги физлиц 19
Финорганизации и банки по некоторым платежам физлиц 20
Внебюджетные фонды 23
Банки-гаранты 25
Физические и юридические лица по погашению задолженностей 26
Налоговые органы 04
Служба судебных приставов 04
Таможенные органы 07
Плательщик таможенных сборов на основании закона РФ, но без заполнения декларации 18
Представитель консолидированной группы налогоплательщиков 21
Участник КГН 22

Статус отправителя, или плательщика, это показатель, который непременно соотносится с организационно-правовым статусом плательщика и нюансами его деятельности.

При этом некоторые значения статусов однозначны и в дополнительном толковании не нуждаются. Другие не столь очевидны и требуют разъяснений по поводу своей применимости в отношении конкретных лиц.

К неочевидным статусам можно отнести следующие:

«14» Обычно таковой указывали ИП, нанимающие работников и выплачивающие им зарплату. Однако Минфин разъясняет, что ИП нужно применять статус 08, тогда как статус 14 следует использовать исключительно физлицам
«18» Указывает плательщик таможенных пошлин, не являясь при этом декларантом. Сомнение вызывает факт, что можно не декларировать импорт/экспорт. Тем не менее, таковыми могут быть лица, получившие разрешение на переработку продукции вне таможенной территории или владелец торговой точки, ведущий беспошлинную торговлю
«21» и «22» Указывают фирмы из состава консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Для этого должно быть официально зарегистрировано КГН с соблюдением законодательных требований к структуре

Какова его роль

Основополагающее значение поля «Статус плательщика» это использование в целях финансовой статистики. Однако существует и роль реквизита, важная с технической точки зрения.

В частности цифровой код помогает определить, является ли платеж бюджетным. Когда в поле 101 указано какое-либо значение, банковское учреждение обязано проверить заполнение полей 102-110.

Поэтому не допускается наличие в незаполненных полей. Когда какое-то поле не заполняется, по умолчанию в нем проставляется значение «0».

Кроме того код помогает определить, кто именно вносит платеж. При верном указании статуса плательщика в поле 101 платежного документа не возникает нареканий со стороны получателей платежа.

Перечисленные средства поступают вовремя и в точности по назначению. Вследствие этого отсутствуют основания для применения штрафных санкций.

Законные основания

Основной правовой источник, регулирующий заполнение платежных поручений при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ, это Приказ Минфина РФ №107н от 12.111.2013.

Этот правовой акт действует с начала 2019 года. С этого же момента количество статусов плательщика изменилось с двадцати на двадцать шесть.

Минфин периодически дополняет данный норматив и дает разъяснения по поводу применения отдельных норм. Так разъясняющим является .

В нем определяется, как соотносить статус плательщика и отдельные КБК. Основные моменты заполнения платежного поручения прописаны в Положении Банка России № 383 от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Показатель статуса в платежном поручении в 2019 году

При заполнении платежного поручения касательно налоговых платежей и сборов чаще всего используются такие статусы как:

Реквизит 101 заполняется не во всяком случае осуществления платежей. Наличие статуса в платежке указывает на получателя средств как субъекта, на чьи счета поступают платежи.

Статусы «15» и «20» применяют при переводе денежных средств физлицам. Физлица, осуществляющие платежи в бюджет или внебюджетные фонды указывают «24».

Физлица, не являющиеся ИП, ставят статус «13». Кроме того, существуют и иные особенности при указании статуса плательщика.

Составителя документа

Статус составителя платежного поручения прописывается в поле 101 сразу после реквизита «5», указывающего на вид платежа.

Данное письмо хоть и не является нормативом, но не противоречит источникам права и потому применяется многими предпринимателями и бухгалтерами.

По НДФЛ

При выплате НДФЛ значимость приобретает то, является ли составитель документа налоговым агентом или нет. Если организация (ИП) выплачивает налог с доходов своих сотрудников, то она выступает налоговым агентом, а значит, ставит статус «02».

Когда ИП работает с применением спецрежимов, то при уплате любых налогов он указывает «09», но только если не выступает при проведении платежей налоговым агентом, а перечисляет налог с собственных доходов.

Если выплату осуществляет физическое лицо со своих доходов, то оно выступает в роли налогоплательщика и потому указывает значение статуса как «24».

Когда НДФЛ, удержанных с доходов физлица, перечисляется организацией в счет уплаты задолженности, ставится статус «19».

Заполненный образец

Общие правила по заполнению платежных поручений становятся понятны при изучении образца заполнения платежных документов в 2019 году.

Неправильно оформленный платежный документ может стать причиной несвоевременного проведения платежей. А это ведет к начислению пени и наложению штрафов.

Относительно статуса плательщика следует запомнить, что указывать его нужно при перечислении любых обязательных платежей. Заполнять его следует рядом с полем о «Виде платежа», в правом верхнем углу платежки.

Указывать следует двухзначную цифру от «01» до «26». При этом следует отличать статусы в зависимости от организационно-правовой формы плательщика и назначения платежа.

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.