Защита денежных знаков. Элементы защиты банкнот

Банкноты наиболее привлекательны для фальшивомонетчиков в качестве объектов подделки. Масштаб этих преступлений имеет поистине международный характер. В древние времена защита денег обеспечивалась естественными свойствами редких благородных металлов и технологией резьбы. Со временем деньги научились защищать от подделки целым комплексом мер.

Водяные знаки

На сегодняшний день являются наиболее распространенным элементом защиты банкнот, так как очень плохо поддаются копированию. Чаще всего встречаются в виде портретов известных исторических личностей, различных геометрических фигур и линий, гос.гербов. Различают 4 типа водяных знаков:

Двутоновые

Многотоновые

Впервые водяные знаки стали использовать в Англии в 1697 г.

Волокна

При производстве бумаги для банкнот в нее внедряются специальные волокна. Они могут быть цветными и заметны невооруженным глазом или бесцветными, но светящимися в ультрафиолете. Могут располагаться как хаотически, так и на определенных участках бакнкноты. Бумагу с "локализированными" волокнами изобрел американец Джеймс Вилькокс. Начала применяться в конце 19 в. вв Германии.

Флуоресцентные частицы

Внедряются в мягкую массу бумаги при производстве. Становятся видны под специальными ультрафиолетовыми лучами. Могут быть в форме рисунка или надписи. С такой же целью используются конфетти.

Тиснение

Становится заметно при просмотре купюры под разными углами к источнику света.

Филигранный рисунок

Также является одним из элементов защиты денег. Изображения людей на банкнотах, различные фигуры и сетки фона состоят из множества мелких, точных, практически незаметных линий, которые становятся видны только при большом увеличении. Подделать их практически невозможно.

Совмещенный рисунок

При печати банкноты одна часть изображения наносится на лицевую сторону, а другая часть на оборотную. При просмотре купюры на просвет все части должны совместиться в один рисунок.

Микротекст

Может размещаться в различных участках банкноты. Представляет собой многократно повторяющийся текст (название страны, достоинство купюры и т.д.) Становится заметен только при сильном оптическом увеличении.

Защитная нить

Полоска или нить повышенной прочности, может быть магнитной. Помещается в бумагу при сушке. Может быть в виде пунктирной линии, чтобы добиться такого эффекта, снимают слой бумаги на определенных участках.

Просечки (перфорация)

При помощи специального лазера в банкноте прожигаются микроотверстия, которые в совокупности образуют рисунок (достоинство купюры, герб и т.д.) Но при этом, на ощупь бумага остается абсолютно гладкой. Повторить такой эффект без специального оборудования фальшивомонетчикам затруднительно.

Оптический эффект

При просмотре под разными углами к свету на отдельных участках банкноты изменяется цвет, а иногда и сам рисунок. Самыми надежными средствами этого типа защиты являются голограммы или кинеграммы, но в то же время они являются и самыми дорогостоящими, поэтому применяются, в основном, на бакнотах высоких достоинств.

via

Стремительное развитие копировальной и множительной техники, средств малой полиграфии приводит к появлению все более изощренных подделок. Соответственно, производители банкнот в различных странах разрабатывают и внедряют все новые и новые системы защиты, включая в них как общедоступные широкой публике, так и скрытые машиночитаемые признаки подлинности.

Защитные признаки делятся:

на общедоступные - публичные, «для человека на улице» и т.д., проверяемые без приборов;

«признаки кассиров», проверяемые с помощью простых приборов (лупа, УФ- и ИК-просмотровые приборы), и «признаки экспертов», проверяемые с помощью сложных комбинированных приборов и экспертных комплексов, а также детекторами сортировщиков банкнот.

Для предотвращения фальсификации и облегчения диагностики подделок банкноты должны быть обеспечены высокими защитными свойствами. Это достигается внесением в них комплекса защитных элементов путем использования специальных технологических процессов при изготовлении банкнот, сочетания способов и приемов нанесения элементов полиграфического оформления, а также применения специальных материалов. Можно условно выделить три вида защиты банкнот:

  • - технологическую;
  • - полиграфическую;
  • - физико-химическую.

Технологическая защита представляет собой комплекс визуально обнаруживаемых признаков, вносимых в отдельные реквизиты банкноты или ценной бумаги путем использования специальных технологических процессов. К таким признакам обычно относят:

  • - специальные виды материалов для изготовления банкнот: бумажных или полимерных подложек;
  • - водяные знаки или скрытые изображения, получаемые неполиграфическими методами;
  • - композиционный состав бумаги;
  • - защитные волокна, планшетки, конфетти;
  • - защитные нити;
  • - защитные полоски (ширина превышает 5 мм) для демонстрации специальных эффектов;
  • - микроперфорацию;
  • - голограммы, кинеграммы и др.

Среди признаков технологической защиты наиболее характерным является, композиционный состав бумаги, на которой печатаются банкноты. Ей свойственны специфическая жесткость, шершавость, похрустывание при изгибании и полное отсутствие свечения в ультрафиолетовых лучах, тогда как стандартная бумага обычно люминесцирует из-за отбеливателей, добавляемых в нее при изготовлении.

В настоящее время распространяется и другой вид банкнот - на полимерной основе. К достоинствам банкнот из полимера наряду с повышенной прочностью, устойчивостью к загрязнению и удобством при обработке в счетчиках, сортировщиках, банкоматах и др. можно отнести возможности внедрения уникальных защитных признаков. Ими могут быть прозрачные «окна», оптически переменные теневые изображения, дифракционные оптические элементы (DOE - Diffractive Optical Element) и т.п.

Одним из старейших и важнейших элементов технологической защиты является водяной знак. Еще в середине XIII в. в городке Фабриано (провинция Анкона, Италия) некоторые производители бумаги стали применять водяные знаки, для того чтобы выделить свою продукцию по отношению к другим. В 1282 г. была основана бумажная фабрика Фабриано, которая ныне превратилась в одного из ведущих мировых производителей высококачественной бумаги - компанию Cartieri Miliano Fabriano.

Водяной знак может быть общим - непрерывно повторяющимся знаком, рисунком или узором по всей площади банкноты, или локальным - с рисунком, расположенным в определенном месте. Он появляется в процессе изготовления подложки и представляет собой изменение ее толщины. В зависимости от толщины существуют несколько видов водяных знаков:

  • - двухтоновые светлые - толщина знака меньше толщины полотна подложки, и темные - толщина знака выше толщины полотна подложки;
  • - трехтоновые - сочетание светлых и темных элементов;
  • - многотоновые - различная плотность знака по отношению к плотности бумаги, получают на круглосеточных бумагоделательных машинах из бумаги высшего качества, поэтому применяются они как локальные для банкнот высоких номиналов, представляют собой сложные изображения (портреты, здания, фрагменты памятников и т.д.) и наносятся на купонных полях.

Еще один способ создания ярких (bright watermark) водяных знаков с резким переходом (различные символы, логотипы, цифры номинала, подписи) - с помощью проволоки, вплетенной или прикрепленной к сетке, известен с давних времен и называется филигрань (filigree). Водяной знак, выполненный филигранью, выглядит значительно светлее фона бумаги.

Согласно расположению водяного знака на денежном билете принято различать:

  • - общий (сплошной) водяной знак располагается многократно, по всему полю бумажного листа. Как правило, это различные линии и геометрические фигуры. Реже фрагменты государственной символики или логотип производителя бумаги либо производителя или эмитента ценных бумаг, заказавшего бумагу, например Сбербанка России.
  • - локальный водяной знак располагается однократно, в строго определенном месте. В основном он размещается на купонных полях, в местах, свободных от печатных изображений, и связан с ними по смыслу. Водяной знак может дублировать номинал денежного билета, фрагмент какого-либо изображения или быть с ним композиционно связанным. Разновидностью локального водяного знака является полосовой водяной знак, представляющий собой череду повторяющихся изображений. В случае применения локальных водяных знаков зачастую комбинируются многотоновые знаки и филигрань (Приложение 1).

В связи с развитием науки и техники новые технологии внедряются и в процесс создания водяных знаков. Прежде всего, это компьютерная разработка дизайна, программное управление процессом изготовления шаблонов, внедрение лазерных технологий в производство.

Применение высокоскоростных сортировочных комплексов для обработки банкнот привело к внедрению локальных водяных знаков в виде штрихкода (barcode watermarks). Такая технология получила обозначение AQUS. Она применялась ранее в производстве французских франков и голландских гульденов. В настоящее время подобные водяные знаки используются в евробанкнотах.

Штриховой водяной знак расположен на запечатанном участке листа и комбинируется с многотоновым локальным водяным знаком и филигранью - слева.

К одной из разновидностей таких знаков можно отнести и «краеугольные» водяные знаки (Cornerstone watermark). Свое название они получили в связи с тем, что расположены на каждом из четырех углов банкноты. Применение таких водяных знаков позволяет повысить устойчивость уголков банкноты к загибанию и улучшить ее эксплуатационные характеристики и долговечность.

Одной из самых современных разработок французской компании Arjo Wiggins является «пиксельный» водяной знак (Pixel WATERMARK TM), он представляет собой набор темных точек - «пикселей» - на светлом поле водяного знака.

Комбинация такого водяного знака с многотоновым и филигранным позволяют создавать высокохудожественный дизайн банкноты, и значительно затрудняет имитацию водяного знака фальшивомонетчиками. Поэтому разработка Arjo Wiggins получает все более широкое применение.

Подлинные водяные знаки не люминесцируют в ультрафиолетовых лучах, так как по составу не отличаются от основного полотна подложки, а на просвет имеют немного размытый край. Если поддельный «водяной» знак выполнен другим способом, например тиснением, то он имеет четкий контур, если надпечаткой - то в зависимости от состава краски выглядит либо как единое жирное пятно с инверсным изображением (при промасливании), либо как темные полосы, бликующие в косо падающем свете (при использовании обычной светло-серой или белой краски).

Защитные волокна, плашки, конфетти и защитные нити вводятся в бумагу также на стадии изготовления обычно в места, свободные от печати и легкоконтролируемые. Все они могут быть окрашенными - видимыми и неокрашенными - невидимыми, но светящимися в ультрафиолетовых лучах разными цветами. В случае подделки они либо дорисовываются, либо приклеиваются или припрессовываются, что приводит к рельефности, определяемой на ощупь.

Одним из широкоизвестных и наиболее надежных способов защиты банкнот и ценных бумаг от подделывания считается использование разнообразных защитных нитей. В настоящее время более 80% банкнот стран мира снабжены ими.

Начало применению защитной нити в банкнотах было положено еще в XIX в. изобретение было запатентовано американской компанией Crane & Co в 1867 г., эта компания и сейчас является одним из ведущих мировых производителей бумаги. Тогда в банкнотную бумагу внедрялись цветные шелковые нити, количество и цвет которых характеризовали номинал.

В начале XX в. стали применяться платиновые металлические нити, а с конца 1930-х гг. получили широкое применение нити на основе полимерных пленок, что привело к подлинному прорыву в этой области защитных технологий. В банкнотах ряда стран используются кодируемые магнитные нити.

Защитные нити могут быть сплошными и оконными, металлическими и неметаллическими, с ферромагнитными особенностями и без них, металлизированными и деметаллизированными, с текстом и без него, флуоресцирующими, с оптико-переменными эффектами и др. Примеры защитных нитей изображены на рисунках в Приложение 2, 3.

Микроперфорация. В настоящее время производители защищенной продукции все шире внедряют технологии микроперфорации, которые используются как в банкнотном производстве, так и для защиты паспортов, удостоверений, ценных бумаг и другой защищенной продукции.

Применяемая для защиты банкнот технология MicroPerf (R), разработанная швейцарской компанией Orell Fussli Security Printing, является достаточно недорогим и простым в использовании, но весьма эффективным средством защиты. Создаваемый рисунок недоступен для цифрового воспроизведения на копировально-множительной технике и не может быть подделан ни одной полиграфической технологией.

Защитный элемент MicroPerf (R) состоит из овальных микроскопических отверстий размером от 85 до 135 микрон, перфорированных лазерным лучом и образующих узоры или надписи, видимые только на просвет, что удобно для пользователей. Вместе с тем такие банкноты обладают достаточной прочностью к сгибанию или разрыву.

Современные голографические средства защиты банкнот. Одними из наиболее надежных элементов технологической защиты банкнот, ценных бумаг и другой защищенной продукции являются голограммы и кинеграммы. В современной практике для их обозначения часто применяется сокращение OVD (Optically Variable Device - оптически-переменный признак).

Это припрессованные металлизированные элементы различной формы, чаще всего из фольги, создающие при рассмотрении под разными углами и направлениями бликующие радужные картинки. Такие картинки могут быть однопозиционными, но создающими объемное изображение - голограммы или многопозиционными - кинеграммы. При определенных направлениях освещения в кинеграмме достаточно четко определяются несколько переходящих друг в друга изображений, при этом в зависимости от направлений наблюдения и освещения изображения еще и бликуют разными цветами. Основными изображениями на кинеграммах являются различные художественные элементы, стилизованные рисунки и тексты. В отдельных изображениях нанесены микротексты, которые могут быть определены при увеличении с помощью лупы, или нанотексты, видимые только в микроскоп.

Основные визуальные эффекты, созданные OVD Kinegram с помощью технологий частичной металлизации. К ним относятся:

  • - flip-эффект (горизонтальное вращение);
  • - дифракционный водяной знак;
  • - микротекст и движущиеся линии;
  • - дифракционное гравирование;
  • - псевдорельеф и гильоширные линии;
  • - морфинг (плавное преобразование одного изображения в другое с помощью геометрических операций и цветовой интерполяции);
  • - переливающееся обрамление текста.

Для изготовления OVD применяются различные материалы (фольга, прозрачные и полупрозрачные пленки), имеющие многослойную структуру, как видно из рисунка (Приложение 4), и создающие двухмерные - 2D и трехмерные - 3D голографические и переходящие изображения.

Метод нанесения OVD на банкноту зависит от его формы. В случае применения голографической полоски, например в банкнотах достоинством 5, 10 и 20 евро, используется роллевая припрессовка - roll-on stamping, как видно из рисунка а (Приложение 5). Если речь идет о ярлычках, например банкноты достоинством 50, 100, 200 и 500 евро, применяется вертикальная штамповка - up-and-down stamping, рисунок б (Приложение 5).

Подобные элементы защиты воспроизвести доступными способами практически невозможно. Методология компании LEONHARD KURZ GmbH & Co - Германия, предусматривает 5 различных типов голограмм: 3D-, 2D-, 2D/3D-, цифровые и гелиограммы, а также 7 видов дополнительных компонентов: скрытая информация, цветоделение, гильоширные элементы, призматические компоненты и др.

Сложность воспроизведения OVD обусловлена еще и тем, что при их производстве применяются способы воспроизведения изображений с очень высоким разрешением, включая лазерное гравирование.

Все защитные признаки, которые можно увидеть как невооруженным глазом, так и с помощью довольно простого оборудования, представляют собой видимые признаки. Голограммы, кинеграммы и другие оптически изменяющиеся признаки (OVD) относятся к этой категории. Большинство материалов, заметно меняющих свои оптические свойства в зависимости от угла зрения или освещения (optically variable), делятся на имеющие радужную и нерадужную оптическую изменчивость.

Наиболее простые и понятные примеры радужной оптической изменчивости - перламутр, блеск птичьих перьев и т.п. Эффекты, возникающие при изменении положения так называемых скрытых изображений, классифицируются как нерадужные. При производстве банковских билетов активно используются оба типа оптически изменяющихся технологий. Вместе с тем в OVD широко внедряются и скрытые машиночитаемые признаки, например 3M, которые можно проверить только с помощью датчиков или приборов.

Полиграфическая защита выражается в использовании различных способов и приемов полиграфической печати, комбинация которых в совокупности с другими видами защиты существенно затрудняет подделку и облегчает ее обнаружение. В банкнотах данный вид защиты доминирует по количеству используемых защитных элементов. Основными из них являются:

  • - способы печати (высокая, плоская, глубокая печать и их разновидности - ирисовая, орловская, металлографская и др.);
  • - комплект графических элементов (гильоширные пояса, розетки и орнаменты, виньетки и другие средства декора);
  • - фоновые сетки;
  • - микропечать и графические «ловушки»;
  • - совмещенные изображения;
  • - оптические эффекты;
  • - бесцветное тиснение и др.

Для высокой печати характерны наличие деформации бумаги в местах красочных изображений и следы выдавливания краски с образованием краевого красочного бортика, что дает четкость изображения. Способом высокой печати на деньгах, документах и ценных бумагах обычно печатаются их серия и номер. Нужно обращать внимание на шрифт, которым напечатан серийный номер: по цвету, интенсивности и ровности цифры должны быть одинаковыми и расположенными на одном уровне.

Оттиски офсетной печати отличаются отсутствием деформации бумаги, тонким красочным слоем, под которым просматриваются волокна.

Для глубокой металлографской печати характерны наличие рельефа за счет толщины красочного слоя (он в 30 - 40 раз толще, чем при офсете), незначительная вдавленность с оборотной стороны изображений, а также вытеки краски.

В полиграфическом оформлении банкнот используется широкий набор графических элементов: гильоширные - состоящие из тонких сложнопереплетающихся по определенной закономерности линий, наборные рамки и орнаменты, ассюре - многократно повторяющиеся волнистые или прямые тонкие параллельные линии, корро - решетки из пересекающихся под прямым углом линий ассюре, виньетки и другие средства декора, из которых путем монтажа создаются графические оригиналы.

Одним из самых слабых мест всех подделок является невозможность точного воспроизведения мельчайших деталей рисунка, микроузора графических «ловушек» и микротекста (надписей с высотой букв 0,25 мм и менее). В последнее время в отдельную категорию выделяется нанотекст, различимый только под микроскопом. Чаще всего микротекстом изображаются прямые линии, например на банкнотах или на ценных бумагах - как бы воспроизводя линии заполняемых граф. Вместе с тем с помощью микротекста можно создавать и кривые линии (Приложение 6).

Одним из элементов полиграфической зашиты, является объемное изображение, данный элемент крайне сложно воспроизвести. Этот эффект основан на особенностях человеческого зрения и создается как путем изменения ширины, плотности и направления линий, так и применением специальных видов печати. Применяется он в основном для защиты ценных бумаг.

Своеобразным защитным признаком является и такой элемент дизайна, как специальные растры. Этим термином принято обозначать изображения, образованные мелкими графическими элементами.

Существуют самые разнообразные виды растров. Могут применяться стандартные виды растровой точки в виде круга, эллипса и ромба или стохастическое растрирование, где растровой ячейки как бы нет. Специальные растры отличаются от вышеупомянутых необычными формами точек растра (концентрические квадраты и пр.). Их суть заключается в использовании сетки, состоящей, например, из концентрических окружностей, и в формировании элементов изображения за счет изменения ширины образующих линий или поворота ячейки относительно оси. Помимо этого, растрирование может осуществляться с использованием различных символов, букв или их сочетанием, как видно из рисунка Приложения 7. Воспроизведение таких растров является крайне сложной задачей, а попытка скопировать их легко выявляется.

Перечисленные средства полиграфической защиты дополняются кипп-эффектом и совмещающимися изображениями: рисунки лицевой и оборотной сторон банкноты должны точно совпадать на просвет или дополнять друг друга (Приложение 8).

Физико-химическая защита банкнот основывается на использовании в составах материалов добавок химических веществ, наличие которых определяется специальными методами. При изготовлении банкнот применяются особо стойкие печатные краски, для каждого вида печати свои: для высокой печати, офсетные, для глубокой печати, для трафаретной печати и др.

Для физико-химической защиты банкнот обычно применяются специальные краски, обеспечивающие создание как открытых - оптически-переменные краски - OVI, иридисцентные и металлизированные краски, так и скрытых защитных признаков - ферромагнитные, флуоресцентные, фосфоресцентные, краски, поглощающие или отражающие инфракрасное излучение.

Ультрафиолетовая защита обеспечивается введением в состав красок веществ, обладающих свойствами люминесценции.

Магнитную защиту обеспечивают краски, содержащие ферромагнитный пигмент.

Широко применяются ИК-метамерные краски, когда часть изображения, выглядящего как единое в видимом спектре, пропадает при наблюдении в инфракрасном диапазоне. Инфракрасная защита - один из наиболее надежных и широко распространенных способов защиты банкнот и ценных бумаг от подделки. Это связано с тем, что нанесение специальной краски с метамерными свойствами является достаточно сложным и дорогостоящим процессом. Кроме того, сложной операцией является и приводка - совмещение части изображения, нанесенного обычной краской, с изображением, нанесенным специальной краской.

Высокую степень защиты обеспечивают оптически-переменные краски (Optically Variable Ink - OVI) разработки и производства швейцарской компании SICPA, изменяющие цвет в зависимости от угла зрения.

Металлизированные краски, содержащие металлический пигмент, дающий серебристый цвет, при изменении угла зрения меняют не цвет, а степень блеска, что также является средством защиты.

Одним из распространенных способов защиты является применение иридисцентной (или иридирующей) краски. При изменении угла наклона рисунок, выполненный этой краской, переливается и сияет под ярким светом.

В последнее время в связи с развитием технологий цифровой обработки изображений стали говорить об информационной защите, основанной на внесении некоторых особенностей в изображение, которые выявляются после обработки специальной компьютерной программой изображения банкноты, ценной бумаги, паспорта и т.д., полученного от видеокамеры или со сканера.

Бумага

Денежные знаки печатают на высококачественной прочной бумаге, специально предназначенной для печати банкнот.

В качестве сырья для изготовления банкнот используются обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей. Цветные волокна для внедрения в бумагу поступают в мотках, причем волокна каждого цвета закупаются у разных фирм. Волокна разрезают согласно техническим требованиям.

Далее сырье вручную сортируется, и из него удаляются инородные элементы, после чего его отправляют на резку. Полученная масса направляется в роторный котел, где при обработке перегретым паром происходит её превращение в бумажную массу.

После охлаждения и отжима масса поступает в вымывную машину, где она многократно пропускается через специальные валы, снабженные стальными ножами, и обильно промывается артезианской водой. При этом из бумажной массы удаляются инородные включения, и уменьшается длина волокон.

Далее к полученной массе добавляют отбеливатель, и сырье помещается на пористую поверхность, пропускающую воду и оставляют в таком виде на несколько дней. После этого масса поступает в размольную машину, где к ней добавляют цветные волокна и краситель, придающий бумаге кремовый оттенок.

Бумажную массу помещают в очистную машину, а затем пропускают через фильтр, удаляющий не размолотые волокна.

Полученная масса содержит до 99 % воды. Для её удаления массу многократно прокатывают по вращающейся проволочной сетке, при этом волокна переплетаются, и образуется бумага.

Образующееся бумажное волокно подвергается дополнительной обработке с целью удаления остатков воды и уплотнения волокон (специальные отсосы, вакуумный ролик и др.).

На окончательном этапе бумагу сушат, пропуская её через серию валиков, состоящих из больших, полых, стальных цилиндров, нагретых паром.

В результате описанного процесса получается бумага, похожая на промокательную. Для придания бумаге необходимой плотности её пропитывают животным клеем и глицерином, пропускают через жесткие валики и сушат.

Готовая бумага поступает для печати в «Гознак». Полученная бумага выдерживает многократный изгиб (до 4000 раз), устойчива к разрыву и продавливанию, имеет характерный хруст.

Обычно бумага денежных знаков содержит двух- или многотоновой водяной знак - чередование более темных и более светлых участков, отличающихся от остальной части денежного билета. Хорошо видимый на просвет, он обязательно должен иметь слегка размытые, нечеткие контуры. Это связано с тем, что толщина бумаги изменяется плавно.

Возникший как клеймо производителя бумаги, водяной знак стал теперь неотъемлемой частью защиты денежных знаков. Различают локальный водяной знак - рисунок, расположенный в определённом месте банкноты (обычно на купонном поле), и общий водяной знак - непрерывно повторяющийся рисунок, расположенный по всему полю купюры.



В бумагу банкнот добавляют защитные волокна различных цветов. Волокна хаотично расположены на бумаге и находятся как в толще, так и на поверхности бумаги. Иногда также на стадии отлива в бумагу банкнот могут вводится цветные включения, выполненные из полимерной плёнки, в форме кружков или многоугольников - так называемые конфетти.

Бумага денежных знаков не содержит оптического отбеливателя и поэтому в фильтрованном ультрафиолетовом свете (длина волны 366 нм) выглядит темной.

Бумага же общего назначения будет люминесцировать голубым или ярко-голубым светом. Это хорошо заметно, даже если осветить боковую сторону пачки бумаги.

Однако, следует заметить, что если денежный билет попал в раствор стирального порошка (например при случайной стирке), то бумага адсорбирует порошок и будет люминесцировать в Уф свете.


Защитная нить

Часто в бумагу денежных билетов вводят пластиковые, металлизированные или металлические нити, иногда выходящие на поверхность денежного билета с лицевой стороны, так называемые «плавающие». Нить может иметь магнитные свойства или флуоресцировать под воздействием УФ-излучения, при этом свечение может быть как одноцветным, так и многоцветным. Обычно нить содержит повторяющийся микротекст.

Краски

Краски, используемые при изготовлении денежных билетов, отличаются от обычных полиграфических. Они более устойчивы к действию различных химических веществ и не изменяют свой цвет. Иногда в краски вводится ферромагнитный пигмент, который вызывает срабатывание различных тестеров.

Магнитной краской часто печатают серийные номера (рубли России) или фрагменты металлографских изображений (доллары США). Одноцветный рисунок может быть выполнен двумя красками, имеющими один цвет, но разные магнитные свойства.

Очень распространено использование пигментов, люминесцирующих под действием ультрафиолета (свечение красного, зеленого и желтого цветов). При печати современных банкнот иногда используют краски, имеющие одинаковый цвет, но различное отражение в инфракрасной области спектра - ИК-метамерные краски. Для выявления всех описанных признаков существуют специальные приборы.

На банкнотах крупных номиналов в последние годы часто используется для печати оптически изменяющиеся краски (opticallyvariableink - OVI). Такие краски имеют металлический блеск, и их цвет может меняться при изменении угла зрения. Производство оптически изменяющихся красок осуществляет швейцарская фирма SICPA, технология их изготовления очень сложна и дорога.

Под действием различных химических веществ (стиральные порошки, растворы, используемые в химчистке, растворители) краски могут частично изменять первоначальный цвет, а иногда и вымываются компоненты, светящиеся под действием УФ-излучения.

Способы печати

Для изготовления денежных знаков используются следующие виды печати:

Высокая печать. Формы высокой печати устроены таким образом, что рельефные печатающие элементы расположены в одной плоскости и выше, чем пробельные элементы. При печати лист бумаги прижимают к печатающей форме и находящаяся на печатающих элементах краска выдавливается к краям элементов. При этом по краям получаемых изображений образуется характерный «бортик» из краски и создаётся небольшая деформация бумаги. Именно таким образом выполнены изображения серий и номеров купюр на большинстве валют мира, в том числе и на российских рублях.

Глубокая металлографская печать . Формы глубокой печати устроены противоположным образом, по сравнению с формами высокой печати. Элементы изображений углублены в печатной форме. При печати краска из форм прилипает к бумаге и при высыхании образует выступающий над поверхностью бумаги красочный слой достаточно большой толщины, который легко почувствовать на ощупь.

С помощью металлографской печати достигается высокая точность и четкость воспроизведения рисунка. Самые мельчайшие элементы изображений на купюрах выполнены именно данным способом.

Офсетная (плоская) печать. В формах офсетной печати печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости. Процесс печати с таких форм основан на избирательном смачивании пробельных элементов водой, а печатающих - жирной краской.

Изготовление печатной формы сводится к получению на поверхности формного материала устойчивых гидрофобных (жировосприимчивых) и гидрофильных (влаговосприимчивых) плёнок.

Для получения форм плоской печати необходимо создать на поверхности формного материала (формной основы) устойчивые печатающие и пробельные элементы. Это может быть достигнуто различными способами. Наибольшее распространение получили монометаллические и биметаллические печатные формы. В качестве формной основы используются пластины из алюминия или стали. Поверхность пластины при изготовлении монометаллической печатной формы остается без изменений, а при получении биметаллических печатных форм на нее наносят слой меди (он образует печатающие элементы), а поверх него слой хрома или никеля (для формирования пробельных элементов).

В обоих случаях на пластину наносят негативный или позитивный копировальный слой. На копировальный слой контактным способом экспонируют фотоформы: негатив или диапозитив. На монометаллических формах основой для печатающих элементов служат неэкспонированные участки копировального слоя, для пробельных - алюминиевая пластина, обнажающаяся при проявлении изображения.

Процесс формирования биметаллической печатной формы более сложен. Копировальный слой теряет растворимость на освещенных участках и, после проявления, под его защитой травится верхний слой металла на форме. В результате обнажается следующий слой металла на участках соответствующих темным местам фотоформы. После этого удаляется копировальный слой и производится одновременная химическая обработка пробельных и печатающих элементов. При печати краска с формы сначала переносится на промежуточное эластичное резиновое полотно, а с него на бумагу. Краска ложится на оттиск тонким ровным слоем, сквозь который хорошо просматривается структура бумаги.

Именно таким способом печатают журналы, буклеты, календари, книги, газеты и др.

Орловская печать. Является разновидностью офсетной печати, при которой в элементах получаемых изображений присутствует переход одного цвета в другой. При этом граница перехода является четкой, отсутствуют перекосы и разрывы штрихов, наложение одного цвета на другой.

Способ назван по фамилии техника экспедиции И.И.Орлова, который в конце XIX века изобрёл способ многоцветного печатания. Сущность его состояла в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов и красок с одной печатной формы. В 1891 году машина была им спроектирована, а уже через два года построена и работала. Впервые орловская печать была применена при изготовлении при изготовлении кредитных билетов номиналом 25 рублей образца 1894 г.

Для орловской печати используется сложнейшее высокоточное оборудование. Воспроизвести эффект орловской печати обычными классическими способами печати невозможно.

Ирисовая печать. Также является разновидностью офсетной печати. При ирисовой печати в элементах получаемых изображений присутствует плавный переход одного цвета в другой. При этом четкая граница перехода отсутствует.

Рассмотрев общие элементы защиты денежных знаков, разберем подробнее конкретные валюты, при этом остановимся на рублях России, долларах США и Евро, как имеющих наиболее широкое хождение на территории нашей Родины.

При замене ценных бумаг (из золота или серебра) на их за­менители, т. е. банкноты (бумажные) или малоценные метал­лические деньги, особенно остро встает вопрос о подлинности денежных знаков, находящихся в обращении. В последние годы проблема подделанных банкнот в России приобрела исключи­тельную актуальность. Поданным МВД Российской Федерации, число преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фаль­шивых денег, за последние 5 лет возросло в 4,5 раза.

История этого явления идет с древних времен: уже в VI в. до н. э. в законах древней Греции предусматривалась смертная казнь за изготовление фальшивых денег. В Риме таких пре­ступников бросали на растерзание диким зверям или сжигали на костре. Во Франции фальшивомонетчиков штрафовали, при­вязывали к позорному столбу, обваривали кипятком, отрубали руки, уши, клеймили.

В России к концу XVII в. подделка денег стала настоящим бедствием. В стране казнили 7000 фальшивомонетчиков, 1500 - были отрублены руки. При царствовании Анны Иоановны фаль­шивых денег было в ходу столько, сколько и настоящих. В 1811 г. по указанию Наполеона в одном из предместий Парижа печата­ли русские фальшивые ассигнации. Экономика России довольно сильно пострадала от этой акции.

Накануне первой мировой войны в России появились каче­ственно изготовленные ассигнации достоинством в 10, 25, 50, 100 и 600 руб. После гражданской войны эмигрантские органи­зации за рубежом изготовляли фальшивые советские рубли. С 1974 г. в нашей стране стало появляться все больше и больше случаев подделки денежных купюр.

Каждое государство, защищая свои денежные знаки от под­делки, осуществляет деятельность по следующим направлени­ям:

Техническая защита от подделок путем совершенствова­ния способов изготовления и защиты банкнот, ценных бумаг, документов;

Всесторонняя информированность населения о признаках отличия настоящих денег от фальшивых.

Большой опыт в этом отношении накоплен в зарубежных странах, координацию и обмен которым на международном уровне проводит Интерпол.

Международным правовым актом, регламентирующим борь­бу с подделкой денежных знаков, является Международная кон­венция, подписанная в Женеве в 1929 г., ратифицированная СССР в 1931 г. Основные положения конвенции таковы:

Все обманные действия по изготовлению денежных знаков должны быть наказуемы как уголовные преступления, в том чи­сле, их распространение как внутри страны, так и вывоз за ее пределы, обманные действия по изготовлению или приобретению орудий или иных предметов для производства денежных знаков, а также их изменения;

Поддельные денежные знаки должны быть отобраны и кон­фискованы и далее переданы по соответствующему требованию или правительству, или эмиссионному банку, после чего должны быть сделаны непригодными к употреблению.

Считается, что российские деньги образца до 1993 г. были хорошо защищены от подделок, обладая 12 степенями защиты, среди которых:

Особая бумага с характерным хрустом, которую подделать практически невозможно;

Локальный водяной знак (профиль В. И. Ленина) как самая надежная защита от подделок;

Спецкраски повышенной стойкости;

Ультрафиолетовые узоры;

Выполнение изображений четырьмя способами печати (ме­таллография, орловская печать, высокая, офсетная).

Подделать такие деньги было очень сложно, но исключением стал фальшивомонетчик Виктор Баранов, "деятельности" кото­рого посвящена большая экспозиция в центральном музее МВД России. Он самостоятельно научился делать из хлопка бумагу, по качеству не уступающую той, которая использовалась для пе­чати банкнот, а также сумел разгадать секреты водяных знаков. Изготовив станок, он в период 1977-1979 гг. напечатал 124925 рублевых купюр, из которых успел сбыть 851 купюру.

Примером эффективной защиты денежных знаков от поддел­ки служат операции по защите новых немецких марок, которые начались в 1981 г. В настоящее время это наиболее защищен­ные денежные знаки. После последовательного изучения банкнот различных стран, в том числе американских долларов, шведских крон, голландских гульденов и т. д., в качестве образцов наибо­лее защищенных от подделок денег были выбраны австралий­ский доллар и английский фунт стерлингов.

Но, несмотря на высокую защищенность, австралийский дол­лар был отвергнут по следующим причинам:

Он изготовлен из пластика, в связи, с чем его нельзя сло­жить, что вызывает неудовлетворенность граждан;

Отсутствующее обычное для денег характерное шуршание также непривычно для населения;

Производство пластиковых денег дорогостоящее, а уничто­жение их экологически небезопасно.

При изготовлении английского фунта внедрено изобрете­ние, называемое "окончательной нитью": через бумагу про­ходит нить, местами выходящая на поверхность. Аналогично и в немецкую банкноту вложили нить из алюминированного полиэфирного волокна, на которой через определенные ин­тервалы отпечатаны достоинства купюр (например: 100 DM, 100 DM.. .100 DM). Эта нить местами выступает на поверхно­сти бумаги, а преимущества защищенности банкноты наблюда­ются при большом увеличении: переменный блеск нити не может скопировать никакой ксерокс.

Кроме этого, существует целый ряд других элементов защи­ты:

Совмещающиеся изображения, элементы рисунка, отпеча­танные и просматриваемые с обеих сторон банкноты, но скла­дываемые в единое изображение при просвечивании;

Последняя цифра серийного номера рассчитывается из всех предыдущих по особой секретной формуле (зная эту формулу, можно определить достоверность банкноты), цифры номера под­даются чтению компьютером;

В углу купюры имеется скрытое изображение надписи DM, видимое только под определенным углом;

На одной из сторон банкноты есть узор, который не может быть воспроизведен компьютером;

    часть фрагмента рисунка имеет свечение при ультрафио­летовом освещении;

Различные участки банкноты по-разному пропускают ин­фракрасный свет, и при просвечивании их возникает определен­ный рисунок, не видимый человеком, но воспринимаемый денеж­ными автоматами;

К краскам подмешан ферромагнитный порошок, создаю­щий на поверхности определенный узор, выявляемый специаль­ными датчиками;

На купюры разных достоинств нанесены портреты выда­ющихся деятелей Германии (К. Гаусса, А. Хельшоффа, К. Шу­мана и др.).

На большинстве купюр различных государств помещены портреты, что тоже является своего рода защитой: обычно за­метны малейшие искажения черт знакомого лица, особенно при их изображении в анфас.

На немецкой марке есть, конечно, и еще целый ряд бо­лее сложных защитных средств, естественно, сохраняющихся в строжайшей тайне.

Российские деньги образца 1997 г. имеют также множество защитных средств, расположенных одновременно на обеих сто­ронах банкноты, а также в отдельности - на лицевой стороне банкноты (сторона, где расположен номер) и оборотной ее сто­роне.

Общие защитные средства на обеих сторонах банк­ноты:

- водяные знаки, расположенные на купонных полях де­нежных билетов и хорошо видные при рассматривании банкнот на свет: с одного края повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны, с другого - цифровое обозначение но­минала банкноты;

- защитная нить - видимая на просвет прозрачная по­лимерная полоса содержит текст, состоящий из букв "РЦБ" и числовых номиналов банкнот в прямом и перевернутом изобра­жении;

- совмещающееся изображение - красочный орнамент в виде вертикальной полосы, нанесенной на обе стороны банкно­ты.

Защитные средства на лицевой стороне банкнот:

- серебристая краска цифровые обозначения номиналов всех банкнот расположенных в левом нижнем углу имеют хорошо заметный серебристый блеск;

- метки для людей с ослабленным зрением: на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф; предназначены для определения номиналов банкнот на ощупь;

- краска, меняющая свой цвет (только на банкноте в 500 руб.): эмблема Банка России при рассматривании банкно­ты под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый;

- скрытое изображение: на узорной ленте банкнот при го­ризонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "РР";

- рельефное изображение: в верхней части лицевой сто­роны банкнот текст "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь.

Защитные средства на оборотной стороне банкнот:

- микроузор: купонные поля банкнот запечатаны цветны­ми прямоугольниками, состоящими из мелких геометрических фигур;

- микротекст состоит из букв "ЦРБ" и числовых номина­лов банкнот.

Существуют следующие характерные признаки большин­ства фальшивок, которые можно обнаружить визуально:

Отсутствие водяных знаков и защитных волокон;

Некачественность бумаги;

Наличие явных цветовых искажений в изображении;

Нарушение совместимости изображения лицевой и оборот­ной сторон купюры;

Наличие белой полосы на линии изгиба из-за некачествен­ного красящего вещества;

Размытость красителя.

Простейшие способы определения достоверности валют на примере денежной купюры 100$ США. Визуальные способы:

1. На ощупь проверяется качество бумаги: подлинная купю­ра изготовлена из более плотного и утолщенного материала по сравнению с обычной бумагой, имеет плетенную волоконную структуру, вощеную поверхность.

2. Ощупью проверяется наличие высокой печати, проявля­ющейся в выпуклости букв и цифр на лицевой стороне, а на обороте четко должны просматриваться следы вогнутости пе­чати.

3. Проверка качества нанесенных красителей: признаком не­достоверности купюры является крошливость красителя в ме­стах изгибов. Это также проявляется в нечеткости рисунка наобороте купюры (очертания людей, часов, ограды), белесость рисунка (это относится и к портрету на лицевой стороне купю­ры).

4. Контроль изменения цвета числа 100 в правом нижнем углу. На подлинной купюре при осмотре спереди "100" ярко-зеленого цвета, при рассмотрении под углом - черно-матово­го.

5. При взгляде на купюру на просвет с правой стороны должно хорошо просматриваться скрытое изображение лица, со­впадающего с чертами портрета президента на лицевой сторо­не.

6. Определение цветных волокон. При внимательном рассмо­трении подлинной купюры видны цветные волокна с обеих сто­рон. На фальшивой купюре, как правило, с одной из сторон.

7. Контроль наличия магнитной ленты с повторяющимся текстом "100 USA"

С помощью линзы:

1. На воротнике портрета должен быть микротекст "100$ USA", на шевроне - четкие звездочки.

2. На цифре 100 в левом нижнем углу должен быть микро­текст 100$ USA.

3. Особо четко просматривается волоконное прямоугольное плетение, напоминающее тканевое переплетение.

Первые бумажные деньги напоминали обычные долговые расписки, подлинность которых удостоверяла лишь подпись ответственного лица. Чем сильнее бумажные деньги проникали в мир, тем чаще их старались подделать, и тем жёстче относились банковские учреждения к вопросам защиты расчётных знаков. Рассмотрим основные способы защиты банкнот и проверим их на степенях защиты банковских билетах различных стран мира.

Физико-химические способы защиты банкнот

Защита купюр от подделок данными способами основывается на реакции отдельных элементов банкноты при облучении светом, находящимся за пределами видимого спектра (инфракрасное и ультрафиолетовое излучение), а также на поведение в магнитной среде. В основном, используются свойства краски, применяемой для печати современных банкнот. Наиболее надёжной из перечисленных является инфракрасная защита, для которой используется краска, обладающая метамерией. Подлинная и поддельная банкнота будут казаться одинаковыми при обычном освещении, но в случае изменения источника света продемонстрируют разительные отличия.


Применение ультрафиолетовой защиты обеспечивается наличием элементов на банкноте, чья краска обладает свойствами люминесценции. При внесении банкноты в источник ультрафиолетового излучения такие элементы приобретают ярко выраженное разноцветное свечение. В качестве примера можно привести цветные волокна на бумаге банкноты. Ферромагнитный пигмент краски создаёт магнитную защиту. Зелёные номера купюр Банка России выполнены краской с ферромагнитными свойствами.

Полиграфические способы защиты банкнот

Данные способы защиты основаны на применении скрытых приёмов полиграфии. Характерным примером может считаться соединение графических элементов на разных сторонах банкноты в единый рисунок, если смотреть банкноту на просвет. Обеспечиваются комбинацией различных способов печати. Например, серийные номера на банкноту наносятся высоким способом печати, а для фоновых сеток и микроузоров используется плоская печать. Не осталась в стороне и глубокая печать, которой достигаются кипп-эффекты. Это множество параллельных линий, но если взглянуть на них не под прямым, а острым углом, то сложится рисунок (например, символ рубля на банкнотах достоинства 200 и 2000 рублей).


Микротекст "КРЫМ" на памятной банкноте России 2015 года

Одним из наиболее используемых способов является микротекст, набранный шрифтом размером менее четверти миллиметра. Качественное воспроизведение такого шрифта затруднено на большинстве современной оргтехники, поэтому отделить фальшивку от оригинала легко можно, просмотрев подозрительные купюры под сильным увеличением. Способ зарекомендовал себя настолько хорошо, что им пользовались также при защите почтовых марок Российской Федерации (стандартные выпуски конца прошлого века).


Ирисовая печать, предполагающая плавный, практически незаметный переход одного цветового оттенка в другой, тоже обеспечивает достаточный уровень защиты. При копировании эта цветопередача сбивается, обнаруживая заметные глазу границы цветовых переходов. К сложновоспроизводимым методам относится и гильоширный рисунок (в литературе можно встретить термин "гильоширная розетка"), сплетённый в орнаменты и узоры из множества линий, расположенных по заранее просчитанной закономерности.

Технологические способы защиты банкнот

В основном, эти способы кроются в свойствах бумаги, на которой печатают расчётные знаки. Опытный кассир мгновенно отбракует подделку на ощупь, так как привык к определённой жёсткости банкноты, её шероховатости и характерным хрустящим звукам, когда её сгибают или мнут.


Кроме того, защиту обеспечивают цветные волокна, хаотично разбросанные по полю банкноты. Они не мешают восприятию графических элементов рисунка, но их отсутствие - резкий сигнал тревоги. Издавна для защиты применяется водяной знак. Он может быть общим (линии звёзд на мелких банкнотах позднего СССР) или локальным (портреты на современных банкнотах России крупного достоинства). Проявляется, когда банкноты смотрят на просвет. Обеспечивается различной плотностью бумажной подложки.


Большинство современных купюр обладают защитной нитью. Ранее превалирующая металлизированная полоса теперь часто уступает место полимерным материалам - прозрачная основа, на которой размещён микротекст. Для большей степени защиты нить часто делают ныряющей, когда на поверхности банкноты визуально заметны лишь её фрагменты. Она может обладать и свойствами свечения в ультрафиолетовом излучении.


К технологическим способам защиты относят и микроперфорацию. В бумаге пробивается множество миниатюрных отверстий, образующих заданную графическую композицию, видимую на просвет. Вручную сымитировать подобную перфорацию практически невозможно.

Степени защиты купюр Банка России

Современные обладают расширенным набором степеней защиты, позволяющим любому банковскому учреждению, обладающему проверочной аппаратурой, изобличить подавляющее большинство фальшивок. Разберём их на примере купюры самого крупного достоинства - пять тысяч рублей модификации 2010 года (ведь подделка мелких номиналов лишь введёт фальшивомонетчиков в убыток).


В глаза немедленно бросается полусантиметровая защитная нить, расположенная в толще бумаги. На поверхность выходят лишь округлые элементы (единичные или собранные в цепочку), на которых читается микротекст "5000" с оптическим эффектом перемещения. Если поставить купюру напротив источника света, мы увидим защитную нить целиком в виде непрозрачной полосы. На просвет станет заметна и микроперфорация, собирающаяся в число "5000". Проведя пальцем по фрагменту с микроперфорацией, мы не почувствуем каких-либо выступов или углублений. Ещё один элемент защиты, видимый на просвет, локальный водяной знак полутонового типа с портретом Муравьёва-Амурского. Позади него ещё один водяной знак, но уже филигранного типа, когда тёмные штрихи и светлые участки создают эффект объёма. С помощью данного водяного знака мы увидим номинал банкноты.

Полиграфические степени защиты здесь являют целый арсенал возможностей миниатюризма. Тонкие линии, которые видятся как однотонная поверхность, на самом деле представляют собой микроузор. Таким же свойством обладает скрытая муаровая полоса (MVC), однотонность которой при изменении угла зрения разбивается на разноцветные полосы. Кроме того, дальний берег Амура при большом увеличении также нам явится композицией отдельных графических элементов малого размера (надпись "ЦБРФ", силуэты медведей, рыб, тигров и деревьев). И не забудем о микротексте в виде повторяющегося числа «5000».


Защитные волокна, произвольно разбросанные по банкнотному полю, разбиваются на два типа: серые и переменного сечения, где чередуется красный и синий цвет. Степени защиты, определяемые на ощупь, можно обнаружить в разных местах. Наиболее привычный для продавцов участок - надпись «Билет Банка России», выполненная рельефно. Благодаря бескрасочному тиснению почувствовать объём можно у штрихов справа от данной надписи и у их аналогов возле левой кромки аверса.

KIPP-эффект - буквы «РР» - достижение металлографии, которой отпечатаны линии перпендикулярно линиям фона рисунка (участок ленты под изображением деревьев). Скрытое изображение проявится при изменении угла зрения. Оптический эффект есть и у оптически переменной краски OVI, которой выполнен герб Хабаровска. Наклоняя купюру, мы заметим, как по зелёному полю перемечается светлая линия.


Поместив банкноту в ультрафиолетовое излучение, мы увидим, что красные части волокон начинают светиться (серые волокна и участки синего цвета люминесцентными свойствами не обладают). Яркий свет будет и у выступающего на поверхность участка муаровой ленты. Отблеск явит и закрытая часть эмблемы Банка России. Все эти светящиеся элементы мы увидим лишь на аверсе. Перевернув банкноту, нам останется довольствоваться лишь красным люминесцентным цветом защитных волокон.


Куда менее скучным покажется нам аверс пятитысячной банкноты в инфракрасном излучении. Здесь царство миллионов оттенков серого, которые предстанут нам в виде видимой части рисунка, выполненной краской с метамерическими свойствами. Кроме того, мы увидим один из номеров банкноты, участки защитной нити возле него и герб Хабаровска, не утративший странствующую светлую линию. Отметим, что степени защиты новых купюр постоянно совершенствуются, а кроме явных степеней защиты российских банкнот существуют и скрытые, известные лишь специалистам.

Защита купюры евро

Одним из основных защитных элементов является внедрённый в бумагу голографический элемент, объёмное изображение которого меняется в зависимости от угла просмотра. Например, на старой банкноте 50 евро исчезает номинал, уступив место копии фрагмента архитектурной композиции, чей крупный план занимает правую часть расчётного знака. На модифицированной банкноте того же номинала голографическая часть занимает уже целую полосу.


Полезно будет взглянуть на просвет верхнего угла. Тогда отдельные части на аверсе и реверсе соберутся в число номинала банкноты старого образца. Для модифицированных купюр вместо этого защитного элемента использован номинал, выполненный оптически переменной краской. На той же белой полосе мы увидим водяной знак, в котором отражён номинал и копия архитектурного элемента, изображённого на аверсе. Однако для модифицированных банкнот к ним добавлен портрет финикийской царевны Европы.


Если взглянуть на просвет, то на внедрённой в бумагу тонкой защитной нити мы обнаружим светлый символ евро и номинал. Хорошую службу составит и металлографическая печать, благодаря которой главное изображение и некоторые реквизиты аверса легко воспринимаются на ощупь


Интересной особенностью является номер банкноты. Не всем известно, что его сумма цифр должна равняться числу "8" (первую литеру заменяем её порядковым номером в английском алфавите, складываем числа, при получении двузначной суммы складываем её числа). Но это правило действует лишь для старых купюр. Взглянув на номер модифицированной банкноты, мы увидим в его начале уже две буквы.

Защита долларовых купюр

Если в Америке наиболее ходовой является двадцатка, то в России, которую долго и безуспешно пытаются дедолларизировать, основной банкнотой для неофициальных расчётов выступает сотня. Поэтому разберём степени защиты именно банкноты сотенного номинала.


Чтобы увидеть микротекст, смотрим под увеличением на лацкан сюртука Бенджамина Франклина, чтобы разглядеть там надпись «THE UNITED STATES OF AMERICA». Более короткий текст «USA100» мы увидим внутри цифры номинала напечатанным в несколько рядов. Микропечать встретит нас и на защитной нити слева от портрета. На ней та же надпись, но в ином порядке - «USA 100», которую можно увидеть хоть с аверса, хоть с реверса. Ещё один Франклин проявится на просвет в виде локального водяного знака.

Полезно взглянуть и на основной портрет. Технологии печати делают его объёмным и контрастным, чего не могут передать многочисленные фальшивки. Металлография помогает повысить объём надписей «THE UNITED STATES OF AMERICA, ONE HUNDRED DOLLARS», благодаря чему они кажутся выпуклыми при проведении по ним пальцем. Высокая печать номера банкноты позволит ощутить его рельеф на обороте банкноты.

Если повернуть купюру, оптически переменная краска меняет цвет номинала в правом нижнем углу лицевой стороны с привычного зелёного на чёрный. При помещении в ультрафиолет, мы заметим, что защитная нить станет светиться красноватыми оттенками. Очень хорошую степень защиты обеспечивает сам рисунок банкноты, обладающий многими секретами. К примеру, фон для портрета из тонких концентрических линий на аверсе. Из тех же линий выполнен и фон для Дворца Независимости на обороте. Если просто скопировать банкноту, то аналог этих линий не получится: вместо них мы увидим муаровые оттенки (участки тёмного и светлого цветов). Тем же эффектом обладают изображения на печатях, ровные и острые зубцы которых мы видим на оригиналах. Фальшивки явят нам размытые или смазанные зубцы.

Банкноты меньшего достоинства обладают дополнительными средствами защиты в виде изменённых цветов (да-да, современные доллары уже не назовёшь полностью зелёными) и элементов, выполненных специальной краской. Для той же двадцатки это миниатюрный герб США справа от портрета Эндрю Джексона. Полезно помнить, что доллары вне зависимости от номинала одинакового размера. Поэтому всегда стоит проверять сомнительную купюру, положив на неё проверенный подлинник. Любые отклонения от нормы - уже сигнал задуматься.


Стодолларовые - это форпост изобретений в виде защиты от подделок. Нововведениями являются помимо привычной защитной ленты (слева от портрета) ещё одной (справа от портрета) - трёхмерной, на которой размещены колокольчики, уступающие место при наклоне банкноты числу "100". Если же поэкспериментировать с наклоном банкноты, можно заметить, как и колокольчики, и цифры "плавают" с места на место. Эффект достигается тем, что лента состоит из миллиона микролинз. Ещё один колокольчик мы обнаружим в золотой чернильнице рядом с лентой. Колокольчик выполнен оптически переменной краской, поэтому он то сливается с фоном чернильницы, то снова проявляется из неё. Той же краской выполнен номинал в правом нижнем углу и на обороте. Золотыми оттенками напечатаны фразы из Декларации независимости и перо на аверсе.

Графические способы защиты банкнот иностранных государств

Среди прочих стран можно выявить иные способы защиты банкнот от подделки. Красивым методом является "Конфетти". При изготовлении бумаги для денег в неё внедряют круглые элементы, имеющие люминесцентные свойства и проявляющие себя во всём великолепии при наличии ультрафиолетового света. Уже известная нам защитная полоса может быть выполнена методом горячего тиснения, правда, мастера изготовления подделок уже освоили это искусство. В состав бумаги можно внедрить химические элементы, которые под воздействием реагента меняют свойства, что сразу отличит подлинник от фальшивки. Очень интересен термохромный эффект. Здесь купюра изменит внешний вид при повышении или понижении температуры, чего не сможет сделать подделка. Интересным является метод "Созвездие Эвриона". Визуально это окружности, произвольно раскиданные по купюре. Однако алгоритм их расположения занесён в счётные машинки, которые и отделяют подлинники от имитаций, легко вычисляемых программой.


Фрагмент банкноты с тремя выделенными "Созвездиями Эвриона"

Самые защищенные деньги мира

Здесь нет чемпиона, раз и навсегда занявшего верхнюю ступеньку пьедестала. Технологии развиваются, изобретаются новые метода и материалы, и уже завтра Китай или Канада смогут предложить какой-нибудь революционный метод для защиты своих расчётных знаков. Есть очень хорошие отзывы о евробанкнотах нового образца, о купюрах Казахстана, Белоруссии и даже Украины.


Однако пока пальму первенства удерживают полимерные . Новинкой их не назовёшь, так как первая эмиссия десятидолларовых банкнот началась ещё в 1988 году. Оказалось, что новые деньги хорошо защищены не только от подделок, но и от агрессивной среды. Банкноты не меняли свойств ни после стирки, ни после кипячения, ни после извлечения из земли. Уже в 1996 году на полимерной основе выпускаются сто австралийских долларов, а затем и весь денежный оборот (за исключением монет) переводится на пластик. Качественных подделок австралийской валюты пока не выявлено.


Самыми защищёнными признают и . Они используют как проверенные способы защиты (голограмма, микротекст, оптически переменная краска и другие), так и новинки. Среди прочих можно отметить тонкую защитную нить, внедрённую в банкноту. На некоторых участках она выходит на поверхность. При смене угла обзора она переливается и меняет цвет. Эти переливы и цветовую гамму фальшивомонетчикам пока имитировать не удалось. По крайней мере, об успешных подделках этих банкнот пока ничего неизвестно.

Способы имитации элементов защиты банкнот

Тем не менее, фальшивомонетчики тоже не стоят на месте. Поэтому в заключении несколько слов о способах имитации элементов защиты банкнот, на которые стоит обратить внимание, чтобы вам не всучили подделку. Ведь способы имитации элементов защиты банкнот Банка России поражают разнообразием.


Наличие водяного знака не гарантирует подлинности, ведь при изготовлении фальшивки его просто печатают светлыми тонами. Сложнее операция, когда подобие водяного знака делается рельефом, образуя на "банкноте" выпуклости и вдавленности. Цветные волокна часто переходят на подделку при копировании, или их дорисовывают вручную. Современные технологии позволяют наносить краску, светящуюся в ультрафиолете, и мошенники этим пользуются. В любом случае волокна на оригинале можно удалить, чего не скажешь о волокнах подделки.


Кажется, что оптически переменную краску подделать нельзя. Но попытки не прекращаются. Поверх напечатанного герба наносят тонкий слой лака для ногтей. При освещении на поверхности герба теперь появляется блик, который "путешествует" по гербу при наклоне "банкноты". Иногда применяется металлизированная фольга. Однако полной имитации добиться не получается, достаточно взглянуть на герб подлинника и сравнить поведение бликов на нём и на фальшивке.


Особое значение придаётся микроперфорации. Её запросто наколоть иглой. Вот только отверстия получаются разного размера и выстраиваются не таким уж красивым рисунком. Кроме того, проведя пальцем по поверхности "банкноты" в месте перфорирования, можно на ощупь определить направление уколов.

Защитную нить имитируют приклеиванием фольги на нужные участки или рисованием краской-серебрянкой. Полного сходства с подлинником добиться сложно. О тексте на фольге нечего и говорить. В большинстве грубых подделок он отсутствует. Не забывают преступники и о рельефных элементах. Надпись «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» воспроизводят выдавливанием. Более ленивые фальшивомонетчики просто накалывают произвольный рельеф на буквах, обеспечивая ощущение шероховатости.

Ещё сложнее обмануть кассира, в арсенале которого есть источник ультрафиолета. В этом свете подлинная банкнота, напечатанная на специальной бумаге, останется тёмной (кроме вышеразобранных элементов), а вот обычная бумага в ультрафиолете будет светиться голубоватыми оттенками. Даже если мошенники обработают бумагу собственного "производства" реактивами, подавляющими свечение, общий тон подделки всё равно будет не таким, как у оригинальной банкноты.


Надеемся, что эти нехитрые советы помогут вам избежать случая стать владельцем поддельной купюры. Если же это всё же произошло, нельзя пытаться пристроить банкноту обратно в оборот. При попытке расплатиться фальшивкой преступником становитесь уже вы сами, какую бы степень недоумения вам ни удалось изобразить. Здесь следует смириться с финансовыми потерями и сдать поддельный расчётный знак правоохранительным органам для организации розыска и поимки настоящих преступников.