Ввод в эксплуатацию производственных объектов. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: оформление

Одна из главных сложностей, которая возникает по завершению строительства капитального объекта, это его ввод в эксплуатацию, а точнее — получение необходимых разрешений для успешного завершения процесса.

На законодательном уровне определено, что по соглашению стройподряда при завершении капитального ремонта здания участники работ вместе с представителем уполномоченных государственных структур (выдающих «добро» на ввод в эксплуатацию) проводят оценку сооружения после завершения капремонта по факту соответствия условиям согласованного проекта.

Участие в процессе оценки принимают лица, которые определяются с учетом действующего техрегламента и правил. При этом речь идет о нормах, которые имели силу на момент ввода здания в эксплуатацию.

Как упоминалось, оценка объекта — обязательный этап, без которого реализовать процесс ввода здания после капитального ремонта нереально. При этом по закону процесс может осуществляться одновременно с приемкой объекта, которая ведется при участии заказчика (строительной компании) по соглашению стройподряда.

Процесс оценки соответствия отремонтированного здания действующим нормам организуется с участием заказчика (строительной компании) или же по его поручению структурой стройконтроля при участии подрядной стороны. Возможны и другие варианты ввода объекта в эксплуатацию, когда в процессе оценки принимают участие государственные органы власти (к примеру, стройнадзор).

Также участие в оценке могут принимать компании, которые берут на баланс инженерные сети, принимаемые после капитального ремонта. У строительной компании по закону есть право привлечь к работе независимого специалиста, который также проведет оценку объекта (ввод в эксплуатацию которого планируется) после проведения оценки и получения разрешающих документов.

Тонкости приемки

Не менее важный момент касается приемки здания, где проводился капитальный ремонт. Если эту работу осуществляет компания, которая выполняет несколько задач, а именно подрядной структуры (исполнителя) и строительной организации, то в комиссии должны быть представители функциональных отделов этих компаний. Вопреки распространенному мнению, совмещать несколько функций одно и то же лицо в составе комиссии не может.

Проектная компания участвует в приемке и последующем вводе здания после капремонта в случае, когда в процессе выполнения работ выполнялся авторский надзор. Если же строительная компания решилась на ввод объекта с определенными недоработками (в плане отделки или инженерных систем), то, как минимум, работы в отношении систем, обеспечивающих безопасность для людей или природы, должны быть завершены полностью. Такой порядок актуален как при возведении объекта, так и его «пуске» после капитального восстановления.

Что касается незавершенных работ, то здесь разрешается оставлять только незначительные моменты, которые касаются внутренней отделки комнат, монтажа каких-либо элементов в технологическом или инженерном секторах. При этом объем работ, выполняемых в процессе капитального ремонта здания, должен точно прописываться в соглашениях или других бумагах, регулирующих взаимоотношения между участниками сделки. Также информация должна найти отражение в проектной документации к объекту, ввод в эксплуатацию которого планируется в ближайшее время.

Некоторые работы, зависящие от времени года (например, те, что не могут быть выполнены в морозы), допускается переносить на поздние даты. К примеру, может быть принято решение о переносе посадки деревьев на весну, несмотря на то, что ввод здания запланирован на зимние месяцы.

После завершения капитального ремонта проводится осмотр объекта (его состояния и соответствия действующим нормам), а также составляется приемочный акт. Такой документ необходим для последующего ввода здания и его одобрения соответствующими инстанциями. При этом могут быть задействованы различные формы:

  • КС-14 в ситуации (для акта приемки готового здания комиссией по приемке объекта);
  • КС-11 в ситуации, когда речь идет о составлении акта приемки здания после проведения капитального ремонта.

Упомянутые выше формы могут использоваться в качестве главных бумаг для приемки готового (реконструированного) здания, имеющего различное назначение (жилищное или производственное). При этом форма собственности объекта не имеет значения. Что касается самого здания, порядок ввода которого рассматривается, то сюда можно отнести пусковые комплексы, здания и прочие техобъекты. При этом готовность здания обязательно подтверждается подрядным соглашением (контрактом, договором).

Акт приемки является основой для последующей оплаты мероприятий, которые были запланированы в процессе капремонта объекта и выполнены строительной компанией с учетом подписанного ранее соглашения (контракта). Здесь порядок таков, что рассматриваемый акт составляется в нескольких вариантах. При этом свои подписи в документе должны поставить следующие лица: заказчик, исполнитель (подрядная компания, строительная организация) или другая сторона, которая получила подобные права от инвестора. Здесь же должны стоять подписи членов комиссии по приемке объекта в эксплуатацию (если речь идет об упомянутой выше форме КС-14). Что касается непосредственно состава комиссии, то его определяет заказчик или лицо, которое осуществляет финансирование проекта.

Документальное оформление процесса приемки берут на себя следующие лица: члены комиссии по приемке объекта, ввод в эксплуатацию которого запланирован, а также стороны-участницы комиссии по приемке (это касается упомянутой выше 14-й формы). Документы составляются только по факту проведенных проверок, исследования объекта, осуществления полного перечня измерительных и испытательных работ.

Все собранные бумаги должны подтверждать, что объект готов для ввода в эксплуатацию, а утвержденный на законодательном уровне порядок соблюден в полном объеме. В частности, проверяется соответствие здания стандартам, правилам и проектной документации. Отдельное внимание уделяется заключениям, выдаваемым органами стройнадзора.

Сторона, которая выполняла работы по капремонту здания, на базе приемочного акта предъявляет бумаги по статистической отчетности по факту выполнения взятых на себя обязанностей по оформленному ранее соглашению. Без выполнения описанного требования порядок ввода здания считается нарушенным и возможны проблемы с получением последующих разрешений.

Что еще стоит учесть?

Ключевой момент заключается в том, что приемка здания со стороны заказчика еще не является гарантией его ввода в работу. Чтобы завершить все формальные процессы и ввести объект, строительная компания (сторона-застройщик) обязана направить заявление о предоставлении разрешения на ввод в соответствующий орган (федерального уровня, субъекта России или муниципального управления), который давал «добро» на выполнение работ.

Само разрешение — бумага, подтверждающая завершение всех мероприятий, касающихся капремонта здания (в ряде случаев — реконструкции или строительных работ) полностью и с учетом выданного ранее разрешения на возведение объекта. При этом сравнивается соответствие восстановленного здания утвержденному ранее плану участка и информации, упомянутой в проекте.

На законодательном уровне порядок выдачи разрешения на ввод в работу после капремонта определяется законами РФ, а именно Градостроительным кодексом и действующими нормативными и правовыми документами. Является утвержденной и форма, по которой объект вводится в эксплуатацию — она определена в ноябре 2005 года и нашла отражение в Постановлении №698.

Выдача разрешения на ввод — основа для постановки здания (объекта ввода) на госучет. В последующем обязательно внесение в бумаги корректировок, касающихся отремонтированного объекта. Не менее важный момент — гарантийные обязательства на объекты (сооружения), а гарантийный период прописывается в подрядном соглашении с учетом действующих законов.

Компания-застройщик, принимающая сооружение без упомянутой выше оценки (с учетом действующего законодательства), теряет право ссылаться на недоработки, которые выявляются в процессе выполнения прописанных процедур. При этом ввод в эксплуатацию и заселение до завершения капремонта и приемки не допускается.

  • Ввод - сдача в эксплуатацию нежилого помещения, объекта, ввод здания в эксплуатацию. Прием в эксплуатацию пристроенных и встроенных помещений осуществляется отдельно от здания проводит специально сформированная приемочная комиссия после завершения работ по строительству, реконструкции или перепланировке.
  • 〉 ПП и ИРД (комплект предпроектной документации):

      поэтажные планы и экспликации

      заключение:

      об археологической значимости территории

      об исторических границах объекта культурного наследия

      об инженерно экологических изысканиях по территории земельного участка размещения объекта

      фрагмент историко-культурного опорного плана города Москвы

      историческая справка об объекте культурного наследия (выявленном объекте культурного наследия либо исторически ценном градоформирующем объекте)

      получение информации из Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий

      кадастровой справки по земельному участку

      кадастрового плана земельного участка

      инженерно – топографического плана М 1: 500 (геоподоснова)

      ситуационного плана М 1: 2000

      инженерно – геологического заключение по состоянию грунтов участка застройки

      разработка технического заключение по результатам инженерного обследования технического состояния конструкций здания (строения)

      документации об инженерно – геодезическом обследовании земельного участка

      документации об обследовании земельного участка под компенсационное озеленение

      получение исходной информации из ГУП «Мосгоргеотрест» по месту размещения объекта

      технические условия присоединение объекта к инженерным сетям:

      размещения объекта в охранной зоне инженерных коммуникаций

      водоснабжение и канализация

      водосток

      теплоснабжение

      газоснабжение

      электроснабжение

      прокладка инженерных коммуникаций

      перекладка существующих инженерных коммуникаций

  • 〉 Состав проектной документации (по 87 ПП):

      № п/п 87 ПП РФ Обозначение Наименование раздела
      Проектная документация
      1 ПЗ Раздел 1 "Пояснительная записка"
      2 ПЗУ Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
      3 АР Раздел 3 "Архитектурные решения"
      4 КР Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"
      5 Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", включая:
      5.1 ИОС1 Подраздел 5.1 "Система электроснабжения"
      5.1.1 ЭМ1 Часть 1 "Электроснабжение. Вводное устройство (ТП, ВРУ)"
      5.1.2 ЭМ2 Часть 2 "Силовое электрооборудование"
      5.1.3 ЭМ3 Часть 3 "Молниезащита и заземление"
      5.1.4 ЭОМ Часть 4 "Электрическое освещение (внутреннее)"
      5.1.5 ЭН Часть 5 "Наружное электроосвещение"
      5.2 ИОС2 Подраздел 5.2 "Система водоснабжения"
      5.3 ИОС3 Подраздел 5.3 "Система водоотведения"
      5.4 ИОС4 Подраздел 5.4 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"
      5.5 ИОС5 Подраздел 5.5. "Сети связи"
      5.5.1 СКС Часть 1. "Структурированная кабельная система"
      5.5.2 СРФ Часть 2. "Система радиофикации"
      5.5.3 СЧ Часть 3. "Система электрочасофикации"
      5.5.4 СКПТ Часть 4. "Система коллективного приема телевидения"
      5.5.5 СТС Часть 5. "Система телефонной связи"
      5.5.6 ЛВС Часть 6. "Локальная вычислительная сеть"
      5.5.7 ММС Часть 7. "Мультимедийная система"
      5.5.8 СКУД Часть 8. "Система контроля и управления доступом"
      5.5.9 СОВН Часть 9. "Система охранного видеонаблюдения"
      5.5.10 СОТС Часть 10. "Система охранной тревожной сигнализации"
      5.5.11 ССОИ Часть 11. "Система сбора и обработки информации"
      5.5.12 СПА Часть 12. "Система автоматизированной парковки"
      5.5.13 СВДТС Часть 13. "Система выявления диверсионно-террористических средств"
      5.5.14 АСУЗ Часть 14. "Автоматизированная система управления зданием"
      5.5.15 СКУ Часть 15. "Система комнатного управления"
      5.5.16 АСДУ Часть 16. "Система автоматизации и диспетчеризации ЦОД"
      5.5.17 АСУЭ Часть 17. "Автоматизированная система учета электропотребления, водопотребления, теплопотребления"
      5.5.18 АОВ Часть 18. "Автоматизация системы вентиляции и кондиционирования"
      5.5.19 АСУ ЦТП Часть 19. "Автоматизация системы управления центрального теплового пункта"
      5.7 ИОС7 Подраздел 5.7 "Технологические решения"
      6 ПОС Раздел 6 "Проект организации строительства"
      7 ПОД Раздел 7 "Проект организации работ по сносу и демонтажу"
      8 ООС Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
      9 ПБ Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
      9.3 АГПТ Часть 3. "Система автоматического газового и порошкового пожаротушения"
      9.4 САПС Часть 4. "Система автоматической пожарной сигнализации"
      9.5 СОУЭ Часть 5. "Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре"
      9.6 СППА Часть 5. "Система противопожарной автоматики"
      10 ОДИ Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
      10.1 ЭЭ Раздел 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"
      12 Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"
      12.1 Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса
      12.3
      12.4 Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства
      12.5 ИТМ ГО и ЧС
      12.6 Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости
      12.7 Проект организации дорожного движения
      12.10 СМИС (СМИК, СУКС, ССП)
      12.11 Дендрология
      Рабочая документация
      1 Генеральный план
      2 Архитектурные решения
      3 Конструктивные решения
      4 Внутренние инженерные системы, включая:
      4.1 Система электроснабжения
      4.2 Система водоснабжения
      4.2.1 Хозяйственно-бытавая насосная
      4.2.2 Противопожарная насосная+автоматическая система пожаротушения
      4.3 Система водоотведения
      4.4 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети
      4.4.1 Тепломеханические решения (центральный тепловой пункт)
      4.5 Сети связи. Автоматизация и диспетчеризация систем
      5 Технологические решения
      6 Охранно-защитная дератизационная система
      7 Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности
      8 СМИС, СМИК, СУКС
      9 ППР на демонтажные работы
      10 ППР на подготовительный период
      11 Стройгенплан
      Лучевой дренаж и КЛД
      Наружные сети по теплоснабжению, водоснабжению, канализации хоз-бытовой и ливневой, слаботочной канализации, электроснабжение
      Обмерные работы
      Обследование несущих и ограждающих конструкций
      3D-сканирование
      Обследование точек подключения наружных инженерных систем
      Колористический паспорт существующих зданий
      Альбом архитектурно-градостроительных решений (формирование регламентного альбома в соответствии с требованиями Москомархитектуры)
      Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности
      Авторский надзор строительный
      Авторский надзор инженерный
      Инструкция по эксплуатации здания
      Технический регламент о безопасности здания
      Инструкции по эксплуатации инженерных систем (ТП, ВРУ, ЦТП, насосные, вент камеры, серверные и т.д.)
  • 〉 Согласование и утверждение проектной документации:

      ОПС ГБУ «Мосгоргеотрест»

      АО:

      «Мосводоканал»

      «Мосгаз»

      ГУП г. Москвы:

      «Мосгортранс»

      НИиПИ Генплана

      «Мосводосток»

      «Московский метрополитен»

      «Моссвет»

      ПАО:

      Московская кабельная сеть (МКС)

      Префектуры округа

      ГБУ «Жилищник» района

      Управы района

      Управления Градостроительного Регулирования административного округа (УГР)

      Мосгорнаследия

      УПСП Москомархитктуры

      Ростехнадзор (Мосэнергонадзор)

      Департамент города Москвы:

      Транспорта

      Здравоохранения

      Образования

      Социальной защиты

      ГКУ ЦОДД

  • 〉 Этапы работы:

      Бесплатная консультация

      Подписание договора

      Вручение исходных данных на проектирование

      Согласование проекта с заказчиком

      Согласование или сопровождение проекта в компетентных организациях

      Вручение проектной документации Заказчику.

  • 〉 Согласование:

      Наименование услуги Сроки / месяцев / от. Стоимость руб. / от.
      Согласование:
      1. Строительства 2 150 000
      2. Проектной документации 4 150 000
      3. Строительства с аэропортом и Росавиацией 4 300 000
      Внесение изменений:
      1. ПЗЗ 8 договорная
      2. Генеральный план 8 договорная
      3. ГПЗУ с нужными ТЭП 4 150 000
      Получение:
      1. Технических условий 2 100 000
      2. Разрешения на ввод в эксплуатацию 4 150 000
      3. Исходно – разрешительной документации 4 150 000
      Услуги для застройщиков 4 150 000
      Прохождение государственной экспертизы 2 30 000
      Легализация самостроя 4 150 000
      Услуги технического заказчика - договорная
      Оформление разрешения на строительство 2 60 000
      Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет 2 60 000
  • 〉 Коэффициенты МУ № 620 от 29.12.2009 г.:

      Сокращение сроков:

      10% - 1,2 раза, п.3.11.

      30% - 1,4 раза, п.3.11.

      40% - 2 раза и более, п.3.11.

      Капитальный ремонт :

      50% - разработка проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт, п.3.5.

      Привязка типовой или повторно применяемой проектной документации без внесения изменений:

      65% - надземная часть, п.3.2.

      80% - надземная и подземная части, п.3.2.

      50% - уникальные объекты, п.3.3.

      50% - реконструкция и техническое перевооружение, п.3.4.

      Другие:

      2% - выполнение функции генерального проектировщика, п.3.9.

      30% - проектирование с установкой импортного основного технологического оборудования, применяемого проектной организацией впервые, п.3.8.

Ввод в эксплуатацию - это набор мероприятий, направленных на принятие в эксплуатацию объекта недвижимого имущества с законченным строительством. Он предоставляет возможность оформления права собственности на объект, проведения с ним юридически разрешенных операций.

В целом, это заключительный этап строительства. Законодательство предусматривает проведение итоговой проверки государственного строительного надзора перед вводом объекта в эксплуатацию. Она заключается в визуальном осмотре объекта капитального строительства после постройки, реконструкции или ремонта. Осмотр включает отдельные работы, строительные конструкции, примененные материалы и участки инженерных сетей. Кроме того, проверяются предписания и акты об устранении нарушений, которые были выявлены при осуществлении строительного контроля. В результате надзора оформляется акт. На его основе оформляется заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и требованиям технических регламентов. Подробнее об этой процедуре можно прочитать в пункте согласование проектов, переустройства . Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - это документ, удостоверяющий выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии проектной документацией, разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка.

Для получения разрешения застройщику необходимо обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство и подать соответствующее заявление. К нему прилагается ряд документов. Это документы, устанавливающее право на земельный участок, градостроительный лан участка, а также разрешение на строительство. Кроме того, необходимо приложить акт приемки объекта капстроительства, а также документ, который подтверждает соответствие объекта требованиям регламентов.

Он должен быть подписан лицом, которое осуществляло строительство. Обязательным является документ, который подтверждает соответствие параметров объекта капитального строительства проектным требованиям - в том числе и параметрам энергетической эффективности. Сюда входят требования оснащенности здания приборами учета энергоресурсов, которые будут использоваться. Документ должен быть подписан застройщиком и заказчиком. Необходимо также предъявить документы о соответствии техническим условиям инженерно-технических сетей, подписанные представителями соответствующих эксплуатационных организаций. В пакете документов должна быть схема, которая отображает расположение объекта и инженерно-технических сетей в границах земельного участка, а также планировочная организация участка. Схему подписывают застройщик и заказчик. Копии этих документов после получения разрешения на эксплуатацию, заносятся в городскую информационную систему градостроительства. Как уже упоминалось, обязательно нужно приложить заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Кроме того, заключение должно содержать данные о нормативных значениях показателей, которые включены в состав норм энергетической эффективности объекта.

Соответственно необходимо отразить фактические значения этих показателей, которые определены в отношении этого объекта после исследований, экспертиз, замеров и испытаний. Законодательство устанавливает возможность требования иных документов для постановки объекта на государственный учет, с целью получения полного объема сведений. Орган, который выдает разрешение на строительство, обязан в течение 10 дней со дня подачи заявления провести проверку на наличие и правильность оформления документации, а также осмотр объекта.

По результатам этой работы будет принято решение о выдаче разрешения либо отказе в выдаче с указанием причин. Осмотр здания в этом случае представляет собой проверку на соответствие объекта нормам, которые установлены в разрешении на строительство, градостроительном плане участка. Также проверяется соответствие требованиям проектной документации. Но в случае осуществления государственного строительного надзора за объектом, данный осмотр проводиться не должен. Существует несколько оснований для отказа в выдаче разрешения на Ввод - сдача в эксплуатацию. Это отсутствие указанных выше документов, несоответствие объекта нормам градостроительного плана или требованиям разрешения на строительство или параметрам проектной документации. Отказ может быть предоставлен в случае невыполнения заказчиком требования о безвозмездной передаче в орган, выдавший разрешение на строительство, ряда документации. Она должна быть передана в течение десяти дней со дня получения разрешения. В пакет документов входят копии проектной документации, сведения о высоте, этажности, площади объекта, инженерных сетях. В таком случае разрешение на Ввод - сдача в эксплуатацию будет выдано после передачи государственному органу вышеуказанных документов. Отказ в выдаче разрешения можно оспорить в судебном порядке.

На основании разрешения на Ввод - сдача в эксплуатацию объекта осуществляется его постановка на государственный учет. Если проводилась реконструкция, в документы государственного учета вносятся соответствующие изменения. Несмотря на жесткость государственных требований, предъявляемых к сдаче в эксплуатацию объектов, становится очевидным, что строительство без недостатков в той или иной степени невозможно. Поэтому существует понятие допустимых недостатков. Они связаны с предельными отклонениями, которые предусмотрены в технических регламентах. Есть также недостатки, выходящие за рамки нормативных пределов. Речь идет о некоторых видах работ, которые не подлежат детальному прогнозу - к примеру, нельзя точно учесть динамику окружающей природной среды. Эти недостатки должны учитываться при приеме объекта с условием обязательного мониторинга их в течение срока эксплуатации здания.

Для того чтоб готовый объект строительства ввести в эксплуатацию, первоначально необходимо получить соответствующее разрешение. По сути, это специальный документ, который подтверждает, что все строительные работы на данном объекте были проделаны в полном объеме и, что немаловажно, в соответствии с разрешением на его строительство.

Помимо этого, объект в обязательном порядке должен соответствовать плану земельного участка, а также всей документации, касающейся проекта.

Чтобы получить разрешение на эксплуатацию объекта, необходимо в полной мере завершить строительные работы, получить на объект техпаспорт из БТИ и организовать проведение его приемки. Для этой цели создается специальная комиссия, для организации которой застройщик обязан подать соответствующее заявление.

В данном заявлении ему необходимо в письменной форме выразить просьбу, собственно создать подобную рабочую комиссию. Как правило, в ее состав входят представители государственной власти, члены организации, которая выдавала разрешение на строительство и впоследствии осуществляла за ним контроль и представитель санитарно-эпидемического надзора.

Для того чтоб сдача объекта в эксплуатацию осуществилась, приемная комиссия должна тщательно его осмотреть; выявить, насколько он соответствует проектной документации; оценить, пригоден ли данный объект непосредственно к эксплуатации. Как правило, срок для проведения данной процедуры – 10 дней, однако зачастую она происходит не так гладко, как хотелось бы застройщику. В случае если один из членов рабочей комиссии по объективным причинам откажется подписывать акт приема, весь процесс придется начинать заново после устранения выявленных недочетов.

Стоит отметить, что получить разрешение на эксплуатацию отстроенного объекта – задача довольно-таки сложная. Помимо организации комиссии, она требует сбора необходимых справок и других документов, на что у непрофессионалов, да и у опытных руководителей строительных организаций может попросту не хватить ни времени, ни сил. Именно поэтому, чтоб обеспечить себе максимально возможную оперативность получения разрешения, необходимо обратиться только к опытной, компании, предлагающей выполнить для этого все соответствующие процессы.

Мы уже несколько лет успешно помогаем многим руководителям строительных компаний в решении подобного вопроса.

Ввод - сдача в эксплуатацию нежилого помещения после завершения работ по строительству, реконструкции или перепланировке, готовый объект передается подрядчиком к приемке заказчику работ в порядке, установленном договором подряда и проектом. Определяется дата итоговой проверки. На время ее проведения проверки исполнительная документация по объекту передается в орган государственного строительного надзора.

После получения заключения о соответствии, документация передается на постоянное хранение заказчику. Копии документов также хранятся у исполнителя работ (подрядчика). В случае непредумышленной утраты во время проведения работ документации на несущие и ограждающие конструкции, при условии, что работы велись на основании разрешения на строительство, допускается проведение технического обследования. Для начала необходимо получить разрешение государственного контролирующего органа и обратиться в лицензированную организацию. Она проведет обследование конструкций, определит их устойчивость и надежность. Положительное заключение по результатам заменяет утраченную документацию. Подобный порядок можно применять для уже эксплуатируемых зданий, если они не были приняты в эксплуатацию в установленном порядке. Следует напомнить, что оформленная надлежащим образом исполнительная документация отражает техническое состояние объекта, дает четкое представление по любому виду выполненных работ, тем самым облегчая процесс эксплуатации здания.

Это набор текстовых и графических материалов, которое отражают процесс выполнения проектных решений, а также положение объекта и его элементов в процессе реконструкции или строительства. Порядок ведения исполнительной документации регламентирован законодательством. К исполнительным относится ряд документов. Их формат и принципы заполнения регулируют государственные нормы. Это общий журнал работ, журналы контроля качества, авторского надзора (при наличии такого). Сюда также входят акты: приемки геодезической разбивочной основы, скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, приемки инженерных систем, опробования устройств, систем и оборудования.

Также прилагается набор схем: схемы возведенных конструкций, элементов и частей, подземных сооружений и инженерных сетей, расположения объекта на местности. К исполнительной документации причисляются рабочие чертежи с пометками о соответствии им выполненных работ, а также с учетом внесенных изменений. Возможно также применение других документов, если они отражают исполнение решений проекта с учетом специфики проводимых работ. На каждом объекте строительства необходимо вести общий журнал работ. Это основной первичный производственный документ, в котором отражается технологическая последовательность, качество выполнения, сроки и условия работ. Он ведется при реконструкции или строительстве одного или нескольких объектов, которые расположены на одной строительной площадке. Общий журнал должен вести старший производитель работ или другое лицо, несущее ответственность за проведение работ. Документ заполняется с первого дня им лично или руководителями смен, по его поручению. При завершении работ и сдаче объекта в эксплуатацию, общий журнал хранится у заказчика. Когда объект вводится в эксплуатацию, журнал передается на хранение эксплуатирующей организации. В процессе строительства или реконструкции ведется ряд специальных журналов работ. Их перечень устанавливается генподрядчиком по согласованию с заказчиком. Задача журналов: своевременный и достоверный надзор за выполнением работ. К специальным журналам относятся: журнал монтажа строительных конструкций, журнал сварочных работ, журнал бетонных работ и т.п.

Если за строительством осуществляется авторский надзор, необходимо вести соответствующий журнал. Его составляет проектная организация и передает заказчику. Журнал может вестись как в целом по объекту, так и по отдельным его элементам. Его заполняют руководители и специалисты, осуществляющие авторский надзор, непосредственно заказчиком или уполномоченным лицом. Каждый факт надзора регистрируется в журнале, соответствующая запись удостоверяется подписями представителей подрядчика и заказчика. Указания излагаются четко, со ссылками на нормативную документацию. Если к работам нет замечаний, этот факт также необходимо отражать.

Формат журнала - А4, он должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен подписями на титульном листе и закреплен печатью заказчика. После приемки объекта подрядчик обязан передать журнал заказчику. Строительство или реконструкция предполагают промежуточную приемку, а также испытание ответственных конструкций, закрепляемые соответствующими актами. Они подтверждает пригодность конструкций к эксплуатации. Перечень конструкций, подлежащих приемке и испытанию, должен быть заложен в проекте. Испытания проводит комиссия. В ее составе - представители заказчика, подрядной организации, иногда - проектной организации. Основанием дл испытаний является приказ, выданный заказчиком. Для проведения испытаний необходима следующая документация: технические паспорта на конструкции (заводские), исполнительные чертежи, сертификаты качества на применяемые материалы, журналы работ и т.д. Изучив документы, комиссия проводит осмотр и испытания, по итогам составляя акт. Испытаниям также подлежат инженерные системы объекта. По окончании выполнения всех работ, подрядчик оформляет уведомление о готовности объекта к сдаче. Кроме того, он готовит акты выполненных работ, другую исполнительную документацию, список которой оговорен в договоре. Приемка выполненной работы подрядчика осуществляется заказчиком по объему и видам в виде подписания актов сдачи и приемки работ. Заказчик оставляет за собой право на мотивированный отказ в приемке в случае невыполнения одного или нескольких договорных обязательств.

Ввод - сдача в эксплуатацию объекта, приемка объектов, готовых к эксплуатации, осуществляется, в зависимости от их группы. Объекты первой группы заказчик предъявляет сначала рабочей, а после государственной комиссии. Объекты второй группы принимаются без проведения рабочей комиссии.

Методику проведения приемки и ввода регламентирует законодательство, а также строительные нормативы и ГОСТы. Любые отступления от требований нормативной документации не допускаются, кроме случаев наличия допустимых недостатков. Проектные, технологические, архитектурные и конструктивные решения должны полностью соответствовать проектным документам. Если в процессе реализации проектов были допущены отступления, их необходимо оформить и согласовать с проектной организацией. Вводить в эксплуатацию разрешается только объект с законченным объемом работ и с наличием полного комплекта требуемых документов. В связи с этим законодательство запрещает эксплуатацию объектов до их приемки в какой бы то ни было мере.

Прием в эксплуатацию пристроенных и встроенных помещений осуществляется отдельно от здания. Акты комиссии при этом оформляются отдельно на каждое помещение. За проделанную работу, комплекс оказанных услуг ответственность несут как заказчик, застройщик, проектная организация, так и представители контролирующих государственных органов. Любая из сторон, допустившая нарушения, может быть привлечена к дисциплинарной или административной ответственности.

Рабочие комиссии, которые проводятся перед приемкой отдельных категорий объектов государственными комиссиями, назначаются приказом или распоряжением заказчика. Их порядок, состав и продолжительность определяет заказчик по согласованию с подрядчиком. Обязанность комиссий - проверить соответствие строительных работ, мероприятий по охране труда и пожарной безопасности, прочих мероприятий, предусмотренных проектом, на соответствие стандартам и строительным нормам. В некоторых случаях допускается проведение испытаний. Кроме того, представители рабочих комиссий проверяют оборудование, конструкции и узлы на возможность их предъявления государственной комиссии. Заказчик обязан предоставить комиссии ряд нормативных документов строительства: журналы, акты, схемы, а также перечень организаций, которые выполняли работы на объекте. В нем необходимо указать все виды работ, а также данные инженеров, ответственных за их выполнение. В результате комплекса проверок составляется акт о готовности объекта для предъявления приемочной комиссии. Ввод - сдача в эксплуатацию объекта проводит специально сформированная приемочная комиссия. В ее состав обязательно входят представители проектировщика, заказчика, подрядчика, органов государственного надзора и местного самоуправления, эксплуатационной организации и прочие специалисты, на усмотрение председателя комиссии и заказчика. Председателем комиссии можно назначать только руководящего работника - представителя соответствующего государственного органа. Заказчик и подрядчик предоставляют комиссии пакет документов, необходимых для приемки. Наличие ошибок в любом из документов ведет к отказу ввода в эксплуатацию.

Для работы комиссии необходима следующая документация: задание на проектирование, технические показатели объекта (справка), разрешение на строительство, весь пакет чертежей с зафиксированными изменениями и пр.

Кроме того, пакет разрешительных документов из СЭС, энергонадзора и пр. также должен быть готов ко дню работы комиссии. Кроме осмотра и изучения соответствия объекта проектной документации, комиссия оценивает степень пригодности здания для эксплуатации в соответствии с заявленным назначением, проводит опробование (индивидуальное и комплексное). Если это производственное сооружение, возможно проведение испытаний. Кроме того, в случае сдачи в эксплуатацию объектов производственного типа необходимо предоставить комиссии разрешения на эксплуатацию оборудования. Они оформляются в соответствующих органах государственного надзора. Компетенция представителей госнадзора при приемке и вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства установлена на законодательном уровне. Распределение обязанностей членов комиссии и порядок ее работы определяет председатель. Расходы по организации мероприятий, связанных с приемкой в эксплуатацию объекта, несет заказчик работ (инвестор). Акт о приемке объекта, который подтверждает результат работы комиссии, подписывают все ее члены, неся ответственность за свои действия и решения в соответствии с определенной компетенцией. Акт подписывается председателем и передается заказчику (инвестору).

Если кто-либо из членов комиссии отказался подписывать акт, в качестве подтверждения своего решения он обязан предоставить председателю заключение органа, представителем которого он является. В заключении должны быть изложены замечания, относящиеся к выполнению требований проектной и нормативной документации по принимаемому объекту.

Если акт приема в эксплуатацию по объекту не подписан в срок, объект считается неготовым и подлежит повторной проверке после устранения замечаний.

На утверждение акта приемки отводится недельный срок. Оформляет в установленном порядке и утверждает документ орган, назначивший приемную комиссию. После готовый акт вместе с приложениями передается заказчиком для архивного хранения в орган архитектурно-строительного надзора. Полномочия государственной комиссии заканчиваются с даты регистрации документа о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости. Все работы представителей государственных органов по приемке и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию должны проводиться на безвозмездной основе. Законодательство запрещает любые договоренности между сторонами о взаимовыгодных услугах.

Для получения разрешения на эксплуатацию возведённой постройки необходимо организовать проведение работ, связанных с исследованием объекта. Результат мероприятия идентифицирует соответствие постройки законодательным требованиям.

Без разрешительной документации объект капитального строительства запрещено эксплуатировать

Чтобы понять, что такое ввод в эксплуатацию, следует ознакомиться с основами правовых норм, выполнение которых по всем правилам гарантирует, что строительный объект не несёт опасности, связанной с недоработками или ошибками работников. Результат обследования построенного объекта должен быть отражён в разрешительном документе. Он свидетельствует о компетентном выполнении работ в запланированном объёме.

Правовые нормы

Порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регулируется законодательными нормами, требующими неукоснительного выполнения всех предусмотренных мероприятий.

Другие нормативные акты составлены с учётом требований этого документа. Они его дополняют отдельными положениями, но не отклоняются от норм этого закона. В нормативно-правовых актах отражены все вопросы, касающиеся получения разрешительной документации, без которой невозможно официально сдать здание или сооружение в эксплуатацию. В них можно ознакомиться с перечнем документов, инструкцией по их заполнению и с утверждёнными формами разрешений.

Схема осуществления государственного строительного надзора

Достаточно информации можно почерпнуть из действующих СНиП, в которых регламентируется ввод в эксплуатацию объектов различной категории, к каждому из которых предъявляются отдельные требования.При проведении операции следует учитывать региональные нормативные акты.

Порядок рассмотрения и принятие решения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Для получения разрешения, без которого запрещено эксплуатировать постройку, необходимо действовать в соответствии с определённым алгоритмом. Необходимо пошагово выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявление.
  2. Подготовить пакет документации, являющийся приложением к заявлению.
  3. Написать сопроводительное письмо с приложением схемы объекта, в которой должен быть отображён план коммуникаций инженерно-технических сетей, обустроенных на рассматриваемом земельном участке.
  4. Подать заявление в специализированную организацию.

Решение о внесении постройки в реестровую базу данных, касающуюся кадастрового учёта, или в отказе в проведении мероприятия, принимается представителями уполномоченных органов после рассмотрения заявления с комплектом документации.

Документы для ввода в эксплуатацию объекта

Основные документы, регламентирующие архитектурно-строительную деятельность

Для получения разрешения к заявлению следует подготовить комплект бумаг, обосновывающих соответствие постройки определённым нормам, соблюдение которых гарантирует безопасную эксплуатацию. К этим бумагам относится:

  1. Документ, обосновывающий право собственности на земельный участок, где были произведены постройки. Это может быть договор аренды, свидетельство о праве собственности или кадастровый план.
  2. План земельного участка.
  3. Проект планировки с учётом разделения территории.
  4. Разрешение, полученное организатором стройки перед её началом.
  5. Акт приёмки объекта по форме КС – 11 предоставляется в случае договорного строительства.
  6. Акт о соответствии, подтверждающий соответствие постройки регламентированным требованиям. Он должен быть подписан застройщиком, который непосредственно организовал и реализовал строительные работы.
  7. Справка о соответствии постройки проектной документации. В ней должно быть отражена информация об энергетической эффективности, а также о наличии приборов учёта. Бумага подписывается застройщиком или техническим заказчиком.
  8. Документы о соответствии техническим условиям, составленные представителями организации, которые отвечают за функциональность инженерно – технических сетей. К ним относятся такие предприятия, как энергетические компании и городской водоканал.
  9. Схематический план расположения инженерно-технических сооружений на территории постройки, подписанный застройщиком или техническим заказчиком. В случае если постройка относится к категории индивидуальной, в которой работы были выполнены без привлечения наёмных работников, данная бумага не требуется.
  10. Заключение подразделений государственного строительного надзора о соответствии проектной документации и техническим нормам.
  11. Нотариально заверенная копия договора обязательного страхования. Она необходима для страховки заказчика от финансовых потерь на случай аварий и нанесения вреда здоровью работникам в процессе выполнения строительных работ, поскольку они относятся к категории опасных.
  12. План объекта, оформленный в техническом виде.

Читайте также: Что такое фондовооруженность: как рассчитать

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Если при подаче документации на рассмотрение отсутствует хотя бы один документ, или бумаги оформлены без учёта требований к форме бланка или к нотариальному заверению, то заявление не будет рассматриваться и заявителю будет отказано в выдаче разрешения.

Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

Как проводится итоговая проверка

Экспертное заключение о соответствии выдаётся после проведения итоговой проверки оборудования. Для получения документа, необходимо его испытать в процессе пробных пусков. При этом проверяются элементы постройки конструктивного назначения, а также узлы оборудования, размещённого на объекте.

Приборы учёта

В комплексном испытании оборудования необходимо учесть состояние вентиляции, трубопроводов и систем пожарной безопасности. Процедура проводится на протяжении 72 часов, в режиме активной эксплуатации внутренних и внешних инженерно-технических систем. Испытание считается успешным, если все оборудование работает без сбоев.

В случае выявления дефектов, представители контролирующих органов выдают предписания об их устранении. После того как были учтены все замечания и проведены рекомендуемые мероприятия, испытания необходимо повторить.

Положительное заключение о соответствии нормативным требованиям по результатам итогового контроля выдаётся после проверки актов, которые были оформлены в период ведения строительства органами госконтроля. Также необходимо предоставление справок от поставщиков коммунальных услуг, в которых должна быть отражена информация о принятии постройки на обслуживание.

По осуществлению функций Технического заказчика при реализации инвестиционных проектов сдача объекта в эксплуатацию Инвестору или же назначенной им эксплуатирующей организации. Комплекс работ включает запуск систем жизнеобеспечения здания, организацию регламента гарантийного и послегарантийного технического регулярного обслуживания оборудования и получение Заключения о соответствии, а также оформление Акта ввода в эксплуатацию здания.

Это завершающая стадия каждого проекта, в процессе которой осуществляется оценка соответствия законченного объекта проектно-сметной документации, его .

Сдача объекта в эксплуатацию в Москве

На этом этапе «Монолиткапстрой» в составе услуг технического заказчика (либо отдельно) проводит такие работы:

  • Подготовка документации, организация и сопровождение приемочных комиссий (рабочей и Государственной) по завершению строительства объекта;
  • Проверка и экспертиза подготовленного комплекта документов для КГСН;
  • Участие технических специалистов в составе приемочных рабочих комиссий при проверке качества строительства;
  • Получение ЗОС (то есть Заключение о соответствии) построенного объекта;
  • Пуско-наладка и запуск систем инженерно-технического, охранно-пожарного, информационного обеспечения здания;
  • Передача Инвестору или назначенной эксплуатирующей организации объекта;
  • Оформление правоустанавливающей документации – то есть паспорта построенного Объекта в БТИ (Бюро технической инвентаризации) и Свидетельства о регистрации Объекта в регистрационной палате.

Начнем с того, что наша компания решает все административно-технические вопросы, которые связаны с взаимодействием с органами контроля и городскими федеральными службами, а также поставщиками коммунальных услуг. Эксплуатацию зданий в Москве и области и другого рода объектов производим так, что в здании будет можно работать, принимать клиентов, вести переговоры, так как решение возникающих проблем, которые связаны с внешними органами, компания берет на себя.

Эксплуатация зданий в Москве и области предполагает регулярную организацию обязательного метрологического обслуживания измерений инженерных систем и технологического инструмента, оборудования. Это позволит нашим клиентам всегда быть уверенным в том, что объект в надлежащем состоянии именно благодаря грамотному и своевременному техническому обслуживанию, которое производят наши специалисты.

Описанные выше меры обеспечивают правильное и обязательно бесперебойное функционирование необходимого оборудования, а это очень важно для среднего и для крупного бизнеса. Все меры, которые связаны с техническим обслуживанием зданий, мы проводим с максимальной рациональностью, а это позволяет расходовать средства наиболее экономно.

Мы зарекомендовали на рынке себя как надежный партнер, который выполняет свои обещания. Именно поэтому стоимость наших услуг в Москве минимальна, а все наши клиенты остаются всегда довольны сотрудничеством и нередко обращаются повторно к нам. Естественно, что в таком случае их ожидают приятные бонусы, скидки. Надеемся, что вы станете также нашим постоянным клиентом!

Итак, цикл строительства подошел к концу – проведены все строительные и отделочные работы, к дому подключены инженерные коммуникации, а в помещениях уже видели дизайнера по интерьерам. И для того чтобы поставить точку в мытарствах хозяина нового жилища необходима только одна операция – сдача объекта строительства. Но вот тут-то к разомлевшему от осознания предпринятых усилий и затраченных средств заказчику и могут пожаловать, казалось бы, уже хорошо забытые неприятности.

Например, строительная компания, совершенно неожиданно, может увеличить смету финального этапа работ. А представители различных «надзоров» могут предпринять еще более странные действия, целью которых будет попытка доказать, что новый дом не соответствует правилам пожарной безопасности или нарушает санитарные нормы. Но все эти досадные неприятности меркнут перед главной проблемой, обозначить которую готовы местные контролирующие органы, способные «подвести» уже построенное здание под категорию «самостроя».


И именно для того, чтобы этих волнения не коснулись доброго и доверчивого заказчика работ, ему необходимо заранее подготовиться к такой процедуре, как прием и сдача строительства дома.

Для этого, во-первых , необходимо собрать действительно полный комплект разрешительных документов, одно наличие которых способно «успокоить» расшалившиеся государственные структуры. Наличие разрешения на строительство, заверенного в надзорных органах «снимет все вопросы» от чиновников – любая попытка поставить под сомнение подписи на разрешении будет выглядеть, как вызов вышестоящему руководству.

Во-вторых , строительная компания должна работать только по договору, которым будет регламентироваться процесс изменения сметы. Причем заказчики «с опытом» советуют указать в договоре максимально затянутые сроки оплаты работ. В идеале расчет со строителями должен состояться после того, как произойдет сдача объекта строительства. В ином случае все недочеты и недоделки придется исправлять за собственный счет.

В-третьих , необходимо помнить, подрядчик (строительная организация) также может заставить заказчика уважать свои права. Градостроительный кодекс (ГК) настаивает на обязанности заказчика работ в кратчайшие сроки организовать процедуру сдачи-приемки нового дома после официального сообщения о завершении строительства. Причем и прием, и сдача строительства дома происходит за счет заказчика новостройки. А согласно п. 2 статьи 705 Градостроительного кодекса заказчика работ обяжут ответить за недостаточно мотивированный отказ в приемке новостройки.

Но это не означает, что в процессе сдачи строительная компания может шантажировать заказчика и подстегивать процесс принятия объекта. В конце концов, по той же 705 статье ГК заказчик может возложить расходы за процесс сдачи и приема объекта на саму строительную компанию. Для этого необходимо включить соответствующее уточнение в договор выполнения строительных работ.

Разумеется, подобные «перекосы интересов» заказчика и исполнителя строительных работ сегодня встречаются нечасто. Ведь сторонам процесса приемки и сдачи работ нужно – завершить отношения и сдать/принять объект. Поэтому, в большинстве договоров оговаривается возможность осуществить приемку и сдачу объекта по частям. Правда, по нормам пункта 3 статьи 753 ГК ответственность за сохранность принятого объекта будут нести его владелец.

Поэтому сдача объекта строительства по частям происходит либо в случае привлечения к работам нескольких подрядчиков (например, основное строительство делает одна фирма, а отделочные операции – другая), либо в том случае, если в процессе строительства предусмотрено возведение сразу нескольких объектов (каждое строение будет приниматься и сдаваться отдельно).

Конечно, и заказчик, и исполнитель работ могут отказаться подписывать акт сдачи и приема объекта. Причем причины для этого решения могут быть любые. Однако по нормам статьи 753 ГК сдача строительства дома будет признана легитимной даже в том случае, если под актом приема работ стоит подпись всего одной стороны этого процесса. И, разумеется, законность такого акта продержится лишь до первого судебного заседания, на котором отказавшаяся от подписи сторона должна озвучить те аргументы, которые подтолкнули ее к отказу и судебному разбирательству. Поэтому, для отказа от подписи под актом приема и сдачи работ нужны действительно веские причины.

Но такая «война» за сдачу объекта является большой редкостью. Строительная фирма нуждается в благодарном отзыве, а заказчик желает получить объект без недостатков. Поэтому, в случае обнаружения каких-либо погрешностей или брака в акте приема и сдачи работ происходит фиксация подобных случаев и обязательно указываются сроки их устранения. И этот процесс регламентирован нормами статьи 753 Градостроительного кодекса.