Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина. Экономическая и финансовая политика С. Ю. Витте

29. Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматри­вал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фак­тор, как социальный инструмент стабилизации политической об­становки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяи­на земли Русской» Николая II (1894-1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за пре­дыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввози­мые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были бан­ки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. ис­ключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правитель­ства конца XIX - начала XX в. оставалась противоречивой. И про­грамме Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин эко­номического кризиса 1900-1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в сниже­нии темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъ­ем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в на­чале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Мини­стров в 1906-1911 гг.

Цель реформы : сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

    Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.

    крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор

    создавался фонд из части казенных и императорских земель

    для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

    правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

На деле : 35% крестьян вышло из общины 10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв. Экономическая политика С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

Чудиновских Дарья

Студентка ЭУИС 1-8

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв.

В конце XIX-начале XX в. Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась её географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшими ресурсами.

В выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, а впоследствии П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла мирные инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (А. М. Безобразов («Безобразовская клика»), А. П. Извольский, С.Д. Сазонов).

Россия была аграрной страной, где 2/3 населения проживало в сельской местности, с уникальной, многонациональной культурой и с ужасающей неграмотностью населения. В экономике России, которая была страной второго эшелона капитализма, в свою очередь были представлены экономические уклады и элементы различных формаций.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

Основные направления внешней политики России:

· Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией -- за влияние на Балканах.

· Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

· Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. В 1891 г. было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение. В 1896 г. был подписан договор о строительстве КВЖД. Эти договоры сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. В 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк. В 1898 г. Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем (Дальним). Военно-морское присутствие России в бухте Циньхуандо позволяло ей проводить активную политику как в Китае, так и на корейском полуострове. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию на подавление восстания «Ихэтуань». Русско-японские переговоры 1903 г. о судьбах Маньчжурии и Кореи зашли в тупик, так как обе стороны стремились к полному господству в Маньчжурии.

Миротворческие инициативы России и Гаагская конференция 1899 года

Была созвана в столице Голландии Гааге. В ней приняли участие 26 стран Европы, Азии и Америки. Ими были взяты на себя следующие обязательства:

· не использовать удушливые и отравляющие газы (Германия впоследствии нарушила - Ипр (иприт))

· не применять газосодержащие снаряды и гранаты

· не использовать разрывные пули

Руководителями российской внешней политики на тот момент были Н.К. Гирс, А.Б. Лобанов-Ростовский, В.Н. Ламздорф.

Дальневосточная политика России. Экономические, военно-стратегические и политические причины усиления внимания русских правительственных кругов к Дальнему Востоку в конце XIX в. Освоение новых земель в Приамурье и Приморье, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, создание Тихоокеанского флота. Русско-китайский договор 1896 г. об оборонительном союзе. Строительство Китайско-Востойчной железной дороги. Договор с Китаем 1898 г. об аренде Порт-Артура. Участие России в подавлении народного восстания (Ихэтуань) в Китае в 1900 г. Разногласия в русских правительственных кругах по вопросам дальневосточной политики.

Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX вв.

· На рубеже XIX--XX вв. Россия являлась страной со средним уровнем развития капитализма. Сохранение в экономике пережитков феодализма, обусловливали противоречивое, нестабильное развитие общества. Но если по ряду важнейших экономических показателей Россия отставала от передовых стран, то по темпам развития промышленности превосходила их.

· В стране создавались мощные монополистические объединения картели, синдикаты.

· Динамика промышленного развития России в 1893-1913 гг.

· Промышленный подъем 1893-1899 гг. Рост промышленности, торговли, финансово-банковской системы, развитие железнодорожной сети.

· Кризис 1900-1903 гг. и его особенности.

· Депрессия 1904-1908 гг.

· Новый промышленный подъем 1909-1913 гг.

· Особенности сельского хозяйства в России в начале XX в.

· Капитализация помещичьего и крестьянского хозяйства.

· Социальные противоречия в деревне.

· Обострение борьбы крестьянства с помещиками за землю.

· Развитие кооперативного движения.

· Первые кооперативные организации в России были основаны представителями интеллигенции.

· Рост населения России в 1897-1913 гг.

С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

внешний политика витте экономический

· Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.

· К началу XX в. экономическая платформа Витте в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза.

· Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; он выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дел.

· По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Отныне торговля водкой производилась только в казенных винных лавках. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день.

· Также в 1894 г. сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство.

· В 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Министр финансов тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире.

· Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.

· В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

· С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике.

· В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.

· По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто, после этого последовало увольнение министра финансов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Периодизация экономического развития России в конце XIX - начале XX века. Состояние и развитие банковской системы. Социальная политика на рубеже XIX- XX веков. Сущность экономической реформы С.Ю. Витте. Социально-экономическое развитие Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Экономическая политика царского правительства в конце XIX – начале ХХ века. Биографические сведения о семье и жизни Витте, факторы формирования его мировоззрения и характера. Становление и развитие "Системы Витте". Деятельность Витте как дипломата.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX веков, состояние и развитие армии и флота империи. Активное привлечение армии к решению внутриполитических вопросов страны и его результаты. Влияние милитаризма на экономику страны.

    реферат , добавлен 08.08.2009

    Самодержавная форма правления и экономический прогресс России. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX века. Политическое положение в Европе. Мирные инициативы Николая II. Русско-японская война, итоги и последствия. Реформы П.А. Столыпина.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Изучение места России в мировой цивилизации как страны "второго эшелона". Политическая система и социально-классовая структура общества. Особенности развития капитализма. Внутренняя и внешняя политика царизма. Кризис самодержавия. Реформы С.Ю. Витте.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

Балтийский Государственный Технический Университет

«ВОЕНМЕХ»

Экономическая политика

Витте

И ее реформы


С тудентки группы И-434

Д.А. Петровой

П реподаватель:

С.Ю. Витте министр путей сообщения в 1892 г., финансов в 1892-1903 гг., председатель Комитета министров в 1903-1905 и реформированного Совета министров в 1905-1906 годах.

Сергей Юлиевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. и воспитывался в семье своего деда А.М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. Саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края.

Витте-мемуарист хотел убедить потомков, что происходил не из малоизвестных обрусевших немцев, а родился в семье дворянина, к моменту его рождения принявшего православие и с годами под влиянием семьи Фадеевых сделавшегося «и по духу… вполне православным». Витте позаботился, чтобы эти сведения о его родословной попали в солидные справочные издания.

Столь ревностное отношение Витте к своему дворянскому происхождению и преданность православию, очевидно, легко понять, зная атмосферу духовной жизни воспитывающей его семьи Фадеевых, в которой вечной занозой сидели и лютеранское прошлое, и родословная его отца.

Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где в 1870 г. он закончил курс наук в Новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата.

1 июля 1871 г. Витте был причислен чиновником к канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а через 2 года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших ступеней.

В 1874 г. с упразднением Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора Витте был «оставлен за штатом на общем основании». Однако в апреле 1877 г. он подал прошение об увольнении с государственной службы.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне Одесская дорога влилась в частное Общество Юго-западных железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И.С. Блиохом. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет.

Духовный мир молодого человека складывался под влиянием его дяди. Витте оказался под влиянием славянофильских идей, увлекался богословскими сочинениями А.С. Хомякова.

После 1 марта 1881 года Витте живо включился в большую политическую игру, затеянную Фадеевым и его единомышленниками. Как только до Киева дошла весть о покушении на Александра 2, Витте написал в столицу Фадееву и подал идею о создании дворянской конспиративной организации для охраны императора и борьбы с революционерами их же методами. Фадеев подхватил эту идею в Петербурге и с помощью Воронцова-Дашкова о положении в Киеве и на Юге, свидетельствующие о том, что Витте ревностно относился к исполнению возложенных на него «Дружиной» обязанностей.

В 1886 г., следуя славянофильским традициям, он в №3 аксаковской «Руси» в статье «Мануфактурное крепостничество» заявил себя ярым противником развития капитализма в России и превращения русского крестьянина в частичного рабочего, раба капитала и машины.

Витте был человеком практического ума, и хотя политическая программа Фадеева запала ему глубоко в душу, это не помешало ему во второй половине 1880-х годов сблизится с контролировавшей идеологию группой Каткова, Победоносцева, Толстого, тем более что это не потребовало от Витте значительной внутренней перестройки.

Витте, служивший в 1887 г. управляющим юго-Западными железными дорогами, безоговорочно поддержал компанию Каткова против Бунге в печати Юга, выступив на стороне Вышнеградского. Победа Вышнеградского открыла путь на государственную службу и для Витте. В 1889 году при поддержке «Московских ведомостей» он получил должность директора Департамента железных дорог в Министерстве финансов. Пришлось отказаться от вознаграждения в 50 тыс. рублей ежегодно, которое Витте получал на частной службе, и перейти на казенное жалование в 16 тыс., из которых половину Александр 3 согласился «платить из своего кошелька», принимая во внимание заслуги Витте в железнодорожном деле.

В начале 1892 г. он уже министр путей сообщения. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнил новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте была разведенной и еврейкой. В августе 1892 г. в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался его преемником на посту министра финансов.

Заняв кресло одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытия пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течении двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. И все же от груза идейного багажа своих наставников Аксакова, Фадеева и Каткова Витте освободился не сразу, не говоря уже о том, что созданная им экономическая система находилась в зависимости от политической доктрины Александра 3, сформулированной усилиями Каткова и Победоносцева.

В начале 1890-х годов он еще не изменил общинным идеалам, считал русское крестьянство консервативной силой и «главной опорой порядка». Однако именно Витте в 1894-1895 гг. добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий.

Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни один из царских министров финансов широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили государственный банк и учреждения Министерства финансов, контролировавшие деятельность акционерных коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожной строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика замораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). В 1890-е годы резко возросло влияние Министерства Финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.

В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Витте считал возможным распространить в отдаленном будущем опыт своей экономической реформы на систему местного управления.

Однако честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис. Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной при сохранении традиционной системы власти и существовавших экономических отношений в деревне, и Витте скоро начал отдавать себе в этом отчет.

Не желая «быть дураком» Витте в 1896 г., следуя настоятельным советам Бунге, отказался от поддержки общинного землевладения. В 1898 г. он сделал первую попытку добиться в Комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К. Плеве, К.П. Победоносцевым и П.Н. Дурново. К 1899 г. при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинное землевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 г. Витте возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым взяв, казалось бы, к себе в Министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Однако на пути Витте встал его давний противник Плеве, назначенный министром внутренних дел.

Каковы бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя Комитета министров, который он получил, был несоизмеримо менее влиятелен.

Летом 1904 г., после убийства Е.С. Созоновым министра внутренних дел Плеве, к Витте вернулось деятельное состояние. Вопреки своим утверждениям, что полицейская карьера его не прельщала, он пытался занять освободившееся место.

17 января 1905 г. Николай 2, обращавшийся за советом не только к Витте, но и к другим министрам, приказал ему составить из них совещание по «мерам, необходимым для успокоения страны», и о возможных реформах сверх предусмотренных указом от 12 декабря 1904 г.

21 марта Совет министров, собравшись под председательством Сольского, не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905 г., которым были разрешены петиции. Царя как бы обвинили в либерализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось без последствий. 30 марта царь закрыл возглавлявшееся Витте с 1902 г. сельскохозяйственное совещание, а 16 апреля – совещание министров под его же председательством, созданное 17 января 1905 г., которое по поводу «объединенного» правительства успело собраться всего два раза.

Рост эффективности сельскохозяйственной производства при низких ценах на его продукцию был важной составной частью виттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы в промышленности, и для удешевления оплаты труда промышленного пролетариата. Тут-то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в молодости.

В общине Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к праву собственности. Однако кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте – он сам это признавал – мало что сделал на министерском посту против общины.

В декабре 1904 г. Витте издал под своим именем основанную на трудах Совещания «Записку по крестьянскому делу». По мнению Сергея Юльевича, для крестьян община была «не источником выгод, а источником споров, розни и экономической неурядицы». Но он допускал, что община может быть выгодна для крестьян – «при неистощимой почве, примитивной культуре и дешевизне сельскохозяйственных продуктов». Также Витте и его совещание настаивали на правовом уравнении крестьян с другими сословиями.

Появление этой программы в печати использовали противники Витте. 30 марта 1905 г. Совещание было закрыто царем. Витте считал, что это произошло вследствие интриг Горемыкина, Кривошеина и Трепова, изображавших Совещание «как революционный клуб».

На революционные события первых дней октября 1905 г. Витте отозвался речью о том, что «нужно сильное правительство, чтобы бороться с анархией», и запиской царю с программой либеральных реформ.

Вите усвоил по отношению к Николаю 2 и Александре Федоровне, участвовавшей в важнейших решениях тех дней, строгий и решительный образ действий. Он предлагал им на выбор либо учредить диктатуру, либо – свое премьерство на основе ряда либеральных шагов навстречу обществу в конституционном направлении. Игра его была почти беспроигрышной: он хорошо знал, что военной диктатуры царь остерегался, видя в ней умаление самодержавной власти, к тому же те два кандидата в диктаторы, которых Витте называл, никак не подходили на эту роль. И после нескольких дней тяжких колебаний царь согласился издать составленный под руководством Витте документ, получивший известность как манифест 17 октября. Российским подданным этим манифестом предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума, созыв которой был провозглашен еще 6 августа, наделялась законодательными правами вместо законосовещательных, обещанных 6 августа. Добился Витте и опубликования наряду с манифестом своего всеподданнейшего доклада с программой реформ.

При всех разногласиях между историками и правоведами относительно оценки манифеста 17 октября именно с этим актом традиционно связывается переход от самодержавной формы правления в России к конституционной монархии, а также либерализация политического режима и всего уклада жизни в стране. К заслугам Витте перед старой Россией, выразившимся в экономических преобразованиях и только что заключенном мире с Японией, добился теперь и манифеста 17 октября, вызвавшим надежды на политическое обновление государства и общества. 19 октября появился указ о реформировании совета министров, во главе которого и был поставлен Витте.

Будучи министром финансов, Витте имел бОльшую власть и пользовался бОльшим влиянием, чем как глава правительства. Не только ограниченность компетенции Совета министров играла здесь роль, но и совершенно различный характер отношений Витте с Александром 3 и Николаем 2.

Конфликт обострился в первой половине февраля 1906 г., когда Витте, чтобы обойти нормы закона, по которым ни он, ни Совет министров как коллегия не пользовались правом участия в назначении министров, собрал их всех на частное совещание и, заявив о своем намерении уйти в отставку, добился единогласного решения, что царские кандидаты не отвечают требованию однородности состава правительства.

Став председателем Совета министров, Витте не потерял интереса к переустройству крестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос о принудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьих земель.

Витте, несомненно, поддерживал вначале аграрный законопроект Н.Н. Кутлера, возглавлявшего в его кабинете ведомство землеустройства и земледелия. В случае принятия этого проекта принудительному отчуждению подлежало 25 млн. десятин, причем запланированные суммы, которые крестьяне должны были уплатить помещикам, значительно превышали выкупные платежи по реформе 1861 года.

Вопрос о переходе к индивидуальной крестьянской собственности был включен в программу занятий думы, разработанную виттевским кабинетом.

В целом же Витте старался вести дело по-западному, изучая печать как выразительницу общественного мнения и воздействуя на него с ее помощью. Конечно, особенным вниманием графа отмечались все критические статьи по адресу правительства. Редкие газеты его не критиковали и, пользуясь тогдашней свободой печати, откровенно бранили.

В конце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Он считал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив свои главные задачи; возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию и получения большого займа в Европе.

Отставка с поста председателя Совета министров стала для Витте концом политической карьеры.

В течении зимы 1906-1907 гг. под руководством Витте и с помощью его литературных сотрудников была подготовлена рукопись «Возникновение русско-японской войны», имевшая «характер как бы личных мемуаров графа по делам, относящимся к Дальнему Востоку».

В конце 1913 года Витте принял самое живое участие в начатой правыми кампании против председателя Совета министров и министра финансов Коковцева.

Ведя войну против Столыпина, а затем Коковцева, Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к политической деятельности. Он не терял этой надежды до последнего дня своей жизни. В начале первой мировой войны. Предсказывая, что она кончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры немцами. Но он уже был смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года.

Царская чета встретила известие о смерти Витте как подарок судьбы. Для Николая 2 события ненавистной ему революции были прежде всего связаны с именем Витте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени 1905 г., когда Витте вынудил его сделать то, чего он не хотел и что противоречило прочно сложившимся в его сознании представлениям о самодержавной власти.

Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим с политиканством. Славянофильское воспитание не помешало ему в 1890-е годы проводить программу ускоренного промышленного развития России с привлечением иностранных капиталов. Из убежденных сторонников общины он перешел в лагерь ее непримиримых противников. Вступив на пост министра финансов с намерением начать инфляционную политику, Витте исполнил то, что не удавалось его предшественникам: стабилизировал денежное обращение и ввел золотую валюту. Провалив в 1899 г. попытку Горемыкина учредить земство в Западном крае и обвинив его чуть ли не в конституционализме, Витте подготовит манифест 17 октября – акт гораздо более значительный по своим политическим последствиям. Витте показал себя выдающимся мастером латать расползающийся политический режим, ограждая его от радикального обновления. Он многое сделал для того, чтобы продлить век старой власти, однако был не в силах приспособить отжившую свое систему государственного управления к новым отношениям и институтам и противостоять естественному ходу вещей.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.