Субъекты налоговой тайны. Какие сведения относятся к налоговой тайне. Последствия разглашения налоговой тайны

Заключение эксперта появляется в уголовном деле в результате производства судебной экспертизы и представляет собой изложенное в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами (ч. 1 ст. 80 УПК РФ).

Процесс судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве регламентируется статьями 195 - 207, 282, 283 УПК РФ, а также отдельными статьями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 9 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности) 10 .Исключение составляют правовые познания, которыми должны в достаточной мере обладать сами следователи и судьи.

Пункт 4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» гласит: «Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний. Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место − убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается» 11 .

Следовательно, эксперт вправе решать лишь вопросы специального характера, например, причинено данное ранение собственной или посторонней рукой, явилось ли оно причиной смерти и т.п.

Судебная экспертиза нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела. Она позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел весь арсенал современных научно-технических средств и является основным каналом внедрения в судебно-следственную практику достижений научно-технической революции.

Существуют различные виды и роды судебных экспертиз. Наиболее распространенными являются различные виды криминалистической экспертизы (дактилоскопическая, баллистическая, трассологическая, почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов), судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-экономическая, судебно-автотехническая и некоторые другие.

Закон (ст. 196 УПК РФ) предусматривает ряд случаев, когда проведение судебной экспертизы является обязательным:

    если необходимо установить причины смерти, характер и степень вреда, причиненного здоровью;

    если требуется определить психическое или физическое состояние обвиняемого или подозреваемого, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

    если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания;

    если требуется установить возраст обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Заключение эксперта составляется только на основании произведенных исследований и с учетом полученных результатов.. В заключении эксперта излагаются основания проведения экспертизы, ход и результаты экспертного исследования обстоятельств, установление которых потребовало применения специальных познаний, а также описание примененных методик.

Как отмечает С.В. Щипов, характеризуя заключение эксперта как доказательство, необходимо иметь в виду, что оно:

    исходит от лица, обладающего специальными познаниями;

    является результатом исследований, проведенных экспертом;

    опирается на собранные по делу доказательства;

    получено в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом;

    как доказательство содержит фактические данные и вытекающие из них выводы 12 .

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.

Заключение по форме состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

В целом в заключении должны найти отражение все названные в ст. 204 УПК РФ требования.

Требования, сформулированные в п. 1 - 8 ч. 1 ст. 204 УПК РФ, отражаются в вводной части, п. 9 ст. 204 УПК РФ раскрывается в исследовательской части, а п. 10 ст. 204 УПК РФ - в выводах.

Во вводной части отражаются:

1) дата, время и место производства судебной экспертизы;

2) основания производства судебной экспертизы;

3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу;

4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

6) вопросы, поставленные перед экспертом;

7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;

8) данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

Исследовательская часть заключения эксперта должна содержать описание предмета и объектов экспертизы, раскрывать характер, последовательность и полноту проведенных исследований, использованные методики, анализ полученных результатов, а также выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

В обоснование выводов эксперта в исследовательской части заключения должно быть указано, основаны ли они на собственных исследованиях или на результатах исследований, проведенных другими экспертами.

Заключения экспертиз, связанных с идентификацией речи, голоса, следов пальцев рук, следов крови и других биологических объектов, должны содержать описание конкретных индивидуальных признаков, положенных в обоснование выводов эксперта

Исследовательская часть заключения должна быть изложена доходчиво: она должна быть понятной и несведущему лицу, не обладающему специальными познаниями. Если использовались новые методики, следует привести данные, позволяющие судить об их надежности.

Выводы эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы. На каждый вопрос должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований.

Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении (ч.2 ст.204 УПК РФ).

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью (ч.3 ст.204 УПК РФ).

Приложение к заключению является его составной частью. Поэтому в него должны быть включены: фотографии, сопоставительные таблицы, результаты обработки исходных данных на ЭВМ, чертежи, сводные ведомости и расчеты, схемы, графики, а также иные материалы, подтверждающие выводы эксперта. Образцы и предметы исследования, являющиеся вещественными доказательствами, упаковываются, опечатываются и передаются лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением эксперта.

Заключение дается в письменном виде и подписывается каждым экспертом, проводившим исследования. Подписи эксперта (экспертов) удостоверяются печатью соответствующего экспертного учреждения.

Перечисленные в законе требования к содержанию заключения эксперта направлены на то, чтобы обеспечить достоверность экспертных исследований и возможность их проверки и оценки следователем (судом) по правилам, установленным в ст. 75, 86, 87 и 88 УПК РФ 13 .

По уголовным и гражданским делам очень часто приходится проводить различные экспертизы. Не нужно думать, что вердикт эксперта оспорить невозможно. Если вы не согласны с его решением, вы имеете полномочия его опротестовать. О том, как обжаловать заключение эксперта, если вы не удовлетворены результатами его работы, читайте далее.

Понятие и виды экспертиз

Во-первых, стоит отметить, что экспертизы, которые могут потребоваться при рассмотрении того или другого судебного дела, бывают достаточно разнообразными. Для установления истины в определенных категориях уголовные, гражданские, арбитражные и т. д.) могут потребоваться специальные знания во всевозможных областях науки, искусства, техники и т. д. Чтобы доказать необходимые факты, судье очень часто требуется помощь тех или иных специалистов. Современные возможности довольно велики, поэтому в нашей стране ежегодно назначаются сотни типов заключений экспертиз.

Вот самые распространенные из них:

Инженерная;

Психиатрическая;

Автотехническая;

Пожарно-техническая;

Медицинская;

Лингвистическая;

Психологическая;

Графологическая;

Экспертиза фотографий;

Криминалистическая;

Звуко- и видеозаписей;

Искусствоведческая;

Бухгалтерская;

Физико-химическая;

Товароведческая;

Проблемы экспертных структур

Общественные процессы реформирования привели к тому, что, помимо государственных бюро, появилось множество «независимых» структур. С одной стороны, это положительное явление, так как таким образом можно реализовать в поисках истины. Но с другой стороны, это создает благодатную почву для недобросовестных специалистов.

Судебно-экспертные органы относятся системе Министерства юстиции. В то же время существуют и ведомственные органы при МВД, таможенной службе, службе безопасности.

Ложные экспертизы

Очень часто от выводов специалистов зависит итог судебного дела. Чтобы любым путем подтасовать результаты экспертизы, стороны часто начинают пользоваться различными ухищрениями. Но несмотря на то, что эксперта является уголовно наказуемым, некоторые специалисты все же идут на такой риск. Поэтому, если у вас есть сильные сомнения по поводу правдивости вывода, вы вполне может его обжаловать.

Может быть и такое, что эксперт пришел к определенному заключению не умышленно, а ошибочно. Увы, в нашей стране до сих пор существует практика, когда дипломы получают не за знания, а благодаря взяткам и связям. Многие думают, что подобные заключение - это бесспорное доказательство, которое оспорить нереально. Но это не так. Согласно законодательству РФ, никакое доказательство в деле не может наперед иметь установленной силы. В судебной практике существует огромное количество примеров, когда принцип независимости эксперта грубо нарушался, а факты выкладывались в пользу одного из участников судебного спора совершенно незаконно.

Алгоритм обжалования

Участник судебного процесса (либо его представитель) имеет полномочия оспорить результаты экспертизы. Как обжаловать заключение эксперта? Опротестовать результаты экспертизы необходимо через бюро (орган), который ее изначально проводил, или можно сразу же подать протест в главное бюро. На обжалование экспертизы сторонам дается месяц со дня получения ее итогов.

В инстанцию, которая проводила экспертизу, подается заявление с личной подписью участника по данному делу или его законного представителя. Сюда заносятся такие реквизиты:

Наименование той структуры, куда подается жалоба;

ФИО заявителя;

Указание мотивов того, почему конкретное заключение эксперта подлежит обжалованию.

К такому заявлению прилагаются копии документов, которые фигурируют в деле, а также непосредственно сама копия экспертизы. Если такую бумагу будет подавать представитель стороны по судебному делу, то дополнительно прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия.

Второй этап

Главный эксперт после получения заявления об обжаловании итогов экспертизы с согласия заявителя должен поручить повторный анализ другой группе специалистов из его бюро. Решение главного эксперта заявитель (или его представитель) может опротестовать. Как обжаловать заключение эксперта в таком случае? Для этого жалобу необходимо подавать уже в Федеральное бюро в течение месяца.

Федеральное бюро может делегировать полномочия на проведение экспертизы другому бюро, но только при условии, что заявитель согласится на это. Если же пересмотром решения экспертов будет непосредственно заниматься Федеральное бюро, то для проведения экспертизы ему отведен срок в 30 дней.

Третья стадия

Если участник спора не будет согласен и с заключением Федерального бюро, то в этом случае оценка заключения эксперта будет производиться уже только в суде. Для этого подается соответствующие заявление, в котором указываются:

Название судебного органа;

Данные о заявителе;

Перечень всех органов, которые были причастны к проведению экспертизы;

Указание на экспертное решение.

В такой бумаге обязательно указывается причина того, почему заключение эксперта вызывает у гражданина сомнения (то есть конкретные основания, которые могут указывать на неправдивость заключения специалиста). Подать заявление может также законный представитель заявителя. К заявлению стоит приложить копии всех произведенных экспертиз, а также решение от Федерального бюро.

Заключение эксперта в уголовном процессе

Роль эксперта при расследовании уголовных дел - одна из ключевых. При выявлении многих преступлений требуется помощь экспертов из различных областей. В УПК РФ указано, что заключение эксперта может представлять собой исследование и выводы по вопросам, которые предоставляются в письменном виде специалисту лицом, которое занимается производством уголовного дела.

Объектами исследований могут быть различные документы, предметы, трупы и их части, животные и материалы дела, по которому проводят расследование.

Судебную экспертизу могут проводить не только в ходе судебного следствия или разбирательства, но и даже еще до Так как выводы специалистов играют важнейшую роль в уголовном процессе, то ложное заключение эксперта может даже привести к тому, что за решетку сядет невиновный человек. Поэтому за такие действия специалист тоже несет уголовную ответственность.

Привлечение эксперта

Если следователь посчитает целесообразным привлечь к расследованию эксперта, то об этом выносится соответствующие постановление. Если обвиняемого и подозреваемого необходимо направить на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, то следователь ходатайствует об этом через суд. Кроме того, уже непосредственно во время подать прошение о судебной экспертизе может одна из сторон. Суд при необходимости может решить провести такую экспертизу и по собственной инициативе.

Стоит отметить, что заключение эксперта как доказательство в уголовном процессе выступает одним из важнейших аспектов. Если есть существенные сомнения в подлинности результатов, обязательно настаивайте на том, чтобы оспорить эти данные.

Если стороны были против результатов экспертизы, то они могут предъявить эксперту вопросы в письменном виде. После того как каждая сторона определится с вопросами, суд заслушивает мнение всех участников по этому поводу. Изучив вопросы от участников дела, суд имеет полномочия отклонить те из них, которые или не касаются уголовного дела, или не входят в компетенцию эксперта. Сформулировав новые вопросы, судья вновь отправляет их эксперту.

Дополнительная экспертиза

Если судья выявит какие-то противоречия между результатами экспертизы и материалами дела, то он может назначить проведение дополнительной экспертизы. Повторный вывод специалистов потребуется и в том случае, если будет выяснено, что было дано заведомо ложное заключение эксперта.

В то же время, если неясности экспертизы можно установить путем допроса специалиста, суд может сделать это на судебном заседании.

Что обязан установить следователь?

Дознаватель в случае необходимости может устанавливать через судебную экспертизу такие факты:

Причины смерти и степень вреда;

Физическое и психическое состояние обвиняемого или подозреваемого;

Состояние потерпевшего (психическое и физическое);

Возраст обвиняемого, потерпевшего, если документы, которые бы подтверждали его возраст, отсутствуют или если его возраст вызывает сомнение (в том случае, если такие данные важны для уголовного дела).

Роль эксперта в гражданских делах

Заключение тоже играет немаловажную роль. Такая категория дел не подразумевает предварительного следствия - здесь обратиться с ходатайством об экспертизе можно уже непосредственно на судебном заседании. Согласно гражданскому законодательству, экспертиза может быть первичной и повторной. Повторная обычно назначается в том случае, если выводы специалиста не сходятся с другими достоверно известными фактами по делу. Она также может быть назначена, если в ходе проведения первичной были допущенные нарушения процессуальных норм. К примеру, в том случае, если проведение экспертизы было доверено заинтересованному в деле лицу. Такое заключение и показания эксперта могут не соответствовать действительности.

Если для установления тех или иных фактов требуются знания из различных областей науки, то проводится комплексная экспертиза. Обычно такой вид исследования поручается сразу нескольким экспертам. Однако если квалификация специалиста позволяет провести полностью все исследования, то он может это сделать и сам. В гражданском процессе часто требуются самые различные экспертизы (заключение эксперта-бухгалтера, медика, инженера, товароведа и т. д.)

Если же все-таки у судьи будут сомнения по поводу объективности эксперта, он может вынести постановление о проведении коллективного исследования. В ходе такой экспертизы специалисты советуются между собой и делают общий вывод. Если один из них не согласен с мнением коллег, то он имеет право дать отдельное заключение эксперта в гражданском процессе.

Назначение экспертизы по ходатайству сторон

Участники гражданского процесса тоже вправе подать суду вопросы, которые бы они желали выяснить через экспертизу. Если судья решит отклонить какие-то из них, то он должен это мотивировать. Кроме того, стороны в гражданских делах наделены такими полномочиями:

Просить провести экспертизу в конкретном учреждении или у конкретного эксперта;

Ознакомиться с результатами экспертизы;

Заявить специалисту отвод;

Ознакомиться с постановлением суда о назначении экспертизы;

Ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Заключение

Мы разобрались в том, как обжаловать заключение эксперта в уголовном и гражданском процессе. Помните: вывод специалиста - это еще не окончательный вердикт. Если у вас имеются существенные сомнения по поводу его правдивости, обязательно обжалуйте такой документ. От правильности экспертизы очень часто зависит исход дела. Поэтому никогда не пренебрегайте возможностью установить справедливость.

Эксперт - физическое лицо, которому поручено производство су­дебной экспертизы в связи с обладанием им специальными позна­ниями в области науки, техники, искусства и ремесла.

Специалист

Показания специалиста - сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями статей 53 , и УПК РФ.

Экспертиза - процесс исследования экспертом представленных ему по уголовному делу объектов, имеющих значение для правиль­ного разрешения уголовного дела.

Экспертное исследование обычно производится экспертами со­ответствующих государственных учреждений, организаций, деятель­ность которых регулируется специальным законом.

Особенности оценки заключений эксперта как средства доказывания в уголовном процессе:

1) участникам уголовного процесса необходимо удо­стовериться в компетентности эксперта , обратив особое внимание на сведения:

    • об их возрасте;
    • об образовании;
    • о стаже работы по специальности;
    • о наличии у них ученой степени или ученого звания;
    • о стаже проведения экспертных и иных исследований или участия в уголовном судопроизводстве в качестве эксперта или спе­циалиста и т.д.

2) следует установить отсутствие нарушений уголовно-процессуального закона при назначении судебной экспертизы.

3) необходимо тщательно ознакомиться с заключениями в полном объеме , а не только, как это делается обычно на практике, с окончательными выводами и суждениями, чтобы выяснить, все ли объекты были подвергнуты исследованию, на все ли вопросы даны ответы, не имеется ли противоречий в выводах или суждениях экс­перта либо специалиста.

4) нужно убедиться в том, что эксперт использует современные и апробированные методики для форми­рования своих выводов и суждений.

5) следует сопоставить выводы и суждения эксперта с имеющимися в материалах уголовного дела доказательствами для установления наличия или отсутствия между ними противоречий.

Термин "экономическая информация" достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности .

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю - нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан , частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия "налоговая тайна" в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации. Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации , а соответствующие государственные органы , их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну , и режим ее хранения.

Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.

При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок, постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: "Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее - контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья "закрывает" все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных".

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике - физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете ";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях - в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, - в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы - частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, - в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц - в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах - в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами - в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности , дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, - не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения - не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова "режим", предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну , необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам , органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям , сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность .

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях , отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств . В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим , которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве " исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций , в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.