Фен шуй корабль или парусник — благосостояние, плывущее в ваш дом. «Корабль» (Дом-кора́бль) — Типы и серии домов

Тульская, вы обязательно почувствуете, как это гигантское полукилометровое здание нависает над вами.

Ежегодно дом-корабль, расположившийся на ул. Большая Тульская, д. 2, входит в десятку самых несуразных построек Москвы. Однако это огромное здание, ознаменовавшее собой конец эпохи конструктивизма, является настоящим символом своего времени.

Сегодня жители Москвы чаще всего называют этот дом «кораблем» или «титаником». А все потому, что в 1980-е годы здание, появившееся на мало застроенной в то время территории, действительно напоминало большой круизный лайнер, плывущий на фоне голубого неба. Второе имя архитектурного чуда - «Дом атомщиков». Его строили по заказу министерства среднего машиностроения СССР, занимавшегося атомной промышленностью.

Здание возводилось по финскому проекту, адаптированному советскими архитекторами Владимиром Бабадом и Всеволодом Воскресенским. Дом на Тульской строился почти 20 лет - с 1970-х до начала 1990-х годов, причем сначала появились южный и северный подъезды, а затем центральная часть. Когда в одной стороне дома полным ходом шло заселение жильцов, в другой только возводили нижние этажи.

Дом окутан множеством легенд. По одной из них, в здании есть тайные комнаты, в которых сотрудники КГБ приглядывали за жильцами - атомщиками. По другой легенде, «корабль» сможет выстоять даже в условиях атомной войны. Доказательством этому служат выполненные из очень прочного железобетона несущие стены, перекрытия и балки, а также инновационная планировка стен, которые находятся под углами 87 и 93 градуса.

В 14-этажном «титанике» девять подъездов и почти тысяча квартир, причем есть и двухэтажные - они расположены на последних этажах. Несмотря на кажущуюся престижность такого жилища, эти квартиры не отличаются большой площадью. Например, кухня занимает всего 9 «квадратов». По словам жильцов, они также сталкиваются с нетипичными бытовыми проблемами - к примеру, из-за узких лестничных проемов в квартире порой невозможно перенести мебель на второй этаж.

Изначально первые этажи здания строились техническими. Здесь советский человек должен был найти все, что ему нужно: продуктовый магазин, парикмахерскую, паспортный стол. И сегодня в «корабле» несколько десятков магазинов, банки и сервисные центры.





В Советском Союзе вышел фантастический мультипликационный фильм «Летучий корабль». А в Сингапуре старательно превращают эту фантастику в реальность. Ведь там сейчас строят необычное здание – огромный корабль, расположенный на трех высотных опорах.




Район Marina Bay в Сингапуре в скором времени станет одним из самых развитых в архитектурном и инновационном плане районов в мире. Настоящая визитная карточка Юго-Восточной Азии. Мы недавно рассказывали о проекте , который будет там создан. А сейчас хотим рассказать о необычном отельном комплексе, который вскоре откроется в Marina Bay.





Летающие корабли – это вовсе не фантастика. Вскоре в Сингапуре появится такой. Правда, это будет не транспортное средство, а архитектурный шедевр. Ведь это будет здание в виде корабля, покоящегося на трех 60-тиэтажных башнях. Расположится это необычное сооружение в сингапурском районе Marina Bay – будущем туристическом центре.



Строительство этого необычного сооружения началось в 2006-м году и велось настоящими стахановскими темпами. Ведь уже сейчас практически готовы три основных 60-тиэтажных здания, на которых, как на китах, и будет покоиться огромный корабль из монолитного железобетона.



В этих трех башнях будет находиться отель на 2600 номеров класса «люкс» и паркинг на 4000 мест. Ну а в верхней части, собственно, «корабле» расположится казино, магазины, ночные клубы, рестораны, кафе, SPA, музей, выставочный зал, конференц-зал, театр и даже парк на два акра на самой крыше.



Сейчас весь этот отельно-развлекательный комплекс находится на стадии окончания строительства. Ожидается, что он примет своих первых посетителей 23 июня этого года.

Фото: Алексей Александронок

Квартиры в «кораблях» серии 1-ЛГ600 не так уж и плохи. Цены – доступные, планировки – по сравнению с брежневками и хрущевками – вполне приемлемые, а сами дома имеют долговечную конструкцию. И только одна у них беда – стены холодные.

Дома серии 1-ЛГ600 - пожалуй, самые узнаваемые типовые дома в Петербурге. За «корабельную» окраску и фасады с непрерывными лентами окон, похожими на палубные надстройки пассажирских паромов, в народе их нарекли «кораблями». Отдаленное сходство с каютами имеют и шестиметровые кухни, а в некоторых модификациях - такие же по площади комнаты с окошком под потолком.

Вечное плавание
Помнится, агенты по недвижимости шутили про такие дома, что они вечные: купить квартиру легко, продать - трудно. Доля правды в этом есть, хотя, конечно же, спрос на данный тип жилья присутствует, и в первую очередь - из-за относительно низких цен. Но это не самое дешевое жилье.

По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» за январь 2014 года, среднее значение цены предложения квартир в «кораблях» составляет 85,9 тыс. руб. за кв. м. То есть они котируются несколько выше, чем хрущевки (84,7 тыс. руб. за кв. м) и ранние брежневки (85,1 тыс. руб. за кв. м).

Самые доступные однокомнатные квартиры предлагают почти по тем же ценам, что и в панельных хрущевках - около 3 млн руб. При этом шансы встретить дешевую «однушку» в «корабле» довольно велики (в сталинских домах , хрущевках и ранних брежневках «единички» - дефицит). Стандартные однокомнатные квартиры в «кораблях» имеют площади 31-34 кв. м.

Если вы противник смежных комнат и при этом ищете двухкомнатную квартиру 44-46 кв. м недалеко от метро в Выборгском или Приморском районе, а бюджет предполагаемой сделки составляет 3,9-4,2 млн руб., вы обнаружите, что львиную долю предложения для данного сегмента составляют именно квартиры в «кораблях».

Дома серии 1-ЛГ600 есть во всех основных спальных районах Петербурга, но значительная часть приходится на обжитые районы недалеко от станций метро. Основное предложение сосредоточено в Кировском и Выборгском районах (соответственно 24,7 и 24,9 %). Чуть меньше - в Красносельском (19,6%), Калининском (17,6%) и Приморском районах (11,3%). С точки зрения локации квартира в «корабле» может оказаться выгодной покупкой. Но попробуем разобраться с потребительскими качествами, теплозащитой и планировками. Здесь дело обстоит не столь однозначно.

«Панель» третьего поколения
Итак, «корабли» - это панельные дома третьего поколения (первые два - хрущевки и брежневки, о которых мы подробно рассказывали). Главное их отличие от предшественников - блок-секционные принципы проектирования, позволяющие «обставить» любой городской ландшафт. В начале 1970-х годов с этим подходом связывали будущее массовой городской застройки. Проектировщики ЛенЗНИИЭПа получали дипломы и премии, а с кульманов сходили чертежи рядных и поворотных секций разной этажности - от пригородных пятиэтажек-«корабликов» без лифтов до пятнадцатиэтажных точечных и многоподъездных корпусов.

Эти разработки ведущего института, детализированные до состояния строительного конструктора, отправлялись на Автовский ДСК (ДСК-3). Напомним, что это предприятие специализировалось на производстве наружных стеновых панелей автоклавного газобетона - материала, считавшегося в те годы прогрессивным. А серия 1-ЛГ600 была призвана заменить пятиэтажки и точечные дома серии ГИ.

К тому же вскоре выяснилось, что, несмотря на свое народное название, «корабли» плохо переносят сырость. Первые два года эксплуатации такие дома усиленно протапливали, чтобы выгнать из газобетона избыточную влажность, но она делала свое дело, приводя к раскрытию швов и образованию паутинообразных трещин в наружных стенах. Фасады приходилось постоянно ремонтировать, но они все равно теряли нарядный вид.

Тем не менее конвейер «кораблестроителей» работал на полную мощь, и, вероятно, мы бы увидели обещанные проектировщиками «трилистники», если бы не печальный инцидент - обрушение пятнадцатиэтажного дома серии 1-ЛГ600 , который строился в авральном режиме и в 30-градусный мороз, когда бетонный раствор замерзал, не успевая схватиться. По счастью, тогда обошлось без жертв, а вины проектировщиков не обнаружили. Однако разработки новых домов данной серии на всякий случай свернули.

Европланировки 1970-х годов
Одна из ключевых особенностей серии 1-ЛГ600 - разнообразие планировок квартир. Проектировщики, работая вместе с социологами, стремились приблизить их «ассортимент» к демографическому составу населения. Результатом этой работы стало появление семейных квартир с проходными (общими) комнатами и спальнями-«каютами», увеличенное количество «однушек» и отказ от «двушек» со смежными комнатами. «Трешки» в разных модификациях «кораблей» имеют площади от 49 до 60 кв. м. Причем это могут быть как полноценные двусторонние квартиры с изолированными комнатами (в многоподъездных домах модификации 1-ЛГ600А5), так и малогабаритные, предназначенные для семьи с одним ребенком - с общей комнатой 18 кв. м, «взрослой» спальней 10 кв. м (на двоих) и детской 6 кв. м с «безопасным» окошком под потолком, из которого ребенок не сможет вывалиться (в точечных «кораблях»).


Однако у «корабельных» планировок есть и общие признаки: просторные, по сравнению с хрущевками и ранними брежневками, прихожие (больше 7 кв. м), раздельные санузлы с продольно расположенными ваннами, а также стандартные кухни площадью 6,1-6,3 кв. м, с подоконниками на уровне груди. Исключение составляет модифицированная секция 1-ЛГ600А/70, предназначенная для ЖСК, в которой кухни увеличены до 10,5 кв. м, но таких домов немного.

Новая для того времени тенденция в проектировании - различные планировочные решения для домов широтной и меридиональной ориентации (с расположением торцами на запад и восток или на север и юг). При этом двусторонние квартиры больших площадей, как правило, располагаются в домах широтной ориентации. Другая особенность - расположение поперечных несущих стен в шахматном порядке, что дало возможность минимизировать количество смежных комнат и увеличить ширину прихожих на 1,42 м.

Газобетонные «одежды»: не по сезону
Подведем итог. Планировки квартир в «кораблях», что называется, на любителя, а конструкция здания не предполагает возможностей перепланировки. Окошки под потолком, из которых видно только вечно пасмурное питерское небо, позволяют рационально расставить мебель в «каютах». Но в «кораблях» нет подоконников - и это минус. Зато не имеется Г-образных и «вагонных» по пропорциям комнат и кухонь, коих немало в домах более ранней постройки.


Главная проблема «корабельной» серии - низкий уровень теплозащиты. Подводят жильцов не только межпанельные швы, но и сами стеновые панели толщиной всего 24 см, склонные к растрескиванию. К слову, некоторые специалисты полагают, что из-за высыхания газобетона (процесс усиленно идет именно в первые месяцы после сдачи дома) больше всего трещин в стенах домов, вводившихся в эксплуатацию в первой половине отопительного сезона - осенью и зимой.

Иными словами, наружные стены «корабля» - это одежда не по сезону. Однако строители утверждают, что его модернизация с технической точки зрения - не проблема. При этом несущий каркас домов серии 1-ЛГ600 имеет хороший запас прочности и являет собой достойное для своего времени произведение инженерно-строительной мысли. Но до тотального капремонта фасадов «кораблей» с применением современных утепляющих и отделочных материалов очередь, по всей видимости, дойдет нескоро. Ведь это постройки, которые, по городским меркам, еще вполне «свежие» (сорок лет для дома - не возраст).

С другой стороны, расселение таких домов и реновация «корабельных» кварталов из-за более высокой, чем в хрущевских микрорайонах плотности застройки, не сулит выгоды инвесторам. Стало быть, в очередной раз подлатают ремонтники фасады - и снова в плавание по волнам квартирного рынка.

Этажность: 5-15

Материал наружных стен: газобетонные навесные панели

Высота жилых помещений: 250 см

Квартиры: одно-, двух-, трех-, четырех-, пятикомнатные

Производитель: Автовский ДСК (ДСК-3)

Годы строительства: 1969-1982

Основные районы «дислокации»: Красносельский, Кировский, Приморский

«Корабли» - наиболее типичные и узнаваемые дома первой половины 1970-х годов, которые относятся к третьему после хрущевок и ранних брежневок градостроительному поколению панельных домов. Квартиры в этих домах на сегодняшнем квартирном рынке наряду с жильем в хрущевских пятиэтажках считаются самым доступным городским жильем. Тем не менее, в брежневские времена новенькие постройки, похожие на палубные надстройки океанских пассажирских лайнеров, казались комфортным и уютным жильем. Что же повлияло на репутацию «корабля»?

В 1969 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», поставило задачу повышения художественно-эстетического и эксплуатационного уровня нового жилья. Этот документ положил начало домостроению третьего поколения.

Первыми домами с улучшенной эстетикой и эксплуатационными качествами стали постройки серии 1-Лг-600, разработанные ЛЕНЗНИИЭПом для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3) в начале 1970-х годов.

Квартиры в петербургских «кораблях» невелики, но не стоит в этом винить проектировщиков: они честно выполняли задачу, поставленную партией и правительством (обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой), а потому старались по возможности обособить каждое помещение в малогабаритной квартире. Потребительские качества квартир мало изменились по сравнению с домами хрущевского периода. Номенклатуру и характеристики квартир проектировщики по-прежнему стремились приближать к демографическому составу населения, но не за счет увеличения жилья, а уменьшая за счет появления дополнительных перегородок количество проходных комнат, отказываясь от совмещенных санузлов, планируя во всех квартирах встроенные шкафы, съедавшие площади и без того тесных прихожих.

В условиях дефицита жилплощади под «каждой семьей» подразумевались три поколения. В планировочных решениях 1960-1970-х годов угадываются вчерашние коммуналки. По сути, отдельные квартиры отличались от коммунальных только меньшими габаритами. Основные принципы планировок те же: тамбур-коридор, обособленная кухонька, в больших квартирах - одна общая комната и несколько маленьких спален (от 6,2 до 13,2 кв. м). Гости из-за рубежа всегда удивлялись этой русской дизайнерской забаве: заполонить маленькие квартиры таким количеством перегородок и дверей.

Кухни в первых домах «корабельной» серии - небольшие, всего 6,17-6,3 кв. м, однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться небольшим пространством: под таким окном можно поставить обеденный стол или диван. В первых модификациях «кораблей» встречаются не только кухни с верхним расположением окна, но и миниатюрные спальни. Ведь в самом деле - только верхний оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение размером чуть больше 6 кв. м. И от этого спальня становится похожей на корабельную каюту. И это тоже одна из причин, по которой дома «шестисотой» серии окрестили «кораблями». Другая причина - характерная «корабельная» окраска и фасады, похожие на палубные надстройки: сплошные ленты и лоджии по всему фасаду (в первых образцовых «кораблях» стены, за исключением перемычек между окнами, окрашенных в радикальные цвета, были белыми).

Окна, расположенные под потолком, - заимствование из европейского опыта социального быстровозводимого жилья. Они были уместны в просторных малосемейных апартаментах (где живут дети и родители) с неизолированными пространствами холлов и гостиных. Но для советского квартиросъемщика такой атрибут европейского дома оказался совершенно чуждым и скоро стал символом неуютного дешевого жилья. Кроме того, мебель, способная придать благородный вид помещению, из окон которой видно только небо, была в годы развитого социализма большим дефицитом.

Главным прогрессивным отличием «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений стал новый блок-секционный принцип проектирования. Разница между хрущевской застройкой и «корабельной» - примерно такая же, как между трехстворчатым ждановским шкафом, и югославской мебельной стенкой.

В номенклатуру серии 1-Лг-600 входили девяти-, двенадцати-, и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций: односекционный (точечный) 54-квартирный, четыре варианта 252-квартирного дома, то есть пятисекционный широтной ориентации, семисекционный меридиональной и широтной ориентации, девятисекционный, а также семисекционный с улучшенными планировками для жилищно-строительных кооперативов. Как можно заметить, в числе новых веяний в проектировании, пришедших к нам из Европы, - различные планировочные решения для домов, ориентированных по широтам (восток-запад) и меридианам (север-юг). Набор разных по этажности и количеству секций домов, подобно стандартному мебельному гарнитуру, позволял заставлять ими целые кварталы. Но несмотря на широко декларировавшиеся новые принципы планирования, кварталы «корабельной» застройки все-таки отличались не больше, нежели комнаты со стандартной мебелью в квартирах их обитателей.

В основных районах «дислокации» «кораблей», близких к Автовскому ДСК - Красносельском и Кировском (по иронии судьбы, эти же районы ближе всего к Морскому порту) есть и микрорайоны, похожие на кухни (девятиэтажный стол-корабль, окруженный двенадцатиэтажными точками-табуретками), и кварталы-гостиные, где девяти- и двенадцатиэтажные «корабли», подобно элементам мебельной стенки, соединены кирпичными домами-вставками. Вставки эти достойны отдельной публикации: впервые за годы массового советского домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы. Отказ от предельного рационализма обернулся плюсами для потенциального новосела: «излишки» площадей привели к появлению больших комнат, кухонь, просторных нестандартных холлов-прихожих. Однако вписать в такое помещение дефицитную в те годы мебель, было настоящей проблемой.

Потребительские характеристики

Минусы. Репутация у «корабля» - подмоченная. К сожалению, эти дома утратили былую привлекательность, потому что наши вечно реформируемые эксплуатирующие организации уже давно перестали обновлять фасады. К тому же, позаимствовав технологии и проектировочные решения в странах с более теплым климатом, наши строители забыли утеплить наружные стены, поэтому в случае перебоев с отоплением квартиры в «кораблях» довольно-таки быстро вымерзают. Между тем, пользуясь формулировкой, что спасение проживающих - дело рук самих проживающих, положение можно в значительной степени исправить за счет остекления лоджий, дополнительного утепления окон и входных дверей. Еще одна распространенная проблема «кораблей» - протечки по фасадам.

Но, кроме минусов, есть и плюсы. Конструкция дома-«корабля» (несущий каркас и наружные стены из легких навесных панелей) обеспечивает неплохой запас прочности. Однако следует помнить, что из-за такого конструктива квартиры в «кораблях» не поддаются перепланировкам. Верхнее расположение кухонного окна, конечно, серьезный недостаток, но почему бы не попытаться обратить его в достоинство, и не попробовать расположить кухонную мебель так, как предусматривали проектировщики? Что касается протекающих в сырую погоду наружных стен, то бороться с этим явлением в домах серии 1-Лг-600 значительно легче, нежели в других брежневках: необходимо требовать, чтобы эксплуатирующие организации своевременно обновляли стыки и красочное покрытие фасадов. Наружные стены из газобетонных панелей - не самый худший вариант с точки зрения экологии: они поддерживают особый микроклимат, забирая излишки влаги в сырую погоду и отдавая ее, когда на улице сухо. «Корабельные» лоджии вписаны в фасад ненавязчиво, а потому будучи застекленными, смотрятся совершенно естественно. Большинство домов серии 1-Лг-600 расположено в обжитых спальных районах застройки 70-х годов прошлого века.

Перепланировки и ремонт

Из-за ряда конструктивных особенностей (легкие навесные панели наружных стен и несущий каркас) «корабли» не поддаются перепланировкам.

Наружные стены из газобетонных панелей не держат никаких крепежей (гвозди, дюбели, саморезы и т. п.)

Основные модификации «кораблей» 1-Лг-600

1-ЛГ600А

Девятиэтажные дома с количеством подъездов от трех до девяти. Годы постройки: 1969-1978. В пригородных районах встречаются пяти- и семиэтажные корпуса домов этой модификации, однако в большинстве случаев это девятиэтажные многоподъездные дома. Основная застройка спальных кварталов Кировского и Красносельского районов. Такие дома строились в Приморском, Выборгском, Калининском и Фрунзенском районах. У данного типа домов есть множество модификаций, отличающихся от типовой. Вписывая такие дома в кварталы комплексной застройки, проектировщики научились изгибать их не только под прямым углом. Отсюда - разнообразие «корабельных» планировок. Площади кухонь в типовом варианте - 6,2 кв. м, комнат - 6,2-18,1 кв. м.

1-ЛГ600А-1, 1-ЛГ600А-8

Точечные одноподъездные дома, высотой 9, 12 или 15 этажей. Преимущественно Кировский и Красносельский районы. Прототип данных строений - хрущевка Г-5, основное отличие от прототипа - наличие лоджий в квартирах.

1-ЛГ600А/70

Модернизированный «корабль». Строительство этих домов началось в 1973 году и продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. Прототип серии 1-ЛГ600.11. Главное отличие от первичной модификации - расположение секций «ступеньками», увеличенные до 10,5 кв. м площади кухонь. Этажность - 7, 9, 12, 15 этажей. Строились в Красном Селе и Горелово, Красносельском и Кировском и Приморском районах. Окна в торцах секций, как правило, отсутствуют.

Дом-корабль на Тульскойэто, пожалуй, одно из самых несуразных, но в то же время интересных зданий Москвы. Помимо основного, у достопримечательности есть несколько дополнительных названий, а именно: «дом атомщиков», «дом холостяков», «Титаник», «большой дом», «лежачий небоскреб и т.д.». Неоднократно уже в столице поднимался вопрос о снесении этого здания, которое должно было стать украшением Москвы, ее жемчужиной, но в итоге является чуть ли не позором.

Дом-корабль Тульской: адрес

Расположено чудо архитектуры периода застоя по улице Большая Тульская, 2.

Описание

Дом на Тульской названный кораблем, представляет собой постройку высотой в 50 метров и длиной – почти в полкилометра. Изначально он был белым, и возводился на достаточно пустынной местности, что давало повод создателям мечтать об образе эдакого круизного лайнера на фоне голубого неба. Но сегодня дом от старости и грязи посерел, а вокруг него выросло много других построек. И на корабль в океане здание теперь уж точно не похоже.

Дом на Тульской фактически имеет 14 этажей, хотя если смотреть на него со стороны, кажется, что их 16. В 9 подъездах насчитывается около тысячи квартир самых разных габаритов и типов планировки (в том числе и двухуровневых).

Между подъездами и по краям дома оборудованы проходы с колоннами – это сделано для того чтобы людям не нужно было огибать почти полукилометровое здание. Качество внутренней и внешней отделки на разных участках «корабля» отличается друг от друга – а все потому что строилась махина много лет, и исполнители постоянно менялись.

Нижние этажи – не жилые: они изначально предназначались для размещения бытовых объектов (прачечной, обувной, часовой, слесарной и ювелирной мастерских, почты, ЖЭКа, сберкассы и т.д.). Дом имеет большую и интересную плоскую крышу. В нее «вмонтированы» системы вентиляции, помещения для их обслуживания и входы, ведущие на черные лестницы.

Во дворе дома на Тульской имеются школа, детский сад, бассейн, спортивные и игровая площадки, а также теплоузел. В состав здания входит большой гастроном, где жильцы могут запастись продуктами. Складские помещения его спрятаны под землей.

Дом-корабль на Тульской: плюсы и минусы

Согласно отзывам жильцов, у дома на Тульской есть масса достоинств. Но при этом и минусов немало. Так, например, к первым можно отнести добротные деревянные двери (и квартирные, и подъездные, и даже в щитовых); пожарную сигнализацию в каждом жилище; специальные балконы для эвакуации на последних этажах; паркетные полы; окна с толстыми стеклами и шумоизоляцией и т.д.

Среди недостатков – множество инженерно-строительных недоработок, доходящих до курьезов: запутанная система водоснабжения (в одной квартире может быть несколько стояков, и вентили, относящиеся к соседским кранам); помещения с окнами, но без дверей («ничейные» комнаты); брак отделки в более поздних частях здания и другие «проколы».

Дом-корабль на Тульской: история

Идея возведения гигантского дома на Тульской возникла в конце 60-х, и для того времени она была инновационной. За основу взяли финский проект, адаптированный под советские реалии. «Корректуру» осуществляла группа архитекторов во главе с Владимиром Бабадом, который до этого занимался созданием исключительно атомных объектов.

В качестве места под застройку был выбран достаточно пустынный и запущенный район Серпуховской заставы на окраине столицы. На тот момент здесь доживали свой век несколько дореволюционных зданий, а также стояли добротные 3-5-этажные домики, возведенные в 30-х годах. В конце 60-х территория была основательно расчищена, а на заре 70-х начато строительство «корабля».

Работы по возведению дома на Тульской продолжались два десятилетия. Когда в 1981-м в одну часть дома уже заселялись первые жильцы, другие пребывали еще только на стадии проекта. Примечательно, что сначала были построены и сданы крайние подъезды, а затем серединка дома, которую «доводили до ума» солдаты из стройотрядов, не отличающиеся особым мастерством и рвением к работе.

Согласно задумке архитекторов, дом-корабль характеризуется повышенной сейсмологической устойчивостью. Все его углы имеют не 90, а 87 или 93 градуса, что должно препятствовать складыванию здания в случае ядерных взрывов или землетрясений.

Предполагалось, что в будущем у дома появится «брат-близнец», стоящий напротив. Но началась перестройка, и эта идея была «похоронена». Строительство «корабля» было завершено в 1992-1993-м годах. Большое количество его квартир было выделено одиноким людям, а также работникам атомной промышленности (отсюда другие варианты названий дома).