Страхование грузов при международной перевозке: риски и стоимость страхования. Страхование грузов при перевозке

Мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

Организации, работающие с автомобильными перевозками грузов, всегда несут ответственны за него. Обязательства перевозчика, отвечать за сохранность и целостность вверенных ему предметов установлена законодательными нормами как Российского, так и международного права.

Для снижения различных рисков, возникающих в ходе перевозки, а также для минимизации возможных убытков, транспортно-экспедиционные компании предпочитают страховать свою ответственность. Практика показывает, что попытка сэкономить заказчиками на отсутствии страховки, не оправдывает себя. Ведь в случае, если с перевозимыми вещами что-то случится, размер финансовых убытков, может превысить стоимость страховки. Застраховать как товар, так и ответственность за него, можно в любое время, но только до начала пути.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Одновременное страхование ответственности транспортной компании и груза, является отличной возможностью обеспечения финансовой стабильности фирмы и гарантий для заказчика.Страхование в секторе грузоперевозок у нас не является обязательным. Оно осуществляется исключительно по личной инициативе одной из сторон.

Виды страхования в сфере грузоперевозок

Виды и условия страхования зависят от множества аспектов, основными являются: тип перевозимых предметов и выбранный путь поездки. Сами страховщики, делят сделки на страхование:

  • ответственности перевозчика;
  • груза;
  • сделки на предмет финансового риска.

Страхование ответственности перевозчика (экспедитора)

Ответственность исполнителя перевозки, за сохранность вверенного ему имущества, установлена 40 главой ГК РФ. Здесь четко прописано, что любая перевозка (пассажиров, груза или багажа) осуществляется только на основании договора. Ответственность наступает тогда, когда вследствие действий исполнителя перевозки был причинен ущерб собственнику товаров.
Страхование ответственности, имеет несколько видов. Они разделены по разным факторам.

По этому виду страхования, исполнитель обязан возместить понесенные заказчиком потери, только при наступлении его ответственность. Например, если произошло ДТП по вине лиц, не имеющих отношение к заключенному договору, исполнители транспортировки ответственности за порчу имущества нести не будет. Отсутствуют у исполнителей обязательства перед клиентом и тогда, когда вред причинен форс-мажорными обстоятельствами, например, вследствие стихийного бедствия.

Нанесенный экспедитором ущерб возмещается:

  • при потере, недостаче – возмещением полной стоимости погибшего имущества;
  • при порче – возмещением той суммы, на которую понизилась стоимость товаров;
  • при полной утрате – возмещением стоимости перевозимых предметов, которая была объявлена до начала пути.

Кроме того, собственник перевозимых предметов имеет полное право требовать компенсацию своих убытков, если по вине экспедитора была сорвана поставка полностью или товар доставлен позже оговоренного срока. Помимо страхования ответственности за причинение умышленного вреда, есть возможность застраховать убытки, нанесенные непреднамеренными путем.

Страхование грузов

Страхование предметов перевозки, считается более предпочтительным для заказчиков. Требуемая к перевозкам документация, включает далеко не весь перечень возможных рисков и ответственности, возникающих по вине исполнителя. Особого внимания требует тот факт, что экспедитор ответственен только за вред (повреждения), которые возникли именно по его вине. Обязанность по доказыванию вины перевозчика полностью лежит на заказчике. Такая процедура доказывания на практике отнимает у собственника очень много нервов и сил. Именно из-за этого, намного проще воспользоваться страхованием имущества.

В письменной сделке прописывается строгий список страховых случаев. Страховым, считается определенный случай, зафиксированный в письменное виде, и повлекший за собой нанесение вреда перевозимым предметам.

Здесь клиенту стоит помнить, что имеется ряд ситуаций, непопадающих под страховой случай. Соответственно, при их возникновении финансовые потери возмещены не будут. Как пример, не подлежит возмещению снижение первоначального качества товара, произошедшее без воздействия со стороны внешней среды, равно как и потертость предметов, перевозимых без упаковки.

Есть случаи-исключения, при которых ни одна страховая не возьмется заключать сделку перед перевозкой. К ним относятся:

  • изначальные повреждения или дефекты предметов;
  • обнаруженные ошибки в конструкции оборудования;
  • недостача в количестве товара при целой упаковке;
  • нарушение страхователем различных правовых норм.

В этой ситуации актуальным стал вопрос: а нужно ли страховать сам груз, если уже имеется страхование ответственности исполнителя? Ответ однозначный: да! Суть этого ответа и вопроса в том, что это две абсолютно разные программы страхования. Страхование ответственности транспортной компании, рассматривается больше как гарантия ее платежеспособности перед клиентом. Из всего этого напрашивается главный вывод, в страховании груза заинтересован исключительно его собственник.

Страхование сделки на предмет финансового риска

Страхование сделок на предмет финансового риска сегодня развито слабо. Такой вид страхования связан не с потерей какого-либо имущества и нанесением вреда, а с неисполнением обязательств установленных заключенным договором. В этом случае страховая должна будет выплатить:

  • возможный ущерб;
  • возможную упущенную прибыль.

Отсутствие популярности у этого вида гарантий заключено в том, что бывает намного выгоднее нанять охрану для товаров, чем собрать и представить страховщикам требуемый пакет официальных бумаг. Но даже если компания и согласится застраховать сделку, нужно быть готовым к тому, что она обязательно затребует всю документацию по организации за последние три года. По которым собственно и будет произведен расчет. Да и подача документов на организацию должна происходить за 2, а то и 3 месяца, до заключения сделки.

Сами страховщики тоже неохотно прибегают к этому виду страхования. Ведь он является наиболее уязвимым, а рисков здесь многим больше чем даже при ипотечном кредитовании. Да и анализ организаций, между которыми заключается договор о транспортировке предметов, отнимает очень много времени, сил и финансовых вложений. Что далеко не всегда оправданно.

На что обратить внимание при страховании груза

Центральным документом, где перечислены все условия страхования, является – договор. При его заключении следует особенно присмотреться к некоторым моментам. В первую очередь нужно удостовериться, что у компании-страховщика имеется необходимая лицензия, дающая им право оказания таких услуг. Помимо этого, следует внимательно изучить правила этой компании, там в обязательном порядке должны быть прописаны:

  • перечень с типами страховых договоров, которые они заключают;
  • список рисков, которые подлежат страхованию;
  • порядок по компенсации причиненного ущерба.

Еще одним важным фактом, на котором надо заострить внимание, является размер франшизы. Она представлена в виде собой максимально допустимой суммы ущерба подлежащая покрытию за счет страховки.

Объекты страхования при страховании грузов

Здесь объектом договора будут интересы заказчика в отношении принадлежащих ему предметов. Основой этих интересов, являются права на груз. Основными объектами страхования выделены:

  • любые предметы: крупногабаритные, наливные и прочее;
  • финансовые затраты по перевозке: охрана, таможенные расходы и прочее;
  • ожидаемая прибыль, с ограничением – не больше 10% от всего размера страховки.

Страховые риски (страховое покрытие) при страховании грузов

Предполагаемый риск страховщика при транспортировке чужого имущества различен,он зависит от большого количества разных факторов, в частности: от технических характеристик автомобиля, от имеющегося в нем снаряжения,от квалификации и опыта вождения водителя, от погодных условий на время поездки. Перед началом заключения соглашения о страховании, проводится предварительная оценка возможных рисков. Осуществляется оценка за счет сбора и подробного анализа все основополагающей информации о компании-исполнителе, о заказчике и перевозимом имуществе.

Риски разделены на 3 типа по предполагаемому объему защиты:

Первый тип – ответственность за все риски – здесь предполагается возмещение ущерба, нанесенного уничтожением или повреждением предметов. Причина повреждений может быть любой: кража, грабеж, ДТП и прочее. Наличие умысла здесь не имеют значения. Исключения из этого положения прописаны в ГК РФ.

Второй тип – ответственность за частную аварию – здесь покрываются убытки только от ущерба нанесенного товару вследствие наступления конкретного, прописанного в договоре риска (договор должен содержать строгий перечень рисков). Как пример, такими рисками могут быть:

  • повреждение или уничтожение имущества, вследствие столкновений автомобилей;
  • пропажа груза вместе с автомобилем;
  • повреждение, уничтожение товаров при погрузке, укладке и выгрузке.

Третий тип – без ответственности за повреждения кроме случаев крушения – здесь буду возмещены убытки:

  • от гибели перевозимых предметов, по причинам стихийных бедствий или ДТП;
  • от гибели имущества при погрузке, укладке и выгрузке.

С ответственностью за все риски

Страхование с полной ответственностью, подразумевает под собой возмещение ущерба независимо от установления вины. Даже если порча, уничтожение или пропажа товаров нанесены форс-мажорными обстоятельствами. Для автомобильных перевозок установлено правило, что: перевозимое имущества признает пропавшим без вести если оно не выдано отправителю по его требованию на протяжении 10 дней (при городских или пригородных перевозках). А при междугороднем транспортировании срок выдачи увеличивает до 30 суток.

Требуемый срок для выдачи товаров начинает идти со дня доставки прописанной в договоре. Вышеуказанный вид страхования предпочтителен для заказчика, нежели для самих перевозчиков. Если транспортная компания пользуется таким типом страхования, это означает что она является вполне платежеспособной стороной договора, и что она уверена в своих сотрудниках и оборудовании. А соответственно, имущество клиента будет перевезено с минимальным ущербом.

С ответственностью за частную аварию

При ограничении страхования, только с ответственностью за частную аварию, возмещается ущерб:

  • от кражи;
  • от повреждения, если это произошло как следствие столкновения автомобилей;
  • от пропажи, если предметы перевозки пропали вместе с транспортом;
  • от повреждения при погрузке- выгрузке.

Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения

При таком типе страхования, возмещению подлежит ущерб:

  • от гибели товаров вследствие форс-мажорных ситуаций;
  • от пропажи имущества заказчика, если оно исчезло вместе с автомобилем.

В двух последних типах страхования имеется список конкретных рисков и ситуаций при которых причиненный вред имуществу будет компенсирован.

Дополнительные риски подлежащие возмещению

Помимо основных, наиболее распространенных рисков, учитывающихся и подлежащих оплате, существуют и дополнительные, которые также являются обязательными к возмещению, это расходы:

  • связанные с ДТП;
  • по спасению перевозимых товаров.

Сроки действия договора и период страхования при страховании грузов

Страховые договоры, разделенные по срокам действия, называются: разовые и многоразовые. Наиболее популярным является разовый тип договора. Он заключается на одну перевозку и действителен в течение 30-60 дней со дня поступления страховщику суммы взноса. На протяжении всего времени действия договора, клиент обязан предоставить документы, подтверждающие свершившуюся перевозку. Такими документами признают: накладную или договор на перевозку. Если подтверждение не будет предоставлено, то договор страхования будет считаться недействительным, но деньги страхователю уже никто не возвратит.

Когда осуществляются регулярные перевозки однородного груза, намного экономичнее заключать генеральный договор на страхование. В нем прописываются все детали. В этом случае, клиент должен будет отчитываться о каждой совершенной поездке.

Разовое страхование грузов

Под разовым страхованием перевозимого имущества заказчика, подразумевается заключение договора, на одну, конкретную перевозку. У такого страхования имеется определенный срок действия. Если он не прописан в соглашении, то по общему правилу составляет от 30 до 60 суток. Но стоит понимать, что страховые тарифы в разовых полисах всегда были и будут выше. Это связано с тем, что при разовых перевозках невозможно просчитать объем, что не дает возможности предоставления скидки.

Да и на ведение такого полиса, страховая затратит больше внутренних ресурсов, что при генеральном страховании. Сам процесс оформления единоразового полиса занимает много времени и сил, плюс сбор большого количества документов. Для начала действия оформленного полиса, требуется чтобы его оплата прошла на счет страховой компании до начала перевозки.

Многоразовое страхование грузов

Договор на многоразовое страхование грузов относится к долгосрочным. Заключить его можно при наличии регулярных перевозок. Они в обязательно порядке должны быть однотипными, проходить одним маршрутом и перевозить сходные по типу грузы. Преимуществом этого типа страхования является:

  • снижение до минимального количества требуемой документации;
  • ускоренный процесс последующих страхований.

Страховые суммы и премии при страховании грузов

Размер страховой суммы определяется соглашением сторон. Законом предусмотрена возможность установления предельных сумм по выплатам, в зависимости от риска.

Страховая сумма (взнос) определяется по объекту страхования:

  • на грузы, размер суммы соответствует цене предметов, в месте отправки;
  • на расходы -размер взноса устанавливается исходя из стоимости этих расходов;
  • ожидаемая прибыль – здесь сумма взносов составляет не более 10% от страховой цены товаров.

Страховая премия, она же тариф, устанавливается исходя из индивидуальных особенностей перевозки. Сумма страховой премии обусловлена: условиями страхования, видами перевозок, видами перевозимых предметов или оборудования, маршрутом, наличием охраны и сопровождения. На практике, размер страховой суммы равен цене груза. Страховка может быть завышена за счет фрахта, таможенных затрат или предполагаемой прибыли.

Как получить страховку

Для получения выплат по страховке, необходимо доказать наступление страхового случая, указанного в заключенном договоре. Доказывание факта наступления страхового случая, равно как и доказывание вины экспедитора, полностью лежит на собственнике имущества. Для получения страховки требуется выполнить определенный порядок действий и собрать требуемый пакет документов.

Представитель страховой компании может приступить к осмотру предметов перевозки (для установления и фиксации причиненного вреда), до поступления письменного уведомления от клиента. Чтобы определить сумму нанесенного ущерба, используют заключения проведенных экспертиз и оценок. В страховую компанию обязательно нужно направлять либо оригиналы документов, либо их копии, но заверенные у нотариуса.

Порядок действий

Порядок действий является общим для всех видов и типов страхования:

  • О произошедшем необходимо сообщить в страховую компанию любым доступным способом (по телефону, факсу, скайпу и т.д.) и в самые короткие сроки.
  • После наступления страхового случая нужно предоставить в компанию письменное заявление с требованием о выплате страховки, но не позже 3-х дней.
  • Вместе с заявлением нужно отправить транспортной компании письменную претензию, при отсутствии направленной претензии, страхователь может отказать заявителю в выплатах,
  • Оформление документов в государственных органах.
  • Страховщику нужно направить все документы, так или иначе связанные со страховым случаем: заявление о произведении выплат, документ о правах на груз, накладную документацию, письменные свидетельства, подтверждающие, что были приняты меры к спасению перевозимых товаров, экспертные заключения и т. д.

Преимущества страхования грузоперевозок

Страхование груза является самой стабильной гарантией, что имущества заказчика будет перевезено в целостности и сохранности. Пользование услугами страховых компаний при перевозках, обеспечивают уверенность при ДТП, стихийных бедствиях, противоправных действиях третьих лиц, повреждении или пропажи товаров, разгрузочных и погрузочных работах.У страховщиков есть надежные программы, действия их специалистов являются четкими, быстрыми и оперативными.

Все это гарантирует собственнику имущества если неполную уверенность в доставке груза в целостности, то в быстром возмещении понесенных убытков.

Исходя из всего вышесказанного следует только один вывод: не экономьте на страховании груза при перевозках. Это касается как заказчиков перевозок, так и исполнителей (экспедиторов в частности). Ситуации при перевозках могут быть самые разные, и в оптимальном варианте следует застраховать и груз, и ответственность перевозчика. В случаях когда у компании имеются долгосрочные соглашения на перевозки однотипных предметов, самым экономичным вариантом будет заключить договор на многоразовое страхование.

Страхование груза - один из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Однако многие предприятия, стремясь сэкономить, отказываются от страхования грузов, надеясь, что "все обойдется". Практика показывает, что такая экономия рискованна, так как при повреждении или гибели груза убытки могут составить весьма существенную сумму.

Давайте разберемся, от каких рисков следует застраховать перевозимый груз и какие нюансы при этом нужно учесть.

В процессе грузоперевозок применяют два вида страхования:

Кроме того, эти два вида страхования имеют еще много существенных различий. К примеру, если об обязательном страховании ответственности за перевозимый груз, как части гарантий качества оказания транспортных услуг, говорить можно, то об обязательном страховании груза, конечно же, не может быть и речи.

Государство не имеет права указывать собственнику, как ему защищать свое имущество и защищать ли вообще, поскольку здесь отсутствуют общественные интересы или социальные риски. Как вариант может быть рассмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика или даже грузовладельца, но не за перевозимый груз, а за возможный вред, который может быть причинен перевозимым грузом. Если взять, к примеру, перевозку опасных грузов, то здесь государство может выступить в качестве защитника интересов случайно пострадавших третьих лиц или окружающей среды.

Самому перевозчику нет надобности страховать груз, ему достаточно застраховать свою ответственность. Однако есть две причины, по которым в России это все-таки происходит. Первая связана с ситуацией, когда грузовладелец доверяет застраховать свой груз перевозчику. В этом случае перевозчик выступает в роли посредника между грузовладельцем и страховой компанией, при этом, как и любой другой посредник, он может получать за это комиссию. Помимо этого он является страхователем по полису страхования грузов, благодаря чему он может быть частично освобожден страховщиком от случаев суброгации в результате повреждения или гибели груза, что позволяет ему экономить на страховании своей ответственности.

На первый взгляд, грузовладелец в этом варианте тоже выигрывает, так как он экономит время на общении со страховщиком и, возможно, экономит часть средств, получая льготные ставки за счет большого грузооборота перевозчика. Однако этот вариант таит в себе и риски, которые могут перекрыть возможную выгоду. Получается, что грузовладелец доверяется перевозчику дважды - отдавая ему груз для перевозки и поручая страхование этого груза. В случае если перевозчик выполнит свою работу недобросовестно, есть вероятность, что полис страхования груза может не сработать, например, из-за нарушения страхователем (то есть перевозчиком) условий договора страхования или его прямой вины в повреждении, гибели или утрате груза.

Вторая причина, побуждающая перевозчика выступать в роли страхователя по полису страхования грузов, - это юридические сложности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов в нашей стране. Написано об этом достаточно много. Недобросовестные страховщики берут неадекватные деньги за страхование ответственности, и, пользуясь пробелами в законодательстве, признают свои договоры ничтожными и отказывают в выплате. Это вынуждает некоторые транспортные компании защищать свои интересы не соответствующими их статусу договорами страхования грузов.

В свою очередь, грузовладелец, решивший застраховать свой груз, может пойти двумя путями: обратиться в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику. О выгодах и рисках первого варианта было сказано выше. Во втором случае, у грузовладельца есть шансы получить или возмещение от страховщика по договору страхования грузов или от перевозчика непосредственно (или от его страховой компании). После оплаты убытков по полису страхования грузов страховщик может обратиться за суброгацией к перевозчику или его страховой компании. Если страховщик получит суброгацию, он не будет увеличивать ставку страховой премии для грузовладельца на следующий страховой период.

Для упорядочивания работы на рынке страхования грузоперевозок сначала необходимо уточнить и ограничить ответственность автоперевозчика за перевозимый груз разумными лимитами (на сегодняшний день эта ответственность не ограничена по сумме). Таким образом, перевозчик будет страховать свою ответственность на определенную сумму, грузовладелец в этом случае не будет надеяться на перевозчика или на полис страхования его ответственности, поэтому вынужден будет страховать свой груз на полную сумму по договору страхования грузов.

Следующим шагом должно стать признание на законодательном уровне страхования ответственности транспортных операторов, при чем это страхование не должно смешиваться со страхованием договорной ответственности.

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом? В чем особенности страхования грузов при международных перевозках? Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов в Москве?

Привет всем, кто посетил наш сайт! На связи Денис Кудерин, эксперт по страхованию.

Сегодня мы рассмотрим, препарируем и детально исследуем новую тему – страхование грузов. Публикация продолжает серию статей о защите имущественных интересов физлиц и юридических субъектов.

Материал будет полезен всем, кто интересуется вопросами эффективной защиты имущества и финансов.

1. Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

(в международной терминологии такой вид страхования именуется «карго») – разновидность имущественного страхования, способ защиты интересов владельцев грузов на случай ущерба, вызванного различными происшествиями в процессе транспортировки.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Позиция перевозчиков вполне объяснима – они не хотят отвечать за неприятности, которые могут случиться с грузом в дороге. А при наличии полиса транспортная компания почти ничем не рискует и заинтересована лишь в соблюдении сроков и условий перевозки.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

2. Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов

Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.

Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.

Вид 1. Страхование авиаперевозок

Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.

Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.

Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.

Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски - низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.

Вид 2. Страхование морских грузов

История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» - отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.

Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.

Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.

Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.

Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок

Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.

Риски перевозок по «железке» немногочисленны:

  • повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
  • нарушение герметичности упаковки;
  • порча в связи с погодными условиями;
  • хищение.

Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.

Вид 4. Страхование автомобильных грузов

Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.

Больше информации – в статье « ».

В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:

Виды перевозок Уровень риска Особенности
1 Авиаперевозки Низкий Самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой
2 Морские перевозки Высокий Высока вероятность порчи и повреждения грузов, низкая скорость
3 Железнодорожные перевозки Низкий Высокая надёжность доставки, но низкая скорость
4 Автомобильные перевозки Высокий Высокий риск повреждения товара при ДТП

3. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Пример

Не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории входят в «чёрный список» страховщиков. Например, все знают, что у побережья Сомали высока вероятность повстречаться с пиратами 21-века. Естественно, что стоимость страховки при перевозке по такому морскому пути существенно возрастёт.

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

4. Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов – обзор ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Разрешение на страхование грузов выдаётся государством, оно же в известной степени регулирует деятельность компаний. В частности, при нарушении правил и ущемлении интересов страхователя лицензию у страховщика могут запросто отобрать.

Если вы хотите гарантий и действительно заинтересованы в безопасности имущества, сотрудничайте с компаниями из представленной нашим сайтом «большой семёрки» страховщиков.

1) АльфаСтрахование

Крупнейший российский страховщик с длительным опытом работы на внутреннем и международном страховых рынках. Наивысший уровень надежности (А++) по версии агентства «Эксперт». Отличный клиентский сервис, курс на интернет-технологии, круглосуточные консультации пользователей по телефону и онлайн.

Предлагает несколько видов страхования грузов – защита любых грузоперевозок, страхование транспортно-экспедиционной деятельности, страхование ж/д транспорта. Низкие тарифы, высокая скорость урегулирования страховых ситуаций.

Универсальный страховщик, работающий на рынке с 1992 года. Своей миссией фирма считает помощь людям и юридическим лицам в управлении рисками, которые окружают их в повседневной жизни.

В перечне преимуществ страховщика – упор на индивидуальное взаимодействие, быстрое реагирование при страховом происшествии, своевременные выплаты. Защита грузов – приоритетное направление деятельности компании.

Фирма №1 на рынке страхования грузов. Практикует все виды защиты – страхования авиа- , морских, автомобильных, ж/д и смешанных перевозок. Доступные тарифы, выгодные акции для новичков и лояльных клиентов. Девиз компании: «страхование за 10 минут, компенсация ущерба – за 10 дней».

В разделе «Новости» на интернет-ресурсе регулярно публикуются наиболее крупные за истекший период выплаты клиентам по страховым ситуациям. Согласно статистике, которую ведёт страховщик, каждые 3 минуты где-то отправляется груз, застрахованный в «Спасских воротах».

4) Капитал-Полис

Компания, основанная более 20 лет назад в Петербурге. Один из крупнейших страховщиков северо-западного региона РФ. Обслуживает корпоративную клиентуру и частные лица. Основной принцип – гарантия выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами.

Страхует грузы, экспедиторскую деятельность, товары на складе. Пользователи могут приобрести либо разовый полис защиты грузов на отдельный рейс, либо «генеральный полис» для страхования всех перевозок, осуществляемых конкретным страхователем.

Защита интересов юрлиц – приоритетная сфера деятельности страховщика. Компания страхует любые виды имущества – оборудование, товар, технику, дороги, нефтепроводы, транспортируемое имущество.

Организация работает с 1993 года. В списке плюсов «Ингвара» - высокий профессионализм, быстрота оформления договора и оперативность при урегулировании страховых ситуаций.

6) AIG

Международная организация с наивысшим рейтингом финансовой устойчивости (А++). Работает на российском рынке более 20 лет. За эти годы количество страховых выплат приблизилось к 5,5 млрд. рублей. Конкурентное преимущество компании – сочетание международных стандартов страхования с глубокими знаниями российских реалий.

Страхует любые грузы и любые типы перевозок, в том числе – между странами. Обширная сеть представительств по всему миру, собственный штат агентов, специализирующихся на перевозках и логистике.

Страховщик с многолетним опытом деятельности на рынке. Сотрудничает с частными и корпоративными клиентами. В числе достоинств – профессионализм, гарантия своевременных выплат, использование современных цифровых технологий при оформлении полисов.

Защита любых транспортных рисков. Среди клиентов фирмы – РЖД, Московское метро, Совкомфлот, БалтТрансСервис, Сбербанк Лизинг, Волжское пароходство и десятки других известных транспортных компаний.

5. ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Как обезопасить свой груз от разных повреждений, кражи или же потери во время транспортировки? Как получить возмещение расходов и убытков, если груз требует ремонта или был потерян? Ответ прост – на помощь придет наша компания, которая занимается страхованием грузов во время автомобильных перевозок.

Преимущества страхования груза

Во-первых, быстрое и адекватное возмещение ущерба. Вам не придется долго доказывать свое право на компенсацию, а потом еще столько же времени ждать выплаты.

Во-вторых, простая процедура оформления страхового договора. Для того чтобы составить договор, не требуется множество бумаг, достаточно лишь документа, который будет подтверждать стоимость транспортируемого товара.

В-третьих, это надежность, так как наша компания хорошо зарекомендовала себя на страховом рынке. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество, поэтому выполняем свои обязанности максимально качественно.

Основные типы страховки

В зависимости от сроков, существуют следующие виды страхования грузов при перевозке автомобильным транспортом:

  1. Разовая страховка, которая составляется всего лишь на одну грузоперевозку.
  2. Страховка на длительный срок. В этом случае составляется генеральный договор, в котором обозначаются маршруты, тип перевозки и возможные риски.

Также можно говорить о таких видах страховки:

  1. Страхование груза при перевозке с полной ответственностью за все возможные риски. То есть, в полисе по умолчанию уже указано, что компания учитывает все возможные риски, которые могут возникнуть при транспортировке. В отдельном порядке указываются ситуации исключения.
  2. Страховка груза только в конкретных ситуациях, которые обозначены в договоре.
  3. Страхование с заключением договора, в котором указывается, что компания-страховщик не возмещает ущерб только в том случае, если товар был полностью уничтожен.

Что можно страховать?

Застраховать можно абсолютно любой груз, независимо от региона или страны, куда он должен быть доставлен. Кроме того, страховать можно и прибыль от доставки грузов.Безусловно, существует ряд рисков, о которых нужно знать, чтобы правильно выбрать средство для транспортировки.

К основным рискам можно отнести:

  1. Грабеж или разбой.
  2. Утрата груза вследствие стихийного бедствия.
  3. Повреждение груза вследствие неаккуратно проведенных погрузочных работ.

Как формируется цена

Стоимость страхования груза зависит от целого ряда основополагающих факторов:

  • Во-первых, это наличие генерального полиса на страхование грузов. Зачастую такой договор намного выгоднее, чем одноразовое страхование. Полис составляется на год, но возможны варианты, когда договор заключается на 3 или 5 лет.
  • Во-вторых, стоимость страхования вашего груза также зависит и от типа транспортировки. Например, цена страховки груза, который перевозится в контейнере, будет меньше, так как риск повреждения или потери в таком случае минимальный. Но если говорить о страховании различных грузов при доставке обычным автомобильным транспортным средством, то расценки будут выше.
  • В-третьих, расценки может определять наличие разного рода оговорок в договоре, который составляется при страховании груза. Например, в полисе не прописаны возможные риски, которые могут быть при транспортировке.

Основные этапы процедуры страхования

Весь процесс страхования грузов при перевозке можно поделить на несколько простых шагов:

  1. Сначала составляется непосредственно сам страховой полис.
  2. Далее клиенту нужно документально подтвердить стоимость груза, предоставив оригинал или копию накладной, чек на товар.

Таким образом, именно страховой полис является документальным подтверждением наличия страховки на перевозку груза. Но для каждой перевозки нужно оформлять отдельный полис.

Сейчас на рынке можно встретить множество страховых компаний. наша компания качественно отличается от конкурентов как стоимостью страхования грузов в Москве, так и надежностью работы. Именно эти два фактора являются основополагающими при выборе страховой компании.