Сущность, типы и функции институтов. Экономические институты

to institute (англ) — устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Определения институтов можно также найти в работах по политической и социальной . Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

В впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

  • привычные способы реагирования на стимулы;
  • структура производственного или экономического механизма;
  • принятая в настоящее время система общественной жизни.

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма — Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:

Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

«Институты — основа экономического поведения»

Основоположником институционального направления считается Торстейн Веблен (1857-1929), автор «Теории праздного класса» (1899).

Главный тезис работы Веблена: «Институты — основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита).

Веблен считает неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе.

У Веблена — две основные идеи. Экономика постоянно развивается, эволюционирует. Экономические изменения происходят под влиянием институтов, которые также постоянно меняются. Но нередко институциональные изменения отстают, и институты тормозят развитие. Чтобы отладить институты, странам Запада потребовалось 400-300 лег. Это очень сложный, противоречивый процесс. Отсюда вывод: изменяется не сам рыночный механизм, а институты, институциональная среда, обычаи, законы; у каждой страны свои специфичные институты; экономисты должны изучать не идеальные схемы, а реальные нормы, традиции, структуры.

Критикуя классиков, Веблен заявлял: человек не должен трактоваться как подобие механического шарика или счетной машины, своего рода «калькулятор удовольствий и тягот». Он руководствуется не только мотивом прибыли и не строго арифметическим расчетом, соизмеряя величину издержек с размерами выгоды.

Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Его экономические интересы представляют сложную и противоречивую систему, поэтому следует полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

Институты — привычные способы осуществления процесса общественной жизни. В основе принятого образа жизни лежит система взглядов, которых придерживаются социальные группы. Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны постоянно изменяться.

Экономические институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и,нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические институты - это механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями. Они включают в себя:

  • · систему социальных регуляторов взаимодействия между людьми (правила и нормы поведения);
  • · организации или структуры управления, определяющие способ кооперации или конкуренции хозяйственных единиц.

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, например фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом (р. 1910). Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

В современных западных обществах уже сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получили возможность быстро расти и развиваться.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми -- сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакционные издержки путем создания и прояснения прав собственности.

Эффективность способов координации необходимо рассматривать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек.

Понятие «институт» употребляется в настоящее время как минимум в двух значениях:
. как название образовательных и научных учреждений (их структурных подразделений);
* для обозначения совокупности норм права, других правил и стандартизированных моделей поведения по какому-либо определенному социально значимому кругу общественных отношений.
Второй аспект и будет предметом дальнейшего рассмотрения применительно к сфере экономики.

Понятие экономического института

Экономический институт представляет собой относительно обособленную, устойчивую, экономически значимую, специфическую по содержанию подсистему (область, круг) экономических отношений, осуществляемых в рамках установленных правил и стандартизированных моделей поведения их субъектов (экономических агентов).
Экономические институты могут быть классифицированы по различным признакам на различных уровнях. В экономической науке появляется много специальных исследований, посвященных данному вопросу. Поэтому далее пойдет речь о некоторых экономических институтах, являющихся ключевыми в экономической системе.
Рынок . В рыночной экономике наиболее емким и широким по содержанию экономическим институтом является рынок, давший название указанной системе хозяйства. В самом общем виде — это исторически обусловленная развитием экономических сил общества форма взаимосвязи производителей и потребителей благ, пришедшая на смену традиционной экономике — натуральному хозяйству, где продукты производились преимущественно для своего собственного потребления, а обмен носил случайный характер и не опосредовался деньгами (продуктообмен, бартер).
В отличие от натурального, рыночное хозяйство предполагает производство продукта (блага, услуги) специально для продажи, т.е. для обмена с помощью денег, в качестве которых выступает один из товаров, выполняя роль всеобщего эквивалента. В силу своих специфических свойств таким товаром стало золото. В настоящее время эту роль исполняют бумажные (электронные) деньги и другие ценные бумаги.
Рынок определяют еще и как совокупность товарно-денежных отношений и институтов, обеспечивающих их функционирование.
К числу экономических институтов первого порядка в рыночной экономике относятся: товар, деньги, собственность, экономические агенты.
Товар . Продукт человеческого труда (благо, услуга), предназначенный для обмена путем купли-продажи на рынке, является товаром. Иначе говоря, товар — это только те блага и услуги, которые произведены не для своего собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других экономических субъектов (как физических, так и юридических лиц). Это предназначение придает продукту труда новые качества, не свойственные ему в условиях натурального хозяйства, когда он потреблялся самим производителем и не требовал обмена. Такими качествами (свойствами) товара являются:
. общественная потребительная стоимость, т.е. его полезность не для себя, а для других, способность блага или услуги удовлетворять потребности физических и юридических лиц, не являющихся их производителями;
. меновая стоимость (ценность), т.е. его способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции. В основе пропорции всегда лежат затраты труда (стоимость товара), измеряемые величиной издержек производства и обмена, а их реальное значение определяется предельной полезностью (ценностью) блага или услуги для покупателя.
Деньги . Деньги — это один из товаров, выступающий в роли всеобщего эквивалента и выполняющий в процессе обмена следующие функции:
. мера стоимости — измерителя ценности (стоимости) всех других товаров;
. средство обращения — посредника при обмене товаров в форме купли-продажи;
. средство платежа (когда оплата блага или услуги осуществляется не в момент их получения, а позднее, например: коммунальные услуги, потребительский кредит и др.);
. средство накопления (при капитализации прибыли и формировании фондов развития производства в денежной форме);
. средство сбережения и образования сокровищ (когда накопление денег не преследует цели вложения их в предпринимательскую деятельность).
В разное время у разных народов роль денег выполняли различные товары. В развитой рыночной экономике она закрепилась за золотом. Этому способствовали такие его качества, как неподверженность естественной порче, легкая делимость, большая стоимость в малых объемах и некоторые другие.
Для удешевления обслуживания и упрощения денежного обращения в оборот вводились постепенно бумажные деньги. Они обеспечивались золотом, обменивались на него в случае необходимости и в качестве его представителя выполняли указанные выше функции. Не обладая сколько-нибудь существенной собственной стоимостью, бумажные (электронные) деньги не могут быть мерой стоимости и сокровищем. Поэтому сейчас, когда произошла демонетизация бумажных денег (прекращение их обмена на золото по требованию владельца) и они утратили всякую связь с действительными деньгами (золотом), формируется новый механизм измерения стоимости и определения меновой ценности товаров, который экономической теории еще предстоит изучить.
Собственность. Как экономический институт собственность имеет свое экономическое содержание, не сводимое к праву собственности, и представляет собой совокупность отношений присвоения факторов и результатов производства экономическими агентами.
Присвоение подразделяется на внеэкономическое и экономическое.
Внеэкономическое присвоение как законное (дарение, наследование и т.д.), так и незаконное (кража, грабеж, разбой) не образует экономического содержания собственности. В качестве такового выступает экономическое присвоение.
Первичной, определяющей, а до появления рынка и единственной формой экономического присвоения является производство. По сути, это две стороны одной «медали» — процесса «обмена веществ» между обществом и природой. Общество с помощью экономических сил воздействует на природу (производство) и отторгает ее часть в преобразованном для потребления виде (присвоение). Основанием присвоения, т.е. принадлежности произведенного продукта тому или иному конкретному лицу, является труд, вклад в создание этого продукта.
В условиях рыночного хозяйства появляется еще две экономические формы присвоения: распределение и обмен. В качестве таковых они выступают постольку, поскольку являются фазами процесса общественного воспроизводства, а их субъекты — собственниками факторов производства.
Как общественное экономическое отношение собственность имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны отношения.
Субъекты собственности — это всегда люди, стоящие на разных полюсах отношения (присвоение — отчуждение) и образующие две его стороны. Ими могут быть как отдельные индивиды, так и их общности, как физические, так и юридические лица (граждане, домохозяйства, фирмы, государство и т.д.).
Объекты собственности — это исключительно продукты труда, результаты производства. Естественные факторы, не преобразованные трудом, следовательно, таковыми не являются. Поэтому, например, понятие «собственность на землю» является иррациональным выражением, не имеющим своего собственного экономического содержания.
Речь в данном случае идет о юридическом титуле земли, о правилах ее экономического оборота, установленных государством, т.е. о праве собственности. Причем последнее во многом ограничено государством и по сути своей правом собственности, трактуемом еще в Римском праве как возможность определять судьбу вещи, не является, а представляет собой лишь некоторое его подобие.
Субъективная сторона отношений собственности (присвоения) — это определяемые экономическими интересами субъекта цель и мотивы его поведения. Под интересами понимаются осознанные потребности. Субъект как бы адаптирует последние к своим возможностям, обусловленным его социально-экономическим положением, и уже исходя из этого ставит перед собой конкретные цели и задачи.
Экономический интерес — объективная категория, во-первых, в силу объективности его природы, каковой является потребность, во-вторых, в силу объективности социально-экономического положения субъекта в обществе.
Объективная сторона отношений собственности (присвоения) — это само присвоение, т.е. осуществляемое в определенной общественной форме производство в единстве двух его сторон: организационно-экономической и социально-экономической.
С организационно-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и соединения личного и вещественного факторов. В условиях рынка это частное присвоение последних и их соединение с рабочей силой посредством купли собственником средств производства у наемного работника — собственника своей рабочей силы.
С социально-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и распределения результатов труда, полученных в этом процессе. В условиях рынка созданный продукт является собственностью владельца вещественных факторов, а наемный работник получает в форме заработной платы только долю, равную стоимости его рабочей силы.
Ранее речь шла о собственности как экономической категории, рассматривалось ее экономическое содержание. Но она выступает еще и как юридическая категория, обладающая соответствующим юридическим содержанием. Его составляет право собственности.
Право собственности представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он может отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В современной экономической теории выделяется более десятка правомочий, образующих так называемый «пучок прав». В его рамках различают права хозяйствования, связанные с использованием полезных свойств вещи, и права собственности в узком смысле слова (распоряжение), связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим субъектам.
Углубление спецификации полномочий собственности обусловлено необходимостью адекватного получаемой выгоде распределения бремени трансакционных издержек между экономическими агентами и их оптимизации.
Трансакционные (операционные) издержки — это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Данная категория была введена в экономическую теорию в 30-е гг. XX в. Р. Коузом, впоследствии ставшим лауреатом Нобелевской премии. Обычно выделяют следующие виды трансакционных издержек:
. поиск информации;
. ведение переговоров и заключение контрактов;
. спецификация и защита прав собственности;
. оппортунистическое поведение;
. издержки измерения.
Следует заметить, что при необходимости группировка транс-акционных издержек может быть проведена по иным основаниям, а их перечень продолжен.
Рассматривая собственность как юридическую категорию, нельзя не сказать о формах, являющихся ее важной характеристикой. К числу основных (системообразующих) форм собственности российским законодательством отнесены:
. частная собственность — имущество физических и юридических лиц;
. государственная собственность — имущество, принадлежащее Российской Федерации в целом (федеральная собственность) и ее субъектам (собственность субъектов Российской Федерации);
. муниципальная собственность — имущество, принадлежащее муниципальным образованиям (городам, сельским поселениям и др.).
Производными от права собственности и ограниченными по объему в разной мере являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
На праве хозяйственного ведения, имеющего относительно широкие полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия.
На праве оперативного управления, существенно ограничивающего полномочия владения, пользования и особенно распоряжения имуществом, действуют казенные предприятия, а также учреждения. Отношения собственности образуют ядро любой экономической системы и определяют ее социально-экономическую сущность.
Экономические агенты . Субъекты экономических отношений, представленные как физическими, так и юридическими лицами, преследующими свой экономический интерес и принимающими соответствующие решения — это экономические агенты. Основными из них являются: домашние хозяйства, фирмы (предприятия), государство (правительство).
Домашнее хозяйство (домохозяйство) — семья как экономический субъект, самостоятельно принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования и источниках дохода на их приобретение. Эти блага полностью или частично могут производиться непосредственно в домохозяйстве, либо покупаться на рынке. В последнем случае, преобладающем в современных условиях, основным семейным источником средств на приобретение благ (услуг) служит продажа членами семьи своей рабочей силы (способности к труду) собственникам вещественных факторов производства.
Фирма (предприятие) — экономический агент, самостоятельно принимающий решения о производстве благ (услуг) на продажу с использованием собственных и приобретаемых на рынке ресурсов. Потребителями их товаров выступают домохозяйства, государства и другие фирмы. Источником функционирования является выручка. В нормальных условиях она должна покрывать все расходы фирмы (издержки) и обеспечивать получение средней прибыли. В противном случае наступает банкротство. В России основная часть фирм (организаций) представлена хозяйственными товариществами и обществами. Они имеют различные организационно-правовые формы:
. полное товарищество — объединение индивидуальных или (и) коллективных предпринимателей, участники которого (полные товарищи) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;
. товарищество на вере (коммандитное товарищество) — объединение двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей — вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия;
. общество с ограниченной ответственностью (ООО) — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров;
. общество с дополнительной ответственностью — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, заранее разделенный на доли;
. акционерное общество — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами (акциями).
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Законом предусмотрено два типа акционерных обществ (ГК РФ, ст. 66.3):
а) публичным акционерным обществом является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. В фирменном наименовании публичного акционерного общества обязательно должно быть указано, что такое общество является публичным;
б) непубличным акционерным обществом признается акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги публично не размещаются (путем открытой подписки) и не обращаются.
. дочернее хозяйственное общество признается таковым, если другая (основная) коммерческая организация в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять принимаемые им решения;
. зависимое хозяйственное общество является таковым, если другая (преобладающая, участвующая) коммерческая организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ООО.
Наряду с хозяйственными товариществами и обществами к числу основных экономических агентов относятся также производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Унитарное предприятие — это создаваемая исключительно государством или органами местного самоуправления коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, а владеющая им на праве хозяйственного ведения или, если это казенное предприятие, создаваемое только по решению Правительства России на базе федеральной собственности, на праве оперативного управления.
Наряду с коммерческими в качестве экономических агентов выступают также некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Не имея коммерческой направленности, они тем не менее являются участниками экономического оборота, без чего невозможно осуществление их уставной деятельности.
Государство (правительство) как экономический агент — субъект экономических отношений, принимающий решения и осуществляющий производство некоторых видов социально значимых, но зачастую экономически невыгодных благ и услуг, а также перераспределение частных доходов в целях регулирования экономики и обеспечения общественных интересов.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой доля государственных расходов в валовом национальном продукте имеет тенденцию к росту.
Государство производит не только собственно общественные блага, к числу которых относится, например, национальная безопасность, но и многие социально значимые блага, потребляемые индивидуально, такие как образование, общественный транспорт и др. Обусловлено это не только ролью государства, но и так называемыми внешними эффектами. Внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и возникающие в результате производства и потребления благ. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.
Отрицательный внешний эффект возникает, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других (загрязнение окружающей среды).
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (развитие образования).
Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то общественные блага рыночная система не будет производить, поскольку не может дать им денежной оценки. К числу общественных благ относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных и т.д.
Если оплата общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название «проблемы безбилетника», «зайца».
В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного — у частного бизнеса нет стимулов создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
«Провалы» (фиаско) рынка — это проявления неэффективности рыночного механизма, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Важным направлением деятельности государства в качестве экономического агента является также перераспределение доходов. Оно осуществляется преимущественно с помощью налогов и трансфертов.
Налоги — это определенная доля доходов других экономических агентов, принудительно и безвозмездно изымаемая у них государством для выполнения им своих функций. Часть налогов государство расходует на содержание государственных органов и организаций, производящих общественные блага. В этой части налоги представляют собой некий аналог «факторного дохода», т.е. не перераспределительного, а первичного.
Другая часть собранных налогов (трансферты) безвозмездно передается для использования частным лицам. Их основное назначение — инвестиции в здравоохранение и образование подрастающего поколения и содержание нетрудоспособных членов общества. В ряде случаев трансферты служат компенсацией за ненадлежащее выполнение государством своих функций. К ним относятся, например, пособия беженцам, вынужденным переселенцам, пособия по безработице.
Инструментами перераспределения являются также субвенции — денежные средства, направляемые из центра в регионы, и субсидии — финансовые ресурсы, безвозмездно передаваемые государством агентам-производителям.
Следует отметить, что при всех положительных моментах усиление роли государства как экономического агента в условиях рынка не может быть беспредельным, и совсем недопустимо прямое администрирование.

Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Приватизация

Экономические институты и трансакционные издержки

Организационно-правовые формы предприятий (фирм). Их преимущества и недостатки.

Приватизация

Экономические институты и собственность

В рыночной экономике

Рынок – конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами, при которой цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. При этом происходит отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, фактически рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Таким образом, для нормального функционирования рыночной экономики необходимы условия, рамки, в пределах которых бы взаимодействовали экономические субъекты. Этими рамками являются экономические институты, а разновидностью экономических институтов является право собственности.

Экономические институты

Понятие «экономические институты » введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Торстейн Бунде Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Кеннет Гэлбрейт, Ян Тинберген и др.

Экономические институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для эк. агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защитой.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения).

институты – набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества .

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты – это правила, придуманные людьми, а неформальные – общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла (например, конституции) или просто складываться в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект в других.

Общественные институты , исполняющие идеологические или духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, например нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителей коммунизма.

Институциональные ограничения включают, как запреты индивидам совершать определенные действия, так и иногда указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Поэтому институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

Кратко о сущности экономической системы и ее структуре

Развитие экономической науки привело исследователей к пониманию экономики, как своеобразной системы. Она имеет свою структуру и закономерности развития, механизмы регулирования и управления. Исследователи дают несколько вариантов определения категории «экономическая система».

Определение 1

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между субъектами хозяйствования по поводу использования в процессе производства экономических благ различных ресурсов на основе отношений собственности и правовых норм, включая отношения управления и распределения.

Любая экономическая система состоит из следующих компонентов:

  • субъектов хозяйствования;
  • объектов экономики;
  • базовых экономических отношений.

В категорию субъектов входят домохозяйства, предприятия и государства. Под объектами подразумеваются экономические ресурсы, материальные блага и потребности. Базовыми отношениями являются отношения собственности, управления и распределения. Исходя из этого, определение экономической системы можно перефразировать так:

Определение 2

«Экономической системой называется совокупность отношений между домохозяйствами, предприятиями и государством в процессе использования экономических ресурсов, для производства материальных благ с целью удовлетворения потребностей, которые строятся на основе отношений собственности, управления и распределения».

Понятие «экономический институт»

Термин «институт» латинского происхождения. Он имеет несколько значений. Как правило, он обозначает какое-либо специализированное учебноезаведение. Но иногда его используют для обозначения группы норм определенной отрасли права, регулирующей определенную группу общественных отношений или совокупности органов государственной власти (парламент, правительство - «институт власти»).

Определение 3

В широком смысле институт – это совокупность учреждений, норм, набор моральных ценностей и культурных образов, устоявшихся норм поведения, экономической и политической жизни.

Они предполагают существование как формальных (оформленных законодательно), так и неформальных (традиции, обычаи) правил поведения. История их формирования связана с необходимостью упорядочения и регулирования отношений между людьми и организациями (экономическими и политическими образованиями).

Институтами называют набор правил, придающих обществу определенную структуру, и знание которых обязательно для всех членов данного общества.

Определение 4

Экономическими институтами называются все институты, организации. законы и правила, убеждения и принципы, традиции и обычаи, которые прямо или косвенно влияют на экономические процессы. поведение участников экономической деятельности и ее результаты.

Разновидности экономических институтов

Специалисты выделяют формальные и неформальные институты.

К категории формальных институтов относят совокупность нормативов и правил, а также органов и организаций, созданных властью. Целью их создания является защита интересов тех людей или слоев общества, которые контролируют производство и распределение благ в данной экономической системе.

Неформальные институты возникают стихийно. Они являются отражением духовных потребностей и традиций общества и национального менталитета. В отличии от формальных институтов они менее мобильны, более консервативны.

Формы собственности и их значение

Важнейшим институтом в любой экономической системе является институт собственности. Формы собственности на средства производства определяют характер отношений в производстве продукции. ее распределении, реализации и распределении прибыли.

На протяжении истории развития человеческого общества возникло несколько форм собственности:

  • общественная (общинная);
  • частная;
  • государственная.

Общественная форма собственности характерна для традиционной экономической системы. Она проявлялась на ранних этапах развития общественного строя (общее владение племенем или общиной земель, охотничьих и рыбных угодий, пастбищ) и сохранилась до наших дней.

Частная собственность на средства производства появилась с возникновением классового общества. Наибольшее развитие она получила в эпоху капитализма. Частная собственность обусловила сосредоточение экономических ресурсов (богатств) и распределение благ в руках небольшого количества членов общества.

Государственная форма собственности предполагает участие государства в вопросах регулирования экономики и распределения благ. В условиях тоталитарных режимов происходит монополизация собственности в руках государства. Но в условиях смешанной экономической системы управление и распределение регулируется как государством, так и экономическими законами рынка.