Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела. Контроль страховых компаний

Значимость экономических и социальных последствий деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора.

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства

Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:

  • - законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
  • - установление в интересах общества и отдельных категорий его

граждан обязательного страхования;

  • - проведение специальной налоговой политики;
  • - государственный надзор за страховой деятельностью;
  • - защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

К основным функциям Федеральной службы страхового надзора относятся:

  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
    • - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
    • - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
    • - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
    • - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
    • -обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
    • - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
    • - выдачей страховщиками банковских гарантий;
    • - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;
  • 2. Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;
  • 3. Проводит аттестацию страховых актуариев;
  • 4. Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
  • 5. Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
  • 6. Выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • 7. Обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 8. Обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;
  • 9. Осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
  • 10. Дает согласие на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • 11. Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);
  • 12. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
  • 13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • 14. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • 15. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
  • 16. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 17. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  • 18. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • 19. Представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
  • 20. Участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;
  • 21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • 22. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора вправе:

  • 1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • 2. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  • 5. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 6. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  • 7. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора в Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей для всей системы страхового дела.

Сложность нормативно-правового регулирования страхования состоит в том, что страхование регулируется нормами гражданского, финансового и административного права. Чтобы не путаться в многочисленных нормативно-правовых актах, касающихся регулирования страхования, в общем, и страхового надзора, в частности, ученые проводят их классификацию.

Нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, делятся на две части - нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность (специальные).

К общим, прежде всего, относятся - Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Закон «Об организации страхового дела». В них содержатся универсальные правила регулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Именно в силу своей универсальности они тесно связаны с другими общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств.

К специальным относятся многие нормативные акты по конкретным видам страхования. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

Следует сказать о том, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования общих. Кроме того, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений, большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков, либо только страхователей, выгодо приобретателей и застрахованных.

Т.А. Федорова также правовую базу страховой деятельности подразделяет на общее и специальное страховое законодательство. Она также добавляет третью группу актов - Ведомственные нормативные документы.

В юридической литературе нормативно-правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Среди законов, регулирующих деятельность органов страхового надзора, необходимо выделить, прежде всего, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляет основные правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвящена Государственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в ней установлены основы государственного страхового надзора и урегулированы некоторые вопросы деятельности органа государственного страхового надзора.

Отдельные нормы содержатся также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.), Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и Законе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере страхования и страхового надзора подразделяются на:

  • 1. Указы Президента Российской Федерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».
  • 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Наиболее важными из них являются Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора», которое устанавливает общие положения, полномочия, организацию деятельности Федеральной службы страхового надзора; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационные аспекты деятельности ФССН, а именно, функции, численность аппарата, место расположения и некоторые другие. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации, в пункте 5 которой говорится о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. Этот акт закрепил демократические настроения в сфере страхового надзора и был положен в основу дальнейшего развития законодательства о страховом надзоре.
  • 3. Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации. Например, Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора во федеральному округу» содержит Положение о территориальных органах, которое устанавливает общие положения, полномочия и порядок организации их деятельности, а также Перечень указанных органов.
  • 4. Иные нормативные правовые акты. К ним относят Постановления Конституционного суда РФ, Приказы Федеральной антимонопольной службы и Государственного таможенного комитета и некоторые другие.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе страхового надзора, она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Тем не менее, к нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, можно отнести: Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора», Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» и др.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Методические документы не содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации. В настоящее время положение органа страхового надзора в Российской Федерации является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли шесть различных органов: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор РФ, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная службы по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора и, наконец, Федеральная служба страхового надзора. Все эти изменения ведут к поиску наилучших путей осуществления страхового надзора, опираясь на исторический и зарубежный опыт.

Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:

во-первых, важная роль страхования, как института финансовой системы государства;

во-вторых, защита интересов страхователей.

Для выполнения задач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, его осуществление должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования в целом.

Органом, осуществляющим государственный страховой надзор в Российской Федерации с 2004 года, является Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора выполняет три основные группы функций:

  • - контроль допуска на страховой рынок;
  • - надзор за текущей деятельностью субъектов страхового дела;
  • - контроль финансовой устойчивости страховщиков.

Для их реализации ФССН наделена широким кругом полномочий.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, в целях эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (Федеральная служба страхового надзора) и его территориальными органами.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Отсюда основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Субъекты страхового дела, в свою очередь, обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с действующим законодательством.Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела в РФ, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям законодательства;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных законодательством. А именно, временная лицензия может выдаваться на срок: указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года; от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в иных случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) cтрахование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Предписание дается в случае:

1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в правила страхования по видам страхования.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме. Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом об организации страхового дела в РФ.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии. При необходимости копия решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для отмены ограничения и приостановления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

1) при осуществлении страхового надзора:

в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

2) по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела – юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);

3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;

4) оригинал лицензии.

В случае неполучения органом страхового надзора вышеназванных документов до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.


Страховая деятельность, как и любая лицензируемая деятельность, предусматривает определенные публично-правовые отношения с государственными органами. Суть данных отношений заключается в государственном надзоре за страховой деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью определен гл. IV Закона о страховом деле.
Необходимость в государственном надзоре обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.
Целями государственного надзора за страховой деятельностью согласно ст. 30 Закона о страховом деле являются:
- соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства;
- предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, в том числе Закона о страховом деле;
- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
- эффективное развитие страхового дела.
Страховой надзор должен осуществляться на принципах законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле).
Органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее надзорными функциями наделена также Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.
Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:
- обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;
- добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;
- добровольному имущественному страхованию;
- добровольному страхованию ответственности;
- перестрахованию;
- взаимному страхованию.
Антимонопольному контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ. Данное требование установлено Приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков" *(82).
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Одна из основных обязанностей субъекта страхового дела - представление в орган страхового надзора необходимых документов, указанных в Условиях лицензирования. В представляемых соискателем лицензии документах должны содержаться сведения, позволяющие оценить его финансовое положение, предоставляющее ему возможность заниматься в последующем лицензируемой страховой деятельностью.
На основе анализа представленных документов орган страхового надзора должен оценить готовность соискателя к осуществлению страховой деятельности, соответствие руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела предъявляемым квалификационным и иным требованиям согласно ст. 32.1 Закона о страховом деле.
Существенным мероприятием, осуществляемым органом страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.
Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.
Очень важен контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой им отчетности, а также контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности (см.: пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Такой контроль осуществляется в трех формах.
1. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Что касается наличия законодательного или нормативного регулирования порядка проведения органом страхового надзора проверок на местах, непосредственно в страховых организациях, подобного рода нормативного акта нет. Очевидно, законодатель имеет в виду проверки, проводимые органом страхового надзора выборочно, по факту выявления нарушения, требующие комплексной и объемной проверки на месте. Подобного рода проверки могут осуществляться на основании ненормативного акта органа страхового надзора в форме решения о проведении выездной проверки субъекта страхового дела на месте.
2. Проверка достоверности, полноты и правомерности предоставляемой страховыми организациями в орган страхового надзора отчетности. Общий порядок ведения учета и отчетности страховыми организациями, а также опубликования годовых бухгалтерских отчетов определен ст. 28, 29 Закона о страховом деле. Так, в частности, п. 3 ст. 28 Закона о страховом деле прямо предписывает страховым организациям предоставлять в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленном органом страхового регулирования. Данные формы утверждены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора" *(83). В соответствии с названным Приказом установлено 15 форм отчетности, в частности, следующие:
- форма N 1 - бухгалтерский баланс страховой организации;
- форма N 2 - отчет о прибылях и убытках страховой организации;
- форма N 3 - отчет об изменении капитала страховой организации;
- форма N 4 - отчет о движении денежных средств страховой организации;
- форма N 5 - приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации;
- форма N 6 - отчет о платежеспособности страховой организации.
Объем представляемой по вышеуказанным формам отчетности определен Инструкцией, являющейся Приложением N 5 к Приказу Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н.
Кроме представления указанных форм отчетности страховые организации обязаны в соответствии со ст. 29 Закона о страховом деле ежегодно публиковать свои бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, но только после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
3. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Процедура обеспечения финансовой устойчивости страховщиков представляет собой постоянный непрерывный процесс создания и поддержания на определенном уровне необходимого денежного фонда, имеющего несколько источников формирования. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:
- экономически обоснованные страховые тарифы;
- страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;
- собственные средства;
- перестрахование.
Контрольные функции органа страхового надзора за соблюдением страховщиками своей финансовой устойчивости заключаются в удостоверении факта того, что финансовые показатели субъекта страхового дела соответствуют необходимым нормативным требованиям, установленным органом страхового надзора по тем или иным показателям. Осуществляется данный контроль путем проведения соответствующего экономического анализа финансового положения субъекта страхового дела на основе финансовой отчетности, предоставляемой в орган страхового надзора.
Одним из наиболее существенных условий, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщиков, является соблюдение последними соотношения активов и обязательств в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н *(84).
Что касается других условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика, они прямо предусмотрены ст. 25 Закона о страховом деле. В частности, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, критерии которых определяются в соответствии с Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" *(85). Структура страховых резервов и методы их расчета установлены Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н. Данная структура такова:
- резерв незаработанной премии (РНП);
- резерв убытков, в том числе:
а) резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ);
б) резерв произошедших, но не заявленных убытков (ПУРН);
- стабилизационный резерв (СР);
- резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (РВУ);
- резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (стабилизационный резерв);
- иные страховые резервы.
Собственные средства страховщиков включают:
- уставный капитал;
- резервный капитал;
- добавочный капитал;
- нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховом деле).
Размер уставного капитала страховщика должен быть полностью оплачен в размере не ниже минимального размера, который определяется умножением 30 млн. руб. на соответствующий объекту страхования коэффициент (п. 3 ст. 25 Закона о страховом деле).
В процессе осуществления контроля в необходимых случаях для уточнения финансовых показателей орган страхового надзора может направить к субъекту страхового дела своего представителя для выяснения причин выявленных недостатков и разработки мер по их устранению. Согласно Закону о страховом деле, "выдачу в течение 30 дней, в предусмотренных настоящим Законом случаях, разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями" (пп. 3 п. 4 ст. 30).
Указанные методы осуществления контроля со стороны органа страхового надзора корреспондируют с обязанностями, возложенными законодателем на страховые организации. Это следующие обязанности:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, а также информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну) (п. 5 ст. 30 Закона о страховом деле).

В страховом деле, созданном на коммерческой основе, не- обходим государственный надзор за страховой деятельностью, который осуществляется в целях соблюдения требований за- конодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, стра- ховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

1 Российский статистический ежегодник. 2004, с. 514; 2006, с. 645; 2007, с. 617.


Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации в настоящее время осущест- вляется Федеральной службой страхового надзора, находящей- ся в ведении Министерства финансов РФ.

До 1996 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган уп- равления - Росстрахнадзор . Однако за последние годы Росст- рахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ от 29 ноября 1996 г. № 1611 функции Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов РФ был образован Департа- мент страхового надзора.

№ 2 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” было предусмотрено: “Министерство финансов Российской Феде- рации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью”. Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ терри- ториальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.

На Департамент страхового надзора Министерства финан- сов РФ были возложены следующие функции:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление стра-

ховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщи- ков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;



· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес-

печением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения стра- ховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;


· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятель- ностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработ-

ка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ был вправе:

· получать от страховщиков отчетность о страховой дея-

тельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками зако-

нодательства Российской Федерации о страховании и достовер- ности представляемой ими отчетности;

· при выявлении допущенных страховщиками нарушений

закона давать им предписания по их устранению, а в случае не- выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации

страховщика в случае неоднократного нарушения им законода- тельства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

№ 314 образована Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 определены основные функции этой службы. В них сохранена преемственность деятельности бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность не- посредственно и через свои территориальные органы (ей переда- ны территориальные органы страхового надзора Минфина РФ).


Среди функций как бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ, так и нынешней Федеральной службы на первом месте обозначено лицензирование страховой дея- тельности.

Общие правила лицензирования страховой деятельности определены Законом РФ о страховании:

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, пред- ставленных в соответствии с настоящим Законом.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (да- лее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, полу- чившему лицензию.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соиска- телю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

С 1993 г. в РФ функционируют территориальные органы страхового надзора - региональные инспекции страхового над- зора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екате- ринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территори- альные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми орга- низациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, инфор- мацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.


Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность страхова- ния?

2. Какие характерные черты присущи страхованию?

3. В каких формах создаются страховые фонды?

4. В каких формах осуществляется страхование?

5. Какие виды страхования являются наиболее распростра- ненными?

6. Расскажите об организации страхования в стране в до- военный период.

7. Что такое страховой рынок?

8. Назовите участников отношений на страховом рынке.

9. Раскройте содержание договора страхования.

10. Перечислите обязанности страховщика.

11. Каковы порядок и условия страховых выплат?

12. В чем заключается сущность перестрахования?

13. Каким должен быть размер оплаченного уставного ка- питала страховой организации?

14. Какие государственные органы осуществляют надзор за страховой деятельностью в стране?

15. Какие функции выполняют органы страхового надзора в стране?

16. Назовите общие правила лицензирования страховой деятельности.


Высокая ответственность, которую несут страховые компании, и их большое количество вызывает необходимость в контроле и коррекции страховой деятельности в целом. Для контроля страховой деятельности и работы страховых компаний существует специальный орган - страховой надзор. В России этот орган входил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Данная служба существовала в 2004—2011 году.

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.