Для студентов всех форм обучения. Чем отличается налог от сбора

Налоги, сборы, пошлины - любой гражданин не раз слышал эти термины и примерно понимал, что речь идет о платежах в бюджет. Действительно, данный факт объединяет указанные понятия. Однако есть и существенные различия, касающиеся, главным образом, порядка исчисления сумм, а также ответственности за их неуплату. Особенно важным становится понимание этих понятий в свете контроля пограничных служб за задолженностью перед бюджетом при покидании территории РФ.

Чем обусловлено отличие налога от сбора

Определения указанных терминов содержатся в ст. 8 НК РФ . Налоги - это денежные средства, взимаемые для целей поддержки функционирования государственного аппарата, как федерального, так и местного уровня. Это обязательные платежи для всех граждан и предприятий. Сбор же обеспечивает совершение каких-либо конкретных действий в пользу гражданина или организации со стороны чиновников и государственных органов, в частности, выдачу лицензий или иных разрешений, данная сумма, по сути, оплата какого-либо действия. Необходимость оплатить сбор обусловлена конкретной ситуацией и является добровольной.

Также в ст. 8 НК РФ упоминаются страховые взносы - это платежи, уплачиваемые на медицинское и пенсионное обеспечение.

Эксперты выделяют дополнительные функции налогов, помимо пополнения бюджета страны:

  1. Регулирующую - позволяет поддержать какую-либо категорию граждан или отрасль путем введения льгот по налогообложению.
  2. Контрольную , суть которой заключается в оценке политики страны по вопросам финансов через контроль деятельности граждан и юридических лиц.
  3. Социальную : путем получения налоговых платежей происходит перераспределение денежного потока, который является источником финансов для реализации государственных программ социального назначения, к примеру, поддержки малообеспеченных граждан.

Налоги

При исчислении и уплате каждого налога используются следующие составляющие:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • отчетный период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления;
  • сроки и порядок уплаты.

Рассмотрим все перечисленные выше элементы на примере НДФЛ. Объект - это доходы, полученные физическими лицами в России и за ее границей (для налоговых резидентов РФ). Налоговые ставки (зависят от типа дохода) - 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Налоговый период - календарный год. Это значит, что в отчетности сумма налоговой базы рассчитывается за этот период, если положены льготы (вычеты), они также берутся за год. Отчетный период по НДФЛ также составляет год. В некоторых случаях (по другим налогам) налоговый период может включать несколько отчетных периодов, это значит, что в эти сроки сдается промежуточная декларация.

Определен также порядок исчисления денежных средств к уплате: размер базы умножается на соответствующую ставку.

Для расчета налоговой базы необходимо от доходов, подлежащих налогообложению, отнять сумму вычетов.

Если произвести оплату в бюджет должен налоговый агент (в случае с НДФЛ может выступать работодатель), сумма рассчитывается в день получения этого дохода и перечисляется не позднее следующего дня. Описанный процесс - это порядок уплаты.

Сборы

Основная отличительная особенность сбора - это то, что он связан с возможностью использовать тот или иной объект или осуществлять определенную деятельность на конкретной территории, где он введен.

Рассмотрим примеры сборов:

  • торговый - уплачивается за использование объекта недвижимости для осуществления торговли в определенных регионах страны;
  • за пользование объектами природного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - производится при необходимости получения разрешения на добычу указанных объектов.

Суммы сборов предназначены для финансирования именно тех учреждений, в ведении которых находятся объекты или услуги, которые явились поводом для его уплаты. В этом они отличаются от налогов, так как последние не имеют конкретного целевого назначения.

Оплата сбора является компенсацией в пользу определенного учреждения. Налоговые платежи, перечисление которых обязательно и независимо от нужд плательщика и которые не влекут за собой обязанность совершить какие-либо действия в его пользу.

Место действия налогов и сборов

По месту действия и особенностям законодательного регулирования бюджетные платежи делятся на следующие виды:

  1. Федеральные. Действие распространяется абсолютно одинаково во всех уголках страны (НДФЛ, НДС, водный налог, на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и т.д.). Эти бюджетные платежи рассмотрены в статье 13 НК РФ . Все параметры и регламент расчета и уплаты един во всех регионах, местное руководство не имеет полномочий на их изменение.
  2. Региональные. По этим видам бюджетных платежей некоторые элементы (ставки, порядок расчета и срок оплаты, виды льгот) регионы могут устанавливать самостоятельно . Подлежат уплате в тех субъектах РФ, где они установлены Налоговым кодексом и иными законодательными актами. Полный список этих платежей можно найти в статье 14 НК РФ . Примеры: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный.
  3. Местные. Подлежат уплате на территории муниципалитетов, определенные параметры могут отличаться на разных территориях. Примеры: налог на имущество физических лиц, земельный, торговый сбор. Информацию о них можно найти в статье 15 НК РФ .

Руководства регионов РФ не наделены полномочиями самостоятельно устанавливать какие-либо виды государственных платежей, не прописанные в Налоговом кодексе РФ.

Отличие налогов и сборов при взимании

Основные отличия между рассматриваемыми видами платежей в бюджет:

  • сумма налога исчисляется исходя из утвержденной процентной ставки, сбор устанавливается в фиксированной сумме;
  • налог - это безвозмездный платеж, сбор предусматривает какую-либо выгоду для его плательщика, за которую он и уплачивается;
  • льготы для сборов не применимы (исключение составляют государственные пошлины);
  • возможны регрессивные и прогрессивные варианты налоговых ставок, сумма сбора четко зафиксирована;
  • в случае неуплаты налога нарушителю грозят пении штраф, если же не уплачен сбор, юридическое или физическое лицо просто не получает нужное право или услугу.

Если указана фраза «иной вид налога и сбора»

Случается, в документах встречается фраза «иной вид налога и сбора». В этой ситуации необходимо уточнить у составителя бланка, какой конкретно платеж имеется в виду. Это связано с тем, что при заполнении платежного поручения важно правильно указать код КБК , который для каждого вида бюджета индивидуален. Узнать необходимые цифры можно на сайте Федеральной налоговой службы.

В противном случае, если КБК указан неправильно, денежные средства могут «зависнуть» в неопознанных платежах, и закрытие задолженности не произойдет. Для уточнения плательщик будет вынужден писать уточняющее письмо.

Отличие налога от пошлины

Пошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ – разновидность сбора. Пошлина взымается за услуги, оказываемые государственным аппаратом или действия, имеющие юридическую силу, производимые учреждениями местного самоуправления или чиновниками. В статье также указано, что иные платы за перечисленные действия запрещаются .

Примерный перечень услуг, за которые уплачиваются пошлины:

  • регистрация юридического лица;
  • рассмотрение дела в суде;
  • нотариальные услуги;
  • услуги ЗАГСа;
  • оформление гражданства;
  • регистрация лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • выпуск ценных бумаг;
  • право использования собственных имен «Россия», «РФ» и образованных от них слов.

Размер пошлины, в отличие от сбора, не может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно, он учреждается исключительно на федеральном уровне. В отличие от налогов, за неуплату пошлины не может быть взыскан какой-либо штраф или пени , единственное неблагоприятное последствие - это неоказание соответствующих услуг государственными служащими.

Существует один нюанс, касающийся различия сборов и пошлин: первое понятие часто используется не только применительно к государственным услугам, но и к частным лицам и компаниям. К примеру, аэропортовый сбор и топливный сбор в авиабилете.

По некоторым видам пошлин предусмотрены льготы для определенных категорий физических и юридических лиц.

Дополнительная информация по разнице налогов и сборов представлена ниже на видео.

В законодательстве многих стран мира, в том числе и в России, закреплены процедуры взимания с граждан и организаций налогов и пошлин. В чем специфика данных типов платежей в бюджет страны?

Факты о налоге

Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:

  • на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
  • на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
  • на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом - например, казино или торговым центром.

Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне - власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.

Ключевой признак налога - его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.

Налог должен иметь:

  • объект (доход, прибыль, актив);
  • базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
  • ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).

Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.

Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.

Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета - в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры - в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.

Факты о пошлине

Под пошлиной , если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который:

  • взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, - таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта;
  • взимается с граждан и юрлиц при ввозе некоторых видов товаров из-за границы или их вывозе за пределы РФ.

Уплата пошлин - процедура добровольная. Но без их предварительного перечисления в бюджет РФ гражданин или организация не смогут воспользоваться соответствующими государственными услугами, а в ряде случаев - перевезти товар через границу.

Уплата пошлин, как правило, носит единовременный, а не периодический характер. Данные платежи в общем случае не возвращаются государством - только если будут внесены на счета бюджета гражданином или организацией ошибочно.

Пошлины бывают только федеральными - вне зависимости от того, каким конкретно органом власти взимаются.

Сравнение

Главное отличие налога от пошлины в том, что платеж первого типа обязателен, если гражданин или организация получили доход, прибыль или актив, подлежащие налогообложению. Пошлины, в свою очередь, уплачиваются добровольно - но как условие получения государственных услуг или осуществления законной перевозки товара через границу.

Поводы для взимания с гражданина или организации налогов, как правило, появляются у государства чаще, чем необходимость уплаты ими пошлины. И это предопределяет тот факт, что первые являются в основном периодическими платежами, а вторые - единовременными.

Рассмотрев, в чем разница между налогом и пошлиной, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Налог Пошлина
Что общего между ними?
Оба типа платежа вносятся в бюджет РФ
В чем разница между ними?
Платятся по факту получения налогоплательщиком дохода, прибыли, приобретения актива со значительной рыночной стоимостью Платятся за получение государственных услуг, за возможность перевезти товар через границу
Обязательны В общем случае добровольны
Могут быть федеральными, региональными, муниципальными Бывают только федеральными
Как правило, являются периодическими платежами Обычно являются единовременными платежами
Могут быть возвращены в виде вычета в случаях, предусмотренных законом Могут быть возвращены только при ошибочной уплате

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Рис. 2

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

Сбор – взнос, который является условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (публично-правовыми субъектами – только они имеются в виду).

Определение сборов – по-сути то же, что и определение налога. Только без индивидуальной безвозмездности, т.к. в сборах есть встречное эквивалентное исполнение.

Сбор похож на «плату за услугу государства».

Но и сборы принимаются через закон. Почему? Т.к. если бы их устанавливали чем-нибудь другим, то можно было бы устанавливать астрономические суммы. Например, ты хочешь зарегистрироваться в своей квартире в Москве. Тебе говорят «мы сделаем эту нехитрую юридическую процедуру, но плати 15.000$».

Конституционный Суд сказал – сбор должен быть сбалансированным, соразмерным той услуге, которую оказывает государство.

Получается необходимо за то или другое регистрационное действие нужно через Парламент закон протаскивать мельчайшие поправки в Налоговый Кодекс. Нудно и не удобно, но это лучше, чем отдаваться во власть произвола. Это будет «дверка, открытая в ад – за маленькими пошлинами потянутся очень не маленькие».

Когда мы платим на налог, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – мы ничего (кроме абстрактных идеалистически категорий, напр.чувство счастья) в ответ не получаем – нет встречного эквивалентного исполнения. Если ты заплатил 100 р., а сосед 300 р. НДФЛа это не значит, что вашего соседа полиция будет защищать лучше.

Но безвозмездность именно индивидуальная, в целом общество получает какое-то благо от государство.

И у налогов и сборов есть две функции:

· Фискальная

Налоги нужны для того, чтобы пополнять бюджет.

· Регулятивная

Налог по неволе воздействует на поведение налогоплательщиков.

У налогов преобладает фискальная функция (практически исключительно для того, чтобы наполнить бюджет, но есть исключения).

Но иногда налоги, например, акцизы устанавливают не только для того, чтобы наполнить казну, но и для того, чтобы воздействовать на налогоплательщика-производителя и на потребителя – акцизы на сигареты, чтобы увеличить на них цену и часть населения отказалась от населения (чтобы сократить объем производства).

Допустим был очень интересный регулятивный налог на холостяков. Хотели таким образом поднять рождаемость в СССР и платили его даже старики.

У некоторых налогов есть только фискальная функция. Например НДФЛ.

Но если у нас сделают прогрессивное налогообложение (чем больше зарабатываешь, тем больше процентная ставка), тогда НДФЛ будет выполнять и регулятивную функцию.

Уже при ставке 35% люди начинают уходить в тень. При 15% люди в тень не уходят, поэтому не надо регулятивной функцией налогов заставить людей заниматься противоправной деятельностью.


У сборов преобладает регулятивная функция .

Например, чтобы необоснованно судебные споры не затеивали.

Естественно, бывают случаи, когда одно от другого не отличить. Пример – таможенная пошлина, что это – налог или сбор? Хоть она и не является налогом с точки зрения законодательства, но отвечает всем признакам налога, да и сбора.

Трудно приравнять таможенную пошлину к сборам, т.к. уж больно там не соразмерное встречное исполнение. Например, администрирование экспортных поставок нефти не стоит тех бешенных денег, которые собирает таможня (т.к. все трубопроводы строит сам производитель).

Следовательно, тут таможенная пошлина выполняет больше фискальную функцию, значит это налог.

Но бывают случаи, когда таможенная пошлина не очень большая, можно даже сказать, что сопоставимая. Тогда можно сказать, что это сбор.

· Сопоставимая таможенная пошлина похожа на сбор.

· Несопоставимая в плане встречного исполнения таможенная пошлина близка к налогу.

Чем отличается сбор от пошлины? Пример сбора – государственная пошлина, например, за рассмотрение дела в суде. Иногда хотят эту пошлину убрать, но иногда говорят, что нужно оставить, чтобы налогоплательщики не таскались в суд с заведомо проигрышными делами.

Пошлина не имеет самостоятельного значения, он либо налог, либо сбор.

Есть еще одна тайна. Налоги и сборы одинаково устанавливаются, разница только на терминологическом уровне. Разница нужно нам для того, чтобы

· понимать нам смысл совершаемых нами платежей в бюджет;

· чтобы законодатель понимал,что он хочет сделать – наполнить казну налогом или ввести сбор (а у него регулятивная функция).

Сегодня все граждане, работающие на территории любого государства, осуществляют какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счёт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее). Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами. Это устанавливает государство.

Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чётко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка. Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы обозначить «установленный законом обязательный платёж»! Значит, они чем-то различаются?

Итак, налог – это определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен.

Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов.

Таким образом, налоги и сборы - это обязательные платежи, установленные государством. Заметим, что есть только два вида платежей: налоги и сборы; пошлины - это разновидность сборов. Чем отличаются сборы от пошлин? Существенных различий нет. Традиционно сбором называется платёж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности, например, предпринимательство, а пошлина - платёж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу, например, регистрацию права собственности, выдачу паспорта или водительских прав.

Следует выделить четыре существенных отличия налога от сбора (пошлины). Во-первых, налог - платёж периодический, а сбор (пошлина) - разовый.

Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом, а сборы и пошлины - не обязательно. Они могут применяться для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.

В-третьих, налог уплачивается в «пользу государства в целом», а сбор и пошлина - за предоставление какой-то конкретной государственной услуги. Налоги - безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий «всех плательщиков»); а сбор (пошлина) - платёж не безвозмездный, в обмен на него плательщик получает услуги или права.

И последнее отличие в последствиях неуплаты. Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности - налоговый, в виде штрафа. В случае неуплаты сбора или пошлины неплательщик не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.

Материал подготовлен О.В. Ефановой и Н.С. Мироновой