Великобритания (промышленность). Промышленность великобритании

Хозяйство. Великобритания является одной из самых развитых стран мира, ведущей торговой страной, мировым финансовым центром. Страна выстраивает свою рыночную модель хозяйственного развития, имеет следующие особенности: минимум государственного вмешательства и максимум частной инициативы. Великобритания занимает ведущее место в научно-технических разработках, в развитии новейших технологий.

Структура хозяйства Великобритании в общих чертах повторяет немецкую. В ней на сферу услуг приходится более 73%, а на промышленность и сельское хозяйство соответственно лишь 25% и около 2%.

Промышленность. По объемам промышленного производства Великобритания занимает пятое место в мире. Как и в других странах Западной Европы, в Великобритании существуют области, которые всячески поддерживаются правительством. Это прежде металлургическая промышленность. Сейчас сохранилось пять металлургических районов. Однако изменилась география размещения металлургической промышленности.

Такой же отраслью является текстильная промышленность, география которой сохранилась с эпохи промышленного переворота. Хлопковая промышленность сосредоточена в Ланкашире, шерстяная - в Йоркшире, льняное - в Северной Ирландии, а трикотажная - в Восточном Мидленде.

Достаточно сильны позиции Великобритании в энергетической, нефтехимической, пищевой отраслях промышленности и многоотраслевом машиностроении. Хотя машиностроительный промышленный комплекс подвергся кризиса и значительных структурных изменений, его доля на протяжении последних лет возросла. Наиболее значимые позиции в машиностроении имеет производство двигателей, самолетов и космического оборудования, производство компьютеров, телефонов, средств связи, радиоэлектронного оборудования, а также автомобилей. При этом значительно уменьшились объемы судостроения, однако Великобритания остается одним из крупнейших в мире производителей военных и специализированных судов.

Крупнейшим центром развития электроники и электротехники Лондонская агломерация, однако, возрастает роль и Глазго, Эдинбурга и Данди, которые справедливо называют "Силиконовой долиной Шотландии". Авиаракетно отрасль находится в Лондоне, Бристоле и Восточном Мидленде. Станкостроение и приборостроение приуроченные Бирменгена, а тяжелое машиностроение - в металлургических районов Северо-Востока Англии.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство характеризуется наличием крупных землевладельцев (лендлордов), которые сдают свои земли в аренду, особенно на юго-востоке страны. В структуре отрасли преобладает животноводство, что обусловлено наличием круглогодичных продуктивных пастбищ. Основными отраслями животноводства, как и в других странах Западной Европы, является разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство. В растениеводстве треть земель охвачена зерновыми культурами, среди которых ведущими являются пшеница и ячмень. На половине пашни выращивают многолетние травы, незначительные участки отведены под выращивание картофеля, сахарной свеклы, овощей и ягод. великобритания энергетический машиностроение

Сфера услуг. Учитывая островное положение страны, важной отраслью сферы услуг является транспорт, представлен всеми видами. После ввода в эксплуатацию Трансламаншського тоннеля, протяженностью более 50 км, страна получила прямой выход к континентальной транспортной системы. Великобритания занимает одно из первых мест в Европе по развитию морского транспорта. Она владеет одной из крупнейших авиакомпаний мира ("Бритиш Эйрвейз"), которая по протяженности авиалиний является абсолютным лидером в Европе, однако по торговым оборотом уступает немецкой "Люфтганзы".

Достаточно сильны позиции Великобритании в области телекоммуникаций, банковском секторе, концентрация и централизация в котором привела к формированию мощных финансовых групп. Доля британских банков в международном кредитовании превышает 20%.

Великобритания играет значительную роль в сфере туризма. Она является страной преимущественно делового, познавательного, спортивного и образовательного туризма. Кроме Лондона, привлекательными для туристов молодежный центр страны Ливерпуль, университетские города Оксфорд и Кембридж, шотландские города Эдинбург и Глазго - центры искусства и проведение фестивалей, Кардифф - столица Уэльса, которая собирает поклонников памятников средневековья, а также курортные районы на юге Англии (Боримут).

Уровень развития хозяйства в отдельных районах Великобритании неодинаков, что обусловлено как историческими факторами, так и современными тенденциями. Ведущие позиции в развитии хозяйства страны занимают районы Южной Англии, среди которых Юго-Восток. Районы Центральной Англии больше других зависят от развития обрабатывающих отраслей промышленности. Северные районы Англии отличаются насыщенностью древних традиционных отраслей хозяйства. Районы национальной окраины, включающие Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию, из депрессивных превратились в территории интенсивного промышленного и сельскохозяйственного развития.

Внешнеэкономическая деятельность. Как и большинство стран Западной Европы, Великобритания значительное внимание уделяет внешней торговле, доля которой в мировой торговле составляет около 6%. Основными промышленными товарами, которые страна поставляет на внешние рынки, является продукция машиностроения, химической и химико-фармацевтической отраслей. Чрезвычайно конкурентоспособными на мировом рынке являются пищевые концентраты, кондитерские изделия, табак и разнообразные напитки. Основными статьями импорта являются промышленное оборудование, технологии, топливо, продукты питания.

Страна осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерско-консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания является мощным мировым инвестором. Значительная часть инвестиций приходится на страны ЕС, в частности на Германию (особенно Восточной). А в самом Королевстве высока доля инвестиций из СПИА.

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок.

Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля.

Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. Самые крупные угольные бассейны - Йоркширский, Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный. Однако нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта высококачественной сырой нефти и нефтепродуктов. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии - главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает - 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт. Больше всего энергии потребляет черная металлургия. Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией "Бритиш стил". Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии - Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер. Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из Швеции, Либерии, Канады, металлургические центры сместились в сторону побережий - Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др. Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания - поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. Главные районы цветной металлургии - Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и Шотландия. Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это - "Алкан ивдастриз" и "Бритиш алю-миниум". В машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрс-пейс". Вертолеты выпускаются фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры судостроения - устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др. Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией - "Дженерал электрик" (Большой Лондон). Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн "ИКИ". Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен. Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка - в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.

по географии

ученицы 10 класса «4» школы № 1840

Дворецкой Ольги

Тема: «Великобритания»

Москва
2001 год

Характеристика ЭГП.

Великобритания (Объединенное Королевство)– островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании – 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса – остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока – водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией – ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции – пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом- девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Современное административное деление Великобритании
Великобритания – конституционная монархия

Форма государственного устройства Великобритании – конституционная монархия. Монархия является древнейшей из всех ныне существующих форм государственного правления. Причем в Великобритании преемственность королевской власти была нарушена всего лишь один раз за десять веков существования государства. Нынешняя королева Великобритании Елизавета Вторая происходит из рода Саксонского короля Эгберта, объединившего Англию в 892 году и Малькольма Второго, правившего в Шотландии с 1005 по 1034 гг.

Монарх в Великобритании является главным лицом государства. Юридически монарх руководит исполнительной властью, является верховным главнокомандующим Британской армией. Но фактически, в результате перемен, происходивших на протяжении многих веков, монархи утратили абсолютную власть. Королева правит государством с согласия кабинета министров, т.е. «царствует, не правит».

Органом законодательной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Верхней палаты – палаты Лордов и Нижней палаты – палаты Общин. Заседания проходят в здании Парламента, которое является одной из достопримечательностей Лондона. 650 членов Палаты Общин избираются гражданами Великобритании один раз в пять лет, в то время как членство в Палате Лордов передается по наследству в семьях потомственных дворян.

Таким образом, королева представляет государство на международной арене и является символом власти. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров, формируемому парламентским большинством.

Среди многообразия политических партий Великобритании ведущая роль принадлежит двум крупнейшим партиям. Это - консерваторы (тори) и лейбористы (виги).

Население Великобритании

Население Великобритании составляет более 58 миллионов человек. Национальный состав: англичане – более 80%, шотландцы – 10%, валлийцы (коренные жители Уэльса) – 2%, ирландцы – 2,5%.

Значительная часть населения исповедует протестантизм. Исключение составляет Северная Ирландия, большинство жителей которой являются католиками. Северная Ирландия является местом постоянных конфликтов на религиозной и национальной почве.

С 1921 года около 40% населения проживают в семи крупнейших городских агломерациях с центрами в Лондоне (Большой Лондон), Манчестере (Юго-восточный Ланкшир), Бирменгеме и Вольверхемптоне (Западный Мидленд), Глазго (Центральный Клайдсайд), Лидсе и Бредфорде (Западный Йоркшир), Ливерпуле (Мерсисайд) и Ньюкасе-на-Тайне (Тайнсайд). Уровень урбанизации в Великобритании составляет 91%. Доля сельского населения очень невелика.

В последние годы наблюдается заметный приток населения из развивающихся стран, в основном из стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Промышленность

Великобритания является одной из четырех стран, определяющих экономическую мощь Европы. Промышленность Великобритании включает множество отраслей, часть из которых имеет мировое значение. Мидленд – это основной промышленный район Великобритании.

Металлургия

Металлургия в Великобритании является одной из наиболее развитых отраслей промышленности. В ней занято более 582 тысяч человек. Причем первое место по числу занятости принадлежит черной металлургии (332 тысячи человек). Остальное приходится на цветную металлургию. Основными центрами производства стали и чугуна являются Кардифф и Суонси (Уэльс), Лидс (Англия). Ежегодная выплавка стали – более 15 млн. тонн. Алюминиевые заводы расположены в основном в Шотландии и Уэльсе.

Потребителями продукции черной металлургии являются в основном машиностроительные заводы.

Машиностроение

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности Великобритании. Оно включает множество направлений, для каждого из которых характерно свое размещение. Так наукоемкое машиностроение (авиационная промышленность, электроника) расположены в основном вокруг Лондона. Станкостроение сосредоточено в районе Бирмингема. Судостроение – специализация района Глазго, а текстильное машиностроение развито в основном в районе Манчестера.

Топливно-энергетический комплекс.

Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени – природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. В начале века британский уголь преобладал на мировом рынке, сейчас же в Великобритании добывается ежегодно более 80 млн. тонн угля. Основные районы угледобычи – Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд). Нефть добывают на шельфе Северного моря у восточного побережья Англии и Шотландии. Ежегодная добыча составляет более 94 млн. тонн. Основные заводы по переработке нефти расположены в Саутгемптоне, Чешире, Йоркшире. Доход от экспорта нефти достигает 150 млн. фунтов стерлингов. Добыча газа составляет 55 млрд. куб. м. в год и растет ежегодно. Электроэнергетика базируется на тепловых и гидростанциях. Многочисленные ГЭС расположены в гористых районах Шотландии и Уэльса, а ТЭЦ – в угледобывающих районах. Доля АЭС невелика, хотя в последние годы отмечается увеличение их строительства.

Химическая промышленность

Химическая промышленность сосредоточена в основном в Бирмингеме и Мидлсбро. В основном это производство пластмасс, моющих и дезинфицирующих средств, красителей, удобрений. Великобритания является одним из крупнейших экспортеров красителей в мире. Высокого уровня развития достигла фармацевтическая промышленность. Ежегодно растет спрос на медицинские препараты, производимые в Великобритании

Легкая промышленность

Легкая промышленность является одним из старейших видов производства в Великобритании. В этой сфере занято около 690 тысяч человек, причем больше половины из них – женщины. Основными районами развития легкой промышленности являются Ланкашир, Йоркшир, Ливерпуль, Манчестер. На острове Льюис сосредоточено производство шерстяных тканей, в основном знаменитой на весь мир «шотландки». По производству шерстяных тканей Великобритания входит в число мировых лидеров. Производство трикотажа развито главным образом в Шотландии и Мидлендсе. Производство льняных тканей сосредоточено главным образом в Северной Ирландии. Великобритания издавна специализируется на выделке кожи и является мировым экспортером кожаных изделий. Фабрики, занимающиеся кожевенным производством, расположены повсеместно, однако значительная их часть сосредоточена в Ланкашире, Йоркшире, Мидлендсе, окрестностях Лондона. Великобритания занимает третье место в мире поп производству обуви. Ежегодно продается более 200 миллионов пар обуви. Швейная промышленность Великобритании является крупнейшей в Европе. Великобритания является крупным экспортером одежды. Основными центрами швейной промышленности являются Лондон, Лидс и Манчестер.

Экономика Великобритании

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45 % - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства- до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет экспорт промышленных товаров и услуг, кото¬рые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны. С образованием мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались.

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала, вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Однако в целом Великобритания теряет свои прежние позиции в мировой экономике. Особенно заметно отстает ее промышленность. Уже после первой мировой войны, когда другие империалистические державы развивали свою индустрию на основе последних достижений науки и техники, старая колониальная структура промышленности Великобритании стала тормозом в развитии ее экономики. Основная часть оборудования на британских фабриках и заводах устарела, и это мешало оснащению промышленных предприятий новой техникой. Капиталовложения в промышленность неуклонно уменьшались. Кризис 1929-1933 гг. застал британское хозяйство в расстроенном состоянии, причем особенно тяжелое положение сложилось в традиционных отраслях.

За годы второй мировой войны хозяйство Великобритании потерпело крупные убытки, что привело к еще большему сокращению промышленного производства и торговли. Намного уменьшились вклады за границей, и резко вырос долг страны США. У ведущих монополий быстро росли издержки, они оказывались неконкурентноспособными на внешних рынках.

Национализация, проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником США и их «младшим» партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. В середине 1970-х годов американские инвестиции в Великобритании составили около 10 млрд. долл.

Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море, - также американские.

В послевоенные годы в хозяйстве Великобритании произошли качественные изменения. Система государственного регулирования производства, регламентация цен и контроль над внешней торговлей, вынужденно введенные в годы войны, усилили вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Особенно увеличилась роль государства в управлении хозяйством в результате проведенной сразу после второй мировой войны национализации транспортных и энергетических отраслей и центрального банка страны - Банка Англии. Государство стало крупным собственником, принимающим непосредственное участие в управлении предприятиями.

После войны в Великобритании ускорился процесс концентрации производства и банковских операций.

Британская экономическая элита стремится использовать государственный аппарат и власть правительства, чтобы с их помощью не допустить снижения прибылей. Под нажимом монополий сменяющие друг друга правительства консерваторов и лейбористов проводят политику ограничения заработной платы трудящихся и сокращения государственных расходов на социальные нужды. В условиях беспрерывного роста цен эти меры равносильны намеренному понижению жизненного уровня широких слоев населения. Одновременно предпринимаются попытки государственно-монополистического регулирования экономики. Однако все эти меры не спасли Великобританию от сильнейшего за послевоенные годы кризиса, охватившего в 1970-х годах буквально все отрасли ее промышленности, все области экономической жизни. Застой в промышленном производстве становится хроническим, неуклонно растут цены, быстро увеличивается дефицит торгового и платежного баланса, безработица достигает рекордного уровня.

Объясняется этот кризис английской экономики не только внешними факторами - мировым энергетическим кризисом, ростом цен на сырье и т. д. Вместо того чтобы расширить и модернизировать индустриальную базу Великобритании монополии вкладывают капитал за рубежом, где норма прибыли, как правил выше. Слабое обновление основного капитала ведет к низким темпам роста производительности труда, по показателя которого Великобритания отстает от своих основных конкурентов. Членство страны в ВТО привело небывалому росту импорта и, следовательно, к еще большему ухудшению торгового баланса страны. Растущие цены на товары широкого потребления и услуги «галопирующая» инфляция стали подлинным бедствием для широких мае населения.

Промышленность Великобритании

Промышленное Великобритании использует в основном привозное сырье и ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционны отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - «Империал кемикал индастриз», или ИКИ, «Юнилевер», «Бритиш Лейланд» и «Дженерал электрик компани», в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение 40 последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со 140 до 119 млн. т.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Старые шахты закрываются. На новых- добыча механизируется, увеличивается производительность труда и уменьшается число требуемых рабочих. Страдают от этого в первую очередь шахтеры, среди которых особенно высок уровень безработицы.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает значительную часть потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах- Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть, но в будущем его использование едва ли вырастет, поскольку нефть уже с 1972 г. прочно заняла первое место по объему потребления.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т, но месторождения, разведанные в Северном море, в 1978 г. уже дали 50 млн. т.

До начала 1950-х годов внутренний спрос на нефтепродукты оставался небольшим и выгоднее было их ввозить, чем перерабатывать сырую нефть в стране. Но в последние десятилетия потребность в нефтепродуктах увеличилась и рентабельнее оказалось импортировать сырую нефть, увеличив строительство в стране нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время их общая мощность составляет около 150 млн. т в год. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Более качественная, гематитовая руда добывается в Озерном округе, но это месторождение уже сильно истощено. В 1977 г. в Великобритании было добыто всего 0,8 млн. т железной руды против 4,7 млн. т в 1960 г. И объем добычи с каждым годом сокращается, так как низкокачественной местной руде трудно конкурировать с более богатой привозной. Ввозится железная руда из Канады, Либерии и Мавритании.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянной руды. С 1970 по 1974 г. ее добыча увеличилась втрое- до 10 тыс. т в год.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть («грид»), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач («Супергрид») с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности- черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией «Бритиш стил».

Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем, в том числе коксующимся. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Поскольку большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде, металлургические центры, как правило, смещаются в сторону побережий.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе. Почти столько же продукции дают металлургические заводы Йоркширского угольного бассейна, но она значительно разнообразнее. Предприятия Шеффилда, работающие в основном на стальном ломе привозном чугуне, славятся производством высококачественных сортов легированной и нержавеющей стали; завод Корби специализируется на выпуске стальных труб, а три крупных завода полного металлургического цикла Сканторп; производят главным образом тяжелое стальное литье. Металлургический комплекс Тиссайда преобразуется в крупнейший в Зарубежной Европе сталеплавильный центр.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет только часть потребностей страны в ведущих цветных металлах.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение Великобритании

В Великобритании преобладает транспортное машиностроение.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и Германии по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г.

Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг многочисленных промышленных предприятий, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке - через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки. В 1960-х годах в связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два - в Шотландии (в окрестностях Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд».

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте. Море у южных берегов Великобритании обмелело, и бывшие центры судостроения Рай и Винчесли сейчас находятся на расстоянии полутора километров от берега. Дувр сохранил свои верфи только благодаря строительству искусственной гавани. В Лондоне больше не строят морских судов. Судостроение постепенно передвину-

Северной Ирландии на острове Куш построена самая большая верфь в Западной Европе, однако в последние год в связи с развитием кризисных явлений британской экономике, а также осложнением общей политической ситуации Ольстере владельцы верфи терпят убытки, а рабочие находятся под постоянно угрозой увольнения.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний.

Продукция «тяжелой» электротехники- электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины - произоводится практически одной компанией «Дженерал электрик».

Особенно быстро развивается электроника. Политика диверсификации промышленности привела к тому, что одним из основных районов размещения современных предприятий электроники стала центральная Шотландия, где таким путем предполагалось решить проблему занятости населения. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет медленнее, чем число безработных в традиционных и других отраслях. Более мощные, чем английские, американские корпорации электронной промышленности прочно обосновались в Великобритании. Чтобы оградить национальную электронику, правительство Великобритании способствовало объединению нескольких мелких и средних электронных компаний в одну крупную- «Интернэшнл компьютера», став ее акционером и предоставляя ей ежегодно крупные ссуды. По стоимости экспорта электротехника и электроника стали относиться к ведущим отраслям обрабатывающей промышленности.

Химическая промышленность Великобритании

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота и окислы металлов и неметаллов. Более 30% продуктов органической химии составляют главным образом этилен, пропилен и бензол, превращаемые в пластмассы, различные растворители, синтетический каучук, химические волокна и моющие средства. Другие основные отрасли химической промышленности- производство синтетических материалов и пластмасс, удобрений и гербицидов, красителей, парфюмерии и фармацевтических препаратов.

90% всей продукции основной химии контролируется гигантским транснациональным концерном ИКИ. Он владеет крупнейшими химическими заводами Севернсайда и Хамберсайда, растянувшимися на десятки километров, новым нефтехимическим комплексом Уилтона - Биллингема, нефтехимическим центром по производству ароматических углеводородов в Норт-Тисе и многими другими предприятиями. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центров. За пределами Великобритании в 55 капиталистических странах функционирует более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Помимо этого гигантского концерна и нескольких других, менее крупных на производстве разнообразной химической продукции специализируется множество мелких фирм во всех районах страны. Особенно их много в парфюмерии, производстве красителей, синтетических материалов и пластмасс.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, где в устье р. Тайн химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования, поступающие с местных металлургических заводов. В районе р. Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислоты, а также различных органических растворителей.

Новейшая отрасль современной химической промышленности- нефтехимия возникла в Великобритании вслед за широким строительством нефтеперерабатывающих заводов и на их основе. Один из новых центров химической промышленности, в основном нефтехимии, Хамберсайд получает сырье от двух нефтеперерабатывающих заводов у Гримсби общей мощностью около 14 млн. т продукции в год; два других построенных после войны нефтеперерабатывающих завода (мощностью свыше 11 млн. т) в устье р. Тис питают ныне крупнейший в Великобритании центр нефтехимии Уилтона, крекинг-установки которого дают углеводородное сырье для производства разнообразных синтетических материалов.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. В течение всего XIX в. и до первой мировой войны она лидировала среди отраслей обрабатывающей промышленности по стоимости выпускаемой и вывозимой продукции. Однако в связи с ростом текстильной, и в частности хлопчатобумажной, промышленности в Индии, Японии и в других конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились, и началось постепенное сокращение текстильного производства. Так, только с 1970 по 1977 г. производство хлопчатобумажных и шерстяных тканей уменьшилось почти в 1,5 раза. В то же время производство и экспорт искусственных и синтетических волокон и изделий из них быстро увеличиваются. В середине 70-х годов стоимость экспорта изделий из искусственных и синтетических волокон превышала стоимость вывезенных хлопчатобумажных изделий почти вчетверо.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано гремя огромными концернами. ИКИ изготавливает химикаты, необходимые для производства вискозных, полиакрилонитриловых и других волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает искусственные волокна (в том числе разработанные в Великобритании терилен и куртель),

пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым хлопчатобумажным изделиям зарубежных стран. Британская хлопчатобумажная промышленность теряет свои международные рынки. В целом экспорт продукции текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, сокращается. Сказывается техническая отсталость текстильных предприятий по сравнению с зарубежными фирмами; среди занятых в текстильном производстве растет безработица. Заработки, как правило, здесь низкие, поэтому квалифицированные рабочие нередко переходят в другие отрасли или переезжают в иные районы.

В то же время происходит некоторая модернизация текстильной промышленности. Идут концентрация и интенсификация производства, переоборудование фабрик и их укрупнение.

Сельское хозяйство Великобритании

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. Тем не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: под возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами- около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле пастбища и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем зерновые культуры. Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части острова Великобритания, Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец - вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней - теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производстве яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Британские острова дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона - красные девонские коровы, а севернее - светлые, с большими рогами, в Дорсете - черно-белые. Специально выведены мясные породы- знаменитая герфорд-ширская, шортхорн (короткорогая) и абердинангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое стадо коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., Англия была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как деревня, так и город получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. До настоящего времени лорд-канцлер - председатель палаты лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни шерсть дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на мясо. В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и Шотландии, где они пасутся на малопродуктивных жестко-травных пастбищах.

Основная часть пахотных земель расположена в менее влажной, более солнечной восточной части острова Великобритания- в Кенте, Восточной Англии, Линкольншире, Восточном Йоркшире и на восточных окраинах Шотландии. Эти районы, где выпадает сравнительно немного осадков, в основном низменные, с мощными, обычно плодородными почвами. Из зерновых культур сеют главным образом ячмень и пшеницу, причем площади под ячменем увеличиваются. Используется ячмень для изготовления солода (в пивоварении) и виски, в пищу населению и на корм скоту. В последнее время заметно увеличились площади под кукурузой.

Местная традиционная культура - картофель - распространена повсеместно, особенно в Северной Ирландии, на восточном побережье Англии и Шотландии. На корм скоту выращивается также кормовая свекла и капуста. Однако потребности животноводства в кормах намного превышают собственные ресурсы, поэтому значительная часть их ввозится из-за рубежа.

Огороды, сады и парники, занимающие всего 1,5% сельскохозяйственных земель, дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Расположены они в таких теплых и влажных районах, как Корнуолльский полуостров и Нормандские острова, в местах с плодородными почвами - на западе Ланкашира, в прибрежных районах Эссекса, а также в Кенте, который издавна называют «садом» Англии. В районе Уилда (Сассекс) и к юго-западу от конурбации Западный Мидленд раскинулись обширные плантации хмеля. По традиции ранней осенью тысячи горожан целыми семьями отправляются на сбор хмеля, чтобы подработать и одновременно побыть на свежем воздухе.

Важная отрасль растениеводства - разведение цветов. Больше всего выращивают бледно-желтых нарциссов. На восточном побережье Англии, в Линкольншире, раскинулись «голландские» поля тюльпанов, которые привлекают тысячи туристов. На островах Силли, на крайнем юго-западе Британского архипелага, половина обрабатываемых земель занята под гиацинты и тюльпаны, которые цветут в этих местах с ноября по май.

Практически вся земля обрабатывается фермерами. Фермы в Великобритании в среднем крупнее, чем в других странах Европы, но меньше, чем в США. Средняя площадь земель, занимаемых одной фермой,- примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га.

Половину стоимости сельскохозяйственной продукции дают 40 тыс. крупных фермерских хозяйств с четырьмя и более рабочими. Остальные фермы средние, использующие труд 2-3 наемных рабочих, или мелкие, на которых круглый год работает фермер и его семья. Несмотря на увеличение средних размеров ферм в последние десятилетия, 2/5 из них составляют все еще мелкие хозяйства, которые дают в совокупности всего г/10 сельскохозяйственной продукции. Примерно половина фермеров арендуют землю у крупных лендлордов; в Англии и Уэльсе только 2/5 фермеров ведут хозяйство на собственной земле.

Большинство ферм Великобритании - это высокомеханизированные товарные хозяйства. Однако себестоимость фермерской продукции весьма высока. Рентабельность ферм поддерживается за счет правительственных субсидий и выплат в соответствии с единой сельскохозяйственной политикой общего рынка и гарантированных цен на некоторые сельскохозяйственные продукты.

Британское фермерство нуждается в высоких закупочных ценах, поэтому регулирование общего аграрного рынка в пределах ЕЭС, установление единых цен на сельскохозяйственную продукцию отрицательно сказались на экономике мелких и средних хозяйств. Сократилось их прямое субсидирование, растут цены на сельскохозяйственную технику, горючее, удобрения и корма, причем рост этих расходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи Великобритании

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов число авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также грузовые перевозки воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами мира. Львиная доля перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз»- одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны- расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтиик, а также Манчестер, Лутон и Глазго- обеспечивают значительную часть всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает железнодорожный и во столько же раз - каботаж. В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов длина британских железных дорог составляла несколько более 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то же время у нее еще мало современных автострад, а дороги остаются самыми перегруженными в мире - 39 автомобилей на 1 км дорог.

Характеристика хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады крупных иностранных компаний в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый экспорт». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения - Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город - Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза.

На промышленность Великобритании приходится 36% ВВП. В ней занято более 35% трудового населения. Для работы используется по большей части импортируемое сырьё. Страна демонстрирует рост прогрессивных технологий в электронике, химической промышленности, точном машиностроении и застой в традиционных отраслях. Промышленность Великобритании отличается возникновением монополий в некоторых сферах производства.

Металлургическая промышленность

Металлургическая промышленность Великобритании наиболее развитая отрасль. В ней трудятся немногим менее 600 тыс. человек, более половины задействованы в чёрной металлургии. Центры производства чугуна и стали находятся в Кардиффе, Суонси и Лидсе. Качество местной руды низкое всего 33% металла. Необходимый объём сырья ввозят из Либерии, Мавритани и . После модернизации в 80-х годах XX века, для выплавки 75% стали используют кислородно-конвертерный способ. Страна находится на 8 месте в мире по выплавке стали и чугуна.

Развитию металлургии в Великобритании способствовали благоприятные факторы:

наличие запасов угля;

железная руда содержится в угольных пластах;

повсеместные залежи известняка.

Сейчас для литья стали в качестве сырья всё больше используют металлом. Отличительной чертой данного сектора производства является ориентация на экспорт. 40% продукции отправляется в другие страны.

Великобритания занимает 2 место по экспорту каолина. В перспективе добыча меди, золота и вольфрама.

Цветная металлургия страны в Европе среди первых, но не входит в число основных отраслей Великобритании. Самые стабильные показатели в производстве алюминия. Потребность в цветных металлов покрывается за счёт импорта. Центры отрасли тяготеют к портовым городам, главный район – Западный Мидленд.

Машиностроение

Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение

Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

Известные марки автомобилей:

AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

Alexander Dennis – производит автобусы.

Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

Ariel Motors Ltd — занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

Aveling-Barford — выпускает самосвалы, дорожные катки.

Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

Bailey – производит прицепы с 1948 г.

Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.

Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

Jaguar Cars - бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.

Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

Авиационная промышленность

Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

Они поставляют:

авиадвигатели;

элементы планера;

бортовое оборудование.

В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

27% — производство авиадвигателей;

29% — производство бортового оборудования;

44% — производство летательных аппаратов.

Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

:
грузовые;

пассажирские

малогабаритные специализированные самолёты.

Судостроительная промышленность

Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании. Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции. Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

Электротехника и электроника

Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:

General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.

English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.

Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.

Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.

Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

Нефтегазовая промышленность

Более 130 нефтяных месторождений обнаружено в Северном море британского сектора это составляет треть запасов шельфа. Крупнейшие месторождение, где ведётся добыча Брент и Фортис. Всего разрабатываются около 50 месторождений. Нефтеперерабатывающая промышленность страны ориентирована на привозное сырьё.
В Северном море британской зоны найдено 80 месторождений газа, в эксплуатации находятся 37 из них. Значительная часть газа поставляется по газопроводу на дне Северного моря.

Лёгкая промышленность

В настоящее время в Великобритании идёт пересортировка значимости отраслей лёгкой промышленности. Текстильная промышленность сдаёт свои позиции. На долю бумажной полиграфической промышленности приходится 13,9%. Пищевая и табачная сфера занимает 13,8% общей доли лёгкой промышленности. Одной из основных в этом секторе стала пищевая отрасль.

Текстильная промышленность

Для Великобритании текстильная промышленность является традиционной. На начальном этапе развития промышленности данная отрасль оказала большое влияние на становление экономики страны и образование машинного производства. В ней задействовано 690 тыс. человек, основную часть составляют женщины. Центр изготовления шерстяных тканей – Западный Йоркшир. В Силсдене занимаются производством искусственного шёлка. В Ланкшире выпускают хлопчатобумажные ткани. Качество английских шерстяных тканей и изделий из них не заставит никого усомниться уже несколько столетий.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Великобритании производит большие объёмы кондитерских изделий, шоколада, какао, хлебобулочных изделий. Большая часть хлебопекарней автоматизировано. Доход от экспорта бисквитов более 12 мил. фунтов стерлингов. 30% шоколада на мировой рынок поставляет Великобритания. В стране занимаются приготовлением фруктовых джемов, начинок для пирогов. Изготавливают ветчину и бекон. На экспорт идут свежемороженые фрукты и овощи, джин, эль и Шотландский виски.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Великобритании относится к быстроразвивающимся отраслям. Центрами являются Бирмингем, Мидлсбро. Примерно треть продукции основной химии составляют окислы металлов и неметаллов, серная кислота. Около 30% продуктов органической химии – это этилен, синтетический каучук, пластмассы, моющие средства, растворители. Гигантский транснациональный концерн ИКИ контролирует 90% продукции основной химии.
Средние и малые предприятия производят основную часть парфюмерной продукции, красителей, пластмасс.

Производство неорганической химии сосредоточено в местах связанных с текстильной промышленностью и ресурсами соли.

Центр нефтехимической отрасли – Хамберсайд

.
Фармацевтическая отрасль достигла высокого уровня развития.
Центры химической промышленности находятся на Юго-востоке Англии, Ланкшире, Чешире.

Энергетика

Важной особенность экономики Великобритании является то, что потребности в электроэнергии обеспечиваются полностью. Тепловые электростанции производят 86% электроэнергии, атомные – 12%, гидроэлектростанции выдают 2%. Большая часть ТЭС функционируют на угле, замечена тенденция перехода на нефть. Самые крупные ТЭС расположены на р. Трент.