Исследовательская работа "карманные деньги". Когда давать карманные деньги ребенку

Авторы таких бестселлеров, как "Богатый папа, бедный папа", "Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер" утверждают, хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Первые результаты, полученные еще в 60е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между "покупательскими навыками" и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.

Сколько денег получают дети в западных странах?

Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд евро в год.

Немного статистики

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи? Как ни странно, дети, которых выращивает один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно "традиционных", семей, где работает только . Если же школьник недоволен слишком маленьким "пособием" от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию "карманные деньги", чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Перейдем теперь от статистики к практике. Попробуем предложить вашему вниманию несколько простых советов о том, как организовать денежный поток от вас к вашему ребенку.

Когда и как выдавать детям карманные деньги

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги - зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям . Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Исследователи еще около 20 лет назад установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег.

Большинство родителей "постарше", на наш взгляд, справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: "Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех".

На Западе дилемма "платить за помощь по хозяйству или не платить" обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может "заработать" еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

  • Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
  • Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
  • На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
  • "По какому курсу" выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его "особого положения".
  • Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
  • Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их "на ластик, линейку и глазированный сырок", это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.

В Европе педагогический "мейнстрим" считает, что когда дети копят деньги - это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Вообще с 10 лет, по мнению европейцев, дети должны начинать знакомство с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках, и т.д. При этом большинство родителей разрешает подросткам заводить собственную дебитную карту с 18 лет.

Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, "в несколько траншей", чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.

А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Счастье не в деньгах...

А в их количестве? В общем, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто - любящая семья с братьями и сестрами. Даже если отец потерял работу, то его ребенок-тинейджер, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.

А вот говорить детям: "Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?" не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные - купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, - но от этого не менее значимые.

Карманные деньги у подростков

Существует всеобщий закон, по которому подросткам "всегда всего мало". "Мам, мне нужно 100 рублей, мы с ребятами договорились пойти сегодня в Макдоналдс". Исследователи утверждают, что подростки округляют сумму в большую сторону, когда им нужны деньги, но при этом всегда забывают принести сдачу.

Маркетологи знают, что школьники обычно обладают даже большими суммами на карманные расходы, чем их родители. Не случайно индустрия рекламы так серьезно относится к продвижению на рынок "молодежных" товаров - газированных напитков, шоколадных батончиков и прочей необязательной ерунды. Так что переходный возраст у детей это затратное время для родителей.

Подростки стремятся к независимости. Поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если ваш ребенок учится в старших классах, его личные деньги могут включать в себя расходы на развлечения. Может быть, вы позволите ему покупать себе что-то из одежды. Конечно, от первой попытки успеха ждать не приходится, но когда-то начинать все равно придется, не правда ли?

Объясните тинейджеру, что бюджет семьи не резиновый, и что деньги "из ниоткуда" не возникают. Поговорите о том, что фирменная этикетка (дизайнерский лейбл) увеличивает стоимость одежды в несколько раз, не всегда пропорционально ее качеству. Покажите, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму "на будущее".

Впрочем, наши слова не так влияют на детей, как наши поступки. Если мы в присутствии ребенка перед друзьями хвастаемся "этим чудесным костюмом от такого-то дизайнера", вряд ли наши призывы к экономии будут иметь вес. Вообще статистика говорит о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как "транжира", "скряга", "шопоголик", "филантроп") определяет отношение к деньгам их отпрысков.

Можно устроить ребенку "испытательный месяц". Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, "подножный корм", мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. И "отпустите поводья" на какое-то время. Впрочем, хорошо бы за чадом вполглаза присматривать.

Первая зарплата

Деньги, заработанные собственным трудом, у наших детей появляются позже, чем на Западе. Российский старшеклассник в свободное от школы время скорее будет корпеть над учебниками или заниматься с репетиторами, чем развозить пиццу или стричь соседские газоны. Слишком велика в нашей стране "цена вопроса" поступления в ВУЗ с первой попытки. Поэтому про личные заработки старшеклассников говорить не будем, а перейдем к студентам.

Предположим, наши дети благополучно преодолели экзамены в институт и начали совмещать учебу с работой на неполный день. Настало время принять решение, будет ли заработок тинейджера играть свою роль в семейном бюджете? Будем ли мы забирать часть денег "на еду и квартплату"? Или оставим всю сумму подростку "на развлечения, транспорт и мобильник"?

В любом случае полезно помнить - это, в общем, не наши, родительские, деньги. Эти деньги принадлежат нашему ребенку. Вполне вероятно, что наше чадо пойдет и накупит на всю получку сигарет или компакт-дисков (не самый плохой вариант), а мы никак не сможем это контролировать. Здесь проявятся результаты всего предыдущего , в сочетании с подростковым максимализмом и бунтарским духом. Но мы сделали, что могли и теперь будем надеяться, что со временем все стабилизируется.

Обсуждение

у меня противоречивое отношение к карманным деньгам. С одной стороны - проездной куплен, деньги на карточку для питания в школе закинуты - и зачем тогда деньги?
С другой стороны возникает это вечное "а вот у всех есть". с третьей стороны - нет наличных денег, нет чипсов и колы)) я прямо-таки теряюсь...

06.09.2004 16:44:50, ольга

Про Германию - ЧУШЬ. Дают 3-5 евро в неделю школьникам. Это наиболее разумная сумма, мы тоже к ней пришли (3 евро, если ребенок тратит это только на удовольствия, чуть больше, если он должен еще что-то себе покупать - тетради и т.д.) И по статистике, я недавно читала в журнале, это наиболее частый вариант: 3-5 евро. 10 евро в неделю 10-летнему - это, извините, только для ну очень больших миллионеров (а они обычно как раз самые скупые). Про такой циркуляр слышу первый раз, хотя, конечно, чиновники могли написать любой идиотизм - факт тот, что никто это не выполняет.

очень полезная статья, наталкивает на дельные мысли, мы как раз с толкнулись с воровством у племяшки, потому что во вдоре у девочек были деньги, а ей не давали... исправились - тырить перестала. И сейчас разруливаю ситуацию когда 8летний мальчик делает дома все строго за деньги - надеюсь разрулим, лишь бы у родителей хватило мудрости и выдержки.

Комментировать статью "Карманные деньги"

У нас дочка как раз сейчас уехала по обмену во Францию, карманные деньги мы ей с собой выдали, кормежка и походы по достопримечательностям за счет принимающей стороны.

Обсуждение

Добрый вечер! Также участвуем в школьном обмене с Германией. Немцы гостили у нас в апреле. Сейчас моя дочь в Германии. Восторг полный с обеих сторон. Если интересно, напишите в личку. Подробно расскажу Вам, как мы принимали немцев, куда водили, и все что связано с оплатой.

Ничего не надо, разве что помочь с обменом - я пыталась снять с немецкой карточки, в 5 автоматах (включая Райфайзен, на который у меня была особая надежда) - не получилось:(
в итоге получилось только в Сбербанке, и меньшую сумму, чем было надо

карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд но смысл карманных денег совсем не в этом.

Обсуждение

карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд
но смысл карманных денег совсем не в этом

карманные деньги это определенная сумма которая регулярно поступает в распоряжение ребенка, например по 100 руб в неделю (ну или любая другая)
те ребенок получает как бы зарплату) просто так, на свои хотелки и волен тратить их по своему усмотрению и знает когда поступит следующая сумма

деньги что дарятся, приносятся феями), даются на школьные и прочие нужды назвать карманными не совсем правильно

так вот, мои дети по настоящему карманных денег не имели
разовые акции не в счет)

младшего так же примерно собираюс воспитывать)

с определенного возраста дети начинали подрабатывать на свои хотелки
а до этого, как и у большинства присутствующих, были просто деньги на нужды, дареные и тд

Я еще никому карманных денег не давала. Даже старшей. Ей 8 лет. А зачем? В школе садике кормят. А в остальных местах дети с родителями. Я куплю сама все что нужно. Деньги дарят иногда бабушки. Дети сами выбирают что на них купить. Но вот карманных нет.

Опять про карманные деньги (UPD). Дети и родители. Подростки. 2. Что в сумму карманных входит? Перекусы, обеды - это понятно.

Обсуждение

я не пример, т.к. чекнутая мамка
даю нал раз в неделю + у моего кредитка
включаю, карточку, маршрутки, поесть 2 раза в день, покупка воды, кино, развлекухи,девушки (оплатить за них киноху), спортпитание, и вообще расходы на спорт и на дайвинг.
теперь еше даю ему деньги на одежду (все себе покупает сам) + сын стал покупать продукты в дом. т.к. у меня болит спина и мне тяжело носить.
но мне удобно, я по смс от банка вижу что он купил. и если эти расходы мною не санкционированы, то это будет списано с выдачи налички.
а еще сын сам себе покупает учебники, канцелярию...дав вообще он себе все сам покупает. если суммы большие, то оговаривает покупку со мной

Стипендию не получает. Но подрабатывает. Немножко, 2 раза в неделю по полдня в Маке. Из них оплачивает себе проездной, телефон и прочие хотелки. Могу позвонить и попросить по дороге домой купить хлеб. Эти 35 рублей я ему не компенсирую.
Какой-то фиксированной суммы не даю. Если озвучивает свои нужды - решаем вопрос. Типа - сводить девушку на концерт. Одежду-обувь покупаю, естественно, сама.
А так - собираюсь на работу, в кармане с вечера пара сотен рублей - зайду в его комнату, положу на стол.)) И сколько мы с мужем и дед ему так в месяц подкидываем - понятия не имею.))

Мне раньше очень интересно было как заработать в интернете.перелопатила все сайты.но вот что интересно.все предлогают малюсенький процентик от всего.потом я нашла очень интересную статью, с первого раза не обратила внимание, но потом решила изучить эту тему.оказывается можно зарабатывать в интернете и очень много.только нужно знать как.вот об этом я и узнала на сайте который вставила по ссылке ниже.желаю тем, кто действительно хочет чегото добиться успехов.надеюсь вы поймете то, что поняла я...

1. От предварительного заказа отказаться нельзя 2. Срок предварительного заказа 2 недели минимум 3. Гарантии, что разыскиваемые позиции точно найдут нет. Игра в рулетку. 4. Обязательная предоплата. 5. Предварительный заказ оформляется отдельно от остальных позиции. 6. Обязательно нужно указывать максимальную дату ожидания. (если после неё не найдут - возвращают деньги) Был неприятный случай с семьянкой, она отказалась от предварительного заказа, чего делать нельзя и был запрет на...

Пока Мыльная снизу ржет над батарейками - спрошу еще про карманные деньги - ИМХА не нужны они в стольнежном возрасте.

Обсуждение

Школьнику деньги наверное все таки нужны. Мало ли-сока захочет попить или не наестся стандартной кормежкой и булочку захочет. Я своему даю на проезд немного больше чем надо, сдачу себе оставляет на мелкие расходы и на то чтобы после бассейна чего-нибудь погрызть купил.

Нет, нету. А зачем?

Тратить их ему без меня негде.

Ему дарили пару копилок - не прижилось.

Видать нет пока у него потребность в личных деньгах.

Расскажите, даете ли вы детям карманные деньги, если да, то сколько, если нет - то почему)) И как материальное "вознаграждение" связано с успехами ребенка в школе...

Ребенок и карманные деньги – вот камень преткновения между лагерями поклонников и противников идеи. Между тем, ее поддерживают психологи, утверждая, что таким образом удается воспитать в подрастающем поколении грамотное и ответственное отношение к финансам. Главное, не использовать деньги в качестве поощрения или заменять ими воспитание.

Зачем ребенку карманные деньги?

Традиционное мнение

До недавнего времени считалось, что вплоть до совершеннолетия или хотя бы подросткового возраста, дети не должны даже задумываться о наличии денег. В противовес родителям они не смогут с полной ответственностью распорядиться наличными, превратятся в избалованных, капризных потребителей.

А вот во взрослом возрасте можно и нужно работать, зарабатывать и взваливать на себя ответственность за собственных детей. Таким образом, происходит движение по спирали, обеспечение подрастающему поколению безоблачного детства.

Плюсы современного подхода

Психологи и поклонники современного воспитания считают, что человек превратится в самодостаточную личность, добьется больших успехов, освоив культуру обращения с деньгами еще в детстве. Ему не будет так сложно самоутвердиться, чувствуя твердую почву, зная о понятиях бытового финансирования то, в чем его ровесники только начинают разбираться.

Наличие собственных денег помогает частично искоренить ощущения:

  • жадности;
  • зависти;
  • зависимости;
  • второсортности.

Утверждения каждой из сторон имеют несколько сильных и слабых сторон. Конечно, можно откликаться на каждое пожелание отпрысков, не потакая, однако, излишним капризам. Но так родители могут попутно культивировать чувство обиды, которая сохранится на десятилетия, и привычку ждать решения проблем со стороны.

Наличие собственных денег, количество которых регулярно пополняется, способно сотворить самостоятельную личность. Хотя нужно подготовиться к тому, что в первые несколько раз они будут очень быстро потрачены. Воспитательный эффект достигается только в том случае, если отец или мать ответят твердым «нет» на все требования, плаксивые просьбы получить дополнительную сумму до ранее оговоренного срока.

С какого возраста можно давать ребенку карманные деньги?

  • Согласно советам психологов, к деньгам детей нужно приучать с детсадовского возраста . Малыш не может оценить ценность товарно-денежных отношений, но если у него есть красочная копилка, куда периодически откладывается несколько монет на приобретение желанной игрушки – это первый и достаточно серьезный шаг.
  • Ученику младших классов просто необходима некая сумма, которой он сможет распоряжаться самостоятельно: покупать обед, платить за проезд. Новые правила социальной среды, в которой оказался малыш, требуют развития самостоятельности, умения позаботиться о себе те несколько часов, пока он в школе. Даже если питание у младшеклассника происходит по талонам, предоплате, он сможет приобрести булочку, шоколадку, отложить на приобретение понравившейся вещи.
  • Родители подростков не должны даже задумываться об уместности карманных денег. Это уже почти взрослый человек со своими интересами, кругом общения, наличием симпатий к противоположному полу. Чтобы провести интересно время, пообщаться, сводить на свидание девушку и даже совершенствовать свое , ему нужна определенная сумма.

Чтобы проверить, насколько ответственно относится ребенок к деньгам, нужно незаметно присмотреться как быстро и на что он их тратит. В данном вопросе не стоит давать непрошеные советы, слишком настойчиво навязывать свое мнение. Так собственный опыт не выработается, диктаторскими замашками родители только потешат свою авторитарность.

Как часто и сколько денег давать ребенку на карманные расходы?

В зависимости от возраста, дети по-разному воспринимают течение времени. Ученик начальных классов посчитает календарный месяц ужасно долгим, для него даже неделя – значительно большой временной отрезок. Да и с деньгами, выданными на 30 дней, хорошо распорядиться он не сможет, посчитает неисчерпаемой суммой и потратит на протяжении недели.

В данном случае хорошо срабатывает принцип выдачи в прямой зависимости от возраста, уменьшая частоту по мере взросления. Малышам, начиная с ежедневного финансирования, и до одного раза в 2–4 недели у старшеклассников, позволяя создавать и распоряжаться собственным бюджетом.

Определяя размер суммы, необходимо ориентироваться на следующие факторы:

  1. Финансовые возможности родителей.
  2. Необходимые расходы ребенка, его возраст.
  3. Наличие затратного, но полезного хобби.
  4. Средняя сумма, которую получают его друзья.

Важно, чтобы размер выдаваемой суммы не зависел от помощи по дому, школьных оценок, хорошего поведения, гиперопеки, а также сиюминутного настроения отца или матери. Даже если финансовое состояние семьи очень хорошее, не нужно без причины увеличивать сумму, ведь задача состоит не только в том, чтобы обеспечить свое чадо, но и научить его с умом тратить, планировать бюджет, относиться с уважением к заработанным деньгам.

Когда не стоит раскошеливаться?

  • Нельзя приступать к выплатам, не оговорив заранее несколько правил, которых обязательно нужно будет придерживаться. «Взрослый» разговор поможет создать более дружественные общения, приобщит к миру родителей. Но если ребенок отличается некоторым инфантилизмом, деньги его могут испортить.
  • Не следует выплачивать карманных денег, если дети не вполне осознают, откуда берется заработная плата, чем занимаются родители. Проблема типичная не только для богатых семей, но и тех, где родители экономят на себе, на питании, готовы оформить кредит ради мимолетом высказанного желания сына или дочери.
  • Неготовыми к самостоятельному планированию бюджета оказываются и неуправляемые дети. Если ребенок не видит плохого в краже, частых нарушениях данного слова, непослушании, вряд ли он захочет копить, продуманно распределять полученную сумму. Скорей всего он ее просто потратит, и будет считать себя правым.

Давать ли ребенку деньги? В каких количествах? Нужно ли отслеживать на что чадо тратит финансы? Все это и другие интересные моменты рассмотрены в статье.


Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?

Зачем детям могут понадобиться деньги

По статистике большинство родителей не понимают для чего и зачем давать деньги детям на карманные расходы. Для школы и других секций всегда все покупается заблаговременно. На проезд в общественном транспорте выдается строго копейка в копейку. Но психологи считают, что детям необходимо выделять небольшие суммы для личных расходов.
В дошкольном возрасте детям может захотеться купить что-то из вкусностей по пути в школу или из школы. Возможно, понадобится новая ручка или карандаш. А кто-то из ребятишек захочет порадовать любимую маму открыткой, купленной на сэкономленные карманные финансы.
Как показывает опыт, дети в возрасте 7-10 лет чаще всего копят монетки и купюры. Это показывает их стремление к появлению новой игрушки.
На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют. Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть. И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.
Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.
Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста



Сколько давать карманных денег ребенку? На этот вопрос нельзя ответить конкретно.
Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.
  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю
Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.
Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам



Отношение детей к деньгам закладывается в 2-3 года. Когда малыши начинают играть в «магазин», они изучают что такое цена, сдача и прочие термины.
Как сформировать правильное отношение малыша к финансам?
Советы родителям:
  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность
Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.
Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете



Зачастую родители не могут или не хотят повышать еженедельное пособие своим детям. У ребят появляется желание заработать для себя немного денег. Взрослые не должны мешать таким порывом. Лучшая их позиция – помощь.
Интернет позволяет иметь дополнительный заработок. Но как ребенку заработать деньги в интернете?
Вот пара вариантов:
  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит. Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам. Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.
Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания. Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео:

Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Карманные деньги

На уже есть статья, где упоминались карманные деньги для детей - , но время идет, хочется пополнять сайт максимально полезными статьями. Поэтому я обратилась за советами к профессиональному психологу. Рада, что он заодно упомянул несколько реальных примеров из практики, которые надеюсь помогут родителям избежать тех же ошибок.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

В каждой семье рано или поздно возникает вопрос — как дети и деньги, которые необходимы на их обеспечение, должны сочетаться? Ведь родители и так тратят значительные суммы на одежду, еду, развлечения детей, так давать ли ребенку еще и карманные деньги? Не повлечет ли это за собой негативные последствия в будущем, особенно, если сумма карманных денег превышает возможности семьи?

Сразу договоримся, что речь пойдет только о детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть примерно с 5 до 11 лет. Почему о детках раннего возраста нет смысла говорить надеюсь понятно: они не знают ценности денег. Это просто блестящие кружочки и разноцветные бумажки, которыми тоже можно играть.

Товарно-денежные отношения непонятны малышам, хотя некоторые психологи и склонны считать, что и в этом нежном возрасте уже можно что-то объяснять из разряда «мама зарабатывает деньги, чтобы тебе покупать …». Некоторые детки даже делают серьезный вид, будто понимают, что такое «зарабатывать» и «покупать», но на самом деле понимания как такового нет, есть игра в понимание. Ситуация в целом безвредна, хотя и неоднозначна. Ведь родители то по-настоящему считают, что дети вникли в их взрослые проблемы, прониклись и потому отношение к детским просьбам купить что-либо становится более рациональным.

Вы, вероятно, часто слышите слова «ты же сам понимаешь, что эта игрушка одноразовая. Мы деньги потратим, а толку никакого». И родители свято верят, что малыш их понимает! На самом деле еще одна детская просьба остается неудовлетворенной, поскольку родитель оценивает игрушку с точки зрения нужности и целесообразности, а малышу просто нравится конкретно эта игрушка, больше за просьбой не стоит никаких резонов.

Малыши не воспринимают отношения взрослого мира и деньги адекватно. Они всего лишь копируют эти отношения, играют во взрослых, играют так серьезно, что сами пугаются последствий.

Пример из практики: Малыши играют во дворе в догонялки. Мальчик-ведущий догоняет девочку, пятнает ее рукой и при этом нечаянно пачкает кофточку грязной ладошкой. Девочка кричит, что он испачкал ей новую кофточку, которую папа купил за ТЫСЯЧУ (!) рублей! Мальчик в страхе убегает со двора, и в ужасе ждет прихода страшного папы девочки, ведь тон, которым малышка сказала о «тысяче рублей» испугал его куда больше, чем сама озвученная сумма. Разумеется, папа не пришел, и разборки не было, но мальчик и в школьном возрасте отказывался брать на себя решение каких-либо проблем, связанных с деньгами.

Простая ситуация, а отзвук прошелся по всему началу школьной жизни ребенка, и это лишь малая толика того, что родители нечаянно или чаяно делают, когда пытаются двухлетней крохе объяснить ценность денег через стоимость вещей/игрушек, которые покупают. Примерно до 5-6 лет дети воспринимают родителей и любых взрослых, как реальный источник «дохода», с помощью которого они могут получить разные блага в виде игрушек, сладостей, развлечений. Деньги, как промежуточная фаза этих отношений фигурирует в качестве некой нереальной субстанции. Так есть ли смысл говорить о деньгах на карманные расходы для дошколят?

Можно конечно подарить малышу копилку, и лучше прозрачную, чтобы было видно, что в копилке лежат монетки, как они туда падают, как их становится больше. Но ценности им это не прибавит, поскольку волей неволей придется контролировать расход монеток из копилки. Другое дело, когда ребенок сам ставит себе цель: для чего ему нужны эти скопленные деньги? Но, согласитесь, сложно представить, что в 2, 3 и даже в 4 года малыш столь рационален в выстраивании и реализации сложных денежных схем. Он будет просто тратить деньги на кажущуюся взрослым ерунду, которую тут же раздаст приятелям во дворе.

Когда карманные деньги становятся реально нужны детям?

В беседах с психологом озабоченные родители с удивлением вспоминают, что сами почувствовали необходимость собственных неподконтрольных взрослым денег ближе к школьному возрасту. Достать из кармана кошелек, вынуть бумажную купюру и купить в школьном буфете кусок пиццы – это шикарно, это производит эффект, что ты богат, а, значит, с тобой нужно «дружить». Именно поэтому нельзя четко сказать, нужны ли карманные деньги младшеклассникам, хорошо это или плохо. Могут быть карманные деньги, и от этого может быть и хорошо, и плохо. Могут, не быть – и все точно так же. Суть ведь не в том, есть ли карманные деньги или нет, суть всегда во взрослых...

Пример из практики: Мальчик, 1 класс, карманных денег не имел, из маминого кошелька брал небольшие суммы — 50, 100 руб., чтобы она не заметила. Деньги тратил на всякую мелочевку — от чупа-чупсов и точилок до трансформеров в «фикс прайсе», которыми щедро одаривал одноклассников. Причиной же было желание таким образом наладить отношения с ними, а вызвало такую реализацию общения низкая самооценка и коммуникативная некомпетентность (детский сад мальчик не посещал). Ругать сына мудрая мама не стала. Она предложила сыну чаще приглашать в гости одноклассников, записала сына в секцию хоккея. И здесь очень пригодились средства из копилки, подаренной когда-то давно и пылившейся в шкафу – шлем мальчик выбрал себе сам, поскольку к новой хоккейной форме совсем не подходил старый шлем старшего брата-студента. Теперь мальчик копит на что-то другое, но иногда берет из своей копилки деньги сам на подарок другу, маме. Хотя к 1 сентября деньги на подарок учительнице не дал – и что это? Скупость или рационализм? Покажет только будущее, в котором мнение родителей учитывается, но не является решающим.

Карманные деньги: за и против

Появление денег у ребенка можно объяснить только двумя причинами, и обе хорошо известны — подарки и подработка.

Подарки (денежные) на день рождения и другие праздники . Они становятся все популярнее. Родственникам, которые мало общаются с ребенком, сложно угодить ему каким-то реальным подарком. Поэтому небольшая сумма дарится с напутствием «сам купи себе, что хочешь», а денежка покрупнее вручается в конвертике маме на необходимые нужды.

Вообще, родители часто не дают денег на карманные расходы детям начальной школы, считая это излишним баловством, ведь «все равно потратит на всякую чепуху». А ведь весь смысл карманных денег ребенка именно в том и состоит, чтобы научить его распоряжаться своими финансами самостоятельно. Потратил на «фантики» — не хватит на исполнение мечты. Главное, ни в коем случае не добавлять деньги на покупку из своего кошелька! Его желание – его мечта – его средства – его гордость, что может сделать сам.

Пример из практики психолога реабилитационного Центра: Девочка, 1 класс, карманных денег не имела. В семье сложное материальное положение: мама работает в двух местах, при этом еще моет полы в своем подъезде. Алиментов нет, поскольку мужчина даже не записан отцом в свидетельстве о рождении. Девочка очень хотела куклу-фею и домик для нее, поэтому она вытащила из кошелька учительницы 2 т. руб., купила куклу и утварь, тайно играла. Девочку выдала подруга, которой она похвасталась куклой. Разборки в школе, дома. Мама отдала 2 тыс. учительнице, но отношения с дочкой испортились. К психологу обратились, поскольку дочка полностью отказалась ходить в школу, говорить с мамой, не выполняла никакие, даже малые, требования по дому. Фрустрированная потребность в общении с мамой обернулась отказом от активности в общении со всеми. После долгой работы с психологом с девочкой удалось договориться. Выработали компромиссное решение: дочка «отработает» отданные мамой деньги, помогая ей убираться в подъезде. Долгое время девочка вообще отказывалась брать какие-либо деньги даже для передачи учителю на школьные нужды. Подруг нет.

Заработанные деньги – это сложнее в нашей стране, но тоже возможно (см. вышеприведенный пример о решении проблемы с долгом).

Пример из практики: Отец обратился с проблемой: 10-летний сын регулярно крадет мелкие деньги из кошельков домашних. Причем пытался «почистить» кошелек даже старенькой любимой бабушки. Берет только мелкие купюры, монеты. После разоблачения выяснилось, что мальчик покупает на ворованные деньги чипсы, газировку, календарики, лизунов и пр. Объяснил мальчик это так: «Все ребята покупают, а у меня никогда нет денег. Меня начали дразнить «нищебродом», вот я и стал брать у вас деньги, мне же нужны деньги, у всех есть, а у меня нет. Мне было стыдно сказать, что родители не дают карманные деньги, ведь у меня есть такие игрушки, которых ни у кого из класса нет». То есть мальчика не интересовала покупка еды в школьном буфете, как говорят защитники «за» карманные деньги у детей. Его заботило только мнение одноклассников о нем. Отец сказал, что ему вообще не приходило в голову, что сыну нужны свои деньги, ведь ему все покупают, все, что он скажет. У отца есть небольшое предприятие по производству пластиковых изделий для домашних животных. Он предложил сыну «поработать» уборщиком, и теперь мальчишка честно зарабатывает тем, что метет полы после рабочей смены. Он поставил только одно условие: чтоб никто из ребят не знал, что он воровал деньги у родных.

Давать ли ребенку карманные деньги?

Вероятно, вывод уже ясен: в каждой семье вопрос решается индивидуально. Но есть некоторые общие правила, которым лучше следовать:

  1. Дошкольникам деньги давать бессмысленно: потеряют, поиграют, раздарят и прочее, что свидетельствует о незрелости понятийного аппарата в силу малого возраста.
  2. Количество карманных денег не должно зависеть от успехов ребенка в школе. Двойки пусть исправляет в обычном порядке, но деньги на карманные расходы все равно выдаются. Трудно это принять, но перенося ситуацию во взрослую жизнь: зарплата выдается независимо от успешности работы. Карманные деньги – это не премия, это всего лишь оговоренная заранее зарплата.
  3. Школьник должен знать достаток семьи, чтобы сумма, выданная ему на расходы, была обоснована.

Остальные условия на усмотрение родителей (контроль, целевое использование и проч.)

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно .

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

Доводы ЗА

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.

Доводы ПРОТИВ

  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно )
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание- получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!