Проверка финансово-хозяиственной деятельности: аудит ТСЖ контролирующими органами. Прокуратура против ТСЖ: кто кого

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать её? Данный правовой инструмент является эффективным механизмом проверки деятельности такой некоммерческой организации. Разумеется, когда она назначается со стороны посторонних лиц, то необходимо разрешение управляющего органа организации. Однако в случаях, когда проверка подобного рода инициируется изнутри организации, действуют совершенно иные правила. Это является одним из способов, как проверить деятельность ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Аудиторская проверка, как правило, назначается с целью изучения финансового состояния той или иной организации. Законодательством, да и на практике данный инструмент обозначен в качестве необходимого и эффективного механизма выявления финансового состояния того или иного предприятия. Наиболее распространено такое явление среди коммерческих организаций, но по желанию заинтересованных лиц она может быть проведена и в некоммерческого типа организациях.

Так в чём же заключается суть данной проверки? Она подразумевает под собой в первую очередь проверку документации, которая ведётся каждой организацией и отражает её хозяйственную деятельность. На практике она назначается контрагентами предприятия при согласии управляющего органа предприятия с целью выявления рентабельности проверяемой организации. Однако в случае с ТСЖ целью такой проверки является правильное и грамотное расходование средств, которые, по сути, являются деньгами участников организации.

Путём аудиторской проверки можно выявить следующие обстоятельства:

  • порядок начисления долгов и счетов по коммунальным услугам, а также правильность такого начисления;
  • узнать об эффективности тех или иных решений управляющих органов организации;
  • оценить финансовое состояние ТСЖ;
  • узнать о возможности признания действий управляющих органов неэффективными и оспорить их;
  • проверить правильность ведения бухгалтерской документации.

Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией, оно всё же ведёт хозяйственную деятельность.

В данной деятельности ей приходится распоряжаться определёнными денежными средствами и взаимодействовать с иными субъектами, характер существования которых является коммерческим.

К тому же правильность ведения бухгалтерской документации является гарантом законности деятельности тех или иных ответственных лиц организации, так что элемент криминального характера также может быть выявлен при помощи аудиторской проверки.

Проверяет в основном уполномоченный специалист, но допускается проведение проверок со стороны обычных жильцов, т. е. они выступают аудиторами. Ведь стоимость услуг частного аудитора зачастую весьма высока.


Во всех случаях за работу в товариществе и ошибки, допускаемые в ходе работы, ответственность несёт председатель данной организации.

Однако в целях выявления ошибок в работе организации нижеследующий перечень лиц может назначить проведение проверки аудиторами:
  • председатель ТСЖ;
  • члены товарищества;
  • собственники квартир.

Таким образом, вне зависимости от того, является лицо членом товарищества, занимает ли оно в нём какую-либо должность, будучи собственником объекта недвижимости под управлением товарищества это лицо правомочно назначить аудиторскую проверку. Но в большинстве случаев такая ревизия назначается председателем организации.

По общему правилу, порядок назначения аудиторской проверки устанавливается . Однако отсутствие указаний в уставе не лишает указанных выше лиц права требовать назначения аудиторской проверки. Так, жилищным законодательством закреплено их право требовать от председателя ТСЖ, а также иного управляющего органа проведения проверки финансового состояния организации, а также состояния бухгалтерской документации.

Если законными доводами убедить председателя либо иную управляющую структуру ТСЖ в необходимости проведения проверки не удалось, то вопрос можно решить в судебном порядке. Однако данный порядок очень долгий и не всегда эффективный. Для этого существует процедура созыва внеочередного . Предоставив на нём убедительные доводы в необходимости проверки можно добиться своего.

Как правило, решение общего собрания ТСЖ является обязательным как для председателя, иного органа управления, так и для любого другого члена товарищества. Таким образом, председатель ТСЖ является основным инициатором аудиторской проверки.


Перед тем как провести ревизию, следует уведомить всех членов ТСЖ.

Любое заинтересованное лицо, в установленном законом порядке уполномоченное на затребование проведения аудиторской проверки ТСЖ, должен пройти следующие этапы, чтобы добиться назначения соответствующей проверки:
  1. Ознакомиться с положениями устава ТСЖ, чтобы уяснить порядок назначения аудиторской проверки.
  2. Если по каким-либо основаниям права обычных членов ТСЖ или собственников жилья в назначении аудита ограничены, необходимо назначить общее собрание, по решению которого и будет проведена проверка.
  3. На общем собрании можно поднять вопрос об изменении порядка назначения аудита, упростить его и добиться своего желания контроля над деятельностью организации.
  4. В случае назначения аудита необходимо ознакомиться с заключением профессионального аудитора. Каждый член ТСЖ вправе самостоятельно ознакомиться со всеми документами бухгалтерии, а также затребовать финансовую отчётность и обоснование производимых ТСЖ расходов.
  5. Ознакомившись с результатами проверки, при обнаружении каких-либо ошибок необходимо созвать ещё одно собрание членов ТСЖ для обсуждения выявленных недостатков и принятия по ним решения. Один член ТСЖ самостоятельно принять решение не может.

Порядок судебного решения вопроса также закреплён в законодательстве. Однако в подобных делах эффективность судебного разбирательства несколько снижается, так как возникает необходимость участия всех членов товарищества, что осуществить на практике удаётся не всегда.

Председатель ТСЖ является ответственным за нормальное функционирование организации, вследствие чего ему даны определённые полномочия. Так, председатель обладает полномочием заключать от имени ТСЖ сделки с третьими лицами, в том числе и с коммерческими организациями, а значит, и распоряжаться имуществом товарищества. К примеру, сколько тратить на те или иные нужды.

Вместе с тем председателю нет необходимости каждый раз спрашивать разрешения жильцов. Ведь для этого необходимо будет созвать общее собрание, что не представляется желательным в связи с необходимостью оперативно решать некоторые вопросы хозяйственной деятельности ТСЖ.

По этой причине члены ТСЖ и собственники квартир зачастую настаивают на отчётности по деятельности председателя и этому служит аудит ТСЖ. Кстати говоря, председатель обязан отчитываться на общем собрании членов ТСЖ каждый год.

Однако некоторым жильцам этого может показаться недостаточно. В таких случаях они требуют проверки деятельности председателя.

Такая затея отличается следующими особенностями:
  • председатель сам должен быть заинтересован в проведении проверки, если он добросовестно выполнял свои обязанности (разумеется, если он не ворует);
  • собрание членов ТСЖ может назначить периодичность отчётности председателя чаще, чем это указано в законе;
  • результаты проверки могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении как председателя, так и других должностных лиц товарищества.

Таким образом, значение аудиторской проверки в качестве инструмента контроля над деятельностью управляющих ТСЖ лиц колоссальное. Так что не стоит им пренебрегать.

Обычно, целью проведения проверки является:
  • выявление расхождения между отчётными сведениями и фактическими данными;
  • выявление ошибок в ведении бухгалтерской документации;
  • выявление фактов преднамеренного нарушения норм законодательства.

В любом случае участие правоохранительных органов в разрешении споров, возникших вследствие проведения проверки, к примеру, в случае выявления факта воровства, является обязательным. Инициировать привлечение сотрудников данных органов может как сам председатель, проверивший деятельность товарищества, так и любое другое заинтересованное лицо.

Тем самым ответственными за правильную работу института ТСЖ признаются не только уполномоченные лица или организации, но также каждый житель многоквартирного дома. Так что не стоит относиться к товариществу как к придаточной организации и нужно стараться участвовать в деятельности организации, так как она функционирует в интересах каждого лица.

Ведь товарищество, будучи некоммерческой организацией, занимается распределением денежных средств, принадлежащих обычным жильцам.

Правильность данного распределения служит целям обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов ТСЖ, а также собственников квартир в пределах влияния того или иного товарищества.

Дата публикации: 23.01.2012

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТСЖ

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст. 66 - 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья?
Понятие ТСЖ раскрывается в ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией. Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества. То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере. Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится:
- вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ;
- обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
- принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТСЖ

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании. При этом число собственников жилых помещений, проголосовавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных "товарищей" на правонарушения. Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проголосовавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания. Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья "Гранд", что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп. 914, 915, 916, 917, количество лиц, проголосовавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).
Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов голосования, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам "товарищей".

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ...

Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут. То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.
А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?
Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться. Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше. Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество "за" и "против" создания ТСЖ. Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

ПРОКУРОРЫ ПРОТИВ ТСЖ

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст. 61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.
Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.
Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания.
В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проголосовали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проголосовали более 50% собственников жилых помещений.
В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в голосовании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания. Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 - 48, 136 и 146 ЖК РФ. По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного голосования, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.
Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ. То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.

После получения ключей собственникам жилья в многоквартирном доме предстоит выбрать управляющую организацию. Последняя призвана следить за порядком в здании, решать какие-либо важные вопросы. Наиболее популярной формой правления сегодня считается ТСЖ.

Товарищество собственников формируют непосредственно владельцы квартир. Каждый из них вправе знать, как и на что расходуются денежные средства членами правления ТСЖ. На данный вопрос призвана ответить независимая инспекция – аудит. Рассмотрим подробнее, как проверить деятельность объединения.

Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.

Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:

  1. Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
  2. Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
  3. Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.

Кто вправе проводить аудит

Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.

Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия

Представляет собой орган, в состав которого входят некоторые жильцы многоквартирного дома. При этом последние не должны быть задействованы в качестве членов правления ТСЖ.

Упоминание об указанной организации можно встретить в ст. 150 Жилищного Кодекса страны. По закону, комиссия не имеет права корректировать решения, принятые правлением товарищества. В ее обязанности входит ревизия и надзор за деятельностью .

Прокуратура

Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.

Методы контроля

Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.

Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:

  • Отчеты бухгалтерского отдела.
  • Результаты последней проведенной инвентаризации.
  • Отчеты по выполненным работам.

Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.

Выявление кражи

Вопрос о том, как проверить ТСЖ на воровство, является довольно актуальным. Желающий добиться правды может:

  • обратиться с жалобой в Прокуратуру;
  • провести самостоятельную проверку.

Юридически неподкованные жильцы вправе нанять специалистов, грамотная работа которых позволит выявить тех, кто ворует.

Осуществление проверки

Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:

  • Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
  • Проверяет списки инвентаризации.
  • Делает запрос сведений по бухгалтерии.

Собственно, цель проверяющей комиссии – обнаружить случаи незаконной растраты денежного фонда. Превышение должностных полномочий членами правления так же не останется без внимания. Иногда для получения информации достаточно побеседовать с жильцами дома.

Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.

Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.

Стоимость проверки

Нельзя назвать конкретную стоимость аудиторской проверки. Услуги комиссии оплачиваются в каждом случае индивидуально, исходя из имеющегося объема работы.

Зачастую капитал ТСЖ не превышает порог в 20 млн. руб. К тому же товарищество не может перейти на специфическую систему уплаты налогов. Стоимость аудита при таких условиях варьируется в пределах 25-70 тыс. руб. Более конкретную цифру назовут в выбранной компании.

Работа счетной комиссии

Счетная комиссия представляет собой орган, который на каждом проводимом собрании ТСЖ подсчитывает, сколько жильцов проголосовало. Ее образование может быть предусмотрено уставом товарищества. Если речь идет о заочном голосовании, члены счетной комиссии проводят поквартирный опрос.

Если возникли подозрения относительно работы членов правления ТСЖ, стоит позаботиться о тщательной проверке. Она может быть проведена как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. Оба варианта регламентированы действующим законодательством.