Сферы и звенья финансовой системы рф. Функции Министерства финансов РФ. расследование налоговых преступлений

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям.

Исходя из специфики финансовых отношений, их делят на 2 крупные сферы:

  1. Финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. Общегосударственные финансы (централизованные).

Внутри этих сфер выделяют ряд звеньев. Определяющим признаком для выделения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений.

И таких крупных субъектов в любом государстве 2:

  1. Субъекты хозяйствования;
  2. Государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между предприятиями по поводу купли-продажи продукции, предприятиями и вышестоящими организациями по поводу образования централизованных фондов, предприятиями и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и получения средств из бюджета, предприятиями и учреждениями банков по поводу получения кредита, его погашения и выплаты процентов.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы хозяйствующих субъектов - это главная сфера финансовой системы и основа общегосударственных финансов. Это связано с тем, что решающая доля национального дохода страны создаётся на предприятиях в процессе производства и которые являются главным источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий включают финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материальной сферы непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятия. Именно здесь создаётся главная часть финансовых ресурсов и весомая доля их с помощью налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Финансы предприятий материального производства включают звенья, которые классифицируются по отраслевой направленности. это финансы отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовки.

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:

  1. финансы образования;
  2. финансы культуры;
  3. финансы здравоохранения и физической культуры;
  4. финансы науки и научного обслуживания;
  5. финансы пассажирского транспорта;
  6. финансы ЖКХ и бытового обслуживания;
  7. финансы общественных организаций;
  8. финансы обороны страны и т.д.

В составе этих 2 групп финансов различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.


Финансы хозяйствующих субъектов с учётом организационно-правовых обстоятельств и в соответствии с гражданским кодексом РБ подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций .

В зависимости от размеров предприятия различают финансы крупных и малых предприятий.

Размер предприятия зависит от численности работников.

В связи с тем что учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги, у них появились элементы коммерческой деятельности, а поэтому их подразделяют на 3 группы:

  1. Финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (коммерческие банки, организации бытового обслуживания, ВУЗы, страховые организации и др.);
  2. Финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные ВУЗы, медицинские учреждения и др.);
  3. Финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.).

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включается государственный бюджет (республиканский и местные), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды и государственный кредит.

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов и расходов.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры.

Основным источником формирования бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части бюджета указываются конкретные направления использования бюджетных средств и их количественные параметры.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны и материальном уровне населения.

При составлении бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности - расходы не должны превышать доходы.

В том случае, если расходы превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит. Это говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.

Нормальным считается дефицит бюджета по отношению к ВВП - 2-3 %, по отношению к национальному доходу - 5 % и по отношению к расходной части - 8-10 %.

Следует отметить, что государственный бюджет является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.

В состав государственного бюджета (республиканского) включаются бюджеты областей и города Минска, которые в совокупности составляют консолидированный бюджет страны.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Вызвано это рядом причин и, прежде всего, ограниченностью финансовых ресурсов. Формирование бюджетных и внебюджетных фондов позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются по целевому назначению.

По своему экономическому содержанию эти фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Мобилизация и использование средств данных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с этим их выделяют в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование данных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений в эти фонды, как правило, включаются в себестоимость продукции, а некоторые из них устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджетные и внебюджетные фонды отделены от бюджета и имеют некоторую самостоятельность.

Общее число бюджетных и внебюджетных фондов определяется правительством.

В РБ в связи с тем, что контроль за расходованием средств этих фондов был недостаточным, некоторые из них были отменены, а другие с 1998 года включены в состав республиканского бюджета.

С 2004 года в состав бюджета включен ФСЗН .

Согласно законодательству, областные и Минский городской советы депутатов могут также формировать целевые бюджетные и внебюджетные фонды (инновационный фонд).

Порядок формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком эти фонды имеют целевое назначение, из этого следует, что использование средств фондов осуществляется в полном объеме.

Государственный кредит.

Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заёмщиком денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета для выполнения функций государства и наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется госкредит, размещенный внутри страны. Если госкредит размещен в других странах, то это внешний кредит.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами, или финансовый аппарат. Финансовый аппарат - это третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РБ (Ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат (Палата представителей и Совет республики).

Представительные органы в лице Национального собрания рассматривают, обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают Законы о бюджете, о налогах и других сборах в пределах полномочий, определенных Конституцией РБ.

Наряду с Парламентом управление финансами и финансовой системой осуществляет Президент в форме законов, указов, декретов. Они имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РБ. Согласно Ст.107 Конституции РБ, оно разрабатывает и представляет Президенту до внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении и обеспечивает проведение финансовой, кредитной и денежной политики, а также издаёт постановления и распоряжения по финансовым вопросам.

Кроме высших органов государственной исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы:

Министерство финансов;

Министерство по налогам и сборам;

Государственный таможенный комитет;

Комитет по ценным бумагам;

Финансовые управления отраслевых министерств;

Финансовые отделы субъектов хозяйствования.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением «О Министерстве финансов РБ», которое утверждено Советом министров РБ.

Особенность данной сферы финансовой системы состоит в том, что она является частью государственного аппарата, а его нельзя включать в состав финансовых отношений.

Финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения. Он организует из так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на всю экономику страны.

Финансовый рынок.

Переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка. Объективными предпосылками его необходимости являются:

1. Наличие конкуренции, которая требует постоянного совершенствования производственного и интеллектуального потенциала субъектов хозяйствования;

2. Несовпадение потребностей в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этих потребностей.

Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, обеспечивающих мобилизацию, распределение, куплю-продажу и эффективное использование временно свободных финансовых средств и перемещение капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода.

Существует прямая связь между уровнем доходности и степенью риска.

Понятие «финансовый рынок» является собирательным, т.к. в зависимости от критериев он представляет собой систему отдельных видов финансовых рынков.

I. По региональному критерию:

1. Мировой;

2. Национальный;

3. Региональный.

II. По степени вмешательства государства :

1. Свободный;

2. Регулируемый.

III. По срочности реализации сделок:

1. Рынок с немедленной реализацией сделок;

2. Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде.

IV. По критерию условий обращения финансовых инструментов:

1. Первичный;

2. Вторичный.

V. По критерию организационной формы функционирования:

1. Организованный (биржевой);

2. Неорганизованный (внебиржевой).

VI. По критерию видов обращающихся финансовых активов :

1. Денежно-валютный;

2. Рынок капитала.

Финансы хоз. субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Это основная сфера финансовой системы государства, именно она обеспечивает наибольшие поступления ДС в гос. бюджет страны и от этой сферы во многом зависит экономическое развитие страны.

Финансы хоз. субъектов включают денежные отношения, кот. возникают между: предприятиями, предприятиями и вышестоящими органами, предприятиями и входящими в них структурными подразделениями, предприятиями и гос. бюджетом, предприятиями и учреждениями банков и т.д.

Весомая доля этих фин. ресурсов посредством налогов напр-ся на формирование доходной части гос. бюджета.

Функционирование организаций основано на ряде принципов, в соотв. с кот. они разраб. свою финансовую политику:

a) плановости

b) деление средств в обороте на собственные и заёмные

c) образование фин-х резервов

d) самоокупаемость, самофинансирование

e) принцип материальной ответственности

f) диверсификация

g) целевая направленность

h) разделение средств основной деят-ти и капитала на вложения.

Первая подсфера сферы финансов хоз. субъектов– финансы организаций материального производства. Здесь создаётся наиб. значимая часть фин-х ресурсов предприятий.

Звенья этой подсферы определяются в соотв-ии с отраслевым делением экономики:

· торговли

· промышленности

· грузового транспорта

Финансы в зависимости от форм собст-ти могут быть:

· основанные на гос собст-ти (преобл. в РБ)

· основанные на частной собст-ти (в РБ в переспективе)

По организационно-правовым обстоятельствам:

· коммерческих организаций

· некоммерческих организаций

От размера предприятия финансы:

· малых предприятий

· крупных предприятий

· средних предприятий

От гос. собственности финансы:

· республиканской собст-ти

· коммунальной собст-ти

Вторая подсфера – финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы. Сюда относятся след. звенья:

· финансы учрежд. образ-я

· финансы здравоохранения

· финансы науки

· финансы культуры

· финансы обороны

Финансы учреждений, организаций непроизводственной сферы подразделяются на:

4) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на коммерческой основе

5) Финансы учрежд. и организ. функционирующих на частично коммерческой основе

6) Финансы учрежд. и организ. функционирующих полностью финансируемых и гос. бюджета

Общегосударственные финансы и их содержание.

Одна из сфер в финансовой системе государства – это централизованные финансы.

Централизованные финансы – это система денежных отношений, возникающих по поводу формирования централизованных фондов ДС и использованию их для выполнения функций государства путём распределения и перераспределения нац. дохода, созданного субъектами хозяйствования.

Выделяют 2 уровня централизации:

· республиканский

· региональный

Звенья общегос-х финансов:

· гос. бюджет

· внебюджетные фонды

· гос. кредит

а) Гос-й бюджет – ведущее звено фин-й системы. С его помощью гос-во концентрирует значит. часть фин-х ресурсов. Бюджет состоит из 2-х взаимосвяз-х частей: расходной и доходной. В бюджет страны поступаю ДС от населения, организаций в виде налогов, сборов, платежей, они составляют доходы бюджета и направляются на финансирование общегосударственных расходов, поддержку отраслей экономики, оборону и т.д. Бюджет РБ включает: бюджеты областей и бюджеты г. Минска, которые вместе образуют консолидированный бюджет.

Бюджет рассматривается с 3-х позиций:

2) Бюджет – основной централизованный фонд ДС государства, его фин-я база.

3) Главный фин-й план государства (Утверждается ежегодно и имеет силу закона. является обязат. для исполнения всеми организациями и населением)

б) Внебюджетные фонды

Появились, т.к. существовала нехватка бюджетных ресурсов. Их число в каждом государстве определяется правительством. Они отделены от бюджета.

Внебюджетные фонды – ср-ва правит-ва и месных органов власти, предназнач. для финансирования расходов, не включённых в бюджет.

Формирование этих фондов позволяет привлечь доп. ресурсы.

ДС этих фондов идут на:

· пенсионное обеспечение

· решение проблем занятости

· мед. страхование

· поддержка развития приоритетных отраслей экономики

IV. Гос. кредит

Посредством его осущ-ся накопление доп-х фин. ресурсов государства за счёт мобилизации свободных ДС организаций, населения и т.д.

Гос. кредит – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и иными субъектами – резидентами и нерезидентами-, по поводу движения заёмных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государство в этом случае может выступать как заёмщиком, так и кредитором.

Гос-во может занимать на:

· внешнем рынке

· на внутреннем рынке


Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.

Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов, Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

1. Некоммерческое (государственное страхование)

1. Социальное страхование

2. Личное страхование

3. Имущественное страхование

4. Страхование ответственности

5. Страхование предпринимательских рисков

1)социальное

3)имущественное

4)ответственности

5)предпринимательских рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

1)Коммерческие предприятие и организации

2)Некоммерческие организации

3)Финансовые посредники

Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

1)финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

2)финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность

3)финансы общественных объединений

По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:

1)финансы коммерческих организаций

2)финансы некоммерческих организаций

3)финансы предпринимателя без образования юридического лица

4)финансы домохозяйств

Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

Родионова в составе государственных финансов выделила:

1)государственный бюджет

2)Внебюджетные фонды

3)Государственный кредит

Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:

1)государственный бюджет

2)внебюджетные фонды

3)государственный кредит

4)фонды страхования

5)фондовый рынок

Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.


15. Финансовая политика, её содержание, цели и задачи.

Любые финансовые отношения организуются государством.

Финансовая политика – намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Фин-я политика – составная часть эк-ой политики государства.

В фин-ой политике отражаются главные направления развития народного хоз-ва, разрабатывается и реализуется механизм регулирования и стимулирования соц.-эк. процессов.

Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деят-ти государства.

Её реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и др. фин. инструментов и институтов.

Фин. политика должна быть направлена на:

o обеспечение устойчивого эк. роста

o способствовать укреплению и развитию внешнеэ-х связей

1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий год.

3) осуществление практич. действий, направленных на достижение осн-х целей.

Главный субъект фин-ой политики – гос-во, кот. разрабатывает стратегию фин. развития, опред. задачи, средства и пути достижения этих целей.

Финансы – это элемент базиса, т.к. объективны и независимы, а фин-ая политика – это сознательная деят-ть и относится к надстройке.

Фин. политика не является постоянной, а меняется в соответствии с потребностями и развитием общ-ва.

Фин. политика требует законодательного оформления. Так, МинФин и НБ РБ разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики и готовят инструкции, нормативные док-ты.

Цели фин. политики:

· наиболее полная мобилизация фин-х ресурсов и соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общ-ва.

· увлечение бюджетной обеспеченности жителей.

· повышение ур-ня доходов на душу населения

· обеспечение соц. нормативов ур-ня жизни

Основные задачи фин-ой политики:

Ø Соответствие объективным эк. законам

Ø Финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическая стабилизация

Ø Отбор источников мобилизации фин-х ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения

Ø Рациональное распределение и исп-е фин. ресурсов

Ø Концентрация фин-х ресурсов на важнейших напр-х эк. и соц. развития

Ø Сбалансированность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики

Ø Уменьшение дефицита гос. бюджета

Ø Либерализация вэд

Ø Активизация процессов разгосударствления и приватизации

Ø Унификация отечественного финансового зак-ва с зак-вом РФ

Фин. политика в зависимости от длительности может быть:

1) Финансовая стратегия

2) Финансовая тактика

Эти эл-ты взаимосвязаны, а тактика подчинена стратегии.

Фин. стратегия – это долговременный курс фин. политики, предусм-й решение крупномасштабных задач, рассчитана на перспективу.

Фин. тактика рассчитана на решение конкретного этапа развития государства, исходит из текущих потребностей стран.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.



Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

2.2 Федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

2.3 Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Государственный фонд занятости населения РоссийскойФедерации, следовательно.

Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 «О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан» Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

2.4 Государственный кредит

Государственный кредит - это часть государственных финансов.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с дру­гой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщи­ка, кредитора и гаранта.

Гарантом государство является тогда, когда оно берет на се­бя ответственность за погашение займов и выполнение других обяза­тельств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.

В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денеж­ные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышлен­ности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.

В качестве подсистемы государственной финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизован­ных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной зна­чимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. Положительное действие фи­скальной функции государственного кредита состоит в более равно­мерном распределении налогового бремени во времени.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

1. абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

2. объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

3. объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1) кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);

3) страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);

4) выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);

5) выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);

6) закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);

7) выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государ­ственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финан­совых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства. Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.

Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

· по месту размещения: внутренние и внешние;

· по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;

· по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные;

· в мировой практике по сроку погашения выделяют: кратко­срочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет).

· по наличию заклада: закладные (например, под государ­ственные пакеты акций) и беззакладные;

· по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процент­ные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;

· по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим доходом, объявляемым заемщиком-государством в зависи­мости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;

· по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового;

· по виду погашения: с единовременным погашением или с возможностью погашения по частям.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Управление государственным кредитом в широком смыс­ле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критери­ям и является частью государственной финансовой политики.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:

· оценка емкости различных сегментов рынка;

· определение привлекательных для инвесторов и выгодных го­сударству условий размещения ценных бумаг;

· оценка возможности достижения поставленных перед эмисси­ей целей и определение наиболее выгодных (оптимальных) для го­сударства условий размещения ценных бумаг;

· позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;

· установление перечня жестких правовых ограничений на возможные действия мошенников, хакеров (при электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

· проведение маркетинговых мысленных и рыночных эксперимен­тов по размещению пробных эмиссий новых ценных бумаг и другое.

Задачи управления государственным кредитом включают:

· поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государ­ственного кредита;

· организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;

· мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;

· регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;

· минимизацию стоимости технического обслуживания долга;

· мотивирование и управление персоналом, обслуживающим го­сударственный кредит;

· экономическое и административное управление, мотивирование активности дилеров по размещению этих бумаг и др.

· В зависимости от целей, инструментов, методов осуществле­ния государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

2.5 Фонды страхования

Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:

· централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

· фонд самострахования создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.

В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.

Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность в создании фонда риска для осуществления деятельности в условиях неблагоприятной эконо­мической конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные хо­зяйствующие субъекты несут имущественную ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом «О предприятии и предпринимательской деятельности», Положением «Об акци­онерных обществах» обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов
и финансовых потерь. С позиций экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда должны
находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,
финансовых обязательств и т.д.).

Страховой фонд страховщика создается непосредственно за
счет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных
граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).

Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как позволяет достигать высокой эффективности в
использования средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Для выполнения принятых страховых обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые для
предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую ответственность за выполнение условий договора страхования, он должен гарантировать своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика. Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой организации определенных резервных фондов.

В основе функционирования страховых фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных форм, учет экономических интересов всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых фондов появляются дополнительные стимулы к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

2.6 Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уро­вень и составляют основу финансовой системы страны. Это децент­рализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделения­ми и видами деятельности одного юридического лица с определен­ной целью или некоторым множеством целей (адаптации к измене­нию рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, уско­рения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

Основными группами затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

· прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

· доходы от внереализационных операций.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

· доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

· суммы, полученные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной системы.

Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ас­сортимента и качества продукции.

Государством установлены основополагающие принципы рас­пределения прибыли и очередность:

· выполнения обязательств по оплате труда;

· выполнения финансовых обязательств перед государством;

· стимулирования разработки новых товаров, конкурентоспособ­ных на международных рынках;

· развития производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразно­сти. При этом руководствуются принципами:

1) использования всей чистой прибыли или ее части;

2) отражения операций по финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как исполь­зование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (внефондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертво­вания, средства бюджета, средства централизованных фондов выше­стоящих организаций и добровольных объединений).

Фонд накопления используется на приобретение и строи­тельство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подго­товку и переподготовку кадров.

Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.

Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками формирования Уставного капитала могут выступать:

Бюджетные ассигнования;

Средства централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

Акционерный капитал;

Вклады других предприятий и др.

Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный ха­рактер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно ис