В результате чего возникает дефицит бюджета. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения

В экономике бюджетный дефицит наступает в тот момент, когда размер доходов становится меньше размера расходов. Обратной ситуацией является профицит.

Дефицит, профицит и баланс

Если государство допускает бюджетный дефицит, то в экономике может наступить кризис. Идеальной является ситуация, когда доходы и расходы равны. Таким образом, достигается бюджетный баланс. Каждое государство делает все возможное, чтобы приблизиться к нему.

Доходами могут стать не только налоговые поступления, но и заимствования (например, кредиты и т. д.). Проблема в том, что если баланса добиться не удается, то такой бюджет вообще нельзя исполнить и распределить. Но дефицит - это только одна из возможных проблем, с которой может столкнуться государство. В случае профицита, когда доходная часть превышает расходную, также могут иметь место отрицательные последствия. Его результатом становится сниженная эффективность использования средств из бюджета страны. Что приводит к нарушениям в экономике. Поэтому единственным способом разрешить бюджетный дефицит является достижение баланса в бюджете.

Баланс нужен в первую очередь для нормальной работы различных государственных учреждений – органов управления, территориальных и административных образований. Бюджетный дефицит приводит к тому, что рано или поздно средства заканчиваются, и приостанавливается финансирование бюджетных учреждений – школ, больниц и т. д.

Отсутствие денег в казне чревато срывами муниципальных и государственных заказов, возникновением неплатежей персоналу, работающему в хозяйственных учреждениях. Теоретически идеальным вариантом для страны был бы полностью сбалансированный бюджет. Однако реальная экономика такова, что добиться этого порой крайне нелегко. В таком случае государство прибегает к использованию различных источников финансирования.

Внутреннее финансирование

Существует большая группа внутренних источников, откуда можно брать деньги на финансирование дырок в планировании на следующий год. Какими бы ни были причины бюджетного дефицита, министерство финансов может выручить средства от ценных бумаг, которые принадлежат государству. Также прибегают к получению бюджетных кредитов. Деньги тратятся на покрытие расходов. Когда ситуация стабилизируется, занятые средства возвращаются.

Если государство закладывало свои средства в капитал, то оно может продать часть своих акций какого-нибудь крупного предприятия. В случае самых сильных бюджетных потрясений страна распродает свой запас драгоценных камней и металлов (золото, серебро, платина). Эти резервные средства хранятся отдельно, к ним прибегают в самом крайнем случае.

Денежное финансирование

Кроме того, федеральный бюджет можно пополнить за счет внешних источников финансирования. Такими могут стать средства, поступившие в казну от продажи государственных ценных бумаг. Для большей выгоды их переводят в удобную иностранную валюту.

Выше уже упоминалось о кредитах. В случае внутреннего финансирования они берутся в отечественном центральном банке. Однако кредиты могут выдаваться и международными фондами. И тогда речь идет уже о внешнем финансировании. Например, так обстояло дело в России в 90-е годы.

Получение кредитов - это признак денежного финансирования. Государство получает дополнительные средства, которые выпускаются в обращение. Для такого явления есть специальный термин. Это эмиссия, которая используется только в крайнем случае. Включить денежный станок означает увеличить инфляцию в стране. Новые средства покрывают ту дыру бюджета, которая не обеспечена производством реальных товаров и услуг. Увеличение массы национальной валюты на рынке обесценивает ее.

Такие источники финансирования бюджета приводят не только к инфляции, но и психологическому «эффекту Танзи». Это явление представляет собой массовое нежелание граждан платить налоги. Люди оттягивают расчет для того, чтобы дождаться момента, когда деньги обесценятся еще больше (чтобы обязательства перед государством не так сильно ударили по кошельку). Все эти взаимосвязанные события, причиной которых является дефицит бюджетных средств, еще больше расшатывают хрупкую экономическую стабильность страны.

Если инфляция выходит из под контроля, то она перерастает в гиперинфляцию. Подобное происходило в Веймарской республике в Германии после поражения в Первой мировой войне, когда предприятия страны были разрушены, а правительству, кроме всего прочего, приходилось выплачивать огромные контрибуции державам Антанты. Тогда последствия бюджетного дефицита выразились в деградации всей денежной системы. Сбережения населения обесценились, что привело к массовому обнищанию, усугубленному безработицей даже в крупных городах.

Долговое финансирование

Но, помимо денежного, есть еще и долговое финансирование. Оно осуществляется государством с помощью выпуска собственных доходных обязательств. Эти ценные бумаги появляются на внутреннем фондовом рынке. По сути, государство занимает деньги в частном секторе и расплачивается уже после того, как бюджетный дефицит и профицит остаются в прошлом.

Долговое финансирование не так болезненно для экономики, как денежное. Однако и у него есть свои недостатки. Если участники рынка несут свои средства государству, то, следовательно, они перестают вкладывать в реальный сектор экономики. Это приводит к снижению уровня активности и замедлению роста благосостояния страны.

Причины дефицита

Из-за чего федеральный бюджет может не выдержать нагрузки? Дефицит возникает по разным причинам, но чаще всего он вызывается перестройкой всей государственной экономической политики. Например, подобная ситуация наблюдалась, когда Россия перестраивалась на рыночную экономику, отказываясь от пятилетних планов. Возникновение частной собственности и разорение бюджетных предприятий привело к уменьшению доходов и росту расходов. Кроме того, закон о бюджете в то время каждый год принимался с огромными усилиями. В парламенте существовала сильная оппозиция в лице коммунистов и некоторых других партий, блокировавших предложения правительства по поводу распределения средств.

Дефицит неизбежен в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, будь то войны, стихийные бедствия, общественные беспорядки и т. д. Кровопролитие и нарушение привычного хода мирной жизни не дают людям работать и получать прибыль, как в государственном, так и в частном секторе. На случай природных катаклизмов в бюджете любого развитого государства всегда есть специальный фонд, однако если масштабы произошедшего слишком велики, то и рассчитанных средств может не хватить на исправление последствий трагедии. В таком случае деньги приходится брать из остальных статей расходов (например, на образование), что не может не ударить по финансированию других важных сфер, где государство должно следить за исполнением своих обязательств перед обществом.

Коррупция и налоговая политика

Экономическая система может быть выстроена неправильно из-за популизма политиков. Например, если после выборов к власти приходит партия, обещавшая увеличить пенсии и т. д., то ей придется перестраивать бюджет. При этом почти во всех таких случаях увеличение финансирования одной статьи приводит к недостатку средств в другой. Любой закон о бюджете не будет работать, если государство не может избавиться от коррупции внутри своих ведомств.

Нерадивые чиновники, перераспределяющие средства налогоплательщиков в своих интересах подрывают экономику страны. И дело здесь вовсе не в так называемой бытовой коррупции, когда госслужащий берет деньги непосредственно у граждан (например, за поступление в вуз). Как правило, самые крупные хищения происходят с помощью тендеров на государственные заказы (строительство, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Из-за подобной коррупции правительству приходится тратить больше средств на выполнение своих социальных обязательств. Все статьи бюджета взаимосвязаны, поэтому если сегодня где-то не досчитаются денег, то завтра это ударит уже по финансированию в совсем другом секторе.

Наконец, последняя причина дефицита - это неэффективная налоговая политика. Увеличение поборов с бизнесменов в частном секторе может привести к появлению теневого сектора экономики. Низкое благосостояние общества также является причиной роста криминала, который бьет по налогообложению, а в итоге уменьшает размер доходов государства. Все это может вылиться в разные негативные явления, среди которых самым явным и заметным является инфляция. Бюджетный дефицит в таком случае бьет по всем секторам экономики.

Классификации бюджетного дефицита

Бюджетные дефициты в каждом отдельном случае отличаются друг от друга. Это сложное многоплановое явление. Существует несколько классификаций таких экономических «проседаний».

Дефицит может быть действительным или случайным. Иногда неправильное распределение средств может привести к недостатку денег в бюджете. Это и есть случайный дефицит. От него можно быстро избавиться. Случайные, или кассовые, дефициты наиболее характерны для региональных бюджетов, сильно зависящих от центра. Если у регионов нет экономической независимости от столицы, то средства сначала идут в правительство, а после этого уже там распределяются по всей стране. Если же провинции оставляют себе часть доходов от налогов и сами решают, на что их тратить, то вероятность случайного дефицита снижается в разы. В том числе и поэтому во всех демократических странах избиратели стараются добиться независимости муниципальной власти от федеральной.

Действительный дефицит имеет более сложную природу. Он возникает из-за глубоких противоречий в экономике. Такое отсутствие баланса «залатать» гораздо сложнее, чем в вышеописанном случае. Например, действительный дефицит может возникнуть в случае неправильного распределения доходов, когда правительство тратит слишком много денег на оборону и армию, но не хочет вкладывать средства в реальный сектор экономики, который мог бы со временем принести прибыль.

Когда министерство финансов определяет состав доходов и расходов на следующий год, действительный дефицит закладывается в плане как предельно допустимая величина. Далее наступает период исполнения бюджета. Если правительство рассчитало доступные средства правильно, то действительного дефицита не произойдет. Конечно, могут возникнуть различные чрезвычайные обстоятельства, которые потребуют дополнительного денежного вливания. Но в таком случае речь идет уже о проверке устойчивости финансовой системы страны.

Например, в России в 2000 годы был создан и регулярно пополнялся фонд национального благосостояния. Средства из этого «кошелька» тратятся только в крайнем случае, когда необходимо финансирование бюджетного дефицита.

Другие виды

Согласно другой классификации, бюджетный дефицит разделяется на временный и хронический. Последний из них может повторяться из года в год по фундаментальным экономическим причинам. Хронический дефицит, как правило, является последствием длительного кризиса. Например, он может быть связан с обвалом банковской системы.

Временный дефицит возникает в случае небольших колебаний конъюнктуры – падения цен на экспортные товары и т. д. Подобные кризисы преодолеваются за счет резервов. Но даже они при неумелом экономическом управлении могут перерасти в нечто серьезное и хроническое.

Есть и другие виды бюджетного дефицита. Например, такой, который появляется в том случае, если много средств тратится на погашение государственного долга. Тогда бюджетный дефицит считается вторичным. Первичный же возникает по причине превышения расходов над доходами.

Управление бюджетным дефицитом иногда заранее закладывается в статьи бюджета на следующий финансовый год. Подобные ситуации возникают в случае если правительство не видит путей выхода из кризиса и готово взять на себя ответственность за будущую недостачу денег. Такой бюджетный дефицит называется плановым. Если государство заранее объявляет о предстоящем недостатке доходов, то оно, таким образом, смягчает удар по сравнению с тем, если бы кризис наступил неожиданно для всей страны.

Государственный долг

Когда правительство неустанно продолжает брать кредиты, оно само становится крупным заемщиком на рынке. Государственным долгом называется совокупность денег, занятых государством у физических и юридических лиц, международных организаций и т. д. Если бюджет принимается с дефицитом, то, соответственно, растут и траты на выполнение собственных обязательств правительства.

При этом само наличие государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Он есть у всех стран. У США долг даже больше, чем у России. Однако это вовсе не означает, что американская экономика в кризисе, а в бюджете этой страны есть огромные дырки. Критичность государственного долга зависит только от того, насколько эффективно с ним расплачиваются. Американское правительство регулярно выполняет свои обязательства перед кредиторами. Поэтому его долг находится на постоянной высокой отметке, так как государству дают деньги с уверенностью, что оно расплатится.

В 90-е годы России приходилось жить с постоянным бюджетным дефицитом. Правительство увеличивало размер государственного долга для покрытия недостатка собственных средств. Эти обязательства закреплялись соглашениями, договорами и ценными бумагами. Часто государство прибегало к пролонгации (продлению) собственного долга для того, чтобы отложить оплату и вновь заняться дефицитным бюджетом.

Последствия бюджетного дефицита

Безусловно, бюджетный дефицит в большинстве случаев рассматривается как негативное явление. В первую очередь это связано с практически неминуемой инфляцией. Однако опыт разных стран показывает, что в некоторых случаях бюджетный дефицит, наоборот, даже полезен для будущего благосостояния.

Например, если в обществе прослеживается экономический спад, то правительство может увеличить государственные закупки. Таким образом, оно порождает бюджетный дефицит. Но с появлением закупок создается и новый рынок, который, в свою очередь, порождает рабочие места и ведет к снижению безработицы. В таком случае появление дефицита только стимулирует частную предпринимательскую активность. Люди, видя перед собой новые возможности, с охотой создают компании в пустующих нишах, где появляется государственный спрос.

Все это выливается в экономический рост. Конечно, этот процесс долгосрочен. От государственных закупок и бюджетного дефицита не следует ждать быстрого избавления от экономического кризиса и безработицы. Но в длительной перспективе этот метод повышает реальный валовой внутренний продукт.

Поэтому правительство в некоторых случаях может принять дефицитный бюджет для того, чтобы в дальнейшем преодолеть уже возникший экономический кризис. Такой метод крайне болезнен для госслужащих, у которых может снизиться зарплата, но иногда подобные меры являются единственным выходом из бездны инфляции и безработицы.

В большинстве современных стран бюджеты заранее принимаются дефицитными. В некоторых государствах это связано с нестабильной экономической обстановкой. Другие правительства могут прибегнуть к бюджетному дефициту для того, чтобы избежать циклических кризисов, вызванных регулярным повышением налогов, которое необходимо для балансировки расходов и доходов.

Бюджетный дефицит (Government budget deficit ) – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами за определенный период.

При определенном уровне чистого национального продукта бюджет будет сбалансирован. При меньшей величине продукта будет иметь место бюджетный дефицит, то есть превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период. При превышении государственных доходов над расходами появляется бюджетный излишек или профицит.

Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется несколькими факторами:

  1. При оценке дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне не учитывается характер местных бюджетов, которые в свою очередь могут иметь излишки. В ряде случаев местные органы власти преднамеренно занижают налогооблагаемую базу, сокращая налоговые отчисления в федеральный бюджет. В итоге происходит завышение бюджетного дефицита.
  2. Наряду с официальным дефицитом госбюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью Центрального банка, а также коммерческих банков и государственных предприятий: осуществление финансирования госпредприятиями избыточной занятости населения и выплата заработной платы на уровне выше рыночных благодаря банковским ссудам либо путем накопления взаимной задолженности друг перед другом; финансирование Центральным банком убытков от таких мероприятий, как стабилизация обменного курса национальной валюты, выдача беспроцентных, льготных кредитов правительству (на закупку сельскохозяйственной продукции), рефинансирование ЦБ промышленных, сельскохозяйственных, а также жилищных программ по льготным ставкам.

Скрытый бюджетный дефицит занижает величину фактического, что нередко делается целенаправленно (перед выборами), а также в условиях "жесткого" курса правительства страны на ежегодный сбалансированный бюджет.

Также, в экономической теории принято различать структурный, циклический и фактический дефициты государственного бюджета. Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета при объеме выпуска равным потенциальному. Наличие данного дефицита свидетельствует либо о заниженной общей налоговой ставки, либо о завышенных расходах государства. В свою очередь, циклический дефицит проявляется в ситуации, когда происходит циклический спад экономики, т.е. объем выпуска меньше потенциального уровня, и устраняется при циклическом подъеме. Данный вид дефицита есть разность между структурным и фактическим дефицитом.

Для финансирования (покрытия) бюджетного дефицита могут использоваться следующие источники:

  • доходы от выпуска государственных ценных бумаг, а также операций с ними;
  • кредитно-денежная эмиссия (т.е. монетизация бюджетного дефицита);
  • доходы от приватизации государственного имущества и т.д.;
  • кредиты международных финансовых организаций, иностранных правительств, банков и фирм;
  • увеличение налоговой ставки.

Монетизация дефицита приводит к инфляции , в результате этого налогоплательщики вносят налоговые платежи обесценившимися деньгами и стараются отодвинуть сроки уплаты налогов, что еще больше увеличивает бюджетный дефицит. Данная зависимость известна как эффект Оливера-Танзи. Финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг приводит к эффекту вытеснения: происходит отвлечение финансовых ресурсов из реального сектора экономики, что увеличивает банковскую

Сбалансированность бюджета

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств . Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности .
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса .
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны , массовые беспорядки , крупные катастрофы , стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики , вызывающая увеличение теневого сектора экономики .

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959-1975 годах в США , когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме . Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу , ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица , увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена , который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура , фундаментальная наука , образование или здравоохранение , то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов . Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. - М .: Эксмо, 2005. - 384 с. - ISBN 5-699-09576-4
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. - М .: ИКЦ «МарТ», 2006. - 176 с. - ISBN 5-241-00646-Х
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. - М .: ИНФРА-М, 1997. - 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. - Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. - 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. - М .: Дело и сервис, 2004. - 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. - М .: ЮНИТИ, 2002. - 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - М .: Перспектива, 2007. - 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Архивировано из первоисточника 19 марта 2012. Проверено 14 сентября 2011.

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

  • концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов
  • концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита
  • концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии.

Государственный долг

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику . Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений , срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов , возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве . Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета ( ).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма - Рудмана - Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.