Зачеты страховых взносов в году. Зачет и возврат переплаты по страховым взносам в фсс

Как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей?

В связи с тем, что полномочия по управлению страховыми взносами перешли из внебюджетных фондов в Налоговую службу у многих бухгалтеров возникает вопрос - как с 1 января 2019 года возвращать излишки при уплате страховых взносов и возможно ли зачесть данную переплату в счет предстоящих платежей? Конечно, при возникновении излишков не стоит медлить и производить их зачет или возврат как можно быстрее, но ситуации бывают разные. Поговорим об этом подробнее.

Зачесть нельзя, вернуть

С 1 января 2019 года страхователи, как и прежде, имеют право на возврат переплаченных денежных средств по страховым взносам. Возвратом переплат занимается ФНС РФ, а не пенсионный фонд и Соцстрах. В целом, процедура возврата средств при переплате по взносам аналогична той, что действует и для налогов, с одним важным условием, закрепленным в пункте 6.1 статьи 78 НК РФ. Если излишки по взносам в ПФР были отражены в персонифицированных отчетных сведениях, и пенсионщики произвели распределение их по лицевым счетам, то у Налоговой не будет возможности вернуть такие переплаты.

Решения о зачете переплат по страховым взносам выносят налоговики, а значит, и заявление следует представлять в ФНС РФ по форме, действующей для возврата или зачета излишков по налогам, штрафам и пеням (ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание, если в платежных поручениях при уплате страховых взносов была допущена ошибка, уточняющие сведения в фонды подавать не нужно. Придется делать возврат платежа по вышеописанной схеме, через налоговиков и, если есть необходимость, перечислять средства вновь.

Что насчет взносов «на травматизм»?

Поскольку взносы «на травматизм», как и прежде, находятся в ведение ФСС РФ, то и возвратом их будет заниматься Соцстрах, в связи с чем в Федеральном законе от 24.07.1998 №125-ФЗ используется статья 26.12. В ней приведен порядок действий при зачете или возврате излишков.

По закону у фонда есть 10 рабочих дней для того, чтобы известить страхователя в письменном или электронном виде о возникшей переплате, конечно, собственное заявление вы можете подать и раньше этого срока.

Обратите внимание, приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457 утвержден бланк заявления для возврата и зачета страховых взносов «на травматизм» (Приложение 2) - Форма 22 – ФСС РФ.

При возникновении каких-либо сомнений по факту образования переплаты, проводится перекрестная сверка по страховым взносам на травмы и оформляется акт по форме 21-ФСС РФ.

Возврат излишков страхователю производится в течение месяца с момента его извещения фондом или самостоятельной подачи заявления. Если период возврата средств превысил один месяц, Соцстрах должен будет кроме возврата самих средств выплатить и проценты по ставке рефинансирования Центробанка 1/300.

Между разными видами взносов учесть переплату

Ранее действовал порядок, при котором было возможно засчитывать переплату между разными страховыми взносами. Начиная с 2017 года, так делать нельзя, то есть, переплата пойдет в зачет только по тому виду взноса, его пеням и штрафам, по которому, собственно, и образовалась, такие требования предъявляет пункт 1.1 статьи 78 НК РФ. Это правило применяется и в 2019 году.

Разъясните, каков порядок зачета и возврата суммы переплаты по страховым взносам в ФСС?

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне оплаченных страховых взносов подлежит:

  • зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам;
  • зачету в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом;
  • возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Страховщик обязан сообщать плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным факте излишней уплаты страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

При обнаружении на лицевом счете плательщика излишних сумм работник ФСС предлагает произвести сверку данных, которая оформляется актом совместной сверки по форме 21-ФСС РФ (приложение 1 к Приказу № 49 ).

В случае если по результатами сверки подтверждена переплата, учреждение подает в ФСС соответствующее заявление:

  • о зачете суммы по форме 22-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ). При этом плательщик определяет, в счет каких платежей производится зачет;
  • о возврате суммы по форме 24-ФСС РФ (приложение 2 к Приказу № 49 ) с указанием своих платежных реквизитов.
Обратите внимание

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В акте совместной сверки и заявлениях плательщика сведения о видах социального страхования, контролируемых ФСС (федеральные законы № 255-ФЗ , 125-ФЗ ), отражаются одновременно.

Напомним, что с 01.01.2015 по заявлению плательщика страховых взносов может производиться зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому упомянутому виду страхования (п. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ). О допустимости такого зачета в отношении сумм переплаты между платежами, контролируемыми ФСС, дает разъяснение Минтруд в Письме от 24.09.2014 № 17-3/В-451 .

Возврат переплаты производится только на основании заявления плательщика и после погашения всех задолженностей у него перед ФСС, включая пени и штрафы согласно п. 12 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ . Следовательно, на лицевой счет учреждения поступит сумма, оставшаяся после зачета.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ .

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного месяца со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. В случае если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится с нарушением установленного срока, ФСС начисляет на сумму излишне уплаченных страховых взносов проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (ч. 17 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ ).

Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов в силу п. 24 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ .

В том случае, если в результате сверки не будет подтверждена переплата, учреждению следует представить уточненный расчет с правильными сведениями по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Вопрос

Как отражаются операции по возврату и зачету сумм переплаты страховых взносов, контролируемых ФСС, в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений?

В бухгалтерском учете учреждений операции по возврату переплаты по страховым взносам на лицевой счет отражаются в соответствии с положениями п. 104 Инструкции № 162н , п. 132 Инструкции № 174н , п. 160 Инструкции № 183н .

Зачет платежей в рамках одного вида социального страхования отразится на основании положений п. 18 Инструкции № 157н исправительной бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно».

Зачет суммы переплаты по одному виду страхования в счет платежей по другому виду страхования отражается исправительной бухгалтерской записью, оформленной по методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

В бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений операции по зачету и возврату переплаты по страховым взносам оформляются на основании справки (ф. 0504833) и отражаются в соответствии принятым ФСС решением следующим образом:

Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Возврат переплаты на лицевой счет учреждения

1 304 05 213 1 303 02 730 0 201 11 510 0 303 02 730 0 201 11 000 0 303 02 000

Зачет переплаты по одному и тому же виду социального страхования в счет предстоящих платежей, погашения недоимки и задолженности по штрафам, пеням

Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000

Зачет переплаты по одному виду социального страхования в счет платежей и погашения недоимки, задолженности по штрафам, пеням по иному виду страхования

1. Исправительная запись (методом «красное сторно»)
1 303 02 830 1 304 05 213 0 303 02 730 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
2. Дополнительная запись соответственно по иному виду социального страхования
1 303 06 830 1 304 05 213 0 303 06 830 0 201 11 610 0 303 02 000 0 201 11 000
Пример

В бюджетном учреждении по акту сверки ФСС выявлена переплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 000 руб., образовавшаяся за счет средств от приносящей доход деятельности. На основании поданного заявления и решения, принятого органом ФСС, указанная сумма была зачтена в счет погашения задолженности по штрафам, пеням, образовавшимся по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения на основании решения ФСС будет сформирована справка (ф. 0504833) и произведена следующая запись:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена исправительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(методом «красное сторно»)

2 303 02 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

(14 000)
Отражена дополнительная запись по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2 303 06 830 2 201 11 610

18 (статья 213 КОСГУ)

14 000
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Приказ ФСС РФ от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

4. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

5. Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

9. В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.

10. Положение, предусмотренное частью 9 настоящей статьи, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение органа контроля за уплатой страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

13. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

14. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

15. До истечения срока, установленного частью 14 настоящей статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

18. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов, уведомляет орган контроля за уплатой страховых взносов о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

19. В случае, если предусмотренные частью 17 настоящей статьи проценты уплачены плательщику страховых взносов не в полном объеме, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных страховых взносов, в течение трех дней со дня получения уведомления соответствующего территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

20. До истечения срока, установленного частью 19 настоящей статьи, поручение о возврате оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления указанного возврата.

21. Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

23. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

24. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов.

К теме применения пониженных тарифов страховых взносов эксперты журнала не единожды обращались, приводя различные аргументы в пользу плательщиков страховых взносов. Если читатель поверил в возможность сэкономить задним числом и собрался высвободить средства на нужды аптеки, данная статья в этом поможет. В ней рассказано о том, как вернуть переплату по страховым взносам и отра-зить такой возврат в учете.

О возврате взносов

По вопросам уплаты и возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование Минфин рекомендует обращаться в Минтруд (Письмо от 08.05.2013 № 03-04-05/4-419). Однако последний не спешит с комментариями по обозначенной теме. Поэтому бухгалтеру ничего не остается, кроме как изучать арбитражную практику; но автор предлагает начать с норм законодательства, которые в спорных ситуациях все же первичны.

Итак, порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов установлен в ст. 26 Закона о страховых взносах. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом, контролирующим уплату взносов по месту учета плательщика взносов, без начисления процентов. Если чиновникам внебюджетных фондов стало известно о переплате взносов, то они обязаны сообщить об этом страхователю, а не замалчивать факты. При взаимном согласии сторон допускается проведение совместной сверки расчетов по страховым взносам в целях уточнения факта и суммы переплаты. Нужно учитывать, что проще произвести зачет страховых взносов, чем возврат, так как первую процедуру орган контроля выполняет самостоятельно, и внебюджетному фонду это выгодно.

Для возврата инициативу должен проявить плательщик взносов, представив в орган контроля письменное заявление по установленной форме. Срок возврата - не более месяца, при этом в случае наличия у страхователя задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Не допускается зачет взносов, излишне уплаченных в бюджет одного внебюджетного фонда, в счет предстоящих платежей страховых взносов, погашения недоимки по ним, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

Не всегда излишне уплаченные взносы можно вернуть. В частности, данная операция не выполняется, если сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством о персонифицированном учете. Очевидно, данное ограничение касается той части взносов, которые идут на пенсионное страхование и учитываются согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В описанной ситуации переплату можно лишь зачесть в счет предстоящих платежей.

О подаче «уточненки»

В связи с переплатой страховых взносов (при применении общего тарифа взамен пониженного) у плательщика возникает обязанность представить в орган контроля уточненную отчетность. Правила внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам прописаны в ст. 17 Закона о страховых взносах. Уточненный расчет не считается представленным с нарушением установленного срока («штрафным расчетом»), если допущенные ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов (в ситуации, когда аптека вместо применения пониженных тарифов начисляла и платила взносы по общему тарифу, сумма как раз не занижена). Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

При подаче уточненного расчета по страховым взносам в связи с применением общего тарифа взамен пониженного порядок заполнения расчета тот же, что и обычно, за исключением ряда нюансов. Один из нюансов связан не столько с заполнением «уточненки», сколько с отражением данных о расчетах по взносам в последующей отчетности. Вызывает вопросы заполнение строк, где указываются остатки страховых взносов на начало и конец отчетного периода, а также где вписывается сумма уплаченных взносов. Как заполнить эти строки, если контролирующий орган возвратил переплату? Ведь в действующей форме расчета по страховым взносам нет строки для данной операции. В таком случае есть два пути: либо увеличить на возврат переплаты какой-либо из остатков по расчетам (начальный или конечный, в зависимости от периода), либо уменьшить уплаченные страховые взносы на сумму возврата переплаты. В обоих случаях в строках расчета могут появиться отрицательные значения, чего, по мнению чиновников, не стоит пугаться, поскольку расчет построен так, что в нем наравне с положительными могут присутствовать отрицательные числа (Письмо ПФ РФ от 11.10.2012 № 30-21/14846).

Отметим, в отчетных формах индивидуального (персонифицированного) учета подобного быть не должно, так как суммы уплаченных страховых взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную части трудовой пенсии) должны быть меньше суммы начисленных страховых взносов или равны ей (соответственно). Об этом сказано в Письме ПФ РФ от 23.05.2011 № 08-25/5577, посвященном алгоритму проверки сумм страховых взносов по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица. Получается, суммы излишне уплаченных страховых взносов в формах индивидуального (персонифицированного) учета не отражаются, то есть корректирующие сведения в ПФР на возврат переплаты подавать и не нужно, максимум что можно сделать, так это зачесть переплату на основании уточненного расчета по страховым взносам. Повторяем, сказанное касается взносов, перечисленных на обязательное пенсионное страхование и разнесенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Взносы на иные виды социального страхования (в ФСС, ОМС) можно вернуть при условии, что представлено заявление на возврат и сдана «уточненка».

К сведению

В части взносов в ФСС уточнению подлежит расчет 4-ФСС (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 № 107н), при этом на титульном листе нужно проставить номер корректировки в предназначенном для этого поле.

И еще: для плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в расчете по страховым взносам предусмотрены разделы, заполнение которых подтверждает это право. Для аптек, применяющих пониженный тариф в силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, не введено такой отдельной таблицы (раздела) в расчете по страховым взносам.

О судебной практике

Организация представляет в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов заявление о возврате излишне уплаченных взносов. Инспектор рассматривает заявление с учетом информации, имеющейся в формах персонифицированного учета и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения чиновник принимает решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, но иногда не в пользу страхователя. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 30.05.2013 по делу № А46-25881/2012 ПФР отказал в возврате излишне уплаченных сумм, мотивируя отказ отсутствием переплаты, что следовало из ведомости (ф. АДВ-11).

Между тем в законодательстве не установлен приоритет сведений, отраженных в ведомости по форме АДВ-11, над сведениями, внесенными в расчет по страховым взносам. Нет и такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, как несоответствие данных, имеющихся в ведомости (ф. АДВ-11) и в расчете, отсутствие справки о состоянии расчетов с бюджетом. Проще говоря, при разрешении вопроса о наличии или отсутствии излишней уплаты страховых взносов персонифицированные сведения не имеют какого-либо приоритета по сравнению с расчетом и платежными документами, а также не подтверждают и не опровергают сведения, отраженные в расчете по страховым взносам и следующие из платежных документов.

Иногда за плательщика страховых взносов эти взносы перечисляет иное лицо. С недостатком денежных средств может столкнуться любая организация или предприниматель. В таком случае нужно знать, что на сегодня нет каких-либо обязательных требований к способу перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, равно как и запрета на участие других лиц в исполнении обязанности по уплате страховых взносов (Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2013 по делу № А03-11003/2012).

Для заявления права на возврат излишне уплаченных страховых взносов установлены предельные сроки:

Не более месяца для обращения плательщика страховых взносов с заявлением в орган контроля за уплатой страховых взносов;

Не более трех лет для подачи искового заявления в суд со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания (уплаты) страховых взносов.

Если эти сроки не нарушены, орган контроля не вправе отказать в возврате переплаты (постановления ФАС ЗСО от 22.03.2013 по делу № А27-17234/2011, ФАС МО от 06.03.2013 по делу № А40-68316/12-99-395).

И еще: в период с 2002-го по 2009 год полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате были предоставлены органам ПФР, в то время как исполнение таких решений было возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда - ФНС (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу № А72-6511/2012). Поэтому взносы за данные периоды возвращались только на основании согласованного решения ПФР и ФНС. Если этого не было сделано, за неправомерный невозврат страховых взносов отвечать приходилось обоим - и Пенсионному фонду (Постановление ФАС ПО от 28.05.2013 по делу № А72-5990/2012), и ФНС (Постановление ФАС УО от 31.01.2013 № Ф09-14095/12 по делу № А60-50182/11).

Об отражении пересчета взносов в учете

Для целей ведения бухгалтерского учета любая неточность, требующая уточнения, должна быть правильно квалифицирована. Если это ошибка, порядок внесения исправлений один, а если это получение новой, ранее недоступной информации, то другой. Как догадался читатель, автор использует термины ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и обращается к методологии, заложенной в этом стандарте. В целях его применения ошибкой считается неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или финансовой отчетности организации либо их неправильное отражение. В то же время неточности или пропуски, выявленные в результате получения новой информации, недоступной бухгалтеру ранее, не считаются ошибками. Применение общего тарифа взамен пониженного не хочется признавать ошибкой, но тем не менее это так. Ведь тот факт, что бухгалтер узнал о возможности применения пониженных тарифов из писем уполномоченных органов, судебных решений и статей экспертов журнала, вовсе не означает, что была получена новая информация, которая не была доступна на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Хотя завышенный расчет страховых взносов скорее говорит не об ошибке в методологии учета, а о просчетах в соблюдении законодательства о страховых взносах. Можно расценивать это как неточность в вычислениях либо как неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности. Очевидно одно: размер страховых взносов к начислению, а вместе с ним и размер расходов (финансовый результат), нужно корректировать с учетом не примененного ранее пониженного тарифа.

Но прежде напомним, что льготные страховые тарифы в ПФР и ФСС для имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность аптечных организаций, применяющих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, введены с 2012 года (Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ). Поэтому произвести пересчет взносов бухгалтер вправе за 2012 год и за те промежуточные отчетные периоды, которые прошли в 2013 году. Излишне начисленные и перечисленные страховые взносы 2012 года являются ошибкой прошлых лет, в то время как переплата 2013 года - ошибка текущего периода.

Когда половина года уже позади, можно констатировать, что за прошлый год финансовая отчетность уже составлена, подписана и утверждена, осенью ее уже не исправить, не надо и составлять пересмотренные бухгалтерские отчеты. Пусть в 2012 году все остается так, как есть, корректировки нужно вносить в учет 2013 года. Напомним, что ошибка, выявленная после утверждения отчетности, исправляется либо в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для существенной ошибки), либо в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (для несущественной ошибки) (см. пп. 1 п. 9 и п. 14 ПБУ 22/2010).

Возникает вопрос: является ли переплата страховых взносов существенной ошибкой? Ответ зависит от суммы переплаты и ее доли в нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) - будет ли она влиять на решения собственников или же можно включить ее в расчет текущего финансового результата? Автор рискнет предположить, что по итогам всего 2012 года ошибка в переплате взносов может быть существенна, а по итогам промежуточных отчетных периодов 2013 года - нет. Другой вариант - когда ошибки обоих периодов являются несущественными или же, наоборот, признаны существенными. Рассмотрим данные ситуации на примерах.

Аптека переплатила страховые взносы по общему тарифу за 2012 г. (110 000 руб.) и один отчетный период 2013 г. (30 000 руб.). Все это было выявлено в 2013 г. после утверждения отчетности за 2012 г. Страховые взносы во внебюджетные фонды включаются в расходы на продажу и отражаются на счете 44. Ошибка, относящаяся к 2012 г., признана существенной, а относящаяся к 2013 г. - нет.

Начинаем с переплаты за 2012 г. За этот период в бухгалтерском учете нужно снизить сумму начисленных страховых взносов (Дебет 69 Кредит 84) до той величины, которая получилась бы, если бы страховые взносы начислялись по пониженному тарифу.

Далее рассмотрим переплату за 2013 г. Излишне начисленные взносы сторнируются до той величины, которая показывала бы расчет страховых взносов не по общему, а по пониженному тарифу (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) в том месяце 2013 г., когда бухгалтер узнал, что он, не применяя пониженный тариф, заблуждался.

Представленная корреспонденция подойдет для ситуации, когда ошибки в переплате страховых взносов обоих периодов признаны бухгалтером существенными.

Изменим условия предыдущего примера. Переплата страховых взносов за 2013 и 2012 гг. признана несущественной ошибкой по отношению к показателям финансовой отчетности аптеки.

В таком случае корреспондирующим счетом для исправления переплаты по взносам за 2012 г. является счет 91 «Прочие доходы и расходы», а для ошибки 2013 г. действуют те же правила, что и в предыдущем примере, то есть исправления вносятся сторнировочными записями.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие проводки:

Добавим, все проводки нужно подтвердить документами (справками бухгалтера).

О поправках в отчетности

При обнаружении переплаты, относящейся к 2012 году, бухгалтер уже не сможет внести исправления в утвержденную отчетность за этот период. Она не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям (п. 10 ПБУ 22/2010). Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения отчетности за этот год, исправляется путем пересчета сравнительных показателей за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010). Фактически это означает, что по существенной ошибке 2012 года придется уточнить показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Напомним, в настоящее время сравнительная информация в балансе представляется по трем периодам: текущему (в условиях примера это 2013 год), предшествующему (2012 год) и предшествующему предыдущему (2011 год). При этом данные по нераспределенной прибыли (непокрытому убытку), отраженные в капитале баланса текущего периода, должны соответствовать сальдо счета 84 на отчетную дату, что показывает правильность ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности. По несущественной ошибке сравнительные показатели пересчитывать не нужно, достаточно отразить корректировку в показателе чистой прибыли (убытка) текущего отчетного периода.

При обнаружении переплаты, относящейся к 2013 году, ее нужно отразить в промежуточной отчетности за тот период, когда был обнаружен данный недочет и принято решение пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. Очевидно, что составлять пересмотренную отчетность по предыдущему промежуточному периоду нет необходимости, и не только потому, что это не преду-смотрено ПБУ 22/2010 . Дело в том, что промежуточная отчетность составляется для внутренних пользователей, которые могут в любой момент запросить данные об интересующей их операции у бухгалтера.

Об изменениях в налогообложении

Облегчение страхового бремени не означает, что у аптеки, пользующейся преимуществами «вмененки», появился облагаемый налогом доход. Ведь уплата ЕНВД зависит от физических, а не от стоимостных показателей. В то же время сумму единого налога налогоплательщик вправе уменьшить на страховые взносы. Если они переплачены, то получается, что сумма единого налога была занижена.

Напомним, общие правила исправления ошибок при расчете налогов прописаны в ст. 54 НК РФ . Она обязывает производить перерасчет налоговой базы и налога за период, в котором совершены ошибки (искажения). В совокупности налоговый вычет по всем социальным взносам и выплатам не должен уменьшать налог (авансовые платежи) более чем на 50% (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ ). В связи с тем, что взносы были излишне начислены, сумму единого налога (авансовых платежей) бухгалтер также излишне уменьшил. Нужно представить уточненный расчет и пересчитать налог за предыдущий период.

Дополним условия примера 1. Аптека уплачивает ЕНВД. Суммы переплаты страховых взносов те же: в 2012 г. 110 000 руб., в отчетном периоде 2013 г. 30 000 руб. Допустим, что ЕНВД был уменьшен на полную сумму страховых взносов и при этом не вышел за рамки 50% ограничения уменьшения первоначальной суммы единого налога.

С учетом того, что единый налог был занижен излишне уплаченными по общему тарифу взносами, его нужно доначислить. За 2012 г. ЕНВД увеличится на 110 000 руб., а за 2013 г. - на 30 000 руб. соответственно.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны проводки:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу существенна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Ошибка несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, единый налог был уменьшен страховыми взносами до 50% ограничения. При этом в 2012 г. не были учтены страховые взносы на сумму 80 000 руб., а в 2013 г. - на сумму 40 000 руб.

В связи с тем, что в 2012 г. до 50% ограничения уменьшения ЕНВД не было учтено 80 000 руб. взносов, в то время как сами взносы были переплачены на 110 000 руб., получается, что единый налог был излишне уменьшен на 30 000 руб. (110 000 - 80 000). В отчетном периоде 2013 г. неучтенные 40 000 руб. взносов больше суммы переплаты 30 000 руб., поэтому сумма единого налога, уменьшенного до 50%, не изменится.

В бухгалтерском учете аптеки недоплата единого налога за 2012 г. будет отражена так:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

В целом возврат страховых взносов из внебюджетных фондов (их зачет в счет предстоящих платежей) - достаточно хлопотное мероприятие. Но экономия может быть дороже потерянного времени и сил, поэтому тем, кто переплатил страховые взносы, не используя пониженный тариф, нужно быть готовым к «уточненкам», объяснительным и к перерасчетам не только по взносам, но и отдельным налогам. И еще: не стоит бояться признавать и исправлять ошибки, гораздо хуже их не замечать и в итоге терять больше.

  1. Статьи А. М. Лопатиной «Пониженные тарифы для аптек на ЕНВД: продолжаем обсуждение», № 5, 2013, и «Страховые взносы в вопросах и ответах», № 4, 2013.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  3. Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 № 979н.
  4. Заметим, сами чиновники ПФР (см. письма от 19.05.2011 № 08-26/5404, от 18.05.2011 № 08-26/5320) допускают уточнение сведений персонифицированного учета в отдельных случаях (как при недоплате, так и при переплате), но это не означает, что организация может надеяться на возврат переплаты взносов из ПФР.
  5. Форма расчета утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  6. В 2011 году действовала форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н, в 2012 году - форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н, а начиная с 2013 года - форма, утв. Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  7. Утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н.
  8. Автор допускает, что можно полностью сторнировать ранее отраженные суммы (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) и начислить взносы заново по пониженному страховому тарифу (Дебет 44 Кредит 69 ).

Излишне уплаченные страховые взносы, пени и штрафы можно зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть (ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). А можно ли зачесть страховые взносы между отделениями ПФР и ФСС разных регионов, или, другими словами, произвести межрегиональный зачет? Расскажем об этом в нашей консультации.

Куда уходят взносы

Страховые взносы перечисляются плательщиками в следующие государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд (страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование);
  • Фонд социального страхования (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

При этом зачисленными в бюджет соответствующего внебюджетного фонда будут считаться только те взносы, при оформлении платежных документов на которые были правильно указаны:

  • номер счета Федерального казначейства;
  • наименование банка получателя.

Если в платежном документе на перечисление страховых взносов допущена ошибка хотя бы в одном из этих реквизитов, сумма страховых взносов считается неперечисленной, а обязанность по уплате страховых взносов не считается исполненной (пп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ , Письмо ПФ РФ от 09.06.2011 № 30-26/6418).

Как зачесть задолженность по взносам

По общему правилу зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов производится отделением ПФР или ФСС (в зависимости от вида взносов) по месту учета плательщика (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей или погашения задолженности по взносам отделения ПФР и ФСС производят самостоятельно (п.п. 6 , 8 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

А если излишне уплаченные суммы страховых взносов, перечисленных в ПФР по обязательному пенсионному страхованию, плательщик хочет зачесть в счет предстоящих платежей в ПФР по обязательному медицинскому страхованию, или наоборот, без заявления плательщика взносов не обойтись. Это заявление должно быть подано в письменной форме или в форме электронного документа (п. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

А как быть, если вы хотите зачесть переплату, образовавшуюся в отделениях ПФР или ФСС одного региона, в счет предстоящих платежей или погашения задолженности в другом регионе? Об этом в Законе № 212-ФЗ не говорится, хотя и запрет на такой зачет также не содержится.

Зачет между регионами возможен

Межрегиональный зачет сумм страховых взносов - это вид зачета излишне уплаченных страховых взносов на счета Федерального казначейства одного региона РФ в счет задолженности или предстоящих платежей по страховым взносам, подлежащих уплате на счета Федерального казначейства другого региона РФ.

То, что такой зачет возможен, подтверждает форма Заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов - форма 22-ПФР (Приложение № 2 к постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п). В заявлении плательщик должен выбрать (отметить знаком «V»):

  • зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;
  • межрегиональный зачет сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Заявление подается в тот территориальный орган ПФР, где необходимо погасить задолженность по страховым взносам или зачесть излишне уплаченные в другом регионе суммы в счет будущих платежей.

В случае межрегионального зачета плательщик должен указать в Заявлении наименование территориального органа ПФР, где образовалась переплата, а также реквизиты счета органа Федерального казначейства по месту регистрации в другом регионе.

Аналогичная форма Заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС РФ - форма 22-ФСС РФ (Приложение № 2 к приказу ФСС от 17.02.2015 № 49) - также предусматривает возможность провести межрегиональный зачет.

Обращаем также внимание, что формы приведенных выше заявлений не предоставляют плательщикам право зачесть переплату, образовавшуюся в ПФР одного региона, в счет платежей в ФСС другого региона или наоборот. Это значит, что проводится межрегиональный зачет только в рамках одного и того же государственного внебюджетного фонда - или ПФР, или ФСС.