Сколько был процент на бездетность в ссср. «налог на яйца», или как в ссср боролись за повышение рождаемости

В целях стимуляции рождаемости в 1941 году введен обязательный сбор для граждан с небольшим количеством детей или не имеющих их вовсе. Налог принят на основании Указов Президиума ВС СССР от 21.10.41 г. По закону тех лет мужчины от 20 до 50 лет и женщины до 45, признанные малодетными, отчисляли процент дохода в государственную казну.

Согласно указу президиума налог на бездетность составлял 5% . При этом женщина платила сбор, если состояла в законном браке. С бездетного мужчины-холостяка налог удерживался.

Существовала в советском союзе система льгот для отдельных категорий граждан. От рассматриваемой повинности освобождались :

  • военные и их супруги;
  • учащиеся граждане до 25 и 23 лет с возрастом соответственно для мужчин и женщин;
  • получатели пенсионного обеспечения;
  • лица, признанные врачебной комиссией не способными воспитывать и содержать детей.

Закон о налоге предусматривал скидки . Если заработок составлял менее 150 рублей, сбор снижался до 5 рублей . Население села, входящее в состав колхозов отчисляло по 100 рублей в год за одного налогоплательщика. С неработающих и лиц, чей доход было невозможно установить, взималось 60 рублей в год.

В дальнейшем процентная ставка по налогу поднялась до 6% . Льготы остались для лиц с доходом ниже 91 рубля. Если гражданин зарабатывал менее 70 рублей, пошлина не уплачивалась. В 1949 сбор был увеличен для сельских жителей. Теперь, бездетный гражданин выплачивал 150 руб. в год. Если есть один ребенок, платил 50 руб. Если два – 25.

Существовали отдельные особенности налогообложения. Потерявшие в ходе ВОВ детей от налога освобождались. Иные лица после смерти ребенка продолжали отчислять процент заработной платы до момента повторных родов или усыновления.

Отмена налога за бездетность

К концу 80-х в налогообложении произошли послабления. Молодожены теперь в первый год после свадьбы от сбора освобождались. Начались разговоры об окончательной отмене. С лета 1990 года ставка налогообложения снижена для граждан с доходом менее 150 руб.

Очередным указом президиума с 1992 планировалась отмена сбора для состоявших в браке бездетных мужчин. С 1993 ожидалось полное прекращение выплат. Фактически налог на бездетность отменен с распадом СССР.

В России существует аналог похожего налогообложения. Определенный процент подоходного налога может быть возвращен гражданам, если они воспитывают одного или нескольких несовершеннолетних детей или подростков до 23 лет. При этом последние должны получать образование в профессиональных или высших учебных заведениях.

По существующему законодательству РФ стандартный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется гражданам в размерах:

  1. За первого ребенка – 1 400 руб.
  2. За второго – 1 400 руб.
  3. За третьего и последующих – 3 000 руб.
  4. За ребенка-инвалида – 12 000 руб.

Компенсация воспитывающим детей гражданам предоставляется в виде снижения НДФЛ на указанную выше сумму один раз в месяц.

Налог на бездетность в 2018-2019 года

Идея выделить сбор за бездетность в отдельный налог поднималась неоднократно. В 2003 г. депутат Чуев А. поднял в Госдуме вопрос возврата сбора за малодетность. Зимой 2013 г. протоиерей Смирнов Д. предложил возвратиться к прошлой практике и вернуть налог.

В 2015 г. президент России Путин В.В. заявил о нецелесообразности на данном этапе ввода налога по малосемейности и отложил вопрос на более удобное время. В 2017 институтом демографии, миграции и регионального развития в лице его главы Крупнова Ю. была разработана и отправлена на рассмотрение президента концепция. Ее суть: вернуть в России налог на бездетность в 2018 году или ближайшее время.

По концепции предлагалось вернуть сбор с малодетных, и на эти средства улучшить социальную помощь многодетным семьям путем:

  1. Выплаты ежемесячного пособия размером от 25 тыс. руб.
  2. Назначения увеличенной дотации до 100 тыс. руб. , если в семье более 8 детей.
  3. Предоставления жилищной помощи в увеличенном размере.

Схожее с концепцией предложение озвучил заместитель председателя московской думы Губенко Н. Он предложил вернуть налог, и на полученные средства повысить размер государственной помощи нуждающимся. Среди сторонников идеи можно выделить Жириновского В. обратившегося с таким предложением к президенту на очередной встрече представителей фракции Госдумы.

Однако предложение нашло отрицательный отклик в среде высокопоставленных чиновников. Уполномоченный по правам ребенка Кузнецова А. заявила, что проблему демографии нужно решать иными способами, а не вводом дополнительного налога. К примеру, повышением выплат по беременности и родам.

Отрицательно отнеслись к предложению Мизулина Е. и Топилин М. По словам члена совета федерации и министра труда подобные инициативы вредны и следует лучше уделять отдельное внимание нуждающимся, а не оказывать давление на отдельные категории граждан.

Охарактеризовать возможность ввода налога за бездетность можно словами главы российского правительства Медведева Д. По его заявлению, планов по введению такого налога нет .

Для оптимистов идеи немного вдохновляющими будут слова пресс-секретаря президента России Пескова Д. На заданный по теме вопрос он ответил, что с новой концепцией Кремль пока не ознакомлен, поэтому трудно комментировать возможность ввода налога за бездетность в 2017 году.

Заключение

В целях стимуляции рождаемости с начала 40-х в СССР был введен налог за бездетность и малосемейность. С небольшими изменениями по процентной ставке и условиям налогообложения этот сбор просуществовал до момента распада союза республик.

Основные выводы:

  1. Первоначальная процентная ставка по налогу – 5% .
  2. Изменения к 1949: увеличение процента сбора до 6% и повышение взносов для жителей села.
  3. К концу 80-х стали рассматриваться планы об отмене удержаний с дохода для бездетных граждан. Вводились дополнительные уступки в существующем налогообложении.
  4. В современной России неоднократно поднимается вопрос о возврате утраченной практики. Разрабатывается концепция и периодически выдвигаются на рассмотрение соответствующие законопроекты.
  5. Ожидается подача рассматриваемой концепции в Кремль на рассмотрение высокопоставленных чиновников.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогу на бездетность

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анна Петровна. Слышала, разрабатывается законопроект о вводе налога за бездетность. Какие последние новости по этой теме? Сколько ориентировочно может достигать сумма сбора, и с какого возраста начнут удерживать налог?

Ответ: Здравствуйте, Анна Петровна. Действительно разработана и дорабатывается концепция. Точно не определен процент удержаний с заработной платы по налогу, и с какого возраста начнутся удержания. Для понимания вопроса можно опереться на следующие предложения:

  • по законопроекту Чуева А. ожидалась процентная ставка 3-5% с дохода в зависимости от социального статуса плательщика;
  • депутат Титов Б. предлагал ввод двухпроцентного сбора для бездетных лиц, в возрасте от 20-25 лет .

Указанные предложения были отменены правительством. Ожидается очередной законопроект по разрабатываемой концепции.

Демографический кризис – комплекс явлений, приводящих к резкой убыли населения. В сложившейся ситуации рождаемость в стране падает ниже отметки, необходимой для воспроизводства. В большинстве стран данный факт воспринимается как кризис. Правительство всегда старалось использовать разные способы борьбы с данным явлением: устанавливался налог за бездетность в СССР, начислялись налоговые вычеты в РФ и другие.

Вконтакте

Демографическая наука

Демография – наука, в задачи которой входит изучение количества и состава населения в определенном регионе. Данная дисциплина весьма тесно связана с другими предметами – экономикой, социологией и психологией.

Как показывают исследования, население нашей планеты неуклонно растет. Так, за два века – в период с 1800 по 2000 год, его численность выросла с одного миллиарда до 6. Сейчас же, спустя всего 18 лет , это число составляет уже 17.5 млрд. Различные прогнозы утверждают, что скорость прироста будет только возрастать. В чем же причины столь быстрого увеличения популяции. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит оглянуться назад в историю.

Внимание! Первое упоминание о налоге на бездетность относится к IV веку до н.э. Соответствующий закон был принят в Древнем Риме с целью пополнения армии и казны государства.

Пропустим период античности и перейдем к более позднему периоду – средним векам. Как известно из школьного курса истории, данный этап характеризуется как упадочный в плане демографии. Борьба за власть породила длительный период войн между европейскими государствами. Результатом стал продолжительный экономический спад , вслед за которым пришел голод .

Также подробного рассмотрения заслуживает явление массовой неграмотности населения, которое привело к повышению уровня религиозности и дальнейшего усиления влияния католической церкви. Гонения на ученых привели к тому, что наука естественная уступила место науке религиозной — были утрачены знания о причинах возникновения инфекций и способах их лечения. Данные события привели к весьма трагическим последствиям. Одним из таковых является отсутствие канализации в городах средневековья, в результате чего бытовые нечистоты сливались прямо на улицы, что служило почвой для распространения крыс – переносчиков бубонной чумы.

Все это стало причиной того, что несмотря на высокий уровень рождаемости, уровень смертности был также весьма высок. Большое количество детей умирало либо из-за голода, либо из-за инфекционных заболеваний, которые попросту не умели лечить . Подобный баланс приводил к тому, что прирост популяции практически был равен нулю.

В более позднюю эпоху – Новое Время, уровень рождаемости оставался столь же высоким, но по другую сторону «баланса» ситуация в корне изменилась. Развитие медицинских наук весьма сильно снизило смертность от инфекционных заболеваний. Также заметное влияние оказало влияние индустриализации, доступность еды отодвинула проблему голода на второй план. В результате этого произошло событие, впоследствии получившее название «Демографический взрыв ».

Демографический кризис

Какие опасности таит в себе снижение численности населения и бездетности семей. Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, стоит внимательнее рассмотреть данную проблему. Главный аргумент, которого придерживается официальная власть – крайне негативное влияние демографического спада на экономику государства.

В защиту этого приводятся следующие доводы:

  1. Снижение уровня ВВП по причине нехватки рабочих.
  2. Закрытие детских садов и школ.
  3. Проблемы пенсионного обеспечения.
  4. Снижение оборонных резервов.

Однако некоторые социологи и политики придерживаются противоположной точки зрения на демографию, их аргументы также заслуживают внимания. Нехватка рабочих рук носит региональный характер и легко решается естественным способом в виде миграции. Говоря простым языком – закрытие предприятия в малом городе является проблемой лишь для его собственника, но не для государства . Ведь никто не запрещает открыть производство в крупном городе, где не наблюдается нехватка персонала.

Закрытие детских садов и школ является естественным процессом и не наносит вреда. Формально данные структуры следуют простейшему принципу спроса и предложения: большой численности населения с высоким количеством детей требуется соответствующее число школ. Соответственно, если популяция становится меньшей, то лишние школы можно и даже нужно закрыть. Вместо этого правительство проводит обратную политику – мотивирует демографический рост, чтобы «заткнуть» пустующие места.

Проблемы в пенсионной сфере, по утверждению различных публицистов, также должны решаться другим путем. Сегодняшняя модель обеспечения, по сути, представляет собой финансовую пирамиду: с каждым годом требуется все больше налогоплательщиков, чтобы обеспечить предыдущее поколение. В виде альтернативы предлагается отменить пенсионные отчисления и принять закон, позволяющий людям самостоятельно производить . В защиту подобного аргумента приводятся простейшие подсчеты, показывающие, что за трудовой стаж отдается больше пенсионных отчислений, чем впоследствии получается обратно в виде пенсии.

Решать проблему обороноспособности страны также предлагается за счет компетентного ведения политики, а не привлекать к этому население. Стоит отметить, что на данный момент российская армия является призывной, с незначительным числом контрактных сил. По мнению некоторых общественных деятелей, такая система является одной из форм рабства, так как это делается против воли гражданина. На данный момент предлагается два способа решения этого вопроса. Первый – налаживание дружеских отношений между государствами, что позволит сгладить напряжение и снизить вероятность конфликта.

Другой же, воспринимаемый большинством политиков как несерьезный, подразумевает под собой грамотную демографическую политику и ответственное планирование семьи. По мнению социологов, главная причина современных, а, возможно, и будущих войн – нехватка ресурсов и перенаселение Земли . Если государства обуздают свои амбиции и начнут проводить демографическую политику, направленную на снижение естественными способами численности населения до 1-2 миллиардов, то проблема нехватки ресурсов отпадет сама собой.

Таким образом, политики, экономисты и другие деятели разбились на два лагеря. Первые считают, что демографический кризис – опасное явление, с которым необходимо бороться. Вторые же убеждены, что различные негативные последствия демографического спада являются следствием некомпетентности и безответственности правительства, которое стало заложником логической ошибки, гласящей о том, что «больше, значит, лучше».

Методы борьбы с кризисом

Для решения проблемы демографического спада применяются различные подходы. В среде социологов их принято разделять на два типа. Если говорить доступным языком – «хорошие» и «плохие». Давайте рассмотрим их подробнее.

Под «хорошими» чаще всего подразумеваются мероприятия, направленные на повышение уровня жизни населения.

Например, к таковым нередко относят ответственное городское развитие:

  • наличие хорошо оплачиваемых рабочих мест;
  • развитый транспорт;
  • доступность детских садов и школ;
  • качественную медицина и государственную помощь на детей.

Подобные действия дают гражданам уверенность в завтрашнем дне и служат своеобразным мотиватором к тому, чтобы завести семью и детей.

Как это ни печально, подобные примеры встречаются весьма редко. Гораздо чаще различные государства идут по пути наиболее меньшего сопротивления, используя свой административный ресурс – власть, чтобы удовлетворить свои амбиции.

При этом права и желания граждан во внимание не принимаются. Одним из таких «плохих» подходов является налог на отсутствие детей. Болгария является первой страной в мире, которая ввела его. Произошло это в 1909 году. Когда отменили налог на малосемейность – не сообщается.

Италия в период правления диктатора Муссолини также применяла налог на холостяков. Помимо этого закон подразумевал ряд льгот для семейных граждан, имеющих ребенка. Схожие указы также имелись в Румынии, Польше и Монголии, а на данный момент идут обсуждения на тему принятия данных мер в Казахстане и Украине. Также стоит упомянуть Сингапур, где дело дошло до абсурда: было запрещено строительство однокомнатных квартир по причине того, что они крайне привлекательны для холостяков мужского пола.

Демографический кризис в СССР и РФ

Нетрудно заметить, что подобными мерами «промышляли» страны восточной Европы и Азии, где интересы государства стоят превыше свободы личности, а нарушения прав человека со стороны правительств носят весьма частый характер.

К сожалению, к таким странам относился и Советский Союз. Поначалу граждане выплачивали только подоходный налог в СССР в размере от 10 до 13 процентов. Но вскоре вторая мировая война нанесла сильный удар по населению, унеся жизни миллионов людей. Предстояло практически заново отстроить страну, но людей катастрофически не хватало. Налог на бездетность в СССР был введен в 1946 году для граждан от 20 лет. Поначалу он составлял 6% как для городского населения, так и для сельского. Однако впоследствии налог для сельского населения повысили.

В народе данный налог получил название, извиняемся за выражение, «налог на яйца». Причина заключалась в том, что женщины обязаны были выплачивать его только в том случае, если состоят в браке и не имеют ребенка. А вот с мужчин он взимался независимо от их семейного положения. Граждане смогли вздохнуть спокойно лишь с распадом СССР, когда в 1992 году отменили налог на бездетность.

Внимание! В конце 80-х годов была принята интересная поправка, по которой молодоженам давалась отсрочка от выплат налога на 1 год, чтобы они успели родить ребенка.

До этого времени подразумевалось, что женщина обязана родить ребенка сразу после свадьбы. В Российской Федерации на данный момент не имеется каких-либо прямых налогов. Однако, существует налоговый вычет – сумма, с которой не выплачивается подоходный налог. Сколько процентов же это.

Предоставляется вычет на следующих условиях:

  • первый ребенок – 1400 рублей;
  • второй ребенок – 1400 рублей;
  • третий ребенок 3000 рублей;
  • ребенок- – 12000 рублей для родителей и 6000 рублей для опекунов.

Внимание! Данные цифры отражают не размер суммы, которую вам вернут в случае рождения ребенка, а с которой не взимается подоходный налог – 13%.

Так, к примеру, если у вас 1 ребенок и зарплата в 10000 рублей, то подоходных налог будет взиматься лишь с суммы в 8600 рублей.
Полезное видео: о налоге на бездетность в СССР

Надеемся, после прочтения вы узнали что-то интересное и полезное для себя. Благодарим за уделенное время и спасибо за внимание!

  • женщины в возрасте 20-45 лет.
  • героям СССР;
  • орденоносцам;

Начиная с 80-х годов, налог продолжал трансформироваться. К примеру, молодожены могли в первый год после свадьбы получить льготы по налогу на бездетность. В те годы в народе даже ходила шутка о том, что дети должны появляться в семье на следующий день после свадьбы.

Такой вычет, представляющийся в виде льготы, на самом деле является освобождением от так называемого налога на бездетность в современном налогообложении.

Сколько процентов составлял налог на бездетность в СССР

Сколько же составляет фактический «налог на бездетность» сегодня? Те, кто не имеет детей и льготами не пользуется, отчисляет со своей заработной платы в среднем на 200-400 рублей больше. Конечно, это не ежемесячные 6-процентные удержания в бюджет, как во времена СССР, но по факту тот же сбор на отсутствие детей.

Первые предложения о возрождении такой традиции, как налог на бездетность, поступили еще в 2003 году от депутата Алексея Чуева. Он предложил взимать такой налог со всех мужчин и женщин, находящихся в детородном возрасте и имеющим «подходящее» для рождения малышей здоровья. Ставка планировалась в размере 3-5% от зарплаты.

Люди, период трудовой деятельности которых пришелся на времена существования СССР, еще помнят такой вид сбора с зарплаты, как налог на бездетность. Налог этот во многом противоречив. Им облагались все холостые работники, не имеющие детей.

Такой налог был призван существенно увеличить рождаемость, стимулировать молодое поколение к рождению детей. Особенно актуальна эта задача стала после окончания ВОВ, когда демографическая ситуация в стране была крайне неблагоприятной.

Нет детей? Заплати

Налог на бездетность начал действовать с 21 ноября 1941 года. Он являлся дополнительным сбором к НДФЛ. Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность в период СССР? Ставка по данному сбору равнялась 6%. Отчислять его должны были:

  • мужчины в возрасте 20-60 лет, не имеющие детей;
  • женщины в возрасте 20-45 лет.

Налог по современным меркам более чем дискриминационный. Во-первых, противоречива сама подоплека сбора: обязанность иметь детей вне зависимости от желания, уровня дохода, семейных обстоятельств и наличия собственной жилплощади налогоплательщика. Во-вторых, даже возрастная планка (для мужчин на 15 лет выше) дискриминирует сотрудников-женщин.

В некоторых случаях полагались льготы. Например, если сотрудник представляет справку о том, что по состоянию здоровья детей он иметь не может, налог разрешалось не уплачивать. Если зарплата в месяц была ниже 91 рубля, по налогу предоставлялись определенные льготы - уменьшенная в сравнении со стандартной (6%) ставка. Если же зарплата была ниже 70 рублей, сбор не удерживался вовсе. Льготы в виде уменьшенной ставки или полного освобождения полагались:

  • учащимся вузов до 25-летнего возраста;
  • героям СССР;
  • орденоносцам;
  • военнослужащим и членам их семьи;
  • родителям, чьи дети погибли во Второй мировой войне.

Налог начинался взиматься, как только сотрудник достигал определенного возраста или его единственный ребенок умирал. В то же время после рождения или усыновления малыша сбор прекращали вычитать из заработной платы.

Начиная с 80-х годов, налог продолжал трансформироваться. К примеру, молодожены могли в первый год после свадьбы получить льготы по налогу на бездетность.

Налог на бездетность в России в 2018 году. Рост демографии за счет налогов с холостяков?

В те годы в народе даже ходила шутка о том, что дети должны появляться в семье на следующий день после свадьбы.

Когда же отменили налог на бездетность для холостяков? Налог на бездетность постепенно уменьшался: в 1990 году его не взимали с тех налогоплательщиков, чья зарплата не дотягивала до планки в 150 рублей. С начала 1991 года сбор не применялся к женщинам, которые состояли в браке, пусть и бездетном. Планировалось полностью исключить сбор в 1993 году, но он прекратил свое существование сразу почти на 2 года раньше сразу после распада СССР.

Налог на бездетность сегодня

На данный момент в 2015 году налога на бездетность в России не существует. Однако де-факто он есть и скрыт в обычном подоходном налоге. Так, для людей имеющих детей предоставляются льготы (вычеты):

  • 1400 рублей на одного или двух малышей в семье (уменьшение базы для отчисления налога);
  • 3000 на третьего (следующего) ребенка или ребенка с инвалидностью.

Такой вычет, представляющийся в виде льготы, на самом деле является освобождением от так называемого налога на бездетность в современном налогообложении. Сколько же составляет фактический «налог на бездетность» сегодня? Те, кто не имеет детей и льготами не пользуется, отчисляет со своей заработной платы в среднем на 200-400 рублей больше. Конечно, это не ежемесячные 6-процентные удержания в бюджет, как во времена СССР, но по факту тот же сбор на отсутствие детей.

Первые предложения о возрождении такой традиции, как налог на бездетность, поступили еще в 2003 году от депутата Алексея Чуева. Он предложил взимать такой налог со всех мужчин и женщин, находящихся в детородном возрасте и имеющим «подходящее» для рождения малышей здоровья.

Налог на бездетность в СССР - описание налога, какие выплаты были

Ставка планировалась в размере 3-5% от зарплаты.

Чуть позже было выдвинуто альтернативное предложение - удерживать по 2% от доходов граждан 22-25 лет, зарплата которых составляет более 100 тысяч рублей ежемесячно. При этом не учитывалось, состоят ли такие налогоплательщики в браке или нет. Главным критерием необходимости отчисления являлась только бездетность.

Следующая попытка возродить сбор состоялась в 2006 году. Заместитель председателя комитета по охране здоровья Николай Герасименко выдвинул очередную инициативу о введении налога на отсутствие детей. Свои мысли он подкрепил статистическими данными, согласно которым в РФ официально считаются холостяками более 21 миллиона мужчин в возрасте от 18 до 65 лет.

Все попытки возродить сбор не привели к успеху. Почти 68% россиян такой сбор был признан крайне дискриминационным, нарушающим конституцию и просто бессмысленным. Согласно статистике, сегодня 87% семей в России имеют одного ребенка, только 3% - трое и более. Права малообеспеченных слоев населения и вовсе будут нарушены: не имея возможности содержать детей финансово, таким налогоплательщиком пришлось бы еще и уплачивать сбор за бездетность.

Специалисты по демографической ситуации считают, что введение налога не только не увеличит рождаемость (главная задача налога на бездетность), но и приведет к обратному эффекту. Куда более эффективным является начало выплат материнского капитала, выделение жилья молодым семьям, различные субсидии и льготы многодетным.

Закон налог на бездетность

О налоге на бездетность

О налоге на бездетность

Периодически встречаю в прессе и в социальных сетях обсуждения предложений ввести в России налог для бездетных. Перед праздниками на эту тему высказывался зампред Мосгордумы, сегодня отличился некий Институт демографии, миграции и регионального развития.

Сама мысль дифференцировать налоговое бремя в зависимости от семейного статуса не нова, существует в разных странах мира и, на мой взгляд, абсолютно нормальна. Содержать себя и иждивенца дороже, чем только себя, и, принимая решение обзавестись семьей, человек имеет право получить от социального государства некий бонус за расходы.

А вот реализовать идею можно по-разному. В СССР был налог на «бездетность» (о нем как раз и любят вспоминать демагоги от разных ведомств и организаций). В России за детей положен налоговый вычет по НДФЛ (при наличии одного ребенка размер уплачиваемого НДФЛ уменьшается на 182 рубля в месяц). Похожие вычеты есть и в других странах (например, в США и Германии), где речь идет о суммах другого порядка. В некоторых юрисдикциях лица, живущие в браке, могут платить меньше налогов, чем холостые (США).

Так или иначе, вопрос о выборе формы «налогового воздействия» на матримониальные планы граждан зависит от того, какую цель преследует государство. Если цель — собрать побольше налогов, то да, пожалуй, можно ввести и отдельный, специальный налог, как было в СССР.

Если же цель — стимулировать рождаемость, способствовать устройству сирот и упрочивать пресловутые «семейные ценности», разумнее не облагать налогом бездетных, а предоставлять за детей льготы в отношении уже имеющихся налогов.

Отдельно при обсуждении подобных инициатив встает вопрос о правах сексуальных меньшинств, семейные права которых по нашему законодательству отличаются от гетеросексуального большинства. Если серьезно разграничить уровень налогового бремени для сводобных и семейных, эта категория населения будет ущемлена в правах, а именно, в доступе к налоговых льготам. По этой, равно как и по ряду других причин, инициативы, направленные на дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от семейного положения, представляются мне малореализуемыми.

Налог на бездетность: в Россию может вернуться «платеж для холостяков»

С инициативой ввести налог на бездетность выступил глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов. Ранее сбор для сотрудников старше 20 лет, не имеющих детей, предлагали узаконить челябинские депутаты. Этот платеж не нов для России, в советское время «налог для холостяков» составлял 6% от заработка гражданина, который не обзавелся семьей. Да и сегодня в «замаскированной» форме он присутствует в фискальной системе страны.

Копейки бездетности

«В нашей стране есть налоговый вычет для лиц, имеющих ребенка. Родители имеют право занизить налоговую базу, написав соответствующее заявление своему работодателю. За одного или двух детей можно не платить налог с 1400 рублей своего дохода (182 рубля в месяц). При рождении третьего - налоговая база занижается еще на 3 000 рублей (390 рублей в месяц). То есть многодетный родитель не платит со своей зарплаты 754 рублей в месяц. Чаще всего своим правом на вычет пользуются родители-одиночки, которым разрешается увеличить вычет вдвое. Эти правила работают для родных пап и мам, а также усыновителей, попечителей и опекунов», - поясняет Сергей Литвиненко, адвокат компании «Налоговик». Алексей Кудрин: Надо избежать тупого увеличения налогов

То есть уже сегодня бездетные граждане платят больше налогов, чем родители. Но разница в платежах не так велика, поэтому возмущения это не вызывает. «Если налог на бездетность будет введен в том же размере, что существовал в СССР (от 3% или более), это мало поможет семьям, но серьезно обидит бездетных граждан. Особенно тех, кто не может родить ребенка по медицинским причинам», - говорит Вадим Ткаченко, руководитель юридического департамента «Градиент Альфа Инвестментс Групп», член рабочей группы Агентства стратегических инициатив.

Затратное материнство

Налог на бездетность увеличит и так не малые расходы тех людей, которые пытаются справиться с бесплодием. «Перед самой свадьбой мне сделали операцию и сообщили, что зачать ребенка естественным способом я не смогу. Мы потратили с мужем все сбережения на обследования и ЭКО. На эти деньги мы могли купить квартиру, но предпочли родить ребенка. И это не единичный случай, так поступают многие семьи, в которых дети по каким-то причинам не появляются просто так. Бездетность обходится очень дорого. И мне хочется сказать, тем, кто планирует ввести такой налог: я не против, давайте введем, но прежде сделаем качественную бесплатную репродуктивную медицину, чтобы дети появились у всех, кто хочет их иметь», - рассказывает Елена Петрова.

Согласно статистическим данным сегодня в России бесплодными признаны 6 млн. женщин и 4 млн. мужчин. Это около 15% всех семейных пар. При этом ежегодно, количество россиян, которые не могут иметь детей, увеличивается в среднем на 250 тыс. человек. Вместо того чтобы помочь этим людям, государство собирается обложить их дополнительными платежами.

Трудовые резервы

В первую очередь идеей ввести закон на бездетность возмущены женщины трудоспособного возраста. Ведь работодатели крайне редко поддерживают желание сотрудниц иметь ребенка. Часто они обсуждают этот момент еще на собеседовании.

Налог за бездетность – трансформации со времен СССР и до наших дней

«Когда мне было 20, меня не хотели брать на работу, потому что я скоро выйду замуж и решу рожать. Мне 30, вопрос при трудоустройстве задают все тот же. Мы трудимся, потому что от нас требуют начальники: работать, а не рожать. Налог станет дополнительным оброком, но ситуации на рынке труда не изменит», - считает сотрудница московской фирмы Ирина Сидорова.

Очевидно, что налог не заставит женщин, которые не имеют детей, срочно исправить ситуацию. Поможет пополнить казну - возможно, дать дополнительные деньги сиротам - возможно. Но совершенно точно не скажется на рождаемости и популяризации семейных ценностей.

Налог на холостяков является одним из интереснейших эпизодов в истории отечественного налогообложения. Подобный платеж в пользу государственного бюджета был введен в период Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года. Этот уникальный элемент налоговой системы просуществовал более половины века и был ликвидирован в связи с распадом СССР в январе 1992 года.

Оправданием для введения налога стала необходимость аккумуляции средств бездетных граждан в единый фонд, из которого осуществлялось финансирование детских дошкольных учреждений, оказывалась помощь многодетным семьям и одиноким матерям. Однако цель преследуемая властями на самом деле заключалась в стремлении повысить уровень рождаемости в стране.

Сексуальное раскрепощение 20-30 годов 20 века окончательно дискредитировало институт семьи и породило когорту людей, предпочитающих не обременять себя рождением и воспитанием детей. Обязанность по уплате налога, согласно указам Президиума Верховного Совета СССР, возлагалась на мужчин в возрасте от 20 до 50 лет и женщин в возрасте от 20 до 45 лет.

Под действие нормативных актов попадали только замужние дамы, в то время как семейный статус мужчины не имел какого-либо значения. Интересно, что в советское время налог имел дифференцированную ставку и напрямую зависел от текущего уровня дохода налогоплательщика:

— минимальная ставка налога применялась в отношении заработной платы в размере 90 рублей за месяц;

— доходы свыше 90 рублей облагались по ставке 6 процентов;

— граждане, получавшие мизерную оплату в сумме менее 70 рублей, освобождались от уплаты обязательного сбора;

— представители творческих профессий не имели льгот по налогу и уплачивали его по ставке 6 процентов.

Граждане, имеющие заслуги перед советским государством получали освобождение от внесения налогового платежа. К такой категории относились Герои СССР, лица награжденные орденами и медалями, герои ВОВ, люди имеющие инвалидность.

Молодоженам предоставлялся льготный период в течение одного года, когда они могли игнорировать налог на холостяков. Своеобразное налоговое бремя неоднозначно воспринималось как советским, так и западным обществом. Сторонники налога на холостяков утверждали, что подобные платежи позволяют решить некоторые финансовые проблемы государства и увеличить рождаемость. Противники акцентировали внимание на лишение советского человека свободы выбора в отношении института семьи. Нет согласия в этом вопросе и среди современных политиков. Недавний закон «Димы Яковлева» привел к обсуждению идеи введения налога на бездетность с целью финансирования жизнедеятельности детей, воспитывающихся без родителей.

Представитель Русской православной церкви Д.Смирнов высказался за введение фискального платежа для чайлдфри. Большинство экспертов считает, что эта мера вряд ли станет достойной поддержкой детским домам и усилит процесс демографического роста. Она лишь создаст определенную категорию граждан, которые должны будут платить установленную плату за свои убеждения или невозможность иметь детей по состоянию здоровья.

Налог на холостяков являлся отличной возможностью пополнить казну государства, но не был и не сможет стать популяризатором семейных ценностей и достойной поддержкой для детских учреждений. Данный платеж первоначально был вынужденной необходимостью для советской власти. Он позволил закрыть бюджетные дыры и обратить пристальное внимание общественности на тему детства и связанных с ним масштабных проблем. Государство введением налога продемонстрировало определенную неспособность решать проблемы пополнения будущих поколений.

Интересный способ решения демографической проблемы в РФ предложил Юрий Крупнов, директор Института демографии, миграции и регионального развития. Он составил проект закона о многодетных семьях и направил его Владимиру Путину. По мнению Крупнова, его идеи помогут исправить демографическую ситуацию до 2030 года.

Проект уже подвергся критике из-за предложения ввести специальный налог для бездетных семей и тех семей, которые имеют одного ребенка. Деньги не планируется взимать только с тех людей, которые не могут завести детей по медицинским показаниям. Размер налога пока что неизвестен. Зато в проекте подсчитано, сколько денег требуется для мер материальной поддержки многодетных семей. Скорее всего, как раз эти расходы полностью или частично должен компенсировать новый налог.

В проекте также содержится предложение о создании так называемого «Фонда будущего». Это Государственный фонд поддержки многодетных семей, бюджет которого будет сформирован из федеральных (0,01%), региональных (0,5%) средств, а также налога в пользу будущего в размере 1%. Кроме того, в Фонд планируется направлять 2% прибыли от продажи сырьевых ресурсов.

Юрий Крупнов предложил ввести три категории для многодетных семей:

  • Малоимущие семьи, находящиеся на государственном обеспечении.
  • Зажиточные семьи, находящиеся на частичном государственном обеспечении.
  • Состоятельные семьи.

В концепции многодетной названа семья, являющаяся полной (в том числе и та, в которой умер один из супругов), а также имеющая не менее трех детей. Младший ребенок при этом не может иметь возраст старше 18 лет.

Юрий Крупнов предлагает устанавливать размер ежемесячного пособия многодетной семье в соответствии с количеством детей:

  • 3-4 ребенка - 25000 рублей.
  • 5-7 детей - 45000 рублей.
  • 8 и более детей - 100000 рублей.

Предполагается, что такое разделение поможет распределять финансы оптимально. А вот семьи с двумя детьми в данном проекте считаются малодетными. Соответственно, ожидать государственной поддержки им не стоит. Наоборот - придется платить налог «на малодетность».

Сейчас многодетными признаны 6,5% семей в РФ. В них живет 20% всех детей страны.

Другие нововведения, предложенные в проекте концепции ФЗ «О статусе многодетных семей»:

  • Многодетные семьи имеют право на получение земельного участка с коммуникациями под строительство.
  • Воспитание детей приравнивается к трудовой деятельности.
  • При рождении четвертого и каждого последующего ребенка государство компенсирует 20% ипотечного кредита.
  • Многодетных пап награждают орденом «Заслуженный отец России», предоставляют скидки на приобретение автомобиля и различные льготы.

Уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова считает, что для улучшения демографической ситуации наиболее эффективными являются меры, направленные на поддержку института семьи. Но важно, чтобы принятые законы действительно работали, а не только оставались на бумаге.

Специалист Высшей школы экономики Андрей Коротаев считает, что нельзя сразу же вводить налог «на малодетность» во всей стране. Сначала следует запустить пилотный проект, а в случае его успеха расширить инициативу. Также Коротаев отмечает, что эффективными для улучшения демографической ситуации всегда были меры по улучшению жилищных условий.