Эксплуатационные расходы. Структура и классификация эксплуатационных расходов

Полные эксплуатационные расходы сформированные в разрезе:

Зависящих (непосредственно связанных с продвижением поездов);

Условно-постоянных (на содержание вводимых основных фондов) затрат.

Зависящие затраты на продвижение поездов

Для расчета зависящих затрат по грузовым перевозкам использовались следующие данные:

Прирост грузопотоков по участкам сети;

Протяженность маршрутов следования грузопотоков;

Вид тяги (электровозная или тепловозная);

Показатели удельных затрат на пропуск груженого и порожнего вагонов, принятых на основе данных «Управленческой отчетности о доходах, расходах и финансовых результатах по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» 7-у и определенных с использованием программы по расчету экономически целесообразных направлений вагонопотоков на полигонах сети железных дорог. В составе указанных затрат не учтены затраты, относимые на вагонную составляющую (стоимость плановых видов ремонтов подвижного состава, амортизация грузовых вагонов и т.п.).

При расчете прогнозируемых зависящих затрат по грузовым перевозкам учитывалось улучшение показателей эксплуатационной работы в результате изменения технического состояния участков сети железных дорог, в том числе за счет их электрификации к расчетному году.

Эксплуатационные расходы на продвижение пассажирских поездов были рассчитаны с использованием показателя прироста пробега поездов и действующих в ОАО «РЖД» единичных расходных ставок на 1 поездо-км в дальнем и пригородном сообщениях.

Условно-постоянные затраты

Прирост условно-постоянных затрат ОАО «РЖД» на содержание создаваемых объектов железнодорожной инфраструктуры определен через сумму формируемых дополнительных амортизационных отчислений, возникающих в результате ввода дополнительных основных фондов при реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры, сложившегося соотношения величины амортизационных отчислений к полным затратам на содержание объектов инфраструктуры (37,4%) и долю условно-постоянных затрат на инфраструктуру (71,7%) в составе полных затрат на ее содержание.

Результаты оценки дополнительной прибыли по перевозочной деятельности ОАО «РЖД»

Дополнительные доходы ОАО «РЖД» в части локомотивной и инфраструктурной составляющей грузовых и пассажирских перевозок на 2025 год составят около 486 млрд. руб. по отношению к отчетному периоду. Прирост эксплуатационных расходов при этом оценен в размере 269 млрд. руб. без учета амортизации и налоговых платежей. Таким образом, прирост прибыли от перевозочной деятельности (до налогообложения) на 2025 год может достигать порядка 217 млрд. руб.



Результаты оценки влияния степени развития железнодорожного транспорта на экономику Российской Федерации

Одним из основных получателей выгод от развития железнодорожного транспорта является бюджетная система Российской Федерации. Выполненный расчет показал, что величина притоков денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации за счет налоговых поступлений и социальных отчислений оценена за 30-ти летний горизонт планирования в размере около 6,5 трлн руб.

Выполненная оценка макроэкономической эффективности реализации Генеральной схемы развития железных дорог показала, что суммарная величина добавленной стоимости от реализации Генсхемы до 2044 года составит – 25,7 трлн. руб., или 855 млрд. руб. ежегодно, что в среднем составит около 1% от общего ВВП Российской Федерации.

Проекты ВСМ также формируют для государства бюджетные эффекты, включающие в себя эффекты инвестиционного спроса, агломерационные эффекты от развития территорий и эффекты от роста туризма. Суммарные бюджетные эффекты за 10 лет до 2040 года составят 5,9 трлн руб.

Притоки денежных средств бюджетной системы Российской Федерации и оценка макроэкономической эффективности с разбивкой по федеральным округам представлены в таблице 12.1.

Таблица 12.1 - Притоки денежных средств бюджетной системы Российской Федерации и оценка ВВП, млрд. руб.


Выводы

Реализация предусмотренных Генеральной схемой мероприятий по развитию инфраструктуры позволит достичь основных целевых значений показателей работы железнодорожного транспорта на перспективу до 2025 года, в том числе:

ü грузооборот – 2895 млрд ткм;

ü пассажирооборот – 145,8 млрд пасс.км;

ü транспортная мобильность (подвижность) населения – 1011 пасс.-км на 1 чел. в год;

ü средний вес грузового поезда – 4160 т;

ü доля груженых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок – 96 %.

В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД», протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 4,1 тыс. км (в том числе скоростных линий – почти 3,4 тыс. км, высокоскоростных – 772 км). К 2030 году Россия по показателю протяженности линий высокоскоростного пассажирского движения выйдет на уровень развитых европейских стран и Японии.

Для освоения планируемых объемов перевозок предусматривается реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры, с использованием принципа комплексных проектов, в том числе:

Комплексную реконструкцию участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожныхподходов к портам на южном берегу Финского залива;

Усиление пропускной способности направления Волховстрой – Мурманск;

Развитие участка Коноша – Лабытнанги (при строительстве линии Надым – Салехард);

Развитие Московского ж.-д. узла;

Комплексную реконструкцию участка Им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла;

Комплексную реконструкцию участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская;

Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

Развитие участка Тайшет – Междуреченск;

Реконструкция участка Тобольск – Коротчаево;

Проекты организации скоростного и высокоскоростного движения;

И другие проекты.

В целом по сети железных дорог ОАО «РЖД» потребуется осуществить:

Строительство 5,0 тыс. км дополнительных главных путей;

Оборудование 1,8 тыс. км участков автоблокировкой;

Электрификацию 1,1 тыс. км участков.

Суммарная потребность в инвестициях на период 2016-2025 гг. оценивается в 10,6 трлн руб. в прогнозных ценах без НДС, в период 2016-2020 гг. – 4,4 трлн руб., в период 2021-2025 гг. – 6,2 трлн руб.

Дополнительные доходы ОАО «РЖД» в части локомотивной и инфраструктурной составляющей грузовых и пассажирских перевозок на 2025 год составят около 486 млрд руб. по отношению к отчетному периоду. Прирост эксплуатационных расходов при этом оценен в размере 269 млрд руб. без учета амортизации и налоговых платежей. Таким образом, прирост прибыли по перевозочной деятельности (до налогообложения) на 2025 год может достигать порядка 217 млрд руб.

Вместе с тем, одним из основных получателей выгод от развития железнодорожного транспорта является бюджетная система Российской Федерации.

Величина притоков денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, формируемая в результате реализации мероприятий по развитию пропускных способностей и закупке тягового подвижного состава, за счет налоговых поступлений и социальных отчислений оценена за 30-ти летний горизонт планирования в размере около 6,5 трлн руб. , в том числе:

- внутренние притоки – 1,7 трлн руб.;

- основные внешние притоки – 4,5 трлн руб.;

- обеспечивающие внешние притоки – 0,3 трлн руб.


Данные показатели подлежат уточнению в соответствии со «Статистическим отчетом о работе железнодорожного транспорта за 2015 год»

В соответствии с протоколом первого вице-президента ОАО «РЖД» Краснощека А.А. от 4-5 апреля 2016 г. №АК-14/пр Дирекцией тяги ОАО «РЖД» в апреле ведется уточнение баланса парков с определением инвестиционных затрат

Железнодорожный транспорт представляет собой отрасль материального производства, продукция которой не имеет новой вещественное формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, необходимость четкого взаимодействия каждого элемента производственного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости перевозов как комплексному показателю особо важное значение.

В состав эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта входят расходы на потребленные средства производства и на оплату труда работников.

Первая часть - это оборотные средства предприятия. К ним относятся материальные затраты на ремонт, эксплуатацию, топливо, электроэнергию, смазку и т.д. Они используются однократно, единовременно и полностью переносят свою стоимость на продукцию. При этом топливо и электроэнергия входят в продукт не материально, а только по своей стоимости. Кроме того, в оборотные средства входят фонды обращения - денежные потоки, необходимые для закупки сырья, топлива, выдачи заработной платы.

Вторая часть средств производства - средства труда: сооружения, здания, средства сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ), подвижной состав, рабочие машины и др. Они потребляются в процессе производства постепенно и переносят, изнашиваясь, свою стоимость на продукцию по частям.

По своему составу, количеству и мощности основные фонды должны соответствовать объему работы железных дорог.

Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим экономическую сторону деятельности предприятия. В ней отражается качество всей работы - состояние технической оснащенности, степень использования основных средств, повышение производительности труда, внедрение новых прогрессивных технологий, уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов, кадровая политика, качество управленческого труда и многие другие характеристики и показатели работы предприятия.

Себестоимость железнодорожных перевозок рассчитывается на трех уровнях управления - в отделениях дорог, на железных дорогах и в целом по сети железных дорог.

В производственной себестоимости учитываются затраты, непосредственно связанные с производством продукции. Полная себестоимость включает производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции. В состав себестоимости не включаются затраты, не связанные с производством продукции.

Расходы железнодорожного транспорта планируются и учитываются в соответствии с Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог. По связи с производственным процессом расходы эксплуатационной деятельности подразделяются на основные и общехозяйственные расходы. Основные расходы, в свою очередь, подразделяются на основные, специфические для отдельных отраслей хозяйства, и общие для всех отраслей хозяйства железных дорог.

Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов:

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Материалы;

Топливо;

Электроэнергия;

Прочие материальные затраты;

Амортизация основных фондов;

Прочие расходы.

Однако, в последние годы, в связи с изменениями объемов грузовых и пассажирских перевозок, качественных показателей использования подвижного состава, уровня заработной платы, цен на материалы, топливо, электроэнергию, стоимость основных фондов и т.д структура эксплуатационных расходов существенно изменилась - снизился удельный вес затрат на оплату труда и топливо, но повысился по затратам на амортизацию, капитальный ремонт основных средств, электроэнергию.

Введение

1. Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта

1.1 Состав и структура эксплуатационных расходов

2. Себестоимость железнодорожных перевозок

2.1 Понятие себестоимости перевозок

2.2 Методы определения себестоимости перевозок

2.3 Пути снижения себестоимости железнодорожных перевозок

Список литературы


Введение

Важную роль в развитии экономики страны занимает железнодорожный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.

Железнодорожный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества - здравоохранение, культуру, просвещение и др.

Целью данной курсовой работы является теоретически обосновать важность планирования эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок железнодорожного транспорта.

Планирование эксплуатационных расходов позволяет выполнить заданный объем перевозок необходимыми денежными средствами. Себестоимость продукции - один из важных показателей работы предприятия железнодорожного транспорта. Себестоимость выпускаемой продукции показывает, во что обходится ее производство и реализация данному предприятию.

Управление затратами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат на основе применения не только дифференцированных технически и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат.


1. Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта 1.1 Состав и структура эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат железных дорог, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты

Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию основных фондов отчисления в ремонтный фонд, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

По элементу “Затраты на оплату труда" отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты не оплату труда на состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.

По элементу “Отчисления на социальные нужды’ отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, на медицинское страхование работников.

В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых а процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др.

В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.

В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.

По элементу “Амортизация основных фондов’ планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.

К прочим расходам относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда и др.

Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с " Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации". В этом документе выделяются расходы по двум видам деятельности: основной и подсобно-вспомогательной. В эксплуатационные расходы включаются расходы по основной деятельности, связанные с перевозками.

Эксплуатационные расходы планируются по элементам затрат. Экономические элементы - это однородные виды затрат на производство продукции.

Структура эксплуатационных расходов железных дорог по элементам затрат приведена в таблице 1.


Таблица 1. Состав и структура эксплуатационных расходов по элементам затрат.

Элементы затрат Структура эксплуатационных расходов,%
Всего В том числе по хозяйствам
локомотивному вагонному пути
Затраты на оплату труда 25,4 22,5 20,8 17,3
Материальные затраты 24,6 49,4 26,2 5,6
в т. ч. материалы 6,7 6,8 13,7 3,7
топливо 4,7 14,5 1,2 0,8
электроэнергия 6,4 19,0 1,2 0,5
прочие материальные затраты 6,8 9,1 10,1 0,6
Амортизация основных средств 17,5 9,4 36,5 25,6
Прочие затраты и отчисления на социальные нужды 32,5 18,7 16,5 51,5
Всего затрат без НИОКР 100,0 100,0 100,0 100,0

Расходы отдельных статей группируются по местам возникновения затрат и по хозяйствам железнодорожного транспорта. Удельный вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатационных расходов не одинаков. Наиболее высокий удельный (27,1%) занимают расходы локомотивного хозяйства, хозяйства пути (24,9%) и вагонного хозяйства (11,8%). На долю, этих трех хозяйств приходится 63,8% общей суммы эксплуатационных расходов железных дорог. Удельный вес расходов пассажирского хозяйства - 8,6%, хозяйства перевозок - 4,5%, СЦБ и связи - 5,1%, электрификации и электроснабжения - 3,8%, грузовой и коммерческой работы - 1,9%, гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения - 2,5%, отделения дороги - 3,4%, управления дороги и общедорожных организаций 6,0%.

На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние объем перевозок, техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновления технических средств, повышение качества и мотивации труда, нормирование ресурсов и затрат и многие другие факторы.

Большое влияние на структуру эксплуатационных расходов оказывает техническая реконструкция железнодорожного транспорта и прежде всего внедрение электрической и тепловозной тяги.

1.2 Классификация эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы железных дорог классифицируют на основные и общехозяйственные, прямые и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.

К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным - расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства. Например, специфическими основными расходами для вагонного хозяйства являются затраты на текущий и деповской ремонт грузовых вагонов и др.

К основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, относятся: транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды); оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и др.); скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу; отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.

Общехозяйственные расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения отчислениям в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).

Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукция или выполнением конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы - это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукция или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение. Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.

К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. Расходы, мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято условно относить к независящим (условно постоянным).

Расходы на железнодорожном транспорте планируют и учитывают по установленной Номенклатуре расходов по основной деятельности железных дорог. Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения. Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указывают измеритель, с которым связаны расходы, и приводят пояснения о том, какие виды затрат относятся на эту статью расхода. Основные расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, имеют свою нумерацию. По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным расходам для всех хозяйств установлена единая номенклатура и единая нумерация. Каждое предприятие использует по основным общим и общехозяйственным расходам те статьи, которые имеют к нему отношение. Кроме номенклатуры расходов, используемой подразделениями железнодорожного транспорта по эксплуатационной деятельности (перевозкам), установлена номенклатура расходов по подсобно-вспомогательной деятельности, т.е. для предприятий, финансируемых из прочих источников (механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, пунктов льдозаготовок, баз топлива, баз обслуживания пассажирских вагонов, путевых машинных станций, карьеров, складов материалов и др.).

Эксплуатационные расходы и себестоимость Издержками предприятий железнодорожного транспорта являются эксплуатационные расходы, а себестоимость продукции определяется величиной эксплуатационных расходов, приходящихся на
единицу перевозок или отдельных видов работ и услуг. В состав эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта входят расходы на потребленные средства производства и на оплату труда работников. Кроме расходов на материальные затраты и амортизационные отчисления, в эксплуатационные расходы входят фонд оплаты труда, включающий заработную плату, которая непосредственно выплачивается работникам эксплуатационного контингента железнодорожного транспорта, и начисления на нее в виде Единого социального налога - 34,4 % от
фонда оплаты труда (ФОТ):
– в фонд социального страхования (2,9 %);
– обязательного медицинского страхования (3,1 %);
- ТФМС (2%).
– в пенсионный фонд (26 %).
-от несчастных случаев на пр-ве (0,4%).
Учет начислений на заработную плату в эксплуатационных расходах и в себестоимости перевозок позволяет определить и часть общественных издержек в сумме расходов предприятия на производство его продукции.
Таким образом, эксплуатационные расходы железных дорог состоят из заработной платы, начислений на нее, расходов на материальные ресурсы (входящие в состав оборотных фондов), амортизационных отчислений и прочих расходов. Величина эксплуатационных расходов железных дорог, приходящаяся на единицу продукции, образует себестоимость железнодорожных перевозок. Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим экономическую сторону деятельности предприятия. В ней отражается качество всей работы - состояние технической оснащенности, степень использования основных средств, повышение производительности труда, внедрение новых прогрессивных технологий, уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов, кадровая политика, качество управленческого труда и многие другие характеристики и показатели работы предприятия.
Продукция транспорта - перевозки - измеряется тонно-километрами (тЧкм) и пассажиро-километрами, а в среднем - приведенными тонно-километрами (тЧкм). Себестоимость приведенной продукции определяют делением эксплуатационных расходов на сумму тонно-километров и пассажиро-километров (приведенные тонно-километры). При этом и условно принимается, что себестоимость одного пассажиро-километра равна себестоимости тонно-километра. Однако себестоимость этих видов перевозок неодинакова. В настоящее время себестоимость пассажирских перевозок на сети железных дорог в три с лишним раза выше себестоимости грузовых перевозок. Поэтому себестоимость рассчитывают отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам на основе распределения всех эксплуатационных расходов по видам перевозок. На железнодорожном транспорте также путем распределения эксплуатационных расходов по видам работ оп-
ределяется средняя величина себестоимости перевозок по видам тяги, видам сообщения, категориям поездов и операциям перевозочного процесса. Себестоимость железнодорожных перевозок рассчитывается
на трех уровнях управления - в отделениях дорог, на железных дорогах и в целом по сети железных дорог. В структурных подразделениях отделений дороги определяется себестоимость продукции их работы. Она представляет собой величину эксплуатационных расходов (отдельно по видам работ - эксплуатация и ремонт), приходящихся на единицу продукции, выраженной в определенных измерителях работы. Себестоимость перевозок (работ и услуг) включена в механизм регулирования экономических взаимоотношений между предприятиями железнодорожного транспорта и пользователями его услуг, между отраслью и государством.
Себестоимость перевозок зависит от многих факторов. Основными и главнейшими факторами, определяющими величину себестоимости перевозок и производительности труда, являются объем перевозок, удельный вес электрической и тепловозной тяги, техническое оснащение, степень его использования и уровень качественных показателей работы. Производительность труда оказывает значительное влияние на себестоимость перевозок. Это обусловлено не только тем, что удельный вес расходов на заработную плату с начислениями составляет на железных дорогах 34,4 % всех расходов, но и тем, что повышение производительности труда решает определенный круг социальных проблем. Себестоимость перевозок рассчитывается по расходам, связанным с основной деятельностью. Расходы по подсобно-вспомогательной деятельности в себестоимость перевозок не входят. В себестоимость железнодорожных перевозок включаются только расходы магистрального транспорта. Погрузка и выгрузка, подвоз и вывоз груза к станциям
выполняются, в основном, средствами клиентуры, и расходы по этим операциям в себестоимость не входят.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГОУ ВПО УрГУПС)

Кафедра «Экономика транспорта»

тема лекции:

«Эксплуатационные расходы железных дорог»

по дисциплине: «Экономика железнодорожного транспорта»

к.э.н., ст. преподаватель кафедры

«Экономика транспорта» Л.И. Чернышова

к.т.н., ст. преподаватель кафедры

«Экономика транспорта» Н.А. Афанасьева

Екатеринбург

План лекции:

    Состав и структура эксплуатационных расходов.

    Планирование эксплуатационных расходов.

    Основные методы планирования.

1. Состав и структура эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, необходимые для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.

Текущие затраты – расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

Цель планирования эксплуатационных расходов – обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств. Планируются эксплуатационные расходы по сети железных дорог, железным дорогам и линейным производственным структурам.

Планирование, прогнозирование и учет текущих (эксплуатационных) расходов железных дорог осуществляется в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД». Учет расходов по этому документу имеет своей целью обоснованное определение потребности во всех видах ресурсов (в денежном выражении) для выполнения намеченных объемов работ, единообразное определение состава затрат, включаемых в отдельные группы расходов, единый подход к формированию финансовых результатов, получение необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг), для ценообразования, управления затратами, их анализа и выявления на этой основе возможностей их оптимизации.

Планы и прогнозы расходов должны предусматривать соответствие их намечаемым объемам производства продукции (перевозок, работ, услуг), ее качеству и конечным финансовым результатам деятельности компании при снижении затрат на единицу продукции прежде всего за счет:

− лучшего использования имеющихся и внедрения новых, более совершенных технических средств и технологических процессов;

− роста производительности на основе применения трудосберегающих технологий, улучшения организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, создания действенной системы мотивации труда;

− сокращения материальных затрат в результате экономного расходования материалов, топлива и электроэнергии, внедрения ресурсосберегающих технологий, повторного использования материалов и т. д.;

− экономии управленческих и других общехозяйственных расходов посредством информатизации процессов управления, совершенствования организационной структуры, повышения квалификации работников сферы управления, применения эффективных методов менеджмента.

Планирование и учет расходов должны обеспечит:

− формирование полной и достоверной информации о фактических расходах на перевозки, изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг для обоснования управленческих решений. А также для использования этой информации заинтересованными организациями;

− контроль за исполнением материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами;

− своевременное предотвращение негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление и мобилизацию внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;

− соответствие расходов получаемым доходам.

Для достижения перечисленных выше целей планирование и учет расходов осуществляются по единой номенклатуре, которая представляет собой обоснованную классификацию и систематизированный перечень расходов.

В этом документе изложены принципы группировки расходов по признакам их классификации, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

В Номенклатуре доходов и расходов выделены основные признаки их классификации: по элементам затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам работ (УВР), видам деятельности (рис. 1.1.).

Классификатор расходов ОАО «РЖД» представляет собой перечень статей расходов, сгруппированных по различным признакам

Расходы по обычным видам деятельности

Прочие расходы

Производственные расходы

Общехозяйственные расходы

А. Без расходов на содержание аппарата

управления

Б. Расходы на

аппарата

управления

Прямые производственные

Общепроизводственные расходы

Вид деятельности

Отраслевое хозяйство

Рисунок 1.1. – Классификация расходов ОАО «РЖД»

По видам деятельности ОАО «РЖД» в зависимости от характера, а также условий осуществления направлений деятельности, расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности) и прочие расходы.

Расходы планируются и учитываются по сети железных дорог, по железным дорогам и другим филиалам и структурным подразделениям по статьям Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», а внутри статей – по элементам затрат: затраты на оплату труда; материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты); отчисления на социальные нужды; амортизация, прочие затраты. Группировка по таким элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат.

Структура расходов отраслевых хозяйств по элементам затрат существенно различается. Удельный вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатационных расходов неодинаков. Наиболее высокий удельный вес занимают расходы локомотивного хозяйства (26,9%), хозяйства пути (24,4%) и вагонного хозяйства (10,6%). На долю этих трех хозяйств приходится 61,9% общей суммы эксплуатационных расходов железных дорог. Удельный вес расходов пассажирского хозяйства составляет 8,7%; хозяйства перевозок – 3,4%; сигнализации, централизации и блокировки – 3,8%; хозяйства связи – 3,8%,; электрификации и электроснабжения – 4,8%; грузовой и коммерческой работы – 1,5 %; гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения – 2,9% и т.д.

На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние: объем перевозок, техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновления технических средств, уровень производительности труда, нормативы затрат потребляемых материальных ресурсов и цены на них, а также многие другие факторы.

Для планирования расходов важное значение имеет их учет по отдельным видам работ.

    По признаку учета расходы делятся на прямые и косвенные (распределяемые):

- прямые расходы – это издержки, которые непосредственно учитываются и относятся на конкретный вид деятельности, работ и услуг;

- косвенные расходы связаны с выполнением нескольких видов деятельности, работ и услуг должны распределяться между ними косвенным, расчетным путем, согласно принятой в отрасли методике: пропорционально выполненному объему работы, затратам определенных измерителей или фонду оплаты труда. Это распределение всегда имеет приближенный характер. Поэтому при формировании достоверной информации, используемой для расчета, анализа затрат и выявления резервов их снижения, большое значение имеет совершенствование отчетности по учету расходов, включаемых в состав себестоимости отдельных видов работ и услуг, а также расширение перечня прямых расходов.

2. По связи расходов с объемом работы расходы делятся на переменные и условно-постоянные:

- переменные расходы включают в себя зависящие от объема перевозок расходы, величина которых изменяется прямо пропорционально объему перевозок. Величина зависящих расходов различается по дорогам, по видам деятельности и укрупненным видам работ, по видам тяги, по видам сообщения и операциям перевозочного процесса. Удельный вес зависящих расходов изменяется также по различным временным периодам их расчета и анализа.

- условно-постоянные – все остальные расходы, которые мало зависят от объема работы.