Финансовая реформа витте кратко. Денежная реформа С. Витте в России в начале ХХ века и ее значение для экономического развития

Денежная реформа 1895-1897 годов (денежная реформа Витте) - денежная реформа, установившая золотой монометаллизм или свободный обмен кредитных билетов на золото (золотой стандарт).

Подготовка реформы началась в 1880-х годах и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов Сергей Витте в феврале 1895 года представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии.

Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 года Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт; в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 года был установлен курс кредитных билетов в размере 7,40 рубля за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896 года - 7,50 рубля).

1 рубль содержал 0,774234 г. чистого золота.

Для сравнения золотое содержание ведущих валют:
1 доллар США - 1,50463 г золота,
1 фунт стерлингов - 7,322382 г золота,
1 французский франк - 0,2903 г золота,
1 германская марка - 0,358423 г золота.

К 1897 году Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн рублей).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска кредитных билетов, свободно и без ограничений размениваемых на золото. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён.

В своих воспоминаниях граф Коковцов В. Н., в 1904-1914 гг. министр финансов России, писал:

«В 1897 году, как известно, Россия перешла на систему денежного обращения и установила в 1899 году чрезвычайно строгие основания для выпуска в народное обращение кредитных билетов, обеспечиваемых наличным золотом, принадлежащим Государственному банку. Только выпуск первых 300 млн руб. мог быть произведен без покрытия его золотом, а всякое дальнейшее увеличение количества бумажных денежных знаков, выпускаемых в обращение, допущено не иначе, как с обеспечением его золотом рубль за рубль. До самого наступления войны 1914-1918 г.г. этот закон ни разу не был нарушен. Его не расстроила ни русско-японская война, ни внутренняя смута 1905-1906 г.г. В своем месте мною приведены об этом необходимые разъяснения. Это исключительное обстоятельство заслуживает того, чтобы иллюстрировать его хотя бы несколькими цифрами для того, чтобы напомнить, что было в России до постигшей ее в 1917 году катастрофы и что утрачено с тех пор. Эмиссионное право, то есть выпуск кредитных билетов в обращение, принадлежало исключительно Государственному банку, чисто правительственному учреждению, которое и располагало всем принадлежащим ему запасом золота в монете и слитках, обеспечивающих все количество бумажных денег, выпущенных в народное обращение. К началу 1904 года запас золота в Государственном банке в России составлял 900 млн руб. Он понизился на незначительную, правда, сумму, до 880 млн руб. к началу 1906 года, но затем под влиянием двух операций, совершенных в том же году во Франции, и наступившего улучшения в нашей внешней торговле он стал быстро повышаться, начиная с 1908 года, и дошел к концу 1913 года до суммы свыше 1,680 млн руб. Общий же запас золота, принадлежавшего Государственному банку и Государственному казначейству как в России, так и у заграничных корреспондентов, был значительно более; он равнялся в 1904 году 1,100 млн руб. и, беспрерывно вырастая из года в год, достиг к концу 1913 года 2,170 млн руб. В то же время, выпуск кредитных билетов в обращение составлял: к началу 1904 года - 580 млн руб. при запасе золота в 900 млн руб, и, постепенно повышаясь под влиянием оживления в торговом обороте и во всей экономической жизни, дошел к концу 1913 года до 1,670 млн руб при той же сумме, принадлежавшего Государственному банку золота в России и, следовательно, с фактическим золотым покрытием билетного обращения в 100 %.» В. Коковцов. Из моего прошлого.

Реформа названа по имени Министра финансов - С.Ю. Витте.

ВИКИ

Документы по Денежной реформе:

Денежная реформа потребовала замены текста на Государственных Кредитных билетах, что и было сделано Указом от 14.11.1897 года. Модификации подверглись банкноты 1, 3, 5, 10, 25 рублей. Банкноты в 50 и 100 рублей образца 1866 были заменены банкнотами образца 1898 и 1899 г.


Введение…………………………………………………………………………3

    Предпосылки проведения реформы………………………………………4

    Подготовка к реформе: задачи и пути их достижения…………………..6

    Хронология и суть реформы………………………………………………9

    Итоги реформы…………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………..17

Введение

Конец XIX – начало XX вв. ознаменовался динамичным развитием российской промышленности. Успехи в развитии отечественной промышленности в частности объясняются денежной реформой 1895-1897 гг. Проведение данной реформы было обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости российского рубля. Это привлекло бы иностранные инвестиции, которые были так нужны промышленности в условиях нехватки внутренних капиталов. Она отразила острую потребность государства преодолеть архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и, в первую очередь, самого рубля. Несмотря на некоторые недостатки, реформа признана успешной. Денежная реформа Витте явилась локомотивом, который потащил и ускорил модернизацию России.

Я выбрала данную тему потому, что меня как будущего финансиста заинтересовал вопрос: как возможно с помощью реформы в денежной сфере воздействовать на экономическое развитие страны. Реформа Витте наглядно показывает, что компетентные изменения в денежной системе во многом помогают ускорить процесс модернизации экономики.

Цель данной работы – анализ условий проведения реформы, раскрытие ее сути и значения для экономики страны. Актуальность темы заключается в бесценности исторического опыта для современных экономических процессов. Анализ прошлого опыта страны в проведении реформ существенно облегчает задачу эффективного решения современных проблем.

  1. Предпосылки проведения реформы

Развиваясь в русле мировых тенденций экономического развития, русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв вступил в империалистическую стадию. Этому способствовал промышленный подъем 90-ч гг XIX в, который наблюдался в большинстве развитых государств того времени. В 90-е годы XIX века в экономике России занимают прочные позиции монополистические объединения - картели и синдикаты, возникает много акционерных коммерческих банков. Для обеспечения устойчивого развития экономики необходима была стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Провал попыток укрепления кредитного рубля в 60-е-80-е годы XIX века заставил правительство полностью отойти от дефляционной политики, то есть отказаться от восстановления прежней покупательной способности рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения. С начала 80-х годов XIX века в России все более настойчиво звучали голоса сторонников перехода к золотой валюте.

«Во второй половине XIX века по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась все более значительной. Первой золотомонетный стандарт ввела Великобритания в 1816 году. В начале 70-х гг к золотому денежному обращению перешли Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Франция, Италия, Бельгия и Греция» 1 .

Вхождение России в мировой рынок вызывало настоятельную потребность в создании денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Неразменность кредитного рубля была причиной очень резких колебаний его валютного курса. Несмотря на то, что рубль был полностью конвертируемой валютой, продажа иностранной валюты за рубли внутри страны была свободной, и разрешался неограниченный вывоз кредитных рублей за границу, - эти колебания препятствовали интенсивному развитию внешней торговли и соответственно уменьшали доходы бюджета. Кроме того, они мешали притоку в страну иностранного капитала, так как делали будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными, а сами инвестиции - рискованными. В связи с этим основными причинами денежной реформы 1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Что же такое система золотого монометаллизма или «золотой стандарт»? Под «золотым стандартом» понимается такая денежная система, когда золото официально признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Данная денежная система обладает многими преимуществами, важнейшая из них - режим золотомонетного стандарта по сути дела был не подвержен инфляции, что представляло собой уникальное явление в истории мировой экономики. В случае падения деловой активности и сокращения потребности в наличных деньгах золотые монеты уходили из обращения и оседали на руках у населения в виде сокровищ, а при расширении потребности в деньгах золото вновь пускалось в обращение. При этом в отличие от предыдущих веков государство не занималось порчей монет и золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Золотой монометаллизм значительно упрощал оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Однако, несмотря на явные преимущества новой денежной системы, реформа встретила довольно активную оппозицию со стороны дворянско-помещичьих кругов. Это объяснялось тем, что в отличие от набиравшей силу отечественной торгово-промышленной буржуазии и зарубежных капиталистов, для которых стабильная и современная денежная система давала возможность широкого развития торговых связей и приток иностранных капиталов, представителей крупного землевладения больше устраивали неустойчивые, падающие деньги, которые позволяли увеличивать свои доходы от экспорта хлеба, одновременно снижая реальную сумму задолженности по ипотечному кредиту за заложенные имения.

    Подготовка к реформе: задачи и пути их достижения

Реформе предшествовала огромная работа по подготовке к самой реформе. Подготовительные мероприятия начали проводиться с 80-х гг. XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Главной целью подготовительного этапа была замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта.

Период подготовки к данной реформе был довольно длительным. Это было обусловлено, прежде всего, необычностью и сложностью цели реформы. России предстояло не просто вернуться к металлическому обращению и восстановить размен бумажных денег на металл: требовалось принципиально изменить основу денежно-валютного устройства, перейдя от серебряного стандарта к золотому.

Подготовка к реформе шла по трем основным направлениям:

    достижение положительного сальдо платежного баланса и накопление золотого запаса;

    ликвидация бюджетного дефицита;

    стабилизация валютного курса с помощью девизной политики.

Первая задача решалась за счет увеличения экспорта, в первую очередь хлеба, ограничения импорта, а также заключения внешних займов.

Основным методом ограничения импорта служила протекционистская тарифная политика. Повышая таможенные тарифы, правительство преследовало три цели: ограничение импорта, прямое увеличение доходов бюджета и золотого запаса (с 1877 г. таможенные пошлины взимались золотом или золотой иностранной валютой) и поощрение отечественной промышленности.

Обеспечивался приток иностранного капитала в различных формах государственных займов, гарантированных государством займов железнодорожных и других компаний, прямыми и портфельными инвестициями в промышленность и другие отрасли хозяйства. Общая сумма иностранных капиталов в акционерных предприятиях России увеличивалась в среднем на 69,6 млн. руб. в год. За 1881-1897 гг. поступления от реализации государственных займов на внешнем рынке составили 700 млн. золотых рублей.

Эти меры позволили добиться равновесия платежного баланса (за 1889-1894 гг. среднегодовое положительное сальдо составило 27,7 млн. золотых рублей) и увеличить золотой запас. На 1 января 1896 г. золотой запас достиг 659 млн. руб., на 1 января 1897 г. - 814 млн. рублей.

Следующим направлением подготовки денежной реформы была ликвидация бюджетного дефицита. В 70-е - начале 80-х гг. XIX в. он составлял свыше 100 млн. руб. ежегодно. Реорганизация налоговой системы, проведенная в период, когда министром финансов был Н.Х. Бунге, значительное повышение косвенных налогов и умеренный рост государственных расходов позволили резко сократить превышение расходов над доходами. Это давало возможность использовать заграничные займы на текущие расходы, а в государственной казне накапливать золото.

«Наибольшие трудности в подготовке реформы создавали резкие колебания валютного паритета кредитного рубля. Эти колебания объяснялись рядом причин. Во-первых, русский кредитный рубль не пользовался доверием биржевых и банковских кругов Запада, так как в России в течение 40 лет были расстроенное денежное обращение и пассивный платежный баланс. Во-вторых, рубль представлял идеальный материал для валютной спекуляции на европейских валютных биржах. В-третьих, во второй половине 80-х гг. колебания курса усилились из-за валютной политики, проводимой министром финансов И.А. Вышнеградским». 2

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. В качестве основного метода воздействия на курс рубля стала широко применяться девизная политика. Суть девизной политики состояла в том, что Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту (тратты) и таким образом не позволял курсу кредитного рубля упасть, а также скупал всю сумму предложения девиз, не допуская резких повышений курса.

В результате применения административных и экономических мер удалось значительно сократить масштабы спекуляции. Разница между высшим и низшим курсом сократилась до 5,36% в 1893 г., 2,08% в 1894 г. и 1,59% в 1895 году.

Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала благоприятные предпосылки для проведения денежной реформы - то есть для фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

«Прежде чем приступать к реформированию, необходимо было окончательно решить, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Вдобавок ко всему цена золота отличалась стабильностью, и это послужило чрезвычайно важным аргументом для сторонников реформы» 3 .

Особого внимания заслуживает, нашедшая отражение в «Конспекте лекций о народном хозяйстве 1900-1901» тема денежной реформы 1895-1897 годов. Стабилизация российского рубля является, пожалуй, одним из самых главных достижений Витте как государственного деятеля. В своих «Воспоминаниях» Витте так характеризовал значимость проведённой им реформы: «Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С. 87. Опыт данной реформы во многом был бы поучителен и на сегодняшний день, что, однако отнюдь не предполагает полной экстраполяции и калькирования механизмов её осуществления.

Следует сказать, что проведению денежной реформы предшествовал достаточно продолжительный подготовительный период, связанный с именами предшественников Витте на посту министра финансов - Николая Христиановича Бунге и Ивана Алексеевича Вышнеградского. Ими в частности была проделана большая работа по накоплению золотовалютных резервов: «…золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. рублей» Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 - М., Наука, 2002. - с. 24. Однако сам Витте вовсе не был склонен отдавать должное заслугам своих предшественников: «К этой реформе подготовляли наши финансы мои предшественники, как Бунге, так и Вышнеградский, но приготовления, сделанные ими, были сравнительно незначительные; в их время не был ещё установлен окончательный план денежной реформы, даже в общих чертах, не говоря уже обо всех деталях. Всё это было совершено мною и проведено в исполнение совершенно против течения; я имел за собою доверие его величества, и благодаря его твёрдости и поддержке мне удалось совершить эту величайшую реформу » Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.88. Как мы можем видеть, Витте не присуща скоромность, когда дело касается отражения собственных заслуг. Заметим подспудно, что трёхтомные мемуары Витте дают весьма искажённое представление и о нём самом и о государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Его «Воспоминания» крайне субъективны и в большинстве случаев подчинены политическим интересам самого Витте.

Среди превентивных мероприятий, во многом способствовавших удачному ходу реформы, следует выделить также то, что началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных ослабить спекулятивные сделки и валютную интервенцию. По закону 18 июня 1893 года запрещены сделки по покупке и продаже на срок золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту, совершаемые исключительно с целью получения разницы между курсом валюты, условленным сторонами, и действительным на какой-либо назначенный ими срок. К числу подготовительных мер можно отнести также заключение таможенного договора с Германией.

С.Ю. Витте пришлось решать и ещё одну проблему перед началом самой реформы: на чём основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время всё более решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией, которая со временем станет нашим главным кредитором (а затем и союзником в первой мировой войне). Крупнейшие французские финансовые авторитеты Альфонс Ротшильд и Леон Сэ усиленно советовали ввести в России денежное обращение, основанное на серебре. Они неоднократно обращались к Александру III со специальными записками по этому вопросу. Но Витте не спешил выполнять эти рекомендации. Он прекрасно понимал, что за советами «друзей» стоит трезвый денежный расчёт. Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из всех великих финансовых держав того времени. И согласие России на обращение, основанное на серебре, прочно «привязывало» Россию к Франции. Как писал Витте, французы преследовали свой карманный интерес.

По поводу же системы биметаллизма Витте так высказывает свои соображения в «Конспекте лекций…»: «Если по каким-либо обстоятельствам один из этих металлов (золото или серебро) подвергнется ограничению в качестве орудия денежного обращения, например, будет ограничен его легальный курс, или при сохранении даже легального курса (т.е. обязательности приёма в платежи на всякую сумму) будет ограничена свобода чеканки монеты из этого металла, то биметаллическая система перестанет существовать в чистом виде, она начнёт «хромать» и получится так называемая хромающая денежная система или хромой монометаллизм » Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 214. И далее: «…при господстве системы биметаллизма, т.е. когда два металла являются одинаково законным платёжным средством и обладают свободной чеканкой, более дешёвый металл вытесняет из обращения более дорогой и биметаллизм превращается фактически в монометаллизм. Закон этого явления можно формулировать так: монета худшего качества вытесняет из оборота хорошую монету, тогда как эта последняя не может вытеснить худую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 215.

«Накопление значительного золотого запаса и устойчивость курса рубля, - пишет Витте в «Конспекте лекций…», - позволили, наконец, в 1895 году привести в исполнение меру, проектированную ещё в царствование императора Александра III, именно, разрешить сделки на русскую золотую монету и допустить взнос её во все правительственные кассы по установленному Министерством финансов курсу. В декабре 1895 года курс определён был в 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом. Курс этот был закреплён на неопределённое время и, наконец, окончательно фиксирован указом 3 января 1897 года. Этим же указом цена золотой монеты была приноровлена к цене кредитного рубля, и установлено чеканить золотую монету с прежним содержанием чистого золота, но с обозначением цены: на полуимпериалах вместо 5 рублей - 7 рублей 50 копеек и на империалах вместо 10 рублей - 15 рублей. Таким образом, было введено у нас золотое металлическое обращение. С этих пор фактически восстановлен размен кредитных билетов на золотую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 216-217.

В 1897 году была установлена чеканка новой золотой монеты 5-рублёвого достоинства в 1/3 империала, и денежной единицей определён золотой рубль, равный 17,424 долей чистого золота; с 1898 года стала чеканиться золотая монета в 10 рублей. Наконец в 1899 году издан монетный устав, который объединил в себе все новые постановления о монетной системе.

Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения. Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Государственного банка, а потому должны иметь обеспечение. Именно Витте впервые провёл бумажные деньги по пассиву Госбанка.

По указу от 29 августа 1897 года общая сумма выпущенных в обращение кредитных билетов в 600 млн. рублей должна была покрываться золотом на половину, т.е. на 300 млн. рублей. Превышение же предела в 600 млн. рублей должно было обеспечиваться золотом в пропорции 1:1.

История не знала до того примеров, когда благодаря удачному применению политики валютных интервенций была бы достигнута столь успешная и длительная стабилизация курса бумажной валюты, как в России конца XIX века. Ей удалось выдержать относительно стабильный курс бумажного рубля в течение четырёх лет. Денежная реформа завершилась в 1899 году перечислением таможенных пошлин на новую валюту и изданием нового монетного устава.

Механизм проведения денежной реформы и ее результаты получили высокую оценку, как в России, так и среди ведущих финансистов мира. Переход от неустойчивой бумажной валюты к твердой обратимой валюте отвечал прежде всего насущным интересам развития промышленности и привлечения иностранного капитала. Внешняя торговля приобрела еще большее значение как источника финансовых поступлений в государственную казну.

Денежная реформа Витте заменила серебряный монометаллизм золотой валютой, рубль стал конвертируемым и в России, и в других государствах мира. Эта мера обеспечила мощный приток иностранных вложений (около 3 миллиардов рублей) в русские государственные облигации и ценные бумаги. Строгие правила выпуска банкнот, и добросовестное отношение к долговым обязательствам снискали России высокое доверие в финансовом мире, что позволило заключить внешние займы на выгодных условиях. Русские государственные займы размещались главным образом во Франции (до 80 процентов), на гарантированные правительством облигации имелся спрос также в Германии, Бельгии и несколько позднее в Англии.

Конечно же, денежная система страны после проведенной Витте реформы оказалась довольно неэластичной. В экономической литературе уже неоднократно указывалось, что русские кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертификатами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банковского кредита, он обеспечивался огромным золотым фондом, который лежал мертвым грузом в подвалах государственного банка. Правительство не могло предпринять эмиссию ассигнаций без соответствующего увеличения золотого запаса. Но такая система была в данной ситуации в значительной степени вынужденной: она вытекала из необходимости поднять кредитоспособность страны на международной бирже. Золотой блеск громадного металлического запаса должен был создать у иностранных кредиторов и инвесторов представление об особой финансовой устойчивости России.

Принятый в России уровень девальвации рубля, при котором 1 рубль золотом равнялся 1 рублю 50 копейкам кредитных, не был в полной мере ни естественным (т.е. сложившимся за какой-то период времени), ни случайным уровнем момента. Это был уровень хотя и близкий к фактически складывающемуся среднему курсу, но искусственно заниженный и выдержанный посредством политики интервенций.

Стабилизация рубля позволила на опыте проверить реальность избранного уровня девальвации, возможность поддержать размен кредитных билетов на золото при обесценении их на треть. Удачно применена была и скрытая девальвация. Россия подогнала не кредитный рубль к золоту, а наоборот, золотой рубль к кредитному рублю. Были оставлены в обращении бумажные деньги и уменьшено металлическое содержание золотого рубля в соответствии с избранным уровнем девальвации, т.е. на одну треть: сначала путём переименования золотых монет прежнего чекана - полуимпериала в 7,5 рублей, а империала - в 15 рублей, а затем посредством уменьшения количества золота в 5 и 10 рублёвых монетах. В результате применения скрытой девальвации стабилизация рубля была осуществлена так, что внешне всё осталось без изменений. Ни замены денежных знаков, ни пересчёта цен не потребовалось. В своих «Воспоминаниях» Витте писал по этому поводу: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило её, как будто бы ничего, собственно и не изменилось» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.92.

Л.И. Абалкин в своей работе «Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте» указывает на один немаловажный момент, а именно: «Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России… С.Ю. Витте, исходя из основ своего экономического воззрения, поднялся над примитивной и вульгарной… трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед… Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 27.

Следует сказать также о том, что проведение денежной реформы сопровождалось противоборством её сторонников и противников. «За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые методы стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадала с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров по проблеме денежного обращения». Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Её осуществление лишило дворянство дешёвых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 28-29. Этот факт отразился в жёстком сопротивлении введению золотого обращения Государственным советом.

Денежная реформа 1895-1897 годов, безусловно, сыграла огромную роль и дала мощный толчок развитию производительных сил в России. Произошло это главным образом за счёт привлечения иностранного капитала. Профессор Сабанти высказывает мысль о том, что основным побудительным моментом введения золотого обращения в России было создание иллюзии благоприятного финансового положения страны для иностранных инвесторов: «Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играли существенной роли при внутренних расчётах. Реформа Витте была рассчитана, прежде всего, на привлечение иностранного капитала в Россию: денежного и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого финансового положения России» Сабанти Б.М. История финансов России. - Л.:ЛФЭИ, 1986.-с.6.

Как бы то ни было, но опыт стабилизации рубля 1895-1897 годов послужил образцом для других стран. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны - Франция.


При Николае II Министром финансов стал Витее С.Ю., который провел денежную реформу. Длительная подготовка к реформе была вызвана борьбой между помещиками и капиталистами. Помещики, являясь основными должниками по сельскохозяйственному кредиту, не были заинтересованы в укреплении рубля. Как известно при ревальвации валюты выигрывают кредиторы и проигрывают должники. Нарождающаяся русская буржуазия нуждалась в стабильной, устойчивой валюте и дешевом капиталистическом кредите.
За счет иностранных займов был накоплен золотой запас. Переход к золотому стандарту способствовал развитию торговли и промышленности. Стимулируя иностранные инвестиции, Россия становилась зависимой от иностранного капитала
Сергей Юльевич Витте (1849-1915гг.) вошел в историю нашей страны как активный сторонник развития капитализма в России, как государственный деятель, проводивший политику индустриализации с участием иностранного капитала и как автор осуществленной под его руководством в 1895-1897 гг. денежной реформы. В результате ее в России был установлен золотой монометаллизм, фиксированный курс рубля по отношению к золоту, введено обращение золотых монет и свободный размен кредитных билетов на золото. В России появилась стабильная денежная система, что во многом способствовало тому, что на рубеже 19 и 20 веков страна занимала одно из первых мест в мире по темпам экономического роста.
Понимание С.Ю. Витте необходимости проведения реформы для оздоровления денежного обращения страны послужило закономерным началом его деятельности на посту министра финансов. Главным условием успешного проведения реформы Витте считал накопление золотого запаса в результате расширения внешних заимствований, увеличения добычи золота и экспорта сельскохозяйственной продукции. Для увеличения экспорта хлеба он привлек Государственный банк, который не только кредитовал хлебозаготовки, но и сам вел коммерческие операции по экспорту и даже строил элеваторы. За 10 лет, предшествовавших реформе, золотой запас России возрос почти в три раза.
Конечно, современный мир и экономика качественно отличаются от образцов конца 19 века. Но много поучительного в проведении денежной реформы 1895-1897гг. можно найти и сегодня. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятной ситуации для ее проведения, и привлечение к ее разработке и обоснованию ведущих ученых и практиков России.
Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - Рейтерн, Бунге и Вышнеградский. Граф Витте продолжил и завершил их дело. Причем действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.. Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося капиталистического рынка.
Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 года банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена «статистическая» пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 году была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.
К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон. В соответствии с ним тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась, и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. В феврале 1895 года Витте выступил со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте с окончательным проектом денежной реформы вошел в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. «Его величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. В сущности на этом заседании была решена участь денежной реформы, то есть, было решено ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте».Первый закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» был подписан Николаем I на следующий день после совещания- 3 января 1897 г.
Новая денежная система, построенная на основе золотого монометаллизма, включала следующие элементы:
  • Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и являлась законным платежным средством. Золотые монеты, чеканившиеся по закону 1885 г., были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб.= 1 руб.50 коп. в золотой монете новой чеканки.
  • Платежная сила серебра ограничилась 50 рублями.
  • Государственные кредитные билеты имели силу законного платежного средства и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных билетов за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.
  • Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. рублей - полностью.
  • Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.
Разрешены сделки на золотую валюту. Курс полуимпериала был установлен в 7 рублей 50 коп., а империала в 15 рублей кредитными билетами. 3 января 1897 года был издан указ «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет», предписывающий чеканить золотые монеты с прежним золотым содержанием, но с обозначением на империалах 15 рублей и на полуимпериалах 7 рублей 50 копеек. Это означало девальвацию рубля – снижение его золотого содержания на 1/3 – с 26,1 до 17,4 доли чистого золота. В 1897-98 гг. начали чеканить новые, пониженного веса золотые монеты в 5 и 10 рублей, поскольку масштаб в 7 руб.50 коп. и 15 руб. был неудобен для исчисления.
Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов, предусматривающий определение нормы обеспечения кредитных билетов золотом и выпуск их «в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения». Предусматривалось, что эмиссия банкнот до 600 млн.руб. должна быть обеспечена золотом не менее чем на 50%, а вся эмиссия свыше этого лимита – на 100%. Указом от 14 ноября 1897 года был введен свободный размен кредитных билетов на золото. Был узаконен новый золотой рубль с содержанием чистого золота в 17, 424 доли. Указом об основах обращения серебряной монеты от 27 марта 1898 года была ограничена чеканка и платежная сила серебряной монеты, сведенной к роли знака золота. Серебро получило ограниченную платежную силу: высокопробное (монеты в 1 руб и 50 коп.) –до 25 руб., низкопробное (монеты в 20, 15 и 10 коп.) – до 3 руб. в один платеж. Серебряной монете была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма. Денежная реформа была проведена методом скрытой девальвации. В 1895 году валютный курс рубля за границей был стабилизирован на уровне 10 рублей золотом за 15 бумажных рублей.
Денежная реформа 1895-1897 гг. сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национального кредита и производственных сил. В частности способствовала развитию торговли и промышленности. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. «Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами». Российский рубль присоединился к мировому сообществу валют, объединенных принципами золотомонетного стандарта. Россия от разменного серебряного рубля перешла к разменному золотому рублю через неразменный кредитный билет
В результате подготовительных мер, денежная реформа опиралась на ранее
сложившееся соотношение между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходящий при этом процесс перераспределения доходов между экономическими субъектами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось». Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.
Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны.
Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств в России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики, и с другой, - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны . Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в России были обусловлены войнами.Однако при Витте Россия, хотя и увеличила свой долг, но уменьшила стоимость заимствований. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб., то есть на 36%. Причем этому способствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 до 3,96 в 1902 г.
Успех денежной реформы был обеспечен созданием предпосылок для стабилизации валюты.
Во-первых, был сокращен бюджетный дефицит за счет увеличения косвенных налогов. При министрах финансов Вышегородском и Витте были повышены косвенные налоги на многие предметы потребления, таможенная пошлина на хлопок. Сумма поступивших в казну косвенных налогов возросла с 328 млн.руб. в 1881 году до 649 млн. рублей в 1897 году.
Во-вторых, за счет вывоза хлеба за границу удалось накопить золотой запас. Был провозглашен лозунг: «Не доедим, но вывезем!». В итоге золотой запас за период 1883-1897гг. увеличился с 217 до 814 млн.руб. Такое накопление золотого запаса было достигнуто отчасти за счет усиленного экспорта хлеба в ущерб потреблению трудящихся масс.
В третьих, за счет получения внешних займов. Торговый баланс России в период, предшествующий денежной реформе, был активным, но его активное сальдо перевешивалось платежами процентов и дивидендов на иностранные капиталовложения и другими платежами России загранице. Тем не менее, за период 1881-1897 гг. ввоз золота в Россию составил 257 млн.руб. Это объяснялось значительным импортом иностранных капиталов. За тот же период импорт капитала, вложенного в народное хозяйство, составил 650 млн.руб. и импорт капитала в форме внешних государственных займов России – 1050 млн.руб.
Значительную часть накопившегося золотого запаса казначейство передавало Государственному банку в порядке погашения его долга по кредитным билетам. В связи с этим разменный фонд государственного банка за период 1881-1897 гг. увеличился с 171 до 500 млн.руб. и составил около 45% по отношению к находившимся в обращении кредитным билетам.
В 19 веке, особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце 18 века, а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816 году. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии и Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Денежная реформа Витте сделала рубль одной из самых твердых валют мира и обеспечила стабильность денежной системы России вплоть до первой мировой войны. Надо подчеркнуть, что крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.