Как развить свой потенциал? Проблема развития человеческого потенциала в условиях современной россии

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. -- не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», -- следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал». человеческий потенциал социальный

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса -- для общества.

В Украине такие условия еще не созданы. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:

  • 1. Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
  • 2. Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
  • 3. Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
  • 4. Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Человеческий потенциал нации - это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях .

Важнейшей частью национального богатства многих стран современного мира является человеческий потенциал. Что такое человеческий потенциал сегодня, в век глобализации и резкого расширения человеческих возможностей? Это умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, мышление в геокультурных, геоэкономических и геополитических координатах, способность искусственного, проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными не по уровню подготовки, а по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной "планки" и высоких стандартов деятельности.

Структура понятия человеческого потенциала включает два уровня: базовый, куда входят физическое, психическое, социальное здоровье, и деятельностный, включающий физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциалы. В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник целый ряд понятий: "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий капитал" .

В современных условиях эффективность работы организации зависит от:

  • - благоприятной деловой окружающей среды;
  • - правильной стратегии организации;
  • - качества человеческих ресурсов .

Переход Украины к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:

  • - во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем большую ценность они представляют для организаций;
  • - во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
  • - в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов;
  • - в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями.

Концепция "человеческих ресурсов" признает необходимость капиталовложений в формирование и развитие людских ресурсов исходя из экономических целесообразностей, имеющих своей целью привлечение более качественного в профессиональном плане работника, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности делаются усилия по развитию и раскрытию скрытых возможностей работника. Проблема в том, что люди наиболее консервативная составляющая организации, и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям.

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития», получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития -- это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными» .

Доход, согласно концепции человеческого развития -- это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала .

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

Человеческий потенциал

У этого термина есть также другие значения, см.:

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал . Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал », «трудовой потенциал», «кадровый потенциал ».

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом . Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений . И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. - не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», - следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал », а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса - для общества.

Оценка ситуации в России

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике () Амартии Сена . В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach ) и обосновал положение о том, что процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход , согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения , но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике .

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества », первый из которых был подготовлен в группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью .

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей , прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до ) и . Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Диаграмма человеческих потребностей

Пирамида человеческих потребностей Маслоу

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее и еды, и секса. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index ) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж ):

ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, - чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает - если не делает вообще невозможным - развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская , Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Литература

  1. Сен А . Об этике и экономике. - М.: Наука, 1996.
  2. Сен А . Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004.
  3. Человеческий потенциал : опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1999.
  4. Человеческий потенциал России : интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Институт человека РАН, 2002.
  5. Доклады «Программы развития ООН» «...О развитии человечества» : , .
  6. Интернет-портал «Человеческий потенциал России» : www.hdirussia.ru .
  7. Зеленкова И.Л. . Этика. - Мн.,2004: .

Примечания

См. также

  • Человеческий фактор (Human factors)
  • Самоактуализация (Self-actualization)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Садовников, Дмитрий Николаевич
  • Садов, Александр Иванович

Смотреть что такое "Человеческий потенциал" в других словарях:

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида (из книги И. Е. Задорожнюка, Г. Х.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Человеческий потенциал (значения) - Человеческий потенциал: Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия… … Википедия

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ - – совокупность свойств и качеств молодого человека, которые могут быть использованы (полностью и частично) в процессе общественного воспроизводства. Ч.п.л. формируется в дотрудовом (детском, подростковом и юношеском) возрасте в процессе… …

    Человеческий потенциал (human potential) - Термин «Ч. п.» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты,… … Психологическая энциклопедия

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - – человеческие ресурсы (население страны), обладающие качествами и свойствами (способностями, знаниями, здоровьем, уровнем культуры и др.), определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию). Н.ч.п. представляет собой… … Терминологический ювенологический словарь

    Потенциал человека - Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия человеческого потенциала, Движение … Википедия

    Потенциал - Содержание 1 Биология 2 Математика 3 Физика и химия 4 Лингвистика … Википедия

В современных условиях важнейшими приоритетами стратегического социально-экономического развития России является модернизация экономики страны, перевод ее на инновационный путь развития, и придание ей большей социальной направленности. Одной из важных задач инновационного развития страны на период до 2020 года является увеличение человеческого потенциала в таких сферах как наука, образование, а также технологии и инновации. Увеличение человеческого потенциала основывается на повышение восприимчивости населения страны, а также ее субъектов к инновациям, в частности к инновационным продуктам и технологиям. Также предполагается значительное расширение «класса» новых инновационных предпринимателей, в обществе планируется создание «терпимости» к риску, а также внедрение инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
Человеческий потенциал можно рассматривать как одну из оценочных и прогностических характеристик конкретной социально-экономической общности людей, определенного типа социума, а также организации социальной жизни. Сегодня проблема человеческого потенциала является проблемой развития страны на перспективу, а также оценки возможностей человеческого развития и управления им. Понятие человеческого потенциала, с одной стороны рассматривается как конфигуратор из следующих элементов: человеческий капитал, человеческие ресурсы, жизненный потенциал, а также личностный потенциал. Сущность человеческого потенциала, с другой стороны, базируется на других понятиях: человеческие ресурсы (человеческий капитал); уровень жизни (качество жизни). Из вышесказанного следует, что человеческий потенциал - это интегральная форма многообразных свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно значимой деятельности. Понятие человеческого потенциала можно рассматривать в нескольких контекстах:
- в экономическом контексте человеческий потенциал предстает как трудовой (человеческий) капитал и фактор производства;
- социально-организационном контексте рассматривается как человеческий ресурс;
- социально-экологическом аспекте человеческий потенциал рассматривается как жизненный потенциал (общая жизнеспособность);
- демографическом изучается как источник экономической и территориальной поляризации различных слоев населения в рамках страны или региона, стабильный потребитель товаров и услуг и как фактор, влияющий на состояние региональной инфраструктуры;
- экзистенциальном (духовно-практическом) - как личностный потенциал.
Для развития человеческого потенциала необходимы такие составляющие как социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, искусство и др.), а также отрасли экономики, в которых человеческий потенциал находит свою реализацию и тем самым развивается.
В ближайшем будущем планируется введение адаптации всех ступеней системы образования современного человека, улучшение его знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, внедрение системы непрерывного образования для формирования и развития нового инновационного общества и инновационной экономики России. Для новой инновационной экономики в России необходим «инновационный человек», который способен не только эффективно использовать достижения современной науки и техники, но и создавать инновации, внедрять их во все сферы общественной жизни .
Задачи становление инновационной \экономики и усиление социальной политики тесно связаны, взаимообусловлены и решение их во многом зависит от повышения человеческого потенциала. Экономика, основанная на инновациях, ориентирована на создание и внедрение принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов. Такая экономика требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, свойств человеческого потенциала, более высокого человеческого развития.
Понятие «потенциал» (от лат. potentia - сила, возможность) подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. В настоящее время в литературе не существует однозначной определения человеческого потенциала, а имеются различия в рассмотрении его сущности, составляющих элементов, взаимосвязи со следующими категориями: кадровый потенциал, трудовой потенциал, человеческий капитал. В литературе часто отождествляют понятия человеческий капитал и человеческий потенциал. Следует отметить, что человеческий капитал выступает одной из форм проявления человеческого потенциала, которая связана с получением дохода, благодаря эффективности проведенных инвестиций в развитие профессиональных качеств человека - носителя этих качеств.
Можно отметить, что добиться развития и повышения человеческого потенциала, качества жизни населения можно только при условии перехода к более активному внедрению инноваций, достижений, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы всей российской экономики. На первый план в инновационной экономике выходит проблема формирования человеческого потенциала, восприимчивого к новым разработкам, инновациям, готового к активному включению в научные и производственные процессы в условиях стремительно обновляющихся технологий. Поэтому в процессе инновационного развития Российской Федерации ключевой задачей экономики страны становится формирование «инновационного человека», которым должен стать каждый гражданин. Человек должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений.
Под развитием человеческого потенциала можно понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков каждого человека. Цель развития состоит в том, чтобы создать максимальные благоприятные условия, в которых способности людей получали бы дальнейшее совершенствование, а круг возможностей каждого расширялся. Основная идея развития человеческого потенциала сосредоточена на прогрессе, влияющем на жизнь и благосостояние каждого человека. Известно, что понятие благосостояния включает в себя проживание в условиях высокого уровня свободы, следовательно, развитие человеческого потенциала тесно увязывается с расширением определенных возможностей, которые каждый человек может реализовать, или предметов, в отношении которых можно совершать действия в течение своей жизни. В случае если базовые потребности гражданина не будут удовлетворяться, то отсутствуют возможности широкого выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми для человека.
Развитие человеческого потенциала рассматривается как процесс, способствующий расширению выбора, стоящего перед человеком. В свою очередь расширение выбора становится возможным при условии увеличения возможностей и функциональных аспектов жизни каждого человека. Следует отметить, что на всех уровнях развития человека, а также человеческого потенциала для каждого жизненно важными являются три вида возможностей: долгая жизнь, здоровый образ жизни, достаточный доступ к знаниям и ресурсам, который необходим для обеспечения достойного уровня жизни. Для повышению уровня благосостояния и расширению выбора каждого человека необходим доход. В соответствии с концепцией развития человеческого потенциала, доход определяется лишь как вариант, выбираемый людьми, но он не является конечным итогом всей жизни человека. Цель развития человечества - расширить все варианты выбора, стоящего перед гражданином, а не только обеспечить себе доход.
Благодаря глубоким теоретическим разработкам современного индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) А. Сена тема человеческого потенциала нашла отражение в концепции «человеческого развития». Используя в своих исследования подход «с точки зрения возможностей» ученый обосновал положение, согласно которому процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния общества, а расширение возможностей каждого человека, которое подразумевает большую свободу выбора товаров или услуг. В трудах А. Сена процесс развития заключался в том, чтобы каждый человек мог свободно выбирать из огромного числа вариантов какую-то цель и образ жизни, которые по его мнению более предпочтительные. Исходя из концепции человеческого развития, доход можно рассматривать как один из выборов, которым человек хотел бы обладать, и, несмотря на всю значительность дохода, последний не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни. По мнению А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию, только в том случае если он влечет за собой повышение дохода на душу населения, а также позволяет иметь такой объем государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, и способствуют более широкому удовлетворению потребностей каждого человека, и сопровождаются справедливым распределением ресурсов в экономике.
Концептуальные разработки А. Сена получили серьезное продолжение в ежегодных докладах Программа развития ООН (ПРООН) «О человеческом развитии», Под руководством пакистанского экономиста Махбуба-уль-Хака в 1990 г. подготовлен первый доклад о развитии человека. В ежегодных доклада нашла отражение концепция человеческого развития, которая исходит из активного поиска баланса между эффективностью в экономике и социальной справедливостью.
Ориентированная на рост и эффективность государственная политика, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая самостоятельно не способна решить проблему их удовлетворения. Следует отметить, что в условиях переложение ответственности на государство за удовлетворение потребностей членов общества, возможно зарождение иждивенческих настроений, а это явление снижает индивидуальную экономическую активность населения. Необходимо, чтобы государство обеспечивало даже не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей каждого гражданина, прежде всего в таких сферах как образование, здравоохранение, безопасность, политические и гражданские права. Таким образом, концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая Программой развития ООН, строится на следующих основных принципах:
- производительности труда - люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в формировании дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития;
- равенстве возможностей, что означает ликвидацию преград, связанных с разными расами, полом, местом проживания человека, уровнем благосостояния, которые препятствуют каждому гражданину участвовать в политической, социальной и экономической жизни страны;
- устойчивости развития, которое заключается в отсутствии долгов (финансовых, социальных, демографических, экологических), по которым будущим поколениям придется платить, а также обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями;
- расширении возможностей, т.е. содействии самостоятельности каждого гражданина, повышении ответственности людей за свою судьбу, активном участии населения в процессах принятия решений и повышении роли гражданского общества;
- общественном благополучии - необходимости в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличии чувства социальной сплоченности.
Тема человеческого развития в России, оставаясь увязанной с социально-экономическими задачами страны, приобрела в настоящее время новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций человеческого потенциала. Разработки российских исследователей в частности, Региональной общественной организации «Институт Человека» и Института философии Российской Академии наук, существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применение тезаурусного подхода, разработках концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном (в области гуманитарной экспертизы) планах.
Сегодня в России и в зарубежных странах появляется все больше сторонников изучения экономического развития как человеческого развития, расширения функций и потенций человека, возможности накопления человеческого потенциала и его эффективное использование в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества. Человеческое развитие - это процесс расширения у людей возможности выбора, т.е. возможности вести тот образ жизни, который они находят предпочтительным. Фактически этот выбор касается неопределенно большого круга волнующих общество проблем, который исторически изменяется. Поэтому человеческий потенциал, его состояние может стать критерием для качественной оценки протекающих в обществе процессов. Тем самым конкретизируются задачи общества и государства в сфере человеческого развития. Для измерения уровня человеческого развития и изменений, происходящих в нем, а также для определения численной оценки его динамики был разработан интегральный социально-экономический показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Индекс развития человеческого потенциала можно рассматривать как сводный показатель, который отражает общий уровень развития, достигнутый страной, по трем основным аспектам: возможности каждого человека вести долгую и здоровую жизнь; приобретать знания; доступу к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни (рисунок 1).


Рисунок 1 - Компоненты индекса развития человеческого потенциала
Постоянно уточняется и совершенствуется методология расчета ИРЧП. Но, несмотря на все достижения, остаются трудности в получении сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся страна мира, а по некоторым разделам - и в странах с переходной экономикой. Рассчитывается ИРЧП как средневзвешенный показатель трех составляющих: уровня жизни, достигнутого уровня образования, долголетия.
Так, долголетие можно рассматривать, как способность прожить человеком здоровую и долгую жизнь, что является естественным жизненным выбором и одной из основных универсальных потребностей каждого человека. Ожидаемую продолжительность жизни можно рассматривать как базовый показатель долголетия, который характеризуется средней продолжительностью предстоящей жизни человека при рождении. Этот показатель, рассчитывается отдельно для лиц мужского и женского пола, на практике определяется на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни характеризует интенсивность смертности населения каждой страны, региона и т.п. в какой-либо календарный год, иными словами показывает долголетие гипотетического новорожденного человека, который будет жить всю жизнь в условиях данной выявленной интенсивности смертности. В условиях совершенствования качества услуг здравоохранения, а также необходимого повышения качества жизни населения реальному новорожденному, который появился на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Способность каждого человека к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией можно охарактеризовать как образованность. Характеристиками образованности выступают такие составляющие как грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, который касается его повседневной жизни, можно рассматривать как грамотность населения. Уровень грамотности взрослого населения страны, региона, т.е. доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, выступает важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития каждой территории. Этот показатель относится к реальному населению и является показателем состояния образования в данной стране или регионе, и в значительной степени зависит от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. В индустриальных странах с рыночной экономикой показатель уровня грамотности населения должен быть не ниже 99 %.
Образованность в последние годы стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Это связано с тем, что требуется более адекватное отражение различий между индустриальными странами. Показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения - начальной, средней, средней специальной, высшей, послевузовской - вне зависимости от их возраста к общей численности населения страны, региона в возрасте от 6 до 24 лет.
Показатель уровня жизни характеризует возможность доступа каждого человека к материальным ресурсам, которые необходимы для достойного существования, включая такие важные моменты как ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие граждан в жизни общества. Следует отметить, что уровень жизни людей, в отличие от показателей долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у каждого человека, но не определяет их использование. Можно сказать, что это средство, которое расширяет возможности выбора каждого человека, но не собственно выбор. Уровень жизни людей оценивается величиной такими показателями как: ВВП на душу населения, переведенный в доллары по паритету покупательной способности (ППС), а также ВВП в диапазоне, превышающем среднее мировое значение.
С появлением в 1990 г. первой формы ИРЧП в печати, критики засомневались в том, что данный индекс сможет достаточно точно отражать различия в уровнях человеческого развития применительно к индустриально развитым странам, т.к. средний доход в этих странах был выше уровня бедности и был достигнут высокий уровень грамотности. Они различались главным образом по ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому в ИРЧП был включен доход выше международного уровня бедности, но он был значительно дисконтирован по величине при соотнесении с человеческим развитием. ИРЧП отражает достижения определенной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия. Достижения в каждой из этих трех областей оцениваются в процентах от некой установленной идеальной величины, но, ни в одной стране мира еще не достигнутой. Итак, три идеальные составляющие ИРЧП следующие:
1) ожидаемая продолжительность жизни человека, равной 85 годам;
2) грамотность и охват населения образованием всех трех ступеней на уровне 100 %;
3) реальный ВВП на душу населения на уровне 40 000 дол.
Согласно расчетам Организации объединенных наций на практике индекс развития человеческого потенциала, равный 1, будет иметь та страна, в которой выявлены следующие показатели:

  1. средняя продолжительность жизни населения составляет 85 лет;
  2. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 000 долл. США;
  3. все население страны (100 %) являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают школу начальную или среднюю, учатся в высшем или среднем учебном заведении;

Как выявлено в ходе расчетов, в 2009 г. ближе всего к этому показателю находится страна Норвегия, ИРЧП которой составил 0,943.
Согласно данным ООН в 2003 г. Российская Федерация занимала 63 место в мире по уровню человеческого развития с индексом развития человеческого потенциала равным 0,769. За 6 последующих лет Россия снизилась до 66 места в списке стран и в 2009 г. ИРЧП сократился и составил 0,755. Индекс в России стал падать с началом 90-х годов по причине сокращения ВВП и повышения смертности среди населения. Если в 70-х гг. XIX века, через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН «Отчет о развитии человечества» СССР по уровню жизни входил в двадцатку самых развитых стран мира то уже в 1992 г. Россия занимала 52 место, в 1995 г. место снизилось до 114, в 2004 г. возросло до 57, в 2005 г. вновь снизилось до 62 с индексом 0,795, в 2006 г. - 65 с индексом 0,797, в 2007 г. - 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования .
Согласно данным отчетов ООН в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (65 место) Россия опустилась на одну строчку, хотя абсолютный показатель - индекс развития человеческого потенциала - поднялся с 0,719 до 0,755. В 2009 г. Россия расположилась между Белоруссией и Гренадой. Выше России поднялись такие страны, как Ливия и Куба. Первое место в рейтинге, как и два года подряд до этого, заняла Норвегия. Последняя позиция досталась Демократической республике Конго. Всего рейтинг в 2011 г. учитывает 187 стран по сравнению с 169 годом ранее.
В России как и в других странах мира индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI) учитывает такие важные показатели, как уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни и показатель ВВП на душу населения. С 1990 г. он публикуется ООН вместе с докладом о человеческом развитии. Доклад 2011 г. обращает внимание на то, что изменение индекса часто сопровождается экологическими проблемами, а также тем, что расширение прав и возможностей способствует улучшению уровня жизни. Также доклад показывает взаимосвязь между устойчивостью развития страны и равенством возможностей каждого его гражданина.
Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным ООН, в 2009 г. наивысший среди российских регионов ИРЧП наблюдался у Москвы — 0,964 (что сопоставимо с такими странами, как Норвегия, Австралия, Нидерланды), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,732 (сопоставим с Грузией, Украиной). Также в первую тройку в 2009 г. вошли город Санкт-Петербург (ИРЧП = 0,904), Тюменская область (ИРЧП = 0,882). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как для Московской и Ленинградской областей занижен. Такая ситуация складывается из-за того, что отдельная часть ИРЧП рассчитывается как отношение студентов вузов к общему числу учащихся. Однако значительная часть студентов данных областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования — 1,083, для Санкт-Петербурга — 1,020).
Регионы Приволжского федерального округа занимают большой диапазон по индексу развития человеческого потенциала. Так в 2009 г. Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации. В Татарстане ИРЧП = 0,864, что сопоставимо со странами с очень высоким уровнем человеческого развития Чешской Республикой (0,865) и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (0,863).
Большинство же регионов ПФО относится к диапазону ИРЧП 0,788-0,831, что вполне сопоставимо с такими странами, как Венгрия, Польша, Литва и др. По данным ООН в Приволжском федеральном округе в 2009 г. Республика Мордовия занимает 41 место в общем рейтинге . Республика Мордовия за период 2005-2009 гг. поднялась с 48 места (ИРЧП = 0,738) до 41 места (ИРЧП = 0,809) или на 7 мест, что является положительной тенденцией. Средняя продолжительность жизни в Мордовии составляет 69 лет. Республика Мордовия по индексу человеческого развития сравнима с такими странами как Португалия и Литва.
За 1996-2011 гг. ИРЧП в 10 субъектах ПФО из 14 увеличился, в одном остался на том же уровне, а в 3 снизился (таблица). Наибольшее увеличение выявлено в Республике Марий Эл (на 25,15 %), Пензенской области (+ 18,99 %), Республике Мордовия (+16,36 %), Кировской области (+ 15,33 %), Удмуртской Республике (+14,44 %), Чувашской Республике (+13,46 %) (таблица 1).


Таблица 1. - Индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в нем в 1996-2011 гг.


Регион

Отклонение 2011 г. от 1996 г.

Отклонение 2011 г. от 1997 г.

Отклонение 2011 г. от 2000 г.

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Российская Федерация

Чувашская Республика

* Новая методика 1997 г. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru. - заглавие с экрана


По РФ прирост значения ИРЧП за 1996-2011гг. составил 9,49 %. Можно сказать, что 6 субъектов из 14 смогли повысить ИРЧП за 1996-2011 гг. на уровне выше среднего российского прироста.
Как показывают данные таблицы в 1997-2011 гг. по России индекс возрос на 0,119 пункта. На территории ПФО за данный период выявлено увеличение индекса по всем 14 субъектам, однако не один субъект не смог увеличить свой ИРЧП на уровне средне российского значения. За период 2000-2011 гг. в таких субъектах как Республика Марий Эл, Пензенская область и Саратовская область рост превышал средне российское значение и составил за 11 лет соответственно 0,095, 0,094 и 0,092, т.е. выявлены регионы-лидеры по росту индекса. В остальных 11 регионах рост индекса не превышал среднероссийское значение.
Выявлены изменения места каждого региона по развитию ИРЧП в ПФО. За 1997-2011 гг. Так значительно повысился ИРЧП и соответственно улучшилось место в таких субъектах как: Удмуртская республика индекс возрос с 0,728 до 0,840 или на 0,112 пункта (место улучшилось с 10 в ПФО до 5). На втором месте по росту индекса находится Оренбургская область (индекс возрос с 0,743 до 0,853 или на 0,110 пункта (место улучшилось на 4 пункта). Третье место по росту занимает Пермский край (индекс возрос с 0,737 до 0,841, место улучшилось на 3 пункта).
За 2000-2011 гг. Оренбургская область поднялась с 4 места на 2 место в ПФО, Пермский край поднялся с 6 места на 4 место, Саратовская область поднялась с 10 места на 8 место. Поднялись на 1 место Чувашская Республика (с 11 на 10 место), Пензенская область (с 13 на 12 место), Нижегородская область (с 8 на 7 место). Такие регионы как Республика Мордовия снизилась на 4 места (с 7 на 11 мест), Самарская область на 3 места (с 3 на 6 место), Республика Башкортостан на 1 место (с 2 на 3 место), Кировская область на 1 место (с 12 места на 13 место).
Итак, в 2000-2011 г. первое место в ПФО среди регионов-лидеров по индексу занимает Республика Татарстан (что еще раз подтверждает сбалансированное развитие человеческого потенциала в регионе). На втором месте в 2000 г. была Республика Башкортостан , а в 2010-2011 г. на второе место поднялась Оренбургская область. Третье место в 2000 г. занимала Самарская область, а в 2011 г. Республика Башкортостан. Рассмотрим индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в РФ в 1996-2011 гг.
На протяжении последних двух десятилетий Россия находится в условиях постоянного реформирования. По данным статистически исследований реформы так и не привели к значительному улучшению жизненных условий населения, как в экономическом, так и в социальном аспекте. Населения Россия по жизненному уровню вернулась к дореформенному периоду, а по некоторым показателям ситуация даже ухудшилась. Российское население, к сожалению, сегодня продолжает сокращаться. на каждые 100 рожденных младенцев в 2003 г. умирали 173 чел., К 2050 г. по самым оптимистичным прогнозам население России сократится до 102 млн чел., а по более пессимистичным - до 77 млн чел. Вышесказанное заставляет задуматься о том, насколько Россия будет способна контролировать свое географическое пространство уже через несколько десятков лет.
По данным Московского центра Карнеги, ситуация в здравоохранении тревожная, т.к. лишь треть россиян считают себя здоровыми людьми, еще треть россиян страдают от хронических заболеваний, часто болеют 40 %. Две трети российских детей больны, и этот факт означает угрозу воспроизводства нездорового населения. Вновь начали распространяться болезни, которые в СССР были ликвидированы, среди них чума и туберкулез, страна так же оказалась на грани эпидемии СПИДа. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Именно для развития человеческого потенциала в 2005 г. было принято решение о введении приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации.
Основными приоритетами региональной политики в условиях становления инновационной экономики должны быть следующие.
1. Переход от экспортно-сырьевой экономики к инновационной как способ преодоления зависимости благополучия регионов от наличия природных ресурсов.
2. Опережающие инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и развитие человека.
3. Сбалансированное распределение социальной ответственности между государством, бизнесом и населением при ведущей роли государства в обеспечении минимальных социальных гарантий и взимании части природной ренты на реализацию крупных социальных программ.
4. Создание условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать себе социально приемлемый уровень жизни самостоятельно, что могло бы существенно снизить социальную нагрузку на бюджет. При этом принципиальное значение имеет значительное повышение оплаты труда, обеспечивающее достойный уровень жизни населения.
5. Увеличение количества высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест и мотивированности населения к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда вследствие расширения инновационного сегмента региональной экономики.
Инновационная экономика, как деятельность по созданию и внедрению принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, нового качественного уровня образования, свойств человеческого потенциала. В свою очередь, добиться развития человеческого потенциала, повышения качества жизни населения можно только перейдя к более активному внедрению инноваций, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы российской экономики.
Список литературы
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru . - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. - 202 с.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.
Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана
Катайкина Н.Н. развитие человеческого потенциала как условие формирования инновационной экономики региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 1. С. 65-73.

Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана

Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.

Предыдущая

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это «совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» (Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А.)

Составляющие человеческого потенциала :

    Физическая – характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья.

    Интеллектуальная – включает в себя уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт.

    Нравственная – это объединение нравственной системы и возможностей ее реализации в среде. Он является моделью, с помощью которой человек представляет свои намерения в отношении полезности собственной деятельности для потенциала своей среды; основной характеристикой такой модели является способность приносить пользу (наносить вред) среде деятельности.

    Профессиональная – представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Качественные характеристики потенциала включают целый ряд параметров:

    уровень жизни,

    грамотность,

    образованность,

    здоровье,

    нравственность,

    творческий потенциал,

    активность.

Феномен человеческого потенциала обладает следующими особенностями :

    Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

    Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

    Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

    Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее других потребностей. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним относятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т. п. От того, насколько полно удовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Другая группа потребностей - потребности развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д.

2. Субъекты и механизмы обеспечения воспроизводства человеческого потенциала и профессионального потенциала, как его важнейшей составляющей. Особенности профессионального потенциала работников туристской индустрии.

Отличительной особенностью субъекта является то, что им могут выступать только люди (социальные элементы, сотрудники организации). Относительно субъекта менеджмента можно отметить, что только в рамках организации человек (или группа людей) могут быть субъектами менеджмента.

Механизм обеспечения воспроизводства человеческого потенциала состоит из трех фаз:

    на первой фазе в денежной форме происходит создание условий для производства потенциала (за счет бюджетов всех уровней);

    на второй фазе – как результат предоставления образовательных услуг;

    на третьей происходит реализация интеллектуального потенциала, в результате чего происходит создание условий для его производства, таким образом, он принимает свою первоначальную денежную форму.

На предприятии главное – работник, поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале и т.п.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала; организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала и т.п.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами и т.п.

Подсистема обеспечения оптимальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение соответствия требованиям психофизиологии труда; соблюдение соответствия требованиям технической эстетики, охраны труда и окружающей среды и т.п.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации; введение в должность и адаптацию новых работников; организацию рационализаторской и изобретательской деятельности; реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения и т.п.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового коллектива; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибылях и капитале; разработка форм морального поощрения персонала и т.п.

В индустрии туризма к сотрудникам предъявляют разнообразные требования, которые можно объединить в две группы.

1. Профессиональные требования:

    теоритическая подготовка в профессиональной сфере;

    практические навыки работы в профессиональной сфере;

    знание иностранных языков;

    навыки со специализированными компьютерными программами;

    навыки речевой коммуникации, ведения переговоров;

    навыки управления конфликтами;

    знания и практические навыки в области маркетинга и техники продаж;

    знания и практические навыки в области менеджмента и самоменеджмента;

    знание законодательных актов, касающихся профессиональной сферы деятельности.

2. Личностные характеристики:

    ориентированность на потребности клиента;

    коммуникабельность;

    нацеленность на результат деятельности;

    нацеленность на изменения (гибкость, ситуативность поведения);

    постоянное рационализирство (стремление улучшить бизнес-процессы в компании);

    стремление к саморазвитию, профессиональному росту;

    личная дисциплинированность;

    стрессоустойчивость;

    умение работать в команде.