Долг платежом красен значение пословицы. Фразеологизм "долг красен платежом": значение, синонимы и толкование

Отдать долг - это значит не просто вернуть деньги, а оправдать доверие, оказаться надежным, адекватным и вменяемым человеком, а не жуликом и подлецом. Говорим сегодня о фразеологизме «долг красен платежом».

Слово «красный»

Больше всего современного человека, который бесконечно далек от истории русского языка, смущает слово «красный» в пословице. При чем здесь вообще цвет? Ответ на вопрос довольно прост. Раньше под «красным» подразумевалось еще и «красивое». В языке сохранились словосочетания, которые указывают именно на это историческое значение:

  • Красная площадь;
  • красна девица.

Наверное, Красная площадь приобрела двойной смысл, когда царский режим сменился советским, но к истории слова борьба за власть отношение имеет косвенное. Главное то, что «красный», восходит к той же основе что и «краса». Значение последнего слова, надеемся, объяснять не надо, но во избежание недоразумений скажем: что краса и красота - это синонимы. На данный момент слово, естественно, устарело. Есть у него и второе значение: «Украшение и слава чего-нибудь». Например: «Краса и гордость нашего вуза - Дмитрий Петрович Водорезов. Он в прошлом году опубликовал 10 научных статей и одну монографию без отрыва от производства».

Значение

Теперь можно без труда растолковать смысл пословицы «долг платежом красен». Когда-то великий футбольный тренер Валерий Васильевич Лобановский сказал, что самое красивое в игре - это счет, так и с долгом. Можно сколько угодно рассыпаться в благодарностях перед кредитором, но если человек деньги не вернет, то все его слова - пустая трата сил и времени. А может быть, и более того, все реверансы - это только пыль в глаза.

Повторим еще раз - «долг платежом красен». Значение выражения сводится к следующему: самое прекрасное, что может сделать человек, взявший в долг деньги, - это вернуть их в указанный срок.

Синонимы

Выражения, заменяющие объект исследования, всегда труднее подбирать, когда нужно найти аналогию к фразеологизму, нежели к отдельному слову, но мы все же попытаемся. Итак, вот список:

  1. «Услуга за услугу».
  2. «Ты - мне, я - тебе».
  3. «Заплатить долг скорее, так будет веселее».
  4. «Умей взять, умей и отдать!»
  5. «Долг платежом красен, а займы отдачею».
  6. «Как ни вертись, а с должником расплатись!».

Первые два словосочетания говорят о взаимовыручке, а остальные свидетельствуют о том, что на Руси у кредиторов всегда были проблемы с возращением средств. Ведь не только присказка «долг красен платежом» доказывает болезненность вопроса отдачи чужих капиталов, но и другие устойчивые выражения свидетельствуют о том же. Вообще, одалживаться - последнее дело, даже если речь идет о друзьях или родных.

«Молчание ягнят» (1991) и фразеологизм

Читатель, наверное, очень удивился бы, скажи мы ему, что в эпохальном фильме о Ганнибале Лектере была поговорка «долг красен платежом». Нет, читатель совершенно прав, ее там не было. Но присутствовал ее аналог - «услуга за услугу». В том эпизоде, когда гениальный маньяк-психиатр пытается «влезть в голову» специальному агенту Кларисе Старлинг. Помните ту игру?

Лектер погружает ее в психологический мир Буффало Билла, давая намеки, а девушка, в свою очередь, открывает доктору свою душу и посвящает его в свои тайные страхи. В фильме был момент, когда специальный агент упрашивает злодея не отвлекаться на ее детские комплексы, так как время у очередной жертвы разыскиваемого преступника поджимает, а психиатр говорит молодой женщине невозмутимо: «Услуга за услугу». А мог бы использовать рассматриваемую пословицу. Но даже если бы такой перевод на русском существовал, выглядел бы он в современных реалиях почти нелепо.

Надеемся, основное смысловое содержание фразеологизма усвоено читателем достаточно хорошо, и теперь выражение войдет в его активный речевой обиход.

Сегодня Украина задолжала России более 3 млрд. долларов, отдавать которые не собирается. Показательный урок того, что бывает с теми, кто не желает вовремя отдавать долги содержится в истории.

События той поры связаны с деяниями Лаомедонта, правившего Троей во времена, предшествовавшие Троянской войне.

Так как письменных источников той поры не сохранилось, опираться придется на мифологию. По этой причине нами здесь представлена версия развития событий, которая может в корне отличаться от версии развития событий той поры, существующей в современной науке.

Рис.5. Карта Трои

История, как всегда, начинается издалека. Начать следует все-таки с завоевания Илом – основателем Илиона, фракийцев. Назвать точную дату этого события не возможно, но вполне можно предположить, что происходило это все около 1290 года до нашей эры. О том, что это были за фракийцы в мифах не уточняется, но скорее всего, речь идет о предках бгхригу. С этого самого момента бгхригу не только оказались в зависимости от Ила, но узнали и о том, что есть такая страна как Троя, а в ней город Илион и находятся они на другом берегу Эгейского моря. Далее события развивались бы тихо и гладко и все бы оставалось без изменений, если бы не сын Ила Лаомедонт с его неуемной деятельностью.

Миф гласит о том, что «по воле Зевса у Лаомедонта в рабстве оказались Посейдон и Аполлон, наказанные за поддержку бунта Геры . Находясь в рабстве «Посейдон построил стену вокруг Трои, а Аполлон пас царских овец Лаомедонта (либо Посейдон и Аполлон вместе выстроили стены Трои)».

Приведенный текст следует понимать не иначе как то, что с одной стороны троянцы овладели мореплаванием и им в этом сопутствовала удача, а с другой – на достаток и сытость, пришедшие в дом троянцев в связи с началом разведения овец, что указывает на продовольственную безопасность Трои.

Что подразумевалось под словом стена, не совсем понятно. Здесь могут подразумеваться и фортификационные сооружения (возведение реальных стен города), а может подразумеваться и строительство флота, обеспечивавшего защиту территории Трои с моря, что тоже можно понимать в качестве стены от морских набегов соседей. На наш взгляд, это ближе к реальности, поскольку Посейдон все-таки отвечал за море.

Но, это легенда, а как могли обстоять дела в реальности? Если события мифа наложить на события, происходившие в то время в мире, то действительность будет выглядеть несколько иначе. По поводу того, как и за счет чего шел процесс возведения стены Посейдоном, есть иные толкования: «Лаомедонт украл деньги из храма Аполлона и Посейдона и потратил их на возведение стены» .

Надо полагать, близился 1243 год до нашей эры. Обстановка в мире, прилегающем к Трое и особенно во Фракии была накалена и это настораживало Лаомедонта. Предвидя то, как могут развиваться события, Лаомедонт решает действовать на опережение и укрепить Илион и другие города Трои. Средств, как обычно на такие дела, не хватает. Единственным источником, где такие средства на тот момент нашлись, были святилища Посейдона и Аполлона. Судя по всему, жрецы святилищ отказывались предоставить Лаомедонту средства без гарантий возврата. Для того, чтобы получить желанные средства, Лаомедонт идет на хитрость. Понимая, что воспользовавшись моментом, ему просто выкручивают руки, Лаомедонт решает не только забрать необходимые средства, но еще и наказать не в меру жадных служителей культа и. . . делает им предложение, от которого те не в силах отказаться: «обещает принести им (храмам) в жертву весь скот, уродившийся (в Трое) за год (либо приплод кобылиц)». То есть, Лаомедонтом названа цена и срок возврата заемных средств.

Троя. Вид с высоты птичьего полета. По сути – акрополь.

Жрецы, предвкушая не плохой барыш, соглашаются. Лаомедонт забирает необходимые средства и возводит стены Илиона.

Но время бежит быстро и приходит срок возврата заемных денег: жрецы требуют возврата отданных ими средств. Лаомедонт, помня, что за условия ставились ему жрецами, отказывает им («но не сдержал обещания») . При этом, больше всех оказались обделенными жрецы святилища Посейдона. Надо понимать, что жрецы святилища Аполлона оказались более умными и не такими жадными, как жрецы святилища Посейдона и не захотели наступать еще раз на одни и те же грабли, а запросили у Лаомедонта, то что он имел в достатке и с чем расстался бы без сожаления (Аполлон потребовал приносить ему в жертву девушек ). Естественно, что Лаомедонт удовлетворил требования жрецов Аполлона: женский пол всегда воспринимали как обузу.

А вот со жрецами Посейдона Лаомедонту договориться не удалось. Как уже отмечалось, жрецы оказались не в меру жадными (потеряли разум) и, естественно, получили не удовлетворение своих желаний, а отказ.

Легенда повествует о том, что обозлившийся «Посейдон наслал на город чудовище, пожиравшее людей ». Если все перевести на обычный язык и, опять-таки, привязываться к событиям того времени, то реалии могли выглядеть следующим образом. Жрецы Посейдона не могли не знать от кого пытается защититься Лаомедонт, как не могли не знать и о той обстановке, что была в окружающем мире. Недолго думая, жрецы отправляются к бебрикам и тевкрам в Тевкрию. Жрецы Посейдона обрисовывают фракийцам не только радужную картину мира, но сулят не плохой барыш… и те, сев на корабли, вскоре появляются у берегов Малой Азии. Все три народа, участвовавшие в набеге, становятся известными в истории как «народы моря ». В греческой легенде это событие нашло отражение как «посылка Посейдоном на Илион чудовища, пожиравшего людей» . А, что? Все верно! Пришли бебрики, тевкры и сарды с моря? А в чьей компетенции море? Посейдона. Значит – это его рук дело! Кроме того, и Мигдон – царь бебриков считался сыном Посейдона и Мелии.

В 1243 году до нашей эры бебрики совместно с тевкрами и сардами из Фракии переселяются на западное побережье Малой Азии.

Территория для нападения была поделена между нападавшими. Бебрики захватывают территорию проживания кавконов , на которой создают свое государство, известное в греческих источниках под названием Бебрикия, а в хеттских – Ассува (Ашшува). Нападениям тевкров и бебриков подверглись и районы южнее Бибрикии, к югу от которой появилась страна, получившая впоследствии название Мизии (Мисии).

Сарды, захватывают район течения реки Меандр и страну, известную до этого в греческих источниках как Лувия, а в хеттских – как Арцава. С этого момента у страны появилось новое название – Сартая, созвучное с хеттским названием страны.

Удар тевкров и бебриков был нацелен и на территорию Трои. Интересы сторон (жрецов Посейдона и фракийцев) совпали.

Лаомедонт не был глупцом, как его описывает легенда: он сразу понял откуда ноги растут и пока корабли фракийцев не отчалили от берегов Бебрикии и Мизии, пытается еще раз договориться с жрецами Посейдона. Но жрецы упорствуют и Лаомедонт, для того, чтобы решить вопрос, обращается к посредникам – к жрецам Аполлона. Жрецы Посейдона, не желая ссориться со жрецами Аполлона, как и не желая отказываться от своих планов, ставят заведомо невыполнимое условие: требуют через жрецов Аполлона принесения в жертву Посейдону дочери Лаомедонта. То есть бьют в наиболее уязвимое место человека («Для избавления города от напасти, Лаомедонту в жертву Посейдону было предложено принести собственную дочь – Гесиону») . Царь долго отказывался, но по настоянию жителей города, вынужден был согласиться на требования оракула .

Лаодемонт, взбешенный таким решением жрецов Посейдона, решает еще раз наступить им на хвост и показать кто в доме хозяин. . . Лаомедонт обращается за помощью к самому Гераклу, обещая ему «за спасение своей дочери отдать подарок Зевса - волшебных коней, отданных Лаомеидонту Зевсом в качестве выкупа за сына Троса - Ганимеда, взятого на Олимп».

Геракл, желая помочь братьям Диоскурам, соглашается на сделку, собирает команду и на 18 кораблях выступает в поход на помощь Трое. Надо сказать, успел Геракл как раз вовремя. В тот момент, когда «морское чудовище» (бебрики с тевкрами) появились на горизонте, а Лаомедонт привязывал Гесиону к скалам на съедение «морскому чудовищу, пожиравшему людей» , появляется Геракл и сходу врывается в построения кораблей тевкров («Геракл, забравшись внутрь чудовища и разрубив его на части» ). Разгром был полный. В битве от рук Геракла пал царь бебриков Мигдон . Остатки тевкров сдались на милость победителя и были отданы Гераклом Лаомедонту, а бебрики отступили на север в Мизию.

Преследуя бебиков, Геракл со своим отрядом вторгся в Мизию и освободил ее от бебриков. Земли Мизии были отданы царю Лику из народа мариандинов.

За оказанную Трое помощь, Геракл требует обещанную награду. Лаомедонт преподносит Гераклу щедрые дары, в том числе и кобылиц. Но, видимо, пред ясные очи Геракла предстал тот, кто напомнил ему, что именно обещал Лаомедонт: не стадо лошадей, а коней. Но не просто коней, а коней, подаренных Зевсом , пытаясь, таким образом, вложить в голову Геракла мысль об обмане и рассорить его с Лаомедонтом. Геракл поняв, куда клонит радетель, но чтобы отмахнуться от дальнейших наветов, переадресовывает вопрос Лаомедонту,решив, таким образом, поддернуть троянского царя. Конфликт исчерпан.

Легенда повествует о том, что на почве обещанной награды между Гераклом и Лаомедонтом возникла ссора, закончившаяся для последнего трагически. Но события показываю, что причина ссоры были иной. Поэтому проследим за событиями.

Геракл разбивает тевкров и передает их Лаомедонту. Но, Гесиону отцу Геракл не возвращает, а «отдает ее своему другу Теламону» , которого оставляет в Илионе, а сам отправляется в Мизию добивать бебриков.

Пока Геракл добивал бебриков, Теламон и бывший с ним Ификл были брошены Лаомедонтом в темницу. О причинах такого развития событий история умалчивает. Правда, те там находились недолго: и того и другого из темницы освободил Подарк . О том, как к этому отнесся Лаомедонт, история тоже ни чего не говорит, но тот факт, что Подарк оказался в плену у соседей Илиона , позволяет предположить, что это была своеобразная плата за освобождение соратников Геракла.

Разгромив бебриков, Геракл узнает о случившемся (видимо, Теламон и Ификл к этому моменту добрались до Геракла). Это уже выглядело как унижение Геракла в глазах его спутников: с ним и его мнением ни кто не захотел считаться. Вот этого уже Геракл стерпеть не мог и для восстановления своей репутации «берет Илион» и проникает в дом Лаомедонта. Что произошло между Гераклом и Лаомедонтом, не понятно, но в итоге «сам царь и почти все его сыновья были убиты Гераклом. В живых остался только Подарк, младший сын Лаомедонта».

Гесиона вновь была «отдана Теламону» .

Безусловно, что Геракла интересовало, где Подарк? Оказывается у соседей. Геракл выкупает царевича . Тот становится его рабом. Причина, по которой Геракл не убил Подарка, кроется именно в том, что тот освободил Теламона и Ификла из темницы, то есть, пошел против необдуманных действий своего отца.

Геракл, как и раньше, проявил мудрость. Понимая, что город и страна не могут жить в хаосе, решает оставить им правителя (из их же среды и из правителей существующей династии) – не мог же он Гесиону настроить против Теламона. Но раба, пусть даже происходившего из царского рода, поставить правителем было нельзя – статус был не тот. Править народом должен был свободный человек. Для того, чтобы вновь стать свободным человеком, Подарк должен быть выкуплен. Сделать это поручается сестре Подарка и жене Теламона – Гесионе. Гесионе дано право «освободить одного из пленных, что она и сделала, выбрав своего брата. При этом, плата за раба предоставлена Гераклу чисто символическая - Гесиона в качестве выкупа отдала свое покрывало с головы. С тех пор Подарка стали называть Приамом (то есть купленным)».

Сведения о событиями в Трое дошли и до Хеттской державы. Геракл в хеттских источниках может фигурировать под эпитетом Атратишияш, который переводится как «Тот, кто не знает страха перед врагами » .

Как видим, тевкры не сумели завоевать для себя Трою и, потому, не стали ее гегемонами, но по воле случая (благодаря Гераклу) были безболезненно интегрированы в троянское общество. В последующие десятилетия этноним тевкр становится синонимом слова троянец. Кроме того, в Трое осталась и местная династия, во главе которой встал Приам.

Надо сказать, троянцы не проиграли. Троя имела достаточно удобное местоположение: с востока от Малой Азии ее отделял горный хребет Ида, высотой до 1774 метров, позволявший заняться овцеводством и разведением коней. На юго-западе полуостров вдавался в Эгейское море, с запада был защищен проливом Дарданеллы, являвшимся связующей транспортной артерией между Мраморным морем и Эгейским. Море давало возможность не только заниматься рыболовством, но и торговлей.

Правда, на этом бурные события в Эгеиде не прекратились. Бебриками с тевкрами был предпринят поход на территорию Ахейи (видимо в отместку за поражение под Илионом) – в Фессалию, правда, безуспешно.

Но походы бебриков, сардов и тевкров не ограничились берегами Эгейского моря. Согнанная с насиженных мест значительная масса народа, была возглавлена фракийцами и вскоре (в царствование фараона Мернептаха) появилась в пограничье Египта, где получила название «народы моря ». В числе нападавших названы шерданы (сарды), шакалаш (жители города Сагалассоса в Писидии) , турша (тевкры) и акайваша (ахейцы).

Но Трои такие набеги больше не касались.

Вполне может быть, что появление мизийцев на побережье Трои и появление такой страны как Тевфрантия, тоже было делом рук тевкров, хотя не только их одних. Скорее всего, появление мизийцев связано не с мезами – населением правобережья Дуная, как это и принято считать, а с населением Мессинии и Аркадии? В помощь троянцам вместе с Гераклом, могли прибыть мессинцы, занявшие прибрежную территорию к северу от Трои, которая в греческих источниках и получила название Мизии. То есть, надо полагать, Мизия как государство, создавалось не без помощи все тех же сподвижников Геракла. Об этом можно делать вывод на основании не только мифа о появлении матери Телефа (аркадийке) в Мизии: в этом может скрываться и причина попытки захвата власти в Мизии мессинцем Идасом, который пытался захватить власть не над варварами, а по сути, над соплеменниками. В этом случае, становится понятно, как и почему сын Геракла Телеф был безболезненно принят правителем мизийцами – он попал, можно сказать, в родственную среду.

Мигранты (мизийцы) тут же вступили в прочный союз с Троей и даже воевали на ее стороне против царя хеттов Тудхалии IV. Создание нового государства (Мизии) привело к тому, что мизийцы перекрыли бибрикам не только доступ к Трое с Эгеидой, но в Хеттию, чем способствовали наведению хеттами порядка у себя дома.

Показательно то, что современная Украина ведет себя аналогично Лаомедонту – не желая возвращать долги кредитору (России). Будут ли события развиваться по тому же самому сценарию, что и в древности пока не понятно. Сейчас Россия ведет себя намного сдержанней жрецов храма Посейдона, но вариант возмездия тоже исключать нельзя. Если такой вариант будет избран, то интересно, кто будет выбран на роль фракийцев и появится ли на горизонте Геракл? Не менее интересен вопрос об аналогии с походами народов моря на Египет… Какие страны будут в качестве Писидии, Кавконии, Арцавы, Ассувы и Египта на этот раз?

Как понять выражение "долг платежом красен"?

В долг давать никто не любит

В жизни случаются ситуации, когда необходима помощь близких людей — и тогда приходится о ней просить. Чаще всего помощь выражается в денежных знаках, ведь без них не выжить в современном мире. Согласитесь, одалживать деньги не всегда приятно, даже если у вас они есть. Это происходит потому, что мы не можем быть уверены, что человек вернет нам их в срок. Немало дружеских и доверительных отношений распалось именно из-за таких вот займов. Ты отдаешь свои кровно нажитые, товарищ не может их вовремя вернуть и мысленно на вас сердится. Мысленно на него сердитесь и вы. Происходит вот такой взаимный разлад, и даже когда деньги возвращаются, отношения могут быть утеряны.

Помните о «фидбэке»

Между тем есть такие индивидуумы, которые занимают охотно и даже с удовольствием. Почему так? Потому что эти люди великолепно понимают смысл пословицы «долг красен платежом».


лг сам по себе ничем не хорош, но тем не менее есть в нем что-то, что его «красит». Когда вы даете взаймы, вы ведь передаете не только бумажки, за которые можно купить что-то. Вы показываете свое хорошее отношение к человеку, показываете свое доверие и благорасположение. Самое главное — вы даете возможность ему встать на ноги или почувствовать себя уверенно в этом мире. Увы, так уж вышло, что именно деньги зачастую являются мерилом счастья. Выходит, вы одалживаете человеку немного счастья. В этом и состоит смысл фразы «долг платежом красен», значение которой, образно говоря, такое — платеж будет состоять не только в возврате средств, но и в ответном добром отношении этого человека.

Всегда ли долг платежом красен?

Значение пословицы недвусмысленно намекает на то, что при любом раскладе ваш заем обернется для вас добром. Но согласитесь, и вам для этого нужно постраться и соблюсти некоторые условия.

Первое — занимайте только тому, кому действительно хотите помочь. Не одалживайте из вежливости или потому, что «так нужно». Если вы чувствуете, что человек вызывает у вас негативные эмоции, то ваш заем не принесет вам удовлетворения, даже если возврат сделан вовремя.

Проявите терпение

Не всегда человек может вернуть долг вовремя. Когда вы занимает кому-то, вы должны осозновать это. И помните, что любой долг красен платежом, а это значит вот что. Если занявший денег приходит к вам с повинным видом и просит отсрочить возврат займа, он снова у вас занимает. Проявляя милость и терпение, вы снова даете человеку в долг свое хорошее к нему отношение, и возврат будет вдвойне. Если же вам обязательно нужно, чтоб вам вернули деньги в срок, то лучше не занимать — иначе вы рискуете разрушить добрые отношения.



Дело не только в деньгах

Материальное — это самое простое, что можно занять. Однако когда говорят, что долг красен платежом, то имеют в виду не только буквальный смысл. Сегодня вы выслушали плачущую подругу и дали ей совет? Значит, завтра вы сможете обратиться к ней за помощью и получить ответное утешение.

Помогли кому-то добрым делом или оказали услугу? Помните: долг платежом красен. Значение пословицы распространяется на все в человеческих взаимоотношениях. Бывает, сделаешь что-то незначительное для человека, а спустя годы он вам отплатит добром в трудный момент и тем самым спасет вас.

Не стоит ничего ждать

Если вы помогаете людям исключительно для того, чтобы получать ответные добрые дела, то аксиома «долг платежом красен» точно не сработает.


ло в следующем: только безвозмездно помогая, вы действительно творите благо, и, согласно закону бумеранга, вы рано или поздно получите добро в ответ. Если же вы будете ждать, когда же, наконец, вам вернут все, что вы дали, у вас есть шанс разочароваться в человеке, и опять-таки — разрушить отношения. Третье правило — помогайте людям не корысти ради, а только потому, что вам так хочется и с этим согласен ваш внутренний голос.

Надо говорить » Долг- платежем красен»
В один из светлых годов процветания «Краснодара», еще до эпохи великих гонений, случившейся в 1986 году, автор этих строк вместе с автором «Лиманских Яковок» Яковом Никитиным выдвинулись в Лиманчик в качестве авангарда нашей большой дружной компании — занять родную стоянку. Остальные участники должны были подтянуться через день-два. Автомобилей тогда еще ни у кого не было, и мы с нехилыми рюкзачками притопали из Абрау и с облегчением сбросили их у входа в «Краснодар» — там, где сейчас ворота «Звездного» лагеря. Я налегке пошел на разведку вглубь — посмотреть, в каком состоянии наша прошлогодняя стоянка, а Яков остался стеречь имущество, среди коего находились заветные две бутылки портвейна, припертого на своем горбу.
Вернулся я минут через 15 и обнаружил Якова в обществе какого-то страшного, большого, растрепанного и явно похмельного мужика.


ов мне его представил — говорит, это Валера Навозов, собкор газеты «Социалистическая Индустрия» по г. Волгодонску (кстати, этот персонаж достоин отдельного упоминания в лиманских аналах, вполне тянет на Монстра, одна история, когда он доплыл до Дианы под водой с трубкой и всплыл среди резвящихся девушек с криком «Я — линкор! » чего стоит…) . Так вот, продолжает Яков, ему сейчас очень худо, он просит подлечиться, обещает, что через день-два ему придет денежный перевод и он отплатит сторицей. Ну, что делать, надо выручать человека.. . Короче, распили мы с ним эти две бутылки портюшка, Валера заметно повеселел и говорит: «Покажите мне вашу стоянку, я через пару дней приду с магарычом». Ну показали, хотя особой надежды на магарыч и не испытывали, а доброе дело — оно всегда зачтется.. .
Через пару дней мы с Яшей собрались в Абрау на пополнение запасов. Выходим на дорогу — а нам на встречу под рюкзаком топает наш сотоварищ Витя Левчук. Добрался, наконец, до Лимана. Показали мы ему стоянку, он остался обустраиваться, а мы двинули в Абрау. Возвращаемся часа через три, подходим к стоянке и видим такую картину: Посреди стоянки на надувном матрасе-кресле сидит абсолютно никакой Витя, пытается извлечь какие-то звуки из гитары, которая у него вываливается из рук, и в дополнение очень немузыкально что-то мырлычит.
Выяснить, где же он так нализался некоторое время не удавалось — он не мог связно говорить.
через некоторое время дар речи вернулся, и Витя нам поведал душераздирающую историю. Говорит, только начал ставить палатку, как из кустов на четвереньках появляется страшная лохматая фигура с сумкой, в которой что-то звенит, и грозно вопрошает: «Ты на этой стоянке живешь? » Витя с опаской говорит: «Да… » Тогда фигура достает из сумки бутылку со спиртным и приказывает: «Пей! «. Витя послушно пьет, мужик тоже.. . Когда бутыль заканчивается, мужик достает вторую.. . Короче, укачал он Витю по полной программе и с чувством выполненного долга ушел опять в кусты. Естественно, это Валера Навозов пришел долг отдать. С кем пил, видимо, не помнил, но где — запомнил хорошо. Вот Витя и попал.. .
Действительно, долг платежем красен!

Наверняка вам доводилось слышать пословицу "долг красен платежом". Это известное изречение, которое люди часто употребляют, имея в виду ответную благодарность человека. Но что значат эти слова?

Случалось ли вам одалживать деньги? Скорее всего, да. И наверняка, занимая товарищу или близкому человеку некоторую сумму денег, вы понимали: передачей купюр вы выручаете его. В этом и состоит основной смысл пословицы "долг платежом красен". Поговорим об этом ниже в данном посте.

В долг давать никто не любит

В жизни случаются ситуации, когда необходима помощь близких людей - и тогда приходится о ней просить. Чаще всего помощь выражается в денежных знаках, ведь без них не выжить в современном мире. Согласитесь, одалживать деньги не всегда приятно, даже если у вас они есть. Это происходит потому, что мы не можем быть уверены, что человек вернет нам их в срок. Немало дружеских и доверительных отношений распалось именно из-за таких вот займов. Ты отдаешь свои кровно нажитые, товарищ не может их вовремя вернуть и мысленно на вас сердится. Мысленно на него сердитесь и вы. Происходит вот такой взаимный разлад, и даже когда деньги возвращаются, отношения могут быть утеряны.

Помните о "фидбэке"

Между тем есть такие индивидуумы, которые занимают охотно и даже с удовольствием. Почему так? Потому что эти люди великолепно понимают смысл пословицы "долг красен платежом". Долг сам по себе ничем не хорош, но тем не менее есть в нем что-то, что его "красит". Когда вы даете взаймы, вы ведь передаете не только бумажки, за которые можно купить что-то. Вы показываете свое хорошее отношение к человеку, показываете свое доверие и благорасположение. Самое главное - вы даете возможность ему встать на ноги или почувствовать себя уверенно в этом мире. Увы, так уж вышло, что именно деньги зачастую являются мерилом счастья. Выходит, вы одалживаете человеку немного счастья. В этом и состоит смысл фразы "долг платежом красен", значение которой, образно говоря, такое - платеж будет состоять не только в возврате средств, но и в ответном добром отношении этого человека.

Всегда ли долг платежом красен?

Значение пословицы недвусмысленно намекает на то, что при любом раскладе ваш заем обернется для вас добром. Но согласитесь, и вам для этого нужно постраться и соблюсти некоторые условия.

Первое - занимайте только тому, кому действительно хотите помочь. Не одалживайте из вежливости или потому, что "так нужно". Если вы чувствуете, что человек вызывает у вас негативные эмоции, то ваш заем не принесет вам удовлетворения, даже если возврат сделан вовремя.

Проявите терпение

Не всегда человек может вернуть долг вовремя. Когда вы занимает кому-то, вы должны осозновать это. И помните, что любой долг красен платежом, а это значит вот что. Если приходит к вам с повинным видом и просит отсрочить возврат займа, он снова у вас занимает. Проявляя милость и терпение, вы снова даете человеку в долг свое хорошее к нему отношение, и возврат будет вдвойне. Если же вам обязательно нужно, чтоб вам вернули деньги в срок, то лучше не занимать - иначе вы рискуете разрушить добрые отношения.

Дело не только в деньгах

Материальное - это самое простое, что можно занять. Однако когда говорят, что долг красен платежом, то имеют в виду не только буквальный смысл. Сегодня вы выслушали плачущую подругу и дали ей совет? Значит, завтра вы сможете обратиться к ней за помощью и получить ответное утешение.

Помогли кому-то добрым делом или оказали услугу? Помните: долг платежом красен. Значение пословицы распространяется на все в человеческих взаимоотношениях. Бывает, сделаешь что-то незначительное для человека, а спустя годы он вам отплатит добром в трудный момент и тем самым спасет вас.

Не стоит ничего ждать

Если вы помогаете людям исключительно для того, чтобы получать ответные добрые дела, то аксиома "долг платежом красен" точно не сработает. Дело в следующем: только безвозмездно помогая, вы действительно творите благо, и, согласно закону бумеранга, вы рано или поздно получите добро в ответ. Если же вы будете ждать, когда же, наконец, вам вернут все, что вы дали, у вас есть шанс разочароваться в человеке, и опять-таки - разрушить отношения. Третье правило - помогайте людям не корысти ради, а только потому, что вам так хочется и с этим согласен ваш внутренний голос.

Долг платежом красен

Ср. Я... для вас делал... сколько только мог, да и вперед... что-нибудь сделаю, - не откажитесь уж и вы, по пословице, долг платежом красен!

Писемский. В водовороте. 2, 6.

Ср. Спасибо, молодцы, за услугу. Когда придется нам когда-нибудь встретиться, не забуду я, что долг платежом красен .

Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 2.

Ср. Со временем сей долг , я знаю,

Красен мне будет платежом .

И.М. Долгорукий. Камин в Москве.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "долг платежом красен" в других словарях:

    Долг платежом красен. См. ЗАЙМЫ …

    Нареч, кол во синонимов: 1 на добро или зло отвечают тем же (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Долг платежом красен, а займы отдачею. См. ЗАЙМЫ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или… … Толковый словарь Даля

    ДОЛГ, а, пред. о долге, в долге, мн. нет, муж. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь … Толковый словарь Ожегова

    ДОЛГ 2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в… … Толковый словарь Ожегова

    - … Википедия

    Долг платежом красен. Красны займы отдачею (а наймы уплатою). Всякие займы платежом красны. Долг платежом красен, а займы отдачею. Бери да помни! Не штука занять, штука отдать. Торгуйся давись; плати, хоть топись! Доставай мошну, вытряхай казну!… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? платежа, чему? платежу, (вижу) что? платёж, чем? платежом, о чём? о платеже; мн. что? платежи, (нет) чего? платежей, чему? платежам, (вижу) что? платежи, чем? платежами, о чём? о платежах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    Риторический прием - – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги

  • Сундук мертвеца. Графический роман , . Графический роман "Сундук мертвеца"-это вторая история по мотивам фильмов" Пираты Карибского моря" . Джек Воробей вернул свою" Жемчужину", но долг платежом красен. А долг этот выплатить он…