Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Продовольственные карточки: причины и цели введения

Карточки отоваривали за деньги, иногда и без них. Они вводились по разным причинам: в годы войн и неурожая, для борьбы с дефицитом, а иногда карточки предназначались для правящей, элитарной части общества, чтобы сильные мира сего получали продукты по особым, щедрым нормам.
Карточная система не была уникальным открытием Советского Союза. Еще в Древнем Китае во время бедствий населению раздавались длинные веревки с императорской печатью, и продавец ловко отхватывал кусочек во время каждой покупки. Система «пайков» и распределения продуктов существовала в Месопотамии. Однако повсеместно карточки на продукты стали внедряться только в годы Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия таким образом регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин, Франция и Англия - на уголь и сахар. В России земские организации и органы местного самоуправления тоже вводили карточки, одним из самых дефицитных продуктов был сахар - его массово скупали для производства самогона, да и значительная часть Польши, где находились заводы по производству сахара, была оккупирована неприятелем.
В 1920 - 40-е годы карточки стали верными спутниками каждого жителя СССР. Из 73 лет советской власти 27 прошли при карточной системе
По всей стране карточки на хлебопродукты были введены к началу 1929 года. По первой категории снабжались рабочие «оборонки», транспорта и связи, инженерные работники, верхушка армии и флота. Им полагалось 800 г хлеба в день (членам семьи - по 400 г). Служащие относились ко второй категории и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Талон «трудовой паек», 1920 год
Со временем карточки стали распространяться на мясо, масло, сахар и крупу. Сталин в письме Молотову излагал свои взгляды на рабочее снабжение: «Выделить на каждом предприятии ударников и снабжать их полностью и в первую очередь как продуктами питания и мануфактурой, так и жилищами, обеспечив им все права по страхованию полностью. Неударников разбить на две категории, на тех, которые работают на данном предприятии не меньше года, и тех, которые работают меньше года, причем снабжать первых продуктами и жилищами во вторую очередь и в полной мере, вторых - в третью очередь и по урезанной норме. На счет страхования от болезни и т. д. повести с ними примерно такой разговор: ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», - изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3, а те, которые работают не меньше года, пусть получают полную зарплату».
«Нетрудовые элементы»: торговцы, служители культов - карточек не получали
Окончательно карточки укоренились на всем пространстве СССР к 1931 году, когда вышло постановление «О введении единой системы снабжения трудящихся по заборным книжкам». Создание колхозов, массовый голод начала 30-х годов, строительство огромных предприятий стали для страны серьезным испытанием. Но уже после первой пятилетки положение нормализовалось. 1 января 1935 года карточки были отменены, население стало покупать товары в открытой торговле. Но, к сожалению, производство продуктов не стало больше, количество товаров не увеличилось. Провизию буквально негде было купить. Так что карточная система продолжала существовать вплоть до войны в скрытом виде. Так, в магазинах отпускали нормированное количество продуктов «в одни руки», появились гигантские очереди, население стали прикреплять к магазинам и т. д.


Карточка на хлеб. Саратов, 1942 год
С началом Великой Отечественной войны централизованное карточное распределение вводится вновь. 16 июля 1941 года появляется приказ Наркомата торговли «О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах Московской и Ленинградской областей». Продовольственные и промтоварные карточки отныне распространялись на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.
Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви - 30, полотенце - 5
Рабочие, в зависимости от категории, получали 600 - 800 г хлеба в день, служащие - 400 - 500. Впрочем, в блокадном Ленинграде в самый голодный месяц - ноябрь 1941 года - нормы были урезаны до 250 г по рабочей карточке и до 125 г по всем прочим.


Карточка на хлеб. Ленинград, 1941 год
Промтовары тоже отпускались по специальным купонам. Рабочим полагались 125 купонов в месяц, служащим - 100, детям и иждивенцам - 80. 5 купонов давали право на приобретение полотенца, 30 - пары обуви, 80 - шерстяного костюма. При этом карточки и купоны были лишь документами, разрешавшими приобретение товаров по фиксированным ценам. За сами товары надо было платить «живыми» рублями.


Карточка на сухой паек, лит. «А». Москва, 1947 год
К 1943 году широкое распространение получило «литерное снабжение» по трем категориям - «А», «Б» и «В». В «литерных столовых» питались чиновники, журналисты, партийный актив, руководство силовых органов, что позволяло им, кроме горячего, получать дополнительно 200 г хлеба в день. На сельское население, кроме интеллигенции и эвакуированных, карточки не распространялись. Деревенские жители в основном снабжались талонами либо получали зерно натурой. Всего к концу войны на государственном снабжении находилось 75 - 77 млн человек.
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонной системы, суть которой заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.


В магазине. Москва, 1990 год
Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии были внедрены и на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.


Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х годов
Талонная система стала сходить на нет в начале 1990-х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года.

Российская империя в период своего распада породила немало административных приемов, использованных впоследствии большевиками.

Это - продразвёрстка, экспроприации, продуктовые карточки, паспортизация городского населения, всеобщая воинская обязанность и круговая порука с целью пресечения посягательств на политическое руководство. Первенство в применении этих способов мобилизации приписывают Советской России, но все они были созданы чиновниками царских ведомств, и практиковались в Российской империи еще до прихода к власти социалистов в 1917 году.

Как царь, так и Временное правительство посылали в деревню карательные отряды для подавления крестьянских бунтов и изъятия хлеба, проводили конфискацию крестьянской собственности для ведения войны, де-факто использовали административно-разрешительную систему для распределения продовольствия и товаров первой необходимости.
Для подавления народных выступлений широко применялась практика взятия заложников. Идеологами ее были царские генералы: В.А.Золотарев, А.Макшеев и Н.Н.Обручев. Еще до войны ими были разработаны меры по взятию в заложники неблагонадежного населения Российской империи из числа фабрично-заводских рабочих, поляков, кавказцев и евреев. Под эту доктрину формировались специальные карательные войсковые соединения.

Мало кто знает, но практика продразверстки была введена не большевиками, а царскими чиновниками. Впервые идею изъятия хлеба официально сформулировал министр земледелия Российской империи Александр Риттих. Немец по национальности, он 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года.

Продразверстка предполагала обязанность русских крестьян продавать зерно по установленной государственной цене. Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.
Обязательная продажа зерна шла плохо. Были случаи неповиновения крестьян. Были случаи насильственной экспроприации зерна. За два месяца - с момента выхода указа до свержения царизма - было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.

Но разве воевала царская администрация с крестьянами после Первой русской революции 1905 года? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться не к «официальной» бело-эмигрантской истории, которую выдают сейчас за историю России, а ознакомиться с фактами из русской жизни 1914 - 1917 годов.

Провоцируемое законами капиталистического развития, на селе продолжалось вооруженное противостояние государственной администрации и крестьян. Например, в мае 1914 г. крестьяне села Травное Барнаульского уезда Томской губернии в ответ на отрезку 49 огородов во время землеустройства, вооружившись ружьями и кольями, разгромили контору лесничества и убили четырех стражников. Буквально через месяц в Новочихинской и Касмалинской волостях того же уезда, при заготовке сена, развернулось сражение, в ходе которого было убито девять крестьян и восемь полицейских. С 31 мая по 1 июля 1911г. тянулся конфликт в селе Павловском Павловской волости, Барнаульского уезда, в котором участвовало до тысячи крестьян. Он сопровождался разгромом государственной конторы, домов объездчиков, управляющего, урядника. Только с прибытием роты солдат конфликт был погашен, общее число арестованных достигло 110 человек(1).
С началом войны положение на селе только ухудшилось. Например в Белоруссии, в 1915г. в связи с ростом реквизиций (отъема продовольствия, фуража и лошадей), произошло 99 крестьянских выступлений(2).

Реквизиции происходили не только в прифронтовых областях, но и по всей России. В уже упомянутой Томской губернии сопротивление реквизициям продовольствия и скота для армии в январе-феврале 1917 г. привели к крупным волнениям в селениях: с.Хайрюзовское, Ложкинское, Верх-Шубенское, Усть-Гавриловка, Марушенское, Тайнинское.
Только в названных селениях было арестовано 32 чел.

На Кубани против реквизиций и принудительных работ было 89 выступлений, из них 8 случаев сопровождались введением стражников и воинских команд(3).

Касательно, реквизиций следует отметить, что насильственный (против воли крестьян) отъем продуктов питания был оправдан военным положением.
Что в большей степени оправдывает и политику большевиков, ведь в городе также была всеобщая трудовая повинность, а рабочих и армию следовало кормить. Люди работали на Россию, на свою армию, а, как известно, - кормить свою армию нужно, чтобы не кормить чужую.

Кто же больше преуспел в продразверстке - царское правительство, эсеры-социалисты или большевики?

Царское правительство, хоть и придумало всю эту схему, преуспело в деле продразверстки мало. Ему не хватило времени (буржуи и генералы спихнули царя). В абсолютном выражении больше всего хлеба взяли большевики. Но по интенсивности ограбления крестьян лидировало Временное правительство.

Существует статистика сбора зерна по продразверстке в 1917 - 1921гг.(4)

Период Сбор зерна Сбор зерна
(млн. цент.) в среднем за месяц
(млн. цент.)
Конституционные демократы
и социалисты,
март - декабрь 1917 г. 47,2 4,72
Большевики,
январь - октябрь 1918 г. 5 0,55
Большевики,
ноябрь 1918 - октябрь 1919 гг. 18 1,5
Большевики,
ноябрь 1919 - октябрь 1920 гг. 35 2,91
Большевики,
ноябрь 1920 - октябрь 1921 гг. 46,7 3,89

Из приведённых выше данных видно, что наибольшего успеха в продразверстке добилось Временное правительство и его представители на местах, умудрившиеся конфисковать 280 млн. пудов хлеба (1 пуд = 16,85 кг.). Кстати они планировали забрать у крестьян в три раза больше. Вот такие вот были эсеры - «радетели за счастье крестьянства»!

Комиссары Временного правительства считали, что хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке поступает мало, и 25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

Характерно, что чиновники занимавшиеся продразвёрсткой до Октябрьской революции не бойкотировали власть и продолжали своё дело и после октября 1917 года.

Однако что с ними делать новая власть решила лишь весной 1918 года. Тогда Совет народных комиссаров подтвердил «Хлебную монополию» своим декретом от 9 мая 1918 года. Участие Советских органов в продразвёрстке наблюдается лишь с января 1919 года, когда голод и нехватка продовольствия для армии потребовали самых решительных действий.

Продразверстка продовольствия сопровождалась ростом цен на промышленные товары по всей России, что также вызывало недовольство. Но все это происходило и при царе. Например, летом 1916 г. жители села Лосева Воронежской губернии подняли бунт в связи с повышением цен на товары. В выступлении участвовали женщины-солдатки, которые разгромили лавку торговца, оказали сопротивление стражникам. Волнение было подавлено вооруженной силой, несколько десятков человек (в том числе много женщин) арестовали, всех участников подвергли избиениям(5).

21 марта 1914 года по всей России было объявлено о реквизиции всего сукна защитного цвета, а также байки и другой теплой материи. Все наличные запасы этих материалов были запрещены к продаже.

С ноября 1914 г. начались проблемы с поставкой продуктов питания. В Сибири были реквизированы все запасы коровьего масла. История «масляного голода» примечательна тем, что после частичного запрета на торговлю маслом, большая его часть стала вывозиться через Швецию в Германию, которая воевала с Россией.

Ну что тут скажешь…
Капиталист найдет выгоду и в продаже своей Родины.

В 1916 году были введены первые карточки на продукты питания - это были карточки на сахар.

10 октября 1916 г. на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы по всей стране. Он не был принят, но к этому времени в некоторых городах России уже существовали свои карточки и продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах.

Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923г. С.Г.Струмилиным (в то время заведующий отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС и профессор МГУ): «В Москве начали распределять по карточкам сахар - с 16 августа 1916 г., но лишь с момента революции, с марта 1917 г. начались выдачи хлеба по карточной системе. С июня 1917 г. карточки распространились на крупы, в июле - на мясо, в августе - на коровье масло, в сентябре - для яиц, в октябре - на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. - на кондитерские изделия и на чай. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах».

По более полным данным, относящимся к тому же времени, по ответам уполномоченных на запрос Управления делами Особого совещания по продовольствию от 13 июля 1916г. существование карточной системы можно констатировать в 99 случаях - районах, из них 8 случаев относятся к целым… губерниям(!), 59 случаев к отдельным городам и 32 к уездным городам вместе с уездами или просто к уездам. На вопрос о том, на какие продукты существует карточная система, имеется 87 ответов. Из них все отмечают существование карточной системы на сахар и 12 - на пшеничную муку и крупу(6).

Вот отдельные «сообщения» с мест: «В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания…». «В 1916 г. во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты». Приметами военного времени в Ярославской губернии «становились нехватка продуктов и товаров, рост цен, спекуляция. Не решило проблемы введение в 1916 г. „продовольственных билетов“, т. е. карточек на муку, сахар и масло. Они отоваривались нерегулярно, и население вынуждено было пользоваться услугами „черного рынка“. В 1916г. резко сократился подвоз хлеба, а губерния никогда не производила его в достаточном количестве. Отчаявшиеся местные жители останавливали баржи с хлебом, идущие по Волге и забирали хлеб себе».

Современные историки признают факт введения карточной системы в Российской империи во время Первой мировой войны. Например, вот что пишет историк Голубинов Я.А. в своей работе «Городские думы Самарской губернии и продовольственное обеспечение населения в годы Первой мировой войны»:
«С середины 1915 г. во многих городах России, как продолжение мер по регулированию снабжения населения, были введены продовольственные карточки, служившие разрешением купить определенное количество продукта по твердой цене. Карточная система, действовавшая в странах Западной Европы, была до того момента для многих общественных деятелей лишь „немецкой выдумкой, непригодной для урегулирования продовольственного кризиса в русских условиях, чуждых выдержки и дисциплины“. Однако острая необходимость равномерного распределения продуктов, закупленных городскими управлениями, среди населения заставила ввести ее.
В Самаре дума признала своевременным введение в мае 1916г. только карточек на сахар. Большинство остальных города при введении карточной системы также ограничились лишь этим продуктом. Некоторые, как например Ставрополь, посчитали распределение по карточкам нецелесообразным ввиду наличия отлаженной системы кооперативных лавок.
Введение началось с переписи населения и тщательного подсчета норм выдачи продуктов.

В Самаре все население города было переписано в июне за четыре дня силами 15 инструкторов, вставших во главе районов, на которые был разбит город, с подчиненными им 150 регистраторами. В уездных городах перепись была произведена за один день. Везде она была произведена городскими управлениями, лишь в Балаково эту работу произвел местный контрольный комитет как отделение Николаевского уездного продовольственного совещания. Нормы выдачи сахара были установлены в 1 фунт на человека в месяц, карточка выписывалась на главу семьи и в ней учитывались все ее члены, соответственно числу которых и продавалось определенное количество сахара. Кроме сахара по карточкам могли распределяться и другие продукты, так в Балаково с ноября 1916г. по ним выдавалась мука и масло. Использовать карточки горожане могли в городских, частных и кооперативных лавках. А в первых месяцах 1917г. в Самаре и других городах губернии были введены продовольственные книжки, учитывавшие уже не только приобретение определенного количества сахара, но также и муки»(7).
Самарский историк поведал нам историю ввода продовольственных карточек в России еще до февральской буржуазной революции. А были еще и принудительные работы, марки которые выдавали вместо денег, вооруженное изъятие хлеба, запрет частной доставки продовольствия, введение норм личного и хозяйственного потребления и т. д.

До чего довели Россию буржуи, придя к власти в 1917 году, мы хорошо помним.

Продуктовые карточки для малоимущих в 2019 году вводить в обиход не планируют, несмотря на неоднократное предложение стимулировать продовольственными талонами потребительский спрос и поддерживать малоимущие слои населения. Об этом сообщил член думского комитета по аграрным вопросам Аркадий Пономарев на Агрохолдингах России-2018.

Кто имеет право претендовать на льготу?

Запуск программы продуктового субсидирования планировался сначала в 2018, а потом в 2019 году. Несколько лет назад Минпромторг предложил создать в России систему дополнительного питания для малообеспеченного населения. На специальные банковские карты граждан этой категории предлагалось зачисляться средства, которые можно будет тратить на определенные отечественные продукты - свежие, скоропортящиеся. По мнению Пономарева, реализация этого предложения будет стимулировать внутренний спрос и развитие перерабатывающих отраслей.

Важное уточнение: Минпромторг собирался выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, но не желающих, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует россиянам, скрывающим свой реальный размер дохода и только притворяющимся бедными – фрилансерам, предпринимателям, владельцам подсобных хозяйств.

Если в 2020 году программа будет запущена, то как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

    Сложить все доходы, которые получила его семья за последние 3 месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать.

    Получившуюся сумму поделить на 3 – вывести среднее арифметическое.

    Поделить результат на количество членов семьи (включая детей и пенсионеров).

Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки для малоимущих в 2020 году (при условии, что программу запустят).

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будет вменён в обязанности органов социального обеспечения – у малоимущего гражданина не должно возникать вопроса, где получить продуктовую карточку, ведь с адресом местного отдела соцзащиты он наверняка знаком. Для оформления льготы придётся не только принести обязательные бумаги, но и пройти собеседование – своеобразную «проверку на вшивость». Каждого, кто получит продуктовую карточку в России, обяжут предпринять всевозможные усилия для поиска работы (при её отсутствии) – во избежание распространения тунеядства.

Ожидается, что перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в 6 месяцев. Малоимущему гражданину придётся каждые полгода носить в соцзащиту документы, подтверждающие его льготный статус.

Что можно купить?

Обладатель продуктовой карты, увы, не сможет приобрести с её помощью любые продукты, которые бросятся в глаза – ему будет доступно только то, без чего ежедневный рацион россиянина невозможно представить. Точный перечень доступных продуктов Минпромторг предоставит при запуске программы. В список будут входить:

    Мясо и рыба.

    Яйца и молоко.

    Соль, сахар, специи.

    Овощи, фрукты, сухофрукты.

Кроме того, к числу «соцпродуктов» относятся корма для домашних животных, средства гигиены (мыло, стиральные порошок и прочее), семена и саженцы.

Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты. Минпромторг категорично заявляет, что не собирается поддерживать вредные привычки россиян.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки – скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства – Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень «соцпродуктов».

Тем россиянам, кому будут выдавать продуктовые карточки, следует обратить внимание на ещё одно ограничение: льготными средствами удастся оплатить только российскую продукцию. За счёт этого ограничения Минпромторг попытается «догнать и второго зайца» - а именно поддержать отечественных производителей и дать им преимущество в конкуренции с импортёрами.

Бальная система оплаты – что это?

Продовольственные сертификаты будут выпускаться в платёжной системе «Мир». На карточки государство станет перечислять вовсе не рубли, а бонусные баллы – ежемесячно в размере, эквивалентном сумме в 1200 или 1400 рублей. Обладателю продовольственного сертификата придётся мириться с рядом ограничений.

    Баллы нельзя накапливать. Если до конца месяца малоимущий гражданин не израсходует бонусные рубли целиком, остаток суммы сгорит.

    Баллы нельзя обналичить. Расплатиться бонусными рублями получится только в магазинах, участвующих в госпрограмме. Ожидается, что с 2019 года карточки будут принимать в некоторых столовых и кафе.

Минпромторг уточняет, что держатели карт смогут вносить на бонусные счета и личные средства. Зачем же продуктовые карточки малоимущим гражданам пополнять «своими кровными»? Хотя бы по следующей причине: государство обещает, что гражданин сможет получать от 30% до 50% от пополняемой суммы ежемесячно – это довольно солидный профит. Вот только что будет с личными средствами по истечении месяца и не сгорят ли они вместе с бонусными рублями, Минпромторг, видимо, сам ещё не решил.

Опыт СССР и зарубежных стран

Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР.

Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения. Многие из продуктов в Советском Союзе признавались дефицитными – получить их удавалось только при наличии специального талона и только в ограниченном количестве (во избежание спекуляции). Пика талонная система в СССР достигла в период 1988 - 1991 гг., когда граждане не могли приобрести ни сахар, ни подсолнечное масло. С 1992 года продовольственные сертификаты стали исчезать ввиду распространения свободной торговли.

Но талонная система – отнюдь не пережиток прошлого. В нынешние времена практика предоставления малоимущим гражданам продовольственных сертификатов применяется во всём мире – в том числе в развитых странах.

    В США малообеспеченные граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет, ежемесячно получая примерно по 115 долларов на человека. Американцы считают такую систему справедливой и отказываться от неё не собираются.

    В Великобритании талонная система вводилась после Второй Мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году.

    На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове Свободы «дышит на ладан». Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продовольственные сертификаты внедряли и в современной России – на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили 3 тыс. продуктовых карточек для многодетных семей.

И эксперты рынка, и рядовые граждане в большинстве своём относятся к идее возродить в России систему продуктовых карточек для пенсионеров и других граждан, нуждающихся в материальной поддержке, положительно. Это подтвердил опрос, организованный ВЦИОМ: почти 80% респондентов высказались «за». Но если идея внедрить в экономику аналог талонной системы так хороша, с какой стороны ни посмотри, почему же Минпромторг медлит с её реализацией? Ответ на этот вопрос прост: государство пока не может найти деньги в количестве, достаточном для воплощения идеи в жизнь. По предварительной оценке, понадобится почти 70 млрд. рублей – отыскать такую сумму в стране с кризисной экономикой, увы, крайне проблематично.

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в России в 2019 году. Основные понятия по теме, выделяемая сумма, перечень доступных продуктов, механизм оформления льготы – данные аспекты затронуты в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на благополучие россиян. На сегодняшний день большое количество людей и семей считаются малоимущими. В связи с этим государством предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни граждан.

Одной из перспективных нововведений является предоставление населению социальных продуктовых карточек. Как считают эксперты, данное новшество улучшит экономическое состояние в стране.

Общая информация

Идея ведения в обиход продуктовых карточек для малоимущих граждан России была выдвинута Минпромторгом в 2015 году. Сегодня распространение данного вида помощи уже не кажется нереализуемым.

Продуктовые карточки предполагаются для граждан, которые не могут в полной мере обеспечить свою жизнь. Малоимущими людьми в России признано более 22 млн человек.

Это официальная цифра, на практике их гораздо больше. Предполагается, что около 15% населения нуждается в дополнительной поддержке государства.

  • помощь малоимущим гражданам РФ, многодетным семьям и другим уязвимым категориям людей;
  • поддержка отечественных производителей, укрепление экономики России;
  • повышение качества питания населения.

Главные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Малоимущие граждане Это граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе
Продуктовые карточки Это талоны для приобретения продуктов питания, выдаваемые малообеспеченным категориям граждан
Минпромторг Это министерство торговли и промышленности Российской Федерации
Прожиточный минимум Это сумма, достаточная для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его здоровья, основных потребностей в питании, непродовольственных товаров, минимального набора услуг

Кто имеет право на них

Продовольственные карточки будут предоставлены малоимущим семьям и гражданам в ближайшее время.

Для этого им нужно будет подтвердить свое затруднительное финансовое положение, а именно доказать факт того, что их ежемесячный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания гражданина.

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база

Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек — Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года».

В нем рассматриваются следующие вопросы:

  • сельскохозяйственные рынки;
  • развитие торговли в России;
  • продовольственная поддержка населения, считающегося малообеспеченным.

Вопросами продовольственных карточек также занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основная цель – регулирование агропромышленного комплекса и рынка сельскохозяйственной продукции.

Программа введения продовольственных карточек все еще находится на стадии разработки, однако она уже близится к завершению и осуществлению в ближайший год.

Интересующие вопросы

Специалисты считают, что введение продуктовых карточек заметно улучшит положение граждан Российской Федерации, а также поддержит отечественную экономику.

Данные цели будут достигаться за счет того, что средства из бюджета государства можно будет тратить только на продукты российского производства.

В 2019-19 годах планируется введение в России электронных продуктовых карточек или сертификатов на покупку товаров.

На них ежемесячно будут перечисляться средства (различные в каждом регионе России), которые будут сгорать при неиспользовании. Такими картами можно будет расплачиваться в любом продуктовом магазине за товары первой необходимости.

Какая сумма будет выделяться

Старт программы Минпромторга в тестовом режиме назначен на вторую половину 2019 года. В полную силу нововведение вступит в 2019 году.

Размер выплат на одного участника программы составит около 10 тысяч рублей в год. Средства будут начисляться на электронные карты каждый месяц. Картой можно расплачиваться в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Однако с нее нельзя переводить средства и снимать наличные, поскольку система обслуживается будет бальной.

Система поддержки будет заключаться в начислении баллов, при этом один балл будет эквивалентен одному рублю.

Гражданам будут предоставлены специальные пластиковые карты, на которые ежемесячно будут поступать баллы (от 850 до 1200 рублей в зависимости от региона проживания граждан). Не потраченные средства будут сгорать в конце месяца.

Пополнение карты может осуществляться и самим держателем, при этом около 40% от суммы собственного пополнения будет начисляться в качестве бонуса. А вывод наличных с карты будет невозможен во избежание траты средств на иные нужды.

Перечень продуктов, которые можно приобрести

Предоставляемые продуктовые карточки можно будет потратить только на определенные виды товаров, без которых нельзя составить сбалансированный рацион человека.

Минпромторг пока не представил точный перечень продуктов, однако известны товары, которые точно будут в него входить.

К ним относятся:

  • мясные и рыбные продукты;
  • хлебные изделия, мука;
  • яйца, молочные продукты;
  • соль, сахар, специи;
  • свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты;
  • вода;
  • растительное масло.

Также к числу предоставляемых продуктов могут добавиться корма для домашних питомцев, средства гигиены человека (мыло, стиральный порошок), семена и саженцы для дачников.

Рассматривается вопрос о внесении в список предоставляемых продуктов лекарственных препаратов. Безусловно, на алкогольную и табачную продукцию льгота распространяться не будет.

Важным моментом здесь является то, что на продуктовые карточки можно будет приобрести исключительно товары российского производства. Данное правило ввели для поддержки отечественных производителей и укреплении российской экономики.

Механизм оформления продуктовых карточек для малоимущих

Точный механизм оформления продуктовых талонов пока не известен. Однако, бесспорно то, что карта будет предоставлена только после официального подтверждения гражданином своего малообеспеченного состояния.

Основной требуемый документ при этом – справки, которые подтверждают низкий уровень доходов семьи. Также потребуется написать заявление и пройти собеседование со специалистом.

Документы на оформление продовольственных карточек необходимо будет предоставлять в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Поддержка будет исключительно адресной, то есть ее смогут получить люди, которые официально признаны малоимущими.

После получения продовольственной карты, ей можно расплачиваться за покупки в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Отличие лишь в том, что деньги нельзя переводить и снимать, а оплачивать можно только товары, находящиеся в перечне допустимых.

В конце месяца неиспользованные баллы будут сгорать. Данная функция введена во избежание накопления средств и стимулирования населения покупать свежие продукты.

Минпромторг рассказал подробности планов внедрения адресной продовольственной помощи для малоимущих – так, как это принято во многих странах мира. Программа должна убить сразу двух зайцев: оздоровить рацион питания малоимущих и помочь отечественным производителям. Главным образом – и так процветающим крупнейшим агропромышленным холдингам.

Нуждающиеся граждане получат специальные карты, на которые будут перечисляться «эквиваленты денежных средств» – баллы или бонусы. На них можно будет купить практически любые отечественные продукты, кроме алкогольной и табачной продукции и прочих «вредных» продуктов типа кофе, рассказали в Минпромторге.

Ведь эти продукты не улучшают рацион питания, а это главная социальная цель программы. Не случайно составлять перечень продуктов для программы помогал Минздрав. В перечень вошли хлеб, мука, крупы и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, свежие фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца и растительное масло, а также мясо, рыба, молоко и продукты из них. Кроме того, в список внесены саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных, что особенно актуально для сельского населения.

Карты могут быть использованы во всех магазинах, готовых работать в центральной процессинговой системе, создания отдельной торговой сети для данного проекта не требуется. Баллы накапливаться не будут, в течение месяца их надо будет потратить, иначе они «сгорят».

Кому и сколько

Эксперты долго рассуждали, сколько денег государство может выделить на продкарты и кто сможет их получать. В сентябре прошлого года Минпромторг оценил потребность программы в 240 млрд рублей, а число участников – в 15–16 млн человек. Однако позже министерство представило другую оценку: в 2017 году на программу будет направлено 70 млрд рублей, а выплаты могут составить 1,4 тыс. рублей в месяц. Это значит, что выделенных средств хватило бы на поддержку в течение года около 4,2 млн человек.

Однако теперь сумма, выделяемая государством, увеличена вдвое. На программу продовольственной помощи стоит выделить 140 млрд рублей, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Если исходить из выделения в месяц 1,4 тыс. рублей, то при таком объеме финансирования программа сможет помочь с покупками около 8,3 млн человек.

Если распределить 140 млрд рублей между 20 млн человек (об этом количестве нуждающихся речь шла изначально), тогда они получат по 7 тыс. рублей в год, или по 583 рубля в месяц. При этом расходы на реализацию проекта и эмиссию продуктовых карт могут съесть до 25% выделенных из бюджета средств, замечает гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов.

Кто будет иметь право на получение продуктовой карты, пока неизвестно, критерии будут определены позже. Да и сколько в реальности будет выделено, тоже еще не ясно, так как сама программа находится на рассмотрении правительства. Анна Бодрова из «Альпари» уверена, что 140 млрд рублей на покупку отечественных продуктов не дадут как минимум потому, что в бюджете нет свободных сумм подобного порядка.

Впрочем, у Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом – производителями продуктов. Резон у производителей в этом есть. Они смогут условно пополам с государством продавать продукты со скидкой для ряда категорий граждан, выполняя социальную функцию. С другой стороны, производители смогут надеяться, что государство станет меньше регулировать цены на ряд важных социальных товаров. И, в конце концов, производители смогут нарастить свои продажи. Главное доказать, что это действительно продукт, произведенный в России.

Эффективность программы

В самом Минпромторге и других ведомствах настаивают на том, что эта программа убивает одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны, помогает улучшить рацион питания нуждающимся гражданам. С другой – помогает отечественным сельхозпроизводителям и стимулирует потребительский спрос, а также в целом поддерживает российскую экономику. В частности, озвучивались надежды на то, что каждый вложенный в программу рубль может дать дополнительно 2 рубля для ВВП страны. Такой эффект заложен в похожей программе США по льготной покупке продуктов питания. Каждому участнику программы выдавали в среднем 125 долларов в месяц в 2014 году.

«Общий итог вложения средств в отечественную экономику может дать двойной прирост, если посчитать цепочку получения денег от потребителей к производителям, поставщикам ресурсов и логистам, после чего проследить ее обратный ход в виде отчисления от заработной платы и налогов обратно в бюджет государства. Но это опять же в идеале, а на практике все будет зависеть от подхода к реализации программы», – объясняет Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».

Однако и социальный, и экономический эффекты имеют подводные камни. Во-первых, указывает Бодрова, социальная поддержка по этой программе будет сжатой по срокам, так как цены на продукты растут планомерно и постоянно. Чтобы программа продолжала оказывать социальный эффект, объемы ее финансирования потребуется постоянно увеличивать. Во-вторых, далеко не все россияне, которым нужна соответствующая помощь, смогут собрать нужное количество бумаг и справок.

Некий экономический эффект от реализации программы, конечно, будет, но получат его далеко не все игроки рынка. «Не факт, что фермерам и небольшим производствам удастся пробиться в этом направлении», – считает Анна Бодрова.

Да и в целом эксперты сомневаются, что эта программа окажет выраженное влияние на ВВП. С учетом негативной динамики потребления, вызванной все еще высокими темпами инфляции и отстающим ростом реальных доходов населения, 140 млрд рублей не позволят достигнуть перелома ситуации просто потому, что это мизерный объем в масштабах рынка, говорит Александр Шустов. Для сравнения: выручка только одной X5 Retail Group в 2016 году составила 1,025 трлн рублей, а в целом оборот розничной торговли в России в прошлом году составил 28,13 трлн рублей (падение на 5,2%).

Шустов считает, что более эффективным с экономической точки зрения было бы пустить эти средства на поддержку фермеров, которых активно вытесняют с рынка агрохолдинги. «За 10 лет количество фермерских хозяйств в России сократилось в 1,6 раза с 285 тыс. до 174,5 к 2016 году в связи с высокой стоимостью кредитов и тем, что попасть на прилавки розничных сетей они попросту не могут. При этом производство продуктов питания сосредоточено в России в руках 10–15 крупнейших агрохолдингов», – поясняет собеседник.