Страховой выплаты не хватило на ремонт автомобиля. Страховой выплаты по осаго не хватило. кто возместит ущерб

Нововведения в сфере возмещения убытков по ОСАГО вступили в силу еще 28 апреля 2017 года, но многие автомобилисты до сих пор не в курсе каков вообще порядок взаимодействия со страховой компанией в случае ДТП.

Одна из причин – то, что правила вступают в силу для тех, кто купил полис ОСАГО после этой даты. Именно поэтому сейчас очень много вопросов по возмещению убытков, но все еще мало ответов. Постараемся объяснить что к чему с конкретными примерами.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” – тот самый документ, который регулирует сферу ОСАГО.

С чего вообще начался весь процесс перемен? С того, что страховые компании массово жаловались на то, что для них с каждым годом все больше и больше возрастает убыточность ОСАГО. Развелось много автоюристов, которые выступали посредниками при получении выплат, различных полулегальных схем, даже преступные группы, которые устраивали авто-подставы и наживались не только на юридически неграмотных согражданах, но и на страховых компаниях, в спорах с которыми суды часто вставали на сторону автовладельцев. Новая норма должна сделать сферу ОСАГО прозрачнее, истребить целую ораву посредников и убрать из этой сферы возможности к незаконному обогащению.

Выплата или ремонт по ОСАГО? Я не хочу делать авто в сервисе, я хочу получить свою страховую сумму

Если полис куплен после 28 апреля 2017 года, то здесь выбора нет. В подавляющем большинстве случаев вам сделают предложение, от которого невозможно отказаться – ремонт в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Если машине менее 2-х лет, то ремонт производится у официального дилера. И всем пофигу, что на вашу новую ауди гарантия 4 года. Есть сыроватости в этом законе, тут бесспорно…

Сроки ремонта авто по новым правилам возмещения по ОСАГО

Экспертизу авто на предмет определения стоимости ремонта проводят не позднее 5 рабочих дней (ст. 12 ч. 10) с момента подачи заявления на возмещение. Само авто принимают не позднее 20 дней с момента подачи заявления. Ремонт длится не более 30 дней (ст. 15.2) с момента попадания авто в сервис.

Если есть противоречия по стоимости ремонта, то вы можете обязать страховую компанию организовать независимую экспертизу путем написания соответствующего заявления, стоимость которой входит в состав суммы возмещения убытков (ст. 12 ч. 14).

Особенности проведения ремонта по ОСАГО в 2017/2018 году

Если иное не установлено договоренностями между страховой компанией и заявителем, то в процессе ремонта не допускается использование б/у и восстановленных частей (ст. 15.1), а минимальная гарантия на проведенные работы – 6 месяцев, для лакокрасочных работ еще больше – 12 месяцев.

Обычно страховые компании предоставляют на выбор несколько сервисов, где проводится обслуживание, но их удаленность должна быть не более 50 км от места ДТП или места жительства лица, чей авто будут ремонтировать. Но есть оговорка – страховая компания может оплатить доставку авто до места ремонта, тогда расстояние может увеличиться.

Кстати, про гарантию – одним из требований для осуществления восстановления авто, которые находятся на гарантии, по ОСАГО после ДТП является требование по сохранению гарантийных обязательств.

Ответственность за ремонт несет страховая компания. Сфера эта регулируется Центральным Банком РФ. И в случае, если к страховой будет много вопросов относительно качества ремонта, регулятор может наложить на нее санкции.

Кстати, по договоренности со страховой компанией вы можете осуществить ремонт в сервисе по собственному желанию.

Все 5 абзацев расписаны в ст. 15.2 рассматриваемого закона.

Как получить выплату по ОСАГО в новых условиях?

Если у вас легковой авто, зарегистрированный в РФ, и вы являетесь гражданином РФ, то только в следующих случаях:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом “б” статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

А если выплаты (восстановления) по ОСАГО не хватило и пришлось доплачивать за ремонт?

Расчет выплаты (восстановление) по ОСАГО сейчас происходит по методике Центробанка. Для начала можно попробовать написать претензию в саму страховую с просьбой увеличения размера той суммы, которая входит в ремонт авто. Если это не поможет, можно обратиться к регулятору – Центробанку.

Кроме того, вы можете подать в суд на виновника ДТП в порядке гражданского судопроизводства с требованием покрыть те расходы, которые вы понесли в результате устранения последствий ДТП, но которые не покрыла страховая компания. О том как это сделать мы поговорим в одной из следующих статей.

Выплаты по ОСАГО принадлежат к тем вопросам, которые очень сильно завязаны на конркетику. Они бывают настолько индивидуальными, что общая информация может дать только поверхностное представление о ситуации. Если вы хотите получить конкретную консультацию, то напишите нам в чат, вам помогут профессиональные юристы.

Как ни регулирует государство сферу автострахования, какие ни вводит в процедуру ОСАГО, а нерешенных вопросов в отношениях страховщиков и автолюбителей остается немало.

На профильных интернет-форумах можно найти множество сообщений пользователей, которым отказали в компенсации убытков после ДТП либо заплатили так мало, что денег на ремонт не хватило . И вовсе не случайно в ряде регионов активизировались . Непосредственно на месте аварии они за небольшую сумму выкупают у пострадавших право требования к страховщикам, а затем отсуживают у них в разы больше - вместе со штрафом, неустойкой и накладными расходами. А уязвленные поражениями компании "отрываются" на клиентах, ограничивая свободную продажу полисов, устраивая "сбои" на своих сайтах, накручивая дополнительные услуги и занижая суммы выплат до нуля. Разорвать этот замкнутый круг пока не в силах даже законодатели и . А потому автолюбителям - особенно тем, кто не может или не хочет связываться с автоюристами, - необходимо знать, как не остаться у разбитого в ДТП "корыта".

"Российская газета" опросила экспертов рынка и с их помощью составила топ-10 уловок, используемых страховщиками, чтобы сэкономить на выплатах. Этот список будет актуален по меньшей мере до того момента, как в ОСАГО введут .

1. Предложение оформить ДТП по европротоколу

Как происходит? Клиент с подачи оперативно подъехавших к месту ДТП агентов страховой компании (а они все чаще опережают тех самых автоюристов, действующих под видом аварийных комиссаров) оценивает ущерб своему автомобилю как незначительный. Чтобы не ждать сотрудников ГИБДД, он принимает решение заполнить так называемый европротокол. Однако позже выясняется, что ремонт обойдется в сумму превышающую лимит выплат при таком оформлении ДТП - 50 тысяч рублей.

Что делать? Думать своей головой и трезво оценивать повреждения, какие получила машина. Часть из них - особенно при ударах передней частью автомобиля - могут быть выявлены только в ходе тщательной экспертизы.

Кстати, как утверждает юрист юркомпании "Генезис" Олеся Емельянова, при упрощенном оформлении ДТП есть и другие подводные камни. В частности, буквальное толкование п. 8 ст. 11.1 "Закона об ОСАГО" о том, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. "Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученным и причитающимся ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки", - говорит Емельянова.

2. Предложение о "моментальной" выплате

Как происходит? Автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и неожиданно получает предложение "разобраться на месте". Сотрудник компании доверительно советует не "бодаться" за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некое страховое возмещение, подписав документ на тему "претензий больше не имею".

Что делать? "Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия", - предупреждает руководитель по развитию страхового бизнеса проекта "Сравни.ру" Евгений Коротаев. В противном случае, если оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

3. Задержка экспертизы

Как происходит? В этом случае страховая компания начинает тянуть время еще раньше. Приняв от клиента заявление со справкой о ДТП, в отделе урегулирования убытков обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации об экспертизе нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это - серьезное основание для отказа в выплате.

Что делать? Запастись терпением, ездить на битой машине или пересесть на общественный транспорт. Главное - не отдавать автомобиль в ремонт самостоятельно. Тем более что в самой компании прекрасно знают, что затягивание сроков выплат может вылиться ей в копеечку. Вопрос должен быть решен в оговоренный законом срок – 20 календарных дней, за исключением праздничных.

Но внимание - на эту уловку можно попасться и после проведения экспертизы. "Иногда страховщики "забывают" выдать документ о проведении осмотра поврежденной машины, а потом заявляют, что вы не предоставляли машину для этих целей. Все это делается для того, чтобы отказать в компенсации", - предостерегает президент АНО по защите прав страхователей "За справедливые выплаты" Александр Коваль и советует не стесняться спрашивать у экспертов акт осмотра.

4. Неправильно проведенная экспертиза

Как происходит? Эксперт, уполномоченный страховой компанией, под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения. Например, утверждает, что часть царапин или вмятин на машине остались с предыдущей аварии, и "забывает" о скрытых дефектах.

Что делать? Изначально понимать, что эксперт не заинтересован в "раскрутке" страховой компании на большие расходы, а вот помочь ей сэкономить - вполне может. Отсюда и досадные недоразумения, когда вместо замены детали предполагается ее ремонт, а вместо ремонта - покраска.

"Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий, потерпевший может оставить в акте свои замечания", - напоминает гендиректор юридической компании "Оливия" Андрей Лихачев.

Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса, по его мнению, нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, о них. "Когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему предлагают поехать в сервис, снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет", - сетует Андрей Лихачев.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости.

5. Соглашение об определении размера повреждений

Как происходит? После проведенной экспертизы страховщик любезно предлагает клиенту подписать некое соглашение об определении размера повреждений. Только спустя время автовладелец узнает, что, по сути, легализовал факт мошенничества.

Что делать? Как обычно - внимательно изучать любую бумагу, под которой требуется поставить подпись, и соглашаться только с тем, с чем нельзя не согласиться. "Такой документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно, сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно", - отмечает Олеся Емельянова из компании "Генезис".

6. Занижение суммы ущерба

Как происходит? У автовладельца не возникло претензий к проведению экспертизы, однако затем он получил компенсацию, которой не хватит для ремонта автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

Что делать? Попытаться найти "ошибку". Ее мог допустить как эксперт-оценщик, так и страховщик. "Наша юридическая служба сталкивается с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы случайную забывчивость ответственных сотрудников страховщиков включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%", - отмечает заместитель гендиректора "Русского АвтоМотоКлуба" Андрей Барсуков.

Начинать самостоятельный аудит следует с запроса у страховщика копии отчета об оценке, на основании которого был составлен страховой акт. "Скорее всего, страховщик откажет, - предполагает Александр Коваль из АНО "За справедливые выплаты". - Но законом установлено, что частью страхового акта является акт осмотра поврежденного имущества и отчет оценщика, а значит, отказ страховщика представить этот отчет незаконен и наказуем".

"Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику, - рекомендует директор департамента финансовых услуг ГК "АвтоСпецЦентр" Дмитрий Белов. - В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней".

Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ, в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

7. Задержка выплаты

Как происходит? После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

Что делать? Для начала - прочитать правила страхования либо в брошюре, которую должны были выдать при заключении договора, либо на сайте компании. В документе четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Убедившись, что страховая их нарушает, не реагируя на законные требования клиента, надо начинать действовать.

"Можно написать жалобу в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА), - советует Александр Коваль. - Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты".

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости.

8. Претензии по поводу полиса пострадавшего клиента

Как происходит? В какой-то момент страховая компания отказывает клиенту в выплате возмещения, ссылаясь на то, что у него недействительный или даже поддельный полис. Стоит оговориться, что приобрести "странную" страховку до последнего времени было гораздо легче, чем подлинную без очередей и дополнительных обременений.

Что делать? "Не опускать руки, думая, что только вы виноваты в приобретении подделки", даже если таковая имеет место быть, напоминает юрист сервиса "Конструктор документов FreshDoc.ru" Алина Тухватуллина. По ее словам, следует найти квитанцию о покупке полиса и все прочие документы, оформляемые при выдаче документа, а также поднять переписку со страховой компанией, если она, конечно, велась. К слову, специалисты советуют общаться со страховщиками письменно, и лучше - обычной почтой, сохраняя конверты и вложения. И главное - помнить: это страховщику необходимо доказывать вину автовладельца, а не клиенту искать оправдания.

Для примера стоит привести недавнее рассмотрение дела в Кемеровской области - об отказе страховщика выплатить возмещение из-за поддельного, по его мнению, полиса страхователя. Резюме судебного акта юрист назвала "утешительным" для автолюбителей: "Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц".

"В целом такая практика опирается на позицию Верховного Суда РФ, который в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное", - замечает Алина Тухватуллина.

"Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным", - поясняет Андрей Барсуков из "Русского АвтоМотоКлуба". И советует страховаться только у проверенных временем и знакомыми автовладельцами страховщиков: "Никогда не соглашайтесь на покупку полиса где-либо по заниженной цене - тарифы у всех почти одинаковые, разброс цен возможен не более чем на 10-15%".

9. Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП

Как происходит? У юристов это называется "отказ по прямому возмещению убытка из-за отсутствия акцепта (подтверждения наличия) действующего полиса страховой компании виновника ДТП".

Что делать? Судиться. Только надо выяснить - с кем именно. "Решение проблемы - в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании "невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису", но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса", - подчеркивает Евгений Коротаев из "Сравни.ру".

10. Апелляция к другим проблемам

Как происходит? Потерпевший в ДТП автовладелец получает отказ в выплате. В качестве основания приводится одна из веских, с точки зрения страховой компании, причин, к которым пострадавший отношения не имеет.

Что делать? Ознакомиться с текстом закона "Об ОСАГО", убедиться, что причины отказа в выплате надуманны, и смело обращаться в суд. "Наиболее частыми причинами отказа в выплатах по страховке являются аргументы о том, что виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления. Все это не является основанием для отказа в компенсации ущерба. Как и состояние алкогольного опьянения виновного водителя, его оставление места ДТП или нежелание предоставить автомобиль на оценку страховщику. И даже лишение страховщика лицензии на ведение деятельности не повод для отказа в компенсации", - уверен руководитель проекта Dolgi.ru Павел Дашевский.

Павел Курлат, партнер "Первой юридической сети":

Далеко не всегда действия страховщиков обусловлены жаждой "легкой наживы". Они вынуждены выполнять требования законодателей и защищать свой бизнес от мошенников.

В настоящее время государственные надзорные органы и суды проводят однонаправленную политику к страховым компаниям, обоснованно и необоснованно применяя к ним штрафные санкции и взыскивая возмещения при не очевидных обстоятельствах. Это, кстати, явилось одним из факторов, способствовавших развитию "автоюризма", который заставил страховщиков еще жестче взаимодействовать со всеми клиентами, включая добросовестных. Игра идет "кто кого".

Другая немаловажная проблема - огромное количество мошенников на рынке ОСАГО. По оценке страховых компаний, около 15-20% всех страховых выплат поступает в карман мошенникам. Поэтому страховщикам приходится ужесточать процедуру выплаты возмещений. Некоторые воспринимают это как попытку ухода от выплаты.

Кроме того, в последние год-два постоянно вносятся изменения в Закон об ОСАГО и подзаконные нормативные акты, которые ставят страховые компании в жесткие рамки: установлены четкие сроки на все действия по урегулированию убытка, утверждена единая методика расчета, установлены штрафные санкции за несоблюдение страховщиком своих обязательств. Это сокращает страховым компания возможность каким-то образом уходить от выполнения своих законных обязательств.

Автолюбитель, который пострадал в дорожно-транспортном происшествии, должен позаботиться о выплате страховой компенсации еще на месте столкновения. Нужно помнить, что первым и очень важным этапом возмещения полученного ущерба является грамотное оформление автомобильной аварии.

Автовладельцу после того, как случилось столкновение нужно справиться с эмоциями и выполнить необходимые действия предусмотренные пунктами 2.5 и 2.6 ПДД:

  1. Остановить автомобиль и не передвигать его с места.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее чем за 15 метров от машины в черте населенного пункта и 30 метров за его пределами.
  3. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим участникам происшествия. При необходимости вызвать скорую помощь.
  4. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  5. Позвонить в страховую компанию и сообщить о месте и времени автоаварии. Коротко описать обстоятельства столкновения, а также полученные машинами повреждения. На всякий случай записать фамилию, имя, отчество и должность сотрудника компании, принявшего звонок. Страховой агент может принять решение о направлении на место происшествия представителя компании для наблюдения за процессом оформления ДТП.
  6. Сделать фотографии с места происшествия, и желательно, видеосъёмку.
  7. Искать случайных свидетелей автоаварии. Взять у них контактные и личные данные.
  8. Дождаться приезда инспекторов ГИБДД и принимать активное участие в оформлении аварии.

Сотрудники дорожной полиции составляют протокол об административном правонарушении, в котором фиксируют все повреждения, полученные автомобилями при столкновении. Также, выписывают справку о ДТП, в которой, указывается полный перечень причиненных машине повреждений.

Автолюбитель должен проследить, чтобы все повреждения были отображены в документах. После их подписания внести изменения не получится.

Таким образом, водитель выполнит все действия, предписанные ПДД, и грамотно оформит дорожно-транспортное происшествие. Именно, правильное составление полицейскими процессуальных документов, с указанием всех полученных повреждений, поможет впоследствии потерпевшему автовладельцу объективно оценить причиненный материальный ущерб.

Европротокол не вариант?

Когда выполняются все условия Европротокола, то водители могут обойтись без вызова сотрудников ГИБДД и самостоятельно оформить происшествие.

Напомним обязательные условия, которые должны наступить одновременно: столкнулось только два автомобиля; нет пострадавших, а только причинен материальный вред транспортным средствам участников ДТП; размер ущерба не превышает 50 тыс. рублей; между водителями нет разногласий.

При невыполнении хоть одного условия следует вызывать инспекторов дорожной полиции. Автоюристы всегда советуют трезво оценить полученный вред. Ведь, при аварии, кроме машин может быть повреждено другое имущество. Например, при столкновении упал и разбился дорогой смартфон или ноутбук.

Автолюбители могут вписать поврежденное имущество в Европротокол, но следует помнить, что общая сумма компенсации будет только 50 тыс. рублей. Все убытки превышающие лимит по Европротоколу страховщик оплачивать не будет. Для обращения в суд необходима справка о ДТП, которую выписывают инспекторы ГИБДД.

При составлении Европротокола справки о ДТП не будет, и соответственно, подать исковое заявление не получиться. Поэтому, когда вы не ориентируетесь в стоимости запчастей и ремонтных работ, а кроме машины повреждено дорогое имущество, то вызывайте для оформления автоаварии инспекторов дорожной полиции.

Второй этап получения компенсации ущерба – обращение в страховую компанию с письменным заявлением о страховых выплатах. Пострадавший водитель обязан обратиться к страховщику виновника аварии на протяжении 15 рабочих дней после происшествия.

К заявлению прилагается следующий пакет документов:

  • справка о ДТП;
  • паспорт гражданина РФ;
  • полис ОСАГО;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • техпаспорт машины;
  • извещение о ДТП;
  • банковские реквизиты счета для перевода страховых выплат.

При оформлении Европротокола применяется процедура прямого возмещение ущерба. Водители обращаются с заявлением о страховых выплатах к своему страховщику на протяжении 5 рабочих дней. Пакет документов к заявлению прилагается такой же, только без справки о ДТП.

Страховая компания обязана, после получения от потерпевшего автовладельца письменного обращения, организовать на протяжении 5 рабочих дней, осмотр поврежденной машины. Такой осмотр проводит эксперт, работающий при страховщике. На основании составленного им акта осмотра, проводится начисление страховых выплат.

Когда выплаты не хватает

Что делать, когда выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт? Итак, страховая компания выплатила потерпевшему автолюбителю компенсацию, которая в идеале, должна покрыть стоимость восстановительного ремонта машины.

На практике этих денег не хватает для ремонта авто, поврежденного при столкновении. Водителю в этой ситуации не стоит пускать все на самотек и доплачивать за ремонт собственными средствами.

Следует запомнить важное правило – не ремонтировать поврежденный автомобиль до проведения независимой экспертизы, а при «серьезных» повреждениях до вступления в законную силу судебного решения о компенсации ущерба. Во время судебного разбирательства может быть назначена судебная экспертиза, которую лучше проводить с осмотром машины.

Основоположным документом для проверки правильности начисления компенсации, является акт осмотра поврежденной машины. Согласно, Правил ОСАГО получить такой документ можно только по письменному обращению. В заявлении следует попросить копию акта осмотра и калькуляцию стоимости восстановительного ремонта.

С этими документами необходимо сразу обращаться к независимым экспертам. Во время консультации вы примете решение: будите ли вы проводить независимую экспертизу.

Как правило, страховщики для того чтобы уменьшить размер страховых выплат идут на следующие махинации:

  • не учитывают стоимость некоторых деталей;
  • уменьшают цену деталей, агрегатов, материалов;
  • не указывают определенные виды работ;
  • умышленно занижают стоимость ремонтных и восстановительных работ.

При обнаружении таких фактов заказывайте независимую экспертизу. По правилам за экспертизу платит заказчик. Но при обращении в суд можно взыскать полную стоимость проведенного исследования с ответчика.

Для того чтобы страховщик не опротестовал результаты независимой экспертизы в ходе судебного разбирательства необходимо уведомить его о факте проведения оценки ущерба, а также согласовать время проведения.

Лучше проводить все согласования письменно. Так, у вас будет на руках подтверждение того, что вы выполнили все требования законодательства к проведению экспертиз.

Как только, вы получите ответ, что страховая компания готова направить своего представителя на процедуру независимой экспертизы на конкретное число и время, то согласуйте информацию с сотрудником экспертной организации и назначайте независимую экспертизу.

Вам необходимо отправить к страховщику телеграмму с уведомлением о получении за 3 дня до проведения исследования. В тексте, которой указать дату, место и время проведения независимой экспертизы. Когда в назначенное время представитель компании не появился, то нужно подождать 30 минут и приступать к осмотру. Страховщик не сможет оспорить результаты экспертизы, ссылаясь на свою занятость или другие причины.

Обращение в суд

Какая процедура обращение в суд, если страховки ОСАГО не хватает на ремонт? Для того чтобы суд не отказался принять иск, необходимо предварительно попытаться урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Вам необходимо составить досудебную претензию, в которой перечислить все свои требования к страховой фирме. К ней нужно приложить результаты независимой экспертизы и все документы, подтверждающие причиненный при ДТП ущерб.

В большинстве случаев страховщик не реагирует на такие обращения, иногда присылает ответ, с рекомендацией обращаться в суд, и очень редко доплачивает компенсацию. Когда вам не сделали доплату, то следует составить исковое заявление для обращения в суд. Вам нужно рассчитать общую сумму ущерба на отдельном листе и приложить к иску.

Для этого из отчета независимой экспертизы нужно взять сумму восстановительных работ прибавить стоимость экспертизы и все расходы на почтовые отправления. Из полученной суммы вычитаете размер начисленных вам страховых выплат. Можно прибавить компенсацию за моральный ущерб. Судебная практика показывает, что реально получить 2-5 тыс. рублей моральной компенсации.

Реклама автоюристов.

К исковому заявлению следует приложить копии документов:

  • паспорта РФ;
  • свидетельства о регистрации авто;
  • техпаспорта ТС;
  • протокола об административном правонарушении;
  • справки о ДТП;
  • акта осмотра и калькуляции страховщика;
  • отчета по независимой экспертизе;
  • договора и квитанции, подтверждающей оплату независимой экспертизы;
  • подтверждения почтовых расходов;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • копии иска для всех участников судебного процесса.

Таким образом, страховая компания доплатит, недостающую сумму компенсации для осуществления восстановительного ремонта автомобиля, по решению суда. Для подготовки пакета документов, подтверждающих исковые требования, необходимо собирать документы на всех этапах оценки причиненного ущерба.

Стоимость ремонта машины превысила лимит по ОСАГО

Федеральным законом «Об ОСАГО» установлена максимальная страховая выплата для компенсации причиненного вреда автомобилю при ДТП на уровне 400 тыс. рублей, а по Европротоколу – 50 тыс. рублей. Для Московского и Питерского регионов лимит по Европротоколу принят на уровне 400 тыс. рублей.

Если стоимость восстановительного ремонта превышает размер максимальной выплаты по страховке ОСАГО, то необходимо через суд взыскать с виновника автоаварии не выплаченный размер компенсации. Для расчета исковых требований от реальной стоимости ремонта авто вычитают страховые выплаты. Пакет прилагаемых документов аналогичный предыдущему.

Итог

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что вред причиненный машине потерпевшего при ДТП водителя должен быть возмещен в полном объёме.

Если страховые выплаты не компенсируют восстановительный ремонт, то необходимо провести независимую экспертизу и подать в суд иск на страховщика. Когда для ремонта требуется сумма, превышающая лимит выплат по ОСАГО, то разницу нужно через суд взыскать с виновника аварии.

Удачи вам на дороге!

Российскому ОСАГО больше 13 лет, и львиная доля имевших с ним дело автомобилистов вряд ли поминают этот опыт хорошим словом. Из результатов реформы последних лет подавляющее большинство наверняка вспомнит только плохое - значительное увеличение стоимости полиса. Между тем появились и позитивные для пострадавших моменты. Главными из них я бы назвал увеличение лимита возмещения вкупе с единой методикой его расчета. В результате выплаты стали больше и справедливее. По крайней мере, по статистике РСА: в июле 2014 года средний размер компенсации составлял 37,2 тыс. руб., в марте 2015-го - 45,6 тыс. руб., в ноябре 2015-го автомобилисты в среднем получали по ОСАГО 59 тыс. руб., а в ноябре 2016 года - уже 83,5 тысячи.

На бумаге все отлично. Но стало ли от этого хватать полученных средств на качественный ремонт? На примере чужих машин финансовую сторону вопроса наш юрист . А теперь благодаря двум невнимательным водителям у нас появилась возможность проверить все на собственном опыте. Недавно я уже писал о том, что редакционная , а незадолго до этого в аналогичной неприятности пострадал наш Datsun mi-DO.

Datsun mi-DO

«Японец» с тольяттинской пропиской отделался легким испугом - поврежден только бампер. С пары шагов «шрамы» можно и не заметить. Однако простой покраской детали тут не обойтись. Пластик треснул, требуется замена элемента. После осмотра в страховой компании эксперты приговорили к замене еще и датчик штатного парктроника. Действительно, небольшой след от контакта с другой машиной на нем есть, и формально пострадавшая в аварии деталь должна быть заменена. На деле же сенсор исправно функционирует и его покупкой мы заниматься точно не будем.

Выплата поступила в течение пяти дней, хотя по закону у страховщика есть двадцать. Сумма - 9407 рублей 95 копеек - выглядит небольшой с учетом того, что нужно купить, покрасить и . Но не будем спешить с выводами.

Начали поиски детали с интернет-магазинов. Разброс цен составил от 2200 до 3600 руб. Один сайт предложил уже окрашенный новый (!) элемент за 4600 рублей. Заманчиво, но нет. У меня еще живы воспоминания о палатках на Южнопортовом рынке с деталями для вазовских «самар» и «десяток» в цвет кузова. Кому-то везло, но многим доставались бамперы с краской поверх голого пластика, пристойный вид которых не держался и пару месяцев.

Добавим к стоимости детали тысячу рублей за замену и порядка 6000 руб. за малярные работы в приличном сервисе. В результате можно уложиться в 9200 руб.: выплата оказалась даже чуть больше необходимой. Можно найти бампер б/у (от 1000 руб.) и сэкономить еще больше.

А что, если пошиковать и направиться к официалам? После нескольких звонков нашел самое выгодное предложение: 3300 рублей за бампер и 6500 рублей за покраску с учетом работ по снятию-установке. Да, сумма (9800 руб.) вылезает за пределы полученной компенсации. Но не будем забывать, что нашей машине уже почти два года. Значит, в учтен износ заменяемого элемента, так что тут все справедливо. К тому же доплатить из своего кармана придется меньше 400 руб.

Мы сочли переплату дилеру необязательной, а самый экономный вариант с подержанным бампером нам не подходит в силу необходимости отчитаться за казенные деньги. Так что, купим новую деталь и отправим Datsun в неофициальный кузовной сервис.

Lada Vesta

Седану досталось сильнее: многочисленные царапины на заднем бампере и неприятная вмятина по центру крышки багажника под номерным знаком. Аварию оформили по европротоколу: это совсем несложно, если и знать условия, при которых это можно сделать. К заполненному мной бланку у страховой компании вопросов не возникло, и уже на четвертый рабочий день на счет редакции пришло 20 625 рублей 76 копеек.

Менять кузовные элементы не нужно, значит, сразу обращаемся к жестянщикам. Оценка по фотографиям на одном из популярных форумов дала почти десяток предложений. Большинство укладывались в диапазон 15–19 тыс. руб. Причем по факту эту сумму можно снизить, если выбрать крышки багажника или ограничиться полировкой бампера вместо полной перекраски. Такие вещи мастера смотрят уже на месте. Были и достаточно фантастические предложения: всего 10 тысяч «под ключ». Но даже по верхней планке мы оказываемся в плюсе.

Официальные дилеры нам тоже по карману. Покрасить две детали (строго по технологии: с обеих сторон со снятием с машины) стоит 14–18 тыс. руб. Если выбрать самое доступное предложение, то даже с учетом необходимости небольшого ремонта крышки багажника остается «сдача». Неплохо!

Кстати, интернет буквально кишит предложениями кузовных деталей на Весту в цвет кузова. Качество - вопрос открытый, но цены, на мой взгляд, адекватные. К примеру, если бы мы пошли по пути замены поврежденных деталей, то задний бампер обошелся бы в 7 тыс. руб., крышка багажника - в 13,5 тысячи. Итого - 20 500 рублей. С учетом работ по снятию-установке уже выходим за рамки доступной суммы, ну так и путь этот заведомо не самый рациональный. Мы же, как и в случае с Датсуном, обратимся к малярам не из официального сервиса: выйдет подешевле.

Итоги наводят на оптимистичные мысли: отремонтировать машину можно даже у официального дилера! Конечно, есть оговорки, о которых нельзя забывать. Автомобили из наших примеров свежие, с небольшой степенью износа и неповрежденными до ДТП деталями. Учтите важный момент: если на панели присутствуют вмятины и царапины, не относящиеся к аварии, то полную стоимость восстановления детали страховая компания вам не оплатит . С точки зрения закона, вы таким способом получите дополнительную выгоду. Поэтому владельцам машин с многочисленными боевыми шрамами, к сожалению, не приходится рассчитывать на адекватную компенсацию даже при новой схеме расчета выплаты. Тем не менее призна ем: теперь не миф. По крайней мере, в столице.

Всё про ОСАГО, каско и работу страховых компаний - в .

Практически каждый пострадавший в ДТП сталкивался с проблемой, когда страховая мало заплатила по ОСАГО.
Для того чтобы разобраться с этой проблемой необходимо понять сколько вам недоплатила страховая.
Обычно факт недоплаты выясняется по факту перечисления денег от страховщика. Выплаченной суммы явно не хватает на предстоящий ремонт.

Возможны два варианта, почему страховая мало заплатила по ОСАГО.

1. Страховая выплата меньше суммы, указанной в отчете оценщика.
Вы спросите, как такое возможно? К сожалению, такие случаи не редкость. После проведения независимой оценки страховая компания может не принять в учет повреждения транспортного средства, которые указаны в отчете об оценке, но не отражены в справке ДТП. Исключив отдельные повреждения из оценки, как следствие, страховая мало заплатит по ОСАГО.
2. Размер ущерба, определенный оценщиком занижен.
Страховая компания проводит независимую оценку ущерба поврежденного автомобиля в «карманных» оценочных компаниях, которые умело занижают сумму ущерба. Размер ущерба может быть занижен путем не включения в отчет об оценке некоторых повреждений автомобиля (особенно скрытых), также путем занижения стоимости запасных частей и нормочасов ремонтных работ. Таким образом, размер ущерба, определенный оценщиками будет занижен, и соответственно, страховая мало заплатит по ОСАГО.

Что же делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО?

1. Организовать независимую оценку ущерба автомобиля. На рынке существуют много оценочных компаний. В подборе независимого эксперта вам поможет квалифицированный который знает наверняка качество экспертиз, проводимых конкретным оценщиком. Проведенная независимая оценка позволит вам взыскать в претензионном или судебном порядке недостающую на ремонт сумму. При проведении независимой оценки ущерба не забудьте уведомить страховую компанию и виновника о ее проведении. Также обязательно возьмите договор и квитанцию об оплате независимой экспертизы, впоследствии данные расходы будут возмещены страховой компанией.
2. Направить в страховую компанию претензию и копию независимой оценки ущерба автомобиля. Для того, чтобы страховщик произвел доплату недостающей части страховки необходимо направить претензию с приложением копии независимой оценки ущерба. Содержание досудебной претензии строго регламентировано законом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к Направить претензию в страховую нужно почтой с описью и уведомлением либо занести нарочно в офис страховой компании и вручить под входящий штамп.
3. Обратиться в суд за взысканием невыплаченного страхового возмещения. Если в течение 5 рабочих дней страховая компания не произведет доплату или ответит вам письменно отказом, смело обращайтесь в суд с исковым заявлением к страховой компании. После получения решения суда предъявите исполнительный лист в службу судебных приставов либо в банк, в котором открыт расчетный счет страховой компании и получите свои деньги.
Подробнее о том, если страховая мало заплатила по ОСАГО, а также советы по подготовке и участию в судебном разбирательстве вы можете прочесть в других статьях на нашем сайте.

Если страховая мало заплатила по ОСАГО, вам нужна помощь в выборе независимой оценочной компании и для взыскания денег со страховой, звоните прямо сейчас нашим юристам по телефонам:
465-025, 8-914-425-71-76.
КОНСУЛЬТАЦИИ БЕСПЛАТНО!